Методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры.



Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят в активности и самостоятельности играющих, коллективности действий и непрерывности изменений условий деятельности.

Деятельность играющих подчинена правилам игры. Эти правила регламентируют поведение и отношение играющих. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой.

Взаимоотношения между играющими определяются, прежде всего, содержанием игры. Различие в отношениях позволяет выделить две основные группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой промежуточных переходных игр.

Некомандные игры можно подразделить на игры с водящими и без водящих. Точно так же командные игры распадаются на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих; игры с поочерёдным участием (эстафеты).

Командные игры различаются и по форме единоборства играющих. Существуют игры без вступления в соприкосновение с «противником» и с вступлением с ним в борьбу. Более детальная классификация игр основывается на их делении по двигательным действиям. Различают игры: имитационные (с подражательными движениями); с перебежками; с преодолением препятствий; с мячом, палками и другими предметами; с сопротивлением; с ориентировкой (по слуховым и зрительным сигналам).

Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой возрастной группы характерны свои особенности в выборе и методике проведения игры.

Дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью и постоянной потребностью к движению. Однако при выборе игр нужно помнить, что организм младших школьников не готов к перенесению длительных напряжений. Их силы быстро истощаются и довольно быстро восполняются. Поэтому игры не должны быть слишком длительными; обязательно нужно делать паузы для отдыха.

Игры учащихся 5-8 классов заметно отличаются от игр младших школьников. Сокращаясь по количеству, они в то же время значительно усложняются по содержанию. Эти изменения объясняются особенностями возрастного развития. В их игровой деятельности ещё много элементов, характерных для предшествующего возрастного периода (приверженность к сюжетным играм, конфликтность в коллективе, острота реагирования на результат игры), но гораздо больше новых качественных изменений. Подростков интересуют игры со сложными сюжетами, отражающие дух героической романтики и открывающие возможности для самостоятельной творческой деятельности в игре. Их захватывает процесс сложного тактического единоборства. Постоянное стремление к соревнованию объясняет то предпочтение, которое подростки отдают спортивным играм и играм, близким к ним по содержанию. Их интересуют так же сложные эстафеты с преодолением препятствий, игры типа «задания» (где способ действия выбирают сами участники), игры с борьбой и сопротивлением, выручкой и взаимопомощью.

Юноши и девушки 9-11 классов достигают высокого уровня физического развития и обладают большим двигательным и игровым опытом. Здесь на первый план выдвигается спортивная подготовка. Использование подвижных игр помогает решению этой главной задачи. Играя, юноши и девушки главное внимание сосредоточивают на тактике и результатах своих действий. В выборе тактики и путей достижения победы они проявляют большую самостоятельность. Многие из них с удовольствием берут на себя роль руководителя, капитана команды.

Организуя обучение, преподаватель должен стремиться:

1. воспитывать у занимающихся высокие морально-волевые качества;

2. укреплять их здоровье и способствовать правильному физическому

развитию;3) содействовать формированию жизненно важных двигательных навыков и умений.

Важное условие успешной игровой деятельности заключается в ясности понимания содержания и правил игры. Это достигается наглядностью объяснения. Краткий, образный рассказ сюжета игры при необходимости дополняется показом отдельных приёмов и действий играющих. Объяснив главное, преподаватель начинает игру. Первая попытка позволит ему проверить, как дети поняли игру. Если необходимо, то игру сразу же останавливают для дополнительных разъяснений. В других случаях игру останавливают для введения мелких правил и исправления ошибок играющих.

Объяснять сразу всё содержание сложной игры бесполезно. Это только лишняя трата времени. Рекомендуется объяснять игру в несколько этапов:

1 этап – ознакомление с игрой (название, основной сюжет, основные правила). 2 этап – дальнейшее изучение правил. 3 этап – внесение изменений в содержание и правила игры.

Практическая деятельность преподавателя в любом случае состоит из нескольких элементов: 1) выбор игры,2) подготовка места и инвентаря,3) организация играющих,4) объяснение игры,5) руководство игрой,6) подведение итогов.

Выбор игры. Подготовка к проведению игры начинается с её выбора. При этом учитывается состав группы, форма предстоящего занятия и место проведения. Для каждой игры существует оптимальное число участников. Форма занятий так же предъявляет свои требования. То, что пригодно для урока, не подходит для перемены. Значительно влияет на выбор игры место проведения. В малом зале нельзя проводить игры, которые требуют неограниченной площадки. Точно так же нельзя провести игру, для которой нет необходимого инвентаря. Поэтому преподаватель должен обладать большим запасом игр, уметь их видоизменять и приспосабливать к конкретным условиям.

