Тема 1.4. Личность преступника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.4. Личность преступника



I. Задания для самостоятельной работы

1. Ниже приведены некоторые характерные признаки и особенности человека. Определите, какие из них характризуют его как личность: общительность, трудолюбие, плохое зрение, замкнутость, старательность, слабая сообразительность, быстрая реакция на внешние обстоятельства, высокая возбудимость, физическое уродство, целеустремленность, музыкальная одаренность, дефекты речи, мнительность, конформизм.

Какие из перечисленных признаков могут детерминировать престуность, а какие являются нейтральными?

2. При анализе нижеприведенных «кейсов», представляющих собой ситуацию-оценку, определите, все ли признаки, характеризующие личность преступника, нашли в них отражение.

Пример № 1. Симонов, 46 лет, холост, образование 8 классов, трудоспособен, специальности не имеет, трудовой стаж отсутствует. Ранее четырежды судим – дважды за кражи, за действия, дезорганизующие работу исправительной колонии и за побег. Провел 18 лет в местах лишения свободы. Ранее приговаривался к 15 годам лишения свободы, через год – к 12 годам, затем еще к 5 годам. В последнее время отбывал наказание в колонии общего режима, откуда совершил побег, и в течение 4 месяцев совершил 17 краж, ущерб от которых составил около 90 тыс. рублей.

Пример № 2. Назаров, 28 лет, образование среднее, владеет несколькими строительными специальностями, приобретенными во время службы в армии. Женат. За несколько месяцев до осуждения у него родился ребенок, которого он очень любит. Ранее судим за кражу. Освободившись по амнистии, устроился на работу, закончил 11-й класс вечерней школы. На работе характеризуется положительно. Перед осуждением проживал с семьей у родителей жены. Привлечен за кражу, которую совершил в состоянии сильного опьянения совместно с приятелем, только что вернувшимся из армии. Разбив стекло, они через окно проникли в магазин и похитили 15 бутылок водки. Виновным себя признал. Тяжело переживает разлуку с семьей.

Пример № 3. Фермер Котельников оградил свой скотный двор электрической проволокой, которую подключил к высокому напряжению во время своего отсутствия. Неработающие «бомжи» Фокин и Трусов решили похитить у него корову. Во время проникновения внутрь Трусов получил удар током, от которого скончался на месте.

3. Какие признаки поведения личности в наибольшей степени характеризуют различные группы преступников:

Поведение личности Группы преступников
1. Циничное отношение к женщине Преступники с корыстной направленностью
2. Участие в азартных играх Преступники с корыстно-насильственной направленностью
3. Стремление к устойчивому общению с другими правонарушителями Преступники с насильственной направленностью
4. Лицемерие, лживость Преступники, умышленно совершившие преступления
5. Отрицательное отношение к труду Неосторожные преступники
6. Уверенность в безнаказанности Взрослые преступники
7. Бесцельное времяпровождение Несовершеннолетние преступники
8. Злоупотребление спиртными напитками  
9. Правовое невежество  
10. Легкомысленное отношение к возможным неблагоприятным последствиям своих поступков  
11. Организация коллективных пьянок и провоцирование хулиганских действий  

 

II. План практического занятия

1. Понятие личности преступника.

2. Соотношение социальных и биологических компонентов в личности преступника.

3. Структура криминологической характеристики личности преступника.

4. Классификация и типология лиц, совершивших преступления.

5. Практическое значение криминологического анализа личности преступника.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию

При подготовке данной темы необходимо разобраться в содержании социальной сущности лица, совершившего преступление, выраженной в совокупности свойств и признаков, характеризующих это лицо в различных его проявлениях и обусловливающих его поведение. Важно правильно представлять себе соотношение понятий: «лицо, совершившее преступление», «субъект преступления», «личность преступника», «обвиняемый» и др. Важно также разобраться во временных рамках рассматриваемого понятия. Результаты анализа в превом задании нужно отразить в таблице:

характеризуют личность + – не характеризуют личность + –
1.   1.  
2.   2.  

Знаком «+» обозначаются детерминирующие признаки.

