Три правила Рене Декарта (Рассуждение о методе). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три правила Рене Декарта (Рассуждение о методе).



389 сл.

Во-первых, повиноваться законам и обычаям моей страны,... следовать мнениям наиболее благоразумных людей,...обращая больше внимания на то, как они поступают, чем на то, что они говорят… Между многими мнениями, одинаково распространенными я всегда выбирал самые умерен­ные, поскольку они и наиболее удобные в практике, и, по всей вероятности, лучше, так как всякая крайность плоха.... Я отнес к крайностям в особен­ности все обещания, в какой-либо мере ограничивающие свободу... потому, что я не видел в мире ничего, что оставалось бы неизменным...

Моим вторым правилом было оставаться настолько твердым и решитель­ным в своих действиях, насколько это было в моих силах, и с не меньшим постоянством следовать даже самым сомнительным методам, если я принял их за вполне правильные. В этом я уподоблял себя путникам, заблудившим­ся в лесу: Они не должны кружить или блуждать из стороны в сторону, ни тем паче оставаться на одном месте, но должны идти как можно прямее в одну сторону, не меняя направления по ничтожному поводу, хотя первона­чально всего лишь случайность побудила их избрать именно это направле­ние. Если они не придут к своей цели, то все-таки выйдут куда-нибудь, где им, по всей вероятности, будет лучше, чем среди леса. Так как житейские дела часто не терпят отлагательств, то, несомненно, что, если мы не в состо­янии отличить истинное мнение, то должны довольствоваться наиболее ве­роятным. Этого оказалось достаточно, чтобы избавить меня от всяких рас­каяний и угрызений обыкновенно беспокоящих совесть слабых и колеблю­щихся умов.

Третьим моим правилом было всегда стремиться побеждать скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира и вообще привы­кнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли. Признаюсь, что требуется продолжительное упражнение и, зачастую, по­вторное размышление, чтобы привыкнуть смотреть на вещи под таким углом.

В этом я думаю, главным образом состояла тайна тех философов, которые некогда умели поставить себя вне власти судьбы и, несмотря на страдания и бедность, соперничать в блаженстве со своими богами.

Постоянно рассматривая пределы, предписанные им природой, они пришли к полнейшему убеждению, что в их власти находятся только собственные мысли, и одного этого было достаточно, чтобы помешать им стремиться к чему-то другому; над мыслями же они владычествовали так неограниченно, что имели основание почитать себя богаче, могущественнее, свободнее и счастливее, чем люди, не имеющие такой философии и никогда не обладаю­щие всем, чего они желают, несмотря на то, что им благоприятствуют и природа и счастье.

Помимо этих простых правил, вы можете почитать и декартовы "Пра­вила для руководства ума", которые могут оказаться весьма полезными.

 

Упражнение 9.

Запишите по памяти цитаты из второго упражнения и понравившиеся мыс­ли из текста. Сравните свои записи с оригиналами.

 

Упражнение 10.

Прочтите, озаглавливая абзацы, газетную статью объемом в 300-400 слов. Начертите план-структуру этого текста. Подчерквире словосочетания, прора­ботайте их. Затем прочтите этот текст про себя, стараясь уложиться в 60 сек.

Конец занятия. Время:___На занятие затрачено:___

Урок №15

Начало занятия: число __, время __.

Упражнение 1.

Напишите по памяти цитаты из предыдущего урока.

Упражнение 2.

Прочтите один раз и запишите по памяти три цитаты.

Наиболее важный принцип — сужение проблемы до управляемых разме­ров.

Гарри Каспаров.

Для решения неточных задач очень важно ограничить масштабы пробле­мы, чтобы в ней не увязнуть, — и только тогда появляется шанс более точно ее решить.

Ботвинник.

Случай обычно верой и правдой служит тем, кто чего-нибудь сильно желает.

Бальзак.

Упражнение 3.

