Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство. Да, но и наука тоже

Поиск

ПРОЦЕССЫ И СТРАТЕГИИ

Что нужно человеку для того, чтобы успешно справляться с задачами управления? Ответ кажется очевидным: знания и опыт. Хотя руководитель и организатор [1] - понятия разные, наличие у организатора качеств руководителя.весьма часто недооценивается в современном управлении. Несомненно, существует много видов деятельности организатора, которые зависят от его характера, ре­шительности, энергии, чутья. Но задачи управления бесспорно тре­буют от организатора обширных знаний и умения мыслить.

Прежде всего, организатор должен уметь формулировать стра­тегию. Он всегда работает ограниченный рамками стратегии, состав­ленной им самим, продиктованной ему дирекцией или правитель­ством. Однако факт остается фактом - выполняя свою работу, организатор всегда должен сам разрабатывать стратегию на неко­тором определенном уровне.

Во-вторых, организатор должен принимать решения, учитывая ограничения, которые налагает стратегия. Обычно думают, что момент принятия решения содержит в себе нечто драматическое. Это объясняется тем, что решения, о которых слышишь в ново­стях, всегда связаны с драматическими событиями. В повседневной жизни, однако, в процессе трудового дня организатор сталкивается с необходимостью принятия множества мелких решений, кажущих­ся скучными и прозаичными, которые, тем не менее, в сумме приво­дят к успеху или провалу того дела, за которое он несет ответствен­ность.

В-третьих, организатор, который формулирует стратегию и использует ее для принятия соответствующих решений, ничего не достигает, не имея в своем распоряжении аппарата для осуществле­ния принятых решений. Этот аппарат может существовать и неза­висима от него; когда он приступает к работе, он получает в свое распоряжение штат сотрудников, службы и пр. Но от организатора зависит, как распорядиться этим аппаратом. Он может получить цифры и не знать как их использовать. Он может настолько вос­становить против себя подчиненных, что они никогда не будут ока­зывать ему полной поддержки. Короче говоря, он должен нести персональную ответственность за тот способ управления, который он выбрал.

Выработка стратегии, принятие решения и управление - вот те три функции администрации, выполнять которые должен каждый руководитель. Вы можете прекрасно справляться с любыми двумя из них и все же «завалить» работу из-за отсутствия способностей к третьей. И что бы там ни говорили о «твердости характера» или «умении руководить», этими качествами нельзя заменить комплексный трехсторонний подход, преимущества которого особенно явны при длительной работе.

ЦИФРЫ - ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ

Большинство людей среднего поколения помнят старую шутку, бывшую в ходу около пятнадцати лет назад: «Я уже все решил, и не пытайтесь сбить меня с толку фактами!». В этом анекдоте, помимо того, что он с бородой, сейчас уже нет ничего смешного. Мы очень хорошо понимаем теперь необходимость точных фактов и измерений. Однако это пока только начало; к сожалению, слишком, много организаторов полагают, что внедрение научных методов в их рабо­ту полностью завершено. В промышленности часто считается неопровержимым довод, подкрепленный стоимостными оценками. Когда какой-либо доклад сопровождается таблицами, графиками и статистическими приложениями, он приветствуется как глубоко научный. Но такая подборка фактов в действительности лишь начало научного процесса.

Вообще говоря, мы должны употреблять, слово «научный» с большой осторожностью, так как за последнее время оно сильно обесценилось. С одной стороны, благодаря ядерным бомбам и ис­следованию космоса человек уверовал в могущество науки. С другой стороны, эта новая, могущественная репутация науки используется в коммерческом мире для рекламы высокого качества продукции. Таким образом, мы моем голову научным способом, чистим зубы научно созданной зубной пастой и покупаем любой товар, снабжен­ный магическим ярлычком «чудо современной науки».

Суть в том, что мы не можем позволить себе остановиться на столь тривиальном представлении о науке. Хотя наука начинается с наблюдения и регистрации данных, основная ее задача заключается в построении моделей окружающей действительности и в особенности «самовоспроизводящихся» моделей. Ибо только в про­цессе понимания таких моделей мы проявляем способность, которая отличает человека от остальных животных: способность предсказы­вать. Наличие у человека именно этой способности, причем специфи­чески развитой, делает успешной работу хорошего организатора.

