Ввело бесплатное медицинское обслуживание. (NHS) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ввело бесплатное медицинское обслуживание. (NHS)



Великобритания и европейская экономическая интеграция во второй половине XX - начале XXI вв.

В 1973 г. Великобритания вступила в ЕЭС. В стране происходила радикальная структурная перестройка хозяйства, что несколько улучшило ее позиции в мировой экономике, но обострило социальные проблемы. Реформы консерваторов включали приватизацию национализированных предприятий (доля госсектора в ВВП сократилась с 10 до 5%), меры по повышению конкурентоспособности (что ускорило упадок черной металлургии, судо- и автомобилестроения), поддержку наукоемких отраслей и стимулирование иностранных инвестиций.

Хозяйственные механизмы стран Западной Европы оказались в большей мере и раньше, чем у других стран, подготовленными к тесному взаимодействию друг с другом. Высокая зависимость западноевропейских стран от внешних рынков и международных условий воспроизводства, сходство их экономических структур, их территориальная близость – все это способствовало развитию интеграционных тенденций. +После Второй Мировой Войны произошло коренное изменение социально-экономической структуры Европы. Создание Совета Экономического Взаимопомощи и отказ стран Восточной Европы от рыночной экономики стали препятствием развитию экономических связей между Восточной и Западной Европой. Компенсацией потерь восточноевропейского рынка могла служить только интенсификация взаимного сотрудничества друг с другом.

В развитии западноевропейской интеграции можно выделить ряд этапов.

Первый этап (с 1951г. по 1957г.). 18 апреля 1951г. в Париже был подписан Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В состав ЕОУС вошли Бельгия, ФРГ, Голландия, Италия, Люксембург, Франция. Исходной точкой объединительных процессов явилось отраслевое (точнее секторальное) сотрудничество, охватывающее базовые отрасли экономики (угледобывающую и сталелитейную промышленность).

У истоков интеграции стояли видные французские политические деятели того времени Робер Шуман и Жан Моннэ. Было предложено положить конец раздробленности Европы, традиционному франко-германскому соперничеству и установить равноправные партнерские отношения между странами в рамках международной кооперации. Начать европейское строительство предлагалось, поставив все производство угля и стали во Франции и ФРГ под общее верховное руководство. В результате, однако, Парижский договор о создании ЕОУС объединил не только Францию и ФРГ, но 6 стран Европы.

Второй этап (конец 50-х – начало 70-х годов) называется “золотым веком ” в истории Сообщества. В марте 1957г. те же шесть стран (“шестерка”), а именно: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург – подписывают два Римских договора о создании Европейского экономического Сообщества (ЕЭС; его второе официальное название “общий рынок”) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). Последний был создан по модели ЕОУС и имел тоже отраслевую направленность, касаясь совместного развития производственной кооперации и НИОКР в области атомной энергетики.

Особо важное значение имел Договор о создании Европейского экономического Сообщества, его отличает комплексный многосторонний подход к хозяйственному взаимодействию стран-членов, идея расширения экономической интеграции путем создания общего рынка, в рамках которого происходит “свободное движение товаров, лиц, услуг и капиталов. Поскольку Римские договоры, приведшие к созданию новых сообществ, предусматривали формирование общей политики по отдельным направлениям и передачу государствами некоторых суверенных прав общим наднациональным органам в этих вопросах, представители Великобритании, будучи несогласны со столь глубоким типом хозяйственного и политического взаимодействия, еще на стадии подготовки договоров отказались от участия в межправительственных переговорах с “шестеркой”. В октябре 1956г. Лондон заявил о том, что Соединенное Королевство предпочитает создание зоны свободной торговли. 4 мая 1960г. была подписана Стокгольмская Декларация, согласно которой “семерка” других европейских стран: Великобритания, Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария образовали Европейскую Ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Таким образом, практически параллельно в Западной Европе стали развиваться два типа интеграции, отразившие разные интересы и разные представления о моделях сотрудничества двух групп стран.

