Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учёт успеваемости и посещаемости↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Основы техники учебное пособие для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического и медико-биологического факультетов
Волгоград, 2013 УДК 576.8/616 – 097(076.5) ББК 28.4
Основы техники бактериологических исследований: учебное пособие / Сост. проф., д.м.н. В.С. Крамарь; доц., д.м.н. Т.Н. Савченко; доц., к.м.н. Л.В. Михайлова; к.б.н., асс. А.К. Рябинин; к.м.н., асс. Г.А. Четвертнова; ст. препод. Л.А. Блинцова. – Волгоградский государственный медуниверситет. - Волгоград, 2013, 160 с. Под редакцией д.м.н., профессора О.Г. Крамарь.
В настоящее руководство включены методические разработки к проведению практических занятий для студентов 2-го курса всех факультетов, выполненные преподавателями кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии Волгоградского государственного медицинского университета. Методическим указаниям в каждой теме предпослан краткий теоретический материал, излагающий на современном уровне основные положения определенной проблемы. Большое внимание в методических разработках уделено профилизации проведения практических занятий для студентов различных факультетов: лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического и медико-биологического. В каждую тему включено подробное описание последовательности выполнения практических работ, вопросы для самоподготовки, и доведена необходимая литература.
Рецензенты: зав. кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Саратовского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор Г.М. Шуб; зав. кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Ростовского государственного медицинского университета, д.м.н., профессор Л.И. Васильева.
Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся в медицинских ВУЗах (УМО-198 от 08.04.09).
© Волгоградский государственный Учёт успеваемости и посещаемости
Студента___________________________курса__________ Факультета____________________________группы_____
Тематический план проведения занятий По разделу «Общая микробиология»
Часть I МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ
Тема:«Микробиологические лаборатории, их оборудование. Правила техники безопасности при работе с газом, живыми микробами. Микроскопический метод исследования» Цель: – изучить правила работы в учебной микробиологической лаборатории, научиться пользоваться оборудованием; – научиться микроскопировать препараты.
Задачи: – овладеть основными навыками работы в микробиологической лаборатории; – освоить микроскопический метод исследования.
Устройство и требования, предъявляемые к работе Устройство микробиологической лаборатории
Лаборатория должна располагаться в отдельном здании или в изолированной его части и иметь не менее 2-х входов. Все помещения лаборатории делят на «чистую» и «заразную» зону. - Лаборатория должна быть обеспечена водопроводом, канализацией, электричеством, приточно-вытяжной вентиляцией, центральным отоплением, горячи водоснабжением. Таблица 1 Уровень опасности работ с микробами и категории лабораторий
* В случае больших объемов материала и высоких концентрации микробов в лаборатории или когда используемая техника может привести к образованию аэрозоля, эти и подобные им микробы должны быть отнесены к 3-й группе риска. ** Пример включает также исследовательские лаборатории при соответствующем уровне группы риска. - В лаборатории должны быть оборудованы раковины для мытья рук персонала и раковины, предназначенные для мытья инвентаря. Высушивание рук производится электрополотенцем или индивидуальными полотенцами. - Окна должны быть с легко открываемыми форточками и оборудованы мелкими сетками. - Все помещения лаборатории должны иметь естественное и искусственное освещение. - Стены лаборатории должны быть облицованы глазурной плиткой на высоту 1,5 м или выкрашены масляной краской светлых тонов. - Помещения лаборатории должны быть непроницаемы для грызунов. - Столы, на которых производится микроскопирование, должны быть оснащены специальными настольными лампами дневного света. Рабочие поверхности столов изготавливаются из водонепроницаемого, кислото- и щелочеустойчивого материала, непроницаемого, не портящегося при обработке дезинфицирующими растворами. - Мебель лаборатории не должна иметь щелей и пазов, затрудняющих обработку обеззараживающими веществами. - В коридорах или на хорошо доступных местах должны быть размещены щиты с набором противопожарного инвентаря. - В лаборатории должна быть аптечка с необходимым набором средств для оказания первой помощи. - Помещения лаборатории должны быть распланированы таким образом, чтобы соблюдалась поточность (этапность) технологическою процесса. - Регистратура и помещение для приема проб размещается при входе в лабораторию. - Исследуемый материал в лабораторию доставляется в специальном металлическом футляре, биксе и т.п. Распаковка материала, присланного в лабораторию для исследования, проводится лаборантом с соблюдением мер предосторожности. Банки и пробирки, содержащие материал, обтирают дезинфицирующим раствором и ставят в металлические подносы и штативы. - Бикс, в котором доставляется материал, обрабатывают внутри дезинфицирующим раствором. Только после этого в него можно положить чистую посуду, требуемую в отделении.
