ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение вопросов для развития КМ (методические приемы)



 

Определите тип вопроса:

 

 

 

 


«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)

Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. «Блум» можно перевести с немецкого языка как «цветок»

Итак, шесть лепестков – шесть типов вопросов.

Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?».

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.

Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры).

Если мы используем «Ромашку вопросов» в младших классах, можно оставить визуальное оформление. Детям нравится формулировать вопросы по какой-либо теме, записывая их на соответствующих «лепестках». В более старшем возрасте можно просто оставить саму классификацию и тогда задание может выглядеть следующим образом: «Перед тем, как мы прочтем текст о кактусах, сформулируйте индивидуально по одному практическому и одному оценочному вопросам. Возможно, текст поможет нам на них ответить».

В заключении хочется процитировать результаты исследования Э.Кинг, уже не раз упоминавшейся в этой статье. Она обнаружила, что если учащимся удается освоить технику использования <...> вопросов, они начинают задавать их в самых разнообразных ситуациях...

Благодаря вопросам мы можем лучше разобраться в ситуации и взглянуть на нее под иным углом зрения. Именно это должно было получиться у тех, кто использовал свое умение спрашивать для решения задачки, предложенной уважаемым читателям в начале статьи.

 

Стратегия «Вопросительные слова»

 

 

 


Эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме, когда они могут воссоздать несколько базовых понятий на основе материала. «Вопросительные слова» помогают им создать «поле интереса».

Учитель просит учащихся воссоздать различные понятия, связанные с темой и записать их в правую колонку двухчастной таблицы. В левую же часть ученики записывают разные вопросительные слова (не менее восьми-десяти). После этого им предлагается в течение 5–7 минут сформулировать как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Эту работу можно осуществлять как индивидуально, так и в парах.

Одно условие! Учащиеся не должны знать ответы на свои вопросы. Зачем спрашивать, если ответ известен!? Таким образом, в результате получается несколько списков самых разных вопросов.

 

 

Задание «Задайте вопросы»

•В составе группы выберите сказку («Колобок», «Курочка Ряба», «Репка») и придумайте вопросы, соответствующие каждому уровню мышления, начиная от простого к сложному.

•Какие вопросы вам было легко сформулировать?

•Какие вопросы вызывали трудности и почему?

•Обсудите в группе, какие вопросы могут оказаться самыми сложными для учащихся, почему?

•Какую роль в обучении играют вопросы высокого и низкого уровней?

•Когда их использование обоснованно и эффективно?

 

 

Задавайте правильные вопросы

 

Хороший способ помочь людям думать над задачей - задавать вопросы. Правильно заданный вопрос, может помочь человеку сопоставить факты и проанализировать свои мысли.

Вопросы, заданные с целью - помочь обучению других, так же известны как 'Вопросы Сократа.'

'Вопросы Сократа' требуют от Вас внимательно слушать оппонента для оценки высказываний и составления конструктивных вопросов.

Ниже приведено несколько вариантов таких вопросов:

Вопросы для уточнения

 

Что Вы имели в виду, сказав ______?

В чем основная мысль?

Как _____ связано с _____?

Не могли бы Вы выразить мысль по-другому?

Уточните, пожалуйста, Вы имели в виду _____ или _____?

Какое отношение имеет это к нашей проблеме/спору/расхождениям?

Джейн, подведите, пожалуйста, итог тому, что сказал Ричард, своими словами? ... Ричард, Вы это имели в виду?

Не могли бы Вы привести пример?

Может ли _____ быть хорошим примером для этого?

Вопросы, проверяющие предположения

 

Какие Вы делаете допущения?

Какие предположения делает Джейн?

Что мы можем предположить вместо этого?

Мне показалось, что Вы предположили _____. Я Вас правильно понял?

Все Ваши утверждения основываются на предположении _____. Почему бы Вам не основывать их на _____ вместо _____?

Вы предполагаете, что _____. Как Вы можете оценить справедливость такого предположения?

Почему кто-нибудь может сделать такие предположения?

Вопросы, проверяющие факты.

 

Объясните, пожалуйста, почему Вы так решили?

Как это применимо к данной ситуации?

Есть ли причины сомневаться в этом факте?

Что бы Вы ответили человеку, утверждающему, что ____?

Кто-нибудь может привести факты, подтверждающие эту точку зрения?

По какой причине Вы пришли к этому выводу?

Как мы можем удостовериться, что это правда?

Вопросы, проверяющие понимание перспектив.

 

Что Вы этим предполагаете?

Когда Вы говорите _____, Вы делаете вывод _____?

Но, если это могло произойти, что еще может случиться в результате? Почему?

На что может это повлиять?

Произойдет ли это неизбежно, или возможно/скорее всего произойдет?

Какая альтернатива?

Если _____ и _____ условия, что тогда должно быть истинно?

Если мы говорим о ____ , то как же насчет _____?

Вопросы, проверяющие понятность задач.

 

Как мы можем это обнаружить?

Что этот вопрос предполагает?

Не могла бы _____ задать этот вопрос по-другому?

Можем Вы вообще опустить этот вопрос?

Вопрос понятен? Мы поняли его?

Сложно или легко ответить на этот вопрос? Почему?

Все ли согласны, что вопрос в этом?

На какие другие вопросы необходимо ответить, прежде, чем думать над этим вопросом?

Почему этот вопрос необходим?

Этот вопрос является наиболее важным, или в нем скрыт другой вопрос?

Видите ли Вы, как это может соотноситься с ________?

Вопросы из книги: Пауль, Р. (1993). Критическое мышление: Как подготовить студентов к быстро меняющемуся миру: Основы критического мышления, Santa Rosa, CA.

 

 

Рефлексия

 

Индивидуальная (письменная) работа по теме «Значение вопросов для развития КМ».

Представить в любой форме.

5. Задание «Качество информации»,
достоверность информации, анализ аргументации

 

•Прочитайте статью В.Рогачева «Тайны Бермудского треугольника»

•Проанализируйте статью, используя приемы анализа и оценки качества информации

•Постарайтесь организовать работу так, чтобы выполнить задание за 10 минут

•Что вы можете сказать о прочитанной статье? Запишите мнение группы и

приготовьтесь поделиться вашим анализом с другими группами.

 

 

Приемы, помогающие проанализировать и оценить качество информации:

 

1.Отделите поддающиеся проверке факты от интерпретаций и суждений. (см.Д.Халперн)

2.Определите, что в данном материале для вас существенно, а что неважно или ненужно.

3.Выделите недоказанные или слабо аргументированные предположения.

4.В чем вы видите предвзятость и необъективность автора? Почему вы так решили?

5.Насколько можно доверять этому источнику? Что для вас является критерием достоверности?

6.В чем состоит точка зрения автора этого материала? Почему вы так считаете? Можно ли проследить логику рассуждений, как автор приходит к своим выводам и умозаключениям?

7.Насколько сильно аргументирована позиция автора? Или он предлагает вам принять свои суждения на веру? Как вы пришли к такому суждению?

8.Насколько точна информация в этом материале? Что вы сделали для того, чтобы убедиться в ее точности?

9.Приводит ли автор альтернативные точки зрения? Как он относится к аргументам своих оппонентов?

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.102.217 (0.01 с.)