способы начисления амортизации НМА: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

способы начисления амортизации НМА:



· линейный способ;

· способ уменьшаемого остатка;

· способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Выбранный способ начисления амортизации НМА заявляется организацией в учетной политике. Применение одного из способов по группе однородных объектов НМА производится в течение всего срока их полезного использования.

Для расчета годовой суммы амортизационных отчислений организации важно определить срок полезного использования НМА при принятии его к бухгалтерскому учету (п. 17 ПБУ 14/2000) исходя:

· из срока действия охранного документа (патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ);

· ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход).

При невозможности определения срока полезного использования НМА нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности организации). Срок полезного использования НМА не может превышать срок деятельности организации.

Суммы начисленной амортизации по объектам НМА могут отражаться в бухгалтерском учете одним из двух возможных способов:

· путем накопления соответствующих сумм на кредите счета 05 «Амортизация нематериальных активов»;

· путем уменьшения стоимости активов – по кредиту счета 04 «Нематериальные активы».

Организация может одновременно использовать оба метода отражения в учете амортизации НМА по различным группам однородных объектов. Выбранный вариант должен быть зафиксирован в учетной политике организации.

Суммы начисленной амортизации НМА оформляются записями:

· Дебет счета 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», 91-2 «Прочие расходы» и др.) Кредит счета 05 «Амортизация нематериальных активов» – начислена амортизация НМА путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете;

· Дебет счета 20 (23, 25, 26, 44, 91-2 и др.) Кредит счета 04 – начислена амортизация НМА путем уменьшения их первоначальной стоимости.

Нематериальные активы, принятые на учет, организация включает в состав своего имущества. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверных данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. В ходе проведения инвентаризации проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Руководитель организации определяет порядок и сроки проведения инвентаризации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

В ходе проведения инвентаризации нематериальных активов следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13 июля 1995 г. № 49. Постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состав которой утвержден приказом (распоряжением) руководителя организации, проверяет наличие документов, подтверждающих права организации на использование нематериальных активов, правильность и своевременность их отражения в балансе.

Для оформления данных инвентаризации нематериальных активов используется инвентаризационная опись нематериальных активов (типовая форма № ИНВ-la). Опись составляется комиссией в одном экземпляре. В инвентарных описях фиксируется фактическое наличие объектов нематериальных активов по наименованиям и по назначению.

Для отражения результатов инвентаризации нематериальных активов, по которым выявлены отклонения от учетных данных, составляется Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (типовая форма № ИНВ-18). Форма данной сличительной ведомости используется потому, что типовой формы для отражения результатов инвентаризации нематериальных активов не разработано. Сличительная ведомость составляется бухгалтером организации в одном экземпляре и хранится в бухгалтерии.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием нематериальных активов и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

1. излишки нематериальных активов приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. При этом выясняется, когда и по распоряжению кого приобретены неучтенные объекты нематериальных активов и куда списаны соответствующие расходы;

2. недостача объектов нематериальных активов относится за счет виновных лиц.

Если виновные лица не установлены лли суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи объектов нематериальных активов списываются на финансовые результаты организации.

31.Классификация затрат на производство
Классификация Затрат На Производство

группировка затрат компании на производство и реализацию продукции. Затраты делятся на основные и накладные, прямые и косвенные, условно-постоянные и переменные. Выделяются восемь групп (элементов) затрат: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, топливо со стороны, электроэнергия со стороны, амортизационные основные фонды, основная и дополнительная заработная плата, отчисления на социальное страхование, прочие расходы. Для определения себестоимости конкретных изделий, видов продукции затраты группируются по калькуляционным статьям, с учетом места затрат, их целевого назначения. Типовой перечень предусматривает следующие статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы, топливо и энергия на технологические цели, основная заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальное страхование, расходы на подготовку и освоение производства, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые расходы, общезаводские расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, внепроизводственные расходы.

