Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А как и Почему звали в этой повести художника, музыканта, механика, астронома, поэта, охотника.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(Цветик, Пулька, Гусля, Стекляшкин, Винтик, Тюбик) Задание 44. Почему в нашей области речки и озера носят такие названия? Озёра Глубокое, Круглое, Щучье, Великое, Песочное, Ямное. Реки Ворчала, Каменка, Чёрная, Сосница, Любушка. Задание 45. Продолжи список птиц с «говорящими» названиями. Как ты думаешь, почему этих птиц так назвали? Зяблик, кедровка, снегирь, вертишейка, глухарь, кряква, пестрянка. Задание 46. Вспомни 5 растений с «говорящими» названиями. Задание 47. Что общего в составе приведенных слов? Укажи слова, от которых они образованы. Самовар, руководить, листопад, домоводство, ледоход, частокол, пешеход, нефтепровод, птицеферма, мухомор, птицелов, Мойдодыр. Задание 48. Приведи по три - пять сложных слов, в которых есть указанный корень. 1. Ход-, воз -, лет- 2. Красн-, снег-, лёд- 3. Вод-, рыб-, сам-. Задание 49. От каких слов образованы данные, что у них общего? Можешь ли ты продолжить список слов? Хрюкнуть, кукарекать, гавкать. Задание 50. Определи, что общего в образовании и в значении слов в каждой цепочке. 1) Орлиный, лебединый, звериный. 2) Голосочек, росточек, платочек. 3) Поездка, примерка, выходка. 4) Раскроить, расспросить, расчистить. 5) Снежинка, пылинка, изюминка. 6) Добежать, достроить, додумать. 7) Укладчик, разведчик, заказчик. 8) Толкнуть, брызнуть, прыгнуть. Задание 51. Найди третье лишнее, объясни, почему ты выделяешь как лишнее именно это слово. 1)Сдался, здешний, сговор. 2) Пояс, поезд, посуда. 3) Проход, прабабушка, проезд. 4) Здравый, сдавший, скорый. 5) Возчик, возглас, возраст. 6) Роскошь, росточек, роспись. 7) Длинный, гусиный, истинный. 8) Ленточка, шуточка, клеточка. 9) Стульчик, зайчик, перчик. 10) Грузчик, лимончик, барабанчик. 11) Холодец, мудрец, хитрец. 12) Столетний, столик, столовая. 13)Гусеница, гусыня, гусёнок. Задание 52. Какие суффиксы надо прибавить, чтобы из данных слов получились имена существительные, обозначающие детёнышей: заяц, медведь, буйвол, олень, лиса, белка. что-то маленькое: забор, гриб, стакан, рукав, город, блин. человека с каким-то качеством: хитрый, мудрый, глупый, храбрый. какое-то качество: нежный, осторожный, глупый, влажный. заросли растений: осина, цветы, малина, орех, ель предмет, о котором говорят ласково: солнце, пятно, изба, горло, перо, зима, голос, стекло, сказка, ветка, трава. человека, о котором говорят ласково: друг, Саша, дед, дочь, Маша, брат. Задание 53. Выдели суффиксы в приведенных слова х и укажи, что у них общего. 1) Строитель, циркач, библиотекарь, журналист, буфетчик, чтец, пильщик, электрик, шахтёр. 2) Ткачиха, барабанщица, рыбачка, атаманша, кружевница, радистка, чтица, директриса. Задание 54. Во всех ли словах в цепочке слов есть указанный суффикс? К – книжка, будка, шубка, собака, шапка, шутка, чайка, щёлка. ОК – лесок, чулок, дружок, коробок, песок, ветерок. АРЬ – словарь, государь, зажарь, пекарь, библиотекарь. УН – драчун, тайфун, коршун, лгун, хвастун, опекун. ЧИК - рассказчик, пончик, блинчик, мальчик, журнальчик, лётчик. ЕЦ – глупец, тунец, чтец, перец, танец, горец, отец, скворец, скупец. ЯН – льняной, румяный, масляный, серебряный, пряный, глиняный. ИН – гусиный, графин, дядин, дельфин, пчелиный, бабушкин, кувшин. Задание 55. От данных слов образуй имена прилагательные, то есть слова со значением признака. Запиши словосочетания с получившимися словами. Образец: КРАЙ – бескрайние просторы, крайняя дача. Снег, смысл, жизнь, совесть, цвет, отказ, спор.
