Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оборудование и инвентарь для занятий физическими упражнениямиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важную роль в повышении эффективности физического вос- \ питания играет физкультурное оборудование: инвентарь, посо- бия, игрушки. Оно подбирается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему на основе медико-педагогических исследований. Физкультурное оборудование способствует развитию основных движений, например, при обучении прыжкам используются предметы для перепрыгивания: шнуры, кубики, воротца-барьеры; гимнастический ящик-плинт используется при обучении вспрыгиванию на возвышение, спрыгиванию с высоты; атрибуты для подвижных игр с прыжками: «Поймай комара», «Удочка» и др. Физкультурное оборудование подбирается на основе возрастных особенностей, физической подготовленности детей, при этом задания постепенно усложняются. Так, упражнения в лазании вначале проводятся на наклонных лесенках-стремянках, невысоких вертикальных лесенках, затем на гимнастических стенках, веревочных лестницах, по шесту, канату и т.д. Для упражнений в равновесии используются длинные шнуры, набор досок разной длины и ширины, дощечки-кирпичики, наклонные доски, гимнастические скамейки разной высоты; на участках — пеньки, бревна разновысокие и т.д. Оборудование подбирается также с учетом возраста. Например, в группах раннего возраста используются барьеры-манежи, подвижные опоры, мостики с перилами, которые совершенствуют ходьбу малыша. Некоторые пособия, используемые в младших группах, применяются в старших группах для совершенствования движений. Разнообразное оборудование можно использовать для закрепления и совершенствования основных движений: мостик-качалка — ходьба по ребристой поверхности, ползание, подлезание, раскачивание; обруч — катание, выполнение 6 общеразвивающих упражнений, метание (вертикально подвешенный или положенный на пол); рейки — удобные для укрепления горизонтальной струны, на которую помещаются шарики, укрепленные на вертикальных струнах, для тренировки ребенка при обучении игры в теннис; шнуры — подвешенные на разной высоте, применяются для выполнения упражнений подпрыгивания, перешагивания, подлеза-ния, подползания и др. Физкультурный инвентарь позволяет расширить круг упражнений, формирующих и совершенствующих двигательные навыки, например, метание в различные цели (вертикальные, горизонтальные, движущиеся, подвижные, качающиеся); набрасывание колец: кольцебросы, расположенные на разной высоте; упражнения в парах, подгруппами, в кругу. Для выполнения общеразвивающих упражнений используются: ленты, платочки, бруски, султанчики, вертушки и др., что повышает их влияние на организм. Специально подобранные пособия: палки, палки-шесты, шнуры, большие обручи, игрушки дают возможность целенаправленно влиять на отдельные группы мышц. Например, развитию кисти руки и пальцев способствуют ручные эспандеры, массажные мячи, оздоровительные шары, мозаика и другие предметы. Полезны упражнения с предметами, обеспечивающими разные способы захвата: флажки, обручи, палки и др. Для укрепления мышц стопы применяют массажные коврики, шариковые тренажеры, валики, палки, веревки, кольца, шарики, которые захватываются пальцами ног, а также ребристые доски разнообразной конструкции. На участке устраивают дорожки с разным покрытием (песок, галька, трава и т.д.). Упражнения с использованием физкультурного оборудования развивают психофизические качества: ловкость — при пробегании г между кубиками, кеглями; глазомер — в играх серсо, кольцеброс, > ринго, щитобол и др.; силу — при перетягивании каната, упраж- ; нениях на перекладине и т.д. Важную роль в развитии глазомера, координации движений I играют ежедневные упражнения в группе и на участке с мячом. Использование мячей разного размера существенно повышает пси-! хофизическое развитие, влияет на развитие мозговых структур, t оздоровление организма. Наряду с овладением ребенком «школой мяча», которая способствует разностороннему его развитию, сня-I тию мышечных зажимов, корректирует психофизическое и эмо-I циональное состояние, в последние годы в дошкольных учреждениях появились специаяьные реабилитационные мячи: хоппы, фит-бол и др. Они способствуют развитию и коррекции осанки, меткости, укрепляют мышцы спины и повышают их роль в поддерживании равновесия, совершенствовании подвижности позвоночника, вестибулярного аппарата; улучшению общего состояния организма. Сферическая поверхность мяча позволяет ребенку при занятиях с ним принимать различные положения: лежа на животе, спине, боку и др., при этом дети защищены от возможного травмирования. Правильно подобранный инвентарь позволяет постепенно увеличивать физическую нагрузку, выполнять упражнения с фиксированным положением тела на снарядах, стенке, горках и т.