Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и функции цены как экономической категории.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Часто цена трактуется как денежное выражение стоимости товара. Встречается и такая формулировка: "Цена – это сумма денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель продать". В условиях рыночных отношений роль цены резко возрастает для любого предприятия, поскольку от уровня цены зависит величина прибыли предприятия, конкурентоспособность предприятия и его продукции, финансовая устойчивость и финансовая независимость предприятия. Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций. 1. Информационная функция цены проявляется в распространении исключительно важных оперативных сведений о наличии товара, его дефицитности, издержках производства, товарных рынках, наиболее выгодных направлениях развития деятельности предприятиях. Цена информирует о предложении товара, его величине, о том, сколько продавец хочет получить за свой товар. Такая информация воздействует на состояние рынка и формирует позицию покупателя, определяя величину его спроса. 2. Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Для нормального развития экономики характерно соответствие суммы цен и суммы товарной массы. Нарушения этого соответствия приводят к нарушениям в процессе воспроизводства. К примеру, превышение суммы денежной над товарной массой вызывает инфляцию. 3. Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение в экономике. Цена способствует перераспределению капитала, направляя его в наиболее эффективные и прибыльные отрасли. Основные направления перераспределения: между отраслями и комплексами отраслей (добывающая и обрабатывающая, промышленность и сельское хозяйство); между видами товаров и товарными группами (товары первой необходимости и предметы роскоши); между регионами (угледобывающие и нефтедобывающие); между группами населения. Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые являются источником накопления дорожных фондов, пенсионного фонда, фонда социального страхования, фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).
4. Функция сбалансированности спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. 5. Функция цены как средства рационального размещения производства наиболее полно проявляется в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли. 6. Стимулирующая функция цены проявляется в формировании экономической заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, повышении качества продукции, снижении издержек производства, увеличении выпуска продукции и спроса на нее. Стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению более экономных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов. 7. Измерительная. Цена - количество денег, уплачиваемое за единицу товара. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которые покупатель должен уплатить, а продавец получить за свой товар. Сравнивая ценности различных товаров, их можно дифференцировать на дорогие и дешевые. Таким образом, цена выполняет соизмерительную функцию, с помощью которой сопоставляются ценности разных товаров. Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда следует значимость политики в области ценообразования. В электроэнергетике цены называют тарифами, т. к. все предприятия отрасли являются монополистами и их деятельность находится под контролем государства. Виды и состав цены. В зависимости от степени участия государства в регулировании цен: Фиксированные – это твердые государственные цены, размер которых зафиксирован в прейскурантах. Свободные – это цены, которые устанавливаются предприятием самостоятельно. Регулируемые – это цены, по которым государство устанавливает максимальные или минимальные лимиты, переходить которые предприятие не может. В настоящее время государственное регулирование осуществляется в двух основных формах: косвенное воздействие;
прямое воздействие. Косвенное воздействие: А) принятие и совершение антимонопольного законодательства; Б) стимулирование малого предпринимательства; В) налоговая политика; Г) сокращение бюджетного дефицита; Д) контроль и регулирование доходов населения. Прямое воздействие: А) установление максимальных цен, распространен метод ценового регулирования; Б) установление минимальных цен (ценовой пол); В) коридор цен, т.