Выбор и обоснование метода организации технологического процесса то и ТР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор и обоснование метода организации технологического процесса то и ТР



Организация производственного процесса выполнения. ТО и ТР легковых автомобилей на СТОА предусматривает следующий порядок.

Автомобили, прибывающие на СТОА для проведения ТО и ТР, поступают на участок моечно-уборочных работ, а затем на участок приемки для определения необходимого объема работ и их стоимо­сти. Автомобиль, поступивший на СТОА чистым, может сразу попасть на участок приемки, минуя участок моечно-уборочных работ. В случае затруднения определения объема выполнения необходимых работ на участке приемки автомобилей, его уточняют после прохождения автомобилем участка диагностики.

Диагностика автомобилей предусматривает определение объ­емов стоимости и выполнения работ, осуществление контроля их выполнения и качества и обеспечивает необходимую в процессе управления информацию для рациональной организации работы СТОА. Диагностика позволяет определять необходимый объем работ индивидуально для каждого автомобиля.

Метод контроля предусматривает разделение работ ТО и ТР на три группы: - не требующие предварительного диагностирования с помощью стендов и приборов, например такие, как крепежные смазочные и др.;

- устанавливаемые визуально внешние неисправности и повреждения кузова;

- требующие применения специальных стендов и при­боров для выявления скрытых неисправностей в агрегатах без их разборки.

Контроль и устранение выявленных неисправностей при выполнении работ по системам и механизмам последней группы, обеспечивающим безопасность движения (тормоза, рулевое уп­равление, подвеска, шины, приборы сигнализации и освещения), согласовывают с клиентом и проводят при каждом заезде автомо­биля в обязательном порядке, а не только при ТО-1 и ТО-2.

После мойки, приемки и диагностики автомобиль поступает непосредственно в зону технического обслуживания и ремонта (ТО и ТР) где работы распределяются в зависимости от вида и метода организации по различным производственным участкам.

На организацию технологического процесса ТО и ТР автомоби­лей, принадлежащих гражданам, на СТОА значительное влияние оказывают такие специфические факторы, как малые годовые про­беги, сезонная ограниченность эксплуатации, отсутствие строгой периодичности и полноты объема технического обслуживания, не­равномерность (годовая, по дням недели и часам суток) поступ­ления автомобилей на СТОА, случайный характер распределения объемов работ по времени и видам, специфика взаимоотношений между владельцами автомобилей и СТОА. Поэтому организация работ на участках ТО и ремонта в значительной мере определяет­ся объемом производственной программы и суточным количеством автомобиле-заездов по технологически однородным видам работ,

Производственные участки, предназначенные для ТО и ТР автомобилей на рабочих постах, считаются основными. Посты могут быть универсальными и специализированными, или скомпонован­ными в поточные линии, например для организации работ гаран­тийного и технического обслуживания в зависимости от типоразме­ра СТОА.

Участки, которые специализируются на выполнении различных видов внепостовых (цеховых) работ, например ремонте топливной аппаратуры, электрооборудования, аккумуляторных батарей, обеспечивающие эффективную работу основных участков, считают вспомогательными. Специфика работ в зоне ТО и ремонта требует оснащения 50—80% рабочих постов подъемниками, так как 80% автомобиле-заездов связаны с работами, которые выполняют в вывешенном положении автомобиля. Такая оснастка повышает, производительность труда на 10%. Для эффективного использова­ния оборудования и инструментов на универсальных постах ТО и ТР его комплектуют по назначению: для одного поста, двух—трех постов и более.

Зона ТО и ТР технологически связана с участками приемки-вы­дачи автомобилей, диагностики и складом запасных частей, а ее площадь составляет примерно 40% от общей производственной площади. Рядом с зоной постов ТО и ТР располагают слесарно-механический участок для агрегатов и деталей, снятых с автомо­биля (в основном на крупных СТОА, оснащенных станками, стен­дами и другим крупным оборудованием), и другие специализиро­ванные вспомогательные производственные участки, которые со­ставляют 6—8% площади СТОА и включают, кроме слесарно-механического, аккумуляторный, электрокарбюраторный, шиномонтажный и другие участки. Взаимное расположение производствен­ных участков определяется функциональными связями между ними, технологической однородностью работ и общностью строи­тельных, противопожарных и санитарно-гигиенических требо­ваний.

При планировке помещения основное значение отводится поме­щениям для постов ТО и ТР, которые частично специализируются по видам воздействий. При этом необходимо учитывать, что число и состав постов со временем должны изменяться. На современных СТОА основную часть работ по ТО и ТР выполняют в общем зале, вне которого обычно находятся участки кузовных работ и окраски, отгороженные перегородками или расположенные в отдельном здании.