Уже к 1 июля 1968г. (на 1,5 года раньше намеченного срока) странами ЕЭС был создан таможенный союз. Были ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц и установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала проводиться активная политика в ЕЭС в области конкуренции. Осуществлялась гармонизация стандартов и технических норм, координация хозяйственного законодательства, в частности акционерного. Сближалась промышленная политика, ускорялся процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, возросла либерализация движения капиталов и рабочей силы в ЕЭС.

Третий этап интеграции в ЕЭС (с начала 70-х годов до середины 80-х годов), ознаменовался противоречиями и существенными трудностями в деятельности Сообщества. Интеграционной группировке пришлось преодолеть серьезный кризис. Вялые темпы роста относительно других стран Запада, самый высокий уровень безработицы, “торговые войны” между странами-партнерами породили так называемый синдром “европессимизма”, “евросклероза”. Вместе с тем ЕС удается добиться немалого прогресса в интеграции.

В январе 1973г. происходит первое количественное расширение ЕС в результате присоединения к нему трех государств – Великобритании, Дании и Ирландии.

Сферой наднационального регулирования становится валютная интеграция. С 1978г. создается Европейская валютная система (ЕВС), базирующаяся на трех основных элементах: а)европейской расчетной валютной единице – ЭКЮ (ECU – European Currency Unit); б)система “европейской валютной змеи могли в)создании Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) за счет объединения части (20%) национальных золотовалютных резервов стран-участниц. Продолжается развитие механизмов интеграции. В 1981г. происходит новое расширение ЕС – в него вступила Греция.

Четвертый этап (с середины 80-х до начала 90-х годов) ознаменовался завершением создания единого внутреннего рынка (ЕВР) в рамках ЕС. В 1985г. Комиссия Европейских Сообществ распространила документ под названием “Белая книга”, в которой указывалось, что несмотря на отмену таможенных пошлин вскоре после подписания Римского договора, единство Европейского сообщества оставалось неполным и для граждан, и для экономических структур. Продолжали существовать границы между странами-членами и многочисленные торговые ограничения.

Пятый (современный) этап формирования целостной хозяйственной системы ЕС – переход к формированию Экономического, валютного и политического союза.

В декабре 1991г. сессия Европейского совета, состоявшаяся в голландском городе Маастрихт, одобрила подготовленный текст Договора о Европейском союзе (Маастрихтский Договор о Европейском союзе), а 7 февраля 1992г. там же состоялась официальная церемония его подписания всеми государствами-членами. (Договор вступил в силу 1 ноября 1993г., дав Сообществу новое название – Европейский Союз).

В соответствии с Договором учреждается единое европейское гражданство, политический союз (общая внешняя политика и политика в области внутренних дел и правосудия), а также формируется экономический и валютный союз.

В 1995 г. в Европейский союз вошли Финляндия, Австрия и Швеция, таким образом, сегодня ЕС объединяет 15 государств

 

Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии: особенности географического положения, государственное устройство и территориально-административное деление. Основные тенденции развития государства Великобритании в начале XXI века. Содружество.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Великобританиея) - одна из старейших капиталистических держав мира, Великобритания – активный член НАТО и ЕЭС, постоянный член совета безопасности ООН. Территория СК – 244 тыс. км2, население – 57 млн. человек. Столица королевства – город Лондон. Официальный язык английский.

Это основное государство, расположенное на северо-западе Европы, занимает остров Великобританию, северо-восточную часть Ирландии (Ольстер), а также острова: Мэн, Англси на западе, Уайт и Нормандские острова на юге, Гебридские острова на северо-западе, Шотландские и Оркнейские на юго-востоке и ряд прилегающих мелких островов (всего около 5,5 тыс.). СК – одно из самых маленьких государств в мире (например, в 2 раза меньше, чем Франция или Испания). Тем не менее, Великобритания занимает десятое место в мире по числу жителей, а Лондон – один из семи крупнейших городов мира. Великобритания расположена в умеренном поясе между 500 и 600 (ым) северной широты к северо-западу от Европы, раньше составляла единое целое с континентом. Острова отделились от материка после последнего Ледникового периода, когда лед растаял и уровень океана поднялся и затопил низменные территории.

