Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система, предсказание и выгода

Поиск

Тогда, что же такое исследование операций, пытающееся выводить умозаключения (путем индукции), делать выводы путем использования эмпирических методов? Ответ очень простой. Это - попытка раскрыть природу той системы, которая порождает определенную ситуацию, подлежащую изучению. Если известно, что это за система, каким образом она характеризуется в количественном отношении, каковы логические взаимосвязи внутри системы и каковы они по отношению к остальной части мира, то может быть использована вся мощь предсказания. Составные части управле­ния - стратегия, решение, схема управления достаточно эффективны, так как они могут «справиться» с тем, что может произойти в процессе функционирования системы. Хотя исследование операций начинают с оценки параметров, оно заканчивается вычислением значений вероятностей тех или иных событий.

В примере, который мы хотели вам привести, бросается в глаза существенное различие между настоящим и будущим, между дедук­цией и индукцией, а также между управлением, основанным на анализе фактов, и управлением, основанным на понимании основной системы, порождающей факты. История эта сама по себе не такая ужвыдающаяся, но со смыслом. В крупном универсальном магазине было решено выяснить, какой отдел имеет наибольший оборот и прибыль в расчете на квадратный метр площади, и посмотреть, и к какому заключению можно придти, если исходить из полученного ответа.

Подсчет показал, что наиболее доходным оказалось кафе - кондитерская. Некий управленческий ум, питаемый этой информацией, мог бы принять решение такого вида: «Необходимо переделать весь универсальный магазин в ресторан». Обратите внимание, что это заключение правильно лишь в том случае, если бы в данный момент каждый посетитель пришел бы вдруг к выводу о необходимости выпить чашечку чая. Тогда прибыль могла бы даже превысить любые предположения. Однако совершенно очевидно, что это невозможно, и одинаково ясно, что система, которую учреждает универсальный магазин, не допустит реализации этой стратегии в будущем, ибо новая система, целью которой будет получение максимального дохода, вообще не будет иметь посетителей.

Сделанное заключение не является ошибочным только потому, что оно нелепо. Имеется вполне определенное основание ошибаться. Речь идет вот о чем. При изменении характера системы, которая обеспечивает прибыль отдела магазина, мы меняем вероятность получения этой прибыли. Следовательно, стратегия, основанная на поверхностном анализе ситуации и экстраполяции имеющихся ре­зультатов в будущее, является, по всей вероятности,.неправильной.

Выход представляется в проведении операционного исследова­ния, обеспечивающего расчет всей системы получения прибыли на научной основе. Выполнение подобного исследования покажет, какие изменения в системе приведут к получению совокупности более предпочтительных ответов при изменившихся обстоятельствах. Ясно, что это может быть сделано при изучении только работы всего мага­зина в целом, а не путем подсчета прибыли его отделов. Короче говоря, основное, чего достигнет администрация благодаря прове­дению операционного исследования, - это возможность отчетливо представить себе всю деятельность магазина как органическое целое, определить структуру основной системы и провести расчеты с точ­ки зрения динамики развития этой системы.

ПОНЯТЬ - ВО-ПЕРВЫХ, ПОСТАВИТЬ ДИАГНОЗ - ВО-ВТОРЫХ,

ПРЕДПИСАТЬ - В-ТРЕТЬИХ

Как мы позже узнаем из этой книги, практика исследования операций во всех областях управления, проводимая за последнюю четверть века, привела к созданию целого арсенала специальных методов, главным образом математических, с помощью которых мо­жет быть успешно рассчитана цена возможных стратегий управле­ния. Эти методы призваны помогать в выборе наилучшего сочета­ния факторов для получения более высоких доходов. Но хотя этими методами и пользуются специалисты, занимающиеся исследованиями операций, они не являются ядром науки, поскольку основой ее является исследование системы.

Чем характерен данный объект управления? Это должно опре­деляться путем проведения эмпирического исследования. Необходи­мо разобраться в сути дела, определить количественную сторону и сделать вывод при наличии неполной информации. И только тогда, когда все это сделано (далее мы увидим, как это осуществляется), можно воспользоваться численными методами.

В настоящее время еще имеет место замена научного подхода частными решениями стереотипных проблем. Никто ведь не спутает деятельность фармацевта с медицинской практикой. И тем не менее в наши дни организаторы довольно часто пытаются использовать могучее орудие исследования операций без привлечения эмпириче­ской науки, на которой только и должно базироваться применение этих методов. Это похоже, скажем, на копирование рецепта, кото­рый некто пытается, пусть даже успешно, использовать применитель­но к, самому себе, поскольку он так хорошо помог госпоже Смит.