Задание 56. Перечисли значимые части слов, из которых состоят приведенные слова. ПОМАРКА, ГДЕ, ОТЪЕДУ, СТЕБЕЛЬ, КАК, ШКОЛА, ТОГДА, ПОДВОДНИК, ПРОСТОРНЫЙ, ОКНО, ПРИВОДИТ, ЗУБАСТЫЙ, ФРУКТЫ, ПЕРЕМЕНА, УГОЛОК, КАЛЕНДАРЬ, ДОМ, СЪЕМ, ВЬЮГА. 1)Приставка, корень, окончание 2) Приставка, корень, суффикс, окончание. 3) Корень, окончание. 4) Корень, суффикс, окончание. 5) Корень. Задание 57. Какие слова имеют такой же состав, что и указанное слово? ПРОБЕЖКА -посуда, побелка, полоска, поздний, окраска, юность, застава. ПРИВОЗ - затрата, подарок, напор, посуда, залив, заработок, выход. ОТРЫВОК - обувщик, обманщик, подделка,очередной, ошибка,закуска. ГЛУПОСТЬ – припухлость, мячик, одеяльце, примерка, низина, зонтик, земляной, скорость. ПОДСКАЗКА – поломка, обходчик, подаришь, выдержка, обидчик, неделька. СЕРЫЙ – мышь, грязный, село, чаща, зелёная, глаз, глядит, ложка, чистое. РАЗМЁТКА – поездка, выигрыш, раскройщик, разность, обменный, вылазка. ПРОВОДНИК – противник, отвёртка, причуда, подставка, пригорок, схватка. ПАРОХОДИК - садовод, одноклассник, прабабушка, дымоходный, гололёд. *Задание 58. В словарях современного русского языка больше всего слов с начальной буквой П. Как это связано с составом слов? Задание 59. «Собери» слово из морфем, выделив их в указанных словах. Корень из слова ЦЕНА, приставка – из слова ОЧЕРК, суффикс и окончание из слова ТЕТРАДКА. Корень из слова ЗАДУМКА, приставка – из слова ПРИЕЗД, суффиксы из слова СЛОМАНА и окончание из слова РЫБЫ. Корень из слова ЛЕТЧИК, приставка – из слова ПЕРЕЛЕЗ, суффикс и окончание из слова СНЕЖНЫЕ. Корень из слова СВЕРХПРОЧНЫЙ, приставка – из слова НЕЯРКИЙ, суффикс из слова ЖАДНОСТЬ и окончание из слова РЕЧЬ. Корень из слова ХВОСТАТЫЙ, приставка – из слова БЕЗДЕЛЬНИК и окончание из слова КРАСНАЯ Корень из слова ВОРЧУН, приставка – из слова ЗАЕХАЛ, суффиксы из слова ПРОЧИТАЛИ и окончание из слова СТОЛ. Корень из слова МЕСТЕЧКО, приставка и суффикс– из слова РАЗЛЁГСЯ и окончание из слова ВЫРУЧИТ. Корень из слова ЛЕСНИК, приставка – из слова ПОДНЕБЕСНЫЙ, суффикс из слова ПРИГОРОК и окончание из слова ОРЕХ. Задание 60. Какие слова неверно разобраны по составу? Звер-ин-ец, бел- оч-к-а, барабан- щик -, о-бед- а-ть, вы-кройк -а, рос-кош-н-ый, посад-к-и, без-билет-н-ый, под-орж-ник-, голов-уш-к-а, со-сед-к-а.
