Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К мониторингу по русскому языку↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ И. В. Гладилина, Н. М. Сергеева ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ К МОНИТОРИНГУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ТВЕРЬ 2012
УДК 811.161.1(075.2) ББК Ш 141. 12-921 Г 52 Рекомендовано к печати кафедрой русского языка Тверского государственного университета (протокол № 1 от 6 сентября 2012 г.) Рецензенты: Салык Н. А. кандидат педагогических наук, начальник инновационной педагогической практики Тверского областного института усовершенствования учителей. Дровосекова Л.И. заместитель директора по научной и методической работе МОУ «Гимназия № 44» г.Твери
В пособии приведены отдельные теоретические сведения и разнообразные задания для повторения изученного материала по русскому языку за курс начальной школы и для целенаправленной подготовки к мониторингу, который традиционно проводится в конце четвёртого класса. Тестовый вид ряда заданий призван познакомить учеников начальных классов с этой формой контроля знаний: она используется при проведении мониторинга. Пособие может быть востребовано и как дидактический материал при изучении университетского учебного курса «Методика преподавания русского языка в школе»
Фонетика и орфоэпия Задание 1. Какими звуками (звонкими – глухими, твердыми – мягкими, шипящими) различаются выделенные слова из стихотворения поэта Я. Козловского? Эй, баран, подай овса! Две вороны ворожили, Просит белая овца. Десять – сено ворошили. Я не притронусь к сену: И сороки не тужили: Ему я знаю цену! У реки пожар тушили. А журавль рыбу жарил. В дом войти боится вол: Шмель в цветах душистых Подо мной прогнётся пол! шарил. И беседовал с ужами Солнце глянуло сквозь щёлку, Заяц, хлопая ушами. Свесив огненную чёлку. Задание 2. Укажи слова, в которых гласных звуков столько же, сколько согласных. А. Молоко, касса, ехидна, январь, изъян, ключи, юноша, лекция, олень. Б. Кролики, ничья, колесо, янтарь, грубиян, шоссе, материя, объем, сабля. В. Ячейка, недалеко, июль, маятник, ноябрь, едва, масса, бурьян, цапля. Задание 3. Почему Й называют хитрым звуком? В каких буквах он может «прятаться»? Укажи слова, в которых содержится звук Й. А. Майка, еда, вечер, ёмкость, подъём, сельский, беда, йог. Б. Мел, яркий, поезд, речка, вьюга, бюро, чья, йогурт, съел. В. Съемка, тройка, ярмарка, весна, йод, семья, ёрш, июль, дети. Г. Отряд, табель, ярус, йод, паёк, некий, пюре, зимовье. Д. Юрист, взморье, тянет, судья, пойте, отель, изъян, пятно. Е. Опека, зверьё, съест, волчий, песня, чья, прятки, рейс, акация. Ё. Счастье, ядерный, объеду, приятель, союз, сиденье, ехидна. Задание 5. Вспомни слово, которое состоит из одной буквы, но из двух звуков. Задание 6. Приведи пять слов, которые состоят из двух букв. Всегда ли в них только два звука? Образец: Яд, юн, ел, мы, по, не, уж, ах. Задание 7. Какие из приведенных слов начинаются с мягкого согласного? А. Циркач, южный, зелень, шёпот, юнга, жизнь, ехал, чёрный. Б. Щётка, ясно, щи, юркий, жечь, часто, ёлка, житель, ябеда, ценник. В. Чай, цепь, юный, шесть, семья, жердь, дикарь, енот, центр, пьеса. Задание 8. В каких словах все согласные твёрдые? А. Жир, съела, чудо, яблоко, ошибка, вьюга, ёжик, живой, зайка, пшёнка. Б.Чужой, режет, щёлка, ямка, юннат, отъезд, яд, тушёнка, целый, силач. В. Брошь, почка, даёшь, цена, роскошь, юмор, язва, шайба, могуч. Задание 9. В каких словах все согласные мягкие? А. Жилище, десять, чай, песня, цель, речь, дерзить, ясень, тишь. Б. Язык, честь, вещь, беречь, жесть, ель, чушь, фея, жизнь, грязь. В. Отец, теперь, житель, тюлень, брешь, мяч, цепь, аллея, шея. Задание 10. В каких словах только звонкие согласные? А. Гриб, обезьяна, ценный, жёлудь, человек, ведро, сдал, рожь. Б. Обряд, горячий, ложь, объём, берег, кольцо, сбор, вокзал, нива. В. Вызов, нельзя, сбил, лицо, съезд, время, голод, жара, звон, юркнуть. Задание 11. В каких словах только глухие согласные? А. Шестой, ярко, сказка, любой, пешеход, съест, ошибка, поток. Б. Скупой, утюг, почта, спад, сушка, юбка, посадка, сучья. В. Яхонт, шубка, копьё, пища, ход, кочка, упаковка, тихий. Задание 12. Укажи слова, в которых количество букв и звуков совпадает. А. Засеять, аллея, ноябрь, тяжёлый, местный, енот, шоссе. Б. Касса, лестница, ягода, семья, альбом, яростно, поеду. В. Честный, ехали, смельчак, скамья, улей, пастбище, субботник. Задание 13. Укажи слова, в которых букв больше, чем звуков. А. Морковь, солнце, приятно, чувство, группа, князь, счастливый. Б. Мебель, яблоко, ненастный, шалость, участник, вьюн, перрон. В. Известный, отъехал, классы, лебедь, ярость, чувство, пью. Задание 14. Укажи слова, в которых букв меньше, чем звуков. А. Яхонт, пьёт, поездка, нельзя, шофёр, восемь, гостья. Б. Костёр, дельфин, вьюга, наречие, листья, ёлка, шью. В. Друзья, яблоня, осьминог, мебель, поёшь, хвоя, съёмка. Задание 15. Сколько указанных звуков в каждом примере? 