Как можно понять эту фразу. Какие части речи можно выделить в ней. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как можно понять эту фразу. Какие части речи можно выделить в ней.



Задание 110. К каким из приведенных слов можно подобрать определения? К какой части речи эти слова относятся?

Слабый, ослабеть, слабость, хождение, приходили, огонь, огненный, животное, чудесный, чудовище, о черепахе, запрещаю, сочинять, сочинение.

Задание 111. Как можно разделить приведённые здесь слова на две, три, четыре группы?

Десяток, для чтения, пришёл, пони, большое, лебедь, он, хоккей, о гордости, медведь, метели, совесть, в Москве, кенгуру, созвала, с ними, сильный.

 

Задание 112. Выдели неверные утверждения, исправь ошибки.

1. Существительные изменяются по родам, числам, падежам.

2. Есть падеж, который не может жить без предлогов.

3. Все имена существительные изменяются по падежам.

4. Глагол ВИДЕЛ изменяется по лицам и числам.

5. Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе, падеже.

6. Имена прилагательные связаны в роде и числе с глаголами.

7. Имена прилагательные – это неизменяемые слова

8. В русском языке три спряжения глаголов.

9. Глагол ВЫСП__ШЬСЯ 1 спряжения, так как его инфинитив – ВЫСПАТЬСЯ (на –ать).

Задание 113. Найди лишнее слово в каждом ряду слов.

1) Арбуз, дыня, слива, клюква.

2) Платья, юбки, сарафаны, шорты.

3) Тренеры, тренировка, тренироваться.

4) С ними, его, ты, меня.

5) Счастье, Волга, беготня.

6) Густой, чистота, добрый, пухлый.

Орфография

Задание 114. Составь словосочетания с данными словами, выдели корни слов.

Чистота – частота, посидеть – поседеть, зализать – залезать, спиши – спеши, скрипеть – скрепить, прожевать – проживать, примерять – примирять, заколоть – закалить.

Задание 115. Как по-разному можно записать приведенные здесь слова? Составьте словосочетания с каждой парой слов.

Зап…вать. Отв…рить. Л…са. Об…жать. Разр…дить. Пол…скать.

Задание 116. Перепиши слова, подчеркни буквы безударных гласных. Обозначь корни слов, в скобках укажи проверочные слова.

1. Колючий, далеко, лебединый, цветок, плескаться, трещать, украшал.

2. Тропинка, кормлю, уплотнить, грошовый, выпекать, падение, вывод.

3. Уцелеть, шестёрка, слепой, пятачок, угрожал, волжанин, бросать.

Задание 117. В каких рядах слов на месте всех пропусков пишется буква А?

Гости зач…стили. Сильно хр…мал. Укр…шали зал.

Заг…сил свечу. Пов…рёнок. Зап…сают на зиму. К…лючий шиповник.

Расп…хнула окно. Пок…рать нарушителя. Д…льняя д…рога.

Ст…кан воды. Писала к…р…ндашом. Сп…сибо за помощь.

Стр…шится грозы..Игрушечный п… ровоз. В в…гоне метро.

Задание 118. В каких рядах слов на месте всех пропусков пишется

Буква О?

Склонил г…лову. Бойкий вор…бей. Пок…рили вершину.

Б…льшой чем…дан. Нарвали …гурцов. …квариум с рыбками.

Задр…жал от страха. Зелёный под…рожник. С…седний участок.

Съели с …ппетитом. Спелые яг…ды. Диван-кр…вать.

Задание 119. В каких рядах слов на месте всех пропусков пишется буква Е?

П…чальная улыбка. Получил п…тёрку. Гром прогр…мел. Добавь ч…снока.

П…рочинный ножичек. Кр…постные крестьяне. Пот…рял много времени.

Глаза сл…паются. Надо прич…саться. Крик п…туха. Учит…ль рисования.

В…сёлый смех. Страшная т…снота. Насл…дил в прихожей. Тр…скучий мороз.

Задание 120. В каких рядах слов на месте всех пропусков пишется буква И?

Белая б…рёза. Косолапый м…дведь. Трудный …кзамен.

Птенцы п…щат. Африканские ж…рафы. Аккуратная зап…сь.

Солёная с…лёдка. Дневник уч…ника. Р..бина покраснела.

Вкусный п…рожок. Зима прибл…жается. Кран отв…нтили. До св…данья!

Задание 121. В каких рядах слов на месте всех пропусков пишется буква Я?

Серый за…ц. Зав…зать по…с. Положи таблетку под …зык.

Зимний мес…ц. Св…зала свитер. Подн…лась м…тель.

По…вляются рисунки на окне. Т…жело в учении. По…сни задание.

Не огл..лывайся на нас. В орешке …дро. Св…зка книг.

Задание 122. Перепиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках запиши проверочные слова.

