Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сотрудничество с международными финансовыми организациямиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Большое внимание правительство уделяло сотрудничеству с международными финансовыми организациями для проведения реформ, модернизации экономики, повышения национальной конкурентоспособности и привлечения с этой целью значительных финансовых ресурсов. В 2013 г. был достигнут значительный прогресс в развитии отношений с МФО для поддержки экономических реформ. Впервые была достигнута очень важная договоренность с руководством Европейского инвестиционного банка о его участии в финансировании проектов на Украине. Было обеспечено подписание и ратификация международных договоров для реализации 9 совместных с МБРР, ЕБРР и ЕИБ проектов, что позволило привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы в объеме свыше 2 млрд долларов США, которые предполагалось направить: – на ввод в эксплуатацию ВЛ 750 кВ «Запорожская АЭС – Каховская», повышение надежности электроснабжения потребителей южных регионов Украины, усиление связи между Запорожским энергоузлом и югом Украины; – на модернизацию гидромеханического и электромеханического оборудования «Укргидроэнерго» (39 гидроагрегатов гидроэлектростанций на 9 гидроэлектростанциях и гидроаккумулирующих электростанциях); – на повышение уровня безопасности, надежности, эффективности и качества поставки электроэнергии путем реабилитации (модернизации) подстанций ПС 330 кВ «Кировская» (Днепропетровская область, г. Кривой Рог) и ПС 330 кВ «Днепр-Донбасская» (г. Запорожье) Днепровской электроэнергетической системы и ПС 330 кВ «Центральная» (Донецкая область, г. Горловка), ПС 330 кВ «Михайловская» (Луганская область) и ПС 220 кВ «Лисичанская» (Луганская область, г. Лисичанск) Донбасской электроэнергетической системы; – на восстановление жизнеспособности коммунальных предприятий, срочные и эффективные меры в отношении как водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, так и расширения водопроводной сети в районах, которые часто страдают от загрязнения колодцев; – на введение в действие в Днепропетровске второго пускового участка линии метрополитена от станции «Вокзальная» до станции «Октябрьская» (длина линии 4 км, предусмотрено строительство 3 станций); – на продление срока эксплуатации 21 гидроагрегата каскада плотин на Днепре от Киева до Черного моря, увеличение мощности агрегатов и повышение их КПД, что должно обеспечить уменьшение объема потребления ископаемого топлива и выбросов CO2, а также уменьшение негативных воздействий гидроагрегатов на окружающую среду; – на реконструкцию примерно 108 км автомобильной дороги Киев – Харьков – Довжанский в Полтавской области и улучшение безопасности дорожного движения вдоль ряда транспортных коридоров; – на обеспечение уровня безопасности энергоблоков АЭС Украины, что отвечает национальным и международным стандартам безопасности; выполнение обязательств Украины перед международными организациями и национальными надзорными органами по реализации мероприятий по повышению безопасности; – создание устойчивой системы государственной статистики Украины путем ее комплексного и системного реформирования. В 2011 г. была проведена очень важная международная научно-практическая конференция «Двадцать пять лет Чернобыльской катастрофы: безопасность будущего», в которой приняли участие ряд руководителей государств и правительств, международных организаций, в том числе Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Для активизации сотрудничества с МФО в 2013 г. был осуществлен ряд мер, которые положительно повлияли на увеличение объемов привлеченных ресурсов, а именно усовершенствование нормативно-правовой базы сотрудничества с МФО, что позволило: – усовершенствовать системы мониторинга и оценки проектов, которые внедряются с использованием ресурсов международных финансовых организаций; – усовершенствовать существующий