Попытаемся просуммировать все эти предварительные замеча­ния. Научный подход к управлению при своем возникновении был связан с необходимостью проведения количественных измерений в ходе процессов. Это явилось хорошим началом. Оно дало нам бухгалтерию управления и исследование рабочей деятельности. Однако измерения не исчерпывают существа научного метода, равно как изучение процессов, которые этот научный метод определяет, не исчерпывает роли управления.

Деятельность организаторов связана с необходимостью решения трех интеллектуальных задач: определения стратегии, принятия решения и управления. Наука может помочь в каждом из этих трех случаев. Путем исследования взятых из реальной жизни систем она находит их характерные особенности, определяет количественно их параметры и формулирует задачу прогнозирования: как поведем себя система при выборе того или иного способа управления? Сравнение эффективности возможных путей управления является основной задачей операционного исследования.

Возникновение и первый опыт существования исследования операций дали нам три основных урока. Во-первых, проблемы управления охватывают ситуации, информация о которых является крайне неполной. Мы должны определить, какой ценой может быть получено большее количество информации, и предложить пути получения максимальной информации от минимального количества данных. Во-вторых, поскольку никто не знает, какие отрасли науки смогут оказаться полезными в разрешении частной проблемы, группа операционистов должна представлять как можно большее число научных дисциплин.

Третий урок - самый важный. Стратегии, которыми руководствуются организаторы, имеют по крайней мере не меньшую значи­мость, чем находящиеся в их распоряжении средства. Эти стратегии представляют собой пути и способы использования всей системы. находящейся в распоряжении организатора, принимая во внимание возможности, которые открываются перед ним, в целом. Этот под­ход контрастирует с аналитическим подходом, при котором система рассматривается как единое целое. Незначительные усовершенство­вания на отдельных участках системы могут явиться неожиданным образом крайне неблагоприятными для успеха в целом. Уже приво­дился пример радикального изменения стратегии противовоздушной обороны из-за изобретения и принятия на вооружение радара. В гл. 6 мы еще обсудим, почему проявление такого технического новшества, как электронная вычислительная машина, должно вы­звать соответствующее фундаментальное изменение в стратегии управления.

Весьма похвально размышлять о современных способах ведения дел и систематически их улучшать. Но этого мало. Сегодня необхо­димо снова подумать об.основных структурах управления и связан­ных с этим общих проблемах. Основной причиной сложности всех этих рассматриваемых вопросов является чрезмерная громоздкость систем. Мы не в состоянии их полностью понять. Не представляется возможным определить их в количественном отношении. Ну, и ко­нечно, наш мозг не в состоянии произвести необходимые выкладки. Наука готова помочь в разрешении этих проблем, а также в исполь­зовании современных способов и технических средств в аппарате Управления. Но мы не должны смешивать средства с самим конеч­ным результатом. Задача заключается.в том, чтобы решать пробле­мы, а не демонстрировать заумные научные методы.

Следующее, на что нужно обратить внимание, - важная роль фактора времени, необходимость учета которого в науке управления налагает основное ограничение. Скажем, организатор столкнулся с проблемой, по которой он должен принять решение не позднее вторника. В этом случае ему не поможет ученый, которому для получения правильного решения потребуется три года. Абсолютно правильных ответов не существует. Они могут быть хуже или луч­ше. Но, если до вторника ученый сможет сузить область неопреде­ленности вокруг решения, он сослужит организатору добрую служ­бу. Разумеется, чем больше времени в распоряжении ученого, тем больше шансов, что эту область удастся сузить.

Прежде чем переходить к гл. 2, целесообразно высказать еще одну, последнюю точку зрения, дав тем самым пищу для возмож­ных размышлений. Мы уже говорили о проблемах организатора. Но каковы они? Ему наверняка известно, что трудности существуют; он сталкивается с ними все время. Тем не менее проблемы, которые необходимо решать, носят несколько отличный характер; они лежат в глубине вещей, и трудности могут рассматриваться просто как симптомы. Одна из задач, стоящих перед нами, - раскрыть реально существующие проблемы, а они скрыты в природе системы, кото­рая порождает их. Трудно даже дать название этим реальным проблемам.

Г л а в а в т о р а я



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.200.197 (0.012 с.)