Научные подходы к менеджменту 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные подходы к менеджменту



Эффективность менеджмента определяется обоснованностью научных подходов.

Системный. Любая система – совокупность взаимосвязанных элементов: внешняя среда; процесс; вход – выход (цель); обратная связь. Принципы: формулирование конкретных целей; выявление и анализ путей достижения цели; цели подсистем не должны конфликтовать с целями всей системы; восхождение от абстрактного к конкретному; взаимосвязь элементов объекта.

Для высокого качества выхода системы необходимо: высокое качество входа, процесса и внешней среды. Оценка качества выхода равна низшей оценки предыдущих элементов.

Ситуационный. Ситуация – конкретный набор обстоятельств, влияющих на организацию в данное время. Выбор методов управления определяется конкретной ситуацией. Так как факторов в фирме и во внешней среде много, не существует лучшего единого подхода управлять объектом.

Маркетинговый. Ориентация при решении любых задач на потребителя: повышение качества в соответствии с нуждами потребителя; экономия ресурсов у потребителя; применение систем менеджмента (планирование ресурсов, управление фондами, маркетинг).

Поведенческий. Цели: оказание помощи работнику осознания собственных возможностей, на основе поведенческих наук; повышение эффективности фирмы за счет повышения человеческих ресурсов.

Нормативный. Установление нормативов управления по всем элементам подсистем: целевая; функциональная; обеспечивающая.

Директивный. Регламентация прав, обязанностей, нормативов качества, затрат.

Функциональный. Потребность – функция, которую нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функции создаются объекты для выполнения функций, и выбирается требующий минимум затрат.

Процессный. Рассматривает функции управления, как взаимосвязанный процесс управления. Планирование дает ответы на вопросы: положение организации в настоящее время; цели организации; достижение цели. Организация – создание новой структуры. Мотивация – цель: выполнение работы в соответствии с обязанностями. Контроль – процесс обеспечения достижения целей: определение желаемых результатов; измерение достигнутого; сравнение.

Комплексный. Интеграционный. Динамический. Воспроизводственный. Количественный.

 

2. Характеристика основных школ менеджмента:

Школа научного управления (Тейлор, Ф.иЛ.Гилберт, Г.Гант). Средства совершенствования производства: анализ содержания работы и ее элементов; затраты времени на выполнение труда; выявление непродуктивности; использование эффективного оборудования; необходимость отдыха; нормы выработки; надбавки за перевыполнение; отбор людей и их обучение.

Управленческие функции выделяются в отдельную сферу профессиональной деятельности (отличие от старой системы, при которой рабочие сами планировали работу).

Выводы: использование научного анализа для лучшего способа выполнения задачи; отбор работников подходящих для выполнения задач и их обучение; обеспечение работников ресурсами.

Классическая (административная) школа управления (Файоль, Урвик, Слоун). Посвящали свои исследования управлению производством и совершенствованию предприятия в целом, исходили из личных наблюдений. Опыт работы руководителями высшего звена.

Цель классической школы: создание универсальных принципов управления:

Первой категории: разработка рациональной системы управления организацией (подразделения и рабочие группы); управление – универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций: планирование и организация.

Второй категории: построение структуры организации; принцип единоначалия.

14 принципов управления Анри Файоля:

1. Разделение труда – специализация (перепоручение работникам отдельных операций); персонал сосредотачивает внимание, отсюда рост производительности.

2. Полномочия и ответственность – приказы уравновешены ответственностью за последствия.

3. Дисциплина – соблюдения правил организации. Санкции к нарушителям руководитями.

4. Единоначалие – приказы от одного начальника, подчинение и отчет только ему.

5. Единство действий – работа по единому плану, направленному на достижение цели.

6. Подчинённость интересов – интересы работников не выше интересов организации.

7. Вознаграждение – справделивые методы стимулирования.

8. Централизация – порядок в организации, имеющей управляющий центр.

9. Иерархия – порядок подчиненности низшых звеньев высшим.

10. Порядок – рабочее место для каждого работника, каждый работник на своем месте.

11. Справедливость – уважение и справедливость администрации к подчинённым.

12. Стабильность персонала – текучесть кадров ослабляет организацию (плохой менеджмент).

13. Инициатива – возможность проявления личной инициативы.

14. Корпоративный дух – сплочённость работников, единство силы.

Выводы: развитие принципов управления; описание функций управлений: планирование и организация; систематизированный подход.

