Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Законодательное регулирование прокурорского надзора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Законодательное регулирование прокурорского надзора



Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Предмет прокурорского надзора. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация. Соотношение прокурорского надзора с деятельностью органов, осуществляющих межведомственный и ведомственный контроль

Задачи ПН - обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и зак.интересов граждан и организаций, а также общ. и гос.интересов.

Прокуратура осущ-ет надзор за:

- точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных НПА респ.органами гос.управления и иными гос.организациями, подчиненными Совмину, местными представит., исполнит. и распоряд.органами, ОО, религ.организациями и др. организациями, должн.лицами и иными гр-ми, в т.ч. ИП;

- исполнением зак-ва при осущ-нии ОРД;

- исполнением закона в ходе досуд.пр-ва, при пр-ве предвар.следствия и дознания;

- соответствием закону суд.пост-ний, а также за соблюдением зак-ва при их исполнении;

- соблюдением зак-ва при исполнении наказания и иных мер уг.отв-ти, а также мер принуд.хар-ра.

Предмет правового регулирования прокурорского надзора: общественные отношения, возникающие при осуществлении надзора за точным и единообразным исполнением законов.

К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре для осуществления надзора. Их можно классифицировать на средства:

выявления правонарушений;

устранения и предупреждения правонарушений;

обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного правонарушением;

предупреждения нарушений законности.

К числу важнейших средств выявления правонарушений относятся:

истребование для проверки их соответствия закону актов, издаваемых органами власти и государственного управления, предприятиями, организациями, субъектами хозяйствования, должностными лицами и др.;

требование от руководителей указанных органов и должностных лиц необходимых документов, материалов, статистических и иных данных и сведений;

требование от органов управления проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных структур и подчиненных им должностных лиц в связи с имеющимися данными о нарушениях закона с целью выявления нарушений законодательства.

Важнейшим правовым средством выявления нарушений закона являются прокурорские проверки. Они проводятся на основании имеющихся сведений о нарушении законности, требующих непосредственного прокурорского вмешательства.

 

 

Концепция прокурорского надзора на современном этапе. Законодательное регулирование прокурорского надзора

В соответствии с Конституцией РБ на Генерального прокурора РБ и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение.

Конституция также определяет прокуратуру как единую и централизованную систему, которую возглавляет Генеральный прокурор. Установлен порядок назначения Генерального прокурора и нижестоящих прокуроров. Генеральный прокурор назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики, а нижестоящие прокуроры — Генеральным прокурором. Конституция закрепила принцип независимости прокуроров в осуществлении своих полномочий. Конституцией определены только общие вопросы организации и дея­тельности прокуратуры. В то же время в ней указано, что компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются законодательством

Правовой основой организации и деятельности прокуратуры являются:

- Конституция Республики Беларусь;

- Закон «О Прокуратуре Республики Беларусь»;

- Постановление Верховного Совета «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь»;

- ГПК, ХПК, УПК, ПИКоАП, КоБС, ИК;

-Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» Другие законы, регламентирующие деятельность прокуратуры;

- указы Президента Республики Беларусь;

- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, другие международно-правовые акты;

- приказы, указания, распоряжения Генерального прокурора Республики Беларусь;

- другие нормативные акты.

 

3. Предмет и система курса «Прокурорский надзор». Место курса «Прокурорский надзор» в системе юридических дисциплин

Система курса прокурорского надзора включает в себя:

1. Общую часть (сущность и задачи прокурорского надзора; его предмет и система, основные направления и принципы деятельности прокуратуры; организация работы органов прокуратуры.

2. Особенную часть (общий надзор (надзор за соблюдением законодательства); надзор за ОРД, следствием и дознанием; надзор за законностью судебных решений, определений, приговоров; надзор за соблюдением законодательства в местах исполнения наказания, А ТАКЖЕ надзор по делам несовершеннолетних и работа с заявлениями и жалобами)

Курс прокурорского надзора связан с другими юридическими дисциплинами:

1. Общая теория права рассматривает прокурорский надзор как форму государственной деятельности, показывает роль прокуратуры в укреплении законности и правопорядка.