Требования к работе с микроорганизмами I и IV групп патогенности Работу с культурами микробов I и II групп можно проводить только с разрешения Центральной режимной комиссии Главного управления карантинных инфекций Министерства Здравоохранения РФ. Работа с возбудителями III и IV групп требует соблюдения обычного режима работы лаборатории, обеспечивающего надежную защиту персонала лаборатории от внутри лабораторных заражений в процессе исследований и надлежащее обеззараживание материала, исключающее возможность распространения возбудителей за пределы лаборатории. Лаборатории, производящие работы с микроорганизмами III и IV группы патогенности должны располагаться в отдельно стоящих зданиях, не связанных с производственными помещениями, или в изолированном блоке здания, имеющем отдельный вход, а лаборатории, работающие с микроорганизмами IV группы патогенности, могут располагаться в изолированном блоке производственного корпуса. Требования, предъявляемые к работе в бактериологической Лаборатории - Доставка в лабораторию материала проводится в контейнерах, биксах или в сумках-холодильниках. - Во время работ с патологическим материалом, которые проводят в боксах и предбоксниках, двери должны быть закрыты, выход из бокса во время работы запрещен. - После окончания работы все объекты, содержащие патогенные биологические агенты (ПБА), убираются в холодильники, термостаты, шкафы. - Слив необеззараженных жидкостей в канализационную сеть запрещен. - Посуда со сгустками крови подлежит обеззараживанию дезинфицирующими растворами. - После завершения работы в «заразной» зоне все ее помещения запираются и опечатываются. - Хранение ПБА,их учет, передача, транспортировка и уничтожение проводится в соответствии с требованиями СП 1.2.036-95. - В одном и том же помещении допускается поочередное проведение диагностических и экспериментальных исследований после проведения дезинфекции помещения. - В лаборатории должен храниться минимальный недельный запас дезинфицирующих средств. - Контроль работы автоклавов проводят в соответствии с «Методическими указаниями по контролю работы паровых и воздушных стерилизаторов». - Обязательно проводить текущую уборку помещений ежедневно влажным способом после окончания рабочего дня: в «чистой» зоне лаборатории с использованием моющих средств. Уборку «заразной» зоны проводят с применением дезинфектантов. - В боксах обязательна еженедельная генеральная уборка с применением дезинфицирующих средств. После проведения влажной уборки проводят обязательную дезинфекцию с помощью бактерицидных ламп. Методические указания
Правила работы с микроскопом. Работа с микроскопом состоит из правильной установки освещенности поля зрения и препарата, и его микроскопии разными объективами. Освещение может быть естественным (дневным) или искусственным. Для искусственного освещения используют специальные источники света, например, осветитель ОИ-7. При микроскопии препаратов с иммерсионным объективом следует: 1) на приготовленный и окрашенный мазок нанести небольшую каплю иммерсионного масла и поместить препарат на предметный столик (укреплять зажимами не обязательно); 2) повернуть револьвер и установить иммерсионный объектив 90, осторожно опустить тубус микроскопа вниз до погружения фронтальной линзы иммерсионного объектива в каплю масла; 3) установить ориентировочный фокус при помощи макрометрического винта; нельзя допускать соприкосновения объектива с препаратом, которое может повлечь поломку препарата или фронтальной линзы (свободное расстояние иммерсионного объектива 0,1-1 мм). Окончательную фокусировку препарата производят микрометрическим винтом, которые рекомендуется вращать не более чем в пределах одного оборота. После окончания работы микроскоп необходимо привести в порядок. Специальный тряпочкой тщательно вытирают масло с иммерсионного объектива, переводят револьвер на малый сухой объектив 8. Порядок работы с фазово-контрастным устройством: 1. Установить в микроскопе фазовый конденсор и необходимый фазовый объектив. Револьвер конденсора поставить в положение «0». 2. Поместить препарат на предметный столик. 3. Установить освещение, чтобы четкое изображение нити электролампы находилось в плоскости, полностью открытой ирис-диафрагмы конденсора. 