Трасология: понятие и система



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трасология: понятие и система



Трасология - ветвь криминалистической техники, разрабатывающая научно-технические средства и способы обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов с целью установления событий, способствующих расследованию преступлений. При определении трасологии следует исходить из того, что она является отраслью науки криминалистической техники.

Термин "трасология" показывает на то, что предметом её исследования являются следы .

Объекты, участвующие в процессе следообразования делятся на две категории:

- следообразующие - образующие след;

- следовоспринимающие - несущие на себе следы остальных предметов.

Это деление условное, так как следы оставляют следы друг на друге, но их мы рассматриваем односторонне. К примеру: обувь- грунт. Как правило мы указываем, что следообразующим объектом является обувь, а следовоспринимающим - грунт. Но имеющиеся на поверхности грунта твердые частицы (камень, стекло и т.П.) Могут в свою очередь образовать следы на подошве обуви и в свою очередь выступать как следообразующий предмет.

Поэтому определение категории объекта фактически зависит от вопроса, который нужно решить в ходе дальнейшего исследования.

По виду следообразующего объекта:

- следы человека ; непосредственные опосредственные, т.Е. Предметов сопутвующих человеку (рук, зубов, губ и т.Д )

- следы орудий и устройств (механоскопические следы)

- следы животных (подков, ног, лап и т.П.).

. Статические --- динамические -- образуемые в процессе движения одного объекта либо обоих во время следового контакта.

Ообъекты при следообразовании находятся в состоянии относительного покоя

Локальные --- периферические -- изменение следовоспринимающей поверхности происходит за пределами контактирующей поверхности.

Изменение поверхности следовоспринимающего объекта происходит в месте контакта (следы рук, обуви и т.П.)

Видимые --- невидимые .

Отслоения -- наслоения .

Теоретическая трасология исходит из того, что все предметы - твердые тела, относящиеся как к живой, так и к мертвой природе - индивидуальны в собственном внешнем строении. Это положение и является отправным в трасологии. Под внешним строением предполагается строение наружных поверхностей предмета, ограничивающих его от остальных предметов.

 


 

14.Способы выявления, фиксации, предварительного исследования и изъятия материальных следов

Формула работы со следами ОЗИСИ:

О- обнаружить. Методы обнаружения :

1)визуальный метод

2)логический

3)инструментальный

4) фотографический

З- зафиксировать. Основное средство фиксации описания в протоколе + доп.- это фотографирование, вычерчивание планов ,схем и изготовление рисунков.

ИС- исследовать. Исключительно предварительное не иск. Экспертное и направлено на решение 2 задач: получение оперативной информации для немедленного использования; и подготовка следа к экспертному исследованию.

И- изъять. След в идеале должен быть изъят внатуре с объектом носителем. Если изъять внатуре не возможно, то со следа изготавливается его копии, а именно материальные модели- оттиски, отпечатки , слепки.


 

15.Следы рук человека и их криминалистическое значение

Дактилоскопия - раздел трасологии, изучающий строе­ние и свойства папиллярных узоров с целью использования их следов-отображений для идентификации личности в про­цессе раскрытия преступлений.

Ладонная поверхность рук покрыты папилл.линиями – линейными возвышениями незначительной высоты и ширины, разделяемыми небольшими бороздками. Папилл.линии никогда не пересекаются, но могут сливаться, разъединяться, создавать узоры различных типов. Наряду с папиллярными линиями в следах отображаются: флексорные линии, складки морщин, поры, шрамы, ожоги. Потоки папилл.линий образуют сложные узоры, особенно на ногтевых фалангах пальцев рук. Папилл.узоры на ногтевых фалангах состоят из нескольких потоков папилл.линий. Различают основание узора (межфаланговая складка), внутренний рисунок, внешний поток, нижний поток и дельта. В зависимости от рисунка центр.части узора различают дуговые, петлевые и завитковые узоры папилл.линий.

