Глава 4: происхождение жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4: происхождение жизни



 

Возникновение новой человеческой жизни захватывающе и красиво. После оплодотворения яйцеклетки начинается первое чудо: деление. Клетки делятся совершенно самостоятельно, и уже спустя несколько дней появляется видимая невооруженным глазом живая материя. Три недели спустя эмбрион уже достигает величины четыре на два миллиметра и формой в целом напоминает человеческое тело. Через два месяца после оплодотворения у эмбриона полностью формируется лицо, на руках и ногах начинают появляться пальцы. На двенадцатой неделе формирование конечностей полностью завершается. На пальцах появляются ногти, начинают проявляться половые различия. Во многих странах на этой стадии беременности разрешается следующее: эмбрион просто убивают, режут на части и извлекают из маткиаборт. Люди убивают жизнь, сотворить которой сами не могут. Если это убийство не происходит, ребенок развивается дальше – четыре, шесть (даже на этой стадии порой производят аборты!), девять месяцев. Затем настает торжественный момент: рождение. Так возникает новая человеческая жизнь, в целом также происходит оно и у животных.
Мы еще раз хотим вернуться к исходному моменту. Все началось с деления клеток: они быстро делились и, размножаясь, образовали ткани тела и кости, из мышечных тканей образовались также хрящи, мозг и кожа. Откуда клетки "знали", какое место в будущем организме им следует занять? По-видимому, клетки знали это достаточно хорошо, потому что у эмбриона все встало на свои места. Клетки обладают "знанием", то есть информацией, управляющей их развитием во времени и пространстве.

Рассмотрим такую клетку поближе. Эта маленькая клетка обладает невероятно сложной структурой, она снабжена всевозможными внутренними органами, благодаря слаженной работе которых она существует. Каждая клетка получает питательные вещества и отдает переработанные продукты, то есть обладает внутренней системой обмена веществ, и размножается путем деления. В середине клетки располагается ядро. В нем скрыта информация (точнее, ее большая часть), в которой клетка нуждается, чтобы "знать", что ей делать, как и когда. Внутри ядра клетки расположены хромосомы: длинные цепочки, состоящие главным образом из молекул ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты). ДНК и есть носители наследственной информации. Схематически молекулу ДНК можно представить в виде скрученной спиралью лестницы. При делении клеток эта "лестница" распадается вдоль, и каждая половина затем превращается в целую. Эти цепочки содержат информацию, необходимую для образования новой клетки. Таким образом, хромосомы состоят из молекул, а каждая молекула – из атомов. Большинство найденных в живых организмах молекул образованы соединениями шести видов атомов: углерода, водорода, кислорода, азота, фосфора и серы.
Люди, исследуя источники жизни с помощью микроскопов и всех имеющихся технических средств, пришли к выводу: жизнь образована соединениями нескольких химических элементов, другими словами -неживой материей. Мы "открыли", что живое состоит из неживого. И действительно, если слаженная работа клеток нарушается, от человека остается лишь неживая материя. В определенном смысле это даже подтверждение слов Библии; " И создал Господь Бог человека из праха земного " (Бытие 2:7) и " Прах ты, и в прах возвратишься " (Бытие 3:19). Но разве жизнь не больше, чем прах? Мертвое тело состоит из тех же самых хромосом, тех же молекул и атомов. Только в них нет жизни, она исчезла! Работа клеток и тканей нарушена. Сердце не бьется, глаза не видят: исчезла жизнь. Как же ожила мертвая материя, как получил жизнь первый человек?
В Бытиеи 2:7 сказано: " И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ". Жизнь, неизвестная, ускользающая от изучения связующая компонента, дана от Бога. Он, источник совершенного знания, света и жизни, соединил часть Самого Себя с прахом земным. Божье дыхание вошло в безжизненную материю, Его знание воплотилось в цепочки безжизненных атомов и молекул, и произошло чудо: они образовали живые клетки с хромосомами, которые могут питаться и делиться, они могут жить!
Именно так христиане и иудеи, чтящие Библию как Слово Божие, объясняют причину возникновения жизни.
Жизнь возникла уже на третий день творения: " И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий " (Бытие 1:11-13).