4. Заменить окуляр на вспомогательный микроскоп МИР-4 и перемещением его окуляра сфокусировать фазовое кольцо объектива до получения четкого темно-серого изображения. 5. Установить диафрагму в соответствии с фазовым объективом. В поле зрения появляется светлое кольцо диафрагмы. 6. С помощью центрировочных винтов конденсора полностью совместить светлое и темное кольца. 7. Заменить вспомогательный микроскоп окуляром и микроскопировать препарат. 8. При смене объектива или препарата вновь проверить центрировку кольцевой диафрагмы с фазовым кольцом. Правильное выполнение всех условий обеспечивает достаточно высокую контрастность изображения. Техника темнопольной микроскопии: 1. Заменить обычный конденсор в микроскопе на темнопольный (параболоид- или кардиоид-конденсор). 2. Для создания оптически гомогенной среды на верхнюю линзу темнопольного конденсора нанести каплю иммерсионного масла. Поднять конденсор до соприкосновения капли масла с предметным стеклом. 3. Установить достаточно сильный и стабильный источник света (например, осветитель ОИ-7) и провести точную юстировку осветительной системы микроскопа. Возможные ошибки при микроскопии в темном поле связаны с наличием пузырьков воздуха между конденсором и предметным стеклом, неправильной установкой конденсора и другими причинами. Техника люминесцентной микроскопии. В повседневной работе обычно пользуются освещением объекта сверху, через объектив в падающем свете. При этом используют синие светофильтры ФС-1 (2 мм) и ФС-2 (4 мм), которые устанавливают в соответствующие гнезда на правой стороне штатива микроскопа. В качестве желтого запирающего фильтра для защиты глаза используют фильтр ЖС-18, который вмонтирован в барабан, находящийся над револьвером микроскопа МЛ-2. Цифра «1» на барабане, обращенная в сторону исследователя, соответствует фильтру ЖС-18. При работе с микроскопом МЛ-2 необходимо: 1) включить вилку блока питания микроскопа в электрическую сеть; 2) поворотом по часовой стрелке установить рукоятку регулятора напряжения у красной точки; 3) тумблер на лицевой стороне блока питания установить в положение «ВКЛ» (включено и нажать кнопку зажигания лампы микроскопа; если лампа не загорается, повернуть рукоятку регулятора напряжения на несколько миллиметров по часовой стрелке и вновь нажать кнопку (на кнопку нажимать не более 2-3 с); 4) после зажигания лампы установить рукоятку регулятора рабочего тока на отметку в 4 А; через 10 мин после включения лампы микроскопа можно начинать исследование препаратов. При работе с опак-иллюминатором ОИ-17 следует: 1) укрепить опак-иллюминатор в тубусном гнезде головки микроскопа и сверху установить тубус; 2) отцентрировать лучи ртутно-кварцевой лампы в отношении опак-иллюминатора; 3) перед источником света поместить два синих светофильтра; для защиты глаз на окуляр надеть желтый светофильтр. Препарат помещают на предметный столик микроскопа, револьвер с объективами устанавливают в требуемое положение и добиваются фокусировки исследуемого объекта с помощью макро- и микровинта. Люминесцентную микроскопию проводят в затемненной комнате. Методы приготовления препаратов для темнопольной, фазово-контрастной и люминесцентной микроскопии. Для темнопольной и фазово-контрастной микроскопии приготавливают препарат «раздавленная» капля. Микроскопируют препарат с объективом 40 или специальным иммерсионным объективом с ирис-диафрагмой, позволяющей регулировать численную апертуру от 1,25 до 0,85. Толщина предметных стекол не должна превышать 1-1,5 мм, покровных – 0,15-0,2 мм. Для люминесцентной микроскопии готовят на предметных стеклах препараты-мазки или «раздавленная» капля, которые флюорохромируют специальными красителями: акридиновым желтым, акридиновым оранжевым, ауромином, корифосфином в разведении 1:10 000 и более. При работе с иммерсионным объективом используют нефлюоресцирующее масло. Приготовление препаратов для исследования в электронном микроскопе. Приготовление и исследование препаратов в электронном микроскопе имеет ряд особенностей. Препараты приготавливают на специальных пленках-подложках, так как стекло непроницаемо для электронов. Исследуемый объект максимально очищают от посторонних примесей, наносят на пленку-подложку, предварительно помещенную на опорную металлическую сеточку, и изучают в электронном микроскопе.