Знаком «–» обозначаются не детерминирующие признаки.

Выполнение второго задания предполагает описание положения, выход из которого уже найден, т.е. «кейс» в виде ситуации-оценки. В данном случае необходимо исходить из обобщенной структуры личности преступника, асоциальных ролей и статусов, интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств личности, ее нравственно-психологических характеристик. Цель обучаемых провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.

В третьем задании необходимо отнести каждый признак поведения преступников из левого столбца к (типу) преступников в правом столбце, для которого данный признак наиболее типичен.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. – СПб.: М3 Пресс, 2004.

2. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е.Эминова. – М., Эльга, 2006.

3. Криминология: Учебник для вузов/ Кузнецова Н.Ф.- М.: Волтерс Клувер, 2005.

4. Овчинский В.С. Криминология и биотехнологии. – М.: Норма, 2005.

Дополнительная литература

1. Бурлаков В.Н. Криминогенная личность и индивидуальное предупреждение преступлений: проблемы моделирования. – СПб., 1998.

2. Дриль Д.А. Преступность и преступники. Учение о преступности и мерах борьбы с ней. – М.: Инфра-М, 2006.

3. Ломброзо Ч. Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике. Анархисты / сост. В.С. Овчинский – М., 2004. (Библиотека криминолога).

4. Ломброзо Ч. Преступный человек. – М.: Эксмо, Мидгард, 2005.

5. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. – М.: Эксмо, Terra Fantastica, 2003.

6. Тард Г. Преступник и преступление / сост. В.С. Овчинский – М., 2004. (Библиотека криминолога).

Тема 1.5. Причины и условия преступности.
Механизм совершения конкретного преступления

I. Задания для самостоятельной работы

1. В процессе подготовки к практическому занятию по данной теме студентам необходимо, используя «кейс» в виде исходной информации, самостоятельно проанализировать причины и условия преступного поведения, формирование криминогенной мотивации и влияние ситуации.

Исходная информация № 1. Несовершеннолетний Павлов А.Н. рано остался без отца, а мать, желая избавить единственного сына от забот, стремясь обеспечить его материально, часто работала в ночную смену, оставляя мальчика без присмотра. Его времяпрепровождение она не контролировала, воспитанием практически не занималась. В школе он числился трудным подростком. Там на него "махнули рукой" и также не контролировали его поведение во внешкольное время. Поэтому Павлов А.Н. значительное время проводил на улице в компании таких же ребят, стал совершать антиобщественные поступки. Его поведение обсуждалось на совете общественности общественного пункта охраны порядка. Тем не менее, должных выводов им сделано не было. Так, 20 мая 1998 г. около 16 часов Павлов с другими подростками распивал спиртные напитки на берегу Волги. Дмитриева, с которой они познакомились при переправе через реку, загорала рядом, а когда она отлучилась, Павлов из ее полиэтиленовой сумки похитил наручные часы с браслетом стоимостью 26000 рублей. Около 21 часа Дмитриева взяла свою сумку и ушла в сторону причала. Обнаружив отсутствие часов, она вернулась и, обращаясь ко всем присутствующим, потребовала возвратить часы, заявив, что в противном случае сообщит о краже в милицию. Тогда Павлов стал избивать Дмитриеву кулаками и ногами, столкнув в реку, схватил за волосы и стал топить, погружая с головой в воду. А когда Дмитриева вырвалась, Палагушин и Талипов поддели его, сказав: "Да ты еще ребенок, с женщиной справиться не можешь". После этих слов Павлов догнал Дмитриеву, схватил ее за волосы и, нанося кулаками удары, потащил в кусты. За ним пошли Палагутин и Талипов. В кустах Павлов нанес удар по голове пустой бутылкой, попавшейся под руку. Затем Талипов передал Павлову свой нож, и тот, проявляя особую жестокость, причинил Дмитриевой ножом множественные колото-резаные раны, от которых она тут же скончалась.

По результатам судебно-психологической экспертизы, проведенной по данному уголовному делу, была установлена эмоциональная неустойчивость А.Н. Павлова, проявлявшаяся в его несдержанности и т.п., а также стремление казаться взрослым.

