ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СТРУКТУРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ



И КООРДИНИРУЮЩИЕ ВЫСТАВОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

 

Union of International Fairs – Союз международных ярмарок (УФИ) – главная выставочная организация мира[6]

Потребность в объединении крупных международных ярмарок в некую единую организацию возникла в самом начале XX в. и была вызвана стремительным ростом их числа. Провозглашению УФИ (так решено было назвать созданный союз) предшествовала работа пяти международных совещаний, проходивших с 1920 по 1924 г. в Брюсселе и Милане.

Днем рождения УФИ считается 15 апреля 1925 г.

Были сформулированы следующие цели и задачи деятельности УФИ:

– содействие международной торговле;

– унификация методов сбора статистических данных;

– координация проведения ярмарок членами УФИ для предотвращения совпадений.

Сегодня в Союз международных ярмарок входят 178 организаций и 29 ассоциированных членов из 67 стран. В 2001 г. они провели 557 выставочных мероприятий международного характера в 142 городах мира. УФИ является членом-корреспондентом ООН и ЮНИДО с правом совещательного голоса, сотрудничает с Европейским союзом, Международной торговой палатой, с ГАТТ и с ассоциациями национальных и международных выставок и ярмарок различных государств.

Высший орган Союза – конгресс (в свою очередь страны, выставочные организации которых являются членами УФИ, ежегодно проводят свои конгрессы). Конгресс решает принципиальные вопросы деятельности УФИ: вносит изменения в его устав, утверждает финансовую отчетность, рассматривает заявления о приеме в члены Союза и т.п.

Постоянно действующий исполнительный орган УФИ – генеральный секретариат, которым руководит генеральный секретарь. Штаб-квартира секретариата находится в Париже.

Выставочному центру, пожелавшему стать членом УФИ, необходимо, чтобы, во-первых, как минимум одно из его мероприятий соответствовало принятому определению ярмарки. Во-вторых, обязательно соблюдать следующие условия:

§ мероприятие должно носить международный характер и квалифицироваться как международное властями страны его проведения;

§ 20% от общего числа участников должны составлять иностранные экспоненты;

§ выставочная площадь, предоставленная иностранным участникам, должна составлять, по меньшей мере, 20% от общей выставочной площади данного мероприятия;

§ 4% от общего числа посетителей должны быть иностранными представителями;

§ рекламные материалы и каталог должны публиковаться, кроме языка страны проведения на одном из трех европейских языков: английском, французском или немецком;

§ во время проведения мероприятия не должно быть какой-либо деятельности некоммерческого характера (кроме конгрессов, научных, технических, познавательных конференций);

§ не должны продаваться образцы со стендов;

§ ярмарка должна носить периодический характер и иметь продолжительность, не превышающую двух недель;

§ ярмарка должна быть проведена не менее трех раз подряд, и отвечать требованиям, предъявляемым к международным мероприятиям.

 

Российский стаж участия в УФИ мог бы исчисляться с 1925 г. Нижегородская ярмарка, одна из крупнейших в мире, была одним из учредителей этого Союза. В советское время она проводилась несколько раз с 1922 по 1929 г. Однако Нижегородская ярмарка состояла членом УФИ недолго. 6 февраля 1930 г. в СССР было принято правительственное постановление о ликвидации Нижегородской ярмарки.

Только через 45 лет Россия вернулась в члены Союза. В ноябре 1975 г., на 42-м конгрессе (отмечался полувековой юбилей УФИ) Экспоцентр (в то время Управление международных и иностранных выставок ТПП СССР) был принят в Союз, а специализированная выставка «Химия-75» вошла в число мероприятий, одобренных УФИ.

В настоящее время свыше 20 выставочных мероприятий, проводимых в России российскими организациями, одобрены УФИ. Эти смотры отвечают всем требованиям, предъявляемым к международным выставочным мероприятиям высшей категории, и могут для своей рекламы использовать эмблему УФИ.

в начало

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ

1. Что входит в понятие инфраструктуры выставочной деятельности?

2. Почему выставки называют «зеркалом» экономики?