Через Великобританию проходит нулевой Гринвичский меридиан.

Западное побережье страны омывается Атлантическим океаном и Ирландским морем, а восточное – Северным морем; от континентальной части Европы она отделена узкими проливами – Ла-Маншем и Па-де-Кале (English channel и Strait of Dover), максимальная широта пролива на западе 220 км., на востоке минимальная 32 км.

В состав государства входят четыре историко-географических провинции: Англия – его основное ядро, занимающая южную и среднюю часть главного острова; Уэльс, расположен на одноименном полуострове, на западе страны и составляющий с ней административно единое целое; Шотландия, находящаяся в северной части острова Великобритания, имеющая некоторые элементы автономии и представленная в правительстве секретарем по делам Шотландии; Северная Ирландия (Ольстер), которая стала частью СК в 1922 году; после проведенного в ней в декабре 1921 г. плебисцита, северо-восточная часть Ирландии была присоединена к Великобритании как автономная ее часть со своим парламентом. В 1969 г. туда введены британские войска; с 1972 г. она фактически стала управляться центральным правительством.

В соответствии с современным административным делением, Англия и Уэльс делятся на графства, Шотландия

 

 

на районы. В свою очередь графства и районы подразделяются на округа. Все они имеют местное самоуправление. В составе северной Ирландии 26 округов. Особый статус в 1964 г. получил Большой Лондон.

Проблема интеграции иммигрантов стала особенно актуальной после трагических событий 11 сентября 2001 г. в США. Однако Великобритания, как и другие страны Западной Европы, пока не готова отказаться от выгод иммиграции, основной поток которой сейчас идет из исламских стран (дешевая рабочая сила, готовая занять непрестижные рабочие места и решить проблему старения местного населения), но и не может найти оптимальные

пути ассимиляции представителей чужой культуры, сохраняя при этом традиционный уклад своего общества.

Среди других социальных проблем современной Великобритании называют быстро растущий разрыв в доходах между наиболее богатыми слоями общества и тех британцев, которые находятся внизу этой своеобразной иерархической лестницы. В стране периодически

возникают серьезные конфликты между работодателями и наемными работниками. Например, в январе 2002 г. в Лондоне проводились двухдневные забастовки работников общественного и железнодорожного транспорта, которые фактически парализовали транспортную систему юго-востока страны. Их участники добивались улучшения оплаты труда.

Особое значение в Лондоне придают развитию отношений со странами Содружества, куда входят бывшие британские колонии и доминионы, а также некоторые другие страны. Очередная конференция стран-членов этой международной организации на уровне глав государств и правительств с участием главы Содружества королевы Великобритании Елизаветы II состоялась в марте 2002 г. в Австралии. На ней в первую очередь рассматривались вопросы консолидации стран Содружества в борьбе против международного терроризма, проблемы преодоления бедности, внедрения всеобщего начального образования в тех странах, где оно еще отсутствует.

Важное значение Великобритания придает развитию отношений с Японией, Китаем, Южной Кореей, постоянно наращивая объемы торговли с ними. Большой интерес для Великобритании и британского частного бизнеса представляют отношения с Россией. Встречи Тони Блэра и российского президента Владимира Путина приобрели в последнее время регулярный и конструктивный характер. Великобритания стремится развивать отношения с Саудовской Аравией, Кувейтом и другими странами Персидского залива – основными поставщиками нефти на мировой рынок.

Вооруженные силы страны принимали участие в миротворческих операциях в Боснии и Герцеговине, Косово, ряде других стран и регионов. В Афганистане по решению ООН в конце 2001 г. были сформированы Международные миротворческие силы, которые первоначально возглавляла Великобритания.

 

Основные этапы развития британской экономики. Влияние природных условий и ресурсов на современную экономику Великобритании. Структура и размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства. Банковская система и страховые компании.

В Великобритании интенсивнее, чем в других странах, шел процесс первоначального накопления капитала. В XVII–XIX вв. страна активно участвовала в мировой торговле, имела крупнейший в мире флот, создала самую большую колониальную империю. Уже к середине XIX в. она превратилась в мирового банкира, доля ее в мировой промышленной продукции превысила 1/2. Но в последней четверти XIX в. Великобритания по темпам промышленного развития отстала от США и Германии, а после Первой мировой войны стала должником США.