Фиксируя взгляд на восклицательных знаках, прочтите текст боковым зрением. Взгляд следует слегка расфокусировать, смотреть как бы сквозь страницу. Некоторые слова прочесть не удастся - это нормально; об их значении следует догадаться, исходя из контекста.

Цицерон снова !
занялся совершен- !
ствованием своего !
красноречия как необ- !
ходимого орудия: упраж- !
няясь в нем сам и посещая !
прославленных ораторов, он !
развивал свой талант государ- !
ственного деятеля. Для этого !
он предпринял путешествие в Азию !
и на Родос. Из ораторов Азии он !
учился у Ксенокла, Дионисия и Ме- !
ниппа, а на Родосе — у оратора !
Аполлония и философа Посидония. Рас- !
сказывают, что Аполлоний, не понимав- !
ший латинской речи, попросил Цицерона !
говорить во время их занятий по-гречес- !
ки. Тот охотно последовал приглашению, по- !
лагая, что так лучше будут исправлены его !
ошибки. Когда он произнес свою речь, все были !
поражены и стали состязаться друг с другом в !
похвалах. Аполлоний же и слушал его с видом да- !
леко не веселым, и по окончании речи долго сидел !
в задумчивости; видя же огорчение Цицирона, сказал !
ему: "Тебя, Цицерон, я хвалю я удивляюсь тебе, но !
жалею о судьбе Эллады, воочию убеждаясь, что един- !
ственное из прекрасного, оставшегося еще нам, — !
образованность и красноречие, — и то благодаря те- !
бе, сделалось достоянием римлян". !

Упражнение 4.

Прочтите предыдущий текст обычным способом, не спеша. Затем повторите упражнение 3 еше несколько раз. Обратив внимание на то, что чем быстрее взгляд скользит по середине страницы вниз, тем легче схватывать содержание. В некоторых местах, особенно к концу текста полезно быстро скользить взгля­дом вверх-вниз, что позволяет реконструировать почти все слова. Впрочем, дословно читать в данном случае и не требуется — достаточно уметь переска­зать текст своими словами.

Упражнение 5.

Мысленно поиграйте со словами: русский, главный, сегодня, комната, ус­ловие, молчать, женщина, слушать, просить, считать.

Упражнение 6.

Медленно прочитайте слова вслух. С трудными поиграйте в воображении. Затем несколько раз прочтите их про себя. Стремитесь приблизиться к 6-7 секундам на пункт.

П. 1

удаться сначала вызвать предмет явиться миллион
главный капитан слушать сторона должный послать
самолет позиция пшеница широкий техника мировой
держать будущее девочка внешний бросить вырасти
строгий веселый бабушка попасть кабинет свобода

Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

П. 2

твердый мужчина древний крайний вершина могучий
учиться порядок встреча ставить десяток трудный
господь назвать честный достать научный станция
создать девушка богатый связать горячий телефон
элемент картина входить русский женщина сколько

Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

П. 3

министр инженер готовый прошлый явление обычный
перейти минерал странно граница трактор великий
история глядеть увидеть молчать процент впрочем
страшно недавно подойти поэтому сложный процесс
поднять решение голубой местный радость площадь

Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

П. 4

глубина средний пожалуй степень церковь значить
хороший условие считать крупный золотой рисунок
глубоко однажды капитал интерес никакой ребенок
открыть поехать дорогой близкий течение рассказ
закрыть пароход принцип влияние столица бригада

Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

П. 5

команда деревня счастье спасибо изделие слишком
участок длинный зеленый будущий причина корабль
система тяжелый принять помнить природа простой
кричать чувство старший слышать сегодня просить
наконец энергия область конечно комната высокий

Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

Упражнение 5.