*Задание 61. Что необычного в выделенных словах, от каких слов они образованы? Дядистёпиного роста двигается гражданин. (С. Михалков) Ну и снегу намело – Ослепительно светло! На ресницу полкило! Воробействует, синичит Всё залепит снеготрепет, Снегоулиц снегота. Он простор великолепит -(Ю.Мориц) Глупые козы, прячьте козлят: по лесу грозно идёт шишкопад! (Г.Граубин) В стране Хохотании жили смеянцы, любили смеянцы веселье и танцы, и просто смеяться любили смеянцы. Г.Сапгир) Задание 62. Какие слова можно «собрать» из приведенных морфем? Запиши десять таких слов. Корни слов: вод, бег, сто, пиш, рук, мест, зем (земл), глуп. Приставки: до, вы, без(бес), за, не, от, под, пере. Суффиксы: н, к, ян, ист, чив, ну, е, ств. Окончания: ый, а, о, ое, ой, нулевое окончание. Морфология Задание 63. К данным словам подбери определения, укажи род имен существительных. Образец: Шоссе - широкое шоссе (ср. р.) 1)Пропасть, лебедь, глушь, край, кафе, молодёжь, роскошь, фамилия, жюри. 2) Оттепель, счастье, помощь, клей, горечь, метро, рожь, здоровье, прелесть. Задание 64. Запиши данные слова в единственном числе, подбери к ним определения. 1) Лучи, вещи, ветви, борщи, тополя, глупости, такси, силачи, портфели, аллеи, шофёры, времена, голуби. 2) Бандероли, тюлени, смерчи, яблони, рояли, туфли, имена, помидоры, эскимо, слесари, грачи, беспорядки. Задание 65. Спиши слова в таком порядке: не имеющие формы множественного числа, затем не имеющие формы единственного числа, затем остальные. Сливки, молодёжь, ботинки, очки, хвоя, сахар, банты, качели, молоко, ножницы, Россия, сыновья, шерсть, дети, родня, Карпаты, счастье, мрамор, каникулы, дрожжи, туфли, кремы, щи. Задание 66. Выпиши сначала существительные первого склонения, затем второго, наконец, третьего. Тушь, ясень, табель, дедушка, глазурь, свёкла, терпение, кремль, осень, вафля, сирень, кресло, шампунь, нежность, аллея, ружьё, басня, якорь, западня, мощь, юноша, муравей, силач, журавль, дрожь, авиация. Задание 67. К приведенным словам подбери синонимы другого склонения. Образец: Ураган (2) – буря(1) Отечество, наступление, неудача, зной, луна, работа, мощь, неправда, покой. Задание 68. К приведенным словам подбери антонимы того же склонения. Образец: Радость (3) - печаль. Храбрость, мужчина, бедняк, вдох, вопрос, выигрыш, закат, мудрость, плюс, нагревание, плач. Задание 69. К приведенным словам подбери антонимы другого склонения. Образец: День (2) – ночь (3) Болезнь, богатство, похвала, измена, веселье, утро, война, гибель, юноша, грязь. Задание 70. Запиши словосочетания, дописывая окончания. Говорили о зеркал_, о стал_, о спартакиад_, о портфел _, о поросл_. Находились в музе_, в башн_, в пол_, на отмел_, в Рязан_, в театр_, на топол_, в кухн_. Рассуждаем об утвар_, об иде_, о погод_, о новост_, о работ_, о пьес_. Шли по улиц_, по площад_, по алле_, по деревн_, по площадк_, по пустын_, по пристан_. Прибыли на самолёт_, на автомобил_,на электричк_, на трамва_. Задание 71.. Определи падежи выделенных имен существительных. Лисица видит сыр. Лисицу сыр пленил. 2) Я отыщу секрет и ларчик вам открою. Вот за ларец принялся он. А ларчик просто открывался. 3) По улицам слона водили, как видно, напоказ. Известно, что слоны в диковинку у нас, - так за слоном толпы зевак ходили. 4) Синица на море пустилась: она хвалилась, что хочет море сжечь. 5) С разбором выбирай друзей. Что может приятней быть, как с другом сердце к сердцу жить. (И.Крылов) Задание 72. Определи падежи имен существительных. А. 1)Мальчики взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату. 2) Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. 