Исходная информация № 2. Заместитель генерального директора СП "Совинцветмет" Лазарев И.К. обвиняется в том, что, занимая указанную выше должность в период с 25 февраля по 18 марта 2009 года, отправил 180 тонн катодной меди в адрес ирландской фирмы по контракту, предусматривающему поставки только лома медного. Зная, что СП "Совинцветмет" лицензии на экспортирование меди катодной не имеет, Лазарев И.Н. для перемещения товара за границу использовал доверительные отношения с сотрудниками городской таможни, с которыми обвиняемый контактировал на деловой основе. Он умышленно внес в товарно-сопроводительные документы заведомо ложные сведения о том, что катодная медь является ломом и отходом. В результате действий Лазарева указанные выше 180 тонн меди катодной перемещены через государственную границу и доставлены в адрес фирмы.

На допросе Лазарев И.Н. показал, что действительно в отчетные документы на груз им были внесены заведомо ложные сведения с целью получения для себя наживы. Делал это потому, что представители других СП поступали таким же образом. Кроме того, он любил "красиво жить". Результаты проверки показали, что в СП не был налажен четкий учет и контроль материальных и денежных средств.

2. Обобщите официальные данные уголовной статистики и публикаций о взяточничестве и назовите криминогенные условия формирования и совершения таких преступлений.

3. С помощью открытой анкеты (без вопросов) выявите мнение 10 человек о причинах и условиях терроризма.

4. Сгруппируйте приводимые ниже факторы, оказывающие влияние на совершение преступлений, по следующим основаниям:

1) по уровню влияния: на преступность в целом, на совершение конкретных преступлений;

2) по содержанию: детерминанты социально-психологического, социально-экономического, идеологического, организационного (в том числе правового), иного характера.

Попытайтесь классифицировать их как: а) причины преступности (преступлений); б) условия преступности (преступлений):

— плотность народонаселения, его миграция;

— дефекты в сфере управления;

— раскрываемость преступлений;

— слабость допреступного предупреждения правонарушений и аморального поведения;

— изменения уголовного законодательства;

— дефектность правосознания;

— «омоложение» структуры населения;

— недостатки воспитания в семье, школе, трудовом коллективе;

— стяжательство, паразитизм, тунеядство, эгоизм и цинизм;

— бедность, нищета;

— злоупотребление свободой;

— противоречие между потребностями членов общества и имеющимися материальными средствами для их удовлетворения;

— пьянство, алкоголизм, токсикомания, употребление наркотиков;

— нарушение принципов неотвратимости ответственности, ин­дивидуализации наказания;

— недостатки в организации и осуществлении профилактики правонарушений;

— отрицательные последствия научно-технического прогресса;

— бытовые, семейные и трудовые конфликты;

— уменьшение возможностей социально-правового за поведением личности вследствие процессов урбанизации, миграции, ос­лабления традиционных связей внутри социальных групп населе­ния.

5. Опросите 20 респондентов по методу случайной выборки на предмет виктимности: оказывались ли вы потерпевшим (ей) в течение последних двух лет от таких преступлений, как:

а) квартирная кража;

б) карманная кража;

в) грабеж (открытое хищение вашего имущества);

г) разбой (нападение с целью завладения имуществом);

д) мошенничество;

е) хулиганство;

ж) нанесение вреда здоровью (легкого, средней тяжести, тяжкого)

з) автотранспортные преступления;
и) взяточничество;

к) насилие со стороны работников милиции;

л) иные преступления (назовите).

Опрос анонимный, нужны лишь данные о поле, возрасте, обра­зовании, месте жительства (москвич или приезжий).

6. Какие профилактические рекомендации потенциальным по­терпевшим от квартирных краж вы могли бы предложить?

7. Дайте ваши рекомендации потенциальным потерпевшим по применению норм УК РФ о необходимой обороне (ст. 37).

8. Составьте список рекомендаций для пешеходов и водителей и роли потенциальных жертв ДТП (для студентов — водителей авто­машин).

9. Подготовьте и проведите дискуссию (круглый стол) по проблеме «Виктимность несовершеннолетних».