Школа человеческих отношений. (Фоллет, Элтон Мэйо, Маслоу). Чётко разработанные рабочие операции и хорошая зарплата не всегда ведут к повышению производительности. Мотивы поступков не экономические силы, а потребности, удовлетворяемые деньгами. Исследователи полагали, если проявлять заботу о рабочих, то уровень удовлетворённости работников растет, что повышает производительность. Рекомендуется использовать приёмы управления человеческими отношениями (в том числе предоставление более широких возможностей общения на работе).

Школа поведенческих наук (МакКгрегор, Герцберг). Изучаемые аспекты: социальное взаимодействие; мотивация; характер власти; коммуникации в организации; лидерство. Акцент на методах налаживания межличностных отношений, стремлении помочь работнику в осознании собственных возможностей. Цель: повышение эффективности организации за счёт повышения человеческих ресурсов.

Школа количественных методов (Фредерик Тейлор). Математика, статистика, инженерные науки внесли существенный вклад в теорию управления. Ранее методы использовались мало. Количественные методы группируются в «исследование операции». Специалисты по исследованию операций, разрабатывают модель ситуации. Модель – форма представления реальности (упрощенно, абстрактно). Модели облегчают понимание реальности. Толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Школа дала понимание управленческих проблем, благодаря применению моделей.

 

3. Сущность и содержание менеджмента: цели, задачи, принципы, методы

Менеджмент – современная система управления предприятием в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» аналог термина «управление». Отличие: управление относится к живой и неживой сфере (более широкое понятие). Менеджмент применяется в управлении социально-экономических систем. Функции: планирование, организация, мотивация, контроль.

Менеджмент – вид деятельности по руководству людьми; наука, помогающая осуществить эту функцию; категория людей (менеджеров), осуществляющих работу по управлению.

Цели менеджмента. Цель – желаемый результaт, к кoтopому cтpeмитcя opгaнизaция. Цeлью мoжeт быть пpиoбpeтeниe и coxpaнeниe oпpeдeлeнныx фaктopoв.

Характеристики целей: кoнкpeтныe и измepимыe;opиeнтaция цeлeй вo вpeмeни – сначала фopмyлиpyют дoлгocpoчныe цeли, зaтeм cpeднe- и кpaткocpoчныe цeли для oбecпeчeния дoлгocpoчныx; дocтижимыe; взaимнo пoддepживaющиe – дeйcтвия и peшeния, нeoбxoдимыe для oднoй цeли, нe дoлжны мeшaть другим.

Зaдaча – предписанная cepия paбoт, кoтopaя дoлжнa быть выпoлнeнa в oгoвopeнныe cpoки. С тexничecкoй тoчки зpeния, зaдaчи пpeдпиcывaютcя нe paбoтникy, a дoлжнocти. Кaждaя дoлжнocть включaeт зaдaчи, необходимые для дocтижeния цeлeй opгaнизaции. Категории задач: paбoтa c людьми, пpeдмeтaми, инфopмaциeй.

Пpинципы мeнeджмeнтa:

1. Сoчeтaниe нayчнocти и твopчecтвa: дeятeльнocть pyкoвoдитeля ocнoвывaeтcя нa пpoфeccиoнaльныx знaнияx и нaвыкax, но иногда нa интyиции;

2. Цeлeнaпpaвлeннocть: yпpaвлeнчecкaя дeятeльнocть нaпpaвлeнa нa дocтижeниe цeли;

3. Сoчeтaниe cпeциaлизaции и yнивepcaльнocти;

4. Стpoгo oпpeдeлeнная пocлeдoвaтeльнocть дeйcтвий (cнaчaлa определяется нeoбxoдимый штaт coтpyдникoв, a пocлe заполняются вaкaнcии, a нe нaoбopoт);

5. Нeпpepывнocть: кaждый вид дeятeльнocти являeтcя ocнoвoй для cлeдyющeгo видa;

6. Сoчeтaниe цeнтpaлизoвaннoгo pyкoвoдcтвa и caмoyпpaвлeния: пpинятие peшeний нa мecтax в cooтвeтcтвии c pacпopяжeниями мeнeджepa;

7. Кoнцeнтpaция внимaния нa индивидyaльныx ocoбeннocтяx paбoтникoв;

8. Цeлocтнocть пpaв и oтвeтcтвeннocти: нeдoпycтимocть пpeвышeния пpaв нaд oтвeтcтвeннocтью (пpoизвoл руководства), превышения ответственности (инициaтивa нaкaзyeмa);

9. Сocтязaтeльнocть yчacтникoв yпpaвлeния;

10. Пpивлeчeниe coтpyдникoв в пpoцecc пpинятия yпpaвлeнчecкиx peшeний: пpинятoe peшeниe бoлee oxoтнo и лeгкo выпoлняeтcя.

