Приемы терапевтического взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы терапевтического взаимодействия



ТЕМА.

ПРИЕМЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ С УЧАСТНИКАМИ ГРУППЫ

Обзор

Техника заключения договоров с клиентами как психологический прием вначале разрабатывалась в бихевиоральной терапии. По сути, договор представляет собой некоторое соглашение между ведущим и членом группы по поводу поведения в группе. В зависимости от целей группы договор может быть общим для всех членов группы, либо заключаться с каждым ребенком индивидуально.

Договор об изменении поведения включает в себя: (а) описание стратегий поведения; (б) ожидаемые результаты; (в) указание периода времени, в течение которого действует договор (например, количество занятий, дней или недель); (г) вариант согласия клиента на основе его полной информированности.

Обоснование

Договор помогает ребенку следовать четким правилам, в нем описываются последствия того или иного поведения и определяется ответственность за те или иные поступки. Такой подход очень эффективен при работе с подростками, так как договор включает описание ожидаемого и возможного поведения ребенка, что уменьшает вероятность игры между ним и ведущим группы. Это помогает сэкономить время и усилия. Заключение договоров отдельно с каждым ребенком – хороший способ уточнить индивидуальные планы по изменению его поведения. Если вы сочтете нужным, вы можете использовать сведения из этих договоров, чтобы продемонстрировать детям на группе их успехи по изменению поведения – это может послужить хорошим примером и стимулом к продолжению работы.

Основные цели заключения договоров в группе те же, что и в индивидуальном консультировании: прояснить каждый этап плана по изменению поведения и добиться согласия на такую работу. Кроме того, договоры служат цели создания в группе атмосферы взаимной поддержки, внутри которой только и возможно учиться работать с обратной связью, получать помощь и одобрение со стороны сверстников.

Практические рекомендации

Договор с членом группы должен включать следующие пункты:

1. Четкое описание того, что должно быть улучшено, исправлено или исключено. Например:

Ø Я буду выполнять домашнюю работу четыре раза в неделю. Я буду наводить порядок на письменном столе каждый день. Я буду приносить учебники и тетради на каждый урок.

Ø Каждую неделю я буду прочитывать определенное количество книг.

Ø Никаких драк во дворе в течение одной недели.

Ø Я буду говорить другим что-нибудь приятное определенное количество раз в неделю.

2. Дату начала действия договора и дату его пересмотра. Например:

Ø Действие договора может начаться со второго занятия.

Ø Договор будет пересматриваться и ход его выполнения будет оцениваться еженедельно каждый вторник.

3. Описание способов изменения поведения. Например, если ребенок должен научиться контролировать свою агрессивность, чтобы избегать драк, в договоре могут быть перечислены следующие варианты действий ребенка:

Ø Игнорировать ситуацию.

Ø Сосчитать до 10, прежде чем сказать что-либо.

Ø Подумать о последствиях.

Ø Сказать взрослому, что я разозлен, и попросить остановить меня.

4. Имена людей, имеющих отношение к договору.

5. Способ вознаграждения за достойное поведение.

6. Санкции за недостойное поведение.

Вне зависимости от возраста детей рекомендуется составлять договор просто и ясно. В примере 1 приводится договор, который вы можете адаптировать с учетом специфики вашей ситуации. При составлении договора следует избегать сложных ситуаций, предполагающих участие других лиц или решение сразу нескольких проблем. При индивидуальном консультировании договор с ребенком может включать еще двух-трех взрослых – родителей, учителей и т.д. Однако в группе договор следует заключать строго между вами и ребенком, в противном случае вы не сможете контролировать его выполнение.

На мой взгляд, сплоченность группы достигается быстрее, если вы заключаете договоры со всеми членами группы. Поскольку дети оказываются в курсе заключенных соглашений, они быстро солидаризируются друг с другом и вместе работают над собственным поведением и его изменением.

Некоторые дополнительные рекомендации для заключения договоров в группе:

§ Сделайте несколько копий бланков договора, чтобы вы и дети смогли заполнить их на занятии.