3. Являются ли торгово-промышленные выставки и ярмарки коммерческими мероприятиями?

4. В чем состоит социально-экономическая направленность выставочно-ярмарочной деятельности (ВЯД)?

5. Какие факты свидетельствуют о том, что в стране создана выставочная индустрия?

6. Какой документ, одобренный Комиссией Правительства РФ, по выставочно-ярмарочной деятельности является основополагающим для выработки государственной стратегии и формирования среднесрочной политики в сфере ВЯД?

7. Какова роль в координации ВЯД Комиссии Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности?

8. Как осуществляется координация ВЯД на уровне федеральных органов власти?

9. Что понимается под организационной поддержкой на государственном уровне выставочно-ярмарочных мероприятий федерального значения?

10. Как Россия интегрируется в международное выставочное сообщество?

11. С какой целью был создан Межгосударственный совет по выставочно-ярмарочной деятельности СНГ?

12. Какие структуры координируют выставочную деятельность в международных рамках?

13. Какие требования предъявляются к выставочным мероприятиям для получения знака УФИ (Международного союза ярмарок)?

14. Координирует ли Международный союз выставок и ярмарок выставочную деятельность в СНГ и странах Балтии?

15. Каким выставочным мероприятиям в России, СНГ и странах Балтии присуждается знак Международного союза выставок и ярмарок?

 

ТЕМА 7.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7.1. Парижская конвенция 1928 г.

7.2. Таможенные конвенции

 

Контрольные вопросы к теме

 

ПАРИЖСКАЯ КОНВЕНЦИЯ 1928 Г.

 

Опыт проведения всемирных выставок, начиная с Лондонской 1851 г. и кончая Филадельфийской (США) 1926 г., обусловил необходимость законодательного оформления взаимоотношений между странами при организации подобных мероприятий. Результатом явилось подписание в Париже 22 ноября 1928 г. Конвенции о международных выставках (дана в Информационно-методических материалах), которая вступила в силу 30 декабря 1930 г. В послевоенное время в мае 1948 г., ноябре 1966 г. и ноябре 1972 г. она была изменена и дополнена соответствующими протоколами.

Парижская конвенция 1928 г. является основным актом, регулирующим проведение всемирных выставок. Вместе с тем по вполне понятным причинам Конвенция рассматривает лишь самые принципиальные вопросы, касающиеся всемирных выставок, как-то: права и обязанности страны-организатора и стран-участниц выставки; классификация, периодичность и продолжительность выставок. Рассмотрение же вопросов практического порядка возложено Конвенцией на Международное бюро выставок (МБВ), в состав которого входят правительства стран, подписавших эту Конвенцию, и которое выносит решения в тех случаях, когда Конвенция «не предписывает, но и не запрещает». Международное бюро выставок выработало типовые общие правила всемирных выставок. Назначение этих правил состояло «в подборе более четких формулировок привычных решений и изложении положений в более логичной последовательности». По мнению ряда юристов-международников, они «приобрели на практике даже большее значение, чем сама Конвенция».

Возрастающую роль начинают играть решения Коллегии генеральных комиссаров – коллективного органа полномочных представителей стран-участниц и страны-организатора, назначаемых на каждую конкретную всемирную выставку.

Таким образом, правовыми источниками, регулирующими подготовку и проведение всемирных выставок, являются:

a) Парижская конвенция 1928 г. о международных выставках;

b) типовые общие правила выставок;

c) общие и специальные правила, утверждаемые для каждой выставки;

d) решения Коллегии генеральных комиссаров.

Классификация выставок, сроки их проведения, межвыставочные периоды. Конвенция 1928 г. разделяет всемирные выставки на общие и специальные. Выставка считается общей, когда она посвящена изделиям человеческого труда нескольких отраслей промышленности или когда она организована с целью демонстрации в целом успехов, достигнутых в определенной области, как, например, гигиена, прикладное искусство, современный комфорт и т.д.