е. установление минимальных и максимальных границ цен. В зависимости от характера обслуживаемого оборота различают цены: Отпускные цены – это цены, по которым предприятие реализует продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым организациям и другим потребителям за исключением населения. В общем виде отпускные цены имеют следующий вид: Цотп. = себестоимость +Пр + Косвенные налоги; Оптовая цена – это цена, по которой оптово-сбытовые базы отпускают товар розничным предприятиям и иным потребителям. Цопт = Цотп + Нопт(оптовая надбавка); Оптовая надбавка образуется в оптовом звене сферы обращения. Устанавливается по соглашению сторон в лице снабженческо-сбытового и оптового предприятия и предназначена для компенсации расходов, связанных с движением товара и получением прибыли от этих операций. Расходы по транспортировке и страхованию включаются дополнительно сверх оптовой надбавки. Розничные цены – это цены, по которым розничные торговые организации реализуют продукцию населению и организациям. Црозн = Цотп + Нопт + Нрозн; (Нопт+Нрозн<40% от оптовой цены) Торговая (розничная) надбавка устанавливается торговым предприятием при реализации продукции населению. Предназначено для покрытия расходов торговых и иных предприятий, связанных с продажей товара в розницу и получение прибыли от этих операций. Торговая надбавка должна покрыть издержки и обеспечить прибыль. 3. В зависимости от степени участия поставщика в возмещении расходов по транспортировке продукции осуществляется франкирование цены. Дифференциация цен в зависимости от включения транспортных издержек в цену называется франкированием цены. Обычно свободная оптовая цена устанавливается на условия франко-станция отправления. Отсюда следует, что транспортные издержки до станции отправления включаются в цену. Если отпуск товара осуществляется внутри города, то может назначаться цена франко-склад поставщика. В зависимости от условий контракта на поставку товара цена реальной сделки купли-продажи может изменяться на сумму транспортные и страховых издержек. Виды цены: СИФ – все расходы по перевозке груза по оплате таможенных сборов, страхованию несет продавец, ФОБ – продавец несет ответственность до момента перехода товара через поручни судна,FCA – продавец поставляет товар на условленное место на любом виде транспорта. FAS – продавец несет ответственность за товар до его размещения на пристани вдоль борта судна(доставка груза до причала). CFR – ответственность продавца оканчивается в порту назначения и за ним экспортная лицензия, погрузка, таможня и перевозка. СPT – перевозка оплачена до порта назначения на все виды перевозок. СIP – перевозка и страхование оплачивается до порта назначения. DAF – поставка до границы, таможенное оформление ввоза. DES – поставка с судна в порту назначения(передача товара на борту судна) и импортная лицензия.
DEQ - поставка с пристани в порту назначения с оплатой пошлины. DDU – поставка до порта назначения в стране ввоза. Покупатель оплачивает транспортные и налоговые сборы DDP – поставка в порт назначения с максимальными обязательствами за продавцом, за покупателем страхование груза. В международной торговли существует более 40 видов ценовых скидок: бонусные – для крупных покупателей; сезонные (временные) – для покупателей сезонного спроса; дилерские – устанавливаются в зависимости от количества товара. Энергетические тарифы. Электрическая и тепловая энергия реализуются потребителям по тарифам, представляющим собой разновидность цен преимущественно за оказываемые услуги с применением определенной системы ставок. Тарифы отличаются от цен на вещественную продукцию относительно большей устойчивостью, более сложным дифференцированием ставок и в большей степени подвержены государственному регулированию. Тарифы представляют собой денежное выражение стоимости продукции и отражают сумму всех затрат предприятия на производство и продажу продукции, обеспечивая прибыль. Тарифы устанавливаются не только на энергию, но и на воду и газ. Принципы, которые лежат в основе разработки концепции тарифообразования в электроэнергетике: 1. Соответствие концепции тарифов на энергию стратегическим задачам энергетики. Почти во всех странах разработке концепции тарифов предшествует разработка и принятие энергетической программы страны. 2.Второй принцип - это выполнение тарифом основных специфических функций: экономической, финансовой и социально-политической. 3. третий принцип - это выбор метода расчета цены за электроэнергию. 4. четвертый принцип - требование о том, что тариф должен обеспечивать конкурентоспособность электроэнергии по сравнению с другими видами энергоносителей. Косвенно конкурентоспособность электроэнергии характеризуется постепенным вытеснением других видов энергоносителей из топливно-энергетического баланса экономики страны, а также абсолютный рост потребления электроэнергии. 5. пятый принцип - государственное регулирование. Уровень тарифа, определяемый принятой концепцией определения себестоимости электроэнергии, может быть скорректирован вмешательством государства и других органов власти. 6.Шестой принцип - это унификация тарифа по территории страны (региона). 7.Седьмой принцип - это дифференциация или её отсутствие в системе тарифов.
8.Восьмым принципом можно назвать корректировку уровня тарифа на электроэнергию в зависимости от внешних факторов. Например, повышение цен на энергоносители или на оборудование является объективной причиной для пересмотра уровня тарифов. Структурные изменения в генерирующих мощностях также могут привести к необходимости выработки новой концепции формирования системы тарифов на электроэнергию.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.234 (0.009 с.) |