II. План практического занятия

1. Понятие причин и условий преступности в криминологии.

2. Классификация причин и условий преступности.

3. Понятие причин и условий конкретного преступления. Виды криминогенных ситуаций.

4. Механизм индивидуального преступного поведения.

5. Условия неблагоприятного формирования личности и их роль в совершении преступления.

6. Криминологическая виктимология.

7. Негативные социальные явления и преступность

8. Причины и условия преступности в России.

9. Криминологические теории преступности.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию

На основе изучения (анализа) «кейса», представленного в виде исходной информации в задании 1 составьте письменные справки о причинах и условиях преступного поведения несовершеннолетнего Павлова, о причинах и условиях формирования его криминогенной мотивации и криминогенном воздействии ситуативных факторов (по информации 1), а также о причинах корыстного преступного поведения, а также о причинах и условиях формирования криминогенной ситуации (по информации 2).

Рекомендации по заданиям 6-8 составляются письменно и по возможности обсуждаются на практическом занятии.

При подготовке к 9-му заданию, т.е. дискуссии на тему «Виктимность несовершеннолетних», следует изучить следующие вопросы:

а) воздействие семьи, школы и других социальных институтов на виктимность несовершеннолетних;

б) причины и условия вмктимности несовершеннолетних;

в) социально-психологические аспекты виктимности несовершеннолетних;

г) меры профилактики и предупреждения виктимности несовершеннолетних.

Учебная группа разбивается на несколько небольших групп - от 3 до 6 человек. Каждая группа получает свое задание. Задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными. Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками. При проведении дискуссии (круглого стола) должен быть выделен основной вопрос, на который студентами должны быть предложены аргументы «за» и «против».

В результате проведения дискуссии (круглого стола) необходимо предложить меры предупреждения и пресечения различных преступных проявлений. Дискуссия должна занимать не более 20 минут от занятия.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Антонян Ю.М. Почему люди совершают преступления. Причины преступности. – М.: Норма, 2006.

2. Волков Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения: Монография. – М., 2004.

3. Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии. – М.: Проспект, ТК Велби, 2007.

4. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Причины преступности в России: криминологический анализ. – М.: Русский язык, 2006.

5. Ривман Д.В. Криминальная виктимология. – СПб., 2002.

Дополнительная литература

1. Бурлаков В., Волков Ю., Сальников В. Политический режим и преступность. – М.: Юридический центр Пресс, 2001.

2. Дриль Д.А. Преступность и преступники. Учение о преступности и мерах борьбы с ней. – М.: Инфра-М, 2006.

3. Кудрявцев В.Н. Преступность и нравы переходного общества. – М., 2002.

4. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Причины преступности в России. Криминологический анализ. – М.: Норма, 2006.

5. Майоров А.А., Малинин В.Б. Наркотики: преступность и преступления. – М.: Юридический центр Пресс, 2002.

6. Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология. – СПб., 2000.

7. Сухов А.Н. Социальная психология преступности. – М.: МПСИ, 2007.

8. Христенко В.Е. Психология поведения жертвы: учебное пособие. – Ростов н/Д: Школьная пресса, 2004.

9. Шестаков Д.А. Семейная криминология. – М.: Юридический центр Пресс, 2003.

Тема 1.6. Борьба с преступностью. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью

I. Задания для самостоятельной работы

1. Составьте профилактические документы: а) органов мили­ции; б) прокуратуры и следствия; в) суда; г) органов представитель­ной власти от федеральной до муниципальной.

2. Какие профилактические документы составляют негосудар­ственные организации?

3. Гражданин Молдавии Олтяну прибыл в Московскую область и занимался в течение года строительными работами совместно с другими нелегальными мигрантами из стран СНГ. Постройку и ре­монт в дачных поселках они совмещали с кражами чужого имущест­ва, чаще всего велосипедов.

Какие профилактические меры должны быть предприняты ми­лицией, сельским советом, дачными кооперативами для охраны правопорядка в поселке?

