ТОП 10:

ГЛАВА 5: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ



 

В 1831 году теологический факультет Кембриджа закончил студент по имени Чарльз Дарвин. Перспектива работы сельским священником его не привлекала, а большой интерес к природе побудил его в том же году с воодушевлением принять приглашение совершить пятилетнее морское кругосветное путешествие. 27 декабря 1831 года корабль "Бигль" покинул порт Плимут и взял курс на Бразилию. Далее путь проходил мимо островов Огненной Земли и Галапагосских островов. В пути Дарвину представилась возможность основательно изучить ландшафт и растительный и животный мир этих мест. Он обнаружил и всевозможные останки вымерших животных: леопардов, гигантских броненосцев. На Галапагосских островах Дарвин сделал интересное открытие: он обнаружил там колонии зябликов, по-видимому, происходящие от одной популяции, но которые, живя на отдаленных друг от друга островах и не смешиваясь, образовали различные подвиды и виды. Эти маленькие различия, возникшие, вероятно, под влиянием внешних обстоятельств, пробудили в Дарвине волнующие мысли. Если могут происходить небольшие внутривидовые изменения, то, может быть, повторяясь и усиливаясь, они могут привести к возникновению совершенно новых видов?
По возвращении в Англию Дарвин сразу же принялся за работу -разумеется, не в сельской церкви, а дома, в рабочем кабинете, сначала в Лондоне, затем (с 1843 года) в Дауне, в графстве Кент, где он и жил со своей семьей до самой смерти. Здесь он написал свою знаменитую книгу; "On the origin of species" ("Происхождение видов"), вышедшую в 1859-м году и вскоре сделавшую его знаменитым, не в последнюю очередь благодаря стараниям агностика Томаса Гексли. В 1871 году вышла его книга "The descent of man" ("Происхождение человека"), которая произвела еще большую сенсацию выраженной в ней мыслью о возможном происхождении человека от обезьяноподобных предков. Дарвин полагал, что с течением времени виды неизвестным (пока) образом происходили друг от друга.
В борьбе за существование (struggle for life) побеждает сильнейший (survival of the fittest) – в этом суть естественного отбора. Дарвин умер в1882 году и был погребен в Вестминстерском аббатстве. К этому времени понятие "эволюция" (или "теория происхождения видов") стало общеизвестным.

В другом конце Европы мы встречаем еще одного священника, интересующегося биологией. Начиная с 1856 года один монах-августинец проводил занимательные эксперименты, выращивая горох на маленьком участке монастырской земли. Монастырь этот находился возле австрийского города Брюнн, сегодняшнего чешского города Брно. Звали монаха Грегор Мендель. Девять лет спустя Мендель сообщает Научному Обществу г. Брюнна о сделанном им интересном открытии: при скрещивании различных сортов гороха наследственные признаки не исчезают. Они сохраняются даже в гибридах и вновь проявляются в последующих поколениях. Мендель также утверждал, что соотношение наследуемых признаков в последующих поколениях поддается вычислению. У Научного Общества это сообщение не вызвало энтузиазма. Мендель, избранный в 1868 году настоятелем монастыря, должен был в первую очередь заниматься тяжбой с правительством, пытавшимся навязать монастырям новый налог, а не своим горохом. Мендель умер в 1884 году, так и не получив признания.
Некоторые ученые полагают, что преградой признанию открытия Менделя был прежде всего труд Дарвина (поначалу считали, что выводы Менделя противоречат теории о происхождении видов).

Но положение изменилось в 1900 году. Законы Менделя были вновь открыты тремя работавшими независимо друг от друга учеными, и они вдруг обрели всемирную известность. В 1910 году в Брно был воздвигнут памятник Менделю, а в день его рождения в 1922 году состоялся международный конгресс по вопросам наследственности. В августинском монастыре сегодня находится музей Менделя.
В 1886 году один из трех вышеупомянутых ученых, 38-летний голландец Хуго де Фриз, обнаружил на одном из земельных угодий в 25 км к юго-востоку от Амстердаму большое количество растений рода Оепоthera lamarckiana различных видов. Начав экспериментировать с этими растениями, де Фриз с удивлением обнаружил, что в результате скрещиваний получается множество различных разновидностей, которые он назвал сортами. Результаты своих исследований он опубликовал в 1901 и 1903 годах под названием "Мутационная теория".
Не в последнюю очередь благодаря повторному открытию законов Менделя новая теория вызвала большой интерес в научном мире. Профессор Амстердамского университета де Фриз в 1918 ушел в отставку и до самой своей смерти в 1935 году посвятил себя исследованию сделавших его известным цветов.
Идея происхождения видов путем мутации (внезапного изменения генетического кода) организма – которая, встречаясь нечасто, в подавляющем большинстве случаев вызывает у людей, животных и растений лишь дегенеративные изменения или даже смерть, – возведена современными дарвинистами, наряду с естественным отбором, в ранг двигателя эволюции.