Подготовка места и инвентаря предусматривает: уборку помещения, расстановку снарядов, разметку площадки, подбор инвентаря, отличительных знаков. Хорошая подготовка повышает эмоциональное состояние занимающихся, вызывает желание быстрее начать игру.

Организация играющих включает в себя их расстановку при объяснении, выделение водящих, капитанов и помощников, распределение по командам.

Выбирать водящих и капитанов можно различными способами:

1. По назначению преподавателя.

2. По выбору занимающихся.

3. По результатам предыдущих игр.

4. По жребию.

Объяснение. Объяснять игру лучше в том построении, из которого она будет начинаться. При этом преподаватель должен занять такое место, с которого все бы его видели и слышали.

Руководство игрой – это самый трудный и вместе с тем решающий момент всей работы преподавателя. Только правильное управление ходом игры позволит достигнуть предполагаемого педагогического результата.

В руководство игрой входит: 1.Наблюдение за действиями участников и коллективов. 2.Исправление ошибок. 3. Указание правильного способа индивидуальных и коллективных действий. 4. Пресечение проявлений индивидуализма, грубости и прочего неправильного отношения к товарищам. 5. Регулирование нагрузки. 6. Стимулирование необходимого уровня соревнования на протяжении всей игры.

Одно из главных задач преподавателя – дозирование нагрузки в игре. Высокая эмоциональность игровой деятельности затрудняет контроль за своим состоянием.

Заканчивать игру нужно своевременно.

13.

Прежде всего необходимо дать определение термину физическая нагрузка. Это определённая мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Следует рассказать, что доза нагрузки — это её величина, измеряемая параметрами объёма и интенсивности, а дозировать нагрузку — значит строго регламентировать её объём и интенсивность. показателями реакции организма на нагрузку являются частота сердечных сокращений (ЧСС) и внешние признаки утомления занимающихся, а наиболее информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку является частота сердечных сокращений.

регулирование физической нагрузки достигается различными способами: изменением количества повторений одного и того же упражнения, суммарного количества физических упражнений, скорости выполнения одного и того же упражнения; увеличением или уменьшением амплитуды движений; варьированием величин внешних отягощений; выполнением упражнений в усложнённых или облегчённых условиях; изменением исходных положений длины дистанций в беге, плавании, беге на лыжах; проведением занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке; увеличением или уменьшением времени и характера отдыха между выполнением упражнений.

физическую нагрузку контролируют по внешним и внутренним признакам утомления, а также по частоте сердечных сокращений, а утомление — это состояние организма, возникающее под влиянием той или иной работы и характеризующееся временным снижением работоспособности.К внешним признакам утомления относят изменение цвета кожи, повышенное выделение пота, нарушение ритма дыхания, нарушение координации движений. К внутренним признакам относят появление болевых ощущений в мышцах или даже головокружение.

О том, как организм переносит нагрузку, лучше всего судить по частоте сердечных сокращений. Пульс измеряют в начале занятия, в ходе и после выполнения физических нагрузок. Во время небольшой физической нагрузки пульс достигает 100–120 уд./мин, во время средней нагрузки — 130–150 уд./мин, а во время большой — свыше 150 уд./мин. После урока физической культуры ЧСС у занимающихся возвращается к исходному уровню через 5–10 мин. Контролировать физическую нагрузку можно и по частоте дыхания. В покое частота дыхания человека обычно составляет 12–16 раз в минуту. При физической работе происходит учащение дыхания: при средней нагрузке до 18–20 раз, при значительной до 20–30 раз в мин.

Плотность занятия

Определенное значение при планировании и контроле физической нагрузки имеет плотность занятия физическими упражнениями. Наиболее высокая моторная плотность может быть при самостоятельной работе над развитием физических качеств. Различают общую и двигательную (моторную) плотность занятий. Общая плотность является обобщенным показателем рационального (педагогически оправданного) использования времени урока. Она может достигать 100%. Двигательная (моторная) плотность определяется отношением времени, затраченного на выполнение двигательных упражнений, к общему времени урока. Моторная плотность может достигать 70–80% общего времени.

