Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 3. Понятие преступности и ее основные характеристики

Поиск

I. Задания для самостоятельной работы

1. В процессе подготовки к практическому занятию по данной теме студентам необходимо письменно решить следующие, представленные в виде «кейсов», задачи:

А) В городе Н. в течение года зарегистрировано 1200 преступлений. Население города Н. составляет 430 тысяч человек. В другом городе К. в течение того же года зарегистрировано 920 преступлений. Население К. составляет 320 тысяч человек.

Вычислите интенсивность преступности в расчете на 10 тысяч в каждом городе и укажите, в каком из них она выше.

Б) В Н-ом районе зарегистрировано за год 1600 преступников. Население района 430 тысяч, из них 110 тысяч дети до 14-летнего возраста. В другом районе в течение того же года зарегистрировано 1100 преступников. Население района составляет 380 тысяч, из них лиц, не достигших 14 лет, - 90 тысяч. Вычислите коэффициент преступности для каждого из районов.

В) В одном из районов города, где проживают 179 486 человек (из них: 91 373 – женщины, 17 526 – несовершеннолетние), за год было зарегистрировано 1675 преступлений, из них:

а) раскрыто 1485 преступлений;

б) на долю ранее судимых лиц приходится 212 преступлений;

в) мужчинами всех возрастов совершено 1405 преступлений;

г) взрослыми совершено 1095 преступлений.

Определите удельный вес в структуре преступности преступлений, совершенных несовершеннолетними, женщинами, рецидивистами, и рассчитайте коэффициенты преступности среди несовершеннолетних и лиц мужского пола.

2. Укажите приемы и способы выявления латентных преступлений применительно:

- к преступлениям против собственности;

- преступлениям в сфере экономической деятельности;

- преступлениям, связанным с наркотиками;

- преступлениям против жизни и здоровья;

- преступлениям в сфере компьютерной информации.

3. Составьте таблицу, отражающую структуру преступности в России в 2012 году (исходя из соотношения преступлений разной степени тяжести; удельным весом преступлений несовершеннолетних и женщин; удельным весом рецидивной преступности; удельным весом общеуголовной корыстной преступности).

4. Ознакомьтесь с установленными формами статистической отчетности о зарегистрированных преступлениях (форма № 1) и лицах, совершивших преступления (форма № 2), и определите, какие характеристики (показатели) преступности отражаются в этих статистических документах.

5. Укажите, какой степенью латентности (высокой, средней или низкой) обладают приведенные ниже реступления, и обоснуйте свои выводы:

- убийство (ст.ст. 105 - 108 УК РФ);

- похищение человека (ст. 126 УК РФ);

- изнасилование (ст. 131 УК РФ);

- кража (ст. 158 УК РФ);

- мошенничество (ст. 159 УК РФ);

- присвоение и растрата (ст. 160 УК РФ);

- грабеж (ст. 161 УК РФ);

- контрабанда (ст. 226.1 и 229.1 УК РФ);

- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

- получение, дача взятки и посредничество во взяточничестве (ст.ст. 290, 291 и 291.1 УК РФ).

6. Доложите результаты криминологического исследования по теме «Преступность и наследственность».

II. План практического занятия

 

1. Понятие преступности, ее признаки.

2. Уровень преступности и его показатели.

3. Понятие структуры преступности и ее показатели.

4. Понятие динамики преступности, ее показатели и факторы, которые на нее влияют.

5. Методы динамического анализа.

6. Цена и характер преступности.

7. Внешние и внутренние характеристики преступности.

8. Латентная преступность. Понятие, виды, методы выявления.

9. Общая характеристика преступности в России.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию

При подготовке к практическому занятию для понимания преступности необходимо правильно разобраться в сложном соотношении преступности и преступлений. Анализируя социально-правовой характер преступности, важно определить, как проявляется каждое из ее свойств в содержании преступности и ее происхождении.

Рассматривая основные показатели преступности, следует иметь в виду их относительность, неполноту и условность деления на качественные и количественные. Определение показателей преступности следует наполнить конкретным содержанием, используя данные последних публикаций и статистики.