А. 1) С…рдитая х…зяйка взяла свою м…тлу и вым…ла из кухни дерущихся к…тят. 2) Ещё в…сной Лиса незаметно подкралась в выв…дку утят и схв…тила Серую Шейку. 3)На п…лянке, у тр…пинки, проб…ваются тр…винки. С бугорка ручей б…жит, а под ёлкой снег л…жит. 4)Всё м…лчит - з…мля и небо, т…шина у всех д…рог. Вкусно пахнет свежим хлебом на току соломы стог. 5)Но вот к…нчается дорога дальняя, з…мли касается зв…зда кристальная.

Б. 1) Посп…шишь – людей насм…шишь. 2) На дв…ре г…рой, а в избе в…дой. (Снег) В…сной в…селит, летом х…лодит, ос…нью п…тает, зимой согр…вает. (Дерево) Ж..вёт – л..жит, а умрёт – б…жит. (Снег) Осенью не ув…дает, зимой не проп…дает. (Ель) Л…тит – г…ворит, а сядет – м..лчит. (Оса) Воды не стр…шусь, огня не б…юсь. (Глиняный горшок) Мал…нькая с…бачка всё поле об…жала. (Серп) Есть дер…во о ч..тыре дела: первое дело – мир осв…щает, другое дело – крик ут…шает, третье дело – б…льных исц…ляет, ч…твёртое дело – ч…стоту соблюдает. (Берёза)

Задание 123. Запиши по 3-4 слова, для которых данные слова будут проверочными.

Образец: ДОМ – домашний, домовой, домовничать, одомашнить.

Свет, бег, ход, лес, тряска, один, явный, смех.

Задание 124. Найди третье лишнее слово в каждой цепочке слов.

Перелесок – лисонька – лесной. Полоть – поле – Полкан.

Водичка – подводный – приводил. Горе – пригорок – горький.

Замирал – помирились – мирный. Тоня – тон – интонация.

Поле – полочка – полюшко. Голубятня – голыш – голубка.

Пахарь – запах – пахучий Удав – давно - давление

Задание 125. Спиши слова, располагая их по алфавиту. Подчеркни буквы, которые требуют запоминания.

А. Инженер, космонавт, директор, командир, агроном, доярка, шофёр, столяр, повар, электрик, укротитель, парикмахер, кондитер, машинист, комбайнёр, оператор, журналист.

Б. Голубой, белоснежный, тёмно-синий, бордовый, бледно-зелёный, яркий, алый, коричневый, лиловый, багровый, чёрный, светло-оранжевый, фиолетовый, бирюзовый.

В. Суббота, касса, перрон, хоккей, коллекция, жужжать, Россия, аккорд, тонна, грамм, ванна, группа, ссора, металл, грамматика, гиппопотам, теннис, кросс, коллектив, пассажир, аллея, шоссе, аппарат, сумма, аккуратно.

Задание 126. В каких словах нет условий для написания разделительного знака?

С…узить юбку. Пред…явить права. Сош…ём костюм. С…экономить средства. До…едем до места вовремя. С…ёжиться от холода. От…ужинать с друз…ями. По…езжай за нами. Об…единим усилия. Без…аварийная работа.

Задание 127. В каких рядах слов на месте всех пропусков пишется разделительный мягкий знак?

1) Обез…янка, с…ёмный, нав…ючить.

2) С лошад…ю, звер…ё, разоб…ются.

3) Об…ездчик, кар…ер, в…ётся.

4) Без…ухий, комп…ютер, с колос…ями.

5) Ноч…ю, зав…ёт, зуб…я, осен…ю.

6) Сер…ёзный, лис…я, по…ёрзал.

Задание 128. Перепиши пословицы и загадки, вставляя пропущенные буквы. Графически объясни орфограммы.

А. Из чаши п..ют, иглою ш…ют, а плет…ю б…ют. В добром жит…е сами кудри в…ются, в худом – секутся. Пословицы не обойти, ни об…ехать. Сам с вороб…я, а сердце с кошку. Отол…ются волку коровьи слёзки. Пока зайца уб…ют, вола с…едят. Не привыкай к бездел..ю, учись рукодел…ю. Счаст…е в воздухе не в…ётся, а руками достаётся. Кто смел, тот и с…ел. Дружба крепка не лест…ю, а правдой и чест…ю. Каков ствол, такие и суч…я. Горе на чужой стороне без… языкому. Знает кошка, ч..ё мясо с..ела.

Б. Не всё б…ёт, что гремит. Где песня л..ётся, там легче живется. Люди с лихост…ю, а Бог с милост…ю. Был конь, да из…ездился. Кукушка своего гнезда не в…ёт. Нашёл да не об…явил – всё равно что утаил. День меркнет ноч…ю, а человек печал…ю. Шёлком по рогоже не ш…ют. Не за то волка б…ют, что сер, а за то, что овцу с…ел. Во всяком подвор…е свои повер...я. Лиса живет хитрост…ю, а заяц прыткост…ю. Когда на бой с…езжаются, родством не считаются.