1) Ж Были бы у ёлочки ножки, побежала бы она по дорожке. Ц Кружат пчёлы, вьются птицы, а Маринка веселится. С Он сам отправился в лес, сам на берёзу полез. Й Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал. З Синичьи глазки смотрят без опаски и на облачко вдали, и на зёрнышко в пыли. Т Честный нечестному не товарищ. С Шерсть стриги, а шкуру не сдирай. Ш У Шарика новый лиловый берет, у Козлика красный атласный жилет, у Кошки – сапожки, у двух петухов по гармошке. 2) В Вторить, вина, в игре, серого, архив, Ижевск. З Обезжирить, звон, гвоздь, из чащи, грязь, резкий, зимний, сдуть С Счёт, привёзший, синева, просьба, сгиб, свой, без вкуса. Д Подпись, дельный, декольте, стыд, объездчик, дракон, депо. О Отряд, ещё, посев, жёлтый, афера, жёлчный, всё-таки, комар. И Под ивой, циркач, чалма, рифма, жильё, межинститутский. Т Нередкий, прядь, теннис, тире, бред, смеются, термин, отель. В Поставь, в плен, подумав, влип, винегрет, Алевтина, вред. А Вянуть, щадить, лошадь, язык, ползут, пиявки, часы, окружить. Ы Жить, в итоге, цинга, тропы, милиция, шептать. Г Бог, друг, красного, гром, гений, лёгкий, горько. Задание 16. В каких словах есть как твердые, так и мягкие согласные? А. Цифра, отель, горох, гвоздь, широко, ямб, стулья, песня. Б. Жираф, земля, ткач, свинья, майор, кафе, витязь, солнце, цинга. В. Улыбнись, бойкот, приют, циновка, йогурт, скучно. Г. Метель, цифра, кашне, депрессия, безделье, каталог, шинель. Д. Начало, щель, квартал, наотмашь, цемент, жильё, циклон. Задание 17. В каких словах происходит озвончение согласного? А. Образ, вокзал, робкий, просьба, отрежьте, айсберг. Б. Сделка, подвиг, Афганистан, счастье, гандбол. В. Смеяться, экзамен, связать, сбился, оптика, отбил. Г. Молотьба, здесь, обтёр, футбол, подвеска, едкий. Д. Сыроежка, терапевт, сбываются, растяжка, вкусно Задание 18. В каких словах происходит оглушение согласного? А. Обсуждение, привод, заняться, мягко, представь. Б. Близкий, вещь, вкус, утихнувший, ножка, подумав. В. Ходьба, фляжка, подставка, наживка, связать, женитьба. Г. Без оглядки, связь, присядьте, бог, тёзка, ногти. Д. Здесь, поднос, едкий, помощник, чувство, гвоздь, сдуть Задание 19. Спиши пословицы, подчеркни слова, в которых одинаковое количество букв и звуков. Каков мастер, такова и работа. Доброе семя – добрый и всход. Лучше поздно, чем никогда. Семь раз отмерь – один отрежь. Яйца курицу не учат. Пусть меньше, да лучше. Соловья баснями не кормят. Пословицы не обойти, ни объехать. Ленивому всегда праздник. Если вёдрами разольёшь, то каплями не соберёшь. Тайна, известная троим, уже не тайна. Встречай не лестью, а с честью. Хорошая речь слаще мёда. Задание 20. Спиши предложения, подчеркни слова, в которых разное количество букв и звуков. Но вот влетел учитель в класс, и суматоха улеглась. Енот моет пищу, чтоб пища стала чище. Легко ломает спину льву удар его копыта, а ест он листья и траву и не всегда досыта. Ученье – путь к умению. Вьюга с рёвом бешеным стучит по ставням свешенным и злится всё сильней. Стаи птиц улетают прочь за синее море, все деревья блистают в разноцветном уборе. Солнце реже смеётся, нет в цветах благовонья; скоро осень проснётся и заплачет спросонья. Задание 21. Прочитай загадки. Отгадки запиши звуками (в транскрипции) А. 1.Летом вырастают, осенью опадают. 2. Крыльями машет – улететь не может. 3. Без рук, без ног, а рисовать умеет. 4. Свернётся – с кошку, а растянется – с дорожку. 5. Скинули с Егорушки золотые пёрышки - заставил Егорушка слёзы лить без горюшка. 6. Платье потерялось - пуговки остались. 7. По небу хожу, на землю гляжу. Б. 1.Иголки есть, а шить не умеет. 2. Маленький клубочек спрятался в дубочек. 3. В лес идёт – домой глядит, из лесу идёт – в лес смотрит. 4. Бегут по дорожке доски да ножки. 5. Зубков много, а никого не ест, его едят. 6. Когда нужен, вниз бросают, а не нужен – наверх поднимают. 7. Ползёт верёвка, шипит, плутовка. 8. Шесть листов бумажных, один – золотой. Отгадки: Жёлудь, месяц, лук, листья, неделя, мельница, змея, ёжик, мороз, якорь, топор, чеснок, рябина, пояс, лыжи.