3)Зайку бросила хозяйка, под дождём остался зайка. Со скамейки слезть не мог, весь до ниточки промок. 4) На Арбате, в магазине, за окном устроен сад. Там летает голубь синий, снегири в саду свистят. 5) Осьминог надел перчатки, а тюлень удрал с площадки. 6) Слониху, слонёнка, слона дельфины любили, как братья. 7) Воротился старик ко старухе, у старухи новое корыто. Б. 1) Не проси груш у тополя. 2) Купи поросёнка за грош, посади его в рожь – вот и будет он хорош. 3) В ненастье не унывай, а печаль одолевай. 4)Сеяли рожь, а косим лебеду. 5) В чужом месте как в лесу. 6) Захотел медведь меда, да вспомнил про пчёл. 7) Счёт дружбы не портит. 8) Языком кружево плетёт. 9) Народу служить – не ворон ловить. 10. Чай пить - не дрова пилить. Задание 73. Перепиши пословицы, загадки, фрагменты стихотворений, дописывая окончания. В скобках укажи склонение и падеж. А. Мастерство всегда в почет__. Всё наготове: сани в Казан_, хомут не базар_. На дерев_ выросло, из коробк_ вылезло. (Орех) На грядк_ в заплатк_. (Дыня) В одном бочонк_ два разных пива. (Яйцо) По работ_ и мастера видно. Сам в комнат_, голова на улиц_.(Гвоздь) Кто на Селигер_ не бывал, тот и России не видал. Выше лошад_, ниже собак_. (Седло) Б. ЛенивомуМишк_ всё не до книжки. Что выше лошад_, ниже собаки? (Седло) Сидит на ложк_ свесивши ножки. (Лапша) В тесной избушк_ ткут холсты старушки. (Улей) Вырос до крыш_, а трусливей мыши. Пташк_ ветка дороже золотой клетк_. Солнышко на ел_, а мы ещё в постел_. На пол_ девчонка в белой рубашонк_, в зелёном полушалк_ (Берёза) Рассыпался горох по всей земле, по всей арми__.(Звёзды на небе) Под осинками на кочк__ гриб в малиновом платочк__. В. Негде, в тридевятом царств…, в в тридесятом государств…, жил-был славный царь Дадон. Воевода говорит: «Петушок опять кричит; страх и шум во всей столиц…». Всё в безмолвии чудесном вкруг шатра; в ущель… тесном рать побитая лежит. Мать и сын теперь на вол…, видят холм в широком пол…, море синее кругом. Снова восемь дней проходят - люди в страх… дни проводят. «За такое одолженье, говорит он в восхищень…, волю первую твою я исполню, как свою». Перед мёртвою царевной братья в горест… душевной все поникли головой. Воротился старик ко старух…, у старух… новое корыто. Пушки с пристан… палят, кораблю пристать велят. Весь сияя в злат…, царь Салтан сидит в палат… на престол… и в венце, с грустной думой на лице. Задание 74. В каждом ряду выдели слово, которое помогает проверить окончания в других словах. На сирен__, в помощ__, в степ__, в гаван__. В пьес__, на грядк__, о песн__, о рук__. На плеч__, в портфел__, на роял__, о картофел__. По улиц__, к стен__, по дорожк__, к свёкл__.
Задание 75. Какие окончания и почему пишутся на месте пропусков в словосочетаниях ПОБЫВАТЬ В МУЗЕ __, ИДТИ ПО АЛЛЕ__, СНИМАЛИСЬ В СЕРИАЛ__, ВСПОМИНАТЬ О ПОЕЗДК__, ДЕРЕВЬЯ В ИНЕ__, ЛЕЖАЛ НА КРОВАТ__, ЛИСТЬЯ НА ЯСЕН__, ЦВЕТЫ НА ВИШН__, ПРОШЛИ ПО ПЛОЩАД__, СПРЯТАТЬ В САРА__, РАССКАЗАТЬ О ТЮЛЕН__, ПРИЕХАТЬ В ТРАМВА__, КУПАЛИСЬ В РЕЧК__, ОКАЗАЛИСЬ В УЩЕЛЬ __? 1) Окончание И, так как это сущ. 2 скл. в предложном падеже. 2) Окончание Е, так как это сущ. 2 скл. в винительном падеже. 3) Окончание И, так как это сущ. 3 скл. в предложном падеже. 4) Окончание Е, так как это сущ. 2 скл. в предложном падеже. 5) Окончание И, так как это сущ. 2 скл. в дательном падеже. 6) Окончание Е, так как это сущ. 1 скл. в дательном падеже. 7) Окончание Е, так как это сущ. 1 скл. в предложном падеже. 8) Окончание И, так как это сущ. 3 скл. в дательном падеже.