Организатор видит модель в поведении всего производства или тон его самостоятельной части, которой он занимается. Он может сказать бухгалтеру: «Вы представили мне данные, и, вне сомнения, они точны; но вопрос не только в цене! Я должен считаться с впечатлением, которое останется у заказчика, с деловыми отноше­ниями и многими другими вещами». Таким образом, если управле­ние производством действительно становится наукой, то эта наука должна продолжать изобретать и выбирать способы для измерения) таких явлений, которые в настоящее время, казалось бы, не подда­ются учету. Нельзя почивать на лаврах, когда в некоторых случаях удается проделать количественный анализ и получить необхо­димые данные. В частности, нельзя удовлетвориться проведением количественного анализа только процессов.' Самые важные модели деятельности администрации не имеют отношения к процессам; они связаны, как уже говорилось вначале, со стратегией, решениями и управлением.

Мы подошли к критическому месту. Наука об управлении, используя методику, источником которой в основном явилось изуче­ние природы, исследует работу организатора. Работа же эта лишь незначительным образом определяется тем процессом, которым управляют. Она протекает в области предсказаний и оценки различных факторов, с тем чтобы определить, какие из них действи­тельно влияют на ход дела; эти факторы и необходимо количествен­но оценить. Цель науки управления состоит также в том, чтобы снести полученные количественные данные в некоторую систему, характеризующую ситуацию. Это предполагает выдвижение гипотез о том, почему данные факторы действуют именно таким образом, а также позволяет сформулировать «законы», действующие в дан­ной ситуации. Для выполнения всего этого необходимо проведение не только измерений, но и исследование операций.

УРОКИ ПЕРВОГО ОПЫТА

Ускорение развития науки управления оказалось необычайно важным и поучительным в смысле будущих невоенных ее примене­ний. В самую первую очередь стало ясно, что управление и наука должны весьма тесно сотрудничать, сохраняя при этом свою специ­фику, так как невозможно продвигать что-либо одно: науку или управление. И если существует наука управления, достойная этого названия, то обе составляющие ее силы должны работать с полной отдачей и взаимно уважать друг друга.

Второй урок военного периода исследования операций заклю­чается в том, что ученый, бравшийся за разрешение организацион­ной ситуации, сначала никогда не мог определить, к каким именно областям науки придется обратиться. Теперь очевидно, что наука! не может содержаться в мозгу одного единственного ученого. Могут понадобиться технические знания и способности представителей самых разных наук, если группа исследования операций желает использовать возможности науки в полном объеме. Таким образом, в самом начале войны перед операционными группами встала задача подбора ученых разных специальностей с тем, чтобы охватить весь объем человеческих знаний в целом. С момента своего рождения группы исследования операций были и остаются по сегодняшний день примером взаимодействия многих наук.

Еще один из уроков, который был довольно быстро усвоен, но почти полностью забыт впоследствии, - это уязвимое звено в вопросе о количественном анализе. Если вы хотите выработать стратегию, которая даст вам возможность выиграть битву, то бесполезно ждать, пока все существенные факторы станут известны и вы сможете их зафиксировать. Противник обычно проявляет удивительное нежелание помочь вам в этом.

Любую конфликтную ситуацию (в области военной, индустриальной или коммерческой) можно рассматривать как игру, в которой участвуют две стороны или по крайней мере одна сторона сражается с природными трудностями. Некоторые из подобных игр, например шахматы, являются играми «с полной информацией»; их можно исследовать чисто формальными научными методами. Это задача исключительно для прикладного математика, который должен определить природу данной игры и указать правильную стратегию для данных обстоятельств.