2. Конституционное право изучает место прокуратуры в системе органов государства и ей взаимоотношения с ними.

3. Административное право рассматривает деятельность прокуратуры по общему надзору в свете обеспечения законности в государственном управлении.

4. Судоустройство даёт общее представление об учреждении прокуратуры, системе её органов.

5. Уголовный и гражданский процесс рассматривают полномочия прокурора при производстве предварительного следствия, а также при рассмотрении дел в судах.

6. Криминология излагает вопросы, связанные с деятельностью прокурора по изучению и предупреждению преступности.

 

 

Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г.). Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г

Конституционные основы деятельности прокуратуры. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение.

Конституция также определяет прокуратуру как единую и централизованную систему, которую возглавляет Генеральный прокурор. Установлен порядок назначения Генерального прокурора и нижестоящих прокуроров. Генеральный прокурор назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики, а нижестоящие прокуроры — Генеральным прокурором. Конституция закрепила принцип независимости прокуроров в осуществлении своих полномочий. Конституцией определены только общие вопросы организации и деятельности прокуратуры. В то же время в ней указано, что компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются законодательством.

В настоящее время действует Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь», который содержит основные положения статуса прокурорской системы в целом и различных составляющих ее звеньев: Деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора. Прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, законодательных актах и предусмотренных международными обязательствами Республики Беларусь, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств

 

Взаимодействие органов прокуратуры с другими правоохранительными органами в деле укрепления законности и правопорядка. Гласность в деятельности органов прокуратуры. Нравственные начала деятельности прокуратуры. Прокурорская этика

Генеральный прокурор Республики Беларусь, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур координируют правоохранительную деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов государственной безопасности, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью, а также деятельность по борьбе с преступностью организаций, участвующих в борьбе с преступностью. С этой целью образуется возглавляемое прокурором координационное совещание по борьбе с преступностью в состав которого входят руководители органов, осуществляющих борьбу с преступностью, и организаций, участвующих в борьбе с преступностью. Порядок работы координационных совещаний и полномочия их председателей определяются Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

Гласность в деятельности органов прокуратуры. Прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям зак-ва о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также зак-ва о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.

Не допускаются разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, ИП, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами.

В Законе «О прокуратуре Республики Беларусь» законодательно закреплены требования как профессионального, так и нравственно-этического характера относительно лиц, назначаемых на должности следователя или прокурора. Согласно Закону на должности прокурорских работников могут назначаться граждане Республики Беларусь, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми личными деловыми и моральными качествами.

В целях повышения личной ответственности каждого прокурорского работника за порученное дело лицо, впервые назначаемое на должность прокурорского работника, принимает присягу работника Прокуратуры Республики Беларусь. В присяге содержатся требования к должностным лицам, которые берут на себя обязанность по осуществлению надзора заточным и единообразным исполнением законов, бескомпромиссно вести борьбу с преступностью. Принятие присяги происходит в торжественной обстановке, в условиях широкой гласности. Присяга с подписью поступающего в прокуратуру работника хранится в его личном деле, в котором будет отражена вся его последующая деятельность. Высокая профессиональная подготовка работников прокуратуры должна сочетаться с их гражданским мужеством, непримиримостью к нарушениям закона, честностью и справедливостью. Следователи и прокуроры должны быть способными по состоянию здоровья выполнять физически трудные обязанности, в особенности в борьбе с уголовной преступностью. Следует отметить, что подавляющее большинство прокуроров и следователей, проявляя необходимые профессиональные и личные качества, добросовестно трудятся на порученном участке.

 

Совершенствование работы органов прокуратуры как одно из условий успешного выполнения задач, стоящих перед органами прокуратуры. Повышение эффективности прокурорского надзора. Стиль и методы руководства подчиненными органами прокуратуры.