механизм обращения платежных документов в рамках реализации инвестиционных проектов, осуществляемых с использованием ресурсов международных финансовых организаций; – урегулировать вопросы введения единого реестра проектов, которые реализуются на Украине с использованием ресурсов международных финансовых организаций и международной технической помощи; – повысить прозрачность работы комитетов конкурсных торгов для организации и проведения закупок по проектам МФО; – ввести порядок подтверждения принадлежности предложений по финансированию инвестиционных проектов, поддерживаемых Северным инвестиционным банком или Европейским инвестиционным банком, к сфере действия рамочных соглашений между Украиной и такими банками. Улучшена результативность совместных проектов МФО и достигнуты рекордные показатели выборки: в рамках совместных с Всемирным банком проектов получен лучший коэффициент выборки средств в 2013-м финансовом году, который составил 30,2 %, что также выше среднего показателя среди стран, осуществляющих операции во Всемирном банке в регионе. Продолжалось развитие сотрудничества с МФО и донорами для объединения кредитных и грантовых ресурсов; их целью было внедрение приоритетных проектов модернизации муниципальной инфраструктуры в сфере водо– и теплоснабжения, внедрение новых энергосберегающих технологий в рамках участия Украины в Фонде Восточноевропейского партнерства по энергоэффективности и окружающей среде (Фонд E5P/Шведская инициатива). На сегодня вкладчиками Фонда Е5Р являются 12 стран и организаций; они объявили о выделении Украине 92,5 млн евро. Утверждены 1 грантовый и 15 инвестиционных проектов в сфере развития, восстановления и модернизации теплоснабжения городов Украины общей оценочной стоимостью 234,9 млн евро (займ МФО 148,8 млн евро, гранты Фонда Е5Р 51,01 млн евро) для выполнения работ в городах Николаев, Житомир, Ровно, Тернополь, Львов, Днепропетровск, Киев, Северодонецк, Луганск, Донецк, Запорожье; проект DemoUkraina для 10 малых городов и грант для Нацкомунуслуг. Кроме того, украинской стороной совместно с международными организациями был рассмотрен ряд новых инвестиционных проектов в городах Луцке, Кривом Роге, Киеве, Староконстантинове, Полтаве, Александрии, Черкассах, Щелкино, Винницкой и Донецкой областях на общую сумму более 277 млн евро (сумма грантов около 65 млн евро). Подготовлен действующий портфель проектов МФО, который состоит из 26 проектов на общую сумму 5,8 млрд долл.: МБРР – 10 проектов на сумму 2,042 млрд долл.; ЕБРР – 9 проектов на сумму 2,037 млрд долл.; ЕИБ – 6 проектов на сумму 1,671 млрд долл.; KfW – 1 проект на сумму 91,95 млн долл. На конец 2013 г. в стадии реализации находились 275 проектов международной технической помощи Украине общей контрактной стоимостью свыше 3 млрд долларов.
Долги и кредиты
Много критики высказывалось в адрес проводившейся правительством долговой политики. Я здесь не буду отвечать на эту критику, хотя бы потому, что те, кто еще вчера так отчаянно и хлестко нападали на меня, сегодня влезают в долги настолько бездумно и безоглядно, что стране придется расплачиваться за эту политику очень и очень долго. В те годы, когда я имел возможность осуществлять независимую финансовую политику, я всегда руководствовался определенными правилами: 1. Кредиты всегда должны идти на развитие. 2. Если часть кредита направляется на покрытие дефицита бюджета, то и в этом случае эти средства все равно должны идти на развитие. 3. Наращивание суммы задолженности возможно, если при этом обеспечивается рост ВВП и тем самым сохраняется соотношение объема задолженности к ВВП. 4. Обслуживание и возврат долгов не должны ограничивать развитие. 5. На финансовый рынок необходимо выходить только тогда, когда ты свободно можешь обойтись без заимствований (то есть «деньги охотно дают тому, кому они не нужны»). Государство должно открывать дорогу на финансовые рынки для частного капитала. 