Но управление по существу своему имеет дело с играми «с не полной информацией». В случае игры с неполной информацией всегда возможно, и довольно легко, приобрести некоторую первоначальную информацию об объекте управления. Но затем организатор сталкивается с серьезными препятствиями и попадает в такую область, где дополнительная информация приобретается только лишь ценой колоссальных затрат. В военной сфере - это разведка; в гражданской жизни - весьма дорогостоящие исследования природы (геологические, биологические или метеорологические) или рынка. На практике информация об игре никогда не является полной. Поэтому получается, что исследование операций как и вся эмпирическая наука, имеет дело меньше всего с анализом и дедукцией, а более - с экспериментом и индукцией. Имея сведения о всех событиях, можно получить определенный ответ путем соответствующего вывода. Зная же только некоторые факты, необходимо отыскивать новые способы решения, которые позволили бы придти к заключению.

ПРЕДПИСАТЬ - В-ТРЕТЬИХ

Как мы позже узнаем из этой книги, практика исследования операций во всех областях управления, проводимая за последнюю четверть века, привела к созданию целого арсенала специальных методов, главным образом математических, с помощью которых мо­жет быть успешно рассчитана цена возможных стратегий управле­ния. Эти методы призваны помогать в выборе наилучшего сочета­ния факторов для получения более высоких доходов. Но хотя этими методами и пользуются специалисты, занимающиеся исследованиями операций, они не являются ядром науки, поскольку основой ее является исследование системы.

Чем характерен данный объект управления? Это должно опре­деляться путем проведения эмпирического исследования. Необходи­мо разобраться в сути дела, определить количественную сторону и сделать вывод при наличии неполной информации. И только тогда, когда все это сделано (далее мы увидим, как это осуществляется), можно воспользоваться численными методами.

В настоящее время еще имеет место замена научного подхода частными решениями стереотипных проблем. Никто ведь не спутает деятельность фармацевта с медицинской практикой. И тем не менее в наши дни организаторы довольно часто пытаются использовать могучее орудие исследования операций без привлечения эмпириче­ской науки, на которой только и должно базироваться применение этих методов. Это похоже, скажем, на копирование рецепта, кото­рый некто пытается, пусть даже успешно, использовать применитель­но к, самому себе, поскольку он так хорошо помог госпоже Смит.

Попытаемся просуммировать все эти предварительные замеча­ния. Научный подход к управлению при своем возникновении был связан с необходимостью проведения количественных измерений в ходе процессов. Это явилось хорошим началом. Оно дало нам бухгалтерию управления и исследование рабочей деятельности. Однако измерения не исчерпывают существа научного метода, равно как изучение процессов, которые этот научный метод определяет, не исчерпывает роли управления.

Деятельность организаторов связана с необходимостью решения трех интеллектуальных задач: определения стратегии, принятия решения и управления. Наука может помочь в каждом из этих трех случаев. Путем исследования взятых из реальной жизни систем она находит их характерные особенности, определяет количественно их параметры и формулирует задачу прогнозирования: как поведем себя система при выборе того или иного способа управления? Сравнение эффективности возможных путей управления является основной задачей операционного исследования.

Возникновение и первый опыт существования исследования операций дали нам три основных урока. Во-первых, проблемы управления охватывают ситуации, информация о которых является крайне неполной. Мы должны определить, какой ценой может быть получено большее количество информации, и предложить пути получения максимальной информации от минимального количества данных. Во-вторых, поскольку никто не знает, какие отрасли науки смогут оказаться полезными в разрешении частной проблемы, группа операционистов должна представлять как можно большее число научных дисциплин.

Третий урок - самый важный. Стратегии, которыми руководствуются организаторы, имеют по крайней мере не меньшую значи­мость, чем находящиеся в их распоряжении средства. Эти стратегии представляют собой пути и способы использования всей системы. находящейся в распоряжении организатора, принимая во внимание возможности, которые открываются перед ним, в целом. Этот под­ход контрастирует с аналитическим подходом, при котором система рассматривается как единое целое. Незначительные усовершенство­вания на отдельных участках системы могут явиться неожиданным образом крайне неблагоприятными для успеха в целом. Уже приво­дился пример радикального изменения стратегии противовоздушной обороны из-за изобретения и принятия на вооружение радара. В гл. 6 мы еще обсудим, почему проявление такого технического новшества, как электронная вычислительная машина, должно вы­звать соответствующее фундаментальное изменение в стратегии управления.