Главными направлениями повышения эффективности прокурорского надзора являются: - обеспечение комплексного подхода в борьбе с преступностью и правонарушениями; - по линии надзора за исполнением законодательства - комплексное, целенаправленное и активное применение прокурором всех предоставленных в его распоряжение правовых средств;

- координация надзора в рассматриваемой сфере с другими отраслями прок. надзора и всеми участниками деятельности прокуратуры;

- увязывание надзорной работы с профилактической деятельностью;

- взаимодействие прокуроров с органами представительной и исполнительной власти, правоохранительными, контролирующими и другими органами, а также с общественными формированиями по вопросам укрепления законности; увязывание надзорных мероприятий с важнейшими социально-экономическими экологическими и иными задачами, решаемыми в районе, городе, области.

Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов связано с совершенствованием управления (руководства) надзорной деятельностью со стороны вышестоящих прокуратур. Оно может идти по следующим направлениям: • своевременное, оперативное корректирование надзорной деятельности, нацеливание ее на решение главных, ключевых задач укрепления законности, предупреждение правонарушений; • улучшение анализа надзорной деятельности и своевременное доведение результатов анализа до нижестоящих прокуроров; • своевременное принятие мер к устранению ошибок и упущений в работе, допускаемых нижестоящими прокурорами; • улучшение методической помощи нижестоящим прокурорам; • подготовка более совершенных методических пособий, разработок, указаний, писем и обеспечение ими прокуроров; • совершенствование деятельности по распространению положительного опыта работы;

• совершенствование контроля за внедрением в практику работы новейших достижений науки и практики, передовых методов и приемов выявления и устранения правонарушений;

• развитие инициативы, самостоятельности и боевитости у нижестоящих прокуроров. При этом основные усилия должны направляться на оказание действенной помощи прокурорам районов и городов в организации ими на научной основе прокурорского надзора за исполнением законов

В деятельности органов прокуратуры используются в качестве организационных, определяющих начал зональный и предметный принципы.

Зональный принцип означает такую организацию работы, когда весь объем работы, возложенный на структурное подразделение, распределяется между оперативными работниками по территориальным зонам.

Предметный принцип означает такую организацию работы, когда критериями распределения обязанностей между прокурорами являются сферы правового регулирования, т.е. определенные группы законов и иных нормативных правовых актов, надзор за исполнением которых осущест­вляет прокуратура.

В органах прокуратуры также применяется предметно-зональный принцип организации работы. Сущность этого принципа заключается в том, что за зональными прокурорами закрепляются еще и определенные предметы ведения.

Планирование работы в органах прокуратуры. Руководство и контроль исполнения. Учет и отчетность в органах прокуратуры

План работы прокуратуры содержит последовательное изложение с указанием сроков выполнения комплекса или отдельного вида мероприятий с учетом штатных материалов и иных возможностей в целях достижения желаемого результата по укреплению законности и правопорядка. Планирование работы прокуратуры преследует выполнение следующих задач: 1.сосредоточить внимание на главное направление их в борьбе с преступностью.2.улучшить взаимодействие прокуратуры и др. правоохранительных органов в деле укрепления правопорядка.3.создать условия для совершенствования деятельности органов прокуратуры.

К планированию работы органов прокуратуры предъявляются след. требования: 1.план д.б. целеустремлен, т.е. соответствовать задачам планирования. 2.план д.б. оптимальный, как по кол-ву вопросов, так и по их глубине, однако с запасом времени для каких-то дополнительных мероприятий.3.план работы д.б. комплексным..д.б. конкретным по месту, лицам и срокам.5.д.б. стабильным и реальным.

Руководство и контроль за работой органов прокуратуры осуществляет генеральный прокурор РБ посредствам издания: приказов, указаний, распоряжений, а также через подчинённых прокуроров.

Руководство осуществляется путём:

1. Выезды на места для проверки и помощи;

2. Оказание методической помощи;

3. Дача подчинённым прокурорам письменных указаний, обзоров прокурорской деятельности;

4. Вызов прокурора в вышестоящую прокуратуру с докладом и объяснениями о выявленных нарушениях;

5. Организация повышения квалификации прокуроров.