Засеките время и найдите в каждом пункте слова, обозначающие

п.1 транспорт:

высокий просить простой корабль слишком бригада
рассказ ребенок рисунок значить процесс площадь
обычный впрочем великий явление трактор процент
сложный радость поехать однажды пароход условие
средний самолет держать строгий главный удаться

Время: ____

п.2 человека:

сначала позиция будущее капитан веселый картина
девушка назвать порядок мужчина готовый странно
увидеть подойти голубой пожалуй считать капитал
дорогой принцип глубина хороший глубоко открыть
закрыть министр перейти история страшно поднять

Время: ___

п.3 помещение:

древний встреча честный богатый входить явиться
должный техника бросить кабинет крайний ставить
достать связать русский могучий трудный станция
золотой церковь никакой течение столица телефон
сколько изделие причина природа сегодня комната

Время: ___

п.4 цвет:

счастье зеленый принять старший свобода деревня
розовый длинный: тяжелый чувство энергия золотой
команда система кричать' степень голубой крупный
интерес близкий красный местный влияние граница
молчать поэтому широкий внешний сторона предмет

Время: ____

Если затраты времени превышают 8 сек. на пункт, то желательно вто­рично проработать упражнение 4, предварительно хорошо отдохнув.

Упражнение 7.

Прочтите словосочетания вслух, поиграйте с ними в уме. Постарайтесь прочесть их вслух за 20 сек., а про себя — за 10 сек.

успевал делать, страшно много, точно такое же, положил на себя, обузда­ние прихотей, материальные вещи, ни четверти часа, не было нужно, пере­мена занятия, круг знания, изумительная быстрота, он был уже, основатель­ная ученость, поставил себе правилом, то, что нужно, очень немного, во всех остальных, в этих немногих, всякое другое, напрасная трата времени, это направление, мне не нужно, как бы ни были, не найду у них, свежая мысль, лишь настолько, никакими силами, нельзя было, начал читать, боль­ше ничего, каждая книга, принялся читать, для кого бы то ни было, то же самое, остальное время, постоянно соблюдая, тратить время, второстепенные дела, руководимые люди, то же правило.

Упражнение 8.

Медленно прочитайте текст, прорабатывая трудные слова и словосочета­ния. Прочтите его вслух на время столько ваз, сколько понадобится, чтобы уложиться в 90 сек. После этого прочитайте его методом узнавания. Поста­райтесь уложиться в 45 сек.

Рахметов (выдержки из "Что делать?" Чернышевского)

345сл.

Он успевал делать страшно много, потому что и в распоряжении време­ни положил на себя точно такое же обуздание прихотей, как в материальных вещах. Ни четверти часа в месяц не пропадало у него на развлечение, отдыха ему не было нужно. "У меня занятия разнообразны; перемена занятия есть отдых".

...он расширял круг своего знания с изумительной быстротою; теперь, когда ему было двадцать два года, он был уже человеком очень замечательно основательной учености. Это потому, что он и тут поставил себе правилом: роскоши и прихоти — никакой; исключительно то, что нужно. А что нуж­но? Он говорил: "По каждому предмету капитальных сочинений очень не­много; во всех остальных только повторяется, разжижается, портится то, что все гораздо полнее и яснее заключено в этих немногих сочинениях. Надобно читать только их; всякое другое чтение — только напрасная трата времени... Если я прочел Адама Смита, Мальтуса, Рикардо и Милля, я знаю альфу и омегу этого направления, и мне не нужно читать ни одного из сотен полит­экономов, как бы ни были они знамениты; я по пяти строкам с пяти стра­ниц вижу, что не найду у них ни одной свежей мысли, импринадлежащей, все заимствования и искажения. Я читаю только самобытное и лишь на­столько, чтобы знать эту самобытность". Поэтому никакими силами нельзя было заставить читать его Маколея; посмотрев четверть часа на разные стра­ницы, он решил: "Я знаю все материи, из которых набраны эти лоскутья". Он прочитал "Ярмарку тщеславия" Теккерея с наслаждением, а начал читать "Пенденниса", закрыл на двадцатой странице: "Весь высказался в "Ярмарке тщеславия", видно, что больше ничего не будет, и читать не нужно". "Каж­дая прочитанная мною книга такова, что избавляет меня от надобности читать сотни книг", — говорил он.