Весьма похвально размышлять о современных способах ведения дел и систематически их улучшать. Но этого мало. Сегодня необхо­димо снова подумать об.основных структурах управления и связан­ных с этим общих проблемах. Основной причиной сложности всех этих рассматриваемых вопросов является чрезмерная громоздкость систем. Мы не в состоянии их полностью понять. Не представляется возможным определить их в количественном отношении. Ну, и ко­нечно, наш мозг не в состоянии произвести необходимые выкладки. Наука готова помочь в разрешении этих проблем, а также в исполь­зовании современных способов и технических средств в аппарате Управления. Но мы не должны смешивать средства с самим конеч­ным результатом. Задача заключается.в том, чтобы решать пробле­мы, а не демонстрировать заумные научные методы.

Следующее, на что нужно обратить внимание, - важная роль фактора времени, необходимость учета которого в науке управления налагает основное ограничение. Скажем, организатор столкнулся с проблемой, по которой он должен принять решение не позднее вторника. В этом случае ему не поможет ученый, которому для получения правильного решения потребуется три года. Абсолютно правильных ответов не существует. Они могут быть хуже или луч­ше. Но, если до вторника ученый сможет сузить область неопреде­ленности вокруг решения, он сослужит организатору добрую служ­бу. Разумеется, чем больше времени в распоряжении ученого, тем больше шансов, что эту область удастся сузить.

Прежде чем переходить к гл. 2, целесообразно высказать еще одну, последнюю точку зрения, дав тем самым пищу для возмож­ных размышлений. Мы уже говорили о проблемах организатора. Но каковы они? Ему наверняка известно, что трудности существуют; он сталкивается с ними все время. Тем не менее проблемы, которые необходимо решать, носят несколько отличный характер; они лежат в глубине вещей, и трудности могут рассматриваться просто как симптомы. Одна из задач, стоящих перед нами, - раскрыть реально существующие проблемы, а они скрыты в природе системы, кото­рая порождает их. Трудно даже дать название этим реальным проблемам.

Г л а в а в т о р а я

В ТИСКАХ СЛУЧАЙНОСТИ

Когда в конце предыдущего параграфа говорилось, что случайность - естественная категория, это было сказано чересчур букваль­но. Странно, что интеллигентные, начитанные люди хорошо знают все это и тем не менее подчас вносят в широкие аудитории архаич­ные понятия детерминистской науки. Просто озадачивает, почему все так происходит. Возможно, причиной этому -сама система школьного обучения, которая учит таким понятиям уже полвека, не считаясь с развитием самой науки. Так и получается, что порой мы несем в широкие аудитории понятия, которые росли и закреплялись в нас с раннего детства, понятия устаревшие, и при этом отвергаем все самое новое, почерпнутое из современной научной литературы. Вероятно - а это хуже всего - мы, не сознавая ошибки, отвергаем саму потенциальную возможность научного вмешательства в преро­гативы управления производством.

Не говоря о том, что должно быть тесное сотрудничество между ученым и организатором, последний обязан сам уметь находить и использовать элемент случайности в своей работе. Не то что ему вменяется в обязанность проводить соответствующие математические расчеты, он просто должен знать, какую «математику» ему следует привлекать в том или ином случае. В предыдущей главе уже было замечено, что многие относятся к любому исследованию как к «научному», будь в нем хотя бы несколько цифр. Считать так, может быть, утешительно, но все это превращается в сплошное надувательство, когда кое-кто начинает говорить, о «вычисленном риске». Что они действительно подразумевают, - так- это - то, что риск не поддается расчету.