 

32.Понятие калькулирования. Принципы и объект калькулирования
Калькулирование
– результат исчисления в денежной форме стоимости отдельных объектов бухгалтерского учета и одновременно способ их оценки.
Объектом калькулирования являются издержки, связанные с производством конкретного продукта.

Современные системы калькулирования предоставляют управленческому персоналу организации информацию, позволяющую как решать традиционные задачи (оценка запасов готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства), так и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций, как целесообразность дальнейшего выпуска продукцию нацены оптимальной цены на продукцию, оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, целесообразность обновления действующей технологии и производственного оборудования, оценка качества работы персонала организации.

Калькулирование на любом предприятии, независимо от его вида деятельности, размера и формы собственности, организуется в соответствии с определенными принципами:

1. Научно обоснованная классификация затрат на производство. Действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету, позволяющими бухгалтеру реализовать этот принцип на практике, являются типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), разработанные с учетом их отраслевых особенностей, для организаций и предприятий сельского хозяйства, рыболовства, нефтедобывающей и газодобывающей промышленности, транспорта, строительства, торговли и общественного питания, издательской деятельности, научно-технической отрасли, электроэнергетики и других. Так, строительные организации при калькулировании руководствуются Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ (утверждено Госстроем РФ 30.11.93 г. № 7-14/187, Минэкономики РФ, Минфином РФ 12.11.93 г.), для научно-технических организаций разработаны Типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию научно-технической продукции (утверждены приказом Миннаукии России Минфина, России и Минэкономики России от 15.06.1994 г. № ОР-22-2-46) и пр.

2. Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц. Во многих случаях объекты учета затрат и объекты калькулирования не совпадают. Объектами учета затрат являются места их возникновения, виды или группы однородных продуктов. Местом возникновения затрат в управленческом учете называют (как уже говорилось) структурные единицы и подразделения предприятия, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов. Под объектом калькулирования (носителем затрат) понимают виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для продажи. Выбор объекта учета затрат и калькуляционной единицы зависит от технологических особенностей производства, специфики производимой продукции.

3. Выбор метода распределения косвенных расходов производится предприятием самостоятельно, фиксируется в учетной политике и является неизменным в течение всего финансового года.

4. Разграничение затрат по периодам существует необходимость выполнения принципа начисления, т.е. отражения в бухгалтерском учете операций в момент их совершения без увязки с денежными потоками.

5. Раздельный учет по текущим затратам на производство продукции и по капитальным вложениям. Данный принцип задекларирован в Законе РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34-н.

6. Выбор метода учета затрат и калькулирования.

Объектом калькулирования являются издержки, связанные с производством конкретного продукта.

Современные системы калькулирования предоставляют управленческому персоналу организации информацию, позволяющую как решать традиционные задачи (оценка запасов готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства), так и прогнозировать экономические последствия таких ситуаций, как целесообразность дальнейшего выпуска продукцию нацены оптимальной цены на продукцию, оптимизация ассортимента выпускаемой продукции, целесообразность обновления действующей технологии и производственного оборудования, оценка качества работы персонала организации.

Калькулирование на любом предприятии, независимо от его вида деятельности, размера и формы собственности, организуется в соответствии с определенными принципами:

1. Научно обоснованная классификация затрат на производство. Действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету, позволяющими бухгалтеру реализовать этот принцип на практике, являются типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), разработанные с учетом их отраслевых особенностей, для организаций и предприятий сельского хозяйства, рыболовства, нефтедобывающей и газодобывающей промышленности, транспорта, строительства, торговли и общественного питания, издательской деятельности, научно-технической отрасли, электроэнергетики и других. Так, строительные организации при калькулировании руководствуются Типовыми методическими рекомендациями по планированию и учету себестоимости строительных работ (утверждено Госстроем РФ 30.11.93 г. № 7-14/187, Минэкономики РФ, Минфином РФ 12.11.93 г.), для научно-технических организаций разработаны Типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию научно-технической продукции (утверждены приказом Миннаукии России Минфина, России и Минэкономики России от 15.06.1994 г. № ОР-22-2-46) и пр.

2. Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования и калькуляционных единиц. Во многих случаях объекты учета затрат и объекты калькулирования не совпадают. Объектами учета затрат являются места их возникновения, виды или группы однородных продуктов. Местом возникновения затрат в управленческом учете называют (как уже говорилось) структурные единицы и подразделения предприятия, в которых происходит первоначальное потребление производственных ресурсов. Под объектом калькулирования (носителем затрат) понимают виды продукции (работ, услуг) предприятия, предназначенные для продажи. Выбор объекта учета затрат и калькуляционной единицы зависит от технологических особенностей производства, специфики производимой продукции.

3. Выбор метода распределения косвенных расходов производится предприятием самостоятельно, фиксируется в учетной политике и является неизменным в течение всего финансового года.

4. Разграничение затрат по периодам существует необходимость выполнения принципа начисления, т.е. отражения в бухгалтерском учете операций в момент их совершения без увязки с денежными потоками.

5. Раздельный учет по текущим затратам на производство продукции и по капитальным вложениям. Данный принцип задекларирован в Законе РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34-н.

6. Выбор метода учета затрат и калькулирования.

33.Методы калькулирования
Метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции - это совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции, а также отнесения издержек на единицу продукции.

Существуют различные методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции. Их применение определяется особенностями производственного процесса, характером производимой продукции (работ, услуг), ее составом, способом обработки. Выбор предприятием соответствующего метода учета затрат на производство осуществляется самостоятельно и зависит от ряда факторов: отраслевой принадлежности, размера, применяемой технологии, ассортимента продукции, то есть от индивидуальных особенностей предприятия.

Процессный метод

Попроцессный метод учета затрат применяется на предприятиях, вырабатывающих однородную продукцию и не имеющих незавершенного производства, полуфабрикатов и запасов готовой продукции. Производственные расходы за отчетный период составляют себестоимость всей выпущенной продукции (работ, услуг). Данный метод применяется на производствах с простым технологическим циклом (в угольной, горнорудной, газовой, нефтяной промьшшенности).

При отсутствии запасов готовой продукции (энергетические, транспортные организации) применяется метод простой одноступенчатой калькуляции.

Себестоимость единицы продукции определяется делением суммарных затрат за отчетный месяц на количество произведенной за этот период продукции и рассчитывается по формуле:
где С - себестоимость единицы продукции, руб.;
3 - совокупные затраты за отчетный период, руб.;
X - количество произведенной за отчетный период продукции в натуральном выражении (штуки, тонны, метры и т.д.).

Однако на предприятиях, производящих один вид продукции, при отсутствии полуфабрикатов собственного производства, но имеющих некоторое количество не проданной покупателю готовой продукции, применяется метод простой двухступенчатой калькуляции.

Расчет себестоимости единицы продукции ведется в три этапа:

1. Рассчитывается производственная себестоимость всей произведенной продукции, затем делением всех производственных затрат на количество изготовленных изделий определяется производственная себестоимость единицы продукции.

2. Сумма управленческих и коммерческих расходов делится на количество проданной за отчетный месяц продукции.

3. Суммируются показатели, рассчитанные на первых двух этапах.

Себестоимость продукции методом двухступенчатой простой калькуляции рассчитывается по следующей формуле:
где С - полная себестоимость продукции;
Зпр - совокупные производственные затраты отчетного периода, руб.;
Зупр - управленческие и коммерческие расходы отчетного периода, руб.;
Хпр - количество единиц продукции, произведенной в отчетном периоде;
Хупр - количество единиц продукции, проданной в отчетном периоде.

Практическое использование предыдущего метода предполагает наличие у предприятия простейшей системы учета затрат по местам их возникновения. Это позволяет выделить издержки производственной сферы, коммерческие и управленческие расходы.

