Совершенствование механизма исчисления земельного налога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совершенствование механизма исчисления земельного налога



 

Сейчас обложение земельным налогом производится по правилам гл. 31 Налогового кодекса РФ. Налог должны уплачивать владельцы земельных участков исходя из их кадастровой стоимости, определяемой в соответствии с Земельным кодексом РФ. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но ставки не могут быть выше 1,5%. А в отношении сельскохозяйственных земель, площадей, занятых жилыми строениями, а также дачных участков налоговая ставка земельного налога ограничена 0,3%. Одной из причин направления налогоплательщиками жалоб в налоговый орган является несогласие с исчислением сумм земельного налога при изменении кадастровой стоимости в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, а также в случае изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка. [23] Налоговым законодательством предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определенной по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст. 391 НК РФ). В действующем налоговом законодательстве не установлен правовой механизм, определяющий особенности определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедших в течение налогового периода. В соответствии с Земельным кодексом РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.[24] С учетом положений действующего законодательства, а также складывающейся арбитражной практики, необходимо учитывать, что если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка, а также в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, то указанная кадастровая стоимость, применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр. В случае, если изменения в государственный кадастр недвижимости в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены по состоянию на 1 января года, являющегося текущим или предшествующим налоговым периодом, то исчисление земельного налога должно осуществляться с применением указанной кадастровой стоимости за весь налоговый период, по состоянию на 1 января которого были внесены изменения в кадастр, а также за все последующие налоговые периоды. В силу вышеизложенного, Управление обращает внимание налогоплательщиков, на то, что в случае обжалования действий налоговых органов, связанных с применением в целях определения налоговой базы по земельному налогу, измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка только со следующего налогового периода, то действия налогового органа будут признаны обоснованными, а жалоба оставлена без удовлетворения. [8]

Так же сообщается, что в связи с новой кадастровой оценкой земли, российские налоговые службы начали пересчитывать размер земельного налога. Можно предполагать, что новые налоги неприятно удивят всех собственников и арендаторов участков. Это касается не только физических, но и юридических лиц. Новшество может привести к обрушению бизнеса огромного количества российских граждан. Оно также крайне негативно повлияет на весь земельный рынок страны.

Так же в ряде российских регионов в десятки раз увеличилась кадастровая стоимость земли. На ее основе и рассчитывается данный налог. Так, в Ростовской области земля подорожала в 5 раз, в Самарской области - на 40−60%, в Смоленской области − в 47,7 раза.

Можно опасаться того, что региональные власти могут воспользоваться этой ситуацией для устранения недоборов в бюджет, а также и для собственного обогащения.

Многие эксперты рынка считают, что следить за текущими ценами должны местные власти. В связи с изменениями цен на землю, они обязаны корректировать стоимость аренды и налоги. Налоговая база по земельному налогу в отношении участка определяется как его кадастровая стоимость (ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ). При этом кадастровая стоимость, которая сформирована по результатам ка­­дастровой оценки земель, берется:
– либо на начало года (налогового пе­риода);
– либо на дату постановки участка на учет, если он образован в те­­чение года. Земельный налог рассчитывается как произведение кадастровой стои­мости земельного участка и ставки­ налога, определяемой в соответст­вии с видом разрешенного использования земли. Под кадастровой стоимостью зе­­мельного участка понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах кадастровой стоимос­ти в суде или комиссии, специально созданной для разбирательства подобных споров (ст. 3 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации»). Согласно пункту 3 статьи 66 Зе­­мельного кодекса РФ, оценка земель может производиться в со­­ответст­вии с государственной ка­­дастровой оценкой земель. А если определена рыночная стои­мость зе­­мельного участка, то кадастровая стои­мость устанавливается равной его рыночной стоимости. Корректировка кадастровой стои­мос­ти в течение налогового периода возможна в двух ситуациях. Во-первых, в связи с установлением су­­дом рыночной стоимости земельного­ участка, на основании чего ор­­ган кадастрового учета делает за­­пись об установленной судом стои­мости в государственном кадастре недвижимости. Такая запись вносится с момента вступления в силу судебного акта или по состоянию на дату, указанную в решении суда. Во-вторых, в случае перевода земельного участка из одной категории в другую или изменения ви­­да разрешенного использования ­участка. Правила расчета налога напрямую зависят от даты, на которую обновляется кадастровая стоимость. Если новая кадастровая стоимость­ земельного участка внесена в ка­­дастр в течение налогового периода, то для расчета налога новая кадаст­ровая стоимость применяется по состоянию на 1 января года, следующего за тем налоговым периодом, в котором были произведены изменения в кадастре. Основанием для внесения изменений в государственный кадастр может являться судебное решение, решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также перевод земли из одной категории в другую. Таким образом, специалисты главного финансового ведомства указывают на то, что измененная стоимость будет применяться при расчете налога только со следующего года. Президиум ВАС РФ в постановлении от 06.11.12 № 7701/12 пришел к выводу: если в течение налогового периода изменяется вид разрешенного использования участка, налогоплательщик вправе исчислять земельный налог с учетом кадастровой стоимос­ти,­ установленной за соответствующий период исходя из нового вида использования. На основании указанного су­­дебного акта в письме от 03.06.13 № 03-05-04-02/20217 финансис­ты предлагали исчислять земельный налог с применением коэффициента, аналогичного установленному в пунк­те 7 статьи 396 НК РФ. Напомним, что данная норма предусматривает механизм расчета земельного налога в ситуации, когда у налогоплательщика в течение налогового (или отчетного) периода возникает или прекращается право собственности (постоянного бессрочного права) на участок. В этом случае используется коэффициент, который представляет собой отношение числа полных месяцев владения участком к числу календарных месяцев в периоде. Следует иметь в виду, что если право возникло до 15-го числа или прекратилось после 15-го числа месяца, то соответствующие месяцы засчитываются при исчислении коэффициента как целые. В противном случае месяцы возникновения и прекращения права в расчет не включаются. Этот же порядок, по мнению финансистов, высказанному ранее, действует и в случае, когда в соответствии с судебным решением или решением комиссии по рассмотрению споров кадаст­ровая стоимость участка изменена с даты принятия этого решения. Если таким решением кадастровая стои­мость призна­ется равной рыночной стоимости ­­на 1 января года, являющегося налоговым периодом, земельный налог за весь период исчисляют исходя из измененной кадастровой стои­мости. Изменения в кадастр внесены по состоянию на 1 января года
Тогда земельный налог рассчитывается исходя из новой стоимости земли за весь налоговый период, по состоянию на 1 января которого внесены изменения, а также за все последующие годы.[18]

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.198.167 (0.008 с.)