§ Убедитесь, насколько вы можете доверить поддержку ребенка другим лицам. Возможно, вам потребуется помощь родителей для оказания дополнительной поддержки ребенку. Для этого вы должны попросить разрешения у ребенка сообщить часть сведений о его успехах родителям. Обычно дети рады, когда родители узнают об их успехах и хвалят их за это.

§ Не забывайте, что даже если в договоре фигурирует учитель, вам все равно необходимо спрашивать у ребенка разрешения на предоставление педагогу сведений о его работе. Этого требуют правила конфиденциальности.

§ Если проблемы с поведением ребенка настолько сложны, что требуют ежедневного контроля, то лучше заключить с ним отдельный договор. Возможно, вам придется проводить с ним индивидуальную работу до тех пор, пока его поведение не изменится. Групповые договоры хорошо работают только в тех случаях, когда ребенок может сам следить за своим поведением и не нуждается в постоянной опеке.

§ Согласие ребенка выполнять договор зависитот того, насколько ясно сформулированы условия соглашения. Убедитесь, что ребенок понимает суть договора и может своими словами рассказать, что он должен делать. В противном случае договор выполняться не будет.

§ Обязательно проверяйте и пересматривайте договоры и старайтесь высказывать, насколько это возможно, ваше одобрение как по поводу реальных достижений ребенка в его работе, так и по поводу прилагаемых им усилий.

Большинство детей с готовностью заключает договор, поскольку такая работа предполагает внимание к их проблемам и обратную связь не только с вашей стороны, но и со стороны других членов группы. Пусть дети апплодируют и хвалят друг друга. Награждайте их за работу: например,угощения (изюм, печенье, конфеты и т.п.). Вы можете дать каждому ребенку по одной порции, за приложенные усилия и по две - за достижение цели. Например, если ребенок обещал выполнять домашнюю работу четыре раза в неделю, но в действительности делал ее всего два раза, – это, тем не менее, шаг в правильном направлении. Отмечая даже небольшие результаты в продвижении к цели, вы стимулируете детей к продолжению работы над собой.

Пример 1.

Разработайте собственную форму индивидуального или группового договора. Ниже приведен пример договора, предназначенного для работы по теме «Управление агрессивностью» с детьми 3-го класса и старше.

ДОГОВОР О ПОВЕДЕНИИ

Имя

Срок действия договора: с _________ по _________

Поведение, которое я хочу изменить: _______________

Способы изменения поведения:

Сосчитать до 10, прежде чем сказать что-нибудь.

Определить, насколько сильно я разозлен ситуацией (не очень, средне, очень).

• Подумать о последствиях, моего поведения.

• Игнорировать ситуацию.

• Сказать, что я очень разозлился.

• Попросить взрослого выслушать и остановить меня.

• Другое _______________________________

Люди, с которыми я собираюсь отрабатывать новые способы поведения:

 

Вознаграждение, которое я хочу получить за умение справляться со своей агрессией:

 

Санкцииза недостойное агрессивное поведение:

 

Согласны: (подпись) _____________ и (подпись) _________________

Дата подписи ______ Дата проверки _______

 

 

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Обзор

Групповая работа должна помочь подросткам в их стремлении изменить свою жизнь. В этом смысле имеет значение не только содержание групповых занятий, но и все, что происходит вне них. Работа между занятиями важна, в первую очередь, потому, что дает возможность детям закрепить в реальной жизни опыт и навыки, которые они получили в процессе работы на занятиях. Без этого групповое консультирование выглядит бессмысленным. Домашняя работа по самосовершенствованию может помочь детям научиться использовать приобретенный на группе опыт в реальной жизни,

Предполагается, что подросток выполняет домашнее задание в перерыве между занятиями, а на встречах группы рассказывает о результатах своей работы. Содержание домашнего задания ведущий и члены группы обговаривают вместе. Обычно такая работа заключается в выполнении ряда когнитивных, поведенческих и/или эмоциональных задач и упражнений.

Например, когнитивное задание может состоять в том, чтобы ребенок отслеживал, насколько часто он отрицательно оценивает свои возможности и поведение и постарался уменьшить количество таких негативных суждений о самом себе. Некоторые дети постоянно говорят себе: "Я не могу это сделать", "Я неуклюжий", "Я сейчас разозлюсь и подерусь с кем-нибудь, потому что не могу сдержаться» и т.п. На первой неделе с ребенком можно договориться о том, что он будет следить за собой и подсчитывать, как часто он говорит себе такие вещи. На следующей неделе ребенок может попробовать заменять негативные утверждения на положительные.