Состав слов и словообразование Задание 22. В каких словах нет окончаний? 1. Нежность, алиби, умолкну, сегодня, признался. 2. Отдыхал, ужасный, подумал, вчера, леди, второй. 3. Стоял, путь, аллея, там, дом, домой, медленно. 4. Тбилиси, времечко, весёлый, сегодня, утварь, прочитаешь. 5. Ассорти, сделала, сильно, быстрый, третий, вымыл. Задание 23. В каких рядах все слова имеют нулевое окончание? 1. Пример, лебедь, журнал, прочитал, речь. 2. Спишь, поле, клевер, помощь, пальто, грач. 3. Пишу, дочь, метро, снегирь, край, фото. 4. Договор, лодырь, выход, кафе, гуляем, рожь. 5. Болезнь, сидел, червяк, рассказал, ночь. Задание 24. В приведённых примерах выдели слова с нулевым окончанием. А. 1. Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка затеяли сыграть квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки и сели на лужок под липки пленять своим искусством свет. 2. Сыплет спелые орехи мне орешник в кузовок. Лес рябиновые вехи расставляет у дорог. 3. Циркуль мой, циркач лихой, чертит круг одной ногой, а другой проткнул бумагу, уцепился - и ни шагу. 4. Зимой по улице бежит, а летом в комнате лежит. Но только осень настаёт, меня он за руку берёт и снова в дождик и в метель со мной шагает мой портфель. Б. 1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря. 2. Раз он в море закинул невод - пришёл невод с одною тиной. 3. Час обеда приближался, топот по двору раздался: входят семь богатырей, семь румяных усачей. 4. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе. 5. Царь к востоку войско шлёт; старший сын его ведёт. Петушок угомонился, шум затих, и царь забылся. 6. Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Задание 25. Во всех словах стихотворения Н. Галиновской отметь окончания. Как можно озаглавить это стихотворение? Я ищу грибы в болоте, на реке кошу траву, А пашу на бегемоте, молотить - ежей зову. Летом бегаю на лыжах, загораю в зимний день. Мне на дубе дятел рыжий рвёт орехи каждый день. А живу я на Венере, а на Марс хожу гулять. Заходите кто не верит, адрес мой: Венера, 5. Задание 26. В каких случаях слова являются однокоренными? 1. Просыпались рано – крупу просыпали. 2) Пришел на примерку – И замерла душа в Руслане. 3) Скажи словечко – проверь в словаре. 4) Загляни в расписание – встреча с писателем. 5) Тонна овощей – не повышай тона. 6) Говори громче! – известная поговорка. 7) Удачная покупка – идём купаться. Задание 27. Выдели слова с одним и тем же корнем. 1)Горячий, горючий, горюшко, пригорок, горький, горе, горевать, сгорбиться. 2)Больной, болото, болтун, болезнь, болгарин, заболел, больше, больничный. 3)Водяной, провод, воевода, водитель, подводный, водевиль, водолаз, приводить. 4) Весёлый, весна, весточка, весомый, повеселить, весельчак, весло. 5) Возок, воздух, перевозка, возраст, возчик, возили. 6) Гусиный, гусеница, густой, гусли, густота, гусар, гусёнок, сгустить. 7) Полевой, ползать, половина, на полу, полинял, половицы, полоса, полка, напольный. 8) Рисовальщик, рисковать, зарисовка, рисовый, рисунок. 9) Тощий, тащит, тоска, таскать, подтащить. 10) Часовой, частота, часовщик, причесаться, часы. Задание 28. Укажи слова, которые не образованы ни от каких других слов. Какие значимые части можно выделить в этих словах? Рука, чернеть, белый, ломка, соавтор, ходить, обед, ручной, побелеть, синий.