4. Нигде не работавшая гражданка Фалеева превратила свою однокомнатную квартиру в помещение для оказания сексуальных услуг. Распитие спиртных напитков, групповые сексуальные кон­такты, буйные драки наблюдал ее 12-летний сын Алексей. В результате его вовлекли в пьяные застолья, постоянно выгоняли на улицу в любую погоду, часами не допускали в квартиру. Соседи не­однократно обращались за помощью к участковому. Беседы послед­него с Фалеевой результатов не давали. Во время одной из пьяных драк Алексей, защищая мать, молотком нанес одному из собутыль­ников тяжкие телесные повреждения.

Какие профилактические ме­ры надлежало принять полиции, муниципалитету и управе, а также общественности по месту жительства, чтобы не допустить соверше­ния данного преступления?

5. Солдат срочной службы Шульгин дезертировал из воинской части с оружием. До этого он неоднократно нарушал правила внут­реннего распорядка, что не вызывало, однако, должной реакции ко­мандования. При поимке дезертира он оказал вооруженное сопро­тивление и тяжело ранил одного из милиционеров.

Одновременно с приговором военный суд вынес частное поста­новление в адрес командира части. Каково может быть содержание постановления?

6. В России ежегодно увеличивается число преступлений, coвершаемых иностранцами (в 2006 г. на территории Российской Фе­дерации незаконно находилось 4 млн. иностранцев), и против них. Чаще всего потерпевшими оказываются иностранные студенты из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Какие профилактические меры и кто должен предпринять в защиту иностранных студентов?

7. Проанализируйте Федеральный закон «О противодействии коррупции» и выскажите свое мнение о нем.

8. Используя данные официальной статистики о состоянии преступности в РФ за последние 5 лет, составьте краткосрочный и среднесрочный прогнозы о будущем состоянии преступности.

II. План практического занятия

1. Понятие и содержание борьбы с преступностью

2. Задачи и основополагающие начала борьбы с преступностью

3. Общая организация борьбы с преступностью

4. Правоохранительная деятельность в сфере борьбы с преступностью

5. Теория предупреждения преступности: понятие, предмет, структура.

6. Классификация мер и уровней предупреждения

7. Система и субъекты предупреждения преступности.

8. Организационно-правовое, ресурсное и кадровое обеспечение предупреждения преступности.

9. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью. Методы криминологического прогнозирования.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

При выполнении 1 и 2 задания нужно составить документы, исходя из специфики деятельности указанных органов (организаций) и вида документов, которые ими издаются. Для этого необходимо использовать знания из курса дисциплин «Правоохранительные органы» и «Уголовно-процессуальное право».

При выполнении задания 3, 4 и 6 нужно проанализировать изложенные ситуации и составить справку произвольной формы с предложением конкретных профилактических мер, которые могут быть предприняты указанными субъектами профилактики.

В пятом задании нужно составить мотивированное постановление суда с указанием конкретных профилактических мер.

При анализе Федерального закона «О противодействии коррупции» (задание 7) необходимо провести криминологическую экспертизу норм закона на предмет их профилактической действенности (или недейственности) и составить письменную мотивированную справку.

При выполнении 8 задания нужно использовать статистические сборники ГИАЦ МВД РФ, Госкомстата России, а также информацию веб-сайта МВД РФ www.mvdinform.ru. Полученную информацию необходимо проанализировать с использование метода экстраполяции и составить письменный прогноз.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е.Эминова. – М.: Эльга, 2006.

2. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И.Долговой. – М.: Норма, 2005.

3. Криминология: Учебник для вузов/ Кузнецова Н.Ф.- М.: Волтерс Клувер, 2005.

4. Литвинов А.Н. Предупреждение преступлений и правонарушений: Профилактическая работа с населением. – М.., 2004.

5. Старков О.В. Предупреждение преступлений: учебное пособие. – М.: Эльга, 2005.

Дополнительная литература

1. Аванесов Г.А. Теория и методология криминологического прогнозирования. - М., 1972.

2. Антонян Ю.М. Почему люди совершают преступления. Причины преступности. – М.: Камерон, 2005.

3. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие. – М.: Академия, 2004.