...Он с усердным наслаждением принялся читать книгу, которую за последние сто лет едва ли кто читал, кроме корректоров ее: читать ее для кого бы то ни было, кроме Рахметова, то же самое, что есть песок или опилки.:

Но ему было вкусно.

…остальное время он занимался делами, постоянно соблюдая то же правило, как в чтении: не тратить времени над второстепенными делами и с второстепенными людьми, заниматься только капитальными, от которых уже и без него изменяются второстепенные дела и руководимые люди.

Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

Напомним, что Чернышевский, по оценкам современников, читал со скоростью 2

тыс. слов в минуту. Это мнение не стоит переоценивать (см. гл. Виды чтения):

речь, конечно, идет о реферативном или даже о панорамном чтении. Но из этого

фрагмента можно понять истоки и существо таких видов чтения.

Упражнение 9.

Запишите по памяти цитаты из второго упражнения и понравившиеся мыс­ли из текста, Сравните свои записи с оригиналами. Еще раз продумайте цита­ты.

Упражнение 10.

Прочтите, озаглавливая абзацы, газетную статью объемом в 300-400 слов. Начертите план-структуру этого текста. Подчеркните словосочетания, прора­ботайте их. Возможно, в тексте встретилась удачная мысль — попробуйте сфор­мулировать ее более лаконично. Затем прочтите этот текст про себя, стараясь уложиться в 60 сек,

Конец занятия. Время:___ На занятие затрачено:___

Урок № 16

Начало занятия: число __, время __.

Упражнение 1.

Напишите по памяти цитаты из предыдущего урока.

Упражнение 2.

Прочтите один раз и запишите по памяти три цитаты.

Научи меня не требовать невозможного и не горевать о непоправимом.

Георг Пятый.

Нет ничего более легкого, чем быть занятым, и нет ничего более трудного чем быть эффективным.

Зайверт.

Чем меньше ума вложено в какое-то дело, тем оно сложнее.

Зайверт.

Упражнение 3.

Фиксируя взгляд на восклицательных знаках, прочитайте текст боковым зрением, используя смысловую интуицию.

Мотивация. Г.Селье

 

Эгоизм, или себялю- !
бие, — древнейшая !
особенность жизни. !
От простейших микро- !
организмов до челове- !
ка все живые существа !
должны прежде всего за- !
щищать свои интересы. Се- !
бялюбие естественно, но, !
поскольку его считают от- !
талкивающим и некрасивым, !
мы пытаемся отрицать нали !
чие этого качества в нас са- !
мих. Мы боимся его, потому что !
в нем таятся семена раздора и !
мести. Любопытно, что, несмот- !
ря на врожденный эгоизм, многим !
из нас доступны сильные альтруис- !
тические чувства. Более того, эти !
два противоречивых на первый взгляд !
импульса отнюдь не являются несовме- !
стимыми: инстинкт самосохранения не !
обязательно вступает в конфликт с же- !
д яанием помогать другим. Альтруизм можно !
рассматривать как видоизмененную форму !
эгоизма, коллективный эгоизм, помогающий !
обществу тем, что он порождает благодарность. !
Это, возможно, самый человечный способ обеспе- !
чения общественной безопасности и устойчивости. !
Внушая окружающим доверие и признательность, мы !
побуждаем их сочувственно воспринимать наше естест- !
венное стремление к благополучию. Мой символ веры со- !
стоит в следующем. Заслужить расположение и благодар- !
ность — единственное научное основание естественного !
кодекса поведения, полезного и нам и обществу. Я считал !
бы главным достижением своей жизни, если бы мне удалось !
рассказать об альтруистическом эгоизме так ясно и убеди- !
тельно, чтобы сделать его девизом общечеловеческой этики. !
Уважение, доверие, восхищение выдающимся мастерством; все !
эти чувства усиливают дружеское расположение и доброжелатель- !
ность. Возбуждать такую любовь к себе — конечная цель жизни, !
если считать, что эта конечная цель состоит в поддержании жиз- !
ни и в наслаждении ею. Устойчивое положение в обществе лучше !
всего обеспечивается возбуждением положительных чувст у макси- !
мального числа людей. Ведь ни у кого не возникает желания вре- !
дить человеку, которого он любит, уважает, к которому он испы- !
тывает доверие или благодарность или чье мастерство в какой- !
либо области говорит о возможности свершений, достойных подражания. !

