Дискуссии: «Совместный поиск» (художественный и нехудожественный текст)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дискуссии: «Совместный поиск» (художественный и нехудожественный текст)



 

Технология:

•Сформулировать проблемный вопрос и записать

•Обдумать в течение заданного времени свой ответ и записать его в тетрадь

•Дискуссия, обмен мнениями

•В ходе диалога ведется «регистрационный журнал» (кратко: идея, автор)

• Автор не только высказывает свою точку зрения, но и поясняет (аргументирует) ее, ссылаясь на текст.

 

Учитель на подобном уроке не дает ответов на вопросы, ответы учащихся не хвалит и не ругает, но умело направляет к решению вопроса.

Обязательным этапом работы над любым (художественным и нехудожественным) текстом является читательская реакция: обмен мнениями. Это умение читателя извлечь из соприкосновения с текстом не только информационный пласт, но и проблемный, и эмоциональный. Реакция на текст, безусловно, будет более активной, если всячески ее стимулировать вопросами, охватывающими три направления:
- на что обратили внимание в тексте? Что запомнилось больше всего? Как думаете, почему?
- Какие мысли возникли в связи с тем, что больше всего запомнилось?
- Какие чувства испытали?
Однако иногда в тексте имеются интересные и важные места, которые учащиеся могут пропустить. Именно в этом случае может помочь дискуссия "совместный поиск", когда на обсуждение выносится тема и идея произведения в целом. Проблемный вопрос для совместного поиска может заранее подготовить учитель, но лучше, если он возникнет у учащихся в результате обмена мнениями о прочитанном.
Когда вопрос сформулирован и записан, каждый присутствующий в классе обдумывает в течение заданного времени свой ответ и записывает его в тетрадь. Это дает возможность не только четко, понятно сформулировать мысль, но и вовлекает в работу всех учащихся, а не только активную, мотивированную часть класса.
Только после этого может начаться дискуссия. Просим учащихся обменяться мнениями, озвучив свой ответ на вопрос.
По ходу диалога желательно вести "регистрационный журнал", в котором кратко фиксируется идея и автор этой идеи. В роли "регистрационного журнала" может выступать и классная доска. Такая фиксация повышает ответственность за сказанное, формирует уважительное отношение к чужому мнению, стимулирует активность учащихся. В процессе дискуссии необходимо не только высказать свою точку зрения, но и пояснить (аргументировать) ее, ссылаясь на текст. Учитель должен оживлять разговор, обращаясь к отдельным, не слишком активным, ученикам. Например, Маша думает так, Борис - так, а как думаешь ты?
Учитель на подобном уроке не дает ответов на вопросы, ответы учащихся не хвалит и не ругает, но умело направляет к решению вопроса.

 

Дискуссии: «Перекрестная дискуссия»

Технология проведения перекрестной дискуссии:
- Формулировка вопроса.

- Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию должен быть проблемным и, соответственно, не иметь однозначного ответа. Он записывается посередине страницы.
- Составление схемы для перекрестной дискуссии.
Она выглядит так.
Вопрос - проблема?
Да (за) Нет (против)
1. 1.
2. 2.
3. 3.

Вывод (краткий): Да, потому что… Нет, потому что…

- Теперь предлагаем учащимся составить список аргументов "за" и "против".

Необходимое замечание. На этом этапе могут возникнуть сомнения у учителей и учащихся: нравственно ли, имея твердое убеждение, доказывать противоположную точку зрения. В этом случае можно предложить записать свои аргументы и предугадать аргументы оппонентов.

 

Алгоритм работы:
- Когда каждый набрал достаточное количество аргументов, можно обсудить их в группе, обменяться идеями.
- Теперь можно озвучить аргументы для всего класса. Сначала "за", затем "против". Предлагаем учащимся внимательно слушать друг друга, не повторять уже высказанную мысль, записывать наиболее понравившиеся аргументы одноклассников.
Этот этап необязателен, если учитель хочет организовать в классе полемику.
- Заканчивается урок индивидуальной работой.
Просим каждого участника еще раз внимательно посмотреть на аргументы и контраргументы и ответить на вопрос дискуссии.
Ответ может быть кратким или развернутым, можно предложить сочинение-размышление. Слабым учащимся можно предложить схему письменной работы:
- Моя позиция.
- Краткое обоснование.
- Возможные возражения.
- Доказательства правильности моей позиции.
- Заключение.
Планируя включение дискуссии в урок, необходимо, прежде всего, ясно осознать цель этого включения.