 

Задание 129.Прочитай текст песенки из радиопередачи «Радионяня». О каком способе проверки непроизносимых согласных в ней говорится? Знаешь ли ты другой способ проверки таких согласных?

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно вам…

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять,

Чтоб за звуком непонятным

Гласная стояла.

Задание 130. Подбери проверочные слова к данным, запиши их вместе с проверяемыми в составе словосочетаний. Какие слова невозможно проверить?

Образец: Чудесный. Чудесный случай – чудеса.

А. Опасный, грузный, поздно, устный, участвовать, доблестный, живописный, здравствовать, шествовать, костный, послать, постлать, запасливый.

Б. Лепестки, злостный, вкусный, властный, страстный, ненастный, прописная, яростный, местный, частный, расчистка, напрасно, лепестки, лестница.

В. Гигантский, древесный, крепостной, звёздный, завистливый, свистнуть, объездчик, интересный, пастбище, постный, чувствовать, тростник.

Задание 131. Образуй от данных слов прилагательные или глаголы, запиши их в составе словосочетаний.

Образец: Лесть – лестный отзыв.

А. Отвес, прелесть, кость, запас, область, хвастать, капуста, весть, узда, место, интерес, свист.

Б. Трость, лес, ужас, радость, пасти, вкус, хруст, злость, опасаться, ненастье, звезда, грусть, гигант, честь.

Задание 132. Перепиши примеры, вставляя буквы непроизносимых согласных там, где они должны писаться.

Лежебоке и сол… це не в пору всходит. Беда завис…ника в его зависти. У кого на сердце ненас… но, у того и в ясный день дождь. Блес…нул мороз, и рады мы проказам матушки-зимы. Спортсмены нашей школы уча…ствовали в городской спартакиаде. Детвора ждёт праз…ника и радос… ных встреч с артистами цирка. Челкаш почу…ствовал раздражающее жжение в груди. Мечтой то грус…ной, то прелес… ной его встревожен поз…ний сон. Только труд – всему основа, чес…ный труд люд…ской. Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелес…ный, пора, красавица, проснись. И ше…ствуя важно, в спокойствии чинном лошадку ведёт под уз…цы мужичок. Дуют ветры ярос…ные, гонят лодки парус…ные.

 

*Задание 133. Как правильно?

Л или ЛЛ: а…юминий, идти по липовой а… ее, большое ко…ичество, новогодний ба…, картинная га… ерея, ко… ектив фабрики, ехать на тро… йбусе, ко…екция марок.

К или КК: а…уратный почерк, хо… ей с шайбой, играл на а… ордеоне, боролись с о… упантами, плавал с а… валангом.

М или ММ: програ… а конференции, разрешить пробле… у, дра…а Чехова, гу… анный подход, указать су… у, играть га… ы.

Н или НН: настольный те… ис, изготовил па… о, газовая коло… ка, телевизионная анте… а, купать в ва… е.

Б или ББ: оранжевый а… ажур, а…онент телефонный сети, начать с а… заца.

С или СС: па… ажиры поезда, коми…ия в школе, ба… ейн Волги, известная поэте…а, актри…а и режи…ёр Малого театра, ру…кий характер, новая пье…а, морской де… ант, ма… а забот, торт на де…ерт.

П или ПП: э… идемия гри…а, наша гру…а, съел с а…етитом, э… играф к повести, телефонный а… арат, красочная а…ликация, домашняя а…тека.

Р или РР: строили ба… икады, длинный ко… идор, железнодорожный пе… он, узкая те…аса, борьба с те… ористами.

Т или ТТ: легкая а… летика, а… естат зрелости, а… ракционы в парке, отбили а…аку, убеждённый а… еист,

Ф или ФФ: су…иксы глаголов, де… ект речи, наказание а…еристу, воевал в А… ганистане, пригласил в о… ис, шумовые э… екты.

 

Задание 134. Должны ли быть на месте пропусков удвоенные согласные? Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Без гра… атики не выучишь и математики. Стыдно быть малогра… отным в век компьютеров. В су…отнике приняли участие учащиеся как старших, так и начальных кла… ов. Это было место, где шо… е кончилось и началась те…итория лесничества. Спектакль закончился, и зрители долго а…лодировали артистам и режи…ёру. Противник начал ма… ированный обстрел приграничной те… итории. Друзья встретились на конечной остановке тро… ейбуса, в сквере с а… уратно подстриженными кустами жасмина. Па… ажиры вошли в вагон, и пе… он опустел. Вот вам телегра…а от ги… опотама. Ко…ичество корней в ру… ком языке намного превосходит число приставок.

Задание 135. Соедини определения и имена существительные, запиши словосочетания.

Разрушительный рожь

Футбольный вещь

Скорая ложь

Колючий нож

Тёмная речь

Непромокаемый врач

Искусный ночь

Русская плащ

Острый ёж

Наглая помощь

Ненужная матч

Густая смерч

 

Задание 136. Составь словосочетания: употреби имена существительные в форме единственного числа, допиши к ним определения.