Субъективные оценки вероятностного характера редко можно сделать достаточно точными, исключая, конечно, простейшие случаи. Например, пусть в комнате находятся 90 человек. Какова вероят­ность того, что по меньшей мере у двоих из них совпадают месяц и день рождения? Для того чтобы определить значение вероятно­сти, некоторые делят 90 на 365 и говорят, что вероятность такого события равняется 0,25 (один шанс из четырех), что является доста­точно малой величиной. Другие же считают, что значение вероят­ности должно быть еще ниже. Что касается данного случая, то можно показать, что на самом деле Р = 0,99998. Поскольку случай Р = 1,0000 соответствует полной определенности, то шанс найти по меньшей мере пару «собратьев по дню рождения» из упомянутых 90 человек реален в такой степени, в какой это вообще возможно в нашей жизни. Математический анализ показывает, что в случае 23 человек значение вероятности такого события равняется 0,5 или 50%.

Точная вероятность нахождения по крайней мере одной пары «собратьев по дню рождения» из группы в rчеловек определяется по формуле

P=[(1-1/365)* (1-2/365)* (1-3/365)*…* (1-r/365)]

которая не может быть, использована для оценки в случае больше­го r. К счастью, математики могут предложить следующую формулу для выполнения приближенных вычислений:

ln(1-P)=-(r*(r-1)/(2*365))

использование которой для практических целей гарантирует доста­точную степень точности.

ПРОБЛЕМА ОЧЕРЕДЕЙ

Итак, механизм свертывания вероятностей является основой почти любого вида деятельности, связанной с управлением и осу­ществляемой во времени и пространстве. Рассмотрение в качестве иллюстрации случая создания запасов было, возможно, не совсем удачным. Полезнее познакомиться со следующим примером. Если вещи свалены между какими-то двумя точками и то, что мы ви­дим, нас устраивает, мы называем такое нагромождение предметов запасом. Однако если наблюдаемая картина нам не нравится, то мы говорим об очереди. По существу очереди представляют собой запасы, от которых стремятся избавиться, а администрация заботится о том, чтобы поддерживать уровни запасов в разумных пределах, не делая их чрезмерно большими. В связи с этим весьма важными представляются задачи, связанные с поиском способов устранения очередей без особых потерь. Предполагаемые подходы в данном случае аналогичны, а привлекаемая наука не требует от нас ка­ких-то радикально новых мыслей.

Если при пользовании каким-то видом обслуживания совер­шенно случайным образом возникает очередь, то временные интервалы между прибытием данного клиента и следующего лица явля­ются статистически распределенными в соответствии с хорошо известной моделью. Получающаяся характеристика не является гауссовой кривой, тем не менее с некоторой погрешностью мы можем считать ее нормальной зависимостью. Опять-таки у нас нет никаких соображений относительного того, как долго придется ждать, пока не подойдет следующий клиент, однако необходимо знать, что же будет представлять собой полная модель. Конечно, можно также попытаться построить распределение времени обслуживания, т. е. определить вид зависимости, характеризующей распределение интервалов времени между моментами окончания обслуживания данного и последующего клиента. Затем можно рассчитать свертку вероятностей и обсудить поведение очереди.

Такая ситуация возникает в тех случаях, когда люди образуют очередь, например около касс в магазине самообслуживания. Колеблющаяся длина очереди перед кассовым аппаратом может описываться сверткой двух вероятностных распределений, одно из которых характеризует прибытие покупателей, а другое окончанием их обслуживания. Тогда можно информировать администрацию о том, какой ожидается максимальная длина очереди. Очевидно, на­личие подобных сведений даст возможность организации нормаль­ного обслуживания покупателей. В то же время он может принять решение исходя из допустимой степени риска, считая при этом, что покупатели могут ждать дольше определенного ранее предусмот­ренного времени. Наверняка' ответ будет меняться в зависимости от дня недели и даже от времени дня. Проведение операционного ис­следования приведет к более научному и более эффективному ис­пользованию имеющейся в распоряжении рабочей силы.

Необходимо заметить, что по всей вероятности все магазины самообслуживания будут характеризоваться примерно одинаковыми моделями поведения. Поэтому если модель подобного характера од­нажды разработана, то она может быть использована.в ста раз­личных магазинах.

