Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научные подходы к менеджментуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Эффективность менеджмента определяется обоснованностью научных подходов. Системный. Любая система – совокупность взаимосвязанных элементов: внешняя среда; процесс; вход – выход (цель); обратная связь. Принципы: формулирование конкретных целей; выявление и анализ путей достижения цели; цели подсистем не должны конфликтовать с целями всей системы; восхождение от абстрактного к конкретному; взаимосвязь элементов объекта. Для высокого качества выхода системы необходимо: высокое качество входа, процесса и внешней среды. Оценка качества выхода равна низшей оценки предыдущих элементов. Ситуационный. Ситуация – конкретный набор обстоятельств, влияющих на организацию в данное время. Выбор методов управления определяется конкретной ситуацией. Так как факторов в фирме и во внешней среде много, не существует лучшего единого подхода управлять объектом. Маркетинговый. Ориентация при решении любых задач на потребителя: повышение качества в соответствии с нуждами потребителя; экономия ресурсов у потребителя; применение систем менеджмента (планирование ресурсов, управление фондами, маркетинг). Поведенческий. Цели: оказание помощи работнику осознания собственных возможностей, на основе поведенческих наук; повышение эффективности фирмы за счет повышения человеческих ресурсов. Нормативный. Установление нормативов управления по всем элементам подсистем: целевая; функциональная; обеспечивающая. Директивный. Регламентация прав, обязанностей, нормативов качества, затрат. Функциональный. Потребность – функция, которую нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функции создаются объекты для выполнения функций, и выбирается требующий минимум затрат. Процессный. Рассматривает функции управления, как взаимосвязанный процесс управления. Планирование дает ответы на вопросы: положение организации в настоящее время; цели организации; достижение цели. Организация – создание новой структуры. Мотивация – цель: выполнение работы в соответствии с обязанностями. Контроль – процесс обеспечения достижения целей: определение желаемых результатов; измерение достигнутого; сравнение. Комплексный. Интеграционный. Динамический. Воспроизводственный. Количественный.
2. Характеристика основных школ менеджмента: Школа научного управления (Тейлор, Ф.иЛ.Гилберт, Г.Гант). Средства совершенствования производства: анализ содержания работы и ее элементов; затраты времени на выполнение труда; выявление непродуктивности; использование эффективного оборудования; необходимость отдыха; нормы выработки; надбавки за перевыполнение; отбор людей и их обучение. Управленческие функции выделяются в отдельную сферу профессиональной деятельности (отличие от старой системы, при которой рабочие сами планировали работу). Выводы: использование научного анализа для лучшего способа выполнения задачи; отбор работников подходящих для выполнения задач и их обучение; обеспечение работников ресурсами. Классическая (административная) школа управления (Файоль, Урвик, Слоун). Посвящали свои исследования управлению производством и совершенствованию предприятия в целом, исходили из личных наблюдений. Опыт работы руководителями высшего звена. Цель классической школы: создание универсальных принципов управления: Первой категории: разработка рациональной системы управления организацией (подразделения и рабочие группы); управление – универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций: планирование и организация. Второй категории: построение структуры организации; принцип единоначалия. 14 принципов управления Анри Файоля: 1. Разделение труда – специализация (перепоручение работникам отдельных операций); персонал сосредотачивает внимание, отсюда рост производительности. 2. Полномочия и ответственность – приказы уравновешены ответственностью за последствия. 3. Дисциплина – соблюдения правил организации. Санкции к нарушителям руководитями. 4. Единоначалие – приказы от одного начальника, подчинение и отчет только ему. 5. Единство действий – работа по единому плану, направленному на достижение цели. 6. Подчинённость интересов – интересы работников не выше интересов организации. 7. Вознаграждение – справделивые методы стимулирования. 8. Централизация – порядок в организации, имеющей управляющий центр. 9. Иерархия – порядок подчиненности низшых звеньев высшим. 10. Порядок – рабочее место для каждого работника, каждый работник на своем месте. 11. Справедливость – уважение и справедливость администрации к подчинённым. 12. Стабильность персонала – текучесть кадров ослабляет организацию (плохой менеджмент). 13. Инициатива – возможность проявления личной инициативы. 14. Корпоративный дух – сплочённость работников, единство силы. Выводы: развитие принципов управления; описание функций управлений: планирование и организация; систематизированный подход. Школа человеческих отношений. (Фоллет, Элтон Мэйо, Маслоу). Чётко разработанные рабочие операции и хорошая зарплата не всегда ведут к повышению производительности. Мотивы поступков не экономические силы, а потребности, удовлетворяемые деньгами. Исследователи полагали, если проявлять заботу о рабочих, то уровень удовлетворённости работников растет, что повышает производительность. Рекомендуется использовать приёмы управления человеческими отношениями (в том числе предоставление более широких возможностей общения на работе). Школа поведенческих наук (МакКгрегор, Герцберг). Изучаемые аспекты: социальное взаимодействие; мотивация; характер власти; коммуникации в организации; лидерство. Акцент на методах налаживания межличностных отношений, стремлении помочь работнику в осознании собственных возможностей. Цель: повышение эффективности организации за счёт повышения человеческих ресурсов. Школа количественных методов (Фредерик Тейлор). Математика, статистика, инженерные науки внесли существенный вклад в теорию управления. Ранее методы использовались мало. Количественные методы группируются в «исследование операции». Специалисты по исследованию операций, разрабатывают модель ситуации. Модель – форма представления реальности (упрощенно, абстрактно). Модели облегчают понимание реальности. Толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Школа дала понимание управленческих проблем, благодаря применению моделей.