Вспомогательные двигательные действия (например, установка и уборка снарядов) могут быть эффективно использованы для решения образовательных и воспитательных задач урока – обучения прикладным способам переноски тяжестей, воспитанию умения работать в группе и т.п. Таким образом увеличивается моторная плотность занятия, дающая определенную нагрузку. Для этого можно использовать время отдыха и ожидания очереди к снаряду, заполняя его подготовительными и подводящими упражнениями.

Контроль и учет. Эффективное управление процессом обучения физическим упражне­ниям требует плана (проекта) обучения в виде динамичной программы конкретных учебных заданий; определенной системы контроля (провер­ки), обеспечивающего непрерывное поступление объективной информа­ции как педагогу, так и занимающимся о ходе и результатах обучения; коррекции процесса обучения на основе поступающей информации. В процессе разучивания и совершенствования двигательных действий преподаватель сообщает обучаемым информацию о выполнении или невы­полнении ими частных учебных задач. Информация передается с помо­щью различных приемов оценивания в самых разнообразных формах. Важ­ное значение при этом имеет организация собственных наблюдений занимающихся за качественными и количественными характеристиками движений.

Основными документами контроля, учета и отчетности являются: журнал учета учебной работы группы, медицинская карточка, журнал учета травм, журнал учета наличия и состояния оборудования, книга учета высших спортивных достижений, протоколы и документы отчетности.

Журнал учета учебной работы группы является основным документом учета. Он имеет общеустановленную форму, в которой выделяются следующие разделы: спи­сочный состав группы и общие сведения о занимающихся; данные врачебного кон­троля; учет посещаемости занятий; учет пройденного программного материала в отведенные на занятия часы; учет успеваемости.

Медицинская карточка служит учету данных врачебного контроля, осуществляе­мого медицинским персоналом.

Учетная карточка является одним из важных документов учета состояния зани­мающихся. Ее объем и содержание определяются степенью подготовленности уче­ников. Например, учетная карточка спортсмена может состоять из десятков граф, в которые записываются результаты по целому комплексу тестов. Учетные карточки заполняются по данным протоколов наблюдений.

Журнал учета травм служит для регистрации каждого случая травматизма. При этом фиксируется: фамилия, имя и отчество; общественное положение, возраст и спортивный стаж пострадавшего; дата, место и конкретные обстоятельства полу­чения травмы; название вида спорта и упражнение, с которыми связано происше­ствие, а также его место в занятии (в начале, середине или конце); причина получе­ния травмы (ее название), медицинский диагноз и место повреждения; является ли травма первичной или повторной; назначенное лечение и его результаты, потерян­ные из-за травмы учебные или рабочие дни; механизм повреждения и дополнитель­ные замечания.

Книга учета высших спортивных достижений служит регистрации рекордов и чем­пионов по видам спорта. В ней фиксируются: фамилия, имя и отчество; место, дата и уровень соревнований; результат, занятое место и др.

Дневник педагога не является официальным документом. Однако его рекомен­дуется иметь для учета и накопления данных педагогического опыта работы. В нем целесообразно отражать: содержание и методические особенности занятий, эф­фективность используемых упражнений и новых методических приемов, формы организации работы и общения с занимающимися, положительные стороны и не­дочеты преподавания и т.п. Кроме этого, дается характеристика занимающихся: от­ношение к заданиям, взаимоотношения, дисциплина, настойчивость в преодоле­нии трудностей, конкретные успехи или неудачи в работе и их причины, самооцен­ки, отношение к оценкам педагога, реакция на воздействия воспитательного харак­тера и другие данные. Очень ценным являются самокритичные заметки, касающиеся собственной личности преподавателя: умение держаться перед группой, соблюде­ние такта, нужного тона, удач и неудач собственного поведения, обнаружившиеся

недостатки в знаниях и умениях.

Дневниковые записи помогают своевременно и всесторонне осмысливать пе­дагогические факты, не отражаемые в официальных документах учета. Они приуча­ют к самоконтролю, служат развитию критического методического мышления и са­мовоспитанию педагога. Они могут быть использованы также и для научных целей.

Этапный учет осуществляется в начале и конце какого-либо этапа, периода, годичного цикла. В первом случае он называется предварительным, во втором - заключительным (итоговым).

Предварительный учет позволяет определить исходный уровень подготовленности спортсмена или группы спортсменов. Данные итогового учета при сопоставлении их с результатами пред​варительного учета позволяют оценить эффективность учебно-тре​нировочного процесса и внести коррективы в последующий план тренировки.