Контроль исполнения имеет свои направления:

1. Контроль и проверка исполнения Указов и Декретов Президента;

2. Регулярный и систематический контроль за исполнением приказов Генерального Прокурора;

3. Проверка работы с кадрами;

4. Организация работы внутри аппарата прокуратуры по исполнению планов и поручений вышестоящих прокуроров.

Выделяют три вида контроля:

а) самоконтроль – планирование учёта и затрат времени, фактической результативности, определений мероприятий;

б) контроль руководителя – организация и контроль работы каждого подчинённого;

в) контроль вышестоящего прокурора – проверка законности в нижестоящих прокуратурах в целом. Вышестоящему прокурору предоставляются отчёты (квартальные, полугодовые, годовые).

Учёт и отчётность. Одна из обязательных посылок управления работой прокуратуры – наличие необходимой информации о происходящих здесь процессах. Для этого существует учёт поступающей и исходящей информации и отчётность.

Учёту подлежит информация:

- материалы статистики;

- уголовные дела;

- материалы проверок исполнения законодательства;

- материалы обобщения прокурорской практики.

Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Статистическая отчётность – важнейшая информация, дающая наиболее обобщённое представление о всех участках работы органов прокуратуры.

Статистические отчёты составляются лично прокурорами района. Прокуратуры областей учитывают объём работы, проведённой ими, а также сводные отчёты работы нижестоящих прокуратур. Прокуратура РБ учитывает свою работу и единый сводный отчёт работы всей системы. К статистической отчётности предъявляются требования:

- объективности;

- полноты;

- оценки результативности прокурорской деятельности.

Регулярный и систематический контроль за исполнением приказов Генерального прокурора выполняет отдел органов контроля управления организационной работы и методики прокурорского надзора Генеральной прокуратуры РБ.

 

 

14. Кадры органов прокуратуры. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность прокурорских работников, а также к прокурорским работникам. Меры поощрения и дисциплинарной ответственности прокурорских работников и работников прокуратуры. Воспитание прокурорских работников, повышение их квалификации и профессионального уровня.

Генеральный прокурор обязывает руководителей нижестоящих прокуратур постоянно совершенству по воспитанию кадров, принимать меры по улучшению работы, повышению квалификации работников: использовать индивидуальное обучение, проводить учебно-методические и практические семинары, стажировку и иные формы повышения деловой квалификации. Основной принцип подбора и расстановки кадров состоит в том, чтобы подбирать работников и расставлять их на определенных участках работы по деловым и моральным качествам.

На должность прокурорского работника может быть назначен гражданин РБ, имеющий высшее юр. образование и обладающий необходимыми проф. и моральными качествами, а также отвечающий иным требованиям, предусмотренным зак-вом о гос. службе.

На должность прокурорского работника в исключительных случаях может быть назначен гражданин, имеющий иное высшее образование.

На должность прокурора района, района в городе, города, межрайонного и приравненных к нему транспортного прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее трех лет, а на должность прокурора области, г.Минска и приравненных к нему прокуроров - лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет.

С гражданами, поступающими на службу в органы прокуратуры, заключается контракт.

Лица, впервые поступающие на службу в органы прокуратуры в качестве прокурорского работника, проходят на основании срочного трудового договора стажировку в течение шести месяцев. Время стажировки засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры.

Прокурорскому работнику присваивается классный чин в соответствии с занимаемой им должностью.

Порядок присвоения и лишения классных чинов прокурорских работников определяется Положением о прохождении службы в органах прокуратуры.

Установить для прок. работников соответствующе воинским званиям следующие классные чины:

- государственный советник юстиции 1 класса - генерал-полковник;

- государственный советник юстиции 2 класса - генерал-лейтенант;

- государственный советник юстиции 3 класса - генерал- майор;

- старший советник юстиции – полковник;

- советник юстиции – подполковник;

- младший советник юстиции – майор;

- юрист 1 класса – капитан;

- юрист 2 класса - старший лейтенант;

- юрист 3 класса – лейтенант;

- младший юрист - младший лейтенант.