4. Боков А.В. Организация борьбы с преступностью. – М.: Юнити-Дана, 2003.

5. Бурлаков В., Кропачев Н. Криминология. Личность преступника. Прогнозирование преступности. Предупреждение преступности. – СПб.: Питер, 2002.

6. Демидов В.Н., Сафиуллин Н.К. Криминологическое прогнозирование: современное состояние и перспективы. Казань, 2000.

7. Долгова А.И. Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. – М.: Юрист, 2001.

8. Дриль Д.А. Преступность и преступники. Учение о преступности и мерах борьбы с ней. – М.: Инфра-М, 2006.

9. Козлов В.Е. Теория и практика борьбы с компьютерной преступностью. – М.: Горячая Линия - Телеком, 2002 г.

10. Косевич Н.Р. Профилактика преступлений несовершеннолетних в малых и средних городах: Учебное пособие для вузов. – М., 2004.

11. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. – М.: Наука, 2005.

12. Осипенко А.Л. Борьба с преступностью в глобальных компьютерных сетях: международный опыт. – М.: Русский язык, 2004.

13. Петровский А.В. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи. – СПб.: М3 Пресс, 2005.

14. Салтевский М. В., Литвинов А. Н., Чернец Н. Г. Проблемы противодействия преступности в сфере компьютерных технологий. – М.: Юркнига, 2006.

15. Современные проблемы и стратегия борьбы с преступностью. – СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2005.

16. Филипенко О.А. Обсуждаем актуальные проблемы. Борьба с преступностью. – М.: Высшая школа, 2008.

Раздел 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Тема 2.1. Криминологическая характеристика профессиональной преступности

I. Задания для самостоятельной работы

1. Дайте объяснение тому, что, как отмечается исследователя­ми, тюрьмы более или менее одинаковы по всему миру: во всех тюрьмах заключенных в той или иной степени связывают узы соли­дарности в противостоянии тем, кто держит их в тюрьме; существу­ют неписанные законы и правила тюремного мира — тюремный за­кон; за нарушение этого закона карают без всякой жалости.

2. Охарактеризуйте экономическое и идеологическое значение
«общака», используя для этого следующие наблюдения и умозаключения.

«...Общак — коллективная собственность тюремной общины...

Равенство членов общины, выраженное в коллективной собст­венности, — важнейшая норма в тюремном мире, общак — цен­тральный символ, в котором она заключена.

Общак является средством сплочения коллектива, но одновре­менно и утверждения авторитета «вождя». Вор, смотрящий — нефор­мальный лидер в тюрьме ведает распределением общака...

Смотрящий камеры распределяет общак между арестантами, на­ходящимися в камере...

В созидании коллективной собственности тюремной общины принимают участие все арестанты...».

3. Оцените ситуацию («кейс»):

10 апреля 2008 года в 13 часов в магазин «Океан», расположенном в г. Благовещенске по ул. Студенческая, 34/2, вошли три человека. Один из них остался у входной двери. Двое других прошли в торговый зал. Достав пистолеты, они открыли беспорядочный огонь. Убив охранника, грузчика и ранив двух продавцов и покупателя, они приказали всем присутствующим лечь на пол и заставили кассира достать из кассы и передать им все деньги, а также 5 бутылок водки «Русский стандарт».

А) Квалифицируйте их деяние.

Б) Что можно сказать о личности преступников, исходя их механизма совершения преступления.

В) Можно ли отнести их к категории профессиональных преступников и если да, то по каким признакам?

В) Какие следственные и оперативные действия позволят получить дополнительную информацию о преступниках?

II. План практического занятия

1. Понятие профессиональной преступности и ее криминологическая характеристика: признаки профессионально-преступной деятельности, криминальная специализация и квалификация, стратификация современной профессиональной криминальной среды.

2. Криминологическая характеристика личности профессионального преступника.

3. Причины и условия профессиональной преступности.

4. Особенности борьбы с профессиональной преступностью, ее предупреждение.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к
практическому занятию

Первое задание можно выполнить письменно в форме эссе или доклада, с последующим обсуждением выводов на практическом занятии.