Задание 29. В приведенных отрывках из текстов найди слова с одним и тем же корнем. Какими значимыми частями слов они различаются? Слониха, слонёнок и слон Устали стоять в зоопарке. И в море уплыли на синей байдарке Слониха, слонёнок и слон. (Ю. Мориц) - Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, это наши гусята. А ты кто? - А я ваша тётя – гусеница. (С. Иванов) У меня друзей немало, Но я всех нарисовала: Коля колет, Поля полет, Паша пашет, Варя варит, Валя валит, Света светит, Соня спит, Катя катит, Тоня тонет, Но не дам ей утонуть! Я спасу подружку Тоню: Подрисую что-нибудь. (Г. Ладонщиков) Серый ёж был очень тих, И ежиха тоже. И ребёнок был у них – Очень тихий ёжик. (С. Маршак) Собачкины огорчения. Собачка довольна и лесом, и дачей, Но есть огорчения в жизни собачьей. Собачку слегка раздражает, Что дачу высокий забор окружает. (Б. Заходер) В огороде кабаниха Кабачки рыхлила лихо. А кабан и кабанятки С огурцами рыли грядки. Совята у совушки Умные головушки: На каждый совушкин совет Глазами хлопают в ответ. (И. Котляр) Воронёнка корила ворона: Снова сыр у тебя, лежебока, Из-под клюва стащила сорока! Был кусок с козырек почтальона, Ты его проворонила, ворона! (Я. Козловский) Молвил слон, подставив бок: - Прислонись ко мне, сынок. Прислонясь к слону, слонёнок Отдохнул, набрал силёнок, И задолго до луны Дальше двинулись слоны. (Я. Козловский) У кого домищи, У кого домишки. Нету дома только У одной Мартышки. (Б. Заходер) Задание 30. В приведенных текстах выдели слова с одним и тем же корнем. Какими значимыми частями слов различаются однокоренные слова? А. Славные имена у этих жучишек! Пильщики, точильщики, бомбардиры. Усачи, долгоносики, карапузики. Или вот, пожалуйста: жук-скакун! Он и есть скакун: ты его ладошкой хоп, а его и нет: ускакал. И сразу в траве затерялся и дальше скачет. Б. У всякого гриба есть свои излюбленные места. У подосиновиков – осинники, у подберёзовиков – березняки. Моховики во мху растут, навозники – на навозе, опёнки – на пнях. Ну, а по дуплам, понятно, растут грибы дупляные. (Н.Сладков) Задание 31. К данным словам подбери по три - пять однокоренных слов. Образец: Час – часовщик, часы, часовой, часики. 1) Зима, ходить, белый 4) Плавать, холод, зелёный 2) Рука, высокий, летать. 5) Читать, мечтать, писать 3) Смотреть, стекло, цена. 6) След, теплый, думать.
*Задание 32. Какие приставки «спрятаны» в следующих словах? Докажи, подобрав слова с этими приставками. Образец: Допрос –до- ДОбежать, про – ПРОговорить, о – Осмотреть, с – Сбиться. А. Переноска, беспокойная, отобрал, сразу. Б. Заправка, роспуск, безотходная, снизу. В. Приправа, изнанка, предугадать, сотка. Г. Проводка, отдохнуть, неразумно, беспрестанно. Д. Безобразная, удобство, поправка, отпросилась.
*Задание 33. Подбери в орфографическом словаре три слова, в которых «спрятано» несколько приставок. Задание 34. Какими другими приставками можно заменить приставку в приведенных словах? Как связано значение слов с изменением приставки? Образец: ДОБЕЖАТЬ – прибежать, забежать, отбежать, перебежать и т.д. Приехать, накрасить, проговорить, переставить, рассчитать, досмотреть. Задание 35. Выдели слова с приставками из следующих предложений. 1) Он опять поспал немножко и опять взглянул в окошко. 2)Неохотно и несмело солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, принахмурилась земля. 3) Прибегу, прискачу, на носках привстану, ветку за косы схвачу, ягоды достану. 4) Петушки распетушились, но подраться не решились. 5) Осторожно ветер из калитки вышел, постучал в окошко, пробежал по крыше и, расправив бодро молодые крылья, полетел куда-то вперегонку с пылью.
Задание 36. Какие приставки и предлоги звучат одинаково? Запиши пять словосочетаний по образцу. Образец: До ехать до места. Задание 37. Спиши отрывки из стихотворений Я.Козловского, раскрывая скобки. Объясни правописание слов с приставками и предлогами. Сугробы снега вьюги (на)мели, Тили-бом, тили-бом! И у ворот, как баржа (на) мели, Загорелся кошкин дом. Полуторка стоит. Ну и (за) нос! По такому (по) воду Я вышел за ворота, а мороз Кот помчался (по) воду. Как затрещит – и хвать меня (за) нос! Решили лисы кролика (за) печь, А кролик из духовки – прыг (за) печь! Нет хуже (у) дела, Экая (до) сада - Чем быть не (у) дела. Мне не дойти (до) сада!