Общие выставки могут быть:

– I категории, на которых страны-участницы обязаны строить национальные павильоны; участки для строительства предоставляются бесплатно;

– II категории, когда странам-участницам не разрешается строить национальные павильоны.

Выставка является специальной, если она посвящена одной какой-либо области прикладной науки (электричество, оптика, химия и т.д.), одной отрасли промышленности (текстильной, металлургической и т.д.) или одному из основных видов потребности человека (питание, отопление, транспорт и т.д.). На специальных выставках национальные павильоны не строятся и участникам предоставляются помещения на условиях аренды. При организации специальных выставок устроителям надлежит руководствоваться классификацией, содержащей перечень областей человеческой деятельности.

В настоящее время действует общая классификация, принятая Международным бюро выставок в 1932 г., которая предусматривает 162 класса, объединенные в 42 группы, но и этот перечень нельзя считать окончательным. В свое время генеральный комиссар Всемирной выставки 1900 г. утверждал, что ничто не является неизменным – потребности, интересы, производство – ничто не стоит на месте, что сегодняшний день не похож на вчерашний, а завтрашний день не будет похож на сегодняшний; научные открытия, экономические явления, международные отношения оказывают свое действие то медленно и постоянно, то быстро и скачкообразно; классификация должна идти в ногу с общими закономерностями развития человеческого общества.

Большое значение придает Конвенция вопросу межвыставочных периодов, поскольку при слишком частом проведении выставок теряется их познавательная ценность. Достигнутый прогресс можно лучше всего оценить, если его сравнить с достижениями, отдаленными от данной выставки более или менее значительным периодом времени. Поэтому Конвенцией устанавливаются значительные промежутки между выставками. Так, общую выставку I категории разрешается проводить в одной и той же стране не чаще одного раза в 15 лет, а общие выставки той или другой категории должен разделять промежуток в 10 лет. Если речь идет об общих выставках, организуемых в различных странах, то промежутки между ними составляют:

a) шесть лет между общими выставками I категории;

b) четыре года между общими выставками одинакового характера;

c) два года между общими выставками I и II категорий.

Специальные выставки одинакового характера не могут проходить одновременно на территории нескольких стран – участниц Конвенции. Для их повторения в одной и той же стране предусматривается промежуток в пять лет. Однако в исключительных случаях с разрешения Международного бюро выставок этот срок может быть сокращен до трех лет.

Например, Международная выставка декоративного и прикладного искусства в Милане (Италия) организуется каждые три года. Специальные выставки различного характера могут проводиться в одной и той же стране не чаще, чем через трехлетние промежутки.

Конвенция 1928 г. предусматривает, что продолжительность всемирных выставок не должна превышать шести месяцев, и только чрезвычайные обстоятельства (пожар, наводнение и т.д.) могут быть выдвинуты страной-организатором в качестве основания для продления выставки, причем период, на который выставка может быть продлена, зависит от периода, в течение которого выставка не функционировала.

Организация выставок, обязанности стран-организаторов и стран-участниц, регистрация. Правительство какой-либо страны, намереваясь организовать всемирную выставку, обязано за шесть месяцев до рассылки соответствующих приглашений другим странам зарегистрировать эту выставку в МБВ[1].

Представляя выставку к регистрации, правительство обязано сообщить МБВ о принятых мерах по приведению в соответствие с положениями Конвенции внутреннего законодательства, уточнить условия участия в выставке. Иначе говоря, правительство обязано вместе с заявкой о регистрации направить в МБВ проект общих правил проектируемой выставки. В общих правилах определяется цель выставки, указывается, как правило, историческая дата в жизни данной страны, в связи с которой эта выставка проводится, устанавливается классификация, т.е. перечень экспонатов, которые могут быть показаны, и порядок их расположения, излагаются права и обязанности участников, фиксируются различные сборы, расходы, связанные со строительством павильонов, условия размещения экспозиций и пользования общепринятыми услугами, режим таможенной обработки выставочных грузов, порядок продажи экспонатов, вопросы страхования и т.д. Общие правила содержат также положения административного порядка. В них, в частности, определяется, в ведении какого министерства находится проектируемая выставка, приводится устав организации, которой поручается непосредственная работа по подготовке и проведению выставки.

