Закон предложения и цена равновесия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон предложения и цена равновесия



Спрос на данное благо со стороны его покупателей взаимодействует с предложением со стороны продавцов, в результате чего складывается равновесная рыночная цена.

Функция предложения может быть легко определена по аналогии с функцией спроса. Предложением называют объём блага, который будет поставлен продавцами на рынок по определённой цене. В отличие от спроса, предложение является функцией, положительно связанной с ценой блага – по мере роста цены блага его предложение увеличивается. Эта зависимость (закон предложения) иллюстрируется на рис. 3 с помощью кривой предло
 
 

жения, имеющей положительный наклон.

Очевидно, что рыночная цена должна быть такой, чтобы позволить фирме как минимум компенсировать её собственные издержки по производству блага. Когда рыночная цена устанавливается на низком уровне, найдётся очень незначительное число фирм, способных получать неотрицательную прибыль, а потому и предложение блага будет незначительным. Дело в том, что все фирмы используют при производстве блага неоднородные факторы, то есть ресурсы, приносящие неодинаковую отдачу при использовании их в аналогичных условиях. Одни фирмы расположены ближе к потребителям производимого ими блага, другие – на большем расстоянии, что вызывает излишние издержки при транспортировке блага. Фирмы привлекают работников, имеющих различную квалификацию, используют прогрессивное либо устаревшее оборудование, пользуются услугами менеджеров, наделенных предпринимательским талантом в неодинаковой мере и т. д. При этом наиболее производительные факторы являются дефицитными, их запас в экономике значительно меньше, чем запас малопродуктивных ресурсов. Теперь понятно, что низкая цена позволяет остаться на рынке только тем фирмам, которые получили доступ к этим редким факторам. Остальные фирмы вынуждены покинуть рынок под грузом отрицательной прибыли. Но если цена начнет расти, то эти фирмы получат возможность оперировать в отрасли не неся убытков и предложение блага увеличиться. По мере роста цены в отрасль будут вступать новые фирмы, использующие ресурсы всё более низкого качества.

Однако и функция предложения не может быть определена однозначно как положительно связанная с уровнем рыночной цены блага. Как и в случае со спросом, мы можем столкнуться с исключениями из общего ряда, когда в ответ на увеличение рыночной цены блага продавцы сокращают объём его предложения. Обычно такая ситуация возникает в том случае, если на рынке присутствует так называемый «резервный спрос», то есть спрос на благо со стороны самих продавцов.

 
 

Для того, чтобы определить равновесную рыночную цену, достаточно совместить на одном рисунке кривые спроса и предложения блага (рис..4). Цене равновесия будет соответствовать точка, в которой пересекаются данные кривые. Считается, что если цена установилась на равновесном уровне, то и рынок придёт в равновесное состояние, расчистится не только от товаров, но и от намерений. Все, кто желал приобрести благо по данной цене, приобрели его, а все желающие продать его – продали.

 

Функции равновесной цены в рыночной экономике невозможно переоценить. Самое главное состоит в том, что цена мгновенно и притом совершенно бесплатно предоставляет рыночным агентам достоверную информацию об изменениях, происходящих на рынке. Как показал опыт, не существует другого способа передачи информации, при котором общественные издержки были бы столь же низки.

Но предоставление бесплатной и объективной информации – это только одна из функций цены. Другим важным моментом является выполнение ценой стимулирующей и перераспределительной функций. Изменение структуры рыночных цен открывает перед предпринимателями новые возможности выгодного приложения сил, и они начинают перебрасывать ограниченные ресурсы в те отрасли, где их использование обещает принести наибольшую прибыль. Если предположить, что прибыль фирмы представляет собой разницу между общей выручкой фирмы от продажи блага и её суммарными факториальными издержками, то становится ясным, почему фирмы стремятся произвести те блага, чья относительная цена наивысшая в данный момент. Но высокий уровень цены в свою очередь свидетельствует о том, что потребители присваивают данному благу высокую полезность. Следовательно, ориентируясь на рыночную цену и стремясь к максимизации собственной прибыли, фирмы способствуют процветанию общества, увеличивают размер богатства, находящегося в его распоряжении. Этот вывод позволяет понять, почему в конкурентном рыночном хозяйстве, где все производители действуют на свой страх и риск и не согласовывают свои действия с другими агентами, всегда производятся именно те блага, которые необходимы обществу. Этот феномен в экономической науке известен как уже упоминавшийся принцип «невидимой руки».

Важнейшим свойством равновесной рыночной цены можно считать её устойчивость. Это означает следующее: если по каким-то причинам рыночная цена отклонилась от равновесного уровня, то найдутся силы, которые подтолкнут её обратно. Предположим, что действительная цена установилась на уровне P1, в то время как равновесная цена равна Pe. Тогда спрос сократится до объёма Qd, а вот предложение возрастёт до величины Qs. На рынке возникает относительный избыток блага, что приводит к возникновению конкуренции между продавцами. Каждый из них, столкнувшись с невозможностью продать весь наличный запас блага по существующей цене P1, попытается опередить конкурентов, сбавив цену. Конкурентное перебивание цен будет продолжаться до тех пор, пока цена не возвратится к равновесному уровню Pe. Обратная картина – конкуренция покупателей – будет наблюдаться в том случае, если в исходном периоде цена была ниже равновесного уровня.

Но насколько широко распространён в экономике феномен равновесной цены? Надо заметить, что равновесная цена в том виде, в котором мы обрисовали её выше, встречается довольно редко и представляет собой скорее теоретическую конструкцию. Секрет состоит в том, что мы молчаливо предположили, будто информация о структуре цен на рынке является даровым благом, то есть присваивается агентами без каких-либо издержек. Но такое предположение справедливо в отношение лишь немногих благ, которые условно можно назвать биржевыми благами (например, валюта, ценные бумаги, металл, зерно, кофе, сахар и т. д.). Вся информация о спросе на эти блага и о предложении этих благ может быть консолидирована, сведена воедино. Тогда равновесная цена может быть определена путём простого аукционного торга.

Если же информация о спросе и предложении блага распылена и не может быть получена агентом без издержек, то на рынке возникают ценовые несовершенства. Можно сказать, что на таких рынках благо реализуется не по цене равновесия, а по некоторому набору цен, лежащему в окрестностях цены равновесия. При этом, чем больше дисперсия информации о ценах и чем выше издержки по сбору такой информации, тем больше будет диапазон цен, по которым заключаются сделки. В качестве примера можно указать на рынок квалифицированного труда. Информация о предложении труда здесь настолько труднодоступна для покупателя, что практически все контракты заключаются в индивидуальном порядке. То есть мы смело можем говорить о том, что на таких рынках вообще не существует равновесной цены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.005 с.)