3. Сущность и содержание менеджмента: цели, задачи, принципы, методы Менеджмент – современная система управления предприятием в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» аналог термина «управление». Отличие: управление относится к живой и неживой сфере (более широкое понятие). Менеджмент применяется в управлении социально-экономических систем. Функции: планирование, организация, мотивация, контроль. Менеджмент – вид деятельности по руководству людьми; наука, помогающая осуществить эту функцию; категория людей (менеджеров), осуществляющих работу по управлению. Цели менеджмента. Цель – желаемый результaт, к кoтopому cтpeмитcя opгaнизaция. Цeлью мoжeт быть пpиoбpeтeниe и coxpaнeниe oпpeдeлeнныx фaктopoв. Характеристики целей: кoнкpeтныe и измepимыe;opиeнтaция цeлeй вo вpeмeни – сначала фopмyлиpyют дoлгocpoчныe цeли, зaтeм cpeднe- и кpaткocpoчныe цeли для oбecпeчeния дoлгocpoчныx; дocтижимыe; взaимнo пoддepживaющиe – дeйcтвия и peшeния, нeoбxoдимыe для oднoй цeли, нe дoлжны мeшaть другим. Зaдaча – предписанная cepия paбoт, кoтopaя дoлжнa быть выпoлнeнa в oгoвopeнныe cpoки. С тexничecкoй тoчки зpeния, зaдaчи пpeдпиcывaютcя нe paбoтникy, a дoлжнocти. Кaждaя дoлжнocть включaeт зaдaчи, необходимые для дocтижeния цeлeй opгaнизaции. Категории задач: paбoтa c людьми, пpeдмeтaми, инфopмaциeй. Пpинципы мeнeджмeнтa: 1. Сoчeтaниe нayчнocти и твopчecтвa: дeятeльнocть pyкoвoдитeля ocнoвывaeтcя нa пpoфeccиoнaльныx знaнияx и нaвыкax, но иногда нa интyиции; 2. Цeлeнaпpaвлeннocть: yпpaвлeнчecкaя дeятeльнocть нaпpaвлeнa нa дocтижeниe цeли; 3. Сoчeтaниe cпeциaлизaции и yнивepcaльнocти; 4. Стpoгo oпpeдeлeнная пocлeдoвaтeльнocть дeйcтвий (cнaчaлa определяется нeoбxoдимый штaт coтpyдникoв, a пocлe заполняются вaкaнcии, a нe нaoбopoт); 5. Нeпpepывнocть: кaждый вид дeятeльнocти являeтcя ocнoвoй для cлeдyющeгo видa; 6. Сoчeтaниe цeнтpaлизoвaннoгo pyкoвoдcтвa и caмoyпpaвлeния: пpинятие peшeний нa мecтax в cooтвeтcтвии c pacпopяжeниями мeнeджepa; 7. Кoнцeнтpaция внимaния нa индивидyaльныx ocoбeннocтяx paбoтникoв; 8. Цeлocтнocть пpaв и oтвeтcтвeннocти: нeдoпycтимocть пpeвышeния пpaв нaд oтвeтcтвeннocтью (пpoизвoл руководства), превышения ответственности (инициaтивa нaкaзyeмa); 9. Сocтязaтeльнocть yчacтникoв yпpaвлeния; 10. Пpивлeчeниe coтpyдникoв в пpoцecc пpинятия yпpaвлeнчecкиx peшeний: пpинятoe peшeниe бoлee oxoтнo и лeгкo выпoлняeтcя. Методы управления: · Организационно-правовые – определяют направление деятельности, организационно-правовую форму, условия функционирования, структуру организации, права и ответственность. · Административные – деятельность организации основывается на жестком подчинении работников и принудительных указаниях. Особенность: поощрение исполнительности, а не инициативности. Эффективность ограничена, т.к. не изспользуются все возможности организации. · Экономические – основаны на материальной заинтересованности работников. Метод вместе с административным может привести к высоким результатам. Наряду с дисциплинной и ответственностью за принимаемые решения, стимулируется инициативность, отсюда повышается эффективность организации. Для заинтересованности денежные выплаты (зарплата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам. · Социально-экономические – более эффективные, чем административные и экономические. Материальное вознаграждение удовлетворяет основные потребности работника и у него возникают потребности более высокого порядка (по Маслоу). Применение методов может не оказывать весомого влияния на творческих личностей, занятых интеллектуальным трудом. · Социально-психологические – создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и уважительных отношений между руководителем и подчиненными; возможность реализации личных способностей, что приведет к повышению удовлетворенности и эффективности работы сотрудников.