Текущий учет проводится непрерывно в процессе отдель​ных тренировочных занятий, в микро - и мезоциклах тренировки. Он предусматривает фиксацию средств, методов, величин трени​ровочных и соревновательных нагрузок, оценку состояния здоро​вья и подготовленности спортсмена.

Оперативный учет является разновидностью текущего. Данные оперативного учета позволяют получить нужную инфор​мацию об изменениях в состоянии занимающихся, условиях, со​держании и характере тренировки во время проведения занятия. Эти сведения необходимы для успешного управления трениро​вочным процессом в ходе одного занятия.

Основными документами учета в спортивной школе являются журнал учета занятий, дневник тренировки, журнал учета спортсменов-разрядников, инструкторов-общественников, судей по спорту, таблица рекордов спортивной школы, протоколы соревнований, лич​ные карточки и врачебно-контрольные карты занимающихся.

Журнал учета занятий - один из главных документов учета. Для всех отделений спортивных школ он должен иметь единую форму.

В дневнике спортсмена должны быть следующие разделы: индивидуальный план тренировки, содержание учебно-тренировочного процесса, результаты участия в соревнованиях, результа​ты контрольных испытаний, данные врачебных обследований, отчет о тренировке за определенный период времени.

14.

На основании полученных данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности учащиеся распределяются на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

К основной медицинской группе относятся школьники без отклонения в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями при хорошем физическом развитии. Занятия по физическому воспитанию в этой группе проводятся в полном объёме учебной программы. В зависимости от состояния здоровья, морфологических и функциональных особенностей учащихся им рекомендуются занятия определённым видом спорта.

К подготовительной медицинской группе относятся лица с недостаточным физическим развитием и слабо физически подготовленные, без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Временно пополняют эту группу дети, перенесшие заболевания. Занятия по физическому воспитанию в этой группе проводятся в соответствии с учебной программой, но при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением организму повышенных требований. При улучшении состояния здоровья, физического развития и повышения функциональных возможностей представители этой группы после медицинского осмотра переводятся в основную медицинскую группу.

К специальной медицинской группе (СМГ) относятся лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, которые позволяют выполнять обычные учебные нагрузки, но являются противопоказанием к занятиям по учебной программе физического воспитания. Занятия по физическому воспитанию в этой группе проводятся по специальным учебным программам. Перевод из специальной медицинской группы в подготовительную производится либо при ежегодном медицинском осмотре, либо после дополнительного медицинского обследования.

Подгруппа «А» - школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями.

Подгруппа «Б» - школьники, имеющие тяжелые необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем, печени, высокую степень миопии с изменением глазного дна и др.).

В подгруппе «А» физические нагрузки постепенно увеличиваются по интенсивности и объему, согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется выполнять при частоте сердечных сокращений (ЧСС) 120-130 уд/мин. в начале четверти, постепенно увеличивая интенсивность физических нагрузок в основной части урока и ЧСС до 140-150 уд/мин. к концу четверти.

В подгруппе «Б» двигательные режимы выполняются при ЧСС не более 120 уд/мин. в течение всего учебного года, т.к., по данным физиологов, при такой ЧСС они способствуют гармонической деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, опорно-двигательного аппарата и других органов и систем организма: увеличивается минутный объем крови (за счет систолического объёма), улучшается внешнее и тканевое дыхание.

Практические занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, нельзя сводить к лечебной физической культуре. Они должны носить преимущественно комплексный характер. При подборе средств и методов необходимо неукоснительно соблюдать основные принципы физического воспитания: постепенность, систематичность, доступность, разносторонность. Следует всемерно использовать общеразвивающие и специальные упражнения, не требующие чрезмерных напряжений.

Учебные занятия в СМГ организуются следующим образом:

  • построение на уроке не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге более подготовленные дети, на левом – менее подготовленные;
  • перед каждым уроком у школьников определяют ЧСС. Дети, у которых ЧСС выше 80 ударов в минуту, становятся на левый фланг;
  • при проведении эстафеты более подготовленные стоят в начале колонны, начинают и заканчивают эстафеты, при необходимости сделав два повторения, менее подготовленные – одно;
  • при проведении игр слабо подготовленные ученики заменяются каждые 2 минуты;

в первой четверти рекомендуется 5-7 минут основной части урока уделять выполнению индивидуальных заданий, состоящих из упражнений, которые рекомендуются в зависимости от диагноза.