Образец: Мыши – юркая мышь (ж.р.)

Дочери, ключи, броши, мячи, камыши, грачи, завучи, москвичи, обручи, лещи, палачи, падежи, товарищи.

Задание 137. Спиши, употребляя глаголы в форме прошедшего времени.

Образец: Наступит ночь – ночь наступила.

Молодежь учится. Плащ не спасает от дождя. Ландыш расцветает в мае. Мяч укатится. Помощь придет вскоре. Луч солнца пробьется. Лесная дичь здесь не водится. Кирпич готовится заранее.

Задание 138. Найди лишнее слово в каждом ряду слов, объясни свой выбор.

Рожь, речь, силач.

Много задач, дрожь, нет дач.

Мятеж_, огромная бреш_, несколько неудач_.

Фальшь, ложь, читаешь, чушь.

Роскошь, придёшь, горечь, сушь.

Задание 139. Запиши предложения, дописывая, где нужно, мягкий знак.

День да ноч_ - сутки прочь. Острый меч_, да некого сечь. Идет дождь – несет он рож_. Ходит силач_, а за ним копач, добывает калач_. (Трактор) Умная лож__ лучше глупой правды. Вечером на землю слетает, ноч__ на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса) В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня, богач__ не велик, а орешками наградит. (Лещина)

Задание 140. Перепиши примеры, раскрывая скобки. Подчеркни глаголы, которые не употребляются без НЕ.

(Не) навижу ложь; друзья (не) поссорились; бабушке (не) здоровилось; (не) почувствовал фальши; (не) взлюбила пасынка; (не) возражал никому; (не) выучил полностью; (не) годовал по поводу поступка соседа; (не) хотелось просыпаться; во время сессии студенты (не) досыпали и (не) доедали; от помощи (не) откажусь; посетители выставки (не) доумевали, рассматривая картины; (не) торопись делать выводы.

Задание 141. Укажи слова, которые нельзя перенести со строки на строку.

А. Ядро, осень, ливень, йогурт, гроздь, объём, итог, чайка, яма, сдать, яхонт.

Б. Здесь, съесть, октябрь, дойка, океан, лишь, слезть, какой, идея, ветвь, бьют.

 

Синтаксис и пунктуация

Задание 142. Чем являются названия следующих литературных произведений – словосочетаниями или предложениями? Докажи.

«В дебрях Кара-Бумбы», «Жил-был один слонёнок», «С добрым утром», «Как мужик гусей делил», «Что сказала бы мама?», «Храбрый баран», «Как пишутся стихи?», «Приключения Буратино».

 

Задание 143. Какие из приведенных примеров являются словосочетаниями?

1)Мышка прибежала. Хвостиком махнула. Яичко упало. Снесла яичко. Золотое яичко. 2) Рычит бульдог. Рычит на таксика. Сидите на цепи. Маленький таксик. Гость попрощался. 3) Друзья прокатились. Поеду в Бразилию. Полечу на аэроплане. Хищные звери. Попугаи разговаривают. 4) На яблоню влезаю. Ветер подул. Часовой стоит. Стоит с ружьём. Светит ясно. Помчались по дороге. 5) На берегу моря, попалось полено, надел очки, вырезать куклу, прохожие смеялись, прибежал в каморку, с голубыми волосами, взял азбуку.

 

Задание 144. Из данных слов составь сначала предложение, затем словосочетание.

Образец: Увидеть, друг. Друг увидел. Увидел друга.

1) Шуметь, класс. 2) Познакомить, автор. 3) Подруги, прыгать. 4) Прибегать, зайчик. 5) Смеяться, друзья. 6) Кораблик, плыть. 7) Слушать, ворона.

Задание 145. Что можно составить из данных слов – словосочетания или предложения?

1) Отварить, свёкла. 2) Нагреваться, вода. 3) Написать, письмо. 4) Ночевать, палатка. 5) Играть, малыши. 6) Возвращаться, дом. 7) Шуметь, лес. 8) Небо, лететь. 9) Дедушка, сказать. 10) Сказка, рассказать. 11) Убегать, лиса.

Задание 146. Выдели словосочетания, которые состоят из глагола и зависимого имени существительного.

Рассказ о герое, сочинил сказку, Маша заблудилась, загляни в программку, приехал цирк, мечта о путешествиях, играл в спектакле, проредили морковку, школьников отпустили, поедем домой, отпустили на каникулы.

Задание 147. Укажи словосочетания, которые состоят из имени существительного и зависимого прилагательного.

О юных героях, вернусь вечером, на кленовых листьях, роща зеленеет, заветная мечта, надеялся на выигрыш, ненужная вещь, летом встретимся, странный поступок, пение птиц, жаворонок засвистел, в новой роще.