6. В условиях, когда страна ограничена в финансовых ресурсах и имеет негативное сальдо во внешней торговле, развитие без кредитов практически невозможно, и уповать только на инвестиции – это сознательно обманывать себя. Кстати, инвестиции и кредиты тесно связаны между собой. Многие инвестиции осуществляются за счет привлекаемых кредитов. Между мной и моими коллегами по финансово-экономическому блоку в 2013 г. часто проходили дискуссии. Я категорически запрещал привлекать на внутреннем рынке кредиты с доходностью выше 9 % годовых, имея в виду не только трудность последующего обслуживания долга, но и формирование общей кредитной политики в государстве. Считаю, что во второй половине 2012 и 2013 г. в стране осуществлялась не совсем корректная денежно-кредитная политика, препятствовавшая экономическому росту. Основные элементы этой политики – удержание валютного курса за счет изъятия с рынка разными способами денежных ресурсов: у населения за счет чрезвычайно высоких ставок доходности по депозитам до 24–25 %, у предприятий за счет невероятно высоких ставок по кредитам, у банков за счет нормативов, ограничивающих кредитование. Это препятствовало реализации моей программы «Активизация экономики» (практически эта программа была программой новой индустриализации). Цель моей программы – значительное увеличение объема внутреннего рынка, реализация импортозамещения (ликвидация негативного сальдо во внешней торговле), привлечение свободных средств населения в ценные бумаги государства. Еще раз повторяю: только увеличение предложения товаров на внутреннем рынке собственного государства способно было решить проблему относительной устойчивости (прогнозируемости) валютного курса и обеспечения экономического роста. Это, кстати, решало вопрос разумной инфляции. Я часто задавал своим коллегам такой вопрос: «Скажите, если банк привлекает депозиты населения под 25 % годовых и на один год, то как он будет кредитовать предприятия под 8 % и на 10 лет?» Подобная денежно-кредитная политика не только препятствовала экономическому росту, но и ставила нашего производителя в неконкурентные условия по сравнению с зарубежными производителями. Проблема долгов, с которой нам приходилось бороться на протяжении последних четырех лет, возникла в результате непродуманной бюджетной политики 2008–2009 гг., когда вследствие провального исполнения бюджета и непродуманных заимствований сумма государственного и гарантированного государством долга увеличилась более чем в 3,2 раза (!). По состоянию на конец 2009 г. отношение этих обязательств к валовому внутреннему продукту составило около 34,8 %, в то время как в 2007 г. я, как человек, отвечавший за экономику страны, оставил это соотношение равным около 10 %. Более того, только в течение 2009 г. сумма государственного и гарантированного государством долга Украины увеличилась в 1,7 раза, или на 127 474,5 млн грн, в основном за счет: – выпуска облигаций внутреннего государственного займа для увеличения уставных капиталов банков и НАК «Нафтогаз Украины» (на сумму 44,0 млрд грн, или 39,3 % роста объема долга) и для пополнения Стабилизационного фонда (на сумму 4,7 млрд грн); – получение второго транша займа МВФ (на сумму 36,9 млрд грн, или 32,9 %); – продажи средств, полученных Украиной от распределения СПЗ – Специальных прав заимствований (на сумму около 15,7 млрд грн); – получения первого программного займа Всемирного банка на реабилитацию финансового сектора (на сумму 3,2 млрд грн). 