Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История становления бюджета.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История становления бюджета. Бюджет появился тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало — стало составлять смету доходов и расходов на определённый период. Бюджет (Bydjet) в переводе с английского означало мешок. Когда палата общин в Англии XVI — XVII вв. утверждала субсидию королей, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это действие условно называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на документ. В России порядок становления «государственной росписи» или «сметы доходов и расходов» ведет свое начало с 1863 г. До этого времени бюджетного права в России не существовало, так как бюджетная практика отрицала все его принципы. В 1860 г. был учрежден Государственный банк. Единственным распорядителем бюджета стал министр финансов. Для всеобщего сведения стала публиковаться «роспись доходов и расходов». Буквально с первых дней 1918 г. подготовка бюджета была признана срочной задачей, и 28 января 1918 г. был издан первый нормативный акт советского бюджетного права — Правила составления, рассмотрения и утверждения смет на январь — июль 1918 г. В соответствии с ним был составлен первый советский бюджет на январь — июль 1918 г., утвержденный СНК 11 июля 1918 г. Он положил начало формированию системы полугодовых бюджетов, действовавших в течение 1918 — 1919 гг. В 1920 — 1921 гг. правительство вернулось к годовым бюджетам. Основы бюджетного устройства государства были сформулированы в Конституции РСФСР 1918 г., в которой раздел 5-й так и назывался «Бюджетное право». С образованием в 1922 г. СССР и выходом в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему. Был образован государственный бюджет СССР, в который вошли государственные бюджеты социалистических республик, составляющих СССР. В начале XX в. был поставлен вопрос о единстве бюджета как общем и основном требовании, предъявляемом к бюджету. Это требование закономерно сформулировалось в результате всего предшествовавшего развития финансового хозяйства. И в то же время данная централизация бюджетной системы была вызвана тяжелой экономической и политической ситуацией в стране. К концу XX в. принцип единства бюджета в развитых странах нашел свою реализацию в консолидированном бюджете. В СССР единство бюджета было обеспечено централизованной системой хозяйствования. РФ, столкнувшись с проблемой дефицита государственного бюджета, в 90-е гг. перешла к разработке и утверждению консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет РФ в соответствии со ст. 15 БК РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации. Консолидированный бюджет субъекта Федерации состоит из бюджета муниципальных образований, находящихся на его территории.
Социально-экономическая сущность бюджета страны. В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и гос-ва основную роль играет финансовая система гос-ва., одной из составляющих которой явл-ся гос бюджет (-основной финансовый план гос-ва на текущий год, объединяющий главные доходы и расходы и имеющий силу закона.) Через гос бюджет осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и использование денежных средств. Бюджет-категория экономическая. Он по своей природе явл-ся экономическим базисом гос-ва. Любые колебания этого базиса приводят к нарушению экономической, хоз-ой и соц-ой жизни общ-ва. По экономической сущности бюджет-это денежные отношения, возникающие между гос-ом и общ-ом по поводу перераспределения части нац дохода в связи с образованием и использованием бюджетного ресурса, предназначенного для финансирования народного хоз-ва, соц сферы, нужд обороны и гос управления. Бюджет-это и соц категория, опред-ся соц отношения в общ-ве и гос-ве. Гос-во, используя бюджет в кач-ве основного инструмента, воздействует на соц сферу и жизнь общества(медецина, образование,здравоохранение,культурные мероприятия и т.д.)