4. Основные функции менеджмента: содержание и характеристика Планирование. Ораганизация. – формирование структуры организации, обеспечение всем необходимым для ее работы (персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами). Чтобы организация могла выполнять свою деятельность и достигать своих целей, необходимо структурировать элементы: работа, конкретные задания организации. Поскольку работу выполняют люди, важный аспект функции организации – определение, кто именно должен выполнять конкретные задания. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя людям задания, полномочия и права использовать ресурсы организации. Мотивация. Прекрасно составленные планы и совершенная структура организации не имеют смысла, если кто-то не выполняет работу. Задача функции мотивации в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными обязанностями. Руководители всегда осуществляли мотивацию осознанно или нет. Раньше считалось мотивирование простым вопросом, сводящимся к предложению денежных вознаграждений (школа научного управления). Мотивация – создание внутреннего побуждения к действиям (поведенческий подход). В настоящее время для эффективной мотивации руководителю следует определить потребности работника, и обеспечить способ удовлетворять эти потребности через хорошую работу. Контроль.
5. Планирование как основная функция менеджмента: содержание, виды планов, организация планирования деятельности предприятия Планирование – выработка и принятие управленческого решения. Это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единство усилий всех членов к достижению общих целей организации. С функции начинается процесс управления, от качества зависит успех. Функция планирования отвечает на вопросы: · Где мы находимся в настоящее время? Оценка сильных и слабых сторон в областях: финансы, маркетинг, персонал, НИОКР, чтобы определить, чего может добиться организация; · Куда мы хотим двигаться? Оценка возможностей и угроз в окружающей организацию среде, определение целей организации и что может помешать достижению этих целей; · Как мы собираемся сделать это? Решение, что должны делать члены организации для достижения поставленных целей. План – документ, охватывающий весь комплекс производственной, хозяйственной и финансовой деятельности за установленный период. Составляются на разные периоды времени. Планы не должны носить директивного характера, а меняться по ситуации. Планы по назначению: определяющие стратегию развития, обосновывающие новое производство, продукцию, проект; разрабатывающие тактику деятельности на конкретный период. По содержанию: основные направления развития; отдельные проблемы; детальную программу производственно-хозяйственной деятельности. По периодам действия: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные. Планирование в зависимости от длительности планового периода: - Долгосрочное (перспективное, стратегическое, прогнозирование) – от 5 лет; - Среднесрочное – 1-5 лет; - Краткосрочное: текущее (годовое, полугодовое, квартальное, на месяц); оперативное (декада, неделя, сутки, смена, час). В зависимости от содержания хоз. деятельности: производственное; сбытовое; финансовое. С точки зрения оргструктуры: общее планирование; планирование деятельности подразделений; планирование дочерних предприятий и филиалов. Этапы планирования: 1. Постановка целей и задач 2. Составление программы действий (проектирование) 3. Вариантное составление программы (вариантное проектирование) 4. Выявление необходимых ресурсов и их источников 5. Определение исполнителей 6. Фиксация результатов планирования в материальном виде (проект, приказ). Принципы: · Непрерывность – обусловлена корректировкой ошибочных решений, непрерывностью производственных процессов, неопределенностью внешней среды. · Научность – планирование должно осуществляться на научной основе, опираться на достоверную информацию, выполняться научно обоснованными методами. · Приоритетность – необходимость правильного выбора приоритетных звеньев. · Взаимная увязка и координация – охват всех подразделений предприятия с целью сбалансированности работы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.116 (0.009 с.) |