При выполнении второго задания нужно изучить дополнительную литературу, частности монографию Ефимовой Е.С. «Современная тюрьма: быт, традиции и фольклор». – М., 2004.

По третьему заданию студенты оценивают представленную ситуацию, приводят полные аргументированные решения с учетом возможных вариантов. Следует рассмотреть все предложенные варианты решения, обсудить студентам между собой, выработать наиболее эффективные меры по разрешению указанной проблемы.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Гуров А.И. Профессиональная преступность: история и современность. – М., 1990 г.

2. Корецкий Д.А., Тулегенов В.В. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение. – М.: Юридический центр Пресс, 2006.

3. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И.Долговой. – М.: Норма, 2005.

4. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е.Эминова. – М.: Эльга, 2006.

5. Криминология: Учебник для вузов/ Кузнецова Н.Ф.- М.: Волтерс Клувер, 2005.

6. Старков О.В. Криминопенология: учебное пособие. – М.: РУССО, 2004.

Дополнительная литература

1. Алферов Ю.А. Пенитериарная социология: аудиовизуальная диагностика (татуировки, жаргон, жесты): Учебное пособие. – М., 1984.

2. Балдаев Д.С. Татуировки заключенных. – М.: Лимбус Пресс, 2006.

3. Гуров А.И. Криминальный профессионализм // Человек и закон. – 1990. -№ 9. – С. 75-85.

4. Корецкий Д.А., Тулегенов В.В. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение. – М.: Юридический центр Пресс, 2006.

5. Разинкин В.С. Воры в законе и преступные кланы. – М., 1995.

6. Уэйн Б. Егер. Техника профессионального карманника. – М.: Полигон, 1997.

7. Юцкова Е.М. Криминализация населения и здоровье нации // Безопасность и здоровье нации. – М., 1995. – С. 20.

Тема 2.2. Криминологическая характеристика рецидивной
преступности

I. Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте связь профессиональной преступности с рецидивной преступностью.

2. На основе анализа статистических данных о состоянии и структуре рецидивной преступности по России в целом и в отдельных субъектах федерации за последние 5 лет сделайте выводы о динамических изменениях, а также о причинах различия показателей преступности в разных регионах.

3. Гуркин, будучи осужден за кражу и отбывая наказание в колонии, совершил хулиганство с применение насилия, опасного для жизни и здоровья, по отношению к сотруднику места лишения свободы. За эти деяния он был вновь осужден к лишению свободы.

Укажите, какие виды рецидива имеют место в описанном случае.

4. Подготовьте дискуссию (круглый стол) на тему «Взаимосвязь профессиональной и рецидивной преступности».

 

II. План практического занятия

1. Понятие и виды рецидивной преступности.

2. Состояние, структура и динамика рецидивной преступности.

3. Социальные, правовые и экономические факторы, влияющие на динамику и структуру рецидивной преступности.

4. Отличие и взаимосвязь профессиональной и рецидивной преступности.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к
практическому занятию

При выполнении первого задания необходимо выявить сходные признаки, и отличительные, специфические только для каждого из указанных видов преступности. Результаты можно представить в виде таблицы.

Информацию для выполнения второго задания можно получить из отчетных данных официальной статистики МВД РФ, а также на сайте www.mvdinform.ru. Результаты статистического исследования можно оформить в виде таблицы или графиков, а выводы о причинах различия показателей преступности сформулировать письменно.

По четвертому заданию необходимо подготовить и рассмотреть следующие проблемы:

а) обзор состояния данных видов преступности в России и за рубежом;

б) рассмотреть их причины и условия;

в) сделать их сравнительный анализ;

г) рассмотреть специфические признаки данных видов преступности (жаргон, татуировки, особенности поведения в тюрьме и т.д.).

При проведении дискуссии (круглого стола) должен быть предложен и выделен основной вопрос, на который студентами должны быть предложены аргументы «за» и «против».

В результате проведения дискуссии (круглого стола) необходимо предложить меры предупреждения и пресечения различных преступных проявлений. Дискуссия должна занимать не более 20 минут от занятия.