3. Содержание и значение федерального бюджета. Для выполнения гос-ом своих функций и задач перед общ-ом в масштабе гос-ва формируется централизованный финансовый фонд называемый фед бюджетом. Через фед бюджет происходит распределение и перераспределение ВВП и НД между отраслями народного хоз-ва, регионами и слоями населения. Из фед бюджета финансируются все мероприятие оборонного характера, развитие науки, подготовка кадров,органы гос управления, развитие инфраструктуры. При этом в БК РФ содержится особый перечень расходов, финансируемых исключительно за счет средств фед бюджета, к которому, в частности, относятся расходы: на обеспечение деятельности высших органов законодательной и исполнительной власти; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (например финансовое обеспечение межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями); государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; государственная поддержка атомной энергетики; исследование и использование космического пространства и др. Ср-ва фед бюджета явл-ся основным источником развития перспективных направлений производства, освоение новых месторождений и новых технологий. Как правовая категория фед бюджет явл-ся основным финансовым планом любого государства, утверждаемым высшим законодательным органом страны (в России - Федеральным Собранием РФ ). Доходы фед бюджета формир за счет налоговых и неналоговых поступлений, заимствований, безвозмездных перечислений и взаиморасчетов, поступлений из бюджетов субъектов РФ. Понятие бюджетной системы, ее структурных звеньев. Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов гос-ва, его административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении гос-ых учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях, гос устройстве и правовых нормах. В соответствии с КРФ и БК РФ БС имеет три уровня:фед, региональный и местный. Гос бюджет — это финансовая программа деятельности государства, которая выражает все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы). Местный бюджет — главный канал доведения до населения конечных результатов производства. Финансирует развитие отраслей производственной сферы, обеспечивающей жизнедеятельность населения.Территориальный бюджет — свод региональных и местных бюджетов.В настоящее время БС организационно и функционально объединяет один фед бюджет; 21 республиканский бюджет республик, входящих в состав РФ; 5 краевых и областных бюджетов; 2 бюджета городов Москвы и С-Петербурга; 1 бюджет автономной области; 10 окружных бюджетов и бюджетов автономных округов; около 29 тысяч местных бюджетов (районных, городских, поселковых, сельских). Как в фед бюджете, так и в территориальных бюджетах представлены целевые бюджетные фонды. Они формируются из целевых источников и имеют целевое назначение использования. К ним можно отнести дорожный фонд, экологический фонд, фонд восстановления и охраны водных ресурсов страны и т.д. Все бюджеты, входящие в БС РФ не включаются друг в друга, они самостоятельны. Кроме выше перечисленных видов бюджетов составной частью БС РФ являются и гос внебюджетные фонды. Они явл-ся централизованными фондами ден ср-в и образуются вне фед бюджета и бюджетов субъектов РФ. Они предназначены для реализации прав граждан на соц защиту (пенсионные выплаты, мед помощь, соц страхование. Задачи и функции Министерства финансов в системе управления бюджетной системой Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями: организует составление и составляет проект федерального бюджета, представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; осуществляет методологическое руководство в области составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации основные направления бюджетной и налоговой политики; ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации; разрабатывает прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации; проектирует предельные объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств федерального бюджета либо субъектам бюджетного планирования; разрабатывает по поручению Правительства Российской Федерации программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации осуществляет по решению Правительства Российской Федерации сотрудничество с международными финансовыми организациями; представляет Российскую Федерацию в договорах о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации; организует исполнение федерального бюджета, устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета и кассового плана исполнения федерального бюджета; устанавливает порядок составления и ведения бюджетных смет федеральных бюджетных учреждений; Минфин прежде всего выполняет функцию планирования и прогнозирования доходов и расходов. Кроме того, в процессе исполнения бюджета оно осуществляет бюджетное регулирование. Функция контроля за использование бюджетных средств возлагается на ряд федеральных служб Министерства финансов РФ: по финансово-бюджетному надзору, страховому надзору и налоговую службу.
Задачи и функции Федерального Казначейства в системе управления бюджетной системой. Ключевая роль в исполнении бюджета принадлежит Федеральному казначейству, которое является структурным подразделением Министерства финансов РФ. Его основными задачами являются: организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета; управление доходами и расходами федерального бюджета на счетах казначейства в банках; сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов и др. В целях осуществления данных задач Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ: организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета; доводит до территориальных органов Федерального казначейства размеры ассигнований из федерального бюджета по обслуживаемым этими органами территориям; ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета; организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование средств федерального бюджета; организует и осуществляет сводный учет операций по движению средств федерального бюджета; организует и осуществляет управление доходами и расходами федерального бюджета. Также значительна в выполнении контрольной функции роль Федерального казначейства РФ. Федеральная таможенная служба осуществляет контроль за поступлениями таможенных доходов.