Свет и жизнь

В первый воскресный день мировой истории Бог сказал: " Да будет свет ". И стал свет (Бытие 1:3). Какой народ древности мог додуматься до такого: говорить о свете на земле до появления Солнца? Сегодня нам, знающим о всевозможных источниках света (как природных, так и искусственных), вовсе нетрудно представить себе свет без солнца.
Свет, возникший в первый день творения, по всей вероятности, исходил из определенного источника или, точнее, определенного направления. Это можно предположить, принимая во внимание, что Библия говорит о смене дня и ночи до появления Солнца. Если свет исходил из определенного источника и Земля (что не подлежит сомнению) с самого начала вращалась вокруг своей оси, то очевидно, что на одной стороне земного шара был день, а на другой – ночь: " И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один " (Бытие 1:4-5).
Тем самым были созданы первые необходимые условия для существования жизни на земле: свет и тепло. Третьим необходимым условием была "твердь небесная" (атмосфера), и она была создана во второй день творения (ст. 6-8). Это была совершенно особая "небесная твердь", мы подробнее расскажем о ней в конце главы.
" И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо " (ст. 9-10).
Это четвертое необходимое условие для жизни на земле. С точки зрения человека появившаяся из-под воды суша – это необходимое жизненное пространство. Если мы привлечем для рассмотрения еще стих 2, то становится ясным, что первая глава Библии описывает нам земной шар, полностью покрытый водой. После опускания частей земной коры вода собралась в морях, и появилась суша. И это (преднаучное) представление хорошо согласуется с сегодняшней формальной картиной мира, но противоречит при этом примитивным, зачастую прямо противоположным представлениям древних народов: они считали, что земля плавает в водах мирового океана и т.п. (см. гл. 1-2). Цитированное выше библейское описание имеет еще один интересный аспект: используемые в нем слова наводят на мысль, что вся земная поверхность вначале составляла один гигантский континент, окруженный мировым океаном. Разделение материков, по-видимому, произошло позже. На этом вопросе мы также остановимся позже (см. гл. 10). На четвертый день были сотворены небесные светила: Солнце, Луна и звезды, все они были наделены специальными функциями по отношению к Земле (см. гл. 1). Хотя солнечный свет жизненно необходим для роста растений, которые были сотворены на день раньше, это вовсе не проблема, если мы придерживаемся буквального толкования описываемых в этой главе "дней". Растения в этом случае просто переждали ночь, и, кроме того, они имели свет первого дня творения. Кстати, о необходимости наличия небесных светил для роста растений в Библии ничего не говорится, однако подробно описывается их значение для отсчета времени, что важно и для посева и жатвы (ср. Бытие 8:22).

Первобытный "студень"

Мы только что с высоты птичьего полета рассмотрели благоприятные условия, при которых возникла жизнь на земле. Как же теперь объясняют происхождение жизни люди, верящие в работу случая и времени, то есть эволюционисты? Они говорят примерно следующее: несколько миллиардов лет назад молодая в то время Земля имела совершенно другую атмосферу: лишенную кислорода, но насыщенную метаном, аммиаком, водородом и водяными парами. Благодаря жесткому излучению, электрическим разрядам и продолжительной бомбардировке радиоактивными частицами, с течением времени возникли первые органические соединения (например, сахар), аминокислоты и частицы молекул ДНК. Эти вещества, соединяясь, превращались во все большие молекулы и молекулярные цепочки, которые в свою очередь образовали примитивное подобие клеток. Постепенно к этому конгломерату добавляются все новые молекулы, которые в какой-то момент времени начинают размножаться. Так возникли первые живые клетки. Они питаются оставшимися органическими соединениями первобытного "студня". Клетки вскоре развивают способность к фотосинтезу и начинают выделять в атмосферу кислород, необходимый почти для всех форм земной жизни. Этот кислород и обмен веществ первых живых организмов разрушили остальные примитивные молекулы и создали ту атмосферу, которую мы имеем сегодня. Однажды начавшись, эволюция жизни никогда не смогла повториться.