Контрольные вопросы
1. Принципы организации и режим работы бактериологической лаборатории. Какое оборудование используют в лаборатории? 2. Назначение автоклава, сушильного шкафа, термостата, центрифуги. 3. Правила работы с биологическим микроскопом. Как следует производить установку препарата на резкость? 4. Принцип метода фазово-контрастной микроскопии. преимущества фазово-контрастной микроскопии. 5. Принцип темнопольного метода микроскопии. 6. Устройство люминесцентного микроскопа. Какие флюорохромы применяют для окраски препаратов при люминесцентной микроскопии? 7. Как устроен электронный микроскоп? Методы приготовления электронно-микроскопических препаратов бактерий и вирусов.
МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ
В данной главе рассматриваются морфологические особенности основных представителей многообразного мира микроорганизмов: бактерий, актиномицетов, спирохет, микоплазм, риккетсий, грибов, вирусов животных и людей, вирусов бактерий (фагов).
Тема:«Морфология бактерий. Методы изучения микробов. Простые способы окраски» Цель: – научиться различать формы бактерий при микроскопировании, готовить микропрепараты, окрашивать простыми способами.
Задачи: – уметь дифференцировать различные морфологические формы бактерий; – овладеть навыками приготовления микропрепаратов и окраски простыми методами.
Программ трех занятий
1. Формы бактерий и методы их изучения. 2. Ультраструктура бактериальных клеток. 3. Простые и сложный методы окраски.
Бактерии – одноклеточные организмы, которые относятся по современной классификации Берджи (1976) к разным семействам. Они имеют разнообразную форму и довольно сложную структуру, определяющую многообразие их функциональной деятельности. Для бактерий характерны три основные формы: сферическая (шаровидная), цилиндрическая (палочковидная) и извитая. Морфологию микроорганизмов изучают в живом виде и окрашенных препаратах. Микропрепараты готовят из патологического материала или чистой культуры бактерий, делая мазки на предметных стеклах с использованием бактериальной петли. Этапы приготовления микропрепаратов из культуры микробов: 1) обезжирить предметное стекло (мылом или смесью Никифорова); 2) прокалить бактериальную петлю и нанести на стекло 2-3 капли физиологического раствора; 3) прокалить бактериальную петлю, обжечь край пробирки с культурой микроба, взять касательным движением петли микроорганизм из питательной среды; 4) внести микроб в физиологический раствор и равномерно распределить в нем; 5) высушить мазок на воздухе; 6) зафиксировать мазок на огне или в смеси Никифорова. При микроскопическом методе исследования используется окраска микропрепарата. Способность мазка воспринимать краситель называется тинкториальным свойством. Для окраски препарата в микробиологической практике используются как основные, так и кислые красители. Из основных красителей наиболее часто применяются: нейтральный красный, сафранин, фуксин (красные); генцианвиолет, метилвиолет, кристаллвиолет (фиолетовый); метиленовый синий; малахитовый зеленый, а также везувин, хризоидин (коричневые). Из кислых красителей широкое применение находят: кислый фуксин, эозин (красные), конго, пикриновая кислота (желтые), нигрозин (черный).