Задание 76. Из данных слов составь и запиши словосочетания с предлогами. Образец: Побывать, Ярославль. – Побывать в Ярославле. Ягоды, рябина. Вспоминать, случай. Тетради, портфель. Спасти, гибель. Рассказ, герой. Листья, тополь. Сделать, сталь. Плоды, яблоня. Холод, апрель. Мечтать, поездка. Ехать, олень. Спускаться, лестница. Читать, библиотека. Праздник, январь. Приехать, трамвай. Вернуться, столица. Идти, аллея. Легенда, герой. Скакать, лошадь.
*Задание 77. Как можно разделить данные слова на две, три, четыре группы? 1)Кирпич, о вьюге, морозы, лещ, глухость, о Пушкине, змеи, к товарищу, на пляже, чижи, в роще, такси, уши, из картофеля, щи, кремы, по полям, в Москве, для кенгуру, облака. 2) Щипцы, горечь, змея, колесница, почта, рать, агенты, о грусти, опасность, к Твери, тире, в праздники, гонец, для суфле, забияка, в ателье, воевода, крик, латы, в речку.
Задание 78. Выдели слова со значением признака предмета. 1)Котёнок Мурзик был серый, пушистый, а глаза у него были большие, зелёные. 2) У Бобки были замечательные штаны: зелёные, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался: Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские! 3) Плачет Киска в коридоре, у неё большое горе: злые люди бедной Киске не дают украсть сосиски. 4)Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо: «Я сегодня поймал было рыбку, золотую рыбку, не простую; по-нашему говорила рыбка, домой в море синее просилась». 5) Поверх текучих вод лебедь белая плывёт. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный, что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» - говорит она ему.
Задание 79. Отгадай загадки. Выдели в них слова со значением признака предмета. Конь стальной, хвост льняной. Маленький, пузатенький, рябенький, зелёненький, ходит босиком. В деревянной рубашке чёрная душа. Белая вата поплыла куда-то. Маленький мужичок – костяная ручка. Не драгоценный камень, а светится. В новой стене, в круглом окне, днём стекло разбито, ночью вставлено. Отгадки: Прорубь, облако, игла, нож, веник, карандаш, лёд.
Задание 80. Допиши в каждом перечне по два-три слова. Что общего во всех приведённых здесь словах? Цвет: синий, … Материал: стальной, … Форма: треугольный, … Качество: трусливый, … Размер: огромный, … Возраст: юный, … Место: городской, … Время: утренний, … Задание 81. Какие прилагательные характеризуют животных в русских сказках и баснях? Соедини слова из правого и левого столбиков. Волк хитрая, коварная, насмешливая Сорока трусливый, простоватый Заяц рыжая, весёлая, добрая Козлёнок жадный, глуповатый, жестокий Лягушка задиристый Белка хвастливая Лиса сильный, косолапый Медведь болтливая, глуповатая
Задание 82. Узнай хищников – родственников домашней кошки - по их описаниям. Соедини слова их правого и левого столбиков. Какую роль выполняют прилагательные в речи? Снежный, любит поваляться в снегу пантера Пятнистый, самый резвый зверь на земле барс Серебристый лев, прыгучий, ловкий пума Нарядно окрашенный в золотое и чёрное лев Полосатый, умный, осторожный гепард Пятнистая, на ушах кисточки,с коротким хвостом тигр Чёрная, гибкая, коварная леопард Задание 83. Узнай предметы по их описаниям, запиши словосочетания. Жгучая …, круглое румяное…, сладкий липовый …, родной любимый …, синий воздушный…, сказочная …, прыгучий…, вкусные, наваристые …. Задание 84. Замени приведенные выражения словосочетаниями «прилагательное + имя существительное». Образец: Платье из шёлка – шёлковое платье. Задание на дом, каникулы летом, край с лесом, шапка из меха, тишина ночью, лето с дождями, грядки помидоров, небо со звёздами, варенье из слив, стихи Пушкина, будка для собаки, звонок в школе. Задание 85. Допиши словосочетания, отметь суффиксы, которые содержатся в словах со значением признака. Образец: Пушистый - пуш ист ый снег. Зимний, деревянный, журавлиный, меховой, английский, лесистый, дождливый, низкий, кожаный, единственный, медовый.
