Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних

Поиск

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучите Минимальные стандартные правила ООН, касаю­щиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и Руководящие принципы ООН для преду­преждения преступности среди несовершеннолетних (Эль-Риядские принципы). Найдите правила, которые используются и не используются в законодательстве Российской Федерации.

2. Изучите отечественный и зарубежный опыт ювенального правосудия. Обсудите перспективы ювенальной юстиции в России с акцентом на ее криминологическое значение.

3. Изучите данные о преступности и судимости несовершеннолетних за последние 5 лет.

4. По материалам конкретного уголовного дела (возможно использование материалов СМИ) составьте письменную справку о личности несо­вершеннолетнего преступника. Выделите причины и условия, повлиявшие на формирование антисоциальных установок личности и их реализации в совершенном преступлении. Предложите план индивидуальной профилактики рецидива.

5. Какие из вышеперечисленных преступлений наиболее часто совершаются несовершеннолетними преступниками (укажите 3 наиболее и 3 наименее характерных преступления):

- хулиганство;

- изнасилование;

- карманная кража;

- убийство;

- мошенничество;

- дача взятки;

- применение насилия в отношении представителя власти;

- неправомерное завладение автомобилем без цели хащения (угон).

II. План практического занятия

1. Понятие преступности несовершеннолетних. Ее особенности, социальная и правовая оценки.

2. Состояние, уровень, динамика и структура преступности несовершеннолетних.

3. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника: половозрастная, морально–нравственная, социально–психологическая, медицинская, мотивационная и др.

4. Классификация несовершеннолетних преступников. Преступность несовершеннолетних, имеющих психические аномалии.

5. Причины и условия преступности несовершеннолетних.

6. Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних и молодежи. Система социальных государственных и общественных мер предупреждения преступности несовершеннолетних.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к
практическому занятию

Первое задание выполняется письменно в виде таблицы, в которой с одной стороны отражаются нормы международного права, нашедшие свое закрепление в российском законодательстве, а с другой – не нашедшие.

При выполнении второго задания 2—3 докладчика представляют свое видение модели ювенальной юстиции в виде наглядных схем (результаты обсуждаются и оцениваются группой).

Информацию для выполнения третьего задания можно получить из отчетных данных официальной статистики МВД РФ, рекомендованной литературы, а также на сайте www.mvdinform.ru. Результаты исследования оформляются в виде таблицы.

При составлении справки (задание 4) нужно отразить все элементы структуры личности преступника.

Условия пятого задания анализируются самостоятельно при подготовке к практическому занятию, результаты отражаются в таблице и обсуждаются на семинаре.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И.Долговой – М., Норма, 2005.

2. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е.Эминова. – М., Эльга, 2006.

3. Криминология: Учебник для вузов/ Кузнецова Н.Ф. - М.: Волтерс Клувер, 2005.

4. Ермаков В.Д., Крюкова Н.И. Несовершеннолетние преступники в России. - М., 1998.

Дополнительная литература

1. Бабаев М. М., Крутер М. С. Молодежная преступность. – М.: Юристъ, 2006.

2. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие. – М.: Академия, 2004.

3. Корецкий Д.А., Тулегенов В.В. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение. – М.: Юридический центр Пресс, 2006.

4. Косевич Н.Р. Профилактика преступлений несовершеннолетних в малых и средних городах: Учебное пособие для вузов. – М., 2004.

5. Майоров А.А., Малинин В.Б. Наркотики: преступность и преступления. – М.: Юридический центр Пресс, 2002.

6. Петровский А.В. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи. – СПб.: М3 Пресс, 2005.

7. Подольный М.А. Расследование преступлений, составляющих молодежную организованную преступность. – М.: Юрлитинформ, 2007.

8. Шестаков Д.А. Семейная криминология. – М.: Юридический центр Пресс, 2003.

2.8. Криминологическая характеристика насильственной
преступности и хулиганства

I. Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте динамику грабежей и разбойных нападе­ний в России в абсолютных и относительных показателях, в процентах (темпы прироста) и коэффициентах на 100 тыс. чел. населения за последние 5 лет.

2. Тимофеев, состоявший на профилактическом учете в РОВД,
на почве ревности убил свою сожительницу Макарову. Ранее он был судим за злостное хулиганство. По освобождении из мест ли­шения свободы нигде не работал, систематически пьянствовал, избивал Макарову и угрожал ей убийством. Об этом в РОВД постоянно поступали сигналы, а также официальные заявления от матери потерпевшей. Однако участковый уполномоченный Конов, у кото­рого были сосредоточены эти материалы, отнесся к ним формально, никаких мер к Тимофееву, кроме одной профилактической беседы, не принимал.

Проанализируйте криминогенную ситуацию и личность пре­ступника. Возможно ли было предотвратить это преступление?

3. Попов, ранее трижды судимый за хулиганство, истязание,
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, был условно-досрочно освобожден из мест лишения свободы и проживал
и одном из заводских общежитий. Однажды вечером, будучи в не­трезвом состоянии, он подверг жесточайшему избиению свою бере­менную сожительницу Харитонову. Проживавшие в общежитии ли­ца слышали, как Харитонова кричала, звала на помощь, просила пощадить себя и ребенка, но никто не встал на ее защиту. Попов нанес Харитоновой множественные повреждения, от которых она скончалась.

Проанализируйте криминогенную ситуацию и личность пре­ступника. Что могло бы предотвратить тяжкие последствия?