Таким образом, общие правила всемирной выставки являются документом первостепенной важности; некоторые юристы-международники рассматривают их «как договор об участии», другие – как «своеобразный коллективный договор».

Воздавая должное данным определениям, следует иметь в виду, что общие правила всемирной выставки, составляя организационно-правовую основу взаимоотношений между участником и организатором, предусматривают лишь минимальный льготный режим участия в выставке. Поэтому на последних всемирных выставках стало практиковаться заключение специального договора об участии, в котором такие важные вопросы, как, например, расчеты, рассмотрение возможных споров, могут решаться не в порядке, предусмотренном общими правилами выставки, а путем двусторонней договоренности, действующей между страной-участницей и страной-организатором.

Факт регистрации выставки и утверждения общих правил Административным советом МБВ не влечет за собой обязательств для правительств, входящих в МБВ, участвовать в данной выставке. И наоборот, на выставке могут выступить страны, не принимавшие участие в рассмотрении и утверждении общих правил.

После регистрации выставки в МБВ правительство обязано через дипломатические каналы направить приглашения принять участие в выставке другим государствам не менее чем за три года до открытия общей выставки I категории, за два года – общей выставки II категории и за год – специальной выставки.

Организация всемирных выставок, как известно, чрезвычайно сложное мероприятие. Вместе с тем ни Конвенция 1928 г., ни типовые общие правила не предписывают строго определенной финансово-организационной структуры и оставляют этот вопрос на усмотрение страны-организатора. Но какой бы ни была избранная юридическая форма – правительственный орган, частная фирма или специально созданная организация – правительство страны-организатора назначает генерального комиссара, отвечающего за выполнение всех обязательств по отношению к иностранным участникам, а правительства стран-участниц – генеральных комиссаров национальных секций.

Финансовую деятельность администрации всемирной выставки не следует смешивать с деятельностью коммерческого предприятия, поскольку она не преследует целей извлечения прибыли и не может, ввиду своего временного характера, обеспечить возмещение слишком значительных вложенных средств. Организация всемирных выставок всегда связана и с крупными косвенными расходами: строительство дорог, капитальных сооружений и т.д. Так, из общей суммы 2 млрд. долл., затраченных в связи с проведением всемирной выставки «ЭКСПО-70» в Японии, 1,9 млрд. долл. было вложено в инфраструктуру.

Организаторы всемирной выставки стремятся обеспечить финансовое равновесие и, не преследуя коммерческих целей, установить бюджет, призванный уменьшить образующийся по выставке в целом дефицит.

Международное бюро выставок. Как уже отмечалось, для наблюдения за выполнением положений Конвенции 1928 г. и для решения практических вопросов, связанных с организацией и проведением всемирных выставок, было создано Международное бюро выставок (МБВ) с местопребыванием в Париже, в которое вошли правительства всех стран-участниц Конвенции. МБВ – единственная межправительственная организация, регулирующая выставочное дело.

МБВ функционирует на основании внутреннего регламента. Высшим органом МБВ является Исполнительный комитет, в состав которого входят 12 членов стран-участников МБВ. Комитету разрешается включать в свой состав с правом совещательного голоса двух или трех представителей Международной торговой палаты. Комитет собирается на сессии два раза в год. В его компетенцию входят вопросы, касающиеся структуры и деятельности МБВ, включая утверждение бюджета. Кворум в Комитете определен в две трети представленных стран. Для принятия решений об изменении структуры и деятельности МБВ, об увеличении бюджета, предоставлении права на проведение выставки (если имеются заявки от нескольких стран) требуется квалифицированное большинство. В остальных случаях достаточно простого большинства голосов.

При исполнительном комитете функционируют:

– Комитет по разработке правил;

– Административно-бюджетный комитет (6 членов);

– Информационный комитет (6 членов).