По роду своему

Согласно эволюционной модели, последовательность ископаемых животных и растений в напластованиях земной коры отражает общий ход эволюции (от амеб до человека), причем сложные формы жизни развились из простых, а простые, в свою очередь, из неживой материи. Согласно же креационной модели (сотворения мира), слои отложений земной коры свидетельствуют лишь о потрясшей мир гигантской катастрофе, причем различные формы земной жизни возникли независимо друг от друга и почти одновременно. Согласно Бытие 1:1, Бог сотворил не одно растение, не один вид, от которого позже образовались все остальные, а растения (и также рыб, птиц, млекопитающих) "по роду их", то есть различные их виды. Таким образом, в короткий период творения появились многие виды растений и животных. Все эти различные виды не имеют общего предка, они возникли не путем эволюции, а почти одновременно.
При этом мы хотим обратить наше внимание на характерное выражение, десять раз встречающееся в первой главе книги Бытия: "по роду их". Чтобы понять это выражение, нам нужно вернуться к языку оригинала Библии – древнееврейскому. Еврейское слово "род" (мин) употреблено здесь в единственном числе, но оно имеет и обобщающее значение, обозначая, например, разнообразные виды в рамках большой их группы. Чтобы передать вложенный в это слово смысл, нам нужно было бы перевести его во множественном числе: "по разнообразию родов их" (или сортов, типов, видов). Как предполагают, слово "мин" (род) родственно слову "темона" (образ). Выдающийся знаток древнееврейского языка Гезений перевел это слово как "формы, воплощения", то есть обилие видов внутри видовой группы. На это указывают и родственные арабские слова "мин" (делить) и "мени" (распределять). Если мы, например, читаем: "Сотворил Бог... всякую птицу пернатую по роду ее" (Быт. 1,21), это следует понимать как "все виды пернатых птиц". Это не означает, что мы приравниваем библейское понятие "вид" к биологическому (см. ниже), однако ради удобства мы будем продолжать пользоваться этим обозначением.

Итак, очевидно, что выражение "по роду их" может означать в данном контексте лишь группу видов. В книге Бытия такими группами являются плодовые деревья, размножающиеся семенами растения, животный мир морей и рек, птицы и звери. Все эти группы отличаются огромным разнообразием форм. Однако о человеке мы не читаем, что он был сотворен "по роду своему": ведь человек сильно отличается от животных. Но человек не был сотворен "по роду своему" (в виде множества различных видов), существует лишь один биологический "вид" человека: Homo sapiens. Бог сотворил не различные виды людей, а лишь один: "по образу и подобию Своему". Значение древнееврейского слова "мин" ясно проявляется и в описании потопа (см. Бытие 6:20; 7:14). Там это выражение можно было бы перевести как "все виды птиц", "все виды скота", "все виды рептилий", пришедшие в ковчег Ноя.
В этом случае слово "род" также описывает не конкретный вид животных, а все разнообразие видов в рамках одной сотворенной группы. Некоторые новые переводы Библии учитывают эту особенность. Если, например, в русском переводе в книге Лев. 11,22 говорится о "саранче с породою ее", то уточненный перевод гласит "все виды саранчи". В Иезекииле 47:10 переводчики русской синодальной Библии написали: "Рыба будет в своем виде и, как в большом море, рыбы будет весьма много". Уточненный перевод говорит: "Там будут рыбы всех видов, как в большом море, и очень многочисленны". Сравнение с большим морем вместе с указанием на большое количество рыбы позволяет сделать вывод о большом разнообразии форм внутри этого библейского рода.
Напрашивается вопрос: почему же вместо слов "по роду их" в Библии не написано "по родам их"? Объяснение кроется в особенности древнееврейского языка, использующего большое количество слов, имеющих как единичное, так и обобщающее значение. Поэтому в повествовании о сотворении мира (1-я глава книги Бытие) слова "дерево", "трава", "птицы", "звери", "душа живая" все употреблены в единственном числе (что невозможно сохранить при переводе). Обобщающее значение этих слов часто подчеркивается местоимениями "все", "всякий". Таким образом, выражение "душа живая по роду его" означает "все виды живых существ".

