Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирующая роль государства

Поиск

Государство тебя кормит, поит... стрижёт...

(Из репертуара Аркадия Райкина)

1.2.4.1. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики

Как уже говорилось, в реальной практике хозяйствования всегда в той или иной пропорции смешиваются элементы рыночной и директивной экономики.

Теоретически доказано (итальянским экономистом В. Парето), что экономика будет максимально эффективна только в том случае, если все продавцы и покупатели действуют независимо друг от друга и никто из них не способен повлиять на сложившиеся рыночные цены (такая ситуация называется Парето-оптимальной). Легко заметить, что эти условия образуют основу того, что мы называем рыночной (конкурентной) экономикой. Почему же в таком случае ни одна страна не может обойтись без прямого или косвенного вмешательства государства в экономику? Этому существует по крайней мере две причины. Во-первых, это внешние издержки, присущие конкурентной системе обмена, а во-вторых, – ограниченность, присущая рыночному способу распределения благ.

Внешними называют издержки, которые понесёт данный индивид в результате деятельности других людей, не принимающих эти издержки в расчёт, поскольку они не затрагивают их собственную функцию полезности. Например, дым, идущий из фабричной трубы, не учитывается в графе издержек самим предприятием, но увеличивает тяготы домохозяек, вывешивающих бельё для просушки в окрестностях фабрики.

В индивидуальных актах обмена внешние издержки не возникают, именно поэтому блага перемещаются от одного агента к другому посредством рынка. Но конкурентная система обмена в целом приводит к возникновению внешних издержек, наиболее очевидной из которых является неравенство в распределении доходов, поскольку размер доходов, получаемых человеком в сугубо рыночной экономике, зависит не только от индивидуальных способностей самого человека, но и от случайных непредсказуемых обстоятельств. Как раз действие последних может привести к тому, что человек получит нулевые доходы и будет обречён на смерть. Такой будет плата за абсолютное торжество рыночных методов распределения дохода. Общество, если оно достигло цивилизованной ступени своего развития, не может допустить такой поляризации доходов и вынужденно дополнять рыночные методы распределения доходов принудительными мерами. Трудно ожидать, что размер добровольных пожертвований со стороны той части населения, которая сочувствует крайней нужде, окажется достаточной для того, чтобы преодолеть нищету. Это – первая причина, по которой государство вынужденно вмешиваться в функционирование рынка.

Но даже если бы функционирование рыночной системы обмена не было сопряжено с издержками, всё равно потребовалось бы присутствие государства как особого экономического агента. Рыночное распределение блага основано на использовании ценового механизма. Лишь те потребители, которые способны уплатить установленную продавцом цену, получат благо в своё распоряжение; остальные потенциальные покупатели будут вынуждены снять свои заявки. Только при соблюдении такого условия продавец может рассчитывать на получение прибыли. Если же у производителя блага нет возможности ограничить доступ к этому благу с помощью цены, то, вероятнее всего, такое благо вообще не будет производиться независимо от того, как велика его общественная полезность.

В качестве примера можно привести правила дорожного движения. Существование таких единых правил для всех находящихся в пути – несомненное благо. Но частные лица вряд ли стали бы вырабатывать, а тем более поддерживать такие правила, поскольку у них нет возможности получить доходы от такой деятельности. (Ещё опаснее, если частным лицам будет позволено получать доход от трактовки правил дорожного движения, примером чему может служить практика взимания штрафов за неправильную парковку, дарованная в своё время правительством Москвы частным лицам. Естественно, что фирмы стали стремиться к тому, чтобы правила дорожного движения нарушались чаще. Получилось так, что интересы фирм были направлены в сторону, противоположную максимизации общественной полезности.)

Однако правила дорожного движения представляют собой лишь пример, характерный для такой отрасли человеческой деятельности, как законотворчество. Вся она не представляет интереса для частного лица, поскольку оно не может в достаточной мере возместить собственные издержки, понесённые при производстве такого блага. Наличие закона приносит любому полезность независимо от того, оплатил ли он процедуру его разработки и принятия или нет. Поэтому выгоднее не платить. Не так с благами, распространяемыми посредством рыночного обмена, где отказ платить за благо автоматически лишает права воспользоваться полезностью, которую это благо приносит.

