Другие представления о происхождении мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Другие представления о происхождении мира



" В начале сотворил Бог небо и землю " (Бытие 1:1). Это противоречит многочисленным мнениям, вкравшимся с течением столетий в наши умы. Например, эти слова противоречат представлениям древних греков, согласно которым пространство и материя существуют вечно. Древнегреческие философы не могли себе представить начала этого мира или его сотворение из ничего. Слова Библии также поразительно отличаются от легенд древних египтян. Египтяне имели четыре различных легенды о происхождении мира, например, через бога Та-Цьена и первобытную гору возле Мемфиса (1). Вторая – о Атуме, творце, первом из богов, родина которого – город Илиополь. С ним связана и мысль о витавшем когда-то в пустом пространстве гигантском яйце, из которого потом вылупился мир. Это яйцо должно было быть снесено большим гусем, так называемым "великим кукарекателем", который отождествляется с Атумом (2). Далее, в древнеегипетских легендах есть еще Неферта, богиня лотоса (З), и Птах, творящий мир мыслью и словом (4). Оба этих последних представления происходят опять-таки из Мемфиса.
В Библии мы не встречаем никаких следов ни этих египетских легенд, ни вавилонских. Вавилоняне и ассирийцы, вероятно, переняли свои представления о происхождении мира у шумеров, живших за несколько тысяч лет до н.э. в Междуречье. Шумерская цивилизация была очень высокоразвитой, и семитские завоеватели многое переняли от нее. Важнейшими шумерскими богами были Энлил, Энки и АН, у вавилонян они позже назывались Энлил, Эа и Ану. Вавилонские предания о сотворении мира дошли до нас на семи глиняных табличках, каждая из которых содержит от 125 до 160 строк. Это предание называется Энума Элиш ("тогда наверху", по начальным буквам). Таблички датируются 9-м веком до н.э., но эти мифы, конечно, намного древнее. Но в Библии мы не находим ничего похожего на многобожие и аморальность вавилонского мифа о сотворении мира. Не находим мы в Библии и древнеиндийских преданий. Мы имеем в виду прежде всего четыре веды ("знания"), возникших около 1250 г. до н.э., с их представлениями о первоматерии и различных богах: Агни, боге огня, и Сарвитаре, боге Солнца. В Библии отсутствуют также какие бы то ни были намеки на существование свое-го рода супружеской пары богов – небесного отца и матери-земли. Не находим мы в ней и чего-нибудь сравнимого с богом Прадчапати, который как золотой зародыш плавал в первобытном океане. В более поздних литературно-религиозных трудах индийцев ("упанишадах") встречается мысль о саморазвивающейся природе, образованной тремя элементами; мы даже находим в них древние представления об устройстве мира: земля покоится на трех слонах, стоящих на спине огромной черепахи. Мы также не встречаем в Библии гипотез древних греческих ученых о происхождении мира, милетской натурфилософии или философии Пифагора. Фалес учил, что первоэлементом является вода, Гераклит отдавал предпочтение огню. Анаксимен считал первопричиной всему воздух ("пневму"), а Пифагор даже предполагал, что мир основан на числах. Более поздние представления людей, казалось, стояли на несколько ступеней выше: они уже не поклонялись солнцу и богам из дерева и камня. Но приблизилась ли современная философия к истине? Создается впечатление, что любая человеческая философия в конечном счете сводится либо к атеизму ("Бога нет"), либо к пантеизму ("многобожие – Бог во всем, все есть Бог"). Библия опровергает эти две крайности, но не путем философских рассуждений. Первый стих книги Бытия не философствует о Боге и Его существовании: она просто говорит о Нем, отвергая тем самым атеизм. Одновременно Библия свидетельствует и против пантеизма: Бог существовал еще до творения, поэтому Он находится вне творения, хотя и все творение поддерживается и управляется им. Для многобожия или безличного духа природы просто не остается места в этом возвышенном описании единого истинного Бога, сотворившего мир и все, что в нем. Библия говорит нам, что Бог создал небо и землю. Он сотворил не хаотическую массу частиц материи, которая с течением миллиардов лет сконденсировалась в звезды и планеты: " Ибо Он сказал – и сделалось; Он повелел – и явилось " (Псалом 32:9).