д. Любопытные пособия предлагают японские ученые научного центра физического воспитания детей от 3 до 6 лет. На основе большой экспериментальной работы специалистов в области анатомии, физиологии, психологии и физического воспитания ими были предложены спортивные сооружения и разработан специ- альный стандарт. Каждый спортивный снаряд устанавливается так, чтобы ребенок мог, стоя на полу, поднявшись на носки, дотянуться до перекладины п-образной полукруглой лестницы и т.д. При этом ему обеспечивается страховка и безопасность. Перечислим основные применяемые пособия, позволяющие: 1) раскачиваться сидя и стоя в одиночку, стоя вдвоем; спрыгивать; раскачиваться на качелях с двумя сиденьями — качели; 2) скатываться с горки сидя, лежа на спине; скользить «поездом»; взбираться на горку ползком, бегом; скользить на животе (ногами вниз, то же головой вниз) — горка; 3) выполнять висы на перекладине; прыжок, ухватившись руками; висеть на вытянутых руках, подтягиваться; висеть на перекладине, ухватившись руками и ногами; переворот задом, висение на ногах; «качели» вдвоем; перевороты вперед и назад, подняться над перекладиной, занеся ноги над головой назад, — перекладина; 4) взбираться, спускаться, спрыгивать; передвижение вбок, про-лезание сквозь нижнюю и верхнюю ячейки конструкции, хождение по верху конструкции во весь рост — конструкция из стоек и перекладин; 5) взобраться на конструкцию; перевороты вперед и назад, обернув перекладину подолом юбки; перевороты вперед и назад,*за-бросив одну ногу на перекладину; многократные перевороты, занося ноги над головой, — вращающаяся конструкция; 6) висение на вытянутых руках, прыжок, ухватившись руками, — п-образные лестницы; 7) хождение по воде; передвижение ползком; ползание крокодилом; брызгание водой; болтать ногами, лежа грудью или держась руками за бортик; плавание со вспомогательными средствами; плавание на заданное расстояние со вспомогательными средствами; с головой под воду; плавание без вспомогательных средств поплавком — бассейн; 8) взбираться наверх на руках и коленях, взбираться ползком; взбегать наверх и сбегать вниз; скольжение вниз — искусственная насыпь; 9) прятаться, сидя на корточках, проползать, пролезать на корточках, пролезать на четвереньках — тоннель (труба);
10) перепрыгивание; ползанье, хождение боком, хождение прямо — бревно; 11) пролезать между перекладинами; переход ползком на четвереньках, на ногах в полный рост; спускаться и подниматься по наклонно поставленной лестнице; висеть, опираясь на локти; висеть на вытянутых руках, на руках и ногах — лестница. Для проведения спортивных упражнений и игр приобретаются беговые лыжи трех размеров и короткие для скатывания с горок; коньки; санки со спинками, санки для старших детей различных
конструкций; роликовые коньки; ракетки для настольного и малого тенниса, бадминтона, мячи и воланы; баскетбольные мячи или резиновые мячи с хорошим отскоком, наборы городков и бит; серсо, кольцебросы и др. В физкультурном зале размещают крупное оборудование: гимнастическую стенку, приставные лестницы (с зацепом), ■гимнастические скамейки, скаты, доски и т.д. Важно, чтобы у де-■гей был свободный доступ к снарядам и необходимое простран-■ство для проведения подвижных игр. Мелкие физкультурные пособия (мячи, мелкие кегли и т.д., ■подвески для обручей, подставки для палок и обручей) и трибуны щадя игр хранятся во встроенных шкафах или специально отведен- ■ ном вблизи зала помещении. В групповых комнатах дошкольного учреждения выделяется физкультурная зона, где располагается мелкий инвентарь, ат- Врибуты, игрушки, обручи, скакалки, шнуры и другие пособия, активизирующие самостоятельную двигательную активность ре- I бенка. На физкультурной площадке оборудуют задернован-Нное поле для проведения общеразвивающих упражнений и под- ■ вижных игр, беговую дорожку, прыжковую яму, щиты для отби-I вания мяча, полосы препятствий, зону для спортивных игр. Для нгр с мячом (бадминтон, малый теннис) делается совместная пло-■щадка. Стойки имеют приспособление для опускания сетки. К стенке ■прикрепляются деревянные бруски или металлические профили с ■ колесиками. Стойки могут состоять из труб разного размера, диа-Iметра (4 и 5; 6 и 7 см), они выдвигаются одна из другой или кре-Впятся на шарнирах. Высота сетки в верхнем положении определя-Вется уровнем поднятой вверх руки ребенка плюс 10 см, для игры в ■бадминтон — 120—130 см, для игры в теннис сетка подвешивает-■ся в 3—5 см от земли. Для игры в баскетбол площадка делается наполовину меньше ■по сравнению со взрослой. У боковой линии надо иметь несколько ■щитов с кольцами на разной высоте для обучения детей элементам игры. Здесь же можно установить вертобол, щитобол, ринго. Теннисные столы делаются раскладными, с помощью ножек ■регулируется их высота. Крышка состоит из двух щитов, соединен-■ных рояльными петлями, ножки стола объединяются между собой ■попарно и делаются откидными. Ракетки должны иметь массу 120— ■130 г. Для обучения плаванию строят или приобретают