Понятие, проблемы переходного процесса при смене экономической модели развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, проблемы переходного процесса при смене экономической модели развития



Переходный период включает три направления преобразо­ваний:

· первое — демонтаж старого экономического порядка, ос­новная цель которого состоит в ликвидации устаревших эконо­мических структур и механизмов функционирования предшест­вующей экономической системы, что нередко связано с возник­новением кризисной ситуации в национальной экономике;

· второе — становление нового экономического порядка, цель которого — создание необходимых условий, способствую­щих зарождению новых структур и механизмов. В этой фазе по­лучает развитие новая институциональная среда, обеспечиваю­щая экономическую деятельность в условиях рынка;

· третье — структурная перестройка, целью которой яв­ляются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее вос­производственную, отраслевую, региональную и технологичес­кую структуры в состояние, отвечающее новым стратегичес­ким, социально-политическим и экологическим целям.

Таким образом, под переходными следует понимать процес­сы преобразования содержания и структуры, мотивации эконо­мической деятельности, адаптации ее к условиям и требованиям внутреннего и внешних рынков, что обусловлено изменениями экономического, государственного и общественного порядка.

Однако для этого потребуется создать необходимые условия и решить ряд сложных проблем:

· ликвидировать негативные последствия экономического кризиса на первом этапе переходного периода, сохранить и раз­вить научно-технический, инновационный и кадровый потен­циалы страны;

· обосновать перспективную модель национальной эконо­мики;

· создать законодательно-нормативную базу, правовые ин­ституты, обеспечивающие развитие рыночных отношений;

· либерализировать все виды экономической деятельности, не запрещенные законом, создать благоприятные условия для становления экономической свободы и конкуренции, развивать предпринимательство, малый и средний бизнес;

· обеспечить равноправие всех форм собственности;

· сформировать развитую систему рыночной инфраструкту­ры — валютной, фондовой и товарных бирж, а также многооб­разие финансовых учреждений;

Решение данных проблем будет способствовать интеграции национальной экономики Беларуси в мировую экономическую систему


49. Промежуточные итоги рыночных преобразований в Беларуси

Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным — распался Советский Союз, была разрушена административно-командная система планирования и регулирования экономики, все бывшие союзные республики оказались в глубоком политическом и экономическом кризисе. В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему, ввести национальную валюту и т.д.

Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь определена как динамичное повышение уровн я благосостояния, обогащения культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений. Основными факторами устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами - «высокий интеллект - инновации - благосостояние».

Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси являются переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества, построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, снижение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния.

Основными задачами реформирования отношений собственности являются следующие: создание социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа, совершенствование управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций.

В последние годы в решении поставленных задач сделано многое. Однако следует отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи:

 с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса;

 слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности;

 низким уровнем инвестиционной привлекательности белорусской экономики для зарубежных инвестиций;

 отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщение отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижение на мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочих мест;

 

 низким уровнем эффективности управления и экономической ответственности собственников приватизированных предприятий и персонала за результаты производственной деятельности;

 медленным формированием рыночной инфраструктуры, особенно рынков капитала и ценных бумаг.

Актуальной остается проблема кадрового обеспечения рыночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.

Структурная перестройка осуществлялась и продолжает осуществляться в соответствии с принятыми в стране специальными документами — Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001— 2005 годы, Национальной программой развития экспорта на 2000—2005 годы, Программой импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и рядом других

В качестве основных направлений структурных преобразований определены:

 создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов;

 опережающее развитие наукоемких высокотехнологических экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг;

 стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп;

 развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;

 повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;

 разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.

Реализация рассмотренных выше направлений и мер по ре-формированию экономики нашла отражение в макроэкономических показателях

В 2006-2010 гг. ожидается дальнейшее ухудшение возрастной структуры населения. По прогнозу, доля детей и подростков в общей численности населения сократится с 16,9 до 15,0%, а доля лиц старших возрастов возрастет с 21,0 до 21,9%. Появится тенденция снижения численности лиц трудоспособного возраста. Для преодоления неблагоприятных тенденций основной целью демографического развития должно быть укрепление здоровья и снижение смертности населения, особенно мужчин в трудоспособном возрасте. Особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, обеспечивающих возможность рождения и воспитания нескольких детей. В 2006-2010 гг. с учетом активизации структурной перестройки экономики ожидается более активное высвобождение работников из общественного производства. Численность занятых в экономике к 2010 г. может уменьшиться до 4125 тыс. чел. В структуре занятости произойдет переориентация на непроизводственные отрасли экономики за счет создания малых предприятий и расширения индивидуального предпринимательства в сфере услуг, где доля работающих увеличится до 58%. Сокращение уровня занятости ожидается в условиях уменьшения численности трудовых ресурсов, что обусловит снижение масштабов предложения рабочей силы на рынке труда.

В период (до 2010 г.) важнейшими задачами являются повышение реальных денежных доходов и снижение уровня малообеспеченности населения, создание условий и предоставление гражданам равных возможностей для достижения материального и социального благополучия. Необходимо успешно завершить выполнение Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. и других программ, содержащих основные целевые показатели повышения уровня жизни населения и меры по их достижению.

На втором этапе (2011-2020 гг.) необходимо обеспечить приближение Республики Беларусь по уровню и качеству жизни населения к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики. Стратегия государства по реализации целей социальной политики в долгосрочной перспективе будет направлена на последовательное повышение денежных доходов населения как важнейшего показателя уровня жизни населения. Рост денежных доходов населения и заработной платы рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.214 (0.012 с.)