Классные чины прок. работникам присваиваются с учетом занимаемой должности, срока пребывания в классном чине, результатов аттестации. Прок.работники, которым присвоены классные чины, находятся в них пожизненно. За нарушение служебных обязанностей, трудовой дисциплины, совершение действий, дискредитирующих звание прок.работника, прокурор может быть понижен в классном чине. Восстановление прокурорских работников в прежнем классном чине проводится только в порядке аттестации по окончании не менее двух лет.

На должность прокурорского работника может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование и обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечающий иным требованиям, предусмотренным законодательством о государственной службе. На должность прокурорского работника в исключительных случаях может быть назначен гражданин, имеющий иное высшее образование

За особые заслуги перед гос-вом и с учетом личного вклада в обеспечение законности и правопорядка к прок.работнику м.б. также применены следующие меры поощрения:

- награждение Почетной грамотой Ген.прокурора РБ;

- занесение на Доску почета Ген.прокуратуры РБ;

- досрочное присвоение классного чина;

- присвоение очередного классного чина на одну ступень выше положенного по занимаемой должности;

- присвоение классного чина на ступень выше очередного;

- награждение нагрудным знаком "Почетный работник Прокуратуры РБ".

За особые заслуги перед гос-вом прок.работник в устан.порядке может быть представлен к присвоению почетных званий "Заслуженный юрист РБ", "Заслуженный работник органов прокуратуры РБ" и к др. гос. наградам РБ.

Прок.работник несет дисциплинарную, адм., уг. и иную отв-ть в соответствии с законодательными актами.

Дисц. взысканиями являются:

а)замечание;

б)выговор;

в)строгий выговор;

г)понижение в классном чине;

д)лишение нагрудного знака "Почетный работник Прокуратуры РБ";

е)объявление неполного служебного соответствия;

ж)понижение в должности;

з)увольнение;

и)увольнение с лишением классного чина.

Помимо предусм. зак-вом о гос.службе и зак-вом о труде мер дисциплинарно взыскания к прок.работнику могут быть применены:

- понижение в классном чине на срок до шести месяцев;

- понижение в должности на срок до шести месяцев;

- лишение нагрудного знака "Почетный работник Прокуратур Республики Беларусь".

 

Понятие, сущность, задачи и цели деятельности прокуратуры по координации деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью и коррупцией (координирующая деятельность прокуратуры). Принципы осуществления прокуратурой координирующей деятельности.

Генеральный прокурор Республики Беларусь, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур координируют правоохранительную деятельность органов внутренних дел, органов государственной безопасности, других государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью. С этой целью образуется возглавляемое прокурором координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией (далее – координационное совещание), в состав которого входят руководители государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

Порядок работы координационного совещания и полномочия его председателя определяются Положением о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, утверждаемым Президентом Республики Беларусь.

В целях обеспечения координации правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, прокурор:

проводит заседания координационного совещания, организует временные комиссии (рабочие группы);

дает письменные указания по вопросам организации борьбы с преступностью и коррупцией, обязательные для исполнения;

заслушивает отчеты руководителей государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией;

истребует статистическую и иную необходимую информацию;

представляет в установленном порядке Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, местным представительным, исполнительным и распорядительным органам информацию о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией и вносит предложения о мерах по борьбе с преступностью и коррупцией;

информирует общественность о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией, правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, через средства массовой информации.

Деятельность органов государственной безопасности осуществляется на принципах: законности; уважения и соблюдения прав и свобод личности; гуманизма; единства системы органов государственной безопасности и централизации управления ими; сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности; независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.