 

Перекрестная дискуссия создает условие для предупреждения однозначного толкования события, поступков и характеров героев и т.п. Это очень важные умения для современной жизни. Во-первых, дети в силу возрастных особенностей, воспитания категоричны в своих оценках. Они видят очень конкретные полярные явления (плюс - минус, черное-белое, добро-зло). К сожалению, у некоторых этот детский максимализм сохраняется надолго, что, безусловно, значительно усложняет им жизнь. Между тем в окружающем мире мы не встретим однозначных, плоскостных явлений. И добро может быть "с кулаками", и зло " во благо", и красота уродлива, а уродство красиво. Смотря кто, как и зачем смотрит, делает, говорит и т.п. Все великие открытия совершаются тогда, когда "открыватель" подвергает сомнению установленное мнение. Так Коперник, подвергнув сомнению общепринятое мнение, что звезды и планеты движутся вокруг Земли, смог увидеть Солнце как центр системы.
Перекрестная дискуссия интересна еще и тем, что помогает овладеть приемами аргументации, научного доказательства, формирует умение отстаивать свою точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям. Внимательность к мнению других помогает не только выяснить смысл вещей, но и формирует демократический стиль взаимодействия. "Я опровергну то, что вы сказали, но я буду до смерти защищать Ваше право говорить это",- писал Вольтер. Эта мысль должна быть ведущей при проведении любой, а не только перекрестной дискуссии. Важно внимательно слушать не только единомышленников и нельзя слышать только себя.

Технология проведения перекрестной дискуссии включает в себя несколько этапов.
- Формулировка вопроса.
- Вопрос, выносимый на перекрестную дискуссию должен быть проблемным и, соответственно, не иметь однозначного ответа. Он записывается посередине страницы.
- Составление схемы для перекрестной дискуссии.
Она выглядит так.
Вопрос - проблема?
Да (за) Нет (против)
1. 1.
2. 2.
3. 3.
Вывод (краткий): Да, потому что… Нет, потому что…
- Теперь предлагаем учащимся составить список аргументов "за" и "против".
Необходимое замечание. На этом этапе могут возникнуть сомнения у учителей и учащихся: нравственно ли, имея твердое убеждение, доказывать противоположную точку зрения. В этом случае можно предложить записать свои аргументы и предугадать аргументы оппонентов.

Алгоритм работы таков:
- Когда каждый набрал достаточное количество аргументов, можно обсудить их в группе, обменяться идеями.
- Теперь можно озвучить аргументы для всего класса. Сначала "за", затем "против". Предлагаем учащимся внимательно слушать друг друга, не повторять уже высказанную мысль, записывать наиболее понравившиеся аргументы одноклассников.
Этот этап необязателен, если учитель хочет организовать в классе полемику.
- Заканчивается урок индивидуальной работой.
Просим каждого участника еще раз внимательно посмотреть на аргументы и контраргументы и ответить на вопрос дискуссии.
Ответ может быть кратким или развернутым, можно предложить сочинение-размышление. Слабым учащимся можно предложить схему письменной работы:
- Моя позиция.
- Краткое обоснование.
- Возможные возражения.
- Доказательства правильности моей позиции.
- Заключение.
Планируя включение дискуссии в урок, необходимо, прежде всего, ясно осознать цель этого включения.

 

Письмо:
«Очерк на основе интервью»

Узнайте как можно больше о человеке, у которого берете интервью.

2. Составление списка вопросов. "Каков вопрос - таков ответ"?

Интервью.

4. Письмо на время. Вопросы заданы, ответы получены. Свободное письмо в течение 20 минут, из разрозненных ответов вы "складываете" текст. Это ЧЕРНОВИК .
Учитель тоже пишет свой текст (предположим, интервью он взял у кого-либо до занятия). Писать желательно на большом листе бумаге или на пленке кодоскопа.