В конце 40-х – начале 50-х годов государством предпринимался ряд мер по улучшению положения в экономике. Так, были национализированы некоторые старые отрасли промышленности и отрасли, обслуживающие все хозяйство (каменноугольная, черная металлургия, газовая, электроэнергетика; железнодорожный, внутренний водный и авиационный транспорт, радио и телевидение, а также Английский банк); началась техническая модернизация старых отраслей.

В 1973 г. Великобритания вступила в ЕЭС. По времени это практически совпало с началом серии мировых экономических и структурных кризисов (70–80-х годов), которые особенно тяжело сказались в Великобритании, где в отдельные годы уровень безработицы превышал 11%. Связано это с тем, что в стране происходила радикальная структурная перестройка хозяйства, что несколько улучшило ее позиции в мировой экономике, но обострило социальные проблемы. Реформы консерваторов включали приватизацию национализированных предприятий (доля госсектора в ВВП сократилась с 10 до 5%), меры по повышению конкурентоспособности (что ускорило упадок черной металлургии, судо- и автомобилестроения), поддержку наукоемких отраслей и стимулирование иностранных инвестиций.

Относительно стабильное положение в экономике способствует инвестиционной деятельности в стране. Общий объем накопленных инвестиций составил 4,1 трлн. фунтов (кон. 2004 г.). Среди основных инвесторов в британскую экономику остаются американские, японские, канадские, французские и немецкие компании.

Система Центрального Банка

Многочисленные функции, которые выполняет Банк Англии можно разделить на две группы:

группа - прямые профессиональные обязанности, вытекающие из банковского статуса (депозитно-ссудные, расчетные и эмиссионные операции); группа - контрольные функции, с помощью которых государство осуществляет вмешательство в денежно-кредитную систему, пытаясь воздействовать на ход

экономических процессов. Все множество функций призвано к достижению трех главных

целей. Среди них:Поддержка стоимости национальной валюты, главным образом с помощью операций

на рынке, согласованных с правительством, - другими словами, осуществление денежной политики;

Обеспечение стабильности финансовой системы через прямой контроль над банками и участниками финансовых рынков Сити и обеспечение устойчивой и эффективной системы платежей;

Обеспечение и повышение эффективности и конкурентоспособности финансовой системы внутри страны и укрепление позиций Лондонского Сити в качестве ведущего международного финансового центра

Функции Банка Англии:

1. Банк Англии служит банком для коммерческих банков2. Банк Англии служит банком для других центральных банков3. Банк Англии служит банком для правительства4. Осуществление монетарной политики. Банк Англии советует по поводу методов политики и ответственен за ее выполнение.

5. Осуществление эмиссии банкнот6. Осуществление валютных операций и контроля, управление

золотовалютными резервами страны от имени

Казначейства.7. Осуществление надзора за кредитными

 

 

учреждениями, валютными и кредитными рынками- в целом за банковской системой.8. Банк Англии - член

Европейского Валютного Института (EMI - Europea Monetary Institute).