Домашняя работа, связанная с эмоциональной сферой, может заключаться в том, что ребенок будет стараться выражать кому-то свое расположение или симпатий, например, говорить что-нибудь приятное другу, маме или кому-либо еще не реже, чем дважды в день.

Домашняя работа, направленная на изменение поведения, может заключаться в том, что ребенок будет регулярно выполнять школьные домашние задания и давать их на проверку родителям, прежде чем показывать учителю.

Обоснование

У домашней работы по самосовершенствованию та же цель, что и у школьных домашних заданий: продолжить процесс обучения за рамками обучающей среды и предоставить ребенку возможность применить полученные знания па практике. Такая работа способствует закреплению полученных навыков и использованию их в повседневной жизни.

Конкретные цели домашнего задания заключаются в том, чтобы:

1. Научить ребенка контролировать свое поведение и ответственно относиться к работе над собой.

2. Ускорить достижение результатов групповой работы,

3. Помочь детям научиться прогнозировать последствия их поступков и оценивать влияние их поведения на них самих и окружающих.

4. Выработать уверенность в собственных силах (т.е. дать детям почувствовать, что они могут работать над своими проблемами самостоятельно также успешно, как и на занятиях).

5. Помочь детям в достижении их собственных, индивидуальных целей.

Практические рекомендации

В конце занятия при обсуждении результатов работы вы можете предложить детям попробовать выполнить некоторую самостоятельную работу по самосовершенствованию. Такая работа должна быть добровольной. Например, вы можете сказать: "Сегодня мы отрабатывали три способа, которыми можно справиться со своим гневом. Скажите, пожалуйста, какой из предложенных вариантов вы бы хотели попробовать применить на этой неделе, если вдруг попадете в ситуацию, которая разозлит вас?" Обычно кто-нибудь из группы откликается на это предложение.

Если вы собираетесь дать домашнее задание и рассчитываете на согласие детей выполнять его, придерживайтесь описанной ниже стратегии. Вы сами избежите разочарования и убережете ребенка от чувства вины и заниженной самооценки, если ответственно подойдете к организации домашней работы.

Пример 2.

ПРИМЕР ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ ПО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

1. Зачем {причина, по которой необходима данная робота)

2. Что (что необходимо попробовать сделать)

3. Как часто (как долго или как часто необходимо выполнять задание)

4. Отчет (что необходимо фиксировать)

5. Принести (что необходимо принести на занятие)

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Обзор

Обратная связь – это своего рода зеркало, которое позволяет членам группы понять, как их видят остальные. Дети и подростки постоянно получают обратную связь вне зависимости от того, просят они об этом или нет. Несколько примеров:

• Приглашение кого-либо в спортивную команду означает высокую оценку его атлетических качеств; и наоборот, отказ принять в команду означает, что подросток не очень высоко оценивается в атлетическом плане.

• То, что ребенка выбрали старостой класса, говорит о его популярности и признании его организаторских способностей.

• Двойка по математике свидетельствует о том, что учитель не верит в то, что ребенок успешно освоил материал.

• Выкрик «Вали отсюда, слабак» говорит о том, что ребенка не воспринимают как достойного партнера по игре.

 

В группе обратная связь означает предоставление члену группы оценки его поведения со стороны остальных участников и получение аналогичной информации от него. Обратная связь включает:

- Качество: положительная или отрицательная информация.

- Содержание: поведенческий аспект (описание поведения) и эмоциональный аспект (описание чувств человека, предоставляющего обратную связь).

- Источник: открытый или анонимный.

- Способ передачи: устно или письменно.

- Время: «здесь и теперь» или «там и тогда».

Обоснование

В групповой работе со взрослыми обратная связь рассматривается как основное средство помощи членам группы, которые пытаются справиться со своими психологическими травмами. В групповой работе с детьми и подростками цель обратной связи обычно заключается в предоставлении детям такой информации о них самих, которая поможет им изменить свое поведение, являющееся источником проблем во взаимоотношениях.