  • Занятия проводятся в спортивном зале,

Дозировка физической нагрузки на занятиях имеет решающее значение. Для ее регуляции используют многообразие приёмов. Так, нагрузку можно регулировать:

  • темпом движения, т. е. количеством движений в единицу времени;
  • подбором физических упражнений, т. е. путём их усложнения, включая упражнения с отягощением;
  • амплитудой движений;
  • исходными положениями при выполнении упражнений;
  • временем, затрачиваемым на выполнение упражнений и отдыхом между ними;
  • степенью мышечного напряжения;
  • эмоциональным фактором.

15.

Социальные функции спорта. Под функциями спорта понимают объективно присущие ему свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определен​ные потребности личности и общества.

Функции спорта можно условно подразделить на специфиче​ские (свойственные только ему как особому явлению действитель​ности) и общие.

К первым относят соревновательно-эталонную и эвристически-достиженческую функции.

Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспи​тания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функ​ция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной ин​теграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.

Соревновательно-эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть кото​рой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих воз​можностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании.

Фиксируемые в спорте рекорды и достижения, выполнение классификационных норм приобретают широкое признание и служат своеобразным показателем индивидуальных и общечело​веческих возможностей. В отличие от технических эталонов «спор​тивный эталон» исторически не остается неизменным, а все вре​мя прогрессирует, стимулируя тем самым мобилизацию усилий спортсмена на самосовершенствование. Эталонная функция наи​более ярко выражена в спорте высших достижений, однако в той или иной мере она свойственна и спорту в целом, в том числе массовому общедоступному через систему специально организо​ванных соревнований.

Эвристически-достиженческая функция. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием че​ловеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совер​шенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы.

К социально-общественным прежде всего относят функцию личностно-направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эсте​тического, интеллектуального и трудового воспитания. Притяга​тельная сила спорта, высокие требования к проявлению физичес​ких и психических сил представляют широкие возможности для личностно-направленного воспитания духовных черт и качеств человека.

Оздоровительно-рекреативная функция проявляется в положи​тельном влиянии спорта на состояние и функциональные воз​можности организма человека. Особенно это ярко выражено в дет​ском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоце​нимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими уп​ражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положитель​ных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позво​ляет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную ра​дость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицатель​ных явлений гиподинамии у детей.

Эмоционально-зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявля​ющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, гра​ничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и худо​жественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду и др.

Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в обще​ственную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимаю​щихся опыта социальных отношений. На этом основана его важ​ная роль в процессе социализации личности.

Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертыва​ния международных связей, взаимопонимания и культурного со​трудничества народов, упрочения мира на земле.

Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в раз​витие спорта, сторицей окупаются, прежде всего, в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособнос​ти, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, матери​ально-технической базы, подготовка кадров — все это способ​ствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.

Спорт высших достижений — деятельность, направленная на удов​летворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание у общества, на повышение, как собственного престижа, так и пре​стижа команды, а на высшем уровне — престижа Родины.

 

Система отбора и спортивной ориентации — это комплекс орга​низационно-методических мероприятий педагогического, меди​ко-биологического, психологического и социального характера, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка, подростка, юноши к тому или иному роду спортивной деятельности (спортивной дисциплине). В современ​ном спорте, характеризующемся постоянно усиливающейся кон​куренцией и непрерывным ростом результатов, особенно важно выявить спортсменов, обладающих необходимыми морфофункциональными данными и синтезом физических, психических и интеллектуальных способностей, находящихся на исключительно высоком уровне развития.

Главное требование, предъявляемое к системе отбора, состоит в том, что она должна быть органическим компонентом системы многолетней подготовки, так как способности могут быть выяв​лены только в процессе тренировки и воспитания и являются следствием сложного диалектического единства — врожденного и приобретенного, биологического и социального.

Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами (первая группа), научно-техничес​ким прогрессом (вторая группа) и социально-экономическими факторами (третья группа) (рис. 3). Рассмотрим эти факторы бо​лее подробно.

Индивидуальная одаренность спортсмена. Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления опреде​ленных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися условием успешного вы​полнения одного или нескольких видов деятельности. Необходи​мо отметить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности. В основе развития определенных способностей к видам спорта лежат и определенные задатки, под которыми понимаются врож​денные анатомо-физиологические и психические особенности.

Тенденции развития спортивных достижений. Современный спорт ха​рактеризуется постоянным ростом спортивных достижений.

