Сущность и функции цены как экономической категории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и функции цены как экономической категории.



Часто цена трактуется как денежное выражение стоимости товара. Встречается и такая формулировка: "Цена – это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель ­ продать". В условиях рыночных отношений роль цены резко возрастает для любого предприятия, поскольку от уровня цены зависит величина прибыли предприятия, конкурентоспособность предприятия и его продукции, финансовая устойчивость и финансовая независимость предприятия.

Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.

1. Информационная функция цены проявляется в распространении исключительно важных оперативных сведений о наличии товара, его дефицитности, издержках производства, товарных рынках, наиболее выгодных направлениях развития деятельности предприятиях.

Цена информирует о предложении товара, его величине, о том, сколько продавец хочет получить за свой товар. Такая информация воздействует на состояние рынка и формирует позицию покупателя, определяя величину его спроса.

2. Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Для нормального развития экономики характерно соответствие суммы цен и суммы товарной массы. Нарушения этого соответствия приводят к нарушениям в процессе воспроизводства. К примеру, превышение суммы денежной над товарной массой вызывает инфляцию.

3. Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение в экономике. Цена способствует перераспределению капитала, направляя его в наиболее эффективные и прибыльные отрасли. Основные направления перераспределения: между отраслями и комплексами отраслей (добывающая и обрабатывающая, промышленность и сельское хозяйство); между видами товаров и товарными группами (товары первой необходимости и предметы роскоши); между регионами (угледобывающие и нефтедобывающие); между группами населения. Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые являются источником накопления дорожных фондов, пенсионного фонда, фонда социального страхования, фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

4. Функция сбалансированности спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

5. Функция цены как средства рационального размещения производства наиболее полно проявляется в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.

6. Стимулирующая функция цены проявляется в формировании экономической заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, повышении качества продукции, снижении издержек производства, увеличении выпуска продукции и спроса на нее. Стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению более экономных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов.

7. Измерительная. Цена - количество денег, уплачиваемое за единицу товара. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которые покупатель должен уплатить, а продавец получить за свой товар.

Сравнивая ценности различных товаров, их можно дифференцировать на дорогие и дешевые. Таким образом, цена выполняет соизмерительную функцию, с помощью которой сопоставляются ценности разных товаров.

Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда следует значимость политики в области ценообразования.

В электроэнергетике цены называют тарифами, т. к. все предприятия отрасли являются монополистами и их деятельность находится под контролем государства.

Виды и состав цены.

В зависимости от степени участия государства в регулировании цен:

Фиксированные – это твердые государственные цены, размер которых зафиксирован в прейскурантах.

Свободные – это цены, которые устанавливаются предприятием самостоятельно.

Регулируемые – это цены, по которым государство устанавливает максимальные или минимальные лимиты, переходить которые предприятие не может.

В настоящее время государственное регулирование осуществляется в двух основных формах:

косвенное воздействие;

прямое воздействие.

Косвенное воздействие:

А) принятие и совершение антимонопольного законодательства;

Б) стимулирование малого предпринимательства;

В) налоговая политика;

Г) сокращение бюджетного дефицита;

Д) контроль и регулирование доходов населения.

Прямое воздействие:

А) установление максимальных цен, распространен метод ценового регулирования;

Б) установление минимальных цен (ценовой пол);

В) коридор цен, т.е. установление минимальных и максимальных границ цен.

В зависимости от характера обслуживаемого оборота различают цены:

Отпускные цены – это цены, по которым предприятие реализует продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям и другим потребителям за исключением населения. В общем виде отпускные цены имеют следующий вид:

Цотп. = себестоимость +Пр + Косвенные налоги;

Оптовая цена – это цена, по которой оптово-сбытовые базы отпускают товар розничным предприятиям и иным потребителям.

Цопт = Цотп + Нопт(оптовая надбавка);

Оптовая надбавка образуется в оптовом звене сферы обращения. Устанавливается по соглашению сторон в лице снабженческо-сбытового и оптового предприятия и предназначена для компенсации расходов, связанных с движением товара и получением прибыли от этих операций. Расходы по транспортировке и страхованию включаются дополнительно сверх оптовой надбавки.

Розничные цены – это цены, по которым розничные торговые организации реализуют продукцию населению и организациям.