Типы папиллярных узоров:

дуговые — узоры, в которых папиллярные линии име­ют форму дуг, начинаются от одного края узора, поднима­ются в центре и опускаются к противоположному краю;

петлевые - узоры, во внутреннем рисунке которыхимеются папиллярные линии, которые, начинаясь с пра­вого или левого края узора, поднимаются вверх, затем в
середине узора делают плавный поворот и опускаются внизк тому же краю узора, от которого начались; открытаячасть петли может быть обращена в сторону большого паль­ца (радиальные петлевые узоры) или мизинца (ульнарныепетлевые узоры); образуются тремя потоками папилляр­ных линий;

завитковые - узоры, во внутреннем рисунке которыхимеются папиллярные линии в форме кругов, спиралей,системы огибающих друг друга петель; образуются тремя потоками папиллярных линий; два потока (один сверху, а другой снизу) охватывают внутренний рисунок.

Свойств папилл. узоров: ярко выраженная индивидуальность, относительная устойчивость, восстанавливаемость узора при неглубоком повреждении кожного покрова

 


 

16.Дактилоскопическая экспертиза: предмет и объекты исследования

Дактилоскопическая экспертиза – вид экспертизы, проводимой с целью установления личности человека по следам папиллярных узоров, а также свойств лица, оставившего следы, и установления обстоятельств происшествия.

В качестве объектов дактилоскопической экспертизы выступают как непосредственно сами следы папиллярных узоров, так и различные объекты, на которых данные следы могли отобразиться.

Дактилоскопическая экспертиза решает диагностические и идентификационные задачи.

В рамках идентификационной экспертизы проводится отождествление конкретного человека по следам.

Круг диагностических задач намного шире. Самой распространенной диагностической экспертизой является установление пригодности следов для идентификации. Среди других диагностических экспертиз можно выделить: установление факта наличия следов на предметах, установление конкретно руки и пальца лица, оставившего след, определение возраста и пола лица, оставившего следы и т.д.

На разрешение дактилоскопической экспертизы ставятся следующие вопросы.

Вопросы диагностического характера:

1. Имеются ли на представленном объекте следы рук? Пригодны ли они для идентификации лица?

2. Какой рукой (правой или левой) и какими пальцами (участком ладони) оставлены следы на данном предмете? Каково взаиморасположение следов пальцев рук, какова их локализация на различных предметах (для анализа отдельных элементов механизма преступления или иного события)?

3. Имеет ли какие-то особенности строение кисти руки лица, оставившего следы (шрамы, заболевания кожи, отсутствие фаланг пальцев)? Не было ли на руках посторонних предметов: колец, перчаток и проч.?

4. Как давно оставлены следы рук?

5. Каков пол, возраст и примерный рост лица, оставившего следы?

6. Какое число лиц находилось на месте происшествия?

Вопросы идентификационного характера:

1. Принадлежат ли следы рук одному или нескольким лицам?

2. Не оставлены ли следы рук конкретным лицом (лицами)?


 

17.Следы ног и обуви, их криминалистическое значение.

К следам-отображениям ног человека относятся:

• следы босых ног;

• следы обуви;

Следы босых ног выявляются, исследуются и фиксируются в соответствии с методическими указаниями по дактилоскопии.В следах обуви отображается индивидуальный комплекс общих и частных признаков низа обуви. К общим признакам относятся: длина подошвенной части, наличие или отсутствие каблука, способ крепления подошвы, рельефное обозначение на промежуточной части подошвы, общая степень изношенности подошвы и некоторые другие.

Частные признаки могут быть подразделены на три группы:

1) признаки, возникающие при изготовлении обуви, – форма и размеры подметочной и промежуточной частей, производственные дефекты (надрезы, асимметричное расположение деталей, пропущенные гвозди и стежки);

2) признаки, возникающие при ношении обуви (размеры, форма и расположение участков с утраченным рисунком; трещины, отверстия, царапины, их размеры, форма и расположение относительно срезов и деталей рисунка; отсутствие отдельных шпилек, гвоздей или винтов);

3) признаки, возникающие при ремонте обуви (форма, размеры и положение заплат, косячков, набоек, наклеек) – «профилактика»; форма, размеры и расположение металлических подковок).