В бактериологии различают следующие способы окраски (рис. 1). Способы окраски
При простом методе используется одно окрашивающее вещество (фуксин, метиленовая синька и др.) с экспозицией 1-2 минуты. После окрашивания краситель сливают, препарат промывают и высушивают. Окраска простым способом позволяет выявить наличие или отсутствие микроорганизма, его форму, расположение клеток, определить размеры. Сложные методы окраски выявляют химические и структурные особенности микроорганизмов, при этом обычно последовательно применяют несколько красителей. Одним из самых распространенных сложных методов является окраска микробов по Граму. Этот метод был введен в 1884 году датским микробиологом Гансом Кристианом Грамом и является важным таксономическим признаком. Все бактерии по способности окрашиваться красителями трифенилметанового ряда в сочетании с йодом делятся на две большие группы. К одной относятся бактерии, в клетках которых комплекс, образуемый генциановым фиолетовым и йодом, удерживается при обработке их спиртом. Такие бактерии называются грамположительными. К другой группе относятся бактерии, не обладающие свойством удерживать комплекс и обесцвечивающиеся при обработке спиртом. Их называют грамотрицательными. Способность или неспособность клеток удерживать комплекс генцианового фиолетового с йодом связывают с различным составом и структурой клеточной стенки бактерий. Самостоятельная работа студента на практическом занятии
Тема:«Строение бактериальной клетки. Сложные методы окраски. Обнаружение капсулы и оболочки, спор у бактерий» Цель: – научиться различать отдельные структурные элементы бактерий с использованием сложных методов окраски.
Задачи: – овладеть навыками сложных методов окраски; – уметь обнаруживать структурные элементы бактерий при микроскопировании.
Ультраструктура бактерий изучается с помощью электронно-микроскопических и микрохимических исследований. К обязательным структурным элементам бактерий относится оболочка, цитоплазма, ядерное вещество (нуклеоид), к необязательным – споры, жгутики, капсула, различные включения. У грамположительных бактерий наиболее выражен муреиновый слой, у грамотрицательных – липополисахаридный. Под влиянием некоторых факторов (лизоцим, антибиотики, УФЛ и др.) происходит растворение клеточной стенки: частичное (сферопласты) или полное (протопласты). Клеточная стенка определяет форму клетки и обладает прочностью, ригидностью, регулирует осмотическое давление и аэрацию, выполняет трофическую функцию. Цитоплазматическая мембрана прилегает к внутренней поверхности стенки клетки и состоит из трех слоев: липидного, протеинового и полисахаридного. Цитоплазматическая мембрана выполняет функцию разделительной перегородки. Нуклеоид содержит дезоксирибонуклеиновую кислоту, локализован в центральной части клетки. Для обнаружения нуклеоида используют микрохимическую реакцию Фельгена с применением слабокислотного гидролиза. При этом освобождающаяся дезоксирибоза переходит в альдегиды, вступающие в реакцию с бесцветной фуксинсернистой кислотой специального реактива Шиффа. При этом нуклеоид окрашивается в красно-фиолетовый цвет. Ядерную субстанцию можно выявить при электронно-микроскопических исследованиях ультратонких срезов бактерий. Обнаруживаются споры при окраске по методу Циля-Нильсена. Методика окраски по Граму На мазок кладут фильтровальную бумагу и наливают карболовый раствор генцианового фиолетового на 1-2 минуты. Снимают бумагу и, не промывая мазок водой, наливают раствор Люголя на 1 минуту, обесцвечивая препарат в 96%-ном спирте в течение 30 секунд. Промывают водой. Красят 1-2 минуты водным раствором фуксина. Ополаскивают водой и высушивают. В результате окраски грамположительные микробы окрашиваются в фиолетовый цвет, грамотрицательные – в красный.
Техника окраски: 1. Фиксированный мазок покрывают полоской бумаги, на нее наносят карболовый фуксин Циля и несколько раз подогревают над пламенем горелки до появления паров, каждый раз подливая краситель. 2. Бумагу снимают и обесцвечивают мазок в 5%-ном растворе серной кислоты, затем промывают водой. 3. На мазок наливают раствор метиленового синего на 3-5 минут. 4. Препарат промывают водой, высушивают, микроскопируют с иммерсионной системой.