Упражнение 4.

Не спеша прочтите текст обычным способам. Затем повторите упражнение 3 еще несколько раз, стараясь возможно полнее восстановить содержание.

Упражнение 5.

Мысленно поиграйте со словами: смотреть, понимать, казаться, работать, спросить, развитие, выходить, остаться, общество, вещество.

Упражнение 6.

Ознакомьтесь со словами, с неудобными мысленно поиграйте. Прочтите вслух, стараясь к шестой попытке уложиться в десять секунд.

П. 1

смотреть понимать казаться работать спросить
развитие выходить остаться общество вещество
являться движение ответить господин огромный
особенно разговор растение называть действие
начинать подумать например показать основной
прислать материал академик народный написать

Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

П. 2

внимание институт писатель заметить культура
молодежь отвечать оставить работник проблема
все-таки двадцать километр хотеться политика
холодный значение характер смеяться качество
бороться сельский средство подобный скорость
состоять глубокий положить пройтись привести

Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

П. 3

известно принести страница читатель наиболее
красивый свойство довольно медленно получать
директор передать квартира собрание страшный
знакомый простить источник половина помогать
вызывать начаться спокойно западный пытаться
вероятно открытый художник создание пидцать

Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

П. 4

забывать сомнение прогресс контроль взрослый
железный потерять возможно добиться зависеть
касаться услышать серьезно занимать провести
название академия исчезать наоборот открытие
немецкий замечать несмотря очевидно поверить
молчание наверное существо находить разуметь

Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

П. 5

изучение комиссия соседний доказать здоровье
извинить практика полезный праздник свидание
делаться стрелять обладать командир сознание
документ странный братский вставать массовый
схватить кислород световой собирать устроить
родиться операция духовный ложиться победить

Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

П. 6

трудовой всеобщий захотеть короткий тепловой
целовать редакция здоровый немножко погодить
по-моему помощник старшина прочесть столовая
готовить подавать полагать северный пропасть
участник признать отменить когда-то миллиард
нынешний отдавать приехать реальный торговля

Время: 1.__2.__3.__4.__5.__6.__

Упражнение 7.

Прочитайте словосочетания и обороты вслух, поиграйте е ними в уме. По­старайтесь прочесть их вслух за 20 сек., а про себя — за 19 сек.

философская мысль; со всей очевидностью; только ему присущий; язык философии; разделы науки; религиозная система; квантовая механика; вы­разительная сила; может быть, даже; после того как; построения марксизма; неповторимая изысканность; для того чтобы; извечные проблемы; вероят­ностные представления; также, как; об одном и том же; теория относитель­ности; прежде всего тот, кто; человеческая мысль; рано или поздно; тогда, когда; новое звучание; на одном из; оглядываться в прошлое; забегать впе­ред; каждый имеет; базовая система; система понятий; естественно следует; настоящий философ; даже тогда, когда; опираясь на науку; паттерн бытия; парадигма времени; за то, что; сам по себе; перспектива изображения; кар­тина жизни.

Упражнение 8.

Не торопясь прочитайте текст вслух. Из каждого абзаца или из каждых 5-6 строчек выберете то слово, которое, как вам кажется, будет для вас наилучшей подсказкой при пересказе. Выпишите эти слова отдельно. Отметьте значками: С — суть, основное содержание, главная мысль; П — примеры, иллюстрации; О — отвлечения, замечания по ходу изложения. Начертите структуру текста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.186.149 (0.044 с.)