При решении задач–«кейсов» преподаватель доводит условие ситуации-иллюстрации студентам. При их решении студентами используются формулы, выработанные в криминологии для вычисления различных показателей преступности и соответствующие математические методы. Студенты сообщают решение задачи, которое обсуждается группой с целью предложения различных мер предупреждения роста преступности, снижения ее уровня, который иллюстрируют приведенные задачи. Преподаватель оценивает правильность решения задачи и аргументы студентов.

Выполнение 2-го задания требует знания общих источников латентности. Эти знания необходимо экстраполировать на указанные в задании виды преступлений, выявить наиболее очевидные источники их латентности и сделать письменные выводы о соответствующих приемах и способах их выявления.

При составлении таблицы в 3-м задании нужно использовать статистические сборники ГИАЦ МВД РФ, Госкомстата России, а также информацию веб-сайта МВД РФ www.mvdinform.ru.

Условия 4-го задания анализируются студентами самостоятельно, а выводы оформляются в виде таблицы и обсуждаются на практическом занятии.

Пятое задание предполагает групповой метод работы студентов и серьезную самостоятельную подготовку. Опрос населения и оформление его результатов вырабатывает у студента навыки криминологического исследования. Криминологическое исследование, выполняемое студентами, состоит из двух блоков: организационного и методологического. Результаты проведенных студентами исследований докладываются на практическом занятии с освещением проблемы и всего хода работы по ее предполагаемому решению. В процессе изложения программы исследования и выводов по нему студентами задаются вопросы, проходит обсуждение результатов, вырабатываются решения различных проблем криминологии.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е.Эминова. – М., Эльга, 2006.

2. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И.Долговой – М., Норма, 2005.

3. Лунев В.В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. – М.: Результат и качество, 2005.

4. Преступность и борьба с ней. Новейшие правовые исследования. – М.: ИНИОН РАН, 2008.

Дополнительная литература

1. Гаврилов Б.Я. Латентная преступность. Понятие, структура, факторы латентности и меры по обеспечению достоверности уголовной статистики. – М.: ТК Велби, Проспект, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, 2007.

2. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. – М.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2004.

3. Голик Ю.В., Коробеев А.И. Преступность – планетарная проблема. – М., 2006.

4. Дриль Д.А. Преступность и преступники. Учение о преступности и мерах борьбы с ней. – М.: Инфра-М, 2006.

5. Кларк Р. Преступность в США. Замечания по поводу ее природы, причин, предупреждения и контроля. – М.: Книжная находка, 2006.

6. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. – М.: Гардарики, 2002.

7. Ламброзо Ч., Ляски Р. Политическая преступность и революция. – М.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2003.

8. Ларичев В. Д., Трунцевский Ю. В., Баграев С. П. Методика криминологического исследования налоговой преступности (вопросы совершенствования). – М.: Издатель Шумилова И.И., 2007.

9. Латентная преступность в Российской Федерации. 2001-2006. – М.: Юнити-Дана, 2007.

10. Лунев В.В. Преступность ХХ века. Мировой криминологический анализ. – М.: Норма, 1999.

11. Остроумов С.С. Советская судебная статистика. - М.: МГУ, 1976. Панкратов В.В. Методология и методика криминологических исследований. - М., 1971.

12. Полянский А.Г. Использование оперативно-розыскной деятельности для выявления латентной преступности в сфере гражданско-правовых и административно-правовых отношений. – М.: ФГОУ ВПО РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2006.

13. Состояние и тенденции преступности в Российской Федерации. Криминологический и уголовно-правовой справочник. – М.: Экзамен, 2007.

14. Сухов А.Н. Социальная психология преступности. – М.: МПСИ, 2007.

15. Шестаков Д.А., Кабанов П.А., Горшенков Г.Н. и др.
Преступность среди социальных подсистем: Новая концепция и отрасли криминологии: Монография. – М.: Юридический центр, 2003.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.62.36 (0.009 с.)