ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шаг 1: Объяснение смысла и краткое описание техники. Выбор ребенка, который будет работать по этой технике.



Очень важно понятно объяснить смысл данной техники и кратко описать, что будет происходить. Вам необходимо получить согласие ребенка на такую работу. Например, вы можете сказать:

Мы говорили о том, что надо научиться быть более уверенным в себе и уметь отстаивать свои интересы. Некоторым из вас кажется, что это очень трудно – обратиться к учителю за дополнительной помощью или с просьбой объяснить еще раз не понятую в классе тему, даже если от этого зависят ваши оценки. Я предлагаю вам поработать с методикой, которая называется «самомоделирование». Вы попробуете убедительно и спокойно обратиться к учителю или к кому-нибудь еще, и мы запишем это на аудиокассету. Затем мы послушаем, что получилось. Если вам не понравится, мы сотрем эту запись, и вы попробуете еще до тех пор, пока не почувствуете, что у вас получилось так, как надо. Потом вы возьмете эту кассету домой, послушаете еще раз и, возможно, попробуете повторить свое высказывание в реальной ситуации. Кто хочет быть первым?

Выберите одного из желающих. Например, вы можете сказать: «Миша, как ты думаешь, это поможет тебе добиться желаемого? Хочешь попробовать? Мы будем тебе помогать и подсказывать».

Шаг 2: Обсуждение вместе с детьми возможных моделей поведения. Запись на пленку проигрывания ребенком выбранной модели поведения.

Вместе с ребенком решите, какие варианты поведения он будет отрабатывать. Напишите инструкцию на доске или большом листе бумаги, чтобы все видели. Спросите остальных, есть ли у них какие-либо дополнения или предложения. Например:

Хорошо, Саша, давай попробуем записать твой голос на магнитофон. Со стороны он может показаться тебе несколько странным. (Уделите несколько минут на запись и прослушивание его голоса). Теперь давай для начала определим, что бы ты хотел спросить у учителя. После того я буду твоим учителем, а ты будешь задавать мне вопросы. Спрашивай то, что тебе нужно, и мы запишем это на магнитофон. Потом мы послушаем, а ты скажешь нам, что тебе нравится или не нравится в том, как ты говоришь. Остальные попробуют подсказать тебе, что надо изменить, чтобы твои вопросы звучали более убедительно. Ну что, давай попробуем? Ты готов?

Шаг 3: Оценка группой попытки ребенка.

Спросите ребенка, что ему не понравилось; спросите остальных, какие у них есть замечания и предложения. Не забудьте похвалить ребенка за первую попытку. Выясните у ребенка, что ему понравилось в записи, потом спросите остальных, что понравилось им (на этом этапе необходима только положительная обратная связь). Далее узнайте у ребенка, что бы он хотел изменить. После его ответа спросите у группы, что они могут посоветовать и как можно усовершенствовать поведение. Перемотайте ленту на начало.

Шаг 4: Повторная запись до тех пор, пока ребенок не почувствует, что он доволен результатом.

Убедитесь, что ребенок прислушался к мнению других детей прежде, чем повторять запись. Вы можете сказать, например: "Хорошо, Саша, продолжай дальше, когда будешь готов. Я по-прежнему буду твоим учителем, а ты – самим собой. Измени свой вопрос, как ты считаешь нужным». Продолжайте запись до тех пор, пока ребенок не почувствует, что у него получилось то, что требуется.

Шаг 5: Подготовка домашнего задания.

Попросите ребенка прослушивать кассету каждый день и пробовать задавать вопрос вслух в беседе с кем-нибудь (с другом, братом, сестрой) или про себя. Попросите его принести кассету на следующее занятие и рассказать всем о результатах своей работы. Если результаты будут положительные, спросите у ребенка, что он хочет попробовать дома еще. Не форсируйте события, следуйте собственному темпу ребенка.

Эта техника может использоваться в группе в нескольких вариантах. Ребенок может pa6oraih один в то время, как остальная группа наблюдает за ним и поддерживает его усилия. С другой стороны, могут работать и несколько человек одновременно. Работа в небольшой группе может быть эффективной при условии, что несколько детей осваивают один и тот же навык, например, умение отвечать уверенно. В группе из восьми человек вы можете организовать две подгруппы но четыре ребенка. Кто-то один в каждой подгруппе будет отрабатывать выбранный навык, а остальные будут наблюдать, советовать и изображать окружение. Я, когда работала с подростками, разбивала группу на четыре пары, которые параллельно отрабатывали, например, умение вести себя уверенно, обращаться без стеснения за помощью и обмениваться мнениями и тут же записывали результаты своей работы на аудио пленку. Однако, если вы работаете с видеокамерой, то не стоит работать с подгруппами, поскольку шум и сутолока будут сильно мешать работе.

