ТОП 10:

Научно-технич потенциал нац эк-ки.



Научно-технич пот-л — это совок ресур­сов и усл-й осущ-я прикладных научн исслед-й и разработок, вкл опытно-конструкторские и опытно-технологич раб. Значение, кач-во и продуктивность пот-ла н-т деят-ти как креативного ядра ин­новац-й системы страны хар-т след кол-е и кач-е параметры и показатели:

- количество научных организаций, их функциональная структура;

- объемы и структура исследований и разработок (ИР);

- научные кадры(численность персонала, занятого ИР);

- финанс-е обеспечение (источники финансирования, объём затрат на ИР);

- мат-технич база (научное оборудование, произв-е помещении и др.);

- н-информац-е ресурсы (компьютерные инф-е системы, Интернет-хосты);

- система управления научной сферой, процессами ИР, включая блок оценки их результатов.

Важной кач-й хар-й н-т пот-ла явл структура по отраслям наук. Традиционно выделяются естественные, технические, медицинские, с/х, общественные и гумани­тарные науки. В последние несколько лет пре­обладающие позиции занимают технические науки. Затем идут естественные науки, сельско­хозяйственные, общественные, меди­цинские и гуманитарные науки.

Преобладание технич и естественных наук, отражаю­щее специализацию РБ на машино- и приборостроении, создает потенциальные возможности для поддержания и разви­тия известных бел научных школ в области матем, физ, механики, химии, биологии, а также разработок в области лазерных и плазменных технологий, оптоэлектроники, новых мат-в с особыми св-ми, методов технич диагностики, машиностроения, хим синтеза в-в, селекции растений, биотехнологии, сп-в обработки инфы, спец вычислит техники.

Исследователи и разработчики — важней­шая составляющая научно-технического потенциала. От их профессиональной подготовки, квалификации, компетентно­сти, новаторского мышления зависит не только конкурентоспо­собность разработок, основанных на новых методах, продук­тах, но и их коммерциализация, влияющая в конечном с^ете и на приток финансовых ресурсов в науку.

Финансирование науки.Заключается в денежном покры­тии ее затрат. Фин ресурсы науки определяются как за­траты на научные исследования и разработки (ИР). Общие зат­раты на ИР складываются из внутренних затрат на работы, вы­полняемые организациями, и на работы соисполнителей.

В последние годы доля средств республиканского бюджета в общем объеме финансирования науки составляет от 40 до 50 %, (в 2004 г. — 49,1 %), а в общих расходах республиканского бюджета — 2,0 % .

Нау́ка — сфера чел деят, имеющ своей целью сбор, накопление, классифик, анализ, обобщение, передачу и исп-е достоверных сведений, построение новых или улучшение сущ-х теорий, позволяющ адекватно описывать прир или обществ пр-сы и прогнозир их развитие.

Организационные формы управления научным комплексом страны.

Организационная структура управления научным комплексом представляет собой совокупность научных, научно-производственных и обслуживающих организаций, органов гос. управления НТР и их взаимосвязей на различных иерархических уровнях управления экономикой страны.

Группы научных организаций:

-научные учреждения, выполняющие преимущественно научные исследования;

-конструкторские, технологические и проектные организации, осуществляющие в основном технические разработки;

-научно-технические подразделения и центры, лаборатории и экспериментальные производства, занятые преимущественно освоением новой продукции и новой технологией;

-организации и предприятия научно-технического обслуживания.

Кроме этого функционирует большое число комплексных учреждений, сочетающих научно-исследовательские работы с др. видами научно-технической деятельности: конструированием, технологическими разработками, проектированием.

В настоящее время организационно-экономическая среда, в которой работают научно-технические организации определяется: сокращением платежеспособного спроса заказчиков; ограниченностью бюджетных средств; неплатежеспособностью предприятий в течении длительного времени; отсутствием существенных налоговых льгот, неэффективным гос. регулированием науки.

 

Инновац пот-л и нац инновац система, задачи инновац развития страны.

Инновац потенциал – это совок всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения рез-в науч исслед-й и разработок, повышающих эф-ть способов и ср-в осущ-я конкретных пр-в, в т.ч. освоения в пр-ве новой прод-и и технологии.

Успешность инновац-х пр-в или инновац деят-ти зависит от ур-я развития адаптационно: способности эк, мощности ее инновац пот-ла. Состояние и ур-нь развития инновационного пот-ла хар-ся след показ-ми: - ур-м н-технич разработок; - сост-м и мощностью опытно-экспериментальное базы отраслей и предприятий; - наличием резервных произв-х площадей; - ур-м технологич базы пр-ва и технич оборуд; - наличие эф-х систем подготовки пр-ва и ресурсов для серийного выпуска новой прод-и; - степенью инновац активности предприятий; - системой подготовки кадров-инноваторов; - фин обеспечением и др. Современную нормативно-правовую базу составля­ют более 20 нормативных актов, определяющих принципы, це­ли, направления и механизмы инновационной политики госу­дарства. Ключевые положения этих документов предусматри­вают перевод национальной экономики на инновационный путь развития посредством построения национальной иннова­ционной системы (НИС) рыночно ориентированного типа.