В 1969 г. в результате международного конкурса была создана эмблема всемирных выставок. Разработанная японским художником Масанори Матцусима эмблема представляет собой круг синего цвета, в котором изображены белые горизонтальные линии, уходящие вверх. Круг символизирует мир, братство и культурные связи между народами, горизонтальные линии – ступени, ведущие к безграничному прогрессу. Согласно Положению об эмблеме, флаг с эмблемой всемирных выставок должен вывешиваться на всех выставках, зарегистрированных МБВ.

К источникам «выставочного права» относятся также некоторые международные конвенции и соглашения, затрагивающие отдельные вопросы деятельности выставок.

в начало

 

ТАМОЖЕННЫЕ КОНВЕНЦИИ

 

Брюссельская таможенная конвенция. По инициативе Совета таможенного сотрудничества и при содействии Экономической комиссии ООН для Европы и ЮНЕСКО была разработана и действует Брюссельская таможенная конвенция от 8 июня 1961 г. о льготном режиме ввоза товаров, предназначенных для показа или использования на выставках, ярмарках, совещаниях или других подобных мероприятиях.

Конвенция значительно упростила таможенную процедуру для выставочных грузов и расширила перечень товаров, при ввозе которых на ярмарки не взимаются пошлины и не налагаются ограничения. К таким товарам отнесены не только экспонаты, но и образцы товаров, необходимых для показа экспонатов в действии, материалы и оборудование, используемые при монтаже и оформлении стендов, рекламные проспекты и др.

В настоящее время Брюссельская таможенная конвенция подписана 36 странами.

Не менее важная роль в области упрощения таможенных формальностей при временном беспошлинном ввозе товаров принадлежит Таможенной конвенции декабря 1961 г. о карнетах АТА для временного ввоза товаров, сокращенно называемой Конвенцией АТА.

Сокращение «АТА» представляет собой комбинацию аббревиатур французских слов «admission temporaire» и английских слов «temporary admission» («временный ввоз»). Для того чтобы облегчить ссылки на конвенцию, ее официальным кратким названием стало «Конвенция АТА».

Карнет АТА – это международный таможенный документ, заменяющий таможенные декларации и позволяющий упрощенно и ускоренно оформлять товары, временно ввозимые в связи с проведением выставок, ярмарок и т.п. мероприятий, а также товарные образцы, профессиональное оборудование, контейнеры, поддоны, упаковки и некоторые другие категории изделий.

Конвенцией определены форма, содержание, условия выпуска и использования международного унифицированного таможенного документа – карнета АТА для временного ввоза товаров в страну – участницу конвенции. Карнеты АТА служат одновременно гарантией временного беспошлинного ввоза товаров со стороны органов, выпускающих этот документ. Они широко применяются при ввозе товаров для выставок, ярмарок, смотров и других подобных мероприятий.

В настоящее время в систему АТА входит 57 стран. Россия присоединилась к конвенциям 18 июля 1996 г. (постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. №1084).

Непременным условием существования системы карнетов АТА является наличие в странах-участницах ассоциаций-гарантов уплаты таможенных платежей. По сложившейся международной практике в качестве таковых выступают, как правило, национальные торговые палаты, образующие международную гарантирующую сеть АТА Международного бюро торговых палат (МБТП).

В России гарантирующей ассоциацией определена Торгово-промышленная палата Российской Федерации (она же выдает карнеты АТА). В мае 1999 г. ТПП РФ на Всемирном конгрессе торгово-промышленных палат была официально принята в международную систему АТА Международного бюро торговых палат (МБТП) и затем направила соответствующее письмо, гарантирующее таможенным органам Российской Федерации уплату таможенных платежей.

Основное преимущество системы АТА – быстрая и упрощенная процедура таможенного оформления, что создает возможность более широкого участия российских предпринимателей в европейских и мировых экономических отношениях.

Карнеты выдаются как юридическим, так и физическим лицам ТПП России при представлении пакета документов: заявления по установленной форме, списка товаров, гарантийного обязательства, документа о статусе данного лица и платежного документа, подтверждающего оплату ТПП за услуги.