Веснушкам нету (с) носу, Не исчезают (с) носа. Я, не жалея мыла, Нас терпеливо мыла. Зависело б (от) мыла – Веснушки б я (от) мыла. Задание 38. Спиши предложения, раскрывая скобки, объясни выделенные орфограммы. Охотничья собака (по) бежала (по) следам лисы. Путники (с) вернули (с) дороги. (На) конверте (на) пиши адрес. Дети (с) ъезжали (с) горки (на) санках. Лодку (от) толкнули (от) берега. (До) реки мы (до) шли не скоро. *Задание 39. Вспомни три приставки, которые звучат так же, как имена существительные. Образец: ВОЗ – тяжелый воз с поклажей, возвысить. Задание 40. Из данных слов составь три группы, запиши слова, раскрывая скобки. (До) скакать, (по) пить, (за) варка, (за) снуть, (до) лесу, (до) лезу, (до) говор, (за) партой, (вос) питание, (вос) кликнуть, (ис) пуг, (ис) ходить, (из) школы, (на)писать, (на) селение, (на) гору, (о) смотреть,(о) храна, (о) поездке, (под) твердить, (под) земный, (под) письмом, (под) писка. Задание 41. С помощью каких приставок можно образовать антонимы к следующим словам? Образец: Вы лететь из гнезда – в лететь в гнездо. Затолкать, улетела, разгрузить, опечатаю, яркий, пригнать, включить, отъехать, подтолкнуть, друг, раскрыть. Задание 42. В каких словах есть указанная приставка? ЗА -закон, заречье, замша, зажечь, зарево, зазвучал. О – огурец, окружали, оттянуть, огонь, оглядеться. ДО – допуск, донор, документ, додумался, дошли. РОС – росток, роскошь, роспись, росомаха, россказни. У – упражнение, уважение, укрыть, урожай, ускакал. Задание 43. Почему герои повести Н. Носова получили такие имена? Незнайка, Сиропчик, Пилюлькин, Авоська, Ворчун, Торопыжка, Растеряйка. Задание 44. Почему в нашей области речки и озера носят такие названия? Озёра Глубокое, Круглое, Щучье, Великое, Песочное, Ямное. Реки Ворчала, Каменка, Чёрная, Сосница, Любушка. Задание 45. Продолжи список птиц с «говорящими» названиями. Как ты думаешь, почему этих птиц так назвали? Зяблик, кедровка, снегирь, вертишейка, глухарь, кряква, пестрянка. Задание 46. Вспомни 5 растений с «говорящими» названиями. Задание 47. Что общего в составе приведенных слов? Укажи слова, от которых они образованы. Самовар, руководить, листопад, домоводство, ледоход, частокол, пешеход, нефтепровод, птицеферма, мухомор, птицелов, Мойдодыр. Задание 48. Приведи по три - пять сложных слов, в которых есть указанный корень. 1. Ход-, воз -, лет- 2. Красн-, снег-, лёд- 3. Вод-, рыб-, сам-. Задание 49. От каких слов образованы данные, что у них общего? Можешь ли ты продолжить список слов? Хрюкнуть, кукарекать, гавкать. Задание 50. Определи, что общего в образовании и в значении слов в каждой цепочке. 1) Орлиный, лебединый, звериный. 2) Голосочек, росточек, платочек. 3) Поездка, примерка, выходка. 4) Раскроить, расспросить, расчистить. 5) Снежинка, пылинка, изюминка. 6) Добежать, достроить, додумать. 7) Укладчик, разведчик, заказчик. 8) Толкнуть, брызнуть, прыгнуть. Задание 51. Найди третье лишнее, объясни, почему ты выделяешь как лишнее именно это слово. 1)Сдался, здешний, сговор. 2) Пояс, поезд, посуда. 3) Проход, прабабушка, проезд. 4) Здравый, сдавший, скорый. 5) Возчик, возглас, возраст. 6) Роскошь, росточек, роспись. 7) Длинный, гусиный, истинный. 8) Ленточка, шуточка, клеточка. 9) Стульчик, зайчик, перчик. 10) Грузчик, лимончик, барабанчик. 11) Холодец, мудрец, хитрец. 12) Столетний, столик, столовая. 13)Гусеница, гусыня, гусёнок. Задание 52. Какие суффиксы надо прибавить, чтобы из данных слов получились имена существительные, обозначающие детёнышей: заяц, медведь, буйвол, олень, лиса, белка. что-то маленькое: забор, гриб, стакан, рукав, город, блин. человека с каким-то качеством: хитрый, мудрый, глупый, храбрый. какое-то качество: нежный, осторожный, глупый, влажный. заросли растений: осина, цветы, малина, орех, ель предмет, о котором говорят ласково: солнце, пятно, изба, горло, перо, зима, голос, стекло, сказка, ветка, трава. человека, о котором говорят ласково: друг, Саша, дед, дочь, Маша, брат. Задание 53. Выдели суффиксы в приведенных слова х и укажи, что у них общего. 1) Строитель, циркач, библиотекарь, журналист, буфетчик, чтец, пильщик, электрик, шахтёр. 2) Ткачиха, барабанщица, рыбачка, атаманша, кружевница, радистка, чтица, директриса. Задание 54. Во всех ли словах в цепочке слов есть указанный суффикс? К – книжка, будка, шубка, собака, шапка, шутка, чайка, щёлка. ОК – лесок, чулок, дружок, коробок, песок, ветерок. АРЬ – словарь, государь, зажарь, пекарь, библиотекарь. УН – драчун, тайфун, коршун, лгун, хвастун, опекун. ЧИК - рассказчик, пончик, блинчик, мальчик, журнальчик, лётчик. ЕЦ – глупец, тунец, чтец, перец, танец, горец, отец, скворец, скупец. ЯН – льняной, румяный, масляный, серебряный, пряный, глиняный. ИН – гусиный, графин, дядин, дельфин, пчелиный, бабушкин, кувшин. Задание 55. От данных слов образуй имена прилагательные, то есть слова со значением признака. Запиши словосочетания с получившимися словами. Образец: КРАЙ – бескрайние просторы, крайняя дача. Снег, смысл, жизнь, совесть, цвет, отказ, спор.