Иногда предусматривается обслуживание клиентов группами, а не в виде непрерывного потока. Например, подходит автобус, производится посадка пассажиров и автобус уезжает. Тогда оче­редь на посадку должна ожидать прибытия второго автобуса. Подобное поочередное обслуживание групп пассажиров не изменя­ет основную науку о ситуации, а просто вводится некоторое услож­нение, которое не представит никакой трудности для специалиста операционника. Тот же самый эффект получается при производстве групп изделий в промышленности, если учитывать запасы, исполь­зуемые- при осуществлении внутренних технологических процессов, а также во многих других ситуациях.

Теперь зададим такой вопрос: какой запас должен быть пред­усмотрен в магазине для продажи розничных товаров? Имеется очередь подлежащих реализации товаров, которые было бы более правильно назвать просто запасом. Существует очередь покупате­лей, ожидающих обслуживания. В данном случае организатор стал­кивается с массой проблем, однако, все они поддаются разрешению с привлечением теории, некоторые элементы которой мы только что обсуждали. Объем и интенсивность продажи определяют путь, ис­пользуя который организуется обслуживание очереди покупателей.

Результаты этого процесса, рассмотренные совместно с распре­делением времени прибытия товаров, определяют момент, когда за­пасы должны быть возобновлены. Частота поступления требований на определенные менее ходовые размеры, цвета и моды характери­зует потребность в создании запасов таких непопулярных (с точки зрения организатора) товаров. Все эти вещи могут быть рассмотре­ны с позиций теории вероятности. Кроме того, для научной органи­зации торговли необходимо регистрировать и те требования поку­пателей, которые не могут быть удовлетворены. Однако всегда ли осуществляется сбор этой информации?

Проблемы подобного рода возникают повсеместно и в промыш­ленности и в торговле. Довольно часто, как выясняется, админи­страция идет по пути принятия неправильных решений. Она пыта­ется ориентироваться на необходимость создания запасов наиболее ходовых товаров, рассматривая продукцию, пользующуюся мень­шим спросом, как 'предмет специального производства. К чему это может привести? При выборе ходовых товаров и, скажем, одного изделия, не пользующегося особым спросом, возникает сложная си­туация, а именно: задерживается поставка всей партии товаров из-за необходимости изготовления неходового изделия. Единствен­ное изделие изготовляется под нажимом и служит препятствием выполнению производственной программы. Такая организация запа­сов требует больших затрат времени и приводит к потере магазином хорошей репутации.

Подобный подход к решению проблемы часто исключает из рассмотрения путь, представляющийся более разумным. Речь идет об уменьшении запасов ходовых товаров с тем, чтобы поддержи­вать запасы всех видов продукции хотя бы на минимальном уров­не. Однако берегитесь: подобные выводы, полученные на основании опыта, частных случаев, не могут рассматриваться как обобщения.

СИТУАЦИЯ И ЕЕ МОДЕЛИ

Рассмотрим поведение организатора, который сталкивается с не­которой ситуацией. Ему известно о ней достаточно много; он на­блюдал за ней в течение нескольких лет и, выполняя предшеству­ющие задания, приобрел достаточный опыт по аналогичным систе­мам, порождающим аналогичные ситуации. В таких случаях мы го­ворим, что организатор обладает знаниями и опытом. Поэтому у него в голове возникает картина несколько иного рода - свое собственное понимание ситуации. Эта вторая картина гораздо бо­лее точно учитывает ситуацию, чем любое ее изображение на листе бумаги, однако она, тем не менее, не без недостатков. Мы не в со­стоянии получить достаточно многого с помощью только собственно­го мозга, так, чтобы можно было понять сущность и охватить с необходимой полнотой все детали взятой из реальной жизни ситуации любого характера и размера. Поэтому то понимание, которое существует в голове организатора, может рассматриваться как взятая оттуда своеобразная модель ситуации. Его представление ситуации моделирует ситуацию и соответствует ей.