Описанная техника наиболее эффективна в том случае, когда дети уже хорошо могут работать друг с другом, и уровень доверия в группе достаточно высок. Результаты могут быть крайне негативными, если ребенок, работающий по этой методике, не будет чувствовать себя достаточно уверенно перед лицом остальной группы, а также, если остальные дети не смогут или не захотят предоставить ему необходимую поддержку.

Большинство детей с нормальной самооценкой с удовольствием работают по этой технике (даже начинают немного "играть на публику") и быстро добиваются положительных результатов. Застенчивым же детям, детям с заниженной самооценкой или детям с несформированными социальными навыками, возможно, лучше сначала посмотреть, как работают остальные,

И заключительный совет: перед тем, как предлагать работать по этой технике в группе, проверьте магнитофон или видеокамеру!

Пример 6.

Используйте технику сомомоделирования для того, чтобы помочь детям освоить и отработать новые формы поведения. Ниже еще раз приводится описание техники по шагом.

Шаг1

Объяснение смысла и краткое описание техники. Выбор ребенка, который будет работать по этой технике.

Шаг 2

Обсуждение вместе с группой возможных моделей поведения- Запись на пленку выбранной модели поведения в исполнении ребенка.

Шаг З

Оценка группой попыткиребенка. Спросите ребенка, что ему не понравилось; спросите остальных, что они могут предложить для улучшения исполнения.

Шаг 4

Повторная запись до техпор, пока ребенок не почувствует, что он доволен результатом.

Шаг 5

Подготовка домашнего задания.

 

 

ДИАГРАММА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Обзор

Быть ответственным означает держать ответ за что-то или признать, что именно ты был причиной чего-то. Существует несколько типов ответственности – например, ответственность за себя, ответственность за других, моральная ответственность или юридическая ответственность. Несмотря на множество мнений о том, чему и как учить детей, существует определенное согласие, что детям необходимо уже с самого раннего возраста предоставить возможность учиться ответственному поведению, и такое поведение должно направляться и подкрепляться значимыми для них взрослыми до тех пор, пока они не вырастут.

Родители, учителя и, в целом, взрослые заинтересованы в том, чтобы дети учились вести себя ответственно. На первый взгляд, понятие ответственности выглядит очень простым, но оно слишком абстрактно. Как же можно научить быть ответственными детей, которые мыслят исключительно конкретно? В групповой работе с детьми и подростками я использую "диаграмму ответственности" – технику, которая позволяет сделать наглядными различные аспекты, связанные с ответственностью. Полная круговая диаграмма соответствует 100% ответственности в какой-либо конкретной ситуации за то или иное поведение. Детей просят взять на себя некоторую долю ответственности, какой бы маленькой она ни была. Например, ребенок может сказать: «Ну, моя ответственность всего 5%. За все остальное отвечает мой брат». Принятая ответственность становится основой для того, чтобы объяснить ребенку, что можно было сделать, чтобы избежать проблем, и как стать более ответственным в будущем.

Обоснование

Дети не любят, когда их ругают, независимо от того, понимают ли они, что явились причиной неприятностей, или считают, что не они ответственны за случившееся. Когда кто-то строго напоминает им об их ответственности, дети обычно стремятся переложить вину на кого-то еще или придумывают различные объяснения, лишь бы не отвечать за свои поступки. Например, мать может сказать дочери:

"Лора, ты оставила открытое повидло на террасе, и теперь вся банка полна муравьев." Лора скорее всего отклонит это обвинение:

"Ну мам, я же не знала, что они сюда залезут!" Другими словами, она не принимает на себя ответственность за то, что муравьи добрались до еды.

Работа с диаграммой помогает детям установить связь между их поведением и его последствиями и избежать при этом ситуации обвинения. Кроме того, они имеют возможность принять участие в поиске более приемлемых вариантов решения проблем. Они начинают стремиться к избеганию ситуаций, которые могут ранить других или причинить вред им самим.

Данная техника позволяет:

• Объяснить детям понятие ответственности, проанализировать, как она проявляется в мыслях и поступках.

• Помочь детям понять, что их действия влияют на остальных.

• Объяснить детям, что принятие ответственности за свои действия может стать для них позитивным опытом.

• Помочь детям осознать, что ответственное поведение повысит их самооценку.

 

Практические рекомендации

В качестве практических рекомендаций нижеприведен пошаговыйплан занятия.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.009 с.)