Задание 56. Перечисли значимые части слов, из которых состоят приведенные слова. ПОМАРКА, ГДЕ, ОТЪЕДУ, СТЕБЕЛЬ, КАК, ШКОЛА, ТОГДА, ПОДВОДНИК, ПРОСТОРНЫЙ, ОКНО, ПРИВОДИТ, ЗУБАСТЫЙ, ФРУКТЫ, ПЕРЕМЕНА, УГОЛОК, КАЛЕНДАРЬ, ДОМ, СЪЕМ, ВЬЮГА. 1)Приставка, корень, окончание 2) Приставка, корень, суффикс, окончание. 3) Корень, окончание. 4) Корень, суффикс, окончание. 5) Корень. Задание 57. Какие слова имеют такой же состав, что и указанное слово? ПРОБЕЖКА -посуда, побелка, полоска, поздний, окраска, юность, застава. ПРИВОЗ - затрата, подарок, напор, посуда, залив, заработок, выход. ОТРЫВОК - обувщик, обманщик, подделка,очередной, ошибка,закуска. ГЛУПОСТЬ – припухлость, мячик, одеяльце, примерка, низина, зонтик, земляной, скорость. ПОДСКАЗКА – поломка, обходчик, подаришь, выдержка, обидчик, неделька. СЕРЫЙ – мышь, грязный, село, чаща, зелёная, глаз, глядит, ложка, чистое. РАЗМЁТКА – поездка, выигрыш, раскройщик, разность, обменный, вылазка. ПРОВОДНИК – противник, отвёртка, причуда, подставка, пригорок, схватка. ПАРОХОДИК - садовод, одноклассник, прабабушка, дымоходный, гололёд. *Задание 58. В словарях современного русского языка больше всего слов с начальной буквой П. Как это связано с составом слов? Задание 59. «Собери» слово из морфем, выделив их в указанных словах. Корень из слова ЦЕНА, приставка – из слова ОЧЕРК, суффикс и окончание из слова ТЕТРАДКА. Корень из слова ЗАДУМКА, приставка – из слова ПРИЕЗД, суффиксы из слова СЛОМАНА и окончание из слова РЫБЫ. Корень из слова ЛЕТЧИК, приставка – из слова ПЕРЕЛЕЗ, суффикс и окончание из слова СНЕЖНЫЕ. Корень из слова СВЕРХПРОЧНЫЙ, приставка – из слова НЕЯРКИЙ, суффикс из слова ЖАДНОСТЬ и окончание из слова РЕЧЬ. Корень из слова ХВОСТАТЫЙ, приставка – из слова БЕЗДЕЛЬНИК и окончание из слова КРАСНАЯ Корень из слова ВОРЧУН, приставка – из слова ЗАЕХАЛ, суффиксы из слова ПРОЧИТАЛИ и окончание из слова СТОЛ. Корень из слова МЕСТЕЧКО, приставка и суффикс– из слова РАЗЛЁГСЯ и окончание из слова ВЫРУЧИТ. Корень из слова ЛЕСНИК, приставка – из слова ПОДНЕБЕСНЫЙ, суффикс из слова ПРИГОРОК и окончание из слова ОРЕХ. Задание 60. Какие слова неверно разобраны по составу? Звер-ин-ец, бел- оч-к-а, барабан- щик -, о-бед- а-ть, вы-кройк -а, рос-кош-н-ый, посад-к-и, без-билет-н-ый, под-орж-ник-, голов-уш-к-а, со-сед-к-а.