Эта модель вовсе не макет в натуральную величину; в действительности она совсем невидима для глаза. Это-идея. По этой причине ее удобно называть умозрительной моделью. Если имеет место полное соответствие между реальностью и умозрительной моделью, то организатор в состоянии проникнуть глубоко в ситуацию, и решение, которое он принимает, обязательно окажется рациональ­ным. И наоборот, плохие и невыгодные решения возникают неизбежно в результате неправильного понимания принципов действия системы. Как уже было сказано в гл. 1, деятельность в процессе управления может рассматриваться как игра с неполной ин­формацией.

Теперь целесообразно ввести понятие об отображении. Под отображением ученый понимает процесс, который имеет место при попытках поставить в соответствие одной картине другую, одному элементу - другой. Сам термин «отображение» выбран достаточно удачно, правда, строго говоря, он взят из математического жарго­на. Если ничему ставится в соответствие что-то, то отображения нет. В то же время если отображение достаточно совершенно, то получаемую умозрительную модель считают изоморфной по отноше­нию к окружающей действительности. (Слово изоморфный взято из греческого языка и означает «одинаковый по форме».)

Изоморфная модель может быть отображена в любом предме­те, если 'между моделью и предметом наблюдается полное поэле­ментное соответствие. Мы уже предположили возможность игр с неполной информацией и несовершенного отображения. В действи­тельности получается, что полные комплексы предметов и событий запечатляется в модели, как одиночные сущности вместо сложного комплекса. Поэтому организатор может размышлять о части круп­ного предприятия (которое в действительности состоит из большого количества участков, причем руководство каждым из них в отдель­ности может осуществляться неправильно и может быть осложне­но), как о заводе А. Для того чтобы прийти к такому упрощенному пониманию, организатор, пользуется некоторыми количественными оценками, такими, например, как средний выход продукции. Он стремится не обращать внимания на отклонения от среднего выпу­ска продукции и на виды выпускаемых изделий. Конечно же, упро­щения подобного рода, которые делает организатор, зависят от его роли в управлении.

Разновидность отображения, которая предполагает преобразо­вания типа «многое - в одном», мы будем ц дальнейшем называть не изоморфным, а гомоморфным отображением. Хорошая модель всегда является гомоморфной. Гомоморфное отображение сохраняет определенные структурные зависимости моделируемого предмета. Вот в чем, оказывается, дело! Например, если организатору извест­но, что город М (один) выпускает вообще-то большее количество продукции (много), чем Д, и вдруг в какой-то месяц он обнаружи­вает, что наблюдается обратная картина, то он должен будет про­вести расследование причин создавшегося положения.

Результаты расследования могут рассматриваться как оценка, сделанная организатором при работе с использованием умозритель­ной модели, полученной на основании знания аналогичных ситуа­ций, наблюдавшихся в прошлом, и приобретенного опыта. Представьте, что вы - ученый, которого пригласили провести исследование описанной ситуации. Ясно, что какова бы ни была позиция учено­го, она должна быть совершенно отличной от позиции организатора

 

Применительно к определенной ситуации у организатора имеется набор моделей, накопившихся на основании опыта возникавших в прошлом подобных ситуаций, в то время как ученый располагает набором моделей, которые могут непосредственно отображать эту же ситуацию. Различие заключается в том, что модели ученого разработаны на основании его научных знаний и опыта. Что общего имеет научный опыт с опытом, приобретаемым в процессе управления? Ответ совсем простой: систему.Организатор об­ладает способностью проникновения в ситуацию благодаря своему опыту, приобретенному при работе с той самой системой, которая породила эту ситуацию. Способность проникновения у ученого обусловлена опытом, приобретенном в процессе работы с другими естественными системами, действующими аналогичным образом.

Сама природа, которая рассматривается учеными как область исследования, представляет собой систему; в то же время в ситуа­циях, рассматриваемых организаторами, есть очень многое, взятое у природы. Если существуют законы природы, то они носят универ­сальный характер. Правда, они должны быть правильно сформули­рованы. Какой-то предмет, опускаемый краном на сталелитейном заводе, попадает на землю в точном соответствии с теми же са­мыми законами, что и яблоко, которое, как говорят, упало на го­лову Ньютону. Причина этого заключается в том, что все физиче­ские системы подвержены воздействию гравитационных сил. Любая из этих систем может быть отображена в любой другой.