Задание 148. Выдели словосочетания «прилагательное + существительное» и «глагол + существительное».

1) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.2) В темнице там царевна тужит, и бурый волк ей верно служит. 3) Счастье в воздухе не вьётся, а руками достаётся. 4) Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел. 5) Лёгкий тюль от ветерка на окне колышется. 6) В холодном парке, среди льдин, зимует лебедь. 7) Ночью мороз серебрит инеем траву, а утром в низинах собирается молочный туман.

Задание 149. Какие словосочетания содержат ошибки? Запиши их в исправленном виде.

А. Много яблок, описывал о детстве, вымыл руки, вернулся с Москвы, одел кроссовки, оплатите за проезд, играл музыку, работали в компьютере, опытные шофёры, маленько поспеши, билет в самолёт, прилетел из Египта, враз справимся, подежурьте заместо нас, скучаю по вам, огородная овощь, не махай руками, рекламируют крема для загара.

Б. Не едь туда, прилетели с Петербурга, пример о героизме, обратно рассердился, распродажа чулок и носков, указать о недостатках, пропадают зря, своя автобиография, не ложь сюда книги, белая лебедь, вкусные торта, время на исправление не осталось, всегда требуются слесаря, мест свободных не было, держать руки на ширине плечей.

Задание 150. Подчеркни грамматические основы предложений.

А. 1) Доктор схватил ключ, открыл дверь и выбежал на улицу. 2) Маша дошла до стула, немножко отдохнула, постояла у стола и опять вперёд пошла. 3) У канавки две козявки продают ежам булавки. 4)) Девочки и мальчики прыгают от радости. 5) А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли. 6) Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка захотели сладкого сахарного пряничка. 7) Вещи везут на перрон, кидают в открытый вагон. 8) На каждой улице к Айболиту выбегали гуси, кошки, индюки и громко приветствовали доктора. 9) Сейчас же к доктору поспешили на помощь его верные друзья и товарищи.10) Астры в школьном цветнике поливал Андрейка.

Б. В кабинете у доктора по-прежнему ждали ёжики, зайцы и белки. Сначала звери испугались Тянитолкая, но потом привыкли к нему и полюбили его. А Таня и Ваня, увидев необыкновенного зверя, засмеялись, завизжали, захлопали в ладоши от радости. Целый час сёстры гладили и ласкали его. Каждый день они выводят Тянитолкая на прогулку, но не спускают с него глаз. Сладкие медовые пряники Тянитолкай жевал с утра до ночи.

В. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Коршун в море тонет и не птичьим криком стонет. Лебедь около плывёт, злого коршуна клюёт, гибель скорую торопит. Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет. Слуги, сватья и сестра с криком ловят комара.Белка песенки поёт да орешки всё грызёт. Мать и сын идут ко граду. Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились. А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой около царя сидят и в глаза ему глядят. Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море.

Задание 151. Выдели распространенные предложения. Какие второстепенные члены предложений есть в их составе?

А. 1) Винни-Пух отправился к своему другу Кристоферу Робину за воздушным шаром. 2) Одна пчела вдруг на минутку присела на нос Тучки и сразу же взлетела. 3) Кристофер Робин тщательно прицелился в воздушный шарик и выстрелил. 4) После второго выстрела воздух медленно вышел из шарика, и Винни-Пух плавно опустился на землю.

Б. 1) Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. 2)Долго у моря ждал старик ответа, не дождался, к старухе воротился. 3) День прошёл. Ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана не встречает царь Дадон. 4) Шамаханская царица пред Дадоном улыбнулась - и с поклоном его за руку взяла и в шатёр свой увела. 5) Повариха побледнела, обмерла и окривела. А комар тотчас в окошко да спокойно в свой удел через море полетел.

В. 1) Гаснет день. За косогором разливается закат. Звонкий месяц выйдет скоро погулять по крышам хат. 2) Скоро звёзды тихим светом упадут на дно реки. Я прощаюсь с тёплым летом без печали и тоски. 3) Блёкнут травы. Дремлют хаты. Рощи вспыхнули вдали. По незримому канату протянулись журавли. 4) Сыплет спелые орехи мне орешник в кузовок. Лес рябиновые вехи расставляет у дорог.

Задание 152. Простые или сложные предложения в примерах? Подчеркни грамматические основы в них.

Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар и купила самовар. «Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!» Тараканы прибегали, все стаканы выпивали. Приходила к Мухе бабушка Пчела, Мухе-Цокотухе мёду принесла… А злодей-то не шутит, руки-ноги он Мухе верёвками крутит, зубы острые в самое сердце вонзает и кровь у неё выпивает. Муха криком кричит, надрывается, а злодей молчит, ухмыляется. Вдруг откуда-то летит маленький Комарик, и в руке его горит маленький фонарик. А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли. Тут бабочка прилетала, крылышками помахала, стало море потухать - и потухло. (К.Чуковский)

 

Задание 153. Выдели сложные предложения.