Если же производственный процесс состоит из нескольких стадий (переделов), на выходе из которых находится промежуточный склад полуфабрикатов, и от передела к переделу запасы полуфабрикатов меняются, то пользуются методом многоступенчатой простой калькуляции. В этом случае необходимо организовать учет затрат и количества полуфабрикатов по каждому переделу. Расчет себестоимости единицы продукции ведется по следующей формуле:
где С - полная себестоимость единицы продукции, руб.;
Зпр1, Зпр2 - совокупные производственные издержки каждого передела, руб.;
Зупр - управленческие и коммерческие расходы отчетного периода, руб.;
XI, Х2 - количество полуфабрикатов, изготовленных в отчетном периоде каждым переделом, штук;
Хупр - количество проданные единиц продукции в отчетном периоде, штук.

Попеределыный метод

Попередельный метод используется в отраслях промышленности с серийным и поточным производством, когда одинаковые изделия проходят в определенной последовательности через все этапы производства. Производственный процесс характеризуется наличием отдельных стадий технологического цикла с самостоятельной технологией и организацией производства, например, в химической, нефтеперерабатывающей, цементной, металлургической, хлопчатобумажной промышленности.

В этих случаях объектом калькулирования становится продукт каждого законченного передела, включая и такие переделы, в которых одновременно получают несколько продуктов.

Сущность попередельного метода состоит в том, что прямые затраты отражают в текущем учете не по видам продукции, а по переделам (стадиям) производства, даже если в одном переделе можно получить продукцию разных видов. Объектом учета затрат обычно является передел.

Передел - это часть технологического процесса (совокупность технологических операций), заканчивающаяся получением готового полуфабриката, который может быть отправлен в следующий передел или отправлен на сторону.

В результате последовательного прохождения исходного материала через все переделы получают готовую продукцию, т.е. на выходе из последнего передела имеется не полуфабрикат, а законченный продукт.

Особенностями попередельного метода учета, отличающего его от позаказного калькулирования, являются:

1. обобщение затрат по переделам, безотносительно к отдельным заказам, что позволяет калькулировать себестоимость каждого передела;

2. списание затрат за календарный период, а не за время изготовления заказа;

3. организация аналитического учета к синтетическому счету 20 «Основное производство» для каждого передела;

4. простота и экономичность: нет карточек учета заказов, отсутствует необходимость распределять косвенные расходы между отдельными заказами.

В условиях массового характера производства, когда номенклатура выпускаемой продукции строго ограничена и когда предприятие специализируется на выпуске одного-двух изделий, также применяется попередельный метод учета. Особенностями массового производства являются:

· постоянство выпуска небольшой номенклатуры изделий в больших количествах;

· специализация рабочих мест на выполнении, как правило, одной постоянно закрепленной операции;

· значительное повышение удельного веса механизированных и автоматизированных процессов и резкое снижение ручных работ;

· применение труда рабочих, специализированных на ограниченном круге работ.

В промышленности применяются два варианта учета затрат на производство: полуфабрикатный и бесполуфабрикатный.

Учет затрат на производство при бесполу фабрикатном варианте ведется без бухгалтерского перечисления себестоимости полуфабрикатов собственного производства при передаче их из одного структурного подразделения в другое. Контроль за движением полуфабрикатов внутри и между цехами осуществляется бухгалтерией оперативно, в натуральном выражении, без записей на бухгалтерских счетах.

Затраты на изготовление полуфабрикатов, деталей и узлов учитываются по цехам в разрезе статей расходов. Добавленные затраты отражаются по каждому цеху (переделу) в отдельности, а стоимость исходного сырья включается в себестоимость продукции только первого передела. При этом варианте учета затрат на производство себестоимость единицы готовой продукции формируется путем суммирования затрат цехов (переделов) с учетом доли их участия в процессе изготовления.

Этот метод проще, и он менее трудоемок, чем полуфабрикатный. Его основное достоинство состоит в отсутствии каких-либо условных расчетов, расшифровывающих затраты предыдущих цехов и переделов, что повышает точность калькулирования. Данный метод предпочтительнее с точки зрения достоверности и точности калькулирования.