Задание 86. Какие суффиксы нужно прибавить к словам, чтобы получились имена прилагательные? Запишите словосочетания с прилагательными. Образец: Зверь – зверский (суффикс СК) аппетит. Сила, Русь, снег, бег, полк, стекло, деревня, кожа, пчела, обед, дуб, клюква. Задание 87. Какие суффиксы нужно прибавить, чтобы от данных слов со значением признака образовать имена существительные? Образец: Глупый – глупость, глупец. Упрямый, толстый, пёстрый, белый, дешёвый, масленый, холодный. Задание 88. Перепиши тексты, раскрывая скобки и согласуя прилагательные с существительными. А. Жил да был на (белый) свете Миши (бурый) здесь нет. Медвежонок (белый) Петя. Петя шел, шел, шел, Он не ел, не пил, не спал: К лесу (темный) пришел, Мишу (бурый) искал. Повидался с (бурый) братом Но везде один ответ: И пошел к себе обратно.
Б.Было у песни (весенняя) начало, Он ей придумал (весёлый) конец, Песне (весенняя) конца не хватало. С песней (весенняя) к нам прилетел, Песню (весенняя) слышал скворец - Песню о песне (весенняя) пропел. Задание 89. В названиях стихотворений Ю. Мориц выдели имена прилагательные, то есть слова со значением признака. Хохотальная путаница. Море чудес. Ёжик резиновый. Зеленеет лук в воде. Счастливый жук. Большой секрет для маленькой компании. Идёт весна по городу. Малиновая кошка. Домик с трубой. Очень задумчивый день. Пузатый чайник. Замечательная клякса. Усатый стручок. Задание 90. Вспомни 10 сказок, стихотворений, рассказов, в названиях которых содержатся прилагательные. Запиши эти названия. Задание 91. Какие местоимения встречаются в приведенных примерах? А. С виду мы не очень схожи: Петька толстый, я – худой. Не похожи мы, но всё же Нас не разольёшь водой. Дело в том, что он и я – Закадычные друзья. (Б. Заходер) Б. 1) Я одна шью, а все порют. 2) Вот вернётся к нам весна – чем подарит нас она? 3) «Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» - «В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил, всё видел, высмотрел» 4) Ворона каркнула во всё воронье горло: сыр выпал – с ним была плутовка такова. 5) Механик наконец устал, от ларчика отстал и, как открыть его, не догадался. 6) Кто обезьян видал, тот знает, как жадно всё они перенимают. Задание 92. Из какого произведения примеры? Кто произносит приведенные фразы? Какие местоимения встречаются в них? Б.1) Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы, поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой: будь одна из вас ткачиха, а другая повариха. 2) Не губи ты нашу душу: выплесни ты нас на сушу! 3) Ввек тебя я не забуду: ты найдёшь меня повсюду, а теперь ты воротись, не горюй и спать ложись. 4) Мы объехали весь свет, торговали соболями, чернобурыми лисами, а теперь нам вышел срок, едем прямо на восток. 5) В море остров был крутой, не привальный, не жилой; он лежал пустой равниной, рос на нём дубок единый, а теперь стоит на нём новый город со дворцом. Задание 93. Найди лишнее слово в каждом ряду слов. Воз, вес, вас, вал. 4) Оно, она, но, их. Я, она, им, о них. 5) Нас, не, над, на. Мне, мни, мну, мнём 6) Вам, ты, о нас, вы. Задание 94. Спиши предложения, раскрывая скобки и употребляя местоимения в нужной форме. 1) Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом, так и быть, изба (вы) уж будет». 