1) Дальний лес стоит стеной, а в лесу, в глуши лесной, на суку сидит сова.

2) Котята находят хозяйке очки и утром поливают укроп и кабачки. 3)Мишка топал, баловался, лёгкий мостик зашатался, по воде идут круги… 4) Зябнет осинка, дрожит на ветру, стынет на солнышке, мёрзнет в жару. 5) Бутылка горлышком поёт, концерты вечером даёт, а стул на гнутых ножках танцует под гармошку. 6) Закружил декабрь, завьюжил, и с зимой вернулась стужа.

7) Черёмуха душистая с весною расцвела и ветки золотистые, что кудри, завила. 8) В лесу стоит тесовый дом, и в нём живёт весёлый гном. 9) Солнцем над Москвою блещет небосклон, капают сосульки с крыши на балкон.

Задание 154. Посчитай, сколько простых предложений в составе сложных

А. 1) Ехал Ваня на коне, вёл собачку на ремне, а старушка в это время мыла кактус на окне. 2) Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною. 3) Поспевает брусника, стали дни холоднее, и от птичьего крика в сердце только грустнее. 4) Ветер воет, воздух свищет, быстро мчится паровоз, и верхом на паровозе мчится Коля Петраков. 5) Все очень довольны, а хрюшка сердита, в слезах отвернулась она от корыта. 6) Они жили, не тужили, потому что все дружили. Где никто не ссорится, там и дело спорится.7) Наступила в Африке грустная пора, ливень так и хлещет, льёт, как из ведра. 8) На ручей, рябой и пёстрый, за листком летит листок, и струёй сухой и острой набегает холодок.

Б. 1) Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки, на меня они глядят, молока они хотят. 2) На самой середине моста одна обезьяна разжала пальцы, мост провалился, и слуги Бармалея с большой высоты полетели кувырком прямо в реку. 3) Звери так хорошо помогали доктору, что больные обезьяны скоро выздоровели. 4) Страшно рассердился Бармалей, он бегал по берегу, бранился, грозил кулаками, огромные камни швырял вдогонку доктору. 5) Мы подождём, когда переменится ветер. 6) Подушка вышла на балкон, она проветриться хотела, но ветер стукнул кулаком – и вниз подушка полетела. 7) На ветвях танцуют белки, лес обветренный молчит, солнце в облачные щёлки шлёт раскосые лучи.

Задание 155. В приведенных примерах выдели предложения простые и сложные.

1)Печальная берёза у моего окна, и прихотью мороза разубрана она. 2) Жил на свете старичок маленького роста, и смеялся старичок чрезвычайно просто. 3) Раз, увидев паука, он страшно испугался, но, схватившись за бока, громко рассмеялся. 4) Лукошко стояло, а кошка дремала, дремала на дне, улыбаясь во сне. 5) Чурки пылали за дверцей печи и раскаляли огнём кирпичи. 6) Стоит в лесу избушка, а в ней живёт Петрушка. 7) Иней лёг на ветви ели, иглы за ночь побелели.

Задание 156. Подчеркни главные члены предложений, расставь недостающие запятые.

А. Едет с грамотой гонец и приехал наконец. Судно весело бежит к царству славного Салтана и желанная страна вот уж издали видна. Чуду царь Салтан дивится а комар-то злится, злится. Пушки с пристани палят кораблю пристать велят. Князь пошёл, забывши горе, сел на башню и на море стал глядеть он. Море вдруг расплескалось в шумном беге и оставило на бреге тридцать три богатыря. Тут уж царь не утерпел снарядить он флот велел. В кухне злится повариха, плачет у станка ткачиха и завидуют они государевой жене.

Б. Воротился старик ко старухе рассказал ей великое чудо. Свадьбу тотчас учинили и с невестою своей обвенчался Елисей. Братья молча постояли да в затылке почесали. Год, другой проходит мирно петушок сидит всё смирно. Царь к востоку войско шлёт старший сын его ведёт. Петушок угомонился шум затих и царь забылся. Вот осьмой уж день проходит, войско в горы царь приводит и промеж высоких гор видит шёлковый шатёр. Вдруг раздался лёгкий звон и в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы к колеснице полетел и царю на темя сел.

Задание 157. На какие вопросы отвечают однородные члены в приведенных здесь предложениях?

И сразу столпился народ на дороге, шумит, и кричит, и на кошку глядит. В шубе, в шапке, в душегрейке дворник трубочку курил. Вот собачка, и охотник, и Володя на салазочках сидят. По оврагам, по обрывам, через пальцы ивняка льётся тихо и пугливо желтолистая река. Растёт она вниз головою, не летом растёт, а зимою. Он вздыхает, и зевает, и внезапно засыпает. Река текла и текла медленно и плавно – ведь спешить ей было некуда. Ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана не встречает царь Дадон. Два часа я горевала, книжек в руки не брала, ничего не рисовала, всё сидела и ждала.