5. Правка текста учителя (совместная работа)

6. Правка. (возможна групповая работа). Работы читаются поочередно. Вначале анализируется содержание, композиция, а затем стилистика, язык. Дополнение или уточнение автор вносит сразу в текст.

7. Редактирование. Все составляют улучшенные варианты своих сочинений, учитывая пожелания партнера (с которым, кстати, можно и не соглашаться, соблюдая авторское право). Этот и предыдущий этап можно "проигрывать" несколько раз.

8. Публикация (издание). Желающие (!) читают свои сочинения, сидя в читательском кресле.

 

1. Подумайте о человеке, у которого вам придется взять интервью. До того, как будете писать вопросы, узнайте как можно больше об этом человеке. Это поможет вам принять его, сформулировать вопросы, на которые действительно стоит получить ответ.
2. Составление списка вопросов. Вопросы, которые вы сформулируете, должны показать действительную заинтересованность и знание предмета обсуждения. Если вы не заинтересованы в предмете или ничего о нем не знаете, трудно задавать хорошие вопросы. Нельзя забывать, что только на интересный вопрос можно получить интересный ответ (помните народную мудрость: "Каков вопрос - таков ответ"?).
3. Интервью. При интервью старайтесь меньше прерывать респондента и помните: люди, как правило, осторожнее высказываются, когда их слова открыто фиксируются на листе бумаги. Лучше максимально запоминать ответы, конечно, делая небольшие пометки в блокноте.
4. Письмо на время. Вопросы заданы, а ответы получены. Можно изложить свои мысли, эмоции, впечатления, факты на бумаге. В течение 20 минут из разрозненных ответов вы "складываете" текст. Это свободное письмо (мы рассказывали о нем выше), поэтому не спешите корректировать написанное. Не забывайте, что это ЧЕРНОВИК .
Учитель тоже пишет свой текст (предположим, интервью он взял у кого-либо до занятия). Писать желательно на большом листе бумаге или на пленке кодоскопа.
5. Когда время, отведенное на письмо, закончено, учитель показывает, как усовершенствовать написанное, как осуществлять правку текста. Текст, предложенный учителем, должен хорошо передавать мысль, но отличаться невыразительным языком, который сообщает, а не изображает. Демонстрируя это сочинение, спросите, что ребятам нравится в нем, что и как, на их взгляд, можно изменить. По ходу разговора вносим фломастером необходимые изменения.
6. Правка. Только после того, как учащимся показан принцип, алгоритм правки, можно предложить зачитать друг другу свои работы, чтобы услышать замечания, критику. Работы читаются поочередно. Вначале анализируется содержание, композиция, а затем стилистика, язык. Дополнение или уточнение автор вносит сразу в текст.
На этом этапе возможна и групповая форма работы. Сотрудничество при создании текста позволяет "направить работу по верному пути", упростить процесс, сделать его радостью, а не мукой творчества. Желающим можно предложить вопросник для подобного собеседования (см. приложение).
7. Редактирование. Все составляют улучшенные варианты своих сочинений, учитывая пожелания партнера (с которым, кстати, можно и не соглашаться, соблюдая авторское право). Учащимся легче редактировать свой текст после того, как им указали сильные и интересные стороны, задали вопросы, помогающие увидеть слабые моменты. Этот и предыдущий этап можно "проигрывать" несколько раз.
8. Публикация (издание). Желающие (!) читают свои сочинения, сидя в читательском кресле. Остальным предлагаем найти в услышанном тексте что-то, что им очень понравилось. Надо отметить: это хорошо для совершенствования навыка письменной речи. Заканчивая работу, можно предложить подарить друг другу сочинения. Приятно получить в подарок текст, где главным героем являешься ты.

