Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование атрибутики и предметов-заместителей

Поиск

1 уровень – использование атрибутики при подсказке взрослого.

2 уровень – самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продук­тов, флакончики от лекарств и т. д.).

3 уровень – широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игру­шечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

4 уровень – использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предме­тов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет п­осуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

Использование ролевой речи

1 уровень – отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

2 уровень – наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «боль­ной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

3 уровень – наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень – развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

Выполнение правил

1 уровень – отсутствие правил.

2 уровень – правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

3 уровень – правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень – соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в з­еленый цвет, если опережает возрастную норму – в красный, если отстает – в синий. Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы сформированности игровых навыков. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить раб­оту воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой – воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.


Уровень сформированности игровых навыков


Группа_________________ Дата наблюдения________

Возраст детей от ___ до ___

Воспитатель ____________________

 

Фамилия, имя ре­бенка Возраст ребенка Распределение ролей Основ. содержание игры Ролевое поведение Игровые действия Испол. атрибутики Испол. рол. речи
               
               
               
               

Исследователь В.А. Деркунская разработала диагностику изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях. Обследование разделено на три части:

Первая часть
Цель наблюдения: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.
Наблюдение проводится в естественных условиях за самостоятельной игрой-драматизацией детей. Результаты наблюдения фиксируются в таблице знаками «+», «—», фиксируются умения, которые наиболее характерно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности.

 

  Ф.И. ребенка Структурные компоненты игры-драматизации Ведущий мотив игры    
Замысел Роль Восприятие
И К П П П И В С В
                     
                     

 

Графа «Замысел» имеет отношение к детям «режиссерского» типа,

что проявляется в наличии таких умений, как:

· интерпретация (И) ребенком привлекательного литературного сюжета,

понимание идеи постановки;

· комбинирование замысла (К) – соединение нескольких знакомых литературных сюжетов, придумывание нового для постановки, построение единой сюжетной линии, постепенное наращивание сюжетной линии, логическое перетекание одного сюжета в другой, закономерный финал, описание образов предполагаемой постановки;

· планирование игры (П) – организация спектакля.