Срок действия карнета не должен превышать одного года с даты выдачи. Срок временного ввоза товаров с применением карнета не может превышать срок его действия.

Товары, ввезенные по карнетам АТА, запрещается продавать, они должны быть вывезены обратно до истечения разрешенного срока временного пребывания.

В соответствии со ст. 10 конвенции сборы за оформление товаров, ввозимых по карнетам АТА, не взимаются (кроме случаев нарушения сроков обратного вывоза – в этом случае сборы за таможенное оформление товаров взимаются по таможенному приходному ордеру в установленных законодательством размерах).

Право осуществлять таможенное оформление товаров, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или временно вывозимых с этой территории с применением карнета АТА, предоставлено ряду таможенных управлений (РТУ, ВСТУ, ДВТУ и т.д.).

За соблюдение условий сроков временного ввоза с применением карнета АТА ТПП России несет солидарную ответственность с лицом, ведающим уплатой таможенных платежей на основе законодательства РФ.

Размер гарантий ограничен 10 процентами сверх суммы таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.

В случае нарушений условий и сроков временного ввоза таможенные органы предъявляют ТПП требование, и в течение 6 месяцев ТПП имеет возможность представить доказательства обратного вывоза товаров (вывозной корешок карнета АТА, заверенный таможенным органом, или иные документы, разрешенные ГТК).

В большинстве стран-участниц Конвенции АТА финансовый риск, связанный с возможным невывозом товара из страны и необходимостью уплаты всех причитающихся пошлин и налогов, несут на себе крупные страховые компании. Будучи гарантами финансового риска, страховые компании в случае невывоза товаров совместно с ТПП определяют особый порядок выдачи карнетов для отдельных категорий физических и юридических лиц, устанавливают ограничения по стоимости вывозимых товаров и т.д. При этом получатели карнетов оплачивают страховую премию, как правило, в размере 0,2–0,3% от стоимости товара.

Международная система карнетов АТА начала функционировать с 15 мая 2000 г. на территории Российской Федерации.

Упрощенный таможенный режим временного ввоза/вывоза товаров выставочных мероприятий. Зарубежные государства активно используют карнеты АТА в своих внешнеэкономических связях с начала 60-х гг. На страны ЕС приходилась львиная доля (до 54%) всех выдаваемых карнетов в мире – более 220.000 (1994 г.). Это свидетельство большой эффективности карнетов АТА, в первую очередь как бывшего инструмента европейского сотрудничества. С 2001 г. во взаимоотношениях стран ЕС актуальность карнетов АТА в связи с отменой таможенных режимов в зоне Европейского сообщества, безусловно, потеряна. Однако во взаимоотношениях ЕС с другими странами мирового сообщества система карнетов АТА сохраняет свою значимость.

К сожалению, несмотря на соответствующие решения Государственного таможенного комитета применение карнетов АТА как российскими организациями на выезде, так и зарубежными на въезде весьма затруднено и не приносит желательного ускорения процесса перемещения товаров через границу.

Учитывая определенную сложность процедуры применения карнетов АТА, Государственный таможенный комитет Российской Федерации приказом от 29 декабря 2001 г. №1276 утвердил Положение о таможенном контроле и таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и предназначенных для проведения выставочных мероприятий. Принятие этого положения обусловлено, необходимостью совершенствовать таможенный контроль и таможенное оформление, сокращать время этой процедуры. Положение устанавливает особенности декларирования товаров, временно ввозимых (вывозимых) для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях, а также вспомогательного оборудования и материалов. Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется в отношении выставочных товаров, срок временного ввоза (вывоза) которых не превышает одного года.

Упрощение процедуры состоит в том, что для целей контроля таможенные органы используют сформированные отправителем списки выставочных товаров и расходуемых материалов в виде описей, спецификаций, упаковочных листов.

Таможенное оформление выставочных товаров и расходуемых материалов, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации, производится таможенным органом, в регионе деятельности которого находится специализированная выставочная организация.

Разрешение на производство таможенного оформления выставочных товаров и расходуемых материалов в соответствии с положением предоставляется таможней, которой подчинен таможенный орган.