Более конкретно, цели обратной связи в этом случае могут быть следующие:

Ø Помочь детям понять, как их воспринимают остальные.

Ø Предоставить им информацию, которая поможет им научиться более эффективным способам взаимодействия.

Ø Предоставить всем членам группы возможность более ответственно подходить к своему поведению.

Ø Дать детям возможность запросить и получить помощь и рекомендации по поводу их проблем.

Практические рекомендации

Обратная связь – это очень сильный прием, и применять его следует с осторожностью. В групповой работе с детьми первое, на что следует обращать внимание, – это уровень мышления детей. Дети смогут освоить обратную связь только в том случае, если она будет соответствовать их уровню развития. Чем меньше возраст детей, тем проще и конкретнее должна быть обратная связь.

Кроме того, необходимо помнить, что групповая работа с детьми направлена на освоение социальных норм, на осознание и выражение чувств и на изменения в поведении, а не на озарение. Это не значит, что дети в первом или втором классе не могут понять, почему их поведение является неприемлемым для остальных, просто им трудно изменить его только в результате полученной обратной связи. Если Дима толкает Дашу, Даша может сказать: «Ой! Мне больно! Перестань!», если Дима после этого перестанет толкаться, то, скорее всего, не из-за того, что он получил обратную связь, а из-за опасения нарваться на неприятности.

Младшие дети весьма эгоцентричны и мыслят конкретно. Подростки, с другой стороны, вполне могут понять, почему их поведение не нравится остальным, и, если такая информация доводится до них нужным образом и в нужное время, они могут сделать надлежащие выводы из непосредственной вербальной обратной связи. Например, если один из подростков приходит с опозданием в течение трех занятий, другой может сказать ему: "Павел, меня очень раздражают твои опоздания. Когда я спешу на занятия, ты болтаешь с кем-то в коридоре и из-за этого вечно опаздываешь." Павел, будучи теперь в курсе, как его беспечное отношение к занятиям влияет на остальных в группе, волен брать на себя ответственность за свое поведение и либо изменить его и приходить на занятия вовремя, либо, несмотря ни на что, оставить все по-прежнему.

Подростки часто говорят: "Ну и что, что я поступаю так или иначе. Кому какая разница?" Они не осознают, что их поведение реально мотает другим. Дети реагируют на поведение сверстников в соответствии с тем, какое впечатление оно производит на них. Если поведение кажется привлекательным, они реагируют положительно. Если поведение оценивается низко, реакция будет отрицательной. Например, 14-летний Федор постоянно использует в речи нецензурные слова, часто сплевывает, одевается как панк и носит соответствующие значки. Он ведет себя как хулиган, применяет силу, угрожает остальным детям. Федор всеми силами пытается быть принятым в компанию рокеров из старшей школы. Некоторые ребята помладше считают, что он ведет себя «круто». Такое поведение их привлекает и оценивается как приемлемое. Эти ребята дают ему положительную обратную связь тем, что охотно вступают с ним в беседу, обмениваются с ним значками, подражают его поведению и набиваются в друзья. Другие сверстники считают его противной личностью. Они воспринимают его поведение как неприемлемое и ни в коем случае не желают одеваться как он, подражать его манере говорить или вести себя подобным образом. Они не ценят его и дают отрицательную обратную связь тем, что избегают его, отказываются от встреч с ним, высказывают что-нибудь типа "Ты дурак» и демонстрируют другие ценности. Когда подросток говорит: "Ну и что такого, что я (пью, курю, прогуливаю, ворую, гоняю на мотоцикле сломя голову)", – обратная связь от сверстников, а не от вас, будет иметь больший эффект. Поэтому всегда старайтесь, чтобы в группе были несколько детей, чье поведение и ценности могут служить примером для остальных. Если, например, все подростки в группе употребляют алкоголь, у них не будет возможности увидеть другую сторону медали или узнать, как их поведение оценивается другими сверстниками.

Исследования обратной связи в групповой работе позволяют сформулировать некоторые правила относительно эффективности ее использования:

Ø Обратная связь должна касаться поведения (а не личности).

Ø Сначала следует предоставлять положительную обратную связь, и только потом – отрицательную.