Содержание и формы межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения — это совокупность отношений внутри бюджетной системы страны, включающая в качестве основных функциональных элементов разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, распределение доходов между уровнями бюджетной системы, а также перераспределение средств между бюджетами разных уровней и видов. Межбюджетные отношения основываются на определенных принципах: транспарентность(ясность,гласность,прозрачность) межбюджетных отношений; взаимная ответстветнность сторон за исполнение межбюджетных обязательств; равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношении с фед бюджетом и тд. Фин помощь из фед бюджета субъектам РФ осущ-ся в форме: дотаций или субвенций на выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ; субвенций на финансирование отдельных целевых расходов; целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, связанных с сезонным хар-ом затрат либо хар-ом не поступления доходов,срком до 6 мес на возмездной и безвозмездной основе.Субъекты,получившие фин помощь от фед бюджета, подлежат проверке Счетной палатой РФ и Минфином. Фин помощь из бюджета субъектов РФ местным бюджетам осущ-ся в форме: финн помощи на выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченностимуницип образований с целью обеспечения минимальных гос спец стандартов; субвенций на финансирование отдельных целевых расходов; ссуды на покрытие фин кассовых разрывов, возникающих при использовании ср-в местного бюджета. Муницип образования,получившие фин помощь от бюджета субъектов РФ, подлежат ревизии уполномоченными органами власти субъекта РФ на предмет целевого и эффективного использования полученных ср-в.
Государственные займы. Государственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов. Государственные займы классифицируются следующим образом.По способу размещения делятся на: свободно обращающиеся;размещаемые по подписке;принудительные. По обеспеченности долговых обязательств:закладные (обеспечиваются конкретным залогом);беззакладные (обеспечением служит все имущество государства). По сроку действия:краткосрочные (срок погашения до одного года);среднесрочные (до пяти лет);долгосрочные (свыше пяти лет). По видам доходности:выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу). По месту размещения: внутренние;внешние. По методу определения доходов:с твердым доходом;с «плавающим» доходом. По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:с правом досрочного погашения;без права досрочного погашения. Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные; рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше 10 лет.
Государственный долг. Государственный долг – это то, что государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит бюджета. Государственный долг представляет собой сумму бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков. Государственные займы существенно отличаются от частных займов. Последние используются, как правило, для целей производственного назначения. Выплата процентов по такому кредиту производится за счет прироста дохода. Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, не связан в преобладающей своей части с производственной деятельностью. Государство погашает свою задолженность и выплачивает проценты по обязательствам за счет налогов.Поскольку для большинства стран рыночной экономики типичен бюджетный дефицит, постольку и государственный долг существует практически во всех странах.С учетом сферы размещения государственный долг подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг это долговое обязательство между государством и юридическими, или физическими лицами. Среди видов долговых обязательств существуют такие формы, как кредиты (государственные), а также государственные займы. Государственные займы осуществляются с помощью выпущенных от имени государства ценных бумаг. Есть еще ряд долговых обязательств, который находится под гарантией правительства государства. Внешний государственный долг Вторая форма государственного долга, внешний долг, является задолженностью в виде непогашенного внешнего займа в иностранной валюте с невыплаченными процентами по займу.