4. В июне 2004 г. в лесном массиве Дмитриев подкараулил 13-летнюю школьницу и, угрожая ей ножом, пытался ее изнасиловать. Девочка начала сопротивляться, тогда Дмитриев несколько раз ударил ее ножом в грудь и лицо. В тяжелом состоянии она была доставлена в больницу. Оказалось, что Дмитриев ранее был дважды судим — за хулиганство и разбойное нападение. В первый раз он был осужден к условной мере наказания, во второй — от отбытия наказания был освобожден по амнистии.

Проанализируйте личность преступника и факторы, способствовавшие совершению данного преступления.

5. С полигона в одном из районов Приморского края во время
ночных учебных стрельб дезертировал солдат Новиков. С собой он
взял автомат и большое количество патронов. Почти сразу после
побега он наткнулся на милицейский патруль и расстрелял eго
в упор. Погибли три сотрудника милиции.

В ходе расследования дела выяснилось, что Новиков дезертировал уже второй раз. Во время первого дезертирства он вернулся домой и прожил там почти год. Более того, был привлечен к уголовной ответственности за похищение человека, но суд ограничился назначением ему условного наказания, и Новикова снова призвали в армию, допустили к оружию.

Какие профилактические меры должны были быть приняты правоохранительными органами?

6. Житель одного из сел 15-летний Гаврилов зимой 2007 г. совершил изнасилование доярки К. Потерпевшая сразу же сообщила об этом в местное отделение милиции. Однако никаких мер к Гаврилову принято не было. Спустя два месяца он изнасиловал и убил
престарелую Д.

Составьте план изучения личности Гаврилова на предварительном следствии, а также выявления причин и условий совершенных им преступлений. Что могло бы их предотвратить?

Проанализируйте виктимологическую сторону проблемы в данном случае.

7. Подготовьте дискуссию («круглый стол») на тему «Влияние массовой культуры на насильственную преступность».

II. План практического занятия

1. Понятие и общая криминологическая характеристика основных насильственных, в том числе сексуальных преступлений.

2. Основные количественные качественные показатели насильственной преступности.

3. Основные причины и условия насильственных преступлений. Влияние пьянства и наркотизма на насильственную преступность.

4. Криминологическая характеристика личности насильственного преступника.

5. Специфика мотивации насильственной преступности.

6. Причины и условия насильственной преступности и хулиганства.

7. Основные направления предупреждения насильственной преступности и хулиганства.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к
практическому занятию

Информацию для выполнения первого задания можно получить из отчетных данных официальной статистики МВД РФ, рекомендованной литературы, а также на сайте www.mvdinform.ru. Результаты исследования оформляются в виде таблицы.

При выполнении заданий 2 – 6 студенты должны самостоятельно проанализировать условия задач при подготовке к практическому занятию и изложить свои выводы и предложения при обсуждении описанных ситуаций на семинаре.

При подготовке седьмого задания следует рассмотреть проблемные вопросы, связанные с массовой культурой и ее влиянием на насильственную преступность, в том числе оценить программу телевидения, содержание популярных среди населения журналов, газет и другой печатной продукции, проанализировать всплеск насилия после премьер в кинотеатрах и т.д. Выделить главный вопрос, привести аргументы «за» и «против», предложить обоснованные решения выявленных проблем.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е.Эминова. – М.: Эльга, 2006.

2. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И.Долговой. – М.: Норма, 2005.

3. Криминология: Учебник для вузов/ Кузнецова Н.Ф.- М.: Волтерс Клувер, 2005.

Дополнительная литература

1. Антонян Ю.М. Насильственная преступность в России. – М.: ИНИОН РАН, 2001.

2. Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.Н. Изнасилования: причины и предупреждение. – М., 1990.

3. Антонян Ю.М., Верещагин В.А., Могачев М.И. и др. Серийные сексуальные преступления: Криминологическое и патопсихологическое исследование: Учебное пособие. – М.: ИНИОН РАН, 2001.

4. Безверхняя Ж.. Анатомия насилия или неизвестная криминология. - М., 2003.

5. Исаев Н.А. Сексуальные преступления как олбъект криминологии. – М.: Юридический центр Пресс, 2007.

6. Кугай А.И. Насилие в контексте современной культуры.- СПб, 2000.

7. Литвинов А.Н. Предупреждение преступлений и правонарушений: Профилактическая работа с населением. – М.., 2004.

8. Лукичев О.В. Детоубийство: уголовно-правовая и криминологическая характеристика- СПб.: УМВД РФ, 2000.

9. Майоров А.А., Малинин В.Б. Наркотики: преступность и преступления. – М.: Юридический центр Пресс, 2002.

10. Насильственная преступность/ Под ред. В.Н.Кудрявцева, А.В. Наумова –М., 1997.

11. Овчинский С.С. Преступное насилие. Преступность в городах. – М.: Инфра-М., 2007.

12. Сердюк Л.В. Насилие: Криминологическое и уголовно-правовое исследование (под ред. Щербы С.П.) Серия: Библиотека криминалиста. – М.: Юрлитинформ, 2002.

13. Чечель Г.И. Жестокий способ совершения преступления против личности: уголовно-правовое и криминологическое исследование. - Ставрополь, 1992.

14. Шестаков Д.А. Убийства на почве семейных конфликтов. - Л., 1981.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.108.200 (0.008 с.)