Помимо следов-отображений, следы обуви по своему характеру могут относиться и к двум другим группам (следы-предметы, следы-вещества, следы-отображения). К следам-предметам относятся каблуки или набойки на них, косячки, подковки, а также язычки, шнурки и т.д., отделившиеся от обуви на месте происшествия.

К следам-веществам можно отнести следы скольжения, в процессе возникновения которых образуется мазок резины подметочной или каблучной части. Эти следы могут изучаться в криминалистике только с точки зрения механизма их образования.

Традиционным веществом для изготовления слепков со следов обуви является раствор гипса, а точнее – водная взвесь порошка медицинского гипса.

В отношении обуви устанавливается:

• ее размер;

• конструкция низа обуви (наличие или отсутствие каблука);

• мужская это обувь или женская;

• степень изношенности ее низа;

• особенности, индивидуализирующие конкретный экземпляр (повреждения, следы ремонта и пр.).

В случае обнаружения подозреваемого у него изымается и приобщается к материалам уголовного дела вся обувь, групповые признаки которой соответствуют информации, полученной в результате осмотра следов.

На идентификационную экспертизу направляются все материалы, в которых зафиксированы следы на месте происшествия: протокол осмотра, фотоснимки, схемы дорожки следов, оттиски или слепки, предметы-следоносители и, как правило, обувь подозреваемого.


 

18.Следы транспортных средств

Кроме следов-отображений, оставляемых колесами на грунте или асфальте, а также деталями автомобиля на других транспортных средствах, одежде и теле потерпевшего или предметах, окружающих проезжую часть дороги (столбах, стенах, заборах), в результате ДТП остаются следы-предметы и следы-вещества. К следам-предметам относятся, например, осколки разбитого фарного стекла, отвалившиеся детали автомобиля и т.п., а к следам-веществам – следы вытекающих из агрегатов автомобиля жидкостей (ГСМ, охладители, тормозная жидкость), а также микроскопические осколки стекла и чешуйки краски.

Следы-отображения могут быть объемными (деформации – следы колес на грунте и деталей на других транспортных средствах; формования – следы колес в сыпучих веществах) и поверхностными (в основном это наслоения при движении испачканных колес по асфальту, но могут быть и следы-отслоения – при скольжении бампера по крылу другого автомобиля, когда отслаивается лакокрасочное покрытие).По механизму образования следы качения являются статическими. Динамические следы колес, когда колеса идут «юзом» по поверхности асфальта, для идентификации непригодны, однако позволяют установить скорость автомобиля к моменту начала торможения.

Характеристики следов автомобиля, используемые в транспортной трасологии, заимствованы из автотехники.

Колея – это расстояние между одноименными точками беговых дорожек одинарных колес или средними линиями спаренных колес. При движении по прямой следы задних колес частично или полностью перекрывают следы передних. Поэтому ширина колеи передних колес может быть измерена по следам на повороте.

База автомобиля – это расстояние между передней и задней осями двухосного автомобиля. У трехосных автомобилей различается общая база, т.е. расстояние между передней и задней геометрической осью, проходящей через середину базы тележки (база тележки – расстояние между средней и задней осями).

Обнаружение следов на месте происшествия дает возможность получить предварительную информацию для выдвижения версий и планирования расследования. В частности, устанавливаются марка (модель) автотранспортного средства, модель шин (хотя бы на задних колесах), степень износа и особенности шин, наличие повреждений (например, разбитая фара), посторонних следов (наслоения крови, мозгового вещества, волос, лоскутов одежды) на автомобиле. Кроме того, по следам можно установить обстоятельства происшествия: направление и скорость движения автомобиля, места наезда на пешехода, столкновения с другим транспортным средством, начало торможения, остановки.

В ряде случаев эти вопросы ставятся на разрешение диагностической, нередко комплексной (трасологической и судебно-автотехнической), экспертизы.

Обнаружение подозреваемого и изъятие у него автомобиля позволяет назначить идентификационную экспертизу. В качестве образцов для сравнительного исследования чаще всего предоставляются колеса автомобиля. Однако в некоторых случаях (например, по большегрузным автомобилям) приходится получать 1экспериментальные отображения колес, которые и предоставляются эксперту


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.008 с.)