Существует ещё немало отраслей деятельности, которые не представляют собой интереса для бизнеса именно по той причине, что здесь невозможно отстранить от потребления блага «неплательщиков». Вооружённые силы любой страны защищают от интервенции каждого гражданина, независимо от его способности оплатить услуги армии. Широкая вакцинация населения способна предотвратить эпидемию – выигрыш от этого будет одинаковым для всех, в том числе и для лиц, отказавшихся от данной медицинской услуги. Если в квартале плотной застройки загорелся дом, то выгодно потушить пламя, невзирая на то, что хозяин не заплатил в пожарный фонд ни копейки. Отличительная черта всех этих благ – то обстоятельство, что они просто не могут потребляться индивидуально.

Наряду с этим существуют такие блага, которые могли бы предоставляться исключительно на основе рыночного обмена и входить в индивидуальное потребление, но это было бы нежелательно с общественной точки зрения. Например, образовательные услуги могут предоставляться частным образом, поскольку продажа их приносит фирмам прибыль. Но покупателями таких услуг могут стать далеко не все слои населения. Между тем обществу в целом невыгодна ситуация, когда большая часть населения неграмотна. Образование по природе своей является благом, обеспечивающим положительную внешнюю полезность – явление, противоположное по своим результатам внешним издержкам (когда деятельность некоторого лица приносит совокупную полезность, по величине превышающую индивидуальную полезность, которую получает от своей деятельности данное лицо); получая образование, человек способствует не только увеличению своего собственного благосостояния, но и росту богатства остальных членов общества. Если бы образование предоставлялось только на возмездной основе, то общество утрачивало бы значительную полезность. Поэтому государство предпочитает оплатить получение образования для большей части населения. Всё вышесказанное можно отнести и к здравоохранению, и ко многому другому.

Таким образом, государство вынуждено выполнять в экономике некоторые функции, не представляющие интереса для предпринимателей. Для выполнения этих задач оно может сформировать сеть собственных фирм (государственных предприятий), но может и покупать блага, производимые частными фирмами, и передавать тем лицам, которые, по мнению государства, в них нуждаются.

Масштабы участия государства в рыночной экономике могут быть различными. Разные экономисты придерживаются на этот счёт разных точек зрения, их теории берутся на вооружение различными политическими партиями, которые, в случае прихода к власти, проводят соответствующую политику. Опыт ХХ века позволяет высказать гипотезу, что не существует единого, навсегда оптимального соотношения административно-государственных и чисто рыночных методов.

Так, эффективное развитие американской экономики во второй половине века, происходившее в условиях ограниченного участия государства, не перечёркивает ни успехов регулируемой японской экономики в те же годы, ни успехов самой американской экономики в 30-х годах, при «Новом курсе» президента Ф. Рузвельта. Неудачи экономических реформ в России и некоторых других странах СНГ, возможно, связаны с применением моделей, хорошо зарекомендовавших себя в другое время и в другом месте, но не вполне подходящих для данных историко-географических условий.

Вместе с тем, в современном мире общепризнано, что существуют некие пределы вмешательства государства в экономику – как верхние, так и нижние, переходить которые нежелательно при любых условиях. Верхний предел должен обеспечивать возможность функционирования рыночных механизмов, а нижний – предупреждение, ликвидацию или смягчение отрицательных для общества эффектов этих механизмов.

С точки зрения частной фирмы, выступающей в качестве участника рыночных отношений, присутствие государства в национальной экономике налагает на неё дополнительные ограничения, которые она обязательно должна учитывать в своей деятельности. Сюда относятся прежде всего жёсткие ограничения в виде системы законов, предписывающих фирме нормы поведения на рынке – требования к качеству продукции, правила взаимоотношений с контрагентами на рынке, требование добросовестности рекламы и т. д.. Множество ограничений возникает и непосредственно в связи с тем, что государство выступает в роли экономического агента, появляясь на рынке то как покупатель, то как продавец.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.117 (0.007 с.)