5 ноября 2008 г. Совет директоров Международного валютного фонда рассмотрел просьбу тогдашнего руководства Украины (письмо от 31 октября 2008 г.) и принял решение о предоставлении Украине экстренного займа в рамках программы «Стенд-бай» (2009–2010 гг.) объемом 11 млрд СПЗ (около 16,4 млрд долл. по курсу СПЗ/долл. по состоянию на 4 ноября 2008 г.). В рамках Программы Украина получила 7 млрд СПЗ (около 10,56 млрд долл.); – первый транш в размере 3 млрд СПЗ (около 4,46 млрд долл.) получен 7 ноября 2008 г. и направлен в НБУ для поддержки валютного курса и платежного баланса. В рамках первого пересмотра Программы 30 апреля 2009 г. в МВФ было направлено новое Письмо о намерениях вместе с обновленным Меморандумом; – второй транш в размере 1,875 млрд СПЗ (2,8 млрд долл.) получен 12 мая 2009 г., из них 1 млрд СПЗ (1,173 млрд долл. и 0,245 млрд евро) направлен в госбюджет для финансирования внешних долговых обязательств правительства. По результатам второго пересмотра Программы (23 июля 2009 г. в МВФ было направлено Письмо о намерениях вместе со скорректированным Меморандумом); – третий транш в размере 2,125 млрд СПЗ (3,3 млрд долл.) получен 31 июля 2009 г. и направлен на финансирование дефицита государственного бюджета. Объем валового внешнего долга Украины на 1 января 2010 г. составил 90,8 % ВВП, что в 1,6 раза превысило показатель 2007 г. Чрезвычайно опасной для дальнейших бюджетов была высокая стоимость и короткий срок обращения ценных бумаг в 2009 г. Так, если в 2007 г. средневзвешенная процентная ставка по внутренним государственным облигациям составляла 6,71 % годовых, в 2008 г. – 14,91 %, то в 2009 г. – 20,15 %, а в начале 2010 г. доходила до 32 %. Следствием такой политики стал рост государственного долга Украины до 227,0 млрд грн на конец 2009 г. и увеличение в последующие годы расходов на обслуживание государственного долга. За два года (2008–2009 гг.) размер государственного долга вырос более чем в 3,2 раза. В 2010–2013 гг. правительство вело продуманную и взвешенную долговую политику, направленную на замещение дорогих заимствований как на внутреннем, так и на внешнем рынках займами на приемлемых условиях. Так, после крайне сложного 2010 г. мы смогли снизить долговую нагрузку на экономику страны и восстановить сотрудничество с Международным валютным фондом. 28 июля 2010 г. Советом директоров МВФ была поддержана просьба Украины и утверждено новое соглашение «Стенд-бай» о выделении финансовых ресурсов на общую сумму 10 млрд СПЗ (в эквиваленте около 15,15 млрд долл. на эту дату). Первый транш объемом 1,25 млрд СПЗ (в эквиваленте около 1,89 млрд долл. на дату утверждения программы) поступил в Украину 2 августа 2010 г. Второй транш объемом 1 млрд СПЗ (в эквиваленте около 1,5 млрд долл.) поступил на Украину 29 декабря 2010 г. После этого в 2011–2012 гг. Украина кредитов от МВФ не получала, а мы особенно и не настаивали. Все эти три года Украина обходилась без кредитов МВФ. Вместе с тем по долгам, которые были сформированы в 2008–2009 гг., придется рассчитываться еще очень долго. Объем платежей по погашению государственного долга в 2013 г. составил 80 408,9 млн грн, что на 12 326,2 млн грн больше, чем в 2012 г., в частности: – погашение внешнего государственного долга – 38 010,5 млн грн, или на 7878 млн грн больше 2012 г.; – погашение внутреннего государственного долга – 42 398,5 млн грн, или на 4448,2 млн грн больше 2012 г. Такое превышение обусловлено: по внутреннему долгу – наступлением срока погашения ОВГЗ 2012 г.; по внешнему долгу – погашением кредита, предоставленного МВФ (в основном 2008–2009 гг. – 20,5 млрд грн) и ОВГЗ 2003 г., а также кредита на 750 млн долл., который был привлечен в сентябре 2013 г. из российских банков. Платежи по обслуживанию государственного долга в 2013 г. составили 31 677,1 млн грн. На конец 2013 г. общий объем государственного долга составил 480 млрд грн, что составляет 33,2 % от ВВП (1440,8 млрд грн прогнозный ВВП на конец 2013 г.). В принципе, такой объем долга не представляет никакой угрозы или серьезных рисков, если страна развивается и ее ВВП растет. Но если ее экономика падает, что мы реально имеем в 2014 г., да еще при таком резком обвале национальной валюты, то, разумеется, страна находится под серьезной угрозой дефолта. Основные усилия власти должны быть направлены на восстановление развития, а не на лихорадочное латание долговых дыр.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.98 (0.01 с.) |