Задание 158. Выдели предложения с однородными сказуемыми.

1) Холодный ветер обрывал засохшие листья и уносил их в поле. 2) Ещё весной лиса незаметно подкралась в выводку и схватила Серую Шейку. 3) Старая утка бросилась на лису и отбила утёнка. 4) Съездим мы на птичий рынок, там мы купим разных рыбок. 5) Сначала утки летели одной живой кучей, а потом вытянулись в правильный треугольник и скрылись. 6) Серая Шейка осталась на реке одна, и долго провожала она глазами улетевших уток.

Задание 159. Выдели предложения с однородными подлежащими.

1)На лесной поляне снег истоптан рябчиками, тетеревами, белками. 2) Бегут по дорожке доски да ножки. 3) Карандаш в пенале мается, зато он не сломается. 4)Мчатся стаями «Победы», «Москвичи», велосипеды, едет с почтой почтальон. 5) Стоит в лесу избушка, а в ней живёт Петрушка, к нему идёт зверюшка попрыгать-поиграть! Олени, носороги, медведи из берлоги приходят друг за дружкой попрыгать-поиграть! 6) Львы и тиры приручаются, это редко, но случается. 7) Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.

Задание 160. В приведенных примерах выдели сложные предложения, в которых есть и однородные члены.

1)Пух выкарабкался из тернового куста, вытащил из носа колючки и снова задумался. 2) Винни-Пух любит вечерком во что-нибудь поиграть, он любит тихонько посидеть у огня и послушать какую-нибудь интересную сказку. 3) Кристофер Робин принялся расхаживать взад и вперёд под деревом и говорить, что дождик собирается. 4) Вот так и сочинилась песенка-ворчалка, и после завтрака Винни всё время повторял её про себя. 5) Следы шли вокруг маленькой ольховой рощицы, и друзья тоже пошли вокруг рощи. 6) Дождь был такой сильный, что Кристофер Робин почти всё время сидел дома и думал о разных вещах. 7) Пух расстелил скатерть на столе, поставил большой горшок мёду на скатерть, и они с Тигрой сели завтракать. 8) Любили смеянцы веселье и танцы, и просто смеяться любили смеянцы.

Задание 161. Напиши ответы на вопросы. Подчеркни однородные члены предложений.

Образец: На каких деревьях растёт хвоя? Хвоя растёт на ели, на пихте, на сосне.

1)Когда бывают каникулы у школьников? 2) Где ты проводишь летние каникулы? 3) Чем ты любишь заниматься в свободное время? 4) О чём ты любишь читать? 5) Какие грибы растут в наших лесах? 6) Какие грибы нельзя собирать? 7) С кем ты ходишь за грибами? 8) В какие игры ты играешь с друзьями?

Задание 162. В отрывках из рассказов Н. Носова найди простые предложения с однородными членами и сложные предложения, объясни постановку запятых.

1) Шляпа лежала на комоде, котёнок Васька сидел на полу возле комода. Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу. Вовка подошёл к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу и вдруг как закричит: Ай-ай-ай! 2)Тут за дверью послышались шаги, и вдруг зазвонил звонок. 3) Целый день ребята трудились, они строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. 4) Васька половину колбаски съел сам, а другую половинку отнёс под кровать Барбоске. 5) Мурзик, наверное, догадался, что мама хочет его наказать за съеденную рыбку.

Задание 163. В приведенных предложениях подчеркни подлежащие и сказуемые и расставь недостающие запятые.

А. Неделя прошла быстро и детский сад уехал на дачу. 2) Шпунтик включил пылесос и пыль с ковра так и полетела в трубу. 3) Мы с Мишкой очень любили учиться и уже соскучились по школе. 4) Ёлка уже стояла посреди комнаты и Мишка заклеивал ободранные места зелёной бумагой. 5) Ребята взяли спички и подожгли все бенгальские огни сразу. 6) Мы нарвали в поле цветов, наделали из них букетов и расставили на окнах в банках с водой.7) А потом солнышко скрылось за лесом и облака на небе вспыхнули красным пламенем. (Н. Носов)

Б. Лебеди гуси и утки начали готовиться к отлёту. Старые и бывалые птицы учили молодых. Каждое утро эта молодёжь с весёлым криком делала большие прогулки укрепляла крылья для дальнего перелёта. Сколько было крика, молодого веселья и радости… Одна Серая Шейка не могла принимать участия в этих прогулках и она любовалась ими только издали.

Скоро выпал первый снег а река всё ещё не поддавалась холоду. Река точно засыпала и холод старался сковать её льдом сонную.

(Д.Н.Мамин-Сибиряк)

 

Задание 164. Продолжи начатые предложения так, чтобы сначала предложение было простым, с однородными членами, а затем сложным.

Образец: Паровоз загудел и… Паровоз загудел и тронулся. Паровоз загудел, и мы поехали.