 

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Горобцов В.И. Проблема реализации мер постпенитенциарного воздействия. Орел, 1995.

2. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И.Долговой. – М.: Норма, 2005.

3. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е.Эминова. – М.: Эльга, 2006.

4. Криминология: Учебник для вузов/ Кузнецова Н.Ф.- М.: Волтерс Клувер, 2005.

5. Старков О.В. Криминопенология: учебное пособие. – М.: РУССО, 2004.

Дополнительная литература

1. Актуальные проблемы криминологии и исправительно-трудового права: Сборник научных трудов. - М.: ВЮЗИ, 1990.

2. Изменение преступности в России. Криминологический комментарий статистики преступности. – М., 1994.

3. Корецкий Д.А., Тулегенов В.В. Криминальная субкультура и ее криминологическое значение. – М.: Юридический центр Пресс, 2006.

4. Преступность в России в девяностых годах и некоторые аспекты законности борьбы с ней. – М., 1995.

5. Тирский В.В. Предупреждение рецидива преступлений. – Томск, 1990.

6. Чубарев В.Л. Многоразовая преступная деятельность и уголовный закон // Государство и право. – 1992. - № 12. – С. 71-79.

Тема 2.3. Криминологическая характеристика организованной
преступности

I. Задания для самостоятельной работы

1. В октябре 2001 г. прокуратура Набережных Челнов возбудила уголовное дело в отношении организованного преступного сообще­ства «29-й квартал». Группировка, которая насчитывала около 500 человек, «крышевала» ведущие производства ОАО «КамАЗ». Ее «общак» оценивался в 800 млн долларов. Судебный процесс над члена­ми этого крупнейшего организованного преступного сообщества начался в Казани в начале декабря 2004 г., на скамье подсудимых — 24 человека. Назовите типичные черты (признаки) организованной преступности по дан­ному делу.

2. Изучите Конвенцию ООН 2003 г. против коррупции и ответьте на вопрос: какие ее нормы вы бы имплементировали в УК РФ?

3. Изучите нормы Федерального закона «О противодействии коррупции» и сделайте аргументированный вывод о его эффективности.

4. Используя рекомендованную литературу и возможности Ин­тернета, подготовьте (письменно) перечень вопросов для возможной дискуссии на тему об этнических особенностях организованной преступности в России.

5. Доложите результаты криминологического исследования по теме «Преступность и политика».

II. План практического занятия

1. Понятие организованной преступности и ее основные признаки.

2. Характеристика личности участника преступных объединений.

3. Тенденции развития организованной преступности в России на современном этапе.

4. Особенности борьбы с организованной преступностью.

5. Понятие коррупции, ее формы и виды, особенности борьбы с ней.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к
практическому занятию

Условия первого задания анализируются самостоятельно при подготовке к практическому занятию, выводы студентов обсуждаются при анализе вопроса о признаках организованной преступности.

При выполнении второго задания нужно письменно сформулировать конкретные нормы (статьи) УК РФ (с учетом структуры Особенной части), вытекающие из положений Конвенции и обосновать актуальность этих норм, либо аргументировать отсутствие необходимости внесения изменений в уголовное законодательство.

При выполнении третьего задания нужно письменно указать положительные и отрицательные стороны названного закона с указанием его конкретных положений (норм) объяснением сделанных выводов. Результаты можно представить в виде таблицы.

Для выполнения пятого задания преподаватель делит студентов на группы от 4 до 6 человек, каждая из которых должна разработать методологический и организационный блоки программы исследования, составить анкету и опросить по ней не менее 10 человек. Материалы анкетирования необходимо обобщить и дать письменный анализ результатов с выводами. Результаты исследования докладываются и обсуждаются на практическом занятии каждой из групп в течение семестра.

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

2. Кирпичников А.И. Российская коррупция. – СПб.: М3 Пресс, 2004.

3. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е.Эминова. – М.: Эльга, 2006.

4. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И.Долговой. – М.: Норма, 2005.

5. Криминология: Учебник для вузов/ Кузнецова Н.Ф.- М.: Волтерс Клувер, 2005.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2034; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.184 с.)