Црозн = Цотп + Нопт + Нрозн;

(Нопт+Нрозн<40% от оптовой цены)

Торговая (розничная) надбавка устанавливается торговым предприятием при реализации продукции населению. Предназначено для покрытия расходов торговых и иных предприятий, связанных с продажей товара в розницу и получение прибыли от этих операций. Торговая надбавка должна покрыть издержки и обеспечить прибыль.

3. В зависимости от степени участия поставщика в возмещении расходов по транспортировке продукции осуществляется франкирование цены.

Дифференциация цен в зависимости от включения транспортных издержек в цену называется франкированием цены. Обычно свободная оптовая цена устанавливается на условия франко-станция отправления. Отсюда следует, что транспортные издержки до станции отправления включаются в цену. Если отпуск товара осуществляется внутри города, то может назначаться цена франко-склад поставщика.

В зависимости от условий контракта на поставку товара цена реальной сделки купли-продажи может изменяться на сумму транспортные и страховых издержек.

Виды цены:

СИФ – все расходы по перевозке груза по оплате таможенных сборов, страхованию несет продавец, ФОБ – продавец несет ответственность до момента перехода товара через поручни судна,FCA – продавец поставляет товар на условленное место на любом виде транспорта.

FAS – продавец несет ответственность за товар до его размещения на пристани вдоль борта судна(доставка груза до причала).

CFR – ответственность продавца оканчивается в порту назначения и за ним экспортная лицензия, погрузка, таможня и перевозка.

СPT – перевозка оплачена до порта назначения на все виды перевозок.

СIP – перевозка и страхование оплачивается до порта назначения.

DAF – поставка до границы, таможенное оформление ввоза.

DES – поставка с судна в порту назначения(передача товара на борту судна) и импортная лицензия.

DEQ - поставка с пристани в порту назначения с оплатой пошлины.

DDU – поставка до порта назначения в стране ввоза. Покупатель оплачивает транспортные и налоговые сборы

DDP – поставка в порт назначения с максимальными обязательствами за продавцом, за покупателем страхование груза.

В международной торговли существует более 40 видов ценовых скидок:

бонусные – для крупных покупателей;

сезонные (временные) – для покупателей сезонного спроса;

дилерские – устанавливаются в зависимости от количества товара.

Энергетические тарифы.

Электрическая и тепловая энергия реализуются потребителям по тарифам, представляющим собой разновидность цен преимущественно за оказываемые услуги с применением определенной системы ставок. Тарифы отличаются от цен на вещественную продукцию относительно большей устойчивостью, более сложным дифференцированием ставок и в большей степени подвержены государственному регулированию.

Тарифы представляют собой денежное выражение стоимости продукции и отражают сумму всех затрат предприятия на производство и продажу продукции, обеспечивая прибыль. Тарифы устанавливаются не только на энергию, но и на воду и газ.

Принципы, которые лежат в основе разработки концепции тарифообразования в электроэнергетике:

1. Соответствие концепции тарифов на энергию стратегическим задачам энергетики. Почти во всех странах разработке концепции тарифов предшествует раз­работка и принятие энергетической программы страны.

2.Второй принцип - это выполнение тарифом основных специфических функций: экономической, финансовой и социально-политической.

3. третий принцип - это выбор метода расчета цены за электроэнергию.

4. четвертый принцип - требование о том, что тариф должен обеспечивать конкурентоспособность электроэнергии по сравнению с другими видами энергоносителей.

Косвенно конкурентоспособность электроэнергии характеризу­ется постепенным вытеснением других видов энергоносителей из топливно-энергетического баланса экономики страны, а также абсолютный рост потребления электроэнергии.

5. пятый принцип - государственное регулирование.

Уровень тарифа, определяемый принятой концепцией определения себестоимости электроэнергии, может быть скорректирован вме­шательством государства и других органов власти.

6.Шестой принцип - это унификация тарифа по территории страны (региона).

7.Седьмой принцип - это дифференциация или её отсутствие в системе тарифов.

8.Восьмым принципом можно назвать корректировку уровня тарифа на электроэнергию в зависимости от внешних факторов.

Например, повышение цен на энергоносители или на оборудование является объективной причиной для пересмотра уровня тарифов. Структурные изменения в генерирующих мощностях также могут привести к необходимости выработки новой концепции формирования системы тари­фов на электроэнергию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.023 с.)