Таким образом умозрительная модель, согласованная со специалистом - операционником, представляет собой научную аналогию. Она соответствует пониманию ученым принципов функционирования некоторых естественных систем и восприятию всего того, что имеет отношение к ситуации при управлении. Заметим, между про­чим, что различие умозрительных моделей организатора и ученого опровергает высказывание о том, что операционное исследование выполняется учеными из-за того, что у организатора нет на это вре­мени. В действительности же проведение операционного исследова­ния предполагает совершенно другой вид деятельности.

НАУЧНАЯ МОДЕЛЬ

Научная аналогия, как и умозрительная модель, должна соот­ветствовать ситуации. Для этого наука владеет несколькими фор­мальными языками, которые исключают неопределенность и двусмысленность. Кратко поясним высказанную мысль. Одним из разделов науки является математика, которая имеет дело в основном с количественными оценками; другое направление - математическая статистика, на вооружении которой находится вероятностны;! аппарат, и, наконец, формальная логика, которая имеет дело тальке с качественными характеристиками взаимосвязей между предметами.

Обратимся к полной схеме, используя которую можно пояснить принципы науки управления. Сама наука, условно изображенная в виде фигуры, помеченной буквой Н, питает исследование операций умозрительными моделями УМ и формальными языками Я. Эти языки используются при создании строгой научной модели НМ. На основании этой модели, которая соответствует одновременно и ре­альной ситуации Р и первоначальному умозрительному представле­нию системы, ученый создает свое формальное описание метода М.

ВЫГОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Как уже было ранее сказано, моделирование позволяет ученому экспериментировать с ситуацией без каких-либо опасений. В этом случае ему не приходится тратить годы на то, чтобы удостоверить­ся в правильности или неправильности своих действий, причем это удается со всеми видами моделей, а не только в случае стохасти­ческих сетей. Существует по меньшей мере два необычайно важных применения моделирования, отличных от традиционного использо­вания для количественного определения правильного решения, фор­мулирования предпочтительной стратегии или создания жизнедея­тельного управления. Первым из таких важных применений является необходимость планировать реализацию любой из перечи­сленных вещей с большой степенью подробности.

Закончив моделирование этапов процесса и пытаясь получить все возможные варианты при различных условиях, ученый может снабдить организатора довольно несложным планом, который мог бы быть вполне реализуем. Более того, можно пригласить организа­торов, связанных с этой разработкой, участвовать в моделировании с целью проэкспериментировать непосредственно с ними. Для того чтобы сделать это, функции принятия решения должны быть отобра­ны у машины и переданы организаторам.

Это представляет собой процесс, который можно назвать игрой моделирования. Организаторы приглашаются в комнату, где перед ними имеется экран, на котором высвечивается изображение, соот­ветствующее состоянию дел. Вычислительная машина работает (очень быстро, конечно) до тех пор, пока это необходимо для решения задачи управления. Затем электронные часы, которые имеют­ся в системе отображения данных и работают со скоростью, во мно­го раз превышающей скорость работы обычных часов, останавли­ваются и на экране высвечивается новая картина, характеризующая состояние дел на данный момент. Возникает пауза, во время кото­рой организаторы пытаются переработать поступившую информа­цию, а затем специально выделенный организатор после консульта­ции принимает решение, о котором сразу же информируется вычислительная машина. После этого вычислительная машина может про­должить решение задачи моделирования и будет решать ее до тех пор, пока не возникнет необходимость в принятии следующего ре­шения, и так далее. Подобное «экспериментирование» можно прово­дить хоть каждый день, причем каждый раз может рассматриваться ход процесса управления за несколько недель (с любой скоростью - с учетом специфики этих решений).

Игру с моделированием используют с целью дать группе органи­заторов производства знание того, как можно было бы работать на предприятии совершенно нового типа в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.104.30 (0.017 с.)