Рекомендации к апробации.
1. Учителя русского языка и литературы могут использовать этот прием для объяснения жанровых особенностей очерка. Тогда после прочтения сочинения (п.8) необходимо сообщить учащимся, что текст, написанный ими, представляет собой очерк. Совместно с учителем ученики находят характерные черты жанра, приводят примеры, дают определения.
2.Можно спланировать интервью с какой-нибудь знаменитостью, историческим или литературным героем. Безусловно, интересной будет попытка ответить на вопросы так, как , по-вашему, на них ответил бы интервьюируемый.
3.Чтобы "думать" от имени героя, надо хорошо знать этого героя, понимать, чувствовать. Вот почему учитель может использовать прием не только во время письменных работ, но и во время устных обсуждений. В любом случае это будет рефлексия самостоятельного знакомства с героями.

 

Письмо: Синквейн
(художественная форма письменной рефлексии)

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Примеры:

Каникулы
Долгожданные, но недолгие.
Планируешь, предполагаешь - не успеваешь.
Ну почему хорошее так быстротечно!
Мгновение.

Учитель.
Душевный, открытый.
Любящий, ищущий, думающий.
Много идей - мало времени.
Призвание.

Критическое мышление.
Знакомое и незнакомое.
Сомневается, активизирует, анализирует.
Нет предела совершенству и фонтану
Идей.

Учитель.
Суетливый, крикливый.
Объясняет, объясняет и ждет.
Когда окончится эта пытка?
Бедолага!

 

Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - рефлексия. Среди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных "по правилам", мы знаем не так уж много: японские танку, хокку; сонет. К таким формам относится синквейн.
Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия ___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути ____________________________________________

Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн:

Каникулы
Долгожданные, но недолгие.
Планируешь, предполагаешь - не успеваешь.
Ну почему хорошее так быстротечно!
Мгновение.

Учитель.
Душевный, открытый.
Любящий, ищущий, думающий.
Много идей - мало времени.
Призвание.

Критическое мышление.
Знакомое и незнакомое.
Сомневается, активизирует, анализирует.
Нет предела совершенству и фонтану
Идей.

Учитель.
Суетливый, крикливый.
Объясняет, объясняет и ждет.
Когда окончится эта пытка?
Бедолага!


Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Проанализируйте лексическое богатство (или бедность) предложенных синквейнов и сделайте вывод. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто).
Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

Письмо:
Эссе (художественная форма письменной рефлексии)


Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции.

 

 

Этапы работы над эссе.
1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д.
2. Работа над черновиком.
3. Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена.
4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
5. Публикация. Чтение на аудиторию.

Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка.
1. Обсуждаемая тема (проблема).
2. Моя позиция.
3. Краткое обоснование.
4. Возможные возражения, которые могут выдвигать другие.
5. Причина, почему данная позиция все же правильна.
6. Заключение.

 

Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Создателем эссе считается М.Монтень ("Опыты" 1580г.). В настоящее время эссе часто называют "потоком сознания, перенесенного на бумагу". Долгое время этот жанр не использовался в школьном обучении, теперь же учителя активно практикуют письменные задания в форме эссе. Если это работа на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5,10, 15, 20 минут (это время, отведенное на "свободное письмо"). В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления.
Модель написания эссе.
1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д.
2. Работа над черновиком.
3. Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена.
4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
5. Публикация. Чтение на аудиторию.

Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка.
1. Обсуждаемая тема (проблема).
2. Моя позиция.
3. Краткое обоснование.
4. Возможные возражения, которые могут выдвигать другие.
5. Причина, почему данная позиция все же правильна.
6. Заключение.

 

Приемы проведения рефлексии

1.Устная рефлексия

2.Письменная рефлексия

 

Приёмы проведения рефлексии

Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом, как уже отмечалось, важно, что в процесс рефлексии вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывается неэффективным.
Рефлексия может быть осуществлена в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение.

 

Приемы проведения рефлексии.
Устная рефлексия.
«Двухрядный круглый стол»

 


Устная рефлексия
Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Часто студенты или школьники говорят о том, что выражение своих мыслей в форме повествования, диалога или вопросов помогает прояснить некоторые значимые проблемы. Среди всего разнообразия приемов устной рефлексии (диалог, перекрестная дискуссия или дискуссия "Совместный поиск")

Двухрядный круглый стол

Данный прием - "Двухрядный круглый стол" - имеет своей целью обмен мнениями по наиболее актуальной проблеме для участников.