*Задание 61. Что необычного в выделенных словах, от каких слов они образованы? Дядистёпиного роста двигается гражданин. (С. Михалков) Ну и снегу намело – Ослепительно светло! На ресницу полкило! Воробействует, синичит Всё залепит снеготрепет, Снегоулиц снегота. Он простор великолепит -(Ю.Мориц) Глупые козы, прячьте козлят: по лесу грозно идёт шишкопад! (Г.Граубин) В стране Хохотании жили смеянцы, любили смеянцы веселье и танцы, и просто смеяться любили смеянцы. Г.Сапгир) Задание 62. Какие слова можно «собрать» из приведенных морфем? Запиши десять таких слов. Корни слов: вод, бег, сто, пиш, рук, мест, зем (земл), глуп. Приставки: до, вы, без(бес), за, не, от, под, пере. Суффиксы: н, к, ян, ист, чив, ну, е, ств. Окончания: ый, а, о, ое, ой, нулевое окончание. Морфология Задание 63. К данным словам подбери определения, укажи род имен существительных. Образец: Шоссе - широкое шоссе (ср. р.) 1)Пропасть, лебедь, глушь, край, кафе, молодёжь, роскошь, фамилия, жюри. 2) Оттепель, счастье, помощь, клей, горечь, метро, рожь, здоровье, прелесть. Задание 64. Запиши данные слова в единственном числе, подбери к ним определения. 1) Лучи, вещи, ветви, борщи, тополя, глупости, такси, силачи, портфели, аллеи, шофёры, времена, голуби. 2) Бандероли, тюлени, смерчи, яблони, рояли, туфли, имена, помидоры, эскимо, слесари, грачи, беспорядки. Задание 65. Спиши слова в таком порядке: не имеющие формы множественного числа, затем не имеющие формы единственного числа, затем остальные. Сливки, молодёжь, ботинки, очки, хвоя, сахар, банты, качели, молоко, ножницы, Россия, сыновья, шерсть, дети, родня, Карпаты, счастье, мрамор, каникулы, дрожжи, туфли, кремы, щи. Задание 66. Выпиши сначала существительные первого склонения, затем второго, наконец, третьего. Тушь, ясень, табель, дедушка, глазурь, свёкла, терпение, кремль, осень, вафля, сирень, кресло, шампунь, нежность, аллея, ружьё, басня, якорь, западня, мощь, юноша, муравей, силач, журавль, дрожь, авиация. Задание 67. К приведенным словам подбери синонимы другого склонения. Образец: Ураган (2) – буря(1) Отечество, наступление, неудача, зной, луна, работа, мощь, неправда, покой. Задание 68. К приведенным словам подбери антонимы того же склонения. Образец: Радость (3) - печаль. Храбрость, мужчина, бедняк, вдох, вопрос, выигрыш, закат, мудрость, плюс, нагревание, плач. Задание 69. К приведенным словам подбери антонимы другого склонения. Образец: День (2) – ночь (3) Болезнь, богатство, похвала, измена, веселье, утро, война, гибель, юноша, грязь. Задание 70. Запиши словосочетания, дописывая окончания. Говорили о зеркал_, о стал_, о спартакиад_, о портфел _, о поросл_. Находились в музе_, в башн_, в пол_, на отмел_, в Рязан_, в театр_, на топол_, в кухн_. Рассуждаем об утвар_, об иде_, о погод_, о новост_, о работ_, о пьес_. Шли по улиц_, по площад_, по алле_, по деревн_, по площадк_, по пустын_, по пристан_. Прибыли на самолёт_, на автомобил_,на электричк_, на трамва_. Задание 71.. Определи падежи выделенных имен существительных. Лисица видит сыр. Лисицу сыр пленил. 2) Я отыщу секрет и ларчик вам открою. Вот за ларец принялся он. А ларчик просто открывался. 3) По улицам слона водили, как видно, напоказ. Известно, что слоны в диковинку у нас, - так за слоном толпы зевак ходили. 4) Синица на море пустилась: она хвалилась, что хочет море сжечь. 5) С разбором выбирай друзей. Что может приятней быть, как с другом сердце к сердцу жить. (И.Крылов) Задание 72. Определи падежи имен существительных. А. 1)Мальчики взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату. 2) Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. 3)Зайку бросила хозяйка, под дождём остался зайка. Со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок. 4) На Арбате, в магазине, за окном устроен сад. Там летает голубь синий, снегири в саду свистят. 5) Осьминог надел перчатки, а тюлень удрал с площадки. 6) Слониху, слонёнка, слона дельфины любили, как братья. 7) Воротился старик ко старухе, у старухи новое корыто. Б. 1) Не проси груш у тополя. 2) Купи поросёнка за грош, посади его в рожь – вот и будет он хорош. 3) В ненастье не унывай, а печаль одолевай. 4)Сеяли рожь, а косим лебеду. 5) В чужом месте как в лесу. 6) Захотел медведь меда, да вспомнил про пчёл. 7) Счёт дружбы не портит. 8) Языком кружево плетёт. 9) Народу служить – не ворон ловить. 10. Чай пить - не дрова пилить. Задание 73. Перепиши пословицы, загадки, фрагменты стихотворений, дописывая окончания. В скобках укажи склонение и падеж. А. Мастерство всегда в почет__. Всё наготове: сани в Казан_, хомут не базар_. На дерев_ выросло, из коробк_ вылезло. (Орех) На грядк_ в заплатк_. (Дыня) В одном бочонк_ два разных пива. (Яйцо) По работ_ и мастера видно. Сам в комнат_, голова на улиц_.(Гвоздь) Кто на Селигер_ не бывал, тот и России не видал. Выше лошад_, ниже собак_. (Седло) Б. ЛенивомуМишк_ всё не до книжки. Что выше лошад_, ниже собаки? (Седло) Сидит на ложк_ свесивши ножки. (Лапша) В тесной избушк_ ткут холсты старушки. (Улей) Вырос до крыш_, а трусливей мыши. Пташк_ ветка дороже золотой клетк_. Солнышко на ел_, а мы ещё в постел_. На пол_ девчонка в белой рубашонк_, в зелёном полушалк_ (Берёза) Рассыпался горох по всей земле, по всей арми__.(Звёзды на небе) Под осинками на кочк__ гриб в малиновом платочк__. В. Негде, в тридевятом царств…, в в тридесятом государств…, жил-был славный царь Дадон. Воевода говорит: «Петушок опять кричит; страх и шум во всей столиц…». Всё в безмолвии чудесном вкруг шатра; в ущель… тесном рать побитая лежит. Мать и сын теперь на вол…, видят холм в широком пол…, море синее кругом. Снова восемь дней проходят - люди в страх… дни проводят. «За такое одолженье, говорит он в восхищень…, волю первую твою я исполню, как свою». Перед мёртвою царевной братья в горест… душевной все поникли головой. Воротился старик ко старух…, у старух… новое корыто. Пушки с пристан… палят, кораблю пристать велят. Весь сияя в злат…, царь Салтан сидит в палат… на престол… и в венце, с грустной думой на лице. Задание 74. В каждом ряду выдели слово, которое помогает проверить окончания в других словах. На сирен__, в помощ__, в степ__, в гаван__. В пьес__, на грядк__, о песн__, о рук__. На плеч__, в портфел__, на роял__, о картофел__. По улиц__, к стен__, по дорожк__, к свёкл__.