После выполнения необходимого комплекса работ в зоне ТО и ТР автомобиль поступает на участок контроля и выдачи. При необходимости качество работ определяют на постах диагностики. Когда посты диагностики и приемки заняты, а владелец автомоби­ля отсутствует, автомобиль поступает на автомобиле-место ожида­ния. При организации работ на СТОА владелец автомобиля поль­зуется правом проведения выборочных работ из объема ТО и ТР в любом сочетании, обязательными при этом являются предшествующие им моечно-уборочные работы. Предусматривается также, что владелец автомобиля может заявить о необходимости вынолнения дополнительного диагностирования. Проведению работ ТР должно предшествовать выполнение работ по ТО.

Учитывая право владельца автомобиля заказать на СТОА вы­полнение работ любого вида или выборочного комплекса, составляют наиболее характерные варианты возможного сочетания видов и комплексов работ по ТО и ТР автомобилей и их рацио­нальной организации.

В процессе проведения обслуживания может оказаться,чтопост, па который автомобиль направляют для очередного воздейст­вия, занят. В этом случае автомобиль ставят на автомобиле-место ожидания, и по мере освобождения постов направляют на них. Автомобиле-места ожи­дания сглаживают неравномерность загрузки рабочих постов, по­вышают эффективность их использования и в некоторых случаях сами могут быть ими.

При выполнении любого вида или комплекса работ автомобиль проходит приемочно-осмотровые и уборочно-моечные работы, а также диагностические работы по определению технического состояния агрегатов, узлов и систем автомобиля, влияющих на безопасность движения, а при необходимости, и углубленное диагностирование. Затем автомобиль выдают владельцу или отправляют на площадку хранения.

В зависимости от числа и оборудования постов, между которы­ми распределяют комплекс операций данного вида обслуживания. различают два метода организации работ: на универсальных или на специализированных постах.

 

Метод организации работ на универсальных постах предусмат­ривает выполнение всех работ данного вида ТО одной бригадой рабочих всех специальностей или рабочими-универсалами высо­кой квалификации. Универсальные посты могут быть тупиковые и проездные. На участке ТО и ТР в основном применяют тупико­вые посты, при уборочно-моечных работах — проездные посты.

Преимущество метода организации работ на универсальных по­стах заключается в возможности проведения на них различного объема работ. Недостатки — это увеличение общего времени на об­служивание автомобиля и многократное дублирование одинаково­го оборудования.

При наличии нескольких универсальных парал­лельно расположенных постов работы могут выполняться специа­лизированными бригадами, которые после выполнения своей рабо­ты на одном посту переходят на другой. Таким образом, в резуль­тате более рационального распределения исполнителей по постам эффективнее используется рабочее время, однако из-за неравно­мерности поступления автомобилей и разнообъемности работ возникают организационные трудности.

 

Метод технического обслуживания на специализированных.по­стах заключается в расчленении объема работ данного вида ТО и распределении его по нескольким постам. Посты обеспечивают специализированным оборудованием, а рабочие па них специали­зируются соответственно с учетом однородности работ или рацио­нальной их совместимости. На типовых СТОА предусмотрены спе­циализированные посты смазки и диагностики автомобилей, воз­можна специализация и других видов работ. Метод специализиро­ванных постов может быть поточным и операционно-постовым (ту­пиковым).

При поточном методе организации объем работ каждого вида обслуживания проводят на нескольких, последовательно располо­женных постах, за каждым из которых закрепляют специализированные рабочие места для выполнения определенных операций. Совокупность постов составляет поточную линию обслуживания. Поточный метод эффективен в том случае, если сменная програм­ма обслуживания достаточна для полной загрузки поточной линии, операции обслуживания четко распределяются по исполнителям, работы широко механизируются, имеются надлежащая материаль­но-техническая база и резервный пост или скользящие исполните­ли для оперативной корректировки ритма линии и синхронизации загрузки постов. В этом случае производительность труда повы­шается до 20%.

При операционно-постовомметоде: обслуживания автомобилей объем работ каждого вида обслуживания также распределяется по нескольким постам. После обслуживания, на одном посту автомо­биль перемещается на другой пост. Время пребывания на каждом посту обслуживания должно быть одинаковым. Организация работ операционно-постовым методом позволяет специализировать обо­рудование, механизировать технологический процесс и этим повы­сить качество работ и производительность труда. Однако при этом неизбежны потери времени на многократную установку и съезд автомобилей с постов и загрязнение атмосферы помещения отра­ботавшими газами.

Учитывая неравномерный характер поступления индивидуаль­ных автомобилей на СТОА, а также возможность выборочного проведения отдельных комплексов работ, оперативно-постовой метод обслуживания находит наибольшее распространение на ти­повых СТОА наряду с обслуживанием на универсальных и частич­но специализированных постах.

 

Ремонт автомобилей на СТОА осуществляют агрегатным или индивидуальным методом.

 

Агрегатный метод ремонта является более прогрессивным и заключается в замене неисправных агрегатов, узлов или деталей исправными, взятыми из оборотного фонда, или новыми, что позволяет сократить время простая автомобилей на СТОА. Для успеш­ного внедрения этого метода необходимо иметь достаточный фонд оборотных агрегатов и узлов.

