Ритуалы завершения групповой работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ритуалы завершения групповой работы



Обзор

Первое занятие группы имеет решающее значение для выработки групповых норм, включения детей в работу и определения дальнейших направлений движения. Последнее занятие тоже очень важно в групповой работе, поскольку оно предоставляет возможность подвести итог тому, чему научились дети, еще раз пересмотреть успехи и неудачи и спланировать дальнейшую работу по изменению поведения. Обычно дети очень привязываются к своей группе. Иногда это единственное место, где их слушают, ценят и поддерживают, и момент окончания групповой работы может переживаться ими крайне болезненно. Ритуалы завершения предназначены для того, чтобы помочь детям решить перечисленные проблемы.

Ритуал – это церемония или серия действий, которые повторяются регулярно. Когда групповая работа подходит к концу, возникает необходимость завершить работу над задачами, поставленными в группе. Дети и подростки любят вечеринки, подарки и угощения. Таким образом, ритуал завершения, с одной стороны, решает задачи подведения итогов групповой работы, с другой – является праздником, возможно, с вручением подарков или призов, которые доставят удовольствие детям и будут служить им напоминанием об их работе в группе. Последнее занятие должно быть заранее спланировано таким образом, чтобы помочь детям и руководителю подвести итоги и попрощаться друг с другом.

Обоснование

Очень часто дети тяжело переживают разрыв близких и теплых отношений. Например, один из родителей может надолго уехать, бабушка может умереть в результате неожиданного сердечного приступа, старший брат или сестра могут уехать из дома после женитьбы или на учебу в институте. Значимые в жизни ребенка люди внезапно исчезают, и у него нет времени, чтобы попрощаться или каким-либо образом подготовиться к расставанию с ними. Подростки также тяжело переживают, когда внезапно обрываются отношения с мальчиком/девочкой, казавшиеся такими прочными. Разрыв отношений – это нормальная жизненная ситуация, но очень часто партнер по отношениям никак не объясняет причину своего решения. Такой тип «облома» приводит к непониманию и сильным эмоциональным переживаниям.

Завершение отношений, в лучшем случае, трудный процесс, и в нашем обществе мы явно недостаточно владеем навыками переживания потерь, которые могли бы помочь нам пройти через кризис и стать сильнее. Ритуалы завершения позволяют детям пережить опыт расставания без того, чтобы чувствовать себя покинутыми или брошенными. Создавая для детей и вместе с детьми красивый ритуал завершения групповой работы, вы, в некотором смысле, предлагаете детям более позитивный и менее травмирующий путь переживания неизбежных в будущем потерь.

Характерные цели ритуала завершения включают в себя:

Ø Подведение итогов групповой работы.

Ø Предоставление детям возможности получить обратную связь от остальных членов группы.

Ø Определение задач, над которыми дети должны работать дальше.

Ø Демонстрацию модели завершения отношений и осмысление того, что окончание отношений является естественной частью самих отношений.

Ø Возможность отметить завершение совместной работы в приятной атмосфере.

На последнем занятии группы необходимо сделать следующее:

1. Напомнить детям, что все происходившее в группе не должно выходить за ее рамки даже после окончания занятий.

2. Обсудить итоги каждого занятия. Вы можете сделать это, дав краткий обзор содержания каждого занятия и затем спросив, что дети помнят об этих занятиях или чему они на них научились. Если занятий было слишком много или на них не рассматривались конкретные темы, вы можете попросить. детей определить три наиболее важные вещи, которым они научились за все это время,

3. Обсудить итоги групповой работы в целом. Вы можете задать следующие вопросы:

Что, на ваш взгляд, является самым важным изтого, чему вы научились в группе?

Над чем вам еще нужно поработать?

Чем из того, чему вы научились, вы гордитесь больше всего?

Что вам не понравилось в группе? Что вы узнали о себе?

Что нового вы узнали по теме, которая рассматривалась в группе?

Какие вещи вы стали переживать легче? Какие вещи вы стали переживать труднее?

Как вы собираетесь использовать то, чему научились в группе?

4. Отметить завершение занятий вечеринкой или угощением.

У детей старшего возраста вы можете дополнительно спросить, чему позитивному они научились в общении с каждым членом группы. Это может занять много времени, поэтому, если вы решитесь на это, продумайте заранее, как предоставить каждому возможность высказаться.