Как же велика вероятность того, что благодаря случаю и большому количеству времени из первобытного "студня" самопроизвольно могла возникнуть жизнь? Рассмотрим в качестве примера простую бактерию. Одна-единственная бактерия содержит около 1500 различных энзимов -белковых соединений, состоящих из сотен строго упорядоченных аминокислот. Вероятность того, что из двухсот аминокислот двадцати видов случайно образуется определенный белок, равняется 1:20200!
Это непредставимо малая величина. Но и тогда мы получим лишь один из требуемых 1500 энзимов! Таким образом, для возникновения всего лишь одной живой клетки потребовались бы миллионы тонн каждого вида белка и молекул ДНК. Эти расчеты показывают нам, что вероятность чисто случайного возникновения жизни практически равна нулю.

Несколько столетий назад люди были уверены, что жизнь возникает сама по себе: это представление получило название "теории самопроизвольного зарождения". Так, например, считалось, что мухи зарождаются в тухлом мясе, а мыши появляются из влажного тряпья. Потребовалось два столетия, чтобы разоблачить эту теорию. Ученые вновь и вновь проводили эксперименты, показывавшие, что при соблюдении определенных правил чистоты (например, если мухи не имели доступа к мясу) о самопроизвольном возникновении новой жизни не могло быть и речи. Когда же Луис Пастер показал, что мясной бульон, налитый в чистый и герметично закрытый (чтобы преградить доступ микробам) сосуд, может долгое время оставаться совершенно чистым, сторонники теории самопроизвольного зарождения выставили свой последний аргумент: они утверждали, что в экспериментах Пастера в сосуд не попадал "флогистон", необходимый для возникновения жизни. В ответ на это Пастер сконструировал стеклянный сосуд, в пробку которого была вставлена длинная стеклянная трубка. Эта трубка была изогнута таким образом, что в сосуд мог свободно поступать воздух, но микробам путь был закрыт. И в этом случае бульон оставался прозрачным. Таким образом, спор был окончен: жизнь не могла возникать из неживой материи. Но в этом и заключается парадокс сегодняшнего времени: с одной стороны, практически все убеждены, что жизнь не может самопроизвольно возникать из неживой материи, с другой – большинство людей так же убежденно верит, что это событие имело место миллиарды лет назад! Конечно, и сторонники теории эволюции сознают, что очень нелогично верить в самопроизвольное зарождение жизни в первобытные времена и в то же время отрицать возможность этого события сегодня. Поэтому эволюционисты утверждают, что миллиарды лет назад природные условия на земле коренным образом отличались от сегодняшнего и что условия для зарождения жизни в то время были намного благоприятнее. Важнейшее цитируемое отличие заключается в том, что первобытная земная атмосфера не должна была содержать кислород (иначе возникшие формы жизни тут же подверглись бы окислению). Но это чистая спекуляция: существует много доказательств в пользу обратного.

В пятидесятые годы большой научный интерес вызвала публикация Стэнли Миллера. Он смоделировал в своей лаборатории первобытную атмосферу, и с помощью электрических разрядов ему удалось получить из метана, аммиака, водорода и водяных паров некоторые молекулы, составляющие основу структуры живых организмов. Образовавшиеся таким образом молекулы Миллер сразу собирал в специальную "ловушку", чтобы сохранить их от воздействия последующих электрических разрядов. Вне этой "ловушки" молекулы вскоре опять распались бы, что их и ожидало даже в идеальной первобытной атмосфере.
К сказанному можно еще добавить, что в эксперименте Миллера наряду с молекулами – важными компонентами живой клетки – одновременно возникали соединения, разрушающие все живое (т.н. право– и левостороние молекулы).
Короче говоря, эксперименты Миллера не только не дали эволюционистам ответа на вопрос о происхождении жизни, но и существенно осложнили его. Многие восприняли результаты экспериментов как доказательство случайного возникновения жизни. Но как груда кирпичей далека от великолепного собора, так смесь белковых соединений бесконечно отличается от точного, слаженного взаимодействия органов живой клетки. Даже если бы биохимикам и удалось объединенными усилиями создать некое подобие жизни (если это вообще возможно), это бы еще не доказывало правоту эволюционистов. Напротив, результаты подобных опытов только засвидетельствовали бы тот факт, что жизнь может возникнуть из вещества и энергии лишь при творческом участии великого разума и с применением в высшей степени сложной технологии. Но это и есть точка зрения креационистов: жизнь возникла при взаимодействии вещества, энергии и разума.