2) Эти витязи морские (я) ведь братья все родные. Не печалься же, ступай, в гости братцев поджидай. 3) Вот на берег вышли гости, князь Салтан зовёт (они) в гости, и за (они) во дворец полетел наш удалец. 4) Князь пред (она) стал божиться, что пора (он) жениться, что об этом обо всём передумал он путём. 5) Князь Гвидон тот город правит, всяк (он) усердно славит; он прислал (ты) поклон. 6) Не посмел я взять с (она) выкуп, так пустил (она) в синее море. 7) Князь Гвидон (она) отвечает: «Грусть-тоска (я) съедает. Чудо чудное завесть (я) б хотелось». Задание 95. Какой недочёт содержится в тексте? Исправь его, используя местоимения, чтобы восстановить отрывок из статьи К. Г. Паустовского. Недавно один знакомый мальчик сказал, что ему очень жаль Пушкина. - Почему? - спросил я мальчика. - Потому что при Пушкине ещё не было автомобилей и самолётов. А Пушкин, наверное, очень бы любил носиться на «Москвиче» по сто километров в час. - По сто вёрст, - поправил я мальчика. - При Пушкине ещё не было километров. - А как ты думаешь, Пушкин не побоялся бы полететь на самолёте? -Что ты! Пушкин бы был в восторге от полёта. Пушкин был бы просто безумно счастлив. -А мог бы Пушкин прыгнуть с парашютом? Тут уж я рассердился: - Ну, довольно! Пушкину всё равно не позволили бы этого! Ведь Пушкин мог бы разбиться - кто бы тогда написал «Буря мглою небо кроет»? Задание 96. Составь и запиши словосочетания, включи в них данные местоимения. Форму местоимений можно изменять. Образец: ТЫ – поговорим с тобой. Они, мы, я, вы, она. Задание 97. Запиши несколько названий книг и фильмов, включающих в свой состав местоимения. Задание 98. Подбери к данным словам однокоренные глаголы. Образец: Ссора – ссориться, поссорить. А. Пропуск, смотр, чтение, вечер, борьба, друг, сев, бросок. Б. Вид, надежда, клей, обида, сон, затея, бритьё, смех. Задание 99. Сравни глаголы: полежать, полежу, полежали, полежи. Чем первая форма отличается от других? Почему такая форма называется неопределённой? Задание 100. Выпиши из приведенного текста сначала те глаголы, которые отвечают на вопрос «что делать?», затем глаголы, отвечающие на вопрос «Что сделать?» 1)Разве древний человек, например, в пещерный век мог бы строить, и творить, и нигде не насорить? 2)Для чего мы все растём? Кое-что изобретём! И уж если насорили, извините, подметём! 3) Слониха, слонёнок и слон устали стоять в зоопарке, и в море уплыли на синей байдарке слониха, слонёнок и слон. 4) По реке бежит буфет, в нём лежит Большой Секрет, он снимается в кино, всем понравится оно! 5) Князь ступил на двор широкий - что ж? под ёлкою высокой, видит, белочка при всех золотой грызёт орех, изумрудец вынимает, а скорлупки собирает. Изумился князь Гвидон. Задание 101. Найди лишнее слово в каждой цепочке. Что общего в оставшихся словах? Бегаю, бег, бегут, бежите. Думал, придумаю, подумай. Чтение, читать, читаем. Алый, алеет, заалел. Певучий, петь, поёшь, споём. Письменный, письмо, пиши. Задание 102. Спиши примеры, вставляя пропущенные буквы там, где они необходимы. 