Очень важно заранее напомнить детям о завершении занятий. Если групповая работа рассчитана на десять занятий, то на восьмой встрече скажите детям, что у вас осталось всего два занятия. На девятом занятии скажите, что следующее занятие будет последним, и что вам предстоит попрощаться друг с другом. Если группа рассчитана на долгосрочную терапию, то напоминать о предстоящем завершении следует еще раньше, и, возможно, у вас возникнет необходимость посвятить этому не одно занятие. Цель таких напоминаний двоякая. Во-первых, если дети хотят что-то обсудить на группе, они знают, что время ограничено, и надо успеть рассмотреть все вопросы за оставшееся время. Во-вторых, дети могут попросить о дополнительной помощи или консультации, поскольку знают, что система групповой поддержки в ее нынешнем виде скоро прекратит свое существование.

Перед последним занятием вы можете спросить детей, как бы они хотели завершить совместную работу. Обычно они предлагают устроить вечеринку, которую можно назвать "Наш праздник».

Пример 8.

Используйте описанные ниже примеры для организации праздника по поводу окончания групповой работы. Адаптируйте их к уровню разбития детей или к. тематике группы.

Конверты для добрых пожеланий

Раздайте детям конверты или пакеты и карандаши или фломастеры. Кроме того, каждому ребенку потребуется столько листов бумаги, сколько участников в группе, включая вас. Попросите детей написать свои имена на конвертах. Дальше попросите их написать, и напишите сами что-нибудь «теплое и доброе» для каждого члена группы. Например:

v Кристина, спасибо тебе, что ты научила меня, как надо дружить. Ты самый лучший друг, который только может быть.

v Федя, ты мне очень помог. У тебя доброе сердце, и ты всем нам сильно помог. Спасибо тебе.

v Миша, мне нравится, как ты умеешь рассказывать о своих чувствах. Я хочу научиться делать так же.

v Мария, ты очень здорово работала в группе, и я рада,что ты помогла мне стать лучше.

Далеевсе должны положить листочки в соответствующие конверты, Если дети захотят, они могут поделиться этими высказываниями с группой.

Открытки с благодарностями

Это упражнение можно проводить с детьми всех возрастов. Вам потребуется цветная плотная бумага и карандаши или фломастеры для всех.

Каждый ребенок складывает лист бумаги пополам, как поздравительную открытку, кладет на внешнюю сторону «открытки» свою ладонь, обводит ее карандашом и пишет внутри "руки" свое имя. (Рука является личным символом открытости для других). Дальше ребенок передает свою открытку соседу слева, который должен написать что-нибудь внутри. Карточки передаются до тех пор, пока каждый не напишет по предложению остальным.

Групповая поэма

Это упражнение поистине изумительно! Дети, особенно среднего школьного возраста, очень любят такие занятия и считают их чем-то особенным.

Раздайте детям по листку бумаги и фломастеру. Попросите их написать свои инициалы в правом верхнем углу (вы тоже подпишите свой листок). Каждый ребенок пишет короткую строчку, с которой будет начинаться поэма. Дальше ребенок передает свой листок соседу слева, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму. После того, как каждый напишет по одной строчке на всех листках, законченная поэма возвращается автору первой строки.

Если дети не знают, что вы имеете в виду, когда проситеих «написать строчку», приведите им несколько образцов. Например:

Мы много узнали и стали умней...

Наша группа словно цветок...

Мне так хорошо, я знаю так много...

Моя семья изменилась, а с нею и я...

Дружба прекрасна, я тоже хорош...

Мне больше не страшно злиться…

После того, как все поэмы будут написаны, прочтитесначала свою. Потом спросите, кто еще хочет прочитать свою поэму. Если дети захотят, вы можете сделать каждому копию этих стихов.

Вечеринка

Все дети любят угощение на последнем занятии. Вы можете собрать средства на пищу и газированную воду или мороженое из разных источников. Если группа работает в школе, вы можете попросить помочь родителей, учителей или администрацию. Дети старшего возраста могут принести что-нибудь из дома и устроить вечеринку в складчину. Можно заказать торт с поздравлениями и именами всех детей, написанными кремом. Дети очень любят, когда им предлагают куски торта с их именами, и рассматривают их как награду за свою работу в группе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.01 с.)