Ø Упражнения с обратной связью лучше всего использовать в финальных стадиях групповой работы, не раньше рабочей стадии.

Ø Если в процессе рабочей стадии дети начинают делиться позитивными и негативными чувствами и опытом, то корректная обратная связь может помочь детям установить более эффективные отношения.

Многие исследования показывают, что не следует применять упражнения со структурированной обратной связью, особенно с отрицательной, на ранних этапах групповой работы. Прежде чем члены группы смогут воспринимать обратную связь, вам необходимо установить в группе рабочие отношения. Конечно, довольно часто случается, что в самом начале групповой работы кто-то из детей пытается монополизировать время группы, и тогда другой ребенок может сказать: "Дима, ты говоришь без остановки, дай и мне сказать что-нибудь!" Естественно, вы должны тут же отработать эту обратную связь. Однако использование структурированной обратной связи следует отложить до рабочего этапа. Если количество занятий небольшое (шесть-восемь), то упражнения с обратной связью, возможно, и не стоит применять вовсе.

В то же время ведущему очень важно самому демонстрировать примеры обратной связи с первых занятий, чтобы дети понимали, какихповедение воспринимается другими, и нормально к этому относились. Это подготовит их к изучению приемов предоставления обратной связи друг другу. Например:

· Дина, мне очень нравится, какты слушаешь остальных. Похоже, ты очень внимательно относишься к людям и хорошо работаешь в группе.

· Антон, ты сегодня прекрасно работал с рисунками и давал дельные советы. Они помогли многим сделать их работу лучше.

Если вы даете отрицательную обратную связь, постарайтесь точно описать, какое поведение вам не нравится. Не давайте личностных оценок. Например;

· Не говорите: "Леша, ты плохой», говорите: "Леша, когда ты придираешься к остальным, мне тоже хочется сказать тебе что-нибудь обидное. Ты можешь обратить на себя внимание другим способом,"

· Не говорите: "Леня, ты грязнуля", говорите: "Леня, мне неприятно, когда ты приходишь на занятия нечесаный и неумытый. Мне не хочется ни сидеть рядом с тобой, ни разговаривать с тобой".

Очень эффективным может быть метод "сэндвича», когда сначала вы даете положительную, а потом отрицательную обратную связь. Например:

· Дима, я вижу, ты очень стараешься сказать как можно больше о свиданиях. Но мне кажется, что сейчас ты отклонился от темы. Давай послушаем девочек, пусть они скажут о том, что им кажется важным в отношениях. Я думаю, ты узнаешь много нового.

· Леня, я вижу, ты более внимательно относишься к себе в последнее время. Но мне все еще неприятно, когда ты приходишь на занятия нечесаный и неумытый. Я знаю, что мне будет гораздо приятнее общаться с тобой, если ты будешь более опрятным.

· Борис, сегодня ты гораздо меньше подсмеивался над остальными. Мне это по душе. Мне очень не нравится, когда кто-то смеется над детьми, которых он не знает. Я надеюсь, ты постараешься быть более вежливым с другими.

Не торопитесь сразу давать отрицательную обратную связь, лучше немного понаблюдайте за ситуацией. Если вы пропустите случай предоставить обратную связь ребенку, который нуждается в этом, скорее всего такое поведение вскоре повторится, и вы сможете вмешаться в этот момент или позволить высказаться другим членам группы, Иногда лучше дождаться повторения ситуации. В этом случае дети получат более эффективную обратную связь. Например:

· Ведущий - члену группы: "Таня, я вижу, ты стараешься хорошо работать в группе. Но ты уже третий раз перебиваешь остальных, Я хочу, чтобы ты дала возможность высказаться и другим. Пожалуйста, последи за собой".

· Один участник - другому: "Рита, мне не нравится, что ты начинаешь хихикать всякий раз, когда я начинаю говорить. Я не знаю, что ты думаешь обо мне, и чувствую себя неловко. Может, ты скажешь, что ты думаешь?»

· Один член группы - другому: "Филипп, ты все время жалуешься, что тебя обижают и смеются над тобой. Но ты остаешься здесь и позволяешь другим с тобой так обращаться, не отвечая на издевки и не уходя. Мне тебя не жалко, потому, что ты не хочешь помочь сам себе. Я думаю, что и другие чувствуют то же самое».