Высокоинтенсивное сельское хозяйство обеспечивает почти 3/4 потребностей страны в продовольствии. Большая часть земли принадлежит крупным землевладельцам - лендлордам. Главная отрасль сельского хозяйства - мясо-молочное и молочное животноводство. Развито зерновое хозяйство. Особое место принадлежит рыболовству. В экспорте преобладают высокотехнологичные машины и оборудование, нефтепродукты, изделия химической промышленности. Основные внешнеторговые партнеры - страны Европейского Экономического Сообщества и США. Большое развитие с древних времен получило морское судоходство. По тоннажу торгового флота Великобритания занимает одно их ведущих мест в мире. Основная доля национального дохода приходится на промышленное производство, торговлю и транспорт. Сырьевые ресурсы собственно Великобритании относительно невелики. Это каменный уголь, железная руда, цветные металлы, нефть, каменная соль (залежи имеют большое промышленное значение), горючие сланцы, каолин. Значительная часть потребляемого и перерабатываемого в стране сырья ввозится из-за границы. Предприятия "новых" отраслей (развившихся быстрыми темпами в послевоенный период) оснащены новейшим оборудованием, в своем большинстве автоматизированы, на них широко применяется т.н. производственное комбинирование, что обеспечивает высокую производительность труда при минимальных затратах. Отчасти такое стремительное развитие послевоенной про- мышленности объясняется тем, что на внешних рынках в это время отсутствовали такие мощные конкуренты как Германия и Япония, были ослаблены Франция и Италия. Высокоразвита электроэнергетическая промышленность. Большинство электростанций страны работает на каменном угле. Удельный вес гидростанций невелик. Они расположены главным образом в горных районах Уэльса, а также в Северной и Юго-Западной Шотландии. Атомная энергетика пока еще не получила приоритетного развития. В серьезной реконструкции нуждается угольная промышленность Англии, пережившей периоды национализации и денационализации. Многие шахты из-за их нерентабельности закрыты. Наибольшее количество угля добывается в Северо-Восточном и Восточно-Мидленском районах страны. Так как запасы нефти незначительны и не представляют серьезного промышленного интереса, нефтяная промышленность работает в основном на привозном сырье. В металлургической промышленности преобладает производство стали и проката. Чугун и металлический лом Великобритания по большей части импортирует. Ведущее место, как было уже упомянуто, занимает машиностроение. Продукция машиностроительных предприятий занимает чуть-ли не большую половину в общем экспорте Великобритании. Эта отрасль отличается наиболее высокой степенью концентрации производства. Одна из старейших отраслей - тестильная промышленность. Преобладает производство хлопчатобумажных и шерстяных изделий. Развиты также трикотажное и шелковое производство. В химической промышленности интенсивно развивается производство кислот, щелочей, красителей и лаков, резины и резиновых изделий, мыла, глицерина, искусственных волокон, удобрений. Высокопродуктивное мясомолочное животноводство, птице- водство - традиционные отрасли сельского хозяйства Англии. Видное место занимает овцеводство. Из зерновых культур широко распространены овес и ячмень. Посевы пшеницы производятся лишь в восточной части страны. Почти треть обрабатываемой земли занята под кормовыми травами и корнеплодами. В Великобритании широко развиты практически все основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, авиационный. Большое значение для Великобритании, как островной державы, имеет морской транспорт. В английском флоте преобладают быстроходные суда, подавляющая часть которых является собственностью частных компаний.

 

 

КОНСТИТУЦИЯ США

Американская конституция была разработана и принята Конституционным конвентом Филадельфии (май — сентябрь 1787), в котором приняли участие делегатов от 12 (из общего числа вошедших в со- став США 13) штатов. Участников конвента принято именовать в США «отцами-основателями».

Формулируя положения конституции, «отцы-основатели» ставили перед собой |три главные политические цели: остановить дальнейшее развитие революции, создать прочное гос-во на федеративной основе и гарантировать частнособственные права.

В текст конституции, утвержденный конвентом 17 сентября 1787 г., не были включены положения, гарантирующие политические, личные права граждан. Однако под давлением общественного мнения и демократически настроенных законодателей в штатах конгресс был вынужден в 1789 г. принять проект Билля о правах— первые 10 поправок к конституции, провозглашавших ряд политических, личных и процессуальных прав граждан.

Конституция – небольшой по объему документ, ее основной текст состоит из преамбулы (цели принятия документа) и семи статей.

В фундамент конституционной системы американского государства положено три основных политико-правовых принципа — разделение властей, федерализм и судебный конституционный надзор.

Принцип разделения властей, реализуемый через систему «сдержек и противовесов», предполагает организационную независимость трех «ветвей» государственной власти— законодательной, исполнительной, судебной — и разграничение между ними соответствующих функций. На федеральном уровне три «ветви» власти представлены конгрессом, президентом и Верховным судом.