Жизнь на Марсе и энтропия

Эволюционистское утверждение, что жизнь возникает сама по себе, в результате длительного развития и благоприятного сочетания обстоятельств, приобрело особый вес, когда человечество получило возможность посетить соседние планеты. Насколько нам известно, из всех планет Солнечной системы наиболее благоприятные условия для возникновения жизни существуют на Марсе. Природные условия там во многом похожи на земные, и результаты исследований, проведенных станциями типа "Викинг", даже превзошли в этом отношении предположения ученых. Возраст Марса оценивается примерно равным земному – то есть 4-5 миллиардов лет. Согласно распространенному убеждению, за такой длительный период при благоприятных обстоятельствах жизнь на Марсе должна была возникнуть (ведь возникновение жизни – естественный процесс...). Вполне понятно волнение, с которым весь мир ожидал результатов исследований космических станций. Профессор Герольд Клейн, руководитель проводимых "Викингами" биологических исследований, еще до старта ракеты во всеуслышание заявил, что если на Марсе не будет обнаружена жизнь, ученым придется в корне пересмотреть всю теорию эволюции. Отрицательный результат означал бы, что жизнь не возникает самопроизвольно, в результате действия времени и случая. Ну что ж, результаты исследования Марса известны всем. В июне 1977 года НАСА опубликовала доклад, в котором признавалось, что результаты исследований допускают лишь один вывод: жизни на Марсе нет. Теперь следовало ожидать коренной ревизии эволюционного учения...

Что следовало пересмотреть? Только одно: не существует вообще никаких мыслимых обстоятельств, при которых жизнь могла бы возникнуть сама по себе. Жизнь вообще не может возникать случайно. Происхождение живой клетки естественным образом, из неживой материи (пусть даже в результате многих этапов) – это теория, противоречащая фундаментальным законам природы. Живая клетка обладает несравненно более высоким уровнем организации, большей сложностью и информативностью, чем любая неживая материя. Мы уже видели, что уже простой подсчет вероятности практически исключает случайное возникновение живых клеток. Для возникновения жизни материя должна самопроизвольно "упорядочиться", достичь высшей степени организации и информативности. Но существует закон природы (мы уже познакомились с ним как со Вторым началом термодинамики), утверждающий, что формы материи никогда не усложняются сами по себе, а напротив, склонны к распаду, к дезорганизации. Величину, характеризующую степень "беспорядка" в системе, называют энтропией. Таким образом, этот основной закон говорит, что во всякой системе, предоставленной себе самой, энтропия может лишь возрастать (см. гл. 1). Но это коренным образом противоречит утверждениям эволюционистов о происхождении жизни.