Пример 3.

Адаптируйте эти упражнения для вашей группы.

Ассоциации

Попросите каждого ребенка сказать каждому из группы, какое животное он или она ему напоминает. Например: "Дима напоминает мне медведя, потому что медведь мягкий и теплый, а Дима тоже выглядит мягким и теплым» или "Катя напоминает мне тигра, потому что тигр все время ходит по клетке, а Катя тоже ходит туда-сюда по классу и не хочет сидеть на месте". После того, как все выскажутся, спросите детей, что они чувствовали, когда слушали других.

В более старшей группе замените животных на что-нибудь другое, например, на деревья или цветы (сильный, как дуб, или цветущая, как фиалка), на кинозвезд (громкая, как Мадонна), еду (сладкий, как шоколад, или кислый, как лимон), песни или стихи, цвета или текстуры (наждачная бумага, шелк, зеленовато-желтый) или природные объекты (гора, ледник, пруд или степь).

Мне нравится в тебе

В этом упражнении каждый член группы говорит кому-то из детей все, что он думает о его достоинствах. Все высказывания фиксируются на бумаге. Ребенок может взять этот листок с собой на память. Вы можете поработать только с одним ребенком, а можете и провести это упражнение с каждым в группе. Например, можно сказать:

«Мне хотелось бы, чтобы каждый сегодня услышал про свои сильные качества. Кто хочет быть первым?» Проведите упражнение так, чтобы каждый получил возможность услышать, что в нем ценят остальные.

Я желаю тебе

Можно использовать незаконченное предложение «Я желаю тебе _______» для того, чтобы помочь членам группы предоставить обратную связь должным образом. Этот метод хорошо работает с детьми средней школы и старше. Например, если ребенку трудно научиться справляться со своей агрессивностью, вы можете сначала привести пример высказывания и затем попросить остальных детей сказать что-нибудь, используя ваше высказывание как образец.

Паша, я желаю тебе продолжать работу над своим поведением, и ты скоро увидишь, что результат стоит таких усилий.

Паша, я желаю тебе поверить, что ты можешь это сделать!

Паша, я желаю тебе и дальше уходить всякий раз гулять, когда ты чувствуешь сильное раздражение, как ты и поступал на этой неделе. В этом случае никто не будет на тебя обижен.

Паша, я желаю тебе, чтобы твои мама и папа увидели, что ты на самом деле пытаешься стать хорошим.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

Обзор

Ролевую игру можно описать как «ситуацию, в которой кого-либо просят взять на себя роль (вести себя определенным образом), нехарактерную для исполнителя, либо характерную для него, но в абсолютно другой обстановке. Другими словами, ролевая игра – это попытка получить опыт другого поведения.

Ролевые игры в консультировании и образовании применяются уже несколько десятилетий и нацелены на достижение изменений в поведении или в установках. Ролевая игра используется, в частности, в гештальт-методике пустого кресла, в моделировании поведения, в наглядном обучении, в тренинге социальных навыков и пр. Очень часто ролевую игру записывают на аудио- или видеопленку, чтобы дать детям возможность посмотреть на себя со стороны.

Обоснование

Ролевая игра как методика группового консультирования дает возможность увидеть или смоделировать более успешные формы поведения, проработать их в безопасной обстановке и получить одобрение и положительную обратную связь от сверстников. Но самое важное – это то, что дети могут посмотреть на свое поведение и поведение других с новой точки зрения. Мы достигаем больших успехов, если сами активно участвуем в процессе обучения. Таким образом, ролевая игра является более эффективным средством обучения, чем просто наглядное обучение.

Теоретики когнитивной психологии, такие, как Ж. Пиаже, отмечают, что дети на предоперационной стадии, до 11 -12 лет, не способны абстрагироваться от содержания ролевого поведения и не могут понять, как можно воспользоваться чужим опытом. В процессе ролевой игры ситуация обретает конкретные черты и становится им более понятной. Соответственно, это побуждает детей изменить свое поведение.

Цели ролевой игры;

Ø Предоставить детям возможность активно попытаться изменить свое поведение.