Однако в бесполуфабрикатном методе учета имеются и недостатки:

· использование данного метода предполагает инвентаризацию незавершенного производства сразу во всех цехах, так как затраты не незавершенные продукты числятся в местах их изготовления до выпуска готовой продукции;

· бесполуфабрикатный метод учета не позволяет определить себестоимость полуфабрикатов при передаче их из одного передела в другой, что бывает необходимо при их продаже.

Позаказный метод

Позаказный метод учета себестоимости используется при изготовлении уникального либо выполняемого по специальному заказу изделия. В промышленности он применяется, как правило, на предприятиях с единичным типом организации производства. Такие предприятия организуются для изготовления изделий ограниченного потребления.

Объектом калькуляции является производственный заказ (например, постройка корабля, строительство конкретного дома и др.), фактическая себестоимость которого определяется после его изготовления.

Особенностями единичного типа производства являются:

· большое разнообразие изготавливаемой продукции, значительная часть которой не повторяется и выпускается в небольших количествах по отдельным заказам;

· технологическая специализация рабочих мест и невозможность постоянного закрепления отдельных операций и деталей за рабочими местами;

· применение универсального оборудования и приспособлений;

· относительно большой удельный вес ручных сборочных и доводочных операций;

· преобладание среди рабочих универсалов высокой квалификации;

· относительно длительный срок изготовления продукции.

Сферой применения позаказного метода учета являются также мелкосерийные промышленные предприятия, выпускающие продукцию в незначительных количествах.

Сущность данного метода заключается в следующем: все прямые затраты (затраты основных материалов и заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее) учитываются в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным производственным заказам. Остальные затраты учитываются по местам их возникновения и включаются в себестоимость отдельных заказов в соответствии с выбранной базой распределения.

34.Готовая продукция. Реализация готовой продукции
Готовая продукция - это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или техническим условиям, принятые на склад или заказчиком (покупателем), а также выполненные работы и оказанные услуги.

Вся готовая продукция, как правило, сдается на склад в подотчет материально ответственному лицу. Исключением являются крупногабаритные изделия и продукция, которые не могут быть сданы на склад по техническим причинам и поэтому принимаются организациями-заказчиками на месте изготовления, комплектации и сборки.

Реализация готовой продукции позволяет предприятию выполнить обязательства перед госбюджетом по налогам, перед банком по ссудам, перед рабочими и служащими, поставщиками и другими кредиторами и возместить затраты на производство продукции – всем этим объясняется значение учета реализации продукции.

Когда продукция (работы или услуги) отпущена покупателю, но не оплачена им, она считается отгруженной. Момент реализации отгруженной продукции – дата зачисления на расчетный счет платежа от покупателя или дата отгрузки (сдачи) продукции покупателю.

Реализуется продукция в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю. Реализация продукции (работ, услуг) производится по следующим ценам:

· свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;

· государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС (продукция топливно-энергетического комплекса и услуги производственно-технического назначения);

· для продажи товаров населению и оказания ему услуг – по государственным регулируемым розничным ценам (за вычетом в соответствующих случаях торговых скидок, а также скидок сбыту и опту) и тарифам, включающим НДС.

35.Оценка готовой продукции. Документирование готовой продукции.
Оценка готовой продукции

В качестве учетных цен на готовую продукцию могут применяться:

· фактическая производственная себестоимость (полная и неполная);

· нормативная себестоимость (полная и неполная);

· договорные цены;

· другие виды цен.

Фактическая производственная себестоимость применяется в основном при единичном и мелкосерийном производстве, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры.

Нормативную себестоимость в качестве учетных цен целесообразно использовать в отраслях с массовым и серийным характером производства и с большой номенклатурой готовой продукции. Пре. имуществами данных учетных цен являются удобство при осуществлении оперативного учета движения готовой продукции, стабильность учетных цен и единство оценки в планировании и учете.

