Способ абсолютных и относительных разниц



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способ абсолютных и относительных разниц



Способ абсолютных разниц

Одна из модификаций способа цепной подстановки. Данный способ основан на процедуре элиминирования и так же позволяет определить степень влияния отдельного фактора на анализируемый показатель.Способ абсолютных разниц применяется так же в мультипликативных и смешанных моделях. Изменение результативного показателя за счёт отклонения изучаемого показателя (∆) на базисное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки.

Yo=ao*bo*co – результат базисного периода влияет на фактор 2го

Ya=∆a*bo*co – результат, учитывая изменение 1го

Yb=a1*∆b*co – результат, учитывая изменение фактора 2

Yc=a1*b1*∆c – результат, учитывая изменение влияющего фактора

Y1=a1*b1*c1 – результат отчётного периода

Определяем пром-е значение путём постановки ∆ в следующей последовательности. Алгоритм САР (способа абсолютных разниц):

1). ∆a=aф-аб

∆b=вф-вб

∆c=сф-сб

Определяем абсолютное отклонение фактических значений факторов от их базисной величины.

2). Для оценки влияния факторов на результативный показатель необходимо умножить величину каждого отклонения на абсолютное значение других факторов, включая в модель.

3). Для осуществления проверки правильности расчетов необходимо следить за тем, чтобы алгебраическая сумма прироста результативного показателя за счет изменения отдельных факторов равнялась его общему приросту.

Пример. Способ абсолютных разниц.

Показатель План Факт Изменение (+\-)
V продукции, т.р. -310
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов +100
Фондоотдача 3,05 2,9 -0,15

Y=a(среднегод стоим)*b(фондоотдача)

1). Определяем влияние первого (колич-го) фактора на изменение результативного показателя

∆=+100

Ya=100*3,05=305т.р.

Таково влияние количественного фактора на результат

2). Определяем влияние кач-го фактора на результат

∆=-0,15

Уа=-0,15*4100=-615т.р.

3). Определяем влияние 2х факторов на результат

∆У=305+(-615)=-310

Вывод: На снижение V выпускаемой продукции в размере 310т.р. оказали влияние 2 фактора: увеличение среднегодовой стоимости ОПФ на 100т.р. привела к увеличению V выпущенной продукции на 305т.р.; вместе с тем снижение фондоотдачи на 0,15 привело к снижению V выпущенной продукции на 615т.р. Т.о., большее влияние на изменение объема продукции оказал качественный фактор, что является негативным моментом для предприятия и говорит о неэффективном использовании ОПФ. Руководителю стоит увеличить коэффициент загрузки ОПФ, сократить простой (напр., за счет увеличения сменности)

Способ относительных разниц.

Применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя, так же в мультипликативных и смешанных моделях. Он используется в тех случаях, когда исходные данные уже содержат просчитанные ранее относительные отклонения факторов в процентах.

Алгоритм расчета

1). Определяем относительные отношения всех факторных показателей

∆а(%)=∆а/а0Б*100, ∆а=аф-аб

∆в(%)=∆в/в0Б*100, ∆в=вф-вб

∆с(%)=∆с/с0Б*100, ∆с=сф-сб

2). Для расчета влияния 1го фактора базисное значение результата умножается на относительный прирост первого фактора

∆У=Убаз.*∆а(%)/100

3). Для расчета влияния 2го фактора к базисному значению результативного показателя прибавляется его изменение за счет первого, а затем полученная сумма умножается на относительный прирост 2го фактора

∆Ув=(Убаз+∆Уа)*∆в(%)/100

4). Для расчета влияния 3го фактора

∆Ус=(Убаз+∆Ув+∆Уа)*∆с(%)/100

5). Для проверки правильности расчета ∑ всех приростов должны равняться общему изменению результативного показателя.

Пример. Способ относительных разниц.