В процессе проведения "Двухрядного круглого стола" преподаватель формирует из участников две группы. Первая группа образует "внутренний" круг. Участники этой группы свободно высказываются по обсуждаемой проблеме. При этом важно чтобы учащиеся не критиковали точку зрения других, а коротко и четко высказывали свое собственное мнение. Участники второй группы ("внешний круг") фиксируют высказывания участников внутреннего круга, готовя свои комментарии и вопросы. Комментарии могут касаться сути обсуждаемого вопроса, процесса обсуждения во внутреннем круге, закономерностей в высказываемых позициях, возможных причин подобных высказываний. Участники внутреннего круга должны четко и кратко выразить свое мнение, связывая его с предыдущими высказываниями. Преподаватель осуществляет координацию работы, не вмешиваясь в содержание высказываний, направляя диалог в рамки обсуждаемой проблемы, фиксируя различные точки зрения. После окончания работы внутреннего круга преподаватель предлагает группе, образующей внешний круг, принять участие в обсуждении. Участники внешнего круга работают в соответствии с правилами, описанными выше. В конце работы преподаватель просит участников сформулировать выводы в устной или письменной форме, после чего представляет свои замечания и комментарии.

 

Приемы проведения рефлексии.
Письменная рефлексия.


Эссе

«Бортовой журнал»

Дневники: обычный, дневник – художественный альбом, двухчастный дневник и др.

Письменное интервью

Стихотворные формы (например, синквей)

Портфолио

 

Основные правила обучения письменной рефлексии:
1. Регулярная возможность писать.
2. Выбор интересной темы для письма.
3. Наличие образцов.
4. Читательская аудитория. Учащиеся должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.
5. Привычка править. Понимание того факта, что любой текст может быть скорректирован самим писателем в любое время.
6. Помощь друзей. Возможность делиться написанным. (Ч.Темпл, Дж.Стил, К.Мередит)

Однако, большинство ученых-психологов и педагогов, в том числе Ф.Кортахен, отмечают, что наиболее важной для развития личности является письменная рефлексия.
Можно выделить несколько наиболее известных форм письменной рефлексии:
· Эссе - как произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам (М.Н.Эпштейн "На перекрестке образа и понятия"). Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по определенному вопросу.
· "Бортовой журнал" (англ. Log) - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.
· Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия).
· Письменное интервью - вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.
· Стихотворные формы (например, синквейн - пятистишье) - это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление.
· Различные варианты портфолио, которые представляют собой набор работ учащихся или студентов, связывают отдельные аспекты их деятельности в более полную картину (К.Берк). И.Загашев отмечает, что портфолио может включать набор оценочных листов, листов наблюдений, фрагменты дневников, "бортовых журналов", видеофрагменты, проекты и планы выступлений. Портфолио нечто большее, чем просто папка студенческих работ; это - спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся (Hamm & Adams, 1991). Можно привести пример составляемых учителями экспериментальных школ портфолио:
1. Описание методической темы, по которой работает учитель.
2. Дневник с описанием проведенных экспериментальных уроков с использованием технологий рефлексивного обучения.
3. Эссе об учениках.
4. "Бортовой журнал", в котором зафиксирован проведенный урок с использованием технологии рефлексивного обучения.
5. Планы проведенных в школе обучающих и проблемных семинаров по теме ОЭР.
6. Исследование, посвященное обзору литературы по методической теме.
7. Формулировка и обоснование будущих целей работы. Приучить учащихся к написанию эссе, дневников, составлению портфолио представляется достаточно трудной задачей. На основании анализа исследований по этой проблеме можно выделить основные правила обучения письменной рефлексии:
1. Регулярная возможность писать.
2. Выбор интересной темы для письма.
3. Наличие образцов.
4. Читательская аудитория. Учащиеся должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.
5. Привычка править. Понимание того факта, что любой текст может быть скорректирован самим писателем в любое время.
6. Помощь друзей. Возможность делиться написанным. (Ч.Темпл, Дж.Стил, К.Мередит)




Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.212.116 (0.012 с.)