Ø Предоставить детям возможность применить новые формы поведения в ситуациях, приближенных к реальным.

Ø Предоставить детям возможность увидеть, как их поведение влияет на окружающих.

Ø Побудить детей к работе, обеспечить подкрепление, поддержку их усилий и обратную связь со стороны сверстников..

Ø Дать детям возможность испытать незнакомые им чувства, воспринять новые мысли и идеи.

Ø Способствовать тому, чтобы дети учились по-новому видеть ситуацию и осваивали новые формы поведения, предоставляя им возможность исполнять различные роли.

Практические рекомендации

Существует много видов ролевых игр, но в групповой практике наибольшее распространение получили прямые ролевые игры и смена ролей.

Прямая ролевая игра

В прямой ролевой игре ребенок изображает самого себя, а ведущий и/или остальные члены группы играют роли других участников ситуации. Прямые ролевые игры используются в тех случаях, когда ребенок может научиться чему-нибудь, моделируя собственное поведение, и ему не требуется приводить в пример кого-либо еще. Ребенок должен быть достаточно взрослым и достаточно артистичным, чтобы данная техника пошла ему на пользу. Если ребенок слишком мал или робок, ему лучше сначала посмотреть, как другие дети будут изображать требуемое поведение. Этот вариант методики описан ниже.

Наилучшим образом ролевая игра подходит для ситуаций, подобных следующим:

· Дина, застенчивая девочка 9 лет, хочет научиться попросить учителя еще раз объяснить ей непонятную тему по математике.

· Гена хочет научиться отказываться от сигарет, которые ему предлагают ребята во дворе.

· Все дети в группе хотят научиться обращаться к учителю за разъяснениями по поводу тех или иных оценок.

Некоторые рекомендации по использованию ролевых игр такого типа:

1. Объясняя, что такое ролевая игра, вы можете сказать, что она нужна как тренировка, подобно репетиции музыкального произведения перед концертом или речи перед выступлением.

2. Если целью ролевой игры является изучение нового поведения, вам следует вместе с группой определить, из каких элементарных действий оно состоит. Например, если вы собираетесь проиграть варианты ответов на насмешки, вы можете выделить следующие возможные шаги: прежде, чем ответить, сосчитать до пяти; прикинуть варианты ответов (проигнорировать ситуацию, сказать, что чувствуешь; назвать причину, почему насмешник должен остановиться) и выбрать подходящий:

3. Если ситуация является характерной лишь для одного ребенка в группе, то лучше всего отрепетировать с ним основные варианты поведения в ролевой игре так, чтобы они были максимально приближены к реальной жизни.

4. Для создания определенной дистанции вы можете использовать игрушки в качестве действующих лиц. (Это обычно наиболее эффективно при работе с младшими детьми).

Смена ролей

При смене ролей ребенок исполняет роль кого-нибудь постороннего, а ведущий или другой член группы исполняет роль самого ребенка. Смена ролей полезна, когда ребенку необходимо понять точку зрения другого человека.

Детям часто трудно представить себе, что может чувствовать или думать другой человек. Смена ролей особенно хорошо помогает ребенку поставить себя на место другого в конфликтных ситуациях – между ребенком и родителями, между ребенком и учителем или консультантом, между ребенком и сверстниками. Цель смены ролей – добиться понимания чужой точки зрения и тем самым изменить свое поведение или отношение. Кроме того, эта методика часто применяется для моделирования деловых отношений, чтобы дать молодым людям представление об устройстве деловой жизни.

Некоторые примеры, при обсуждении и анализе которых уместно организовать и провести смену ролей:

· Коля, 8 лет, бьет маленьких детей по спине, когда они идут по школьному коридору. Он никогда не нападает на старшихили сильных детей, только на тех, кто младше. Ему следует дать понять, что думают и чувствуют эти дети, когда он бьет их.

· Лиза и Маша очень заметные девочки из шестого класса. Они стоят в коридоре и насмехаются над тем, как другие девочки одеваются, причесываются, красятся, отпускают обидные шуточки по поводу их друзей и т.п. Смена ролей может помочь им понять, что чувствуют в это время другие девочки.