Графа «Роль» позволяет определить детей «актерского» типа, у которых:· принятие роли (П) сопровождается активностью, радостью, интересом;· передача образа (П) происходит через использование средств выразительности (слова, действия), соответствующих атрибутов;· возможна импровизация.Графа «Восприятие» (В) ориентирована на детей, относящихся к «зрительскому» типу. Их основные характеристики:· внимание (В), ребенок любит смотреть, наблюдать за происходящими событиями в спектакле;· сопереживание (С), ребенок сочувствует, сопереживает героям спектакля эмоционально реагирует на происходящие события, спектакль в целом;· воспроизведение впечатлений (В), ребенок выражает свое эмоциональное состояние, настроение любыми доступными средствами детской художественной деятельности (рисунок, слово, движение, игра и др.). Обратите внимание на ведущий мотив игры-драматизации. Если онавозникает из-за замысла, то, очевидно, что ребенок – «режиссер», если из-за роли, то ребенок – «актер», если ведущий мотив – восприятие, то ребенок скорее «зритель». Возможно комбинирование позиций. Дети, которых условно можно отнести к позиции «художник-оформитель», проявляются через графы «Замысел» и «Роль».Принципиальным в этом случае будет:· интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки, выраженное 0 детских рисунках;· комбинирование замысла – создание декораций спектакля;· передача смысла образа литературного персонажа через создание соответствующих игровых атрибутов, костюмов. С помощью таблицы можно определить, какую позицию занимает ребенок в играх-драматизациях. Вторая часть Вторая часть диагностики связана с изучением игровых позиций ребенка в театрализованной деятельности с использованием этюдов и упражнений. Этюды и упражнения на выявление актерских умений 1. Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст:· Чудо остров! · Наша Таня громко плачет... · Карабас-Барабас· Первый снег! Ветер! Холодно! 2. Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями(удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно): «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке». 3. Пантомимические этюды. Котята: • сладко спят; • просыпаются, лапкой умываются; • зовут маму; • пытаются утащить сосиску; • боятся собаки; • охотятся. Покажи:· как танцует добрая фея на балу у Золушки;· как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы;· как удивляется черепашка-ниндзя;· как здоровается Снежная Королева;· как обижается Винни-Пух;· как радуется Бэтмен. 4. Этюды на изменения тембра голоса.Педагог. Киска, как тебя зовут? Ребенок. Мяу! (Нежно) Педагог. Стережешь ты мышкут ут? Ребенок. Мяу! (Утвердительно) Педагог. Киска, хочешь молока?Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)Педагог. А в товарищи щенка?Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо...) 5. Интонационное прочтение стихов-диалогов. 6. Проговаривание скороговорок.Резиновую Зину купили в магазине, Резиновую Зину в корзине принесли, Резиновая Зина упала из корзины,Резиновая Зина измазалась в грязи. 7. Ритмическое упражнение. Простучать, прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шень-ка». 8. Образные упражнения под музыку Е. Тиличеевой «Пляшущий зайчик», Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», В. Герчика «Заводная лошадка». Этюды и упражнения на выявление режиссерских умений 1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен сочинить сценарий, организовать спектакль (распределить роли между детьми, обосновать свой выбор, провести репетицию). 2. Моделирование ребенком литературных сюжетов по картинкамдля постановки спектакля, обсуждения замысла, идеи постановки с дошкольником. Этюды и упражнения на выявление умений декоратора 1. Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен спроектировать декорации, костюмы для спектакля, предложить необходимый игровой реквизит. 2. Обсуждение замысла, идеи постановки с дошкольником в контексте предлагаемых им декораций. Беседа-игра на выявление зрительских умений После просмотра спектакля, игры-драматизации проведите беседу:– О чем рассказал спектакль? Что ты понял? (На понимание равной мысли произведения.)– Какой персонаж тебе понравился больше всего? Почему? Какой у него характер? (На понимание характера персонажей.)– Что ты чувствовал, когда с героем происходили... события? (Конкретно по действию.)– Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в спектакле? Что именно?– Кто тебе больше всех понравился из актеров спектакля? Почему?– Нравится ли тебе смотреть спектакль? Почему?– Расскажи в рисунке (предложите другие средства передачи полученных впечатлений) о спектакле, о том, что ты увидел сейчас. Проанализируйте умения детей в соответствии с критериями: Актерские умения o понимание эмоционального состояния персонажа и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа – голоса, мимики, пантомимики; o характер выразительности моторики: ü в пантомимике – естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; ü в мимике – богатство, бедность, вялость, живость проявлений; ü в речи – изменение интонации, тона, темпа речи; 1. самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий. Режиссерские умения o понимание мотивов поступков героев;o следование сюжетной линии (установление причинно-следственной связи, понимание последовательности событий); o распределение ролей, подготовка игровой среды; o умение руководить сразу несколькими играющими. Оформительские умения o художественно-изобразительное видение сюжетной линии литературной основы спектакля; o адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите; o подготовка игровой среды. Зрительские умения o умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять эмпатию к персонажам произведения; o наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично). Третья часть Третья часть диагностики состоит из теста «ЗАРД», предназначенного для педагогов и родителей. Цель теста: изучить мнение родителей, воспитателей о предпочтениях ребенка при выборе игровых позиций. Тест «ЗАРД» Уважаемые педагоги, родители, ответьте на ряд утверждений, используя варианты ответов «да» или «нет».Утверждения1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею........................................................2. Чаше ребенок реагирует на героев литературного произведения…..3. Чаше ребенок обращает внимание на обстановку, место и время развития событий произведения..................................................................4. Ребенок целостно воспринимает литературное произведение.......5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы..................................................................6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведении…….7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на бумаге»................................................................................................. 8. Ребенок может организовать игру с другими детьми................9. Ребенку легче оценить игру другого, чем играть самому............10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью декламирования, мимики и пантомимики.................................11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры-драматизации................................................................................12. Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или непонравившихся персонажах...................................................................13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям............................................................................................14. Ребенок обладает лидерскими качествами.............................15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью................................................................................16. Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что надо изображать в игре-драматизации......................................................17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам......................18. Ребенку присущи качества – настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать неудачи, решать конфликты........................................19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конца)..............................................................20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной деятельности.......................................................... Оценка результатов. Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по каждой позиции (актер, режиссер, зритель): • позиция «режиссер» – ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 1, 18; • позиция «декоратор» – ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20; • позиция «актер» – ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19; • позиция «зритель» – ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17.В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок и имеет наибольшую склонность.Соотнесите эти результаты с результатами собеседования с ребенком.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.33.230 (0.013 с.)