 

Полномочия прокуроров по осуществлению координирующей деятельности. Содержание, основные направления координирующей деятельности. Формы координации

В юридической литературе в самом общем виде под координацией понимают согласованность действий правоохранительных органов в борьбе с преступностью и коррупцией

В проводимой политике по противодействию преступности и коррупции задействованы различные государственные органы и иные организации, в том числе и органы прокуратуры. Прокуратуре в этом процессе отводится особая, многоплановая роль: она является органом, непосредственно осуществляющим борьбу с коррупцией и организованной преступностью; прокуратура наделена также статусом ответственного государственного органа за организацию борьбы с коррупцией;

1. Генеральный прокурор РБ, нижестоящие прокуроры координируют правоохранительную деятельность органов внутренних дел, органов гос. безопасности, других гос.органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью. С этой целью образуется возглавляемое прокурором координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией в состав которого входят руководители гос.органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, и иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью. Порядок работы координационного совещания и полномочия его председателя определяются Положением о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, утверждаемым Президентом Республики Беларусь

Под координирующей функцией следует понимать направление деятельности органов прокуратуры, выражающееся в осуществлении прокуратурой комплекса аналитических, организационных и практических мероприятий по объединению усилий субъектов координации в борьбе с преступностью и коррупцией, обеспечению своевременного предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений и коррупционных проявлений, быстрому и полному расследованию преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

В целях обеспечения координации правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, прокурор: проводит заседания координационного совещания, организует временные комиссии (рабочие группы);дает письменные указания по вопросам организации борьбы с преступностью и коррупцией, обязательные для исполнения; заслушивает отчеты руководителей государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, по вопросам борьбы с преступностью и коррупцией; истребует статистическую и иную необходимую информацию; представляет в установленном порядке Президенту РБ, Совету Министров РБ. собранию РБ, местным представительным, исполнительным и распорядительным органам информацию о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией и вносит предложения о мерах по борьбе с преступностью и коррупцией; информирует общественность о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией, правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью, через средства массовой информации.

Координация деятельности осуществляется в следующих основных формах: - проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов- текущий обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью; - совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта

- создание следственно-оперативных групп для расследования конк­ретных преступлений;

- проведение совместных целевых мероприятий по выявлению и пре­сечению преступлений и условий, способствующих их совершению;

- взаимное использование возможностей правоохранительных органов в повышении квалификации работников, проведение совместных се­минаров, конференций, оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с пре­ступностью по основаниям и в порядке, предусмотренных законом

- издание совместных приказов, указаний, подготовка информацион­ных писем и ориентировок, иных организационно-распорядитель­ных документов;

- издание совместных бюллетеней (сборников) и других информацион­ных документов по обмену опытом деятельности по борьбе с преступ­ностью;

- разработка и утверждение согласованных полугодовых, а при необходимости - перспективных планов координационной деятельности.

 

Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Беларусь. Предмет прокурорского надзора. Правовые средства прокурорского надзора и их классификация. Соотношение прокурорского надзора с деятельностью органов, осуществляющих межведомственный и ведомственный контроль

Задачи ПН - обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и зак.интересов граждан и организаций, а также общ. и гос.интересов.

Прокуратура осущ-ет надзор за:

- точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных НПА респ.органами гос.управления и иными гос.организациями, подчиненными Совмину, местными представит., исполнит. и распоряд.органами, ОО, религ.организациями и др. организациями, должн.лицами и иными гр-ми, в т.ч. ИП;

- исполнением зак-ва при осущ-нии ОРД;

- исполнением закона в ходе досуд.пр-ва, при пр-ве предвар.следствия и дознания;

- соответствием закону суд.пост-ний, а также за соблюдением зак-ва при их исполнении;

- соблюдением зак-ва при исполнении наказания и иных мер уг.отв-ти, а также мер принуд.хар-ра.

Предмет правового регулирования прокурорского надзора: общественные отношения, возникающие при осуществлении надзора за точным и единообразным исполнением законов.

К правовым средствам прокурорского надзора относятся только те, которые предоставлены прокурору Законом о прокуратуре для осуществления надзора. Их можно классифицировать на средства:

выявления правонарушений;

устранения и предупреждения правонарушений;

обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного правонарушением;

предупреждения нарушений законности.

К числу важнейших средств выявления правонарушений относятся:

истребование для проверки их соответствия закону актов, издаваемых органами власти и государственного управления, предприятиями, организациями, субъектами хозяйствования, должностными лицами и др.;

требование от руководителей указанных органов и должностных лиц необходимых документов, материалов, статистических и иных данных и сведений;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 947; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.108 с.)