США – президентская республика. Ее особенности: сочетание полномочий главы гос-ва и главы правительства в одном высшем должностном лице — президенте; внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства, отсутствие у президента права распускать высший законодательный орган, а у конгресса принимать вотум недоверия правительству; запрещение членам правительства быть депутатами конгресса и наоборот.

Принцип разделения властей предполагает и определенное взаимодействие, в результате которого не допускалось бы усиление одной «ветви» власти за счет другой. Конгресс – носитель законодательной власти, президент – исполнительная власть, носитель судебной власти – Верховный суд.

Федерализм – конституционный принцип, предполагающий относительно жесткое разграничение сфер компетенции федеральных властей и власти штатов. Штаты не обладают всеми атрибутами суверенитета, они лишены внешнеполитических полномочий, ограничена их власть в финансовой сфере, штаты не в праве изменять форму правления, не имеют права выходить из федерации. Они могут принимать собственные законы и конституции, регулировать торговлю и экономику внутри штата., формировать учреждения гос власти, проводить выборы в органы власти и местные органы управления.

Судебный конституционный надзор — третий принцип политической системы США — заключается в том, что суды имеют право признать не соответствующими конституции и тем самым недействительными законы конгресса и акты исполнительной власти. В случае, если суд объявляет какой-либо закон или акт противоречащим конституции, он автоматически теряет юридическую силу. Высшим органом конституционного надзора является Верховный суд США. Его решения по вопросам толкования конституции являются окончательными и обязательными для всех государственных органов.

Конституция вступила в силу 4 мая 1789г

 

КОНСТИТУЦИЯ: ИСТОЧНИКИ

Вбр – конституционная монархия, но нет written constitution. В ней говорится:

- форма гос устройства – парламентская монархия

- форма правления – парл-т + прав-во

- пределы власти гос-ва – права граждан.

Источники контитуции:

1. а) законы, принятые брит парл-том (statutes), статутное право. Действует закон всемогущества парл-та, он может принимать любой закон путем обычной парл-кой процедуры (мнение больш-ва). Нет принципа констит-ного надзора.

б) указы короля (privy), Order in council – указ короля в тайном совете. Они нуждаются в утверждении парл-та, но обычно король координирует действия парл-та.

в) Royal proclamation – только кор может объявлять войну и заключать мир.

2. Common law – общее британское право

3. Конституционные обычаи (constitutional conventions), нигде не записаны, но их все соблюдают, если нарушить, вы «политический труп». Пр. если прав-во получает вето недоверия, оно должно уйти в отставку, министр не может напрямую обратиться к кор, только через премьера.

4. Авторитетные мнения юристов.

5. (особое знач) Изменение конституции решениями ЕС: если ЕС принимает закон, то парл-ты всех стран должны его принять.

Палата – Сенат

1000 чел, избираются на 6 лет. Представляют интересы штата в целом. 1913г – принята 17 поправок (сенаторов выбрали законодательным собранием) но с 1914г их стали выбирать. «Сенаторы переизбираются в разные годы» 1/3 переизбирается каждые 3 года. (33 чела) каждый сенатор избирается от всего штата.

Во главе Сената – Председатель Сената, President of the Senate (вице-президент), он не является членом сената, но имеет право голоса, если 50 – за, 50 -против.

Divided government – президент – одна партия Конгресс – другая. В конгрессе может быть меньшинство правящей партии, тогда вице-президент – представитель меньшинства.

Конгресс избирается на 2 года, и имеет свой номер (сейчас - №108).

2 сессии – 3 января – 20 декабря

на след год законопроекты не переносятся 9как у нас) Внесенный законопроект д.б. принят обеими палатами Конгресса

Bill (когда вносится) – act of Congress (когда приняли)

 

ввело бесплатное медицинское обслуживание. (NHS)

Несмотря на большие социальные завоевания, прав-во Эттли в 1951 г., после 6 лет правления, проиграло выборы конс-рам. Одним из факторов, к-рый помог вернуться конс-рам к власти, был авт-т престарелого У. Ч-ля, к-рый в возрасте 77 лет вновь возглавил прав-во.

 

 

16. Внутренняя и внешняя политика Великобритании в период правления консерваторов (1951-1964 гг.). Кризис колониальной системы.