Большой взрыв

Мы – люди 20-го века. Наука и техника управляют нашей жизнью. Мы уже не поклоняемся небесным телам как божествам. Мы знаем больше, чем они, наши предки. Хотя, постойте – ведь опять миллионы людей ищут разгадки своего будущего в сочетаниях звезд. В этом отношении они не так уж и сильно отличаются от своих предков. Астрология, гороскопы и гадание по звездам встречаются повсюду. Все бульварные газеты, да и солидные издания, печатают гороскопы. Многие носят на руках или на шее, в качестве амулетов, цепочки со знаками Зодиака, под которыми они родились. А, с другой стороны, в наш век науки и техники каждый школьник знает, что Солнце и звезды – не что иное, как раскаленные массы газов. Мы, люди 20-го века, посещаем Луну и даже устанавливаем измерительные приборы на Марсе. Хотя исследования космоса еще находятся в начальной стадии, полученные результаты просто захватывают дух. Чем больше знаний мы приобретаем, тем настойчивее встает вопрос: как же все это появилось?
Существует ли за пределами нашего сознания бесконечный творящий Разум, который мы называем Богом? Если да, то действительно ли этот Бог сделал все так, как описано в Библии, или существует лучшее объяснение? Наука последнего столетия действительно привела к возникновению двух полярных точек зрения: креационной (творение) и эволюционной (развитие) моделей мира. В первом случае мы исходим из существования Бога-творца, не так давно и за короткий срок создавшего Вселенную, землю и жизнь. Тогда наша земля имеет сравнительно короткую историю и пережила ряд гигантских катастроф.
Эволюционная модель, наоборот, исходит из того, что возраст Вселенной насчитывает миллиарды лет, что земная кора сформировалась постепенно и что жизнь на планете Земля возникла из неживой материи в результате ряда случайных преобразований.

Как выглядит возникновение неба и земли в эволюционной модели? Наиболее распространенной является теория "большого взрыва". Согласно ей, первоначально материя была сконцентрирована в сверхмалом объеме пространства, затем произошел гигантский взрыв, разбросавший ее в пространстве; потом из этих обломков образовались бесчисленные галактики. Альтернативой ей является теория "steady-state", согласно которой само пространство вечно, но материя самопроизвольно "исчезает" на границах Вселенной и вновь возникает в ее центре.
Автор этой теории, Фред Хойл, давно отказался от нее, убедившись в ее несостоятельности, так что в дальнейшем мы можем оставить эту теорию без внимания. Мы должны учитывать, что все эти теории не являются научными в строгом значении этого слова: это означает, что они не являются прямым следствием наблюдений и экспериментов, которые мы можем повторить или воспроизвести. Они – лишь чистые предположения, потому что естественные науки ничего не могут сказать о происхождении мира. Естественные науки занимаются существующими в мире объектами и явлениями, которые могут быть повторены. Но о происхождении первых объектов и явлений они ничего не могут сказать, потому что те находятся за рамками научного восприятия.
Теория "большого взрыва" породила ряд фундаментальных проблем. Доктор Слашер, доцент астрономии университета штата Техас, сказал по этому вопросу следующее: "На первом месте стоит вопрос, откуда взялась эта сконцентрированная материя, породившая большой взрыв. Далее, при взрыве должно было возникнуть газовое облако, с гигантской скоростью распространявшееся во всех направлениях. Но если это так, то как при такой огромной скорости могло начаться вращательное движение облака, приведшее к возникновению звезд и планет? Огромная скорость исключает вращательное движение, кроме того, в пространстве скорость не уменьшается. Но если даже скорость облака уменьшилась настолько, чтобы могло начаться вращательное движение и образовались звезды, то чем объяснить то, что она потом самопроизвольно возросла и что теперь звездные системы удаляются от нас почти со скоростью света? Ведь именно на факте "убегания" звезд основана теория "большого взрыва"!
Вывод о скорости расширения Вселенной основывается на эффекте Физо – зависимости смещения спектральных линий от скорости удаления объекта. Для области звука ему соответствует эффект Доплера: при приближении гудящего локомотива издаваемый им звук кажется выше, при удалении – ниже. Поэтому инфракрасное смещение спектра излучения звезд считается доказательством того, что они удаляются от нас с большой скоростью. Если мы даже примем это за истину (хотя найдены и другие объяснения этого спектрального смещения), остается вопрос: почему звезды удаляются от нас? Ведь мы сами тоже движемся!
И еще: если излучающий объект приближается к нам с большой скоростью, то происходит так называемое ультрафиолетовое смещение его спектра. И этот феномен был зарегистрирован у ряда звезд. Но как же возможно такое движение, если первоначальный взрыв произошел в одной точке? Но даже если мы отвлечемся от всех этих проблем, как же могла такая сложная пространственная структура, как наша Вселенная, образоваться в результате действия слепой разрушительной силы взрыва? Взрыв означает увеличение беспорядка. Но вместо этого мы имеем Вселенную, состоящую из взаимодействующих и движущихся с различными скоростями галактик и звезд, причем весь этот сложнейший механизм действует с удивительной согласованностью. Разве такое может быть простым следствием разрушительного взрыва? Предположение, что точнейший баланс сил в пространстве является следствием большого взрыва, сравнимо с утверждением, что после ядерного взрыва в горах обломки скал, падая на землю, смогут образовать город с домами, небоскребами, площадями и улицами.