надувные плес-■кательные и плавательные бассейны. В зимнее время устраивают снежные валы, лабиринты, полосы ■препятствий, снежные дорожки (хорошо, если они цветные), гор- ки, снежную крепость с отверстиями для бросания снежков или мячей и др. Оборудуется каток, прокладывается лыжня, отводится место для игры в хоккей. На групповых площадках отводится место для проведения физических упражнений. Оборудование участка включает игровое и сюжетное оформление, отвечает возрастным особенностям ребенка, способствует активизации самостоятельной двигательной деятельности ребенка. Физкультурное оборудование делается прочным, безопасным для ребенка, ярким и эстетичным. Контрольные вопросы и задания 1. Каковы особенности планирования работы по физическому воспитанию ребенка? 2. Какие сотрудники дошкольного образовательного учреждения принимают участие в физическом воспитании ребенка? 3. Назовите формы организации методико-педагогического контроля за физическим воспитанием. 4. В чем состоят особенности работы воспитателя с семьей? 5. Перечислите физкультурное оборудование для участка в детском саду. Часть третья РАБОТА МЕТОДИСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Глава 1 ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МЕТОДИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РЕБЕНКА 3.1.1. ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Профессиональной подготовке специалистов по физической культуре ребенка уделяется значительное внимание на факультетах дошкольной педагогики и психологии в высших учебных заведениях, готовящих кадры как для работы в дошкольных педагогических колледжах, так и для управленческой, методической деятельности в департаментах народного образования и дошкольных образовательных учреждениях. Работа методиста по физической культуре — сложный, многогранный процесс, который требует комплексного решения оздоровительных, образовательных задач в тесной взаимосвязи с достижениями медико-биологических, психолого-педагогических и специальных наук. Настоящий специалист по физической культуре ребенка дошкольного возраста любит и прекрасно владеет всеми видами достижений, входящих в программу обучения дошкольников. Он безукоризненно показывает, объясняет, грамотно используя терминологию, команды, распоряжения, сюжетный рассказ, словесную инструкцию и другие приемы обучения ребенка. Его педагогическое мастерство выражается в умении составить индивидуальную программу психофизического развития ребенка, подобрать упражнения, продумать варианты нагрузки, провести диагностику физической подготовленности и сенсомоторного развития ребенка. Он должен обеспечить безопасность занятий, знать технические характеристики тренажеров и особенности их эксплуатации, уметь использовать музыкальное сопровождение в соответствии с задачами занятия и особенностями физических упражнений. Творчески применяя приобретенные в процессе обучения в университете знания, методист должен быть готов наглядно продемонстрировать и теоретически обосновать разнообразные методы и приемы работы с ребенком. Все формы организации двигательной деятельности ребенка осуществляются в тесном контакте с заведующим, с воспитателями, музыкальным работником, медицинским персоналом, помощниками воспитателей и инструктором по плаванию дошкольного образовательного учреждения, а также с родителями. 3.1.2. ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА В методическом кабинете создаются условия для самостоятельной работы воспитателей с литературой и другими материалами. В нем подбираются теоретические и практические методические материалы: книги, журналы, сборники подвижных игр и физических упражнений, справочники, словари; составляется картотека по литературе; подбору упражнений для развития психофизических качеств; подвижных игр разной подвижности и т.д. В кабинете должен быть в наличии хорошо оформленный мате-" риал, отражающий передовой опыт работы других дошкольных учреждений; разнообразные образовательные программы, планы работы по возрастным группам; конспекты применяемых форм организации двигательной деятельности детей (занятий, спортивных праздников и досуга, организации самостоятельной двигательной деятельности ребенка и т.д.); описание физкультурно-оздоровительных мероприятий. Важную роль в методической работе играет иллюстративный материал: фотографии, видео- и аудиозаписи. В кабинете хранятся доклады по физическому воспитанию, материал которых оформляется и анализируется. В методическом кабинете устраивается выставка чертежей, пособий; снарядов; оборудования, включая спортивные игры (бадминтон, баскетбол, городки, хоккей и т.д.); демонстрация спортивного инвентаря (обручей, палок, шестов, кольцебросов,' мячей и т.