 

4. Конс-ры были у власти 13 лет — в 1951—1964 гг. За это время сменилось 4 конс-вных кабинета.

У.Ч-ля (1951 — 1955) — в 1955 г. Ч-ль добровольно ушел в отставку, уступив власть своим младшим соратникам;

А. Идена (1955—1957) — кабинет с позором ушел в отставку по­сле неудачного вторжения в Египет в 1956 г.;

Г. Макмиллана (1957—1963) — время относительной стабильно­сти и спокойствия в об-ве;

А. Дугласа-Хьюма (1963-1964). Прав-во А. Дугласа-Хьюма вошло в историю как одно из самых скандальных в новейшей истории ВБр.

• само назнач-е этого прав-ва вызвало проблемы — по рез-там выборов ни 1 из правящих группировок не могла сформ-ть прав-во, м/у ними шли долгие и безрез-тные споры; в итоге к-лева Елизавета II восполь­зовалась своим правом и единолично назначила премьер-министра (что бывает крайне редко);

• сформированное таким образом прав-во Алека Дугласа-Хьюма не пользовалось поддержкой в п-нте;

• деят-ть прав-ва омрачил предшествующий этому громкий скандал — "дело Профьюмо", в ходе к-рого выяви­лась интимная связь британского министра обороны Профью­мо с агенткой советской разведки.

На досрочных выборах 1964 г. убедительную победу одержали лейб-сты. В истории ВБр началась новая эпоха.

 

 

17. Внутренняя и внешняя политика Великобритании в 60-70-х гг. XX в.