1) Друзья идут купат_ ся, и плавать, и нырять, на пляже кувыркат_ ся, играть и загорать. Счастье в воздухе не вьёт_ ся, а руками достаёт_ ся. Многих должен страшит_ся тот, кого многие боят_ся. Один год кончает_ся, другой начинает_ся. Лучше споткнут_ся ногою, чем словом. Нечем хвалит_ся, если всё из рук валит_ся. Умел ошибит_ ся, умей и поправит_ся. 2) Что может, ребята, приснит_ся моржу? Никто вам не скажет, а я расскажу. Снят_ся моржу хорошие сны: Африка снит_ся, львы и слоны. Но не пробуй к нему прикоснут_ся, Потому что он может проснут_ся! (Б.Заходер) Задание 103. Определи времена глаголов. А. 1) Я у бабушки спросил: Умеют думать звери? Она сказала: Нет! – Но я ещё проверю. 2) Скоро белые метели снег подымут от земли. Улетают, улетели, улетели журавли. 3) Журча ещё бежит за мельницу ручей, но пруд уже застыл. 4) - Мы только посмотрим, как птичка вьёт гнездо! Посмотрели – птичка испугалась, бросила начатое гнездо. Б. Когда пашут, руками не машут. Поспешишь – людей насмешишь. Труд человека кормит, а лень портит. Мы решили: кто захочет, тот всех нас перехохочет. Мы играли в хохотушки, мы визжали, как свинушки. Выдали даме на станции четыре зелёных квитанции. Вещи везут на перрон, кадают в открытый вагон. Задание 104. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выдели глаголы первого спряжения. Заклею конверт. С разговоров сыт не буд__шь. Выгнали из дома. Снег растаял. Посе__шь укроп. Нужно прийти вовремя. Расстел__шь скатерть. Дождь хлещ__т. Отец на службе задерж__тся. Противники бор__тся. Она обид__тся. Не ла__т, не куса__т, а в дом не пуска__т. Потерянного не ворот__шь. В решете воду не удерж__шь. Задание 105. Составь словосочетания «глагол + зависимое имя существительное» из данных слов. Глаголы употребляй в настоящем, будущем, прошедшем времени. Образец: Одеть, малыш - одену малыша. Плавать, бассейн. Готовиться, поездка. Мечтать, отдых. Отказать, помощь. Дружить, одноклассники. Оказаться, пристань. Встретиться, неделя. Побывать, зоопарк. Надеть, шапка. Не отходить, мать. Сшить, фланель. Задание 106. Перепиши предложения, дописывая окончания глаголов 3-го лица множественного числа. Где стро _ т, там и ро_ т. 2) Горьким леч_тся, сладким – калеч_тся. 3) Пашню паш_т - руками не маш_т. 4) По одному поступку суд_т о девяноста девяти других. 5) Обычно осужда_т то, чего не понима_ т. 6) Алмазы в грязи не та_т. 7) Стел_ т да мер_т, врут да плетут. Задание 107. Допиши предложения по образцу. Что делают люди разных профессий? Образец: Врач лечит больных. Тракторист…. Мельник …. Поэт …. Шофёр …. Хлебороб …. Художник …. Таксист …. Пожарный …. Диктор …. Композитор …. Задание 108. Перепиши предложения, дописывая окончания глаголов. В скобках укажи спряжение глагола. Кто кого обид_ т, тот того и ненавид_ т. Не та собака куса_ т, что ла_т, а та, что молчит да хвостом виля_ т. Мир стро_т, а война разруша_ет. Всё перемел_ тся – мука буд_ т. Кто се_ т ветер, пожнёт бурю. Много вид_т, да мало смысл_т. Услыш_шь – забуд_шь, увид_шь – запомн_шь, сдела_шь – узна_шь. Как постел_шься, так и высп_шься. В решете воду не удерж_шь. За чужим погон_шься – своё потеря_шь. Кто не игра_т, тот и не выигрыва_т. Днём раньше посе_шь – неделей раньше пожнёшь. Не догон_шь и конём, коль опозда_шь одним днём. Задание 109. Много лет назад известный ученый Л. В. Щерба предложил своим ученикам «перевести» на русский язык искусственное предложение: Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.71 (0.015 с.) |