При этом в каждом отдельном виде спорта или отдельной дисциплине на про​тяжении всей истории их развития наблюдается неравномерная дина​мика достижений. На одних этапах она связана со скачком результа​тов, на других — с временным плато (стабилизацией), на третьих — с постепенным и непрерывным ростом. Это связано с целым рядом факторов: внедрением новых средств и методов тренировки; эконо​мическими стимулами систе​мы соревнований; совершен​ствованием спортивного ин​вентаря и оборудования, одежды, обуви; использова​нием новых приемов повы​шения работоспособности спортсмена (психологичес​кой и физиологической на​правленности).

16.

Соревновательная нагрузка - это интенсивная, часто макси​мальная нагрузка, связанная с выполнением соревновательной деятельности. Все нагрузки по величине воздействия на организм спортсме​на могут быть разделены на развивающие, поддерживающие (ста​билизирующие) и восстановительные.

К развивающим нагрузкам относятся большие и значи​тельные нагрузки, которые характеризуются высокими воздействиями на основные функциональные системы организма и вызывают значительный уровень утомления. Такие нагрузки по интегральному воздействию на организм могут быть выражены через 100 и 80%.

После таких нагрузок требуется восстановитель​ный период для наиболее задействованных функциональных сис​тем соответственно 48-96 и 24-48 ч.

К поддерживающим (стабилизирующим) нагрузкам относятся средние нагрузки, воздействующие на организм спортсме​на на уровне 50-60% по отношению к большим нагрузкам и требу​ющие восстановления наиболее утомленных систем от 12 до 24 ч.

К восстановительным нагрузкам относятся малые нагруз​ки на организм спортсмена на уровне 25-30% по отношению к большим и требующие восстановления не более 6 ч.

Тренировочные нагрузки определяются следующими показа​телями: а) характером упражнений; б) интенсивностью работы при их выполнении; в) объемом (продолжительностью) работы; г) продолжительностью и характером интервалов отдыха между отдельными упражнениями. Соотношения этих показателей в тре​нировочных нагрузках определяют величину и направленность их воздействия на организм спортсмена.

Характер упражнений. По характеру воздействия все упражне​ния могут быть подразделены на три основные группы: глобаль​ного, регионального и локального воздействия. К упражнениям глобального воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует 2/3 общего объема мышц, регионального - от 1/3 до 2/3, локального - до 1/3 всех мышц. Интенсивность нагрузки в значительной мере определяет ве​личину и направленность воздействия тренировочных упражне​ний на организм спортсмена. Изменяя интенсивность работы, можно способствовать преимущественной мобилизации тех или иных поставщиков энергии, в различной мере интенсифициро​вать деятельность функциональных систем, активно влиять на формирование основных параметров спортивной техники. Объем работы. В процессе спортивной тренировки используют​ся упражнения различной продолжительности - от нескольких секунд до 2-3 и более часов. Это определяется в каждом конкретном случае спецификой вида спорта, задачами, которые решают отдельные упражнения или их комплекс. Продолжительность и характер интервалов отдыха.

Продолжитель​ность интервалов отдыха является тем фактором, который наряду с интенсивностью работы определяет ее преимущественную на​правленность.

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Напри​мер, в интервальной тренировке, направленной на преимуще​ственное повышение аэробной производительности, следует ори​ентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120-130 уд./мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца.

ЦИКЛЫ

Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делит​ся на 4 этапа: предварительной подготовки, начальной спортив​ной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования.

Этап предварительной подготовки охватывает младший школь​ный возраст и переходит в следующий этап с началом спортив​ной специализации.(Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр.)

Этап начальной спортивной специализации. Основными задача​ми на этом этапе являются обеспечение всесторонней физичес​кой подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте оптимальном для каждого вида спорта.

Этап углубленной специализации в избранном виде спорта прихо​дится на период жизни спортсмена, когда в основном завершает​ся формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентностъ организма по отно​шению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процес​се напряженной тренировки. На этом этапе тренировочный про​цесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличе​ния времени, отводимого на выполнение специально подготовительных и соревновательных упражнений.

Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом, благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главными задачами являются подготовка к соре​внованиям и успешное участие в них. Поэтому по сравнению с предыдущими этапами тренировка приобретает еще более специ​ализированную направленность. Спортсмен использует весь ком​плекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревно​ваниях. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достига​ет высокого уровня.

 

Микроцикл - это малый цикл тренировки, чаще всего с не​дельной или околонедельной продолжительностью, включающий обычно от двух до нескольких занятий. - наличи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 1611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.081 с.)