Бюджетное регулирование отраслевых пропорций в экономике. Для регулирования отраслевых пропорций в условиях рыночной экономики используются финансы предприятий и государственный бюджет. При этом предприятия ищут на финансовом (страховом и т.д.) рынке зоны наиболее выгодного приложения финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении: покупают акции других предприятий, инвестируют свои средства в недвижимость, предоставляют их взаймы банкам и государству и т.д. Государство же регулирует отраслевую структуру общественного производства, используя свой бюджет и внебюджетные фонды, проводя активную амортизационную и таможенную политику, влияя на цены и т.д. В государственном механизме регулирования отраслевых пропорций одинаково важны как платежи в бюджет (доходы), так и бюджетное финансирование (расходы); но из этого не следует, что их роль одинакова. Платежи в бюджет нацелены в основном на регулирование собственной финансовой базы предприятий (через налоговые ставки, льготы, санкции и т.д.) и, следовательно, влияют лишь на величину той или иной доли собственных финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении соответствующего субъекта хозяйствования. Бюджетное финансирование (в разных его формах) выполняет иную роль - увеличивает финансовые возможности предприятий за счет привлечения общегосударственных ресурсов. Оно может способствовать ускоренному развитию отдельных отраслей экономики, создавать предпосылки для появления новых производств и современник технологий, ускорения научно-технического прогресса, обеспечивать условия для развития инфраструктурных отраслей и т.п. Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются: · налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.); · амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации); · различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии); · с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов. Отдельные методы государственного финансового регулирования могут быть использованы комплексно. Так, нередко государственные инвестиции на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии. Бюджетное регулирование развития территорий. В регулировании территориальных пропорций принимают участие главным образом государственные и местные финансы, а также частично финансы предприятий. Само регулирование осуществляется путем предоставления дотаций и субвенций нижестоящим бюджета м формирования и использования территориальных фондов регулирования, различных форм государственного кредита и т.п. Влияние финансов предприятий на территориальную структуру общественного производства происходит путем расширения зоны предпринимательства, инвестирования средств в затраты на развитие городов и новый населенных пунктов и т.д. Методы финансового регулирования территориальных пропорций. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Например, отмена налога с продаж в 2003 г. значительно сократила собственные доходы отдельных региональных бюджетов (например, Москвы и Санкт-Петербурга). История становления бюджета. Бюджет появился тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало — стало составлять смету доходов и расходов на определённый период. Бюджет (Bydjet) в переводе с английского означало мешок. Когда палата общин в Англии XVI — XVII вв. утверждала субсидию королей, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это действие условно называлось открытием бюджета, позже название портфеля было перенесено на документ. В России порядок становления «государственной росписи» или «сметы доходов и расходов» ведет свое начало с 1863 г. До этого времени бюджетного права в России не существовало, так как бюджетная практика отрицала все его принципы. В 1860 г. был учрежден Государственный банк. Единственным распорядителем бюджета стал министр финансов. Для всеобщего сведения стала публиковаться «роспись доходов и расходов». Буквально с первых дней 1918 г. подготовка бюджета была признана срочной задачей, и 28 января 1918 г. был издан первый нормативный акт советского бюджетного права — Правила составления, рассмотрения и утверждения смет на январь — июль 1918 г. В соответствии с ним был составлен первый советский бюджет на январь — июль 1918 г., утвержденный СНК 11 июля 1918 г. Он положил начало формированию системы полугодовых бюджетов, действовавших в течение 1918 — 1919 гг. В 1920 — 1921 гг. правительство вернулось к годовым бюджетам. Основы бюджетного устройства государства были сформулированы в Конституции РСФСР 1918 г., в которой раздел 5-й так и назывался «Бюджетное право». С образованием в 1922 г. СССР и выходом в 1924 г. Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему. Был образован государственный бюджет СССР, в который вошли государственные бюджеты социалистических республик, составляющих СССР. В начале XX в. был поставлен вопрос о единстве бюджета как общем и основном требовании, предъявляемом к бюджету. Это требование закономерно сформулировалось в результате всего предшествовавшего развития финансового хозяйства. И в то же время данная централизация бюджетной системы была вызвана тяжелой экономической и политической ситуацией в стране. К концу XX в. принцип единства бюджета в развитых странах нашел свою реализацию в консолидированном бюджете. В СССР единство бюджета было обеспечено централизованной системой хозяйствования. РФ, столкнувшись с проблемой дефицита государственного бюджета, в 90-е гг. перешла к разработке и утверждению консолидированного бюджета. Консолидированный бюджет РФ в соответствии со ст. 15 БК РФ включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации. Консолидированный бюджет субъекта Федерации состоит из бюджета муниципальных образований, находящихся на его территории.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.211.41 (0.014 с.) |