Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Юридические ограничения маркетинговой деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Важнейшим ограничителем активности хозяйствующих субъектов на товарных рынках является конкуренция – состязательность, когда самостоятельные действия субъектов ограничивают возможность каждого из них самостоятельно воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Стремление к победе в конкурентной борьбе нередко подталкивает её участников к действиям, идущим вразрез с правами потребителей, составляющими неотъемлемую часть прав человека, так и с законным правом конкурентов участвовать в честной конкуренции. Юридическое регулирование призвано защитить интересы как тех, так и других от недобросовестной конкуренции. С другой стороны, не менее важно защитить интересы производителей и потребителей от попыток государства ограничить честную конкуренцию. В Российской Федерации поддержка конкуренции нашла юридическое закрепление в целом ряде нормативно-правовых актов. Часть 1 ст. 8 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Часть 2 ст. 34 развивает это положение: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Российская Конституция также гарантирует и защищает все формы собственности: частную, государственную, муниципальную и иные. Кроме этого, в части 3 ст. 35 закрепляется неприкосновенность собственности, в соответствии с которой «никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных целей может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Гражданский Кодекс РФ как экономическая конституция страны также регулирует вопросы конкуренции. Согласно ст. 1 данного нормативно-правового акта «гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела». Здесь же подчёркивается, что физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своём интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора. Что касается самих прав, то они могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме этого, Гражданский Кодекс, фактически повторяя Конституцию, юридически закрепляет свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории страны. Ограничения перемещения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (п. 1 ст. 2 ГК РФ). В Российской Федерации также действует Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые основы деятельности юридических и физических лиц на товарных рынках, ограничения и пресечение их монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение единства экономического пространства РФ. Под недобросовестной конкуренцией Закон понимает «любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации» (ст. 4 Закона). Кроме этого, Законом запрещаются действия лиц, занимающих доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) изменение интересов других лиц. Понятие «доминирующее положение» включает в себя следующее: - исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке товара, не имеющего заменителя, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам; - положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определённого товара составляет 65 % и более. Примерами могут служить изъятие товаров с целью создания или поддержания дефицита на рынке (скажем, скупка билетов), создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам. Законом запрещаются и признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) потенциальных конкурентов, занимающих в совокупности доминирующее положение, если это влечёт существенное ограничение конкуренции: раздел рынка по территориальному принципу, по объёму продаж (закупок), по ассортименту и т.п. Органам власти запрещается принимать акты и (или) совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающих дискриминирующие (благоприятствующие) условия деятельности отдельным хозяйствующим субъектам, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции. В целях предупреждения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов в Законе предусмотрено осуществление предварительного государственного контроля за созданием, слиянием, присоединением, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паёв, долей участия в уставном капитале хозяйствующих субъектов. Следует заметить, что и Уголовным Кодексом РФ монополистические действия и ограничение конкуренции (недобросовестная конкуренция) рассматриваются как преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное статьёй 178. Уголовно наказуемыми, согласно данной статье, являются монополистические действия, совершённые путём установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путём раздела рынка, ограничение доступа на рынок, устранение с него других субъектов экономической деятельности, установление или поддержание единых цен. Спектр предусмотренных наказаний широк: от штрафов (200-700 минимальных размеров оплаты труда) или конфискации заработной платы, доходов осуждённого (от 2 до 7 месяцев) до ареста (4-6 месяцев) или лишения свободы до 7 лет с конфискацией имущества или без таковой. Ещё одним важным ограничением маркетинговой деятельности хозяйствующих субъектов являются отношения в области защиты прав потребителей, урегулированные Гражданским Кодексом РФ, а также Федеральным законом «О защите прав потребителей». Данные нормативно-правовые акты устанавливают следующие права потребителей при приобретении товаров (работ, услуг): - право на товары надлежащего качества, безопасные для жизни и здоровья; - право на получение информации о товарах, а также об изготовителях (исполнителях, продавцах); - право на государственную и общественную защиту своих интересов. Перечисленные права потребителей существенным образом ограничивают маркетинговую деятельность юридических и физических лиц на товарных рынках, в частности, в области обязательного соответствия предоставляемых товаров, работ, услуг государственным стандартам, санитарным нормам и правилам, соблюдение которых обеспечивается принудительной силой государства. Некоторые специальные вопросы юридического регулирования маркетинговой деятельности – в сфере рекламы и внешнеэкономической деятельности – будут рассмотрены отдельно (соответственно 2.4.4 и 3.1.1.3.2).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.35.129 (0.006 с.) |