Третий этап кризиса капитализма. Резкое изменение соотношения сил на ми­ровой арене в пользу мировой системы социализма и крайнее обострение внут­ренних противоречий капиталистического строя Создание развитого социалистического общества в Советском Союзе, бурный рост экономики и культуры всех стран социали­стического содружества, прогресс науки, усиление оборонной мощи стран Варшав­ского Договора и престижа социалистиче­ской внешней политики превратили мировую систему социализма в решающий фактор мирового развития. Мощная волна освободи­тельного движения народов Азии, Африки, Латинской Америки смела политическое Господство империалистических держав над бывшими колониями. Значительный сдвиг произошел в международном рабочем и демократическом движении, рухнули фашистские режимы в Пор­тугалии, Испании, Греции. Империализм на протяжении послед­них десятилетий изыскивает различные способы продления своего господства в странах капитала, приспосабливается к условиям обострившейся классовой борьбы и научно-технической революции. Общий кризис капитализма продолжает углублять­ся. Падение роли Веоикобритании в Великобритании, ее политическая и культурная жизнь претерпели заметные изменения- провал попытки удержать или вое--становить свое положение как метрополии гигантской империи,главным источником прибылей становит­ся развитие производства в самой Великобритании- рирост промышленной продукции Вели­кобритании за два десятилетия (с 1950 до 1969 гг.) составил около 70%, в то время, как во Франции — 156, в ФРГ — 256, в Ита­лии— 319, а в Японии — свыше 1000%. Прирост промышленного производства шел в основном за счет усиления эксплуатации рабочих, а не за счет технического прогресса, курс на “ замораживание “ зарплаты рабочих, что в условиях роста цен означало снижение реальной зарплаты, крупные стачки рабочих и предпринимателей. Внутри профсоюзов усилилось прогрессивное движение цеховых старост(шоп-стюардов). Выборы 1964 г. – партия лейбористов вернулась к власти. На выборах 1966 г. –упрочила свои позиции. Вильсон: пришел к власти в сложной ситуации(что дефицит платежного баланса составляет 800 млн. фунтов стерлингов+ срочный обязательства предвыборных обещаний: повышение пенсий и прочие социальные мероприятия). Принял срочные меры-раздал ключевые посты в г-ве(крайним правым и несколько постов левым); быстрое и рациональное развитие государственно-монополистического капитализма, программные установки, дальнейшая национализация некоторых отраслей: 1 тесное сотрудничество между правительством, монополиями и тред-юнионами. 2) Увеличение роли гос-ва в экономике, содействовать НТП, модернизировать промышленность, перераспределить национальные ресурсы, помощь монополиям от правительства и рабочего класса.1965 г. –“ пятилетний национальный экономический план” Вильсона и Брауна(рост производства, ликвидация кризиса платежного баланса и иметь активный баланс), весна 1965 г.- соц. реформы: увеличение пенсий по старости, отмена некоторых видов оплаты за медицинское обслуживание и т. д; циркуляр о создании объединенных школ- средних школ, занимающих промежуточное положение между грамматическими и тупиковыми “ современными”; провозглашение “ политики доходов”, т. е. политики ограничения потребления, вместо стачек предлагали наладить сотрудничество тред-юнионов, предпринимателей и правительства на основе след. принципа: зарплата и прибыли не должны расти быстрее, чем растет вся экономика страны; 1958 г.- программа” путь Британии к социализму”, а в 1967 г.- “ Британский путь к социализму”(уточнена в соответствии с изменениями в мире) Требования: резкое сокращение военных расходов, отказ от империалистической политики “к востоку от Суэтца”, широкое сотрудничество с СССР и другими странами социализма, отмена “ политики доходов”, усиление государственного контроля над монополиями, повышение зарплаты, особенно низкооплачиваемым рабочим, защита профсоюзных прав;- закон Вильсона “ о ценах и доходах”- замораживание цен, фактический запрет стачек. Профсоюзы были против. Два крупнейших профсоюза, объединявшие почти 2,5 млн. рабочих, т.е. ¼ части всех членов профсоюзов, заняли позиции на левом крыле профсоюзного и лейбористского движения. 1969 г.-билль” Вместо раздоров”, последняя попытка Вильсона помешать рабочему классу отстаивать свои права путем стачки. Конец 1969 г. правительство Вильсона наконец капитулировало. Рабочий класс отстоял право на стачку, отбил поддержанное правительством наступление монополий; билль “ Вместо раздоров” так и не был введен в действие: подъемом молодежного студенческого движения(отсутствие политических и гражданских прав, безработица и низкая зарплата, устаревшая система высшего образования, затруднявшая доступ в университеты рабочей молодежи, трудность устройства на работу по окончании высшей школы, полное устранение студентов от участие в управлении университетами), след.- избирательная реформа- возрастной ценз с 21 до 18 лет. Вообще лейбористам многое не удалось: например, выполнить” Национальный план”, протащить билль “ Вместо раздоров”, добиться вступления Великобритании в “ Общий рынок”.Внешняя политика Продолжение курса консерваторов и принципа континуитета. Правительство: игнорировало существование ГДР; не признавало границ по Одеру и Нейсе; поддерживало агрессию МША во Вьетнаме; положительные сдвиги в отношениях с СССР: к концу 60-х годов отношения между Великобританией и СССР ухудшились из-за участия правительства Вильсона в развязанной международным империализмом антисоветской кампании; агрессивная политика в Северной Ирландии(кровавое подавление движения за гражданские права, охватившего всю массу католического населения в североирландских графствах) 1970 г—выборы- победа консерваторов- Эдвард Хит. Программа: резкое ограничение государственного вмешательства в экономику, к большей или меньше “ свободе предпринимательства”. По отношению же к рабочему классу они же, наоборот, придерживались курса на жесткое государственное регулирование, на запрещение стачек. 1971 г.- з-н “ Об отношениях в промышленности”(против профсоюзов и права на стачку, запрещались стачки солидарности, политические а также дикие “ стачки”) Многочисленные стачки и забастовки(события на верфях Верхнего Клайда летом 1971 г.) Январь 1973 г. –Англия стала членом Европейского экономического сообщества, след. Тяжелые последствия для рабочего класса и вообще трудящихся(возросла безработица, т.к. усилился вывоз капитала из Англии в страны “ Общего рынка”)Усиление классовой борьбы и политической напряженности в стране в связи с политикой правительства Хита в Северной Ирландии. В 1973 г. был распущен североирландский парламент и установлено так называемое прямое управление из Лондона. Общество



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.96.229 (0.082 с.)