Договорные цены применяются преимущественно при стабильности таких цен.

При использовании в качестве учетных цен нормативной себестоимости, договорных и других видов цен необходимо по окончании месяца исчислять отклонение фактической производственной себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам для распределения этого отклонения на отгруженную (проданную) продукцию и остатки ее на складах. С этой целью составляют специальный расчет (табл. 12.1) с использованием средневзвешенного процента отклонений фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам.
Служба сбыта в соответствии с договорами о поставках, заключенными предприятием с покупателями, издает приказы об отпуске готовой продукции заказчикам. На отобранную и упакованную продукцию на складе выписывается накладная, которая должна содержать следующие реквизиты:

· дату и номер договора о поставке;

· наименование предприятия-заказчика, его адрес, номер расчетного счета с указанием банка;

· наименование изделия, его номенклатурный номер;

· количество продукции;

· отпускную цену продукции;

· общую сумму отпуска;

· подписи начальника службы сбыта, главного бухгалтера, кладовщика и лица, получившего продукцию.

Дополнительные требования к наличию других документов, кроме накладной, зависят от того, какие условия франко-места оговорены в договоре о поставке продукции.

Франко-место – так называют пункт, до которого ответственность за сохранность продукции и расходы по ее перемещению несет поставщик. При перевозках по железной дороге различают следующие виды условий о Франко-месте:

1. Франко-склад поставщика – все расходы, начиная от погрузки продукции на складе изготовителя, несет покупатель продукции.

2. Франко-станция отправления – поставщик несет расходы до разгрузки продукции на станции включительно, а за доставку, начиная с погрузки в железнодорожный вагон, отвечает покупатель.

3. Франко-вагон станция отправления – поставщик несет ответственность за продукцию до тех пор, пока она не будет погружена в вагон.

4. Франко-вагон станция назначения – покупатель продукции оплачивает выгрузку из вагона и последующие перемещения, а поставщик оплачивает все предшествующие.

5. Франко-станция назначения – обязанности поставщика по доставке продукции завершаются на станции назначения выгрузкой товара.

6. Франко-склад покупателя – все расходы по доставке продукции несет поставщик.

36.Учет финансовых инвестиций и виды ценных бумаг.
Финансовые инвестиции — представляют собой вложение свободных денежных средств в ценные бумаги других предприятий в целях получения определенной выгоды на протяжении определенного периода времени.

Экономическая выгода от финансовой инвестиции могут быть в виде процентов, дивидендов, прироста инвестиционного капитала.

Финансовые инвестиции с точки зрения сроков вложения могут быть текущими (краткосрочными) и долгосрочными.

К текущим вложениям относятся, прежде всего, ценные бумаги, которые предприятие предполагает реализовать (превратить в денежные средства) в течение одного года с момента их приобретения. Иначе их можно назвать краткосрочными инвестициями.

Долгосрочными является финансовые вложения в ценные бумаги, если они приобретаются в целях их использования в течение длительного периода времени (более одного года).

Финансовые вложения в зависимости от права собственности могут быть долговыми и долевыми ценными бумагами. Долговыми являются ценные бумаги, которые выпускаются предприятием-эмитентом и передаются предприятию инвестору в счет своего долга. При этом должник обязуется выплатить инвестору не только сумму долга взамен ценных бумаг, но и систематически уплачивать процент по ставке, установленной от номинальной стоимости ценных бумаг.

Необходимо отметить то, что долевые ценные бумаги не дает основания для инвестора претендовать на право собственности в имуществе эмитента.

Что касается вклада инвестиции в долевую ценную бумагу, то она дает право владения инвестором доли собственности (капитала) в имуществе эмитента.

В целом финансовые инвестиции можно группировать на:

1. финансовые инвестиции в ценные бумаги (акции, облигации, государственные и местные процентные займы);

2. инвестиции в дочерние хозяйственные общества;

3. инвестиции в зависимые хозяйственные общества;

4. инвестиции в предприятия с иностранным капиталом;

5. прочие инвестиции.