Показатель Плановый Фактический Относительная разница
V продаж, т.р. +170
Мат. Затраты -200
Материалоотдача (кач. п) 4,1 4,4 +0,3

1). Определяем относительное отклонение всех показателей

1.1. ∆QВП=14520-14350/14350 *100=1,185

Относительное отклонение V продукции

1.2. ∆Мз=3300-3500/3500*100=5,714

Относительное отклонение материальных затрат

1.3. ∆Мотд=4,4-4,1/4,1*100=7,317

2). Рассчитываем влияние первого количественного фактора на изменение результативного показателя

∆Qвпмз=14350*(-5,714)/100=-819,959т.р.

3). Влияние качественного фактора на изменение результативного

∆Qвпмо=(14350+(-820))*7,317/100=990т.р.

4). Общее влияние двух факторов

∆Qвп=∆Qвпмз+∆Qвпмо=-820+990=170

Выводы: На увеличение объема выпущенной продукции в размере 170т.р. оказали влияние 2 фактора: количественный (материальные затраты) и качественный (материалоотдача). При этом снижение мат.затр. на 200т.р. привело к уменьшению V выпущенной продукции на 820т.р. Увеличение материалоотдачи на 30 копеек привело к увеличению объема общей продукции на 990т.р. Большее влияние на изменение объема продукции оказал качественный фактор – мат.отдача, что является положительным моментом для предприятия, что говорит об эффективном использовании материальных ресурсов.

Индексный способ

Для оценки количественной роли отдельных факторов в анализе используется индексный метод. Область применения – мультипликативные и кратные модели. В основе индексного метода находятся относительные показатели динамики, а так же пространственные сравнения выполнения плана работы.

У=А*В

Уо=Ао*Во

У1=А1*В1

То индекс данного результативного показателя в динамике будет - отношение фактора к плану.

Iу=А1В1/АоВо

Влияние фактора А

Iа=А1Во/АоВо

Влияние фактора В

Iв=А1В1/А1Во

Общее влияние двух факторов будет определяться, как синтез двух факторов.

Iy=Ia*Iв

Пример. Индексный метод.

Показатель План Факт Абсолютное отклонение
Товарная продукция, т.р. +80000
Среднесписочная численность, чел +200
Среднегодовая выработка на 1 работника +40

 

1). Индекс выполнения плана по товарной продукции составляет:

Iтп=1200*200/1000*160=1,5

2). Определяем индекс выполнения плана за счет изменения численности

Iтп/числ=1200*160/1000*160=1,2

3). Рассчитываем индекс выполнения плана за счет изменения выработки

Iтп/выр=1200*200/1200*160=1,25

4). Iтп=1,2*1,25=1,5

Изменение численности на 200 привело к увеличению объема товарной продукции на 20%

Увеличение среднегодовой выработки на 40000р. привело к росту товарной продукции на 25%

Изменение обоих факторов привело к равному изменению, что говорит о положительной динамике ведения ФХД предприятия.

Цели, задачи анализа производства и реализации продукции.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, на прибыль и на рентабельность предприятия, в целом. Поэтому анализ данных производства и реализации продукции имеет особенное значение.

Основные задачи анализа выполнения плана производства и реализации продукции:

1) оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

2) определение влияния факторов на изменение величины данных показателей;

3) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

4) разработка мероприятий по освоению ранее выявленных резервов.

Объем производства и реализации продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых, стоимостных измерителях.

Обобщающие показатели объема деятельности предприятия получают только в стоимостных измерителях, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

Объем реализованной продукции может определяться 2мя способами: либо по отгрузке продукции, либо по факту оплаты.

В условиях рыночной экономики именно объем реализованной продукции имеет первостепенное значение, т.к. от того, как продается продукция, какой спрос на неё на рынке, зависит и объем её производства.

Помимо V реализованной продукции существуют 2 объемных показателя:

- валовая продукция

- товарная продукция

В рыночной экономике показатель валовой продукции используется лишь для внутренних целей предприятия: для расчета потребностей в рабочих, для расчета производственной мощности предприятия.

Реализованная продукция может отличаться от товарной на величину остатков готовой продукции на складе, на величину готовой продукции, находящейся в пути к заказчику, на величину неоплаченной продукции.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.230.188 (0.007 с.)