Эволюционисты, сознающие этот конфликт и тем не менее верящие в самопроизвольное возникновение жизни, аргументируют тем, что закон возрастания энтропии сформулирован применительно к замкнутой системе (не взаимодействующей с окружающей ее средой), в то время как Земля является открытой системой, непрерывно получающей энергию от Солнца. Это совершенно верно, но в природе вообще не существует полностью замкнутых систем, в то время как действие закона возрастания энтропии мы наблюдаем повсюду. Это происходит потому, что простой приток энергии (в виде солнечного света) нисколько не уменьшает энтропию системы. Другими словами: из кучи камней и дерева здание не возникнет, даже если солнце будет освещать их в течение биллиона лет. Только лишь вещества и энергии недостаточно. Чего же недостает? Недостает действующей силы, разума, недостает программы, по которой вещество и энергия могли бы упорядочиться и принять более высокие формы организации, сложности и информативности. В принципе решение очевидно: чтобы достичь более высокого уровня организации системы, надо вложить в нее большее количество информации. Высокий уровень организации возникает в результате взаимодействия вещества, энергии и информации – но в нашем мире информация не возникает без участия разума. В этом кроется корень проблемы возникновения жизни. Пример: у меня на руке часы. Их пружина не заводится сама по себе, хотя я непрерывно передаю часам энергию в форме тепла и движений руки. Почему мои часы не могут заводиться сами по себе, как другие – с автоматическим заводом? Да потому, что часы с автоматическим заводом снабжены специальным механизмом, который выбирает из всех мыслимых движений руки лишь подходящие по направлению. Этот механизм представляет собой простейшее управляющее устройство, которое говорит "да" движениям одного направления и "нет" всем остальным. В результате этой постоянной "сортировки" движений механизм часов может заводиться сам по себе, другими словами, уменьшать энтропию внутри системы с названием "часы". Но тут мы достигаем поворотного пункта: неживая система не содержит информации, могущей управлять ее развитием. Если живая система обладает информацией, то она должна была поступить в систему извне. Знаменитый эволюционист и пропагандист идей Дарвина Томас Гексли задал в своей нашумевшей дискуссии с епископом Сэмюэлем Уильберфорсом следующий вопрос: "Если мы привяжем множество обезьян к печатным машинкам, чтобы они могли стучать по клавишам, то можно ли ожидать, что по истечении огромного количества времени какая-нибудь из них случайно напечатает 22-й Псалом или молитву "Отче наш"?" Уильберфорс, конечно, не мог исключить такой возможности. "Так вот, – торжествующе заключал Гексли, – таким же образом благодаря случаю и времени мог возникнуть порядок!"

Бедный Уильберфорс был почти готов сдаться, но он забыл, что этот пример с печатными машинками нельзя перенести на живую природу. Если мы ударяем по клавише печатной машинки, то на листе бумаги появляется ее оттиск – буква. Эта буква остается и после того, как мы отпустим клавишу. Но для природных процессов – говоря языком нашего примера – характерно, что "оттиск" исчезает после того, как была отпущена "клавиша"! В ней не существует никакого запоминающего устройства, никакого механизма, могущего запомнить и сохранить возникшее химическое соединение. Оно распадается так же быстро, как и возникает. Если же в прошлом и возникали живые клетки, то откуда же взялось необходимое для него "управляющее устройство"? Можем ли мы представить себе возникновение столь сложного управляющего устройства без участия разума? Другими словами: где этот разум, под руководством которого тысячи химических реакций привели к возникновению жизни? Остается фактом, что биохимия не знает такого механизма. Реакции органических соединений обратимы, то есть могут протекать как в одном, так и в другом направлении. Таким образом, для объяснения предполагаемого случайного возникновения жизни мы должны были бы продемонстрировать наличие "управляющего устройства", обеспечивающего протекание химических реакций лишь в одном направлении.
Этого механизма недостает неживой материи, и потому случайные химические реакции никогда не в состоянии сами по себе произвести жизнь. Другими словами: свойства материи никогда еще не привели к возникновению управляющего, созидательного механизма.
И все же: разве нет ни одного исключения из этого правила? Разве не существует обстоятельств, при которых энтропия убывает?
Разумеется, в живой природе существует множество примеров увеличения порядка и сложности.