В то же время долгосрочные инвестиции одного предприятия в простые акции другого предприятия могут быть классифицированы в зависимости от процента акции с правом голоса, принадлежащих инвестору:

1. Когда вкладывающий инвестор владеет более 50% акций голоса (контрольный пакет). При этом возникает необходимость в составлении инвестором консолидированной (сводной) отчетности.

2. Если инвестор владеет от 20% до 50% акций с правом голоса, то он может иметь значительное влияние на компанию — эмитент. По этому акции необходимо учитывать по себестоимости плюс доля инвестора в нераспределенной прибыли предприятия, являющегося объектом инвестирования (метод долевого участия).

3. В условиях, когда инвестор имеет менее 20% акции с правом голоса, необходимо инвестиции учитывать по наименьшей их стоимости-себестоимости или рыночной цене (метод стоимости).

В обобщенном виде все виды инвестиции, имеющиеся на предприятии составляют инвестиционный портфель.

В стоимостном отношении различают номинальную, текущую рыночную стоимость финансовых инвестиций.

Сумма, указанная на бланке ценной бумаги называется номинальной стоимостью. Совокупная стоимость всех акций по номинальной стоимости составляет величину уставного капитала.

Текущая стоимость — это есть цена продажи и обмена ценной бумаги между покупателем и продавцом ценной бумаги.

Цена, определенная в результате котировки ценных бумаг на рынке представляет собой рыночную стоимость ценных бумаг. Такое положение в определенном промежутке времени отражает равновесие между спросом и предложением.

В качестве активов предприятия финансовые инвестиции в бухгалтерском учете отражаются по себестоимости или по цене приобретения. В себестоимость финансовых вложений включаются:

1. затраты, или подлежащие уплаты поставщикам;

2. затраты на вознаграждения агентам и дилерам;

3. сборы фондовых бирж и других регулирующих органов;

4. налоги и сборы по переводу средств, вознаграждения за банковские услуги и другие.

Краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения в момент их приобретения учитываются по стоимости приобретения, а в дальнейшем могут отражаться в себестоимости следующим образом;

а) текущие инвестиции:

1. по рыночной стоимости;

2. по наименьшему из значений; стоимости приобретения рыночной стоимости.

Доход или убыток от изменения рыночной стоимости текущих инвестиций признается в том отчетном периоде, в котором он имеет место;

б) долгосрочные инвестиции:

1. по стоимости приобретения;

2. по стоимости с учетом переоценки;

3. по наименьшему из значений; стоимости приобретения или рыночной стоимости.

Учет собственного капитала

1. Учет уставного капитала это стоимость основных и оборотных средств, внесенных учредителями при создании предприятия для деятельности, указанной в учредительных документах. Объем уставного капитала характеризует величину инвестированных средств, поэтому прирост средств предприятия в результате его эффективной деятельности на объем уставного капитала не влияет. Уточнение, изменение суммы уставного капитала может происходить только на основе юридически оформленных и вступивших в законную силу изменений в учредительных документах предприятия.

2. Учет добавочного капитала образуется за счет увеличения стоимости имущества предприятия в результате переоценки, безвозмездно полученных ценностей и эмиссионного дохода, который в акционерных обществах образуется при реализации акций (разница между фактической и номинальной стоимостью акций).

3. Учет финансовых результатов едущий источник собственных средств предприятия – прибыль, свидетельствующая о положительном финансовом результате хозяйственной деятельности предприятия. Отрицательный результат выражается в виде убытка.

4. Учет резервов предприятия За счет прибыли предприятия образуют следующие фонды и резервы:

· резервный капитал;

· резерв по сомнительным долгам;

· фонды специального назначения (накопления, потребления, социальной сферы)

5. Учет фондов специального назначения Фонды специального назначения образуются из чистой прибыли предприятия и за счет взносов учредителей. Фонды специального назначения – это фонд накопления, фонд потребления и фонд социальной сферы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.118 с.)