Энтропия

Фундаментальная проблема любого "природного" объяснения происхождения мира связана с законами термодинамики. Научные результаты были и остаются субъективными. Ни один закон природы не подтверждается так хорошо, как законы термодинамики. Первый закон (первое начало) термодинамики утверждает, что общее количество энергии и массы остается неизменным. Второе начало утверждает, что энтропия в замкнутой системе может только возрастать: любая система, не подвергающаяся воздействию извне, деградирует, распадается, свободная энергия в ней убывает, и поэтому в конце концов она достигает пассивного состояния полного беспорядка. Известный писатель научно-фантастических романов Айзек Азимов хорошо знаком с этой фундаментальной проблемой. Он нашел для нее следующее "решение" в своем рассказе "Последний вопрос", написанном в 1956 году. В нем описывается процесс возрастания энтропии во Вселенной. В пространстве существует устройство типа гигантских часов, которые в один момент перестанут тикать. Время от времени этот вопрос беспокоит живущих на земле людей. Далее рассказывается о гигантском устройстве – Компьютере, которому люди задают вопрос: может ли повернуть процесс возрастания энтропии вспять? Может ли вновь убывать энтропия? Может ли "раскручивающееся" пространство вновь "закрутиться"? На это Компьютер отвечает: "У нас недостаточно информации, чтобы ответить на этот вопрос". За этим следует короткое описание истории человечества, компьютера и пространства. Человечество учится путешествовать в космическом пространстве и расселяется по всей Вселенной. Более того, человек избавляется от своего тела и становится сгустком энергии в космосе. В это же время Компьютер все растет, становится все более мощным и нематериальным; Вселенная же приближается к своему концу. В конце рассказа Компьютер находится уже не в пространстве, а в сверхпространстве, и поэтому он может ответить на каждый вопрос, задаваемый в любом уголке Вселенной. Это надпространство вездесуще, вечно и неизменно, оно везде близко и недосягаемо. Теперь Компьютер может ответить на любой вопрос. Время от времени находятся люди, желающие знать от все больше знающего и уже почти всемогущего Компьютера: может ли быть повернута вспять энтропия? И каждый раз Компьютер отвечает: "У нас недостаточно информации, чтобы ответить на этот вопрос..."
В конце концов время Вселенной истекает, и она застывает в состоянии пассивного равновесия. Все солнца и звезды сгорели. Человечество как энергия растворилось в Компьютере. Остался только невидимый, всезнающий, всемогущий Разум – продукт эволюции Компьютера. В его памяти все еще остается не отвеченный вопрос: может ли быть повернута вспять энтропия? Проходит бесконечно много времени, в течение которого Компьютер вновь анализирует все имеющиеся в его распоряжении данные и, наконец, находит ответ. Проходит еще один почти бесконечный отрезок времени, и Компьютер находит путь, чтобы все процессы могли начаться сначала. Достигнув этого пункта. Компьютер глубоко задумывается над хаосом, в который превратилась Вселенная, и говорит: "Да будет свет!" И становится светло. Этим заканчивается научно-фантастический рассказ. По сути Айзек Азимов говорит этим, что единственное решение вопроса об энтропии – это бесконечный творческий Разум, находящийся в сверхпространстве и могущий повелеть: "Да будет свет". Таким образом, мы вновь пришли к тому, о чем говорили в начале этой главы. Библия говорит нам: "В начале сотворил Бог небо и землю". Это означает: нельзя бесконечно экстраполировать историю назад, когда-то было начало. И есть Бог, бесконечный творческий Разум, существующий вне пространства и времени: Он повелевает, и возникают из ничего небо и земля, пространство, материя, время.
" Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое " (Евреям 11:1-3).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.005 с.)