Задание 75. Какие окончания и почему пишутся на месте пропусков в словосочетаниях ПОБЫВАТЬ В МУЗЕ __, ИДТИ ПО АЛЛЕ__, СНИМАЛИСЬ В СЕРИАЛ__, ВСПОМИНАТЬ О ПОЕЗДК__, ДЕРЕВЬЯ В ИНЕ__, ЛЕЖАЛ НА КРОВАТ__, ЛИСТЬЯ НА ЯСЕН__, ЦВЕТЫ НА ВИШН__, ПРОШЛИ ПО ПЛОЩАД__, СПРЯТАТЬ В САРА__, РАССКАЗАТЬ О ТЮЛЕН__, ПРИЕХАТЬ В ТРАМВА__, КУПАЛИСЬ В РЕЧК__, ОКАЗАЛИСЬ В УЩЕЛЬ __? 1) Окончание И, так как это сущ. 2 скл. в предложном падеже. 2) Окончание Е, так как это сущ. 2 скл. в винительном падеже. 3) Окончание И, так как это сущ. 3 скл. в предложном падеже. 4) Окончание Е, так как это сущ. 2 скл. в предложном падеже. 5) Окончание И, так как это сущ. 2 скл. в дательном падеже. 6) Окончание Е, так как это сущ. 1 скл. в дательном падеже. 7) Окончание Е, так как это сущ. 1 скл. в предложном падеже. 8) Окончание И, так как это сущ. 3 скл. в дательном падеже.
Задание 76. Из данных слов составь и запиши словосочетания с предлогами. Образец: Побывать, Ярославль. – Побывать в Ярославле. Ягоды, рябина. Вспоминать, случай. Тетради, портфель. Спасти, гибель. Рассказ, герой. Листья, тополь. Сделать, сталь. Плоды, яблоня. Холод, апрель. Мечтать, поездка. Ехать, олень. Спускаться, лестница. Читать, библиотека. Праздник, январь. Приехать, трамвай. Вернуться, столица. Идти, аллея. Легенда, герой. Скакать, лошадь.
*Задание 77. Как можно разделить данные слова на две, три, четыре группы? 1)Кирпич, о вьюге, морозы, лещ, глухость, о Пушкине, змеи, к товарищу, на пляже, чижи, в роще, такси, уши, из картофеля, щи, кремы, по полям, в Москве, для кенгуру, облака. 2) Щипцы, горечь, змея, колесница, почта, рать, агенты, о грусти, опасность, к Твери, тире, в праздники, гонец, для суфле, забияка, в ателье, воевода, крик, латы, в речку.
Задание 78. Выдели слова со значением признака предмета. 1)Котёнок Мурзик был серый, пушистый, а глаза у него были большие, зелёные. 2) У Бобки были замечательные штаны: зелёные, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался: Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские! 3) Плачет Киска в коридоре, у неё большое горе: злые люди бедной Киске не дают украсть сосиски. 4)Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо: «Я сегодня поймал было рыбку, золотую рыбку, не простую; по-нашему говорила рыбка, домой в море синее просилась». 5) Поверх текучих вод лебедь белая плывёт. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный, что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» - говорит она ему.
Задание 79. Отгадай загадки. Выдели в них слова со значением признака предмета. Конь стальной, хвост льняной. Маленький, пузатенький, рябенький, зелёненький, ходит босиком. В деревянной рубашке чёрная душа. Белая вата поплыла куда-то. Маленький мужичок – костяная ручка. Не драгоценный камень, а светится. В новой стене, в круглом окне, днём стекло разбито, ночью вставлено. Отгадки: Прорубь, облако, игла, нож, веник, карандаш, лёд.
Задание 80. Допиш |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.8.68 (0.021 с.) |