Многообразие каждого рода

Итак, нет сомнения в том, что первая глава книги Бытия говорит нам о том, как Бог на третий, пятый и шестой дни творения создал живые организмы во всем разнообразии их форм и видов. Для отличия библейского понятия вида от принятого в биологии профессор Фрэнк Марч использует здесь термин "барамин" (сотворенная группа; евр. "бара" – творить, "мин" – род). Мы хотим использовать этот термин для обозначения отдельной группы живых организмов. Эта группа включает все родственные разновидности, происходящие от созданного в дни творения одного представителя библейского вида. Напрашивается вопрос: насколько велика такая сотворенная группа? Насколько она соответствует биологическому виду? Или она ближе к роду или семейству? В любом случае бесспорно, что библейское понятие вида "барамин" почти всегда шире биологического. Нам известно о возникновении новых видов (отчасти благодаря влиянию человека), которые с течением времени перестали скрещиваться друг с другом, хотя и имели общих предков. Это означает не эволюцию, а просто вариации внутри одной сотворенной группы.

Пример: Бог сотворил различные виды млекопитающих, и мы можем представить себе, что Он сотворил, скажем, пару собакоподобных животных (может быть, даже в различных вариациях: похожих на лис, собак и гиен). Из этих животных вследствие скрещивания и различных условий среды обитания потом могло развиться все многообразие видов и форм сотворенной группы, например, полярные лисы, черно-бурые лисы, волки, гиены, шакалы и собаки (которых опять-таки существует множество пород – от сенбернара до карликового пинчера). Напрашивается предположение, что Бог изначально вложил в представителей каждой сотворенной группы определенную изменчивость, которая с течением времени привела к возникновению почти бесконечного разнообразия видов. Но так же очевидно, что различные сотворенные группы животных не могут скрещиваться между собой. Ведь просто нелогично полагать, что Бог сотворил все живые существа "по роду их" и в то же время допустил возможность смешения этих "родов", чтобы спустя короткое время все межродовые различия стерлись и животный мир образовал одно неделимое целое. Поэтому для "родов", которые не скрещиваются между собой, Библия вместо слова "мин" использует другие обозначение: "килаим" (Левит 19:19; Второзаконие 22:9). В связи с этим интересны списки чистых и нечистых животных, которые мы встречаем в Левите 11 и Второзаконии 14. В этих главах приводятся десятки видов животных, причем в большинстве случаев без выражения "по роду их". Но в некоторых случаях это добавление встречается – например, у коршуна, ворона, ястреба и различных видов саранчи. Напрашивается предположение, что здесь имеются в виду животные, относящиеся к различным группам творения, то есть к биологическим группам, включающим представителей различных сотворенных групп. В таком случае остальные животные, упомянутые без добавления "с породой его", составляют отдельную сотворенную группу.

При внимательном рассмотрении оказывается, что для позвоночных животных сотворенные группы обычно принадлежат к одному уровню классификации, например, для чистых и нечистых животных они примерно соответствуют биологическому понятию семейства (ср. олени и верблюды). Порой называемые группы меньше биологического семейства: например, перечисленные во Второзаконии 14 волы, овцы, козы и серны относятся к семейству полорогих. Есть, однако, ученые, склоняющиеся к тому, чтобы признать эти "подсемейства" самостоятельными семействами – что привело бы к соответствию биологической классификации с библейской.
Библейская сотворенная группа может быть и шире биологического семейства. Так, например, библейская группа "летучие мыши" (Левит 11:18, отсутствует в русском переводе Библии), согласно мнению ученых, насчитывает порядка восьми семейств. Но в целом мы можем исходить из того, что библейская сотворенная группа, как правило, соответствует биологическому понятию семейства. Каждое семейство первоначально было сотворено Богом в виде одной или нескольких пар животных, представлявших различные вариации внутри сотворенной группы. Все многообразие видов внутри семейства может быть сведено к этим общим предкам, это видно из того, что и сегодня некоторые родственные виды могут скрещиваться между собой. Так, например, скрещиваются между собой львы и тигры, лошади, ослы и зебры, собаки, волки и шакалы, мыши и крысы, куры и индейки, лебеди и гуси, пшеница и рожь, редиска и капуста и т.д.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.53 (0.005 с.)