Список специализированных выставочных организаций, перемещающих через таможенную границу Российской Федерации товары для проведения выставочных мероприятий, и уполномоченных ими структур, имеющих лицензию таможенного брокера и осуществляющих декларирование таких товаров, формируется ГТК России по представлению Международного союза выставок и ярмарок, согласованному с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, и доводится до сведения таможенных органов Российской Федерации.

Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г., членом которой с 1 июля 1965 г. стал Советский Союз, – основное международное соглашение, регулирующее вопросы охраны прав на изобретения, товарные знаки, промышленные образцы. Конвенцию подписали 40 государств.

Одна из целей международных выставочных мероприятий – показ новых образцов продукции различных отраслей промышленности. Это может привести к раскрытию сущности изобретений, использованных в экспонатах. Парижская конвенция (ст.11) требует от стран-участниц предоставления временной охраны изобретений, полезных образцов, промышленных рисунков или моделей, а также товарных знаков изделий, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, стимулируя тем самым демонстрацию новинок.

Законодательство большинства стран признает право выставочного приоритета в отношении изобретений, моделей, образцов, экспонируемых на международных и национальных выставках. Это право заключается в том, что за этими изобретениями, моделями, образцами сохраняется приоритет в случае подачи экспонентом в стране, где они демонстрировались на выставке, в установленный законом срок заявки на патент. Благодаря этому положению факт экспонирования образцов на выставке не рассматривается как порочащий новизну изобретения.

Охрана изобретений на выставках именуется временной, поскольку она действует лишь в случае последующей подачи заявки на патент. Срок подачи таких заявок по странам составляет от трех до двенадцати месяцев, считая с даты поступления экспоната на выставку либо с момента открытия или закрытия выставки.

В Общих условиях участия в ярмарках, как правило, содержатся статьи, касающиеся выставочного приоритета. В соответствии с законами Российской Федерации участникам официальных или официально признанных международных выставок предоставляется право подать заявку в течение шести месяцев с даты открытого показа экспоната на выставке. Изобретение, товарный знак, иная новинка активно выходит на рынок, демонстрируется широкому кругу потребителей без риска потери прав на последующую защиту, а затем в течение шести месяцев предприятие может решать: стоит ли вообще заниматься официальной регистрацией, найдена ли ниша на рынке.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ

1. Чем обусловлено принятие Парижской конвенции 1928 г. о международных выставках?

2. Зачем нужно проведение всемирных выставок «ЭКСПО»?

3. Какая классификация всемирных выставок определена Парижской конвенцией?

4. Для чего было создано Международное бюро выставок?

5. По каким каналам страна, организующая всемирную выставку, приглашает другие государства принять участие в намечаемой выставке?

6. Какова продолжительность всемирных выставок, определенная Парижской конвенцией?

7. Каковы задачи Генерального комиссара, назначаемого для проведения конкретной всемирной выставки, кто является его партнерами в странах-участницах?

8. От какой международной организации зависит окончательное решение о проведении всемирных выставок?

9. Требует ли Парижская конвенция от стран предоставления временной охраны изобретений, полезных образцов, промышленных рисунков и моделей, а также товарных знаков изделий, экспонируемых на всемирных выставках?

10. В чем заключается право выставочного приоритета в отношении изобретений, моделей, образцов, экспонируемых на международных и национальных выставках?

11. Чем объясняется необходимость принятия международных таможенных конвенций о льготном режиме товаров, предназначенных для показа или использования на выставках, ярмарках?

12. Что такое таможенный документ – Карнет А.Т.А. (комбинация аббревиатур французских слов «admission temporaire» и английских слов «temporary admission» («временный ввоз»)?

13. Почему значение льготных таможенных режимов для выставочных экспонентов и оборудования потеряло свое значение для внутренних перемещений грузов внутри стран ЕЭС?

14. Какие меры предприняты Государственным таможенным комитетом России в последнее время для оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ и предназначенных для проведения выставочных мероприятий?

 

ТЕМА 8.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.024 с.)