1) Мы погладили Дружка и … 2) Ребята написали несколько объявлений и … 3) В лесу было очень много грибов и … 4) Мишкина мама разорвала конверт и … 5) Как только поезд остановился, мы схватили чемодан и … 6) Для наших гостей мама испекла пирог с вареньем и …

Задание 165. Прочитай предложения, выдели в них главные члены, объясни выбор знаков препинания.

Буратино сидел около нарисованного огня и от голода потихоньку икал. Дверь распахнулась, и вбежал папа Карло. Джузеппе уронил рубанок, попятился и сел прямо на пол. Я откровенно признаюсь, что в темноте я спать боюсь. Куклы кое-как закончили комедию, занавес закрылся, и зрители разошлись. Буратино хотел пройти мимо кота и лисы, но Алиса умильно обратилась к нему: Здравствуй, добренький Буратино! Наутро из ямки вырастет небольшое деревце, и на нём вместо листьев будут висеть золотые монеты. Артемон от готовности угодить Мальвине так завертелся, что сырой песок полетел от его задних лап.

Задание 166. Тест. Выдели верные утверждения.

1. Подлежащее – главный член предложения.

2.Подлежащее и определение составляют грамматическую основу предложения.

3.Предложение обязательно имеет второстепенные члены.

4.Подлежащее и сказуемое составляют словосочетание.

5.Обстоятельство зависит от сказуемого.

6.Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей.

7.Определение обозначает признак предмета.

8.Однородными членами могут быть только главные члены предложений.

9.Между всеми однородными членами обязательно должны быть запятые.

Задание 167. В приведенных предложениях подчеркни подлежащие и сказуемые и расставь недостающие запятые.

А. 1) Смотрю я в стекляшку зелёного цвета и сразу зима превращается в лето. 2)Воробушки и галочки сидят выводят палочки. 3) Папа Карло почесал в затылке накинул на плечи свою единственную старую куртку и пошёл на улицу. 4) Только ночью страшен филин а при свете он бессилен! 5) Карло строго посмотрел на Буратино и Буратино круглыми глазами глядел на папу Карло. 6) Старый умный сверчок тяжело вздохнул пошевелил усами и уполз за очаг. 7) Лиса невольно потянулась к золотым лапой, глаза хитрого кота сверкнули но Буратино ничего подозрительного не заметил. 8) Рано утром Буратино положил азбуку в сумочку и вприпрыжку побежал в школу. 9) Я чувства этого боюсь но силой воли с ним борюсь. 10) Давно я не встречал гадюки и что-то не скучал в разлуке.

Б. 1) Я распущу паруса и пираты не догонят нас. 2) Огромная волна налетела на судно и разбила корабль в мелкие щепки. 3) Пираты выбежали на улицу и увидели что доктор захватил их корабль. 4) Тут из чащи леса выбежали слуги Бармалея и помчались в погоню за доктором. 5) У Крокодила болели зубы и он пришел к доктору Айболиту лечиться. 6) Всех лечил доктор Айболит но денег не брал ни у кого. 7) Я не бегаю к врачу я сама щенка лечу. 8)Больные обезьяны издали увидели Айболита и весело захлопали в ладоши. 9) Каждому доктор давал лекарство и все больные звери сейчас же выздоравливали. 10) Все звери старательно прислушивались но ничего не слышали. 11) Дверь разлетелась в щепки и доктор вошёл в пещеру.

 

Лексика

Задание 168. У каких слов в текстах есть общее значение? Как называются такие слова?

А. Повадилась в курятник лиса. Только солнце за лес – кума уже там. Решил хозяин поймать рыжую. Поставил он петли, рыбу положил. Но плутовка рыбкой полакомилась – да и в лес.

Б. Ограбил однажды кабан бурундука. Обидел верзила младенца. Сквозь землю унюхал грабитель бурундуковую кладовую, вспорол бивнями дёрн, разрыл рылом нору и по-свински зачавкал. Кедровые орешки, отборные жёлуди, семечки подсолнуха, зёрна пшеницы – всё подчистую слопал обжора. Хоть бы зернышко оставил жестокий разбойник.

(По Н.Сладкову)

Задание 169. Что общего в значении приведённых слов, чем они различаются?

Шли – шагали – неслись – плелись – ковыляли – брели.

Красивый – чудесный – замечательный – прекрасный – великолепный.

Красный – алый – багряный – пунцовый – багровый.

Задание 170. Выпиши синонимы из каждого ряда слов.

Бесстрашный, отважный, смелость, смешной, смелый.

Печальный, плачущий, радостный, тоскливый, мрачный.

Упасть, свалиться, запнуться, удар, шлёпнуться.

Одолеть, победить, сражаться, герои, справиться.

Бездельничать, смеяться, хохотать, отдыхать, заливаться.

Присвоить, осмотреть, захватить, выбрать, прикарманить.

Синий, лазоревый, цветной, голубой, яркий, васильковый.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.141 с.)