д.); создаются альбомы о лучших спортсменах страны и представляются многие другие наглядные пособия. Специалист по физической культуре детей дошкольного возраста по всем экспонатам кабинета дает консультации воспитателям и родителям и по мере необходимости показывает им примеры использования пособий, проведения занятий и различных спортивных и подвижных игр. 3.1.3. ФОРМЫ РАБОТЫ МЕТОДИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РЕБЕНКА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ Повышению качества работы по физической культуре педаго-I гов с ребенком способствует организация разнообразных форм I работы: индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, семинары, практикумы, курсы и др. Индивидуальные консультации проводятся методи-I стом по расписанию. В зависимости от квалификации воспитате-■ля и содержания вопроса консультация может быть теоретической, методической или практической. В процессе консультации I разрешаются вопросы, возникшие в текущей работе с ребен-Ёком. Групповые консультации проводятся методистом по I специально разработанному плану с учетом вопросов, требующих I уточнения. Например, в группе неправильно проводится обучение I физическим упражнениям: нет поэтапности разучивания движе-I ний, недостаточно активизируется сознание ребенка, тем самым! нарушается принцип осознанности; и т. п. Исходя из данных недочетов намечается следующий план кон-[' сультаций: 1) тема консультации; 2) основные вопросы; 3) иллюстрации теоретических положений (демонстрация ме- 4) обсуждение вопросов, возникших у слушателей в процессе (консультаций; 5) заключение методиста; 6) рекомендация литературы по данной теме. I практикума зависит от конкретных задач, объема материала и учета условий работы конкретного учреждения. Например, при про-| ведении открытых занятий выяснилось, что педагоги дошкольно-I го образовательного учреждения недостаточно используют в своей | работе с ребенком упражнения и игры с мячом, не владеют мето-[ дическими и практическими навыками. Чтобы ликвидировать про-I блемы в этой области, составляется примерный план практикума: I проводится беседа, практические занятия, заключительный зачет. I На этот практикум отводится 6—10 часов. После каждого практического занятия участникам семинара I предлагаются задания по разработке последовательности вариантов, дается методика обучения и проведения игр с мячом. Органи- щ 12 Степаненкоиа 337 зуются открытые занятия с последующим их обсуждением, просматриваются и анализируются видеозаписи занятий. Зачет по практикуму проводится по всему циклу. Он способствует повышению результативности работы педагога с ребенком, развивает инициативу, творчество, целенаправленность, совершенствуют систему педагогического воздействия. Проблемный семинар. Особенности этой формы повышения квалификации воспитателей состоят в углубленной научно-практической работе по одной из актуальных проблем. Семинар проводится под руководством методиста по физической культуре или специально приглашенного научного работника и т.д. Задачей семинара является повышение теоретического уровня воспитателей высокой квалификации, имеющих стаж работы. В семинаре участвуют 12—15 человек. Руководитель семинара знакомит участников с темой семинара, читает вводную лекцию, обосновывает теоретическую направленность, предлагает на выбор участников другие темы исследования. Педагоги изучают педагогическую литературу по проблеме семинара, составляют рефераты по книгам и статьям, обсуждают возникшие спорные вопросы. Участники семинара планируют организацию опытной работы'.* Они консультируются по методике проведения работы с детьми, подготовке темы каждого доклада. Вся работа проходит по календарному плану. В заключение работы семинара лучшие доклады могут быть рекомендованы руководителем научно-практической конференции (района, города) воспитателям для практической работы, представлены на педагогическое чтение, опубликованы в печати и т.д. Примерные темы семинаров: «Развитие творчества в физических упражнениях и подвижных играх», «Оздоровительное воздействие на организм физических упражнений», «Русские народные подвижные игры в дошкольном образовательном учреждении». Каждая тема представляет комплекс докладов по разным возрастным группам. Открытые занятия проводятся с целью обмена опытом работы, демонстрации образцов педагогического мастерства, методики проведения разнообразных форм организации двигательной деятельности. Специалист по физической культуре заблаговременно сообщает воспитателям тему занятия, вопросы и цели наблюдения и последующего анализа. Перед просмотром открытых занятий он напоминает о цели наблюдения и последующего анализа. Высокий эффект открытых занятий обеспечивает непосредственный их показ методистом по физической культуре с последующим его анализом. Повышению квалификации воспитателей способствует организация дискуссий по типу «Мозговой атаки» и других форм, развивающих творческое отношение педагогов к проблемам физичес-I кой культуры ребенка. Глава 2 ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.48.5 (0.01 с.) |