На практическом занятии
Контрольные вопросы
1. Перечислить основные этапы развития микробиологии и фамилии ученых, работы которых определили появление новых этапов. 2. Перечислите основные открытия Л. Пастера, Р. Коха, И.И. Мечникова. 3. Назовите отрасли микробиологии. 4. Основные разделы медицинской микробиологии. 5. Классификационные категории в микробиологии. Что такое бинарная номенклатура? 6. Как пишутся названия микробов (приведите примеры), группы микроорганизмов? 7. Основные формы бактерий. 8. Как называются кокки, располагающиеся попарно? Цепочкой? Гроздьями? По четыре? Пакетами? 9. Как называются палочки, образующие споры? Не образующие споры? 10. Как называются извитые формы с одним завитком спирали? С несколькими завитками спирали? 11. Каким будет общее увеличение микроскопа: окуляр ×10, объектив 8? Окуляр ×10, объектив 40? Окуляр ×10, объектив 90? 12. Чему равна разрешающая способность микроскопа с иммерсионным объективом? Какова роль иммерсионного масла? 13. Перечислите структурные элементы бактериальной клетки: постоянные и непостоянные. 14. Оболочка бактерий, ее биологическая роль. 15. Какую форму принимает цитоплазма, искусственно лишенная оболочки? 16. Способ выявления оболочки. 17. Капсула, ее биологическая роль у патогенных бактерий. 18. Способ выявления капсулы в препаратах. 19. Перечислите патогенные бактерии, образующие капсулу. 20. Перечислите спорообразующие палочки. 21. Биологическая роль спор. 22. Процесс образования споры, условия и время, необходимые для этого процесса. 23. Процесс прорастания вегетативных форм бактерий из спор. 24. Как могут располагаться споры в теле бактерий? 25. Способ выявления спор в препаратах. 26. Включения бактерий, их биологическая роль, способ выявления. 27. Биологическая роль жгутиков у бактерий. Как можно увидеть жгутики у бактерий?
Часть II ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ
Тема:«Питание и дыхание бактерий. Питательные среды. Выделение чистых культур аэробов и анаэробов. Бактериологический метод исследования» Цель: – на основании знания особенностей физиологии микроорганизмов научиться проводить бактериологический метод исследования. Задачи: – освоить механизм питания и дыхания бактерий; – научиться методам культивирования аэробов и анаэробов; – овладеть основными методами микробиологической техники; – уметь выбрать питательную среду для культивирования микробов (аэробов и анаэробов); – овладеть методами выделения чистых культур и их идентификации.
Изучение физиологических и биохимических свойств микробов требует специальных методик исследования, в соответствии с чем в данном разделе изложены основы микробиологической техники, методы выделения чистых культур, идентификации, методы приготовления питательных сред, методы стерилизации и т.д. Знание бактериологических методов исследования патологического материала служит основой для изучения всех последующих разделов микробиологической диагностики. Прежде всего, необходимо выделить чистую культуру бактерий. Для ее получения необходимо иметь питательные среды и владеть методами выделения чистой культуры. Для культивирования микроорганизмов в баклабораториях используются искусственные питательные среды. По химическому составу и характеру биополимеров (белки, полисахариды, нуклеиновые кислоты, липиды) прокариотические клетки не отличаются от эукариотических. Основными химическими компонентами бактериальной клетки являются органогены (кислород, водород, углерод, азот, фосфор). Процесс, в ходе которого бактериальная клетка получает из окружающей среды компоненты, необходимые для построения ее биополимеров, называется питанием. Метаболизм бактерий представляет собой совокупность двух противоположных, но взаимосвязанных процессов – катаболизма и анаболизма. Катаболизм (диссимиляция) – распад веществ в процессе ферментативных реакций и накопление выделяемой при этом энергии в молекулах АТФ. Анаболизм (ассимиляция) – синтез веществ с затратой энергии. Метаболизм бактерий исследуют с помощью биохимических и физико-химических методов в процессе культивирования бактерий в определенных условиях на питательных средах, содержащих те или ины
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.3 (0.012 с.) |