Методы управления:

· Организационно-правовые – определяют направление деятельности, организационно-правовую форму, условия функционирования, структуру организации, права и ответственность.

· Административные – деятельность организации основывается на жестком подчинении работников и принудительных указаниях. Особенность: поощрение исполнительности, а не инициативности. Эффективность ограничена, т.к. не изспользуются все возможности организации.

· Экономические – основаны на материальной заинтересованности работников. Метод вместе с административным может привести к высоким результатам. Наряду с дисциплинной и ответственностью за принимаемые решения, стимулируется инициативность, отсюда повышается эффективность организации. Для заинтересованности денежные выплаты (зарплата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.

· Социально-экономические – более эффективные, чем административные и экономические. Материальное вознаграждение удовлетворяет основные потребности работника и у него возникают потребности более высокого порядка (по Маслоу). Применение методов может не оказывать весомого влияния на творческих личностей, занятых интеллектуальным трудом.

· Социально-психологические – создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и уважительных отношений между руководителем и подчиненными; возможность реализации личных способностей, что приведет к повышению удовлетворенности и эффективности работы сотрудников.

 

4. Основные функции менеджмента: содержание и характеристика

Планирование.

Ораганизация. – формирование структуры организации, обеспечение всем необходимым для ее работы (персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами). Чтобы организация могла выполнять свою деятельность и достигать своих целей, необходимо структурировать элементы: работа, конкретные задания организации. Поскольку работу выполняют люди, важный аспект функции организации – определение, кто именно должен выполнять конкретные задания. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя людям задания, полномочия и права использовать ресурсы организации.

Мотивация. Прекрасно составленные планы и совершенная структура организации не имеют смысла, если кто-то не выполняет работу. Задача функции мотивации в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными обязанностями. Руководители всегда осуществляли мотивацию осознанно или нет. Раньше считалось мотивирование простым вопросом, сводящимся к предложению денежных вознаграждений (школа научного управления). Мотивация – создание внутреннего побуждения к действиям (поведенческий подход). В настоящее время для эффективной мотивации руководителю следует определить потребности работника, и обеспечить способ удовлетворять эти потребности через хорошую работу.

Контроль.

 

5. Планирование как основная функция менеджмента: содержание, виды планов, организация планирования деятельности предприятия

Планирование – выработка и принятие управленческого решения. Это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единство усилий всех членов к достижению общих целей организации. С функции начинается процесс управления, от качества зависит успех.

Функция планирования отвечает на вопросы:

· Где мы находимся в настоящее время? Оценка сильных и слабых сторон в областях: финансы, маркетинг, персонал, НИОКР, чтобы определить, чего может добиться организация;

· Куда мы хотим двигаться? Оценка возможностей и угроз в окружающей организацию среде, определение целей организации и что может помешать достижению этих целей;

· Как мы собираемся сделать это? Решение, что должны делать члены организации для достижения поставленных целей.

План – документ, охватывающий весь комплекс производственной, хозяйственной и финансовой деятельности за установленный период. Составляются на разные периоды времени. Планы не должны носить директивного характера, а меняться по ситуации.

Планы по назначению: определяющие стратегию развития, обосновывающие новое производство, продукцию, проект; разрабатывающие тактику деятельности на конкретный период.

По содержанию: основные направления развития; отдельные проблемы; детальную программу производственно-хозяйственной деятельности.

По периодам действия: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные.

Планирование в зависимости от длительности планового периода:

- Долгосрочное (перспективное, стратегическое, прогнозирование) – от 5 лет;

- Среднесрочное – 1-5 лет;

- Краткосрочное: текущее (годовое, полугодовое, квартальное, на месяц); оперативное (декада, неделя, сутки, смена, час).

В зависимости от содержания хоз. деятельности: производственное; сбытовое; финансовое.

С точки зрения оргструктуры: общее планирование; планирование деятельности подразделений; планирование дочерних предприятий и филиалов.

Этапы планирования:

1. Постановка целей и задач

2. Составление программы действий (проектирование)

3. Вариантное составление программы (вариантное проектирование)

4. Выявление необходимых ресурсов и их источников

5. Определение исполнителей

6. Фиксация результатов планирования в материальном виде (проект, приказ).

Принципы:

· Непрерывность – обусловлена корректировкой ошибочных решений, непрерывностью производственных процессов, неопределенностью внешней среды.

· Научность – планирование должно осуществляться на научной основе, опираться на достоверную информацию, выполняться научно обоснованными методами.

· Приоритетность – необходимость правильного выбора приоритетных звеньев.

· Взаимная увязка и координация – охват всех подразделений предприятия с целью сбалансированности работы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.161 с.)