· Девятиклассники злятся на свою учительницу, потому что она задала им дополнительные домашние задания после того, как весь класс провалился на контрольной работе. Они считают, что это несправедливо, и хотят, чтобы ведущий группы поговорил с ней и убедил ее отменить это задание, Один из членов группы может сыграть роль учительницы, которая потратила много сил на подготовку учащихся, составление контрольных вопросов и теперь вынуждена разбираться с их недовольством.

Некоторые рекомендации по использованию техники смены ролей:

Ø Вы можете объяснить, что смена ролей – это игра, в которой ребенок берет на себя чужую роль, а кто-то играет его. Цель такой игры – понять, как остальные люди воспринимают тебя, и что они думают по поводу твоего поведения. Кроме того, в такой игре можно «побыть в шкуре другого» и понять, что он думает и чувствует.

Ø Когда вы будете подбирать из группы кого-нибудь на роль конкретного ребенка, старайтесь, чтобы претендент соответствовал ему по полу, возрасту и уровню развития.

Ø Если отрабатывается ситуация физического насилия, попросите ребенка, играющего главную роль, не применять силу, а только «обозначить» ее. Группа вполне может понять, что это такое без реального насилия!

 

Ролевые игры – очень сильная техника, но она имеет свои ограничения: уровень развития некоторых детей может быть недостаточным для того, чтобы они смогли исполнять чужие роли и представлять себя на месте того, кто будет исполнять их роль. В этом случае ролевые игры лучше не использовать. Иногда дети могут не захотеть рисковать и изучать новые формы поведения таким образом. Убедитесь, что ребенок готов к такому типу обучения; слишком сильное давление может вызвать обратный эффект и негативно сказаться на стремлении изменить свое поведение.

Пример 4.

Предлагаемый сценарий демонстрирует, как можно использовать ролевую игру, чтобы помочь учащимся научиться обращаться к учителю за разъяснениями по поводу полученных оценок. Адаптируйте сценарий к проблемам вашей группы.

1. Объясните группе, зачем нужна ролевая игра. Например;

Некоторым из вас бывает нелегко решиться подойти к учителю и спросить, почему вам были выставлены именно те оценки, которые вы получили. Сейчас мы разыграем ситуацию, в которой вы будете задавать учителю вопросы. Ролевая игра означает, что вы должны представить себя в новой ситуации или в новой роли подобно актерам на сцене. Эта игра может помочь вам научиться задавать вопросы учителю и увидеть, как могут развиваться события после вашего обращения.

2. Используйте методику мозгового штурма, чтобы обсудить необходимые шаги, предшествующие собственно разговору ученика и учителя – имеется в виду обращение с просьбой о встрече или выбор удобного времени для личной беседы (не перед уроком, когда учитель занят).

3. Обсудите вместе с группой, что нужно сказать учителю. Например: "Татьяна Викторовна, не могли бы вы мне помочь понять, за что я получил такие оценки по контрольной? Я не понимаю, как были оценены мои ответы».

4. Обсудите с группой и запишите возможные ответы учителя. Например:

Лариса, каждый вопрос оценивается в 5 баллов. Ты не ответила на 5 вопросов и, следовательно, потеряла 25 баллов из 100. Поэтому твоя оценка – 75 баллов.

Лариса, давай я еще раз посмотрю твою работу. Возможно, я ошиблась в подсчетах.

Лариса, ты занималась недостаточно усердно, и поэтому у тебя низкие оценки.

Лариса, ты невнимательна на уроках.

5. Разбейте детей на пары. Попросите одного из них сыграть роль ученика, а другого - роль учителя. Пусть тот, кто играет ученика задает всегда один и тот же вопрос, а тот, кто играет учителя дает каждый раз разные ответы. Дайте парам вести диалог в течение нескольких минут.

6. Соберите группу и попросите детей поделиться своими впечатлениями о том, как развивался диалог, и как они чувствовали себя в этой ситуации.

7. Обсудите с детьми, что они сегодня узнали на занятии, и как полученные знания можно будет примени в похожих ситуациях в реальной жизни. Попросите детей попробовать использовать приобретенные умения в реальной ситуации.

 

 

5. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЖЕЛАЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ:

ОБУЧЕНИЕ НА ПРИМЕРАХ

Обзор



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.13 с.)