Томас Гексли во время вышеупомянутой дискуссии достал из кармана карандаш и сказал своему оппоненту примерно следующее: "Как Вы когда-то были не больше кончика этого карандаша и развились, став взрослым человеком, так и я убежден, что с течением столетий мои предки, когда-то бывшие комочками слизи не больше кончика этого карандаша, с течением многих столетий развились до уровня современных людей". Он хотел этим сказать: то, что в малом масштабе происходит при развитии каждого человека, в большом масштабе произошло в результате эволюции. Но этот аргумент опять-таки недействителен. В развитии человека из одной клетки есть нечто такое, чего недостает эволюции: это уже знакомая нам программа.
Все фазы развития человеческого эмбриона главным образом управляются содержащейся в нем с самого начала генетической информацией, заложенной программой, и лишь в малой степени – влиянием окружающей среды. В этих носителях наследственной информации человека уже наперед запрограммированы гигантская сложность и высочайший уровень организации его организма. Эта содержащаяся в клеточном ядре наследственная информация плюс материя и плюс энергия (питание, кислород) ведут к постоянному снижению энтропии внутри организма. Эволюция располагает достаточным количеством материи и энергии, но ей недостает программы.

Жизнь немыслима без разума

Где разум, создавший жизнь? Откуда взялся высокий уровень организации живой материи (даже "простейших" клеток)? Если в самой материи отсутствуют предпосылки для ее самоорганизации, то нам придется искать необходимый нам разум (источник информации и направляющий механизм) за пределами нашего материального мира. Эволюционисты упрекают креационистов в том, что они не могут предложить рациональной альтернативы для теории самопроизвольного возникновения жизни и ищут поддержки в сверхъестественном, что, по мнению эволюционистов, "ненаучно". Но позиция креационистов основывается как раз на том, что они не находят и не предлагают механического, рационального объяснения возникновения жизни, потому что как Библия, так и наука свидетельствуют о том, что жизнь не могла возникнуть естественным путем.
Поэтому креационисты ищут сверхъестественного объяснения этой проблемы, или, проще говоря, они признают наличие разума, находящегося за пределами нашего мира.

Эволюционисты делают в этом отношении еще одну логическую ошибку. Согласно их убеждению, они "научнее" креационистов, потому что ищут материалистическое объяснение возникновения жизни. Но эволюционисты не могут материалистически объяснить возникновение жизни, потому что этого не допускают научные факты. Истинно научная позиция как раз и заключается в том, чтобы признать это!
Возражение, что поиск сверхестественного объяснения выходит за рамки чистой науки, вообще говоря, прав. Однако при этом не следует забывать, что материализм не является наукой в строгом смысле слова. Это скорее философское направление, даже своего рода религия, для которой вовсе не обязательно быть более "истинной", чем та религия, которая основывается на благочестивой вере в Бога-Творца. Мы же убеждены: истинно научный подход заключается в том, чтобы признать невозможность естественного происхождения жизни. Эволюция противоречит как законам термодинамики, так и простым расчетам теории вероятности. Жизнь обязана своим происхождением находящемуся за пределами нашего мира разуму, произведшему из мертвой материи живые организмы. Как это произошло? Этот ответ не вмещает наш разум. Но мы имеем наряду с научными данными еще и божественные откровения, идущие много дальше. Библия не говорит нам, что, возможно, существовал разум, создавший жизнь, она просто ставит нас перед фактом: Он сотворил жизнь. Более того, Библия описывает нам этот разум: это вечная и любящая Личность – живой Бог. "Omne vivum ex vivo" – жизнь возникает от жизни. Первое живое существо появилось из руки Того, Кто есть Жизнь.
Интересно, что в библейском описании третьего дня творения слово "жизнь" вообще отсутствует. О ней мы слышим лишь на пятый день: " И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся " (Бытие 1:20-21).
Это определение "душа живая" и объясняет, почему о жизни не говорится в 11-м стихе. Растения хотя и являются живыми существами в биологическом смысле этого слова, но не наделены душой. Они гораздо сильнее связаны с землей. Но появление животных связано с совершенно особым актом творения, в результате которого возникли совершенно особые существа (поэтому и слово "сотворил" мы встречаем после 1-го стиха лишь в 21-ом).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.46 (0.018 с.)