Архитектура НИС включает следующие структурные блоки: 1. организационную структуру; 2. Инфраструктуру; 3. институциональную и правовую среду; 4. систему подготовки и переподготовки кадров; 5. систему управления (менеджмента) и регулирования про­цессов формирования сетевых национальных систем, финанси­рования и рыночной коммерциализации нововведений.

Важнейший элемент НИС - финансовая система, позволяющая быстро находить средства для апробации новых инновацион­ных идей, выдвигаемых наукой или рынком.

Стратегической целью НИС является перевод эконо­мики Беларуси на инновационный путь развития.

Задачи инновационного развития страны:

· создание организационных и экономических механизмов для опережающего развития приоритетных фундаментальных исследований, важнейших прикладных научно-исследователь­ских работ и разработок, а также повышения востребованности производством отечественных и зарубежных инноваций;

· формирование и развитие технологической базы науки, опытных производств;

· постоянное повышение научно-технического уровня и но­визны научных исследований и разработок и обеспечение их со­ответствия потребностям реального сектора экономики и соци­альной сферы;

· адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, привлечение внебюджетных источни­ков, собственных средств научных организаций, банковских кредитов и других источников финансирования, направленных на развитие науки и технологий;

· рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулиро­вания научной, научно-технической и инновационной деятель­ности при реализации приоритетных направлений развития на­уки и технологий;

· совершенствование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности;

· совершенствование системы подготовки научных и инже­нерных кадров высшей квалификации в области науки и техно­логий;

· поддержка научных исследований, разработок в приори­тетных направлениях развития науки и технологий с учетом мировых тенденций в этой сфере;

· укрепление научно-исследовательского сектора высшей школы.

 

Производственный потенциал.

Произв-й пот-л в масштабе нац эк опред-ся как совок всех ресурсов и усл-й общественного пр-ва, оценивается объемом пр-ва тов и услуг (ВВП), произв-ми мощностями пром-х предприятий и строит организаций, возможностями пр-ва с/х прод-и, ур-м развития произв-й инфраструктуры. Одним из обобщ-х показ-й, хар-х произв-й пот-л, явл стоимость основных фондов (основных средств, основного капитала): зданий, сооружений, передаточных устройств, раб и силовых машин и оборудования, измерит-х и регулирующих приборов и устройств, вычислит-й техники, транспортных ср-в, инструментов, и др. Кроме перечисленных в состав основных ср-в входят затраты, производимые за счет капитальных вложений на улучшение земель, не связанные с созданием сооружений, и капитальные затраты в арендованные основные ср-ва. Для определения общего их объема, вещественной структуры, анализа их воспроизв-ва, а также для опред-я износа (амортизации) основных фондов применяется стоимостная оценка. Кол-я оценка объема основных фондов произв-ся в текущих (или сопоставимых — при расчете динамики изменения ресурсной обеспеченности) ценах, учит-ся также переоценка фондов.

РБ в наст. время обладает значительным произв-ым пот-м. Стоимость основных фондов всех отраслей эк составила около 153 трлн р., что по объёму эквивалентно 4,2 ВВП страны. В то же вр основные фонды имеют динамику роста, ур-нь обновл-я и кач-е хар-ки, кот не могут быть оценены как оптимальные. В РБ, хотя и медленнее, чем в соседних странах с переходной экономикой, происходит процесс приватизации и разгосударствления основных фондов. В соответствии с действующим в системе статистического учета Республики Беларусь классификатором отраслей народного хозяйства все основные фонды делятся на две группы. К первой отнесены основные фонды отраслей, производящих товары промышленности, сельского хозяйства, строительства, лесного хозяйства и др. Вторая группа включает основные фонды отраслей, оказывающих услуги транспорта и связи, торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, образования, здравоохранения, физической культуры и др. Используется также традиционное деление основных фондов на производственные и непроизводственные.

Наиболее существенно сократились основные фонды отраслей, производящих товары, особенно сельского хозяйства и строительства. Уменьшение физических объемов основных фондов и соответствующее сокращение производственного потенциала экономики явилось следствием кризисных явлений в экономике, которые сопровождались падением инвестиционной активности. В итоге низкие объемы ввода в действие основных фондов не компенсировали объемы их выбытия.

Кач-ми хар-ми произв-го пот-ла эк являются: уровень износа основных фондов; возрастной состав активной части основных фондов; доля оборудования, соответствующего передовым мировым высокотехнологич образцам (по уровню энерго- и топливоемкости, производительности, экологичности). Анализ количественных и качественных показателей позволяет определить потенциальную способность основных фондов производить конкурентоспособную продукцию и обеспечивать поступательный экономический рост.

Основные фонды экономики Беларуси в наст. время хар-ся высоким уровнем морального и физического износа. Анализ движения основных фондов показывает, что коэффициент их износа в целом превысил 52%. В более критическом состоянии находится активная часть основных фондов. Здесь износ в целом по экономике страны составил 75,6%. Всё это значительно ограничивает возможность использования основных фондов для выпуска конкурентоспособной продукции (товаров, услуг).

Технологич и технический уровень эк Беларуси по своим кач-м хар-м существенно отстаёт от ур-ня передовых стран.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.008 с.)