Индивидуальный метод ремонта предусматривает установку агрегатов после ремонта на тот же автомобиль. В перспективе возможен комбинированный метод ремонта, при котором агрегат или узел заменяют на новый или взятый из оборотного фонда, а затем при повторном заезде заменяют на ранее снятый с этого же автомобиля и отремонтированный в договорный срок, т. е. метод проката агрегатов по согласованию с владельцем автомобиля и за соответствующую плату.

Организация ТО и ТР на СТОА включает применение техниче­ских, технологических и учетных документов, использование техни­ческих условий, технологических карт, а также организацию рабо­чих мест и отладку работы на них.

 


Наибольшее применение при обслуживании и ремонте автомо­билей получили три метода организации производства: метод спе­циализированных бригад, метод комплексных бригад и агрегатно-участковый метод.

Метод специализированных бригад предусматривает закрепле­ние всех работ ТО и ТР автомобилей за определенными бригадами рабочих. Специализированные бригады выполняют соответственно ТО-1, ТО-2, ТР. Применение этой прогрессивной формы организа­ции труда возможно лишь при достаточно интенсивном поступле­нии автомобилей на СТОА, необходимом для обеспечения полной загрузки рабочих, и при наличии специализированных постов для проведения ТО и ремонта автомобилей. На крупных СТОА с по­точными линиями ТО-1 и ТО-2 и зоной ТР, как правило, создают­ся специализированные бригады, в остальных случаях—комплекс­ные бригады.

 

Метод комплексных бригад заключается в выполнении каждой бригадой всего комплекса работ ТО-1, ТО-2 и ТР автомобилей. Бригады укомплектовывают исполнителями различных специаль­ностей, необходимыми для выполнения закрепленных за бригадой работ. Преимуществом комплексных бригад является полная от­ветственность за качество работ. Наличие в бригаде рабочих всех специальностей позволяет оперативно корректировать выполнение различных работ по времени. Бригадир может переводить рабочих, занятых на ТО, на ремонт автомобилей и наоборот. Однако комп­лексная бригада требует более высокой квалификации рабочих, а производительность труда рабочих в этой бригаде, как правило, ниже, чем в специализированной.

Агрегатно-участковый метод состоит в том, что все работы по ТО и ремонту распределяются между специализированными произ­водственными участками, полностью ответственными за качество и результаты своей работы. Эти участки являются основными звеньями производства. Каждый из производственных участков выполняет работы по всем видам ТО и ТР одного или нескольких агрегатов, узлов, систем, механизмов, приборов. При таком методе организации устанавливается четкая ответственность за качество выполненной работы. Высокая специализация позволяет эффектив­но применять высокопроизводительное оборудование, механизиро­вать и автоматизировать работы и на их основе повышать качество работ. Недостатком этого метода является трудность маневрирова­ния автомобиля по специализированным постам, что ведет к излишним затратам времени и тем самым ограничивает его примене­ние на практике.

 

Метод организации производства выбирают в зависимости от уровня концентрации и специализации производства на СТОА для обслуживания автомобилей одной марки и имеющих высокую техническую оснащенность, создается специализированные бригады для каждого вида обслуживания и ремонта автомобилей; на дру­гих СТОА специализированные бригады образуют для проведения ТО-1, а ТО-2 и ТР выполняет комплексная бригада. Таким обра­зом, СТОА может иметь и комплексные и специализированные бригады.

Четкость организации технологических процессов ТО и особен­но ТР в значительной мере определяется наличием запасных ча­стей соответствующей номенклатуры на СТОА. Своевременное по­ступление их со склада на рабочие места очень ответственный и эффективный элемент подготовки производства.

 

3.2 Организация и содержание постовых работ

Работы по ТР выполняются по потребности, выявление потребности в ТР осуществляется на разных стадиях производственного процесса.

На СТО выполняют работы ТР с устранением неисправностей, заявленных владельцем автомобиля, выявленных в процессе приемного контроля, а также в результате поведения контрольно-диагностических работ и ТО.

 

 
 

 


 

Схема места проведения работ ТР при обращении на СТО.

 

Диспетчерская служба в зависимости от вида и объема ремонтных работ с учетом рабочей загрузки зоны направляет автомобили на соответствующие посты или автомобили-места ожидания и в дальнейшем контролирует процесс и сроки выполнения работ.

 

При ТР автомобилей могут выполняться демонтажно-монтажные работы; восстановительные работы по агрегатам, узлам и системам двигателей, электрооборудования, системы питания и выпуска отработавших газов, системы охлаждения двигателя, сцепления, коробки передач, карданного вала, передней и задней подвесок, рулевого управления, колес, тормозной системы, приборов сигнализации и освещения, системы отопления и вентиляции.

 

Специализация постов ТР позволяет максимально механизировать трудоемкие работы, снизить потребности в однотипном оборудовании, улучшить условия труда, повысить качество работ и производительность работ на 20 – 40 %.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 3514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.02 с.)