Юридические ограничения маркетинговой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридические ограничения маркетинговой деятельности



Важнейшим ограничителем активности хозяйствующих субъектов на товарных рынках является конкуренция – состязательность, когда самостоятельные действия субъектов ограничивают возможность каждого из них самостоятельно воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Стремление к победе в конкурентной борьбе нередко подталкивает её участников к действиям, идущим вразрез с правами потребителей, составляющими неотъемлемую часть прав человека, так и с законным правом конкурентов участвовать в честной конкуренции. Юридическое регулирование призвано защитить интересы как тех, так и других от недобросовестной конкуренции. С другой стороны, не менее важно защитить интересы производителей и потребителей от попыток государства ограничить честную конкуренцию.

В Российской Федерации поддержка конкуренции нашла юридическое закрепление в целом ряде нормативно-правовых актов. Часть 1 ст. 8 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Часть 2 ст. 34 развивает это положение: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Российская Конституция также гарантирует и защищает все формы собственности: частную, государственную, муниципальную и иные. Кроме этого, в части 3 ст. 35 закрепляется неприкосновенность собственности, в соответствии с которой «никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных целей может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».

Гражданский Кодекс РФ как экономическая конституция страны также регулирует вопросы конкуренции. Согласно ст. 1 данного нормативно-правового акта «гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела». Здесь же подчёркивается, что физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора. Что касается самих прав, то они могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Кроме этого, Гражданский Кодекс, фактически повторяя Конституцию, юридически закрепляет свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории страны. Ограничения перемещения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

В Российской Федерации также действует Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые основы деятельности юридических и физических лиц на товарных рынках, ограничения и пресечение их монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение единства экономического пространства РФ. Под недобросовестной конкуренцией Закон понимает «любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации» (ст. 4 Закона).

Кроме этого, Законом запрещаются действия лиц, занимающих доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) изменение интересов других лиц. Понятие «доминирующее положение» включает в себя следующее:

- исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке товара, не имеющего заменителя, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам;

- положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определённого товара составляет 65 % и более. Примерами могут служить изъятие товаров с целью создания или поддержания дефицита на рынке (скажем, скупка билетов), создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Законом запрещаются и признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) потенциальных конкурентов, занимающих в совокупности доминирующее положение, если это влечёт существенное ограничение конкуренции: раздел рынка по территориальному принципу, по объёму продаж (закупок), по ассортименту и т.п.

Органам власти запрещается принимать акты и (или) совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающих дискриминирующие (благоприятствующие) условия деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции.

В целях предупреждения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов в Законе предусмотрено осуществление предварительного государственного контроля за созданием, слиянием, присоединением, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паёв, долей участия в уставном капитале хозяйствующих субъектов.

Следует заметить, что и Уголовным Кодексом РФ монополистические действия и ограничение конкуренции (недобросовестная конкуренция) рассматриваются как преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное статьёй 178.

Уголовно наказуемыми, согласно данной статье, являются монополистические действия, совершённые путём установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путём раздела рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, установление или поддержание единых цен. Спектр предусмотренных наказаний широк: от штрафов (200-700 минимальных размеров оплаты труда) или конфискации заработной платы, доходов осуждённого (от 2 до 7 месяцев) до ареста (4-6 месяцев) или лишения свободы до 7 лет с конфискацией имущества или без таковой.

Ещё одним важным ограничением маркетинговой деятельности хозяйствующих субъектов являются отношения в области защиты прав потребителей, урегулированные Гражданским Кодексом РФ, а также Федеральным законом «О защите прав потребителей». Данные нормативно-правовые акты устанавливают следующие права потребителей при приобретении товаров (работ, услуг):

- право на товары надлежащего качества, безопасные для жизни и здоровья;

- право на получение информации о товарах, а также об изготовителях (исполнителях, продавцах);

- право на государственную и общественную защиту своих интересов.

Перечисленные права потребителей существенным образом ограничивают маркетинговую деятельность юридических и физических лиц на товарных рынках, в частности, в области обязательного соответствия предоставляемых товаров, работ, услуг государственным стандартам, санитарным нормам и правилам, соблюдение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Некоторые специальные вопросы юридического регулирования маркетинговой деятельности – в сфере рекламы и внешнеэкономической деятельности – будут рассмотрены отдельно (соответственно 2.4.4 и 3.1.1.3.2).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.006 с.)