Право участвовать в отправлении правосудия




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право участвовать в отправлении правосудия



Роль и возможности граждан (заседателей) ограничиваются участием в отправлении правосудия совмест­но с судьей. Такое участие является также одной из форм общественного контроля за отправле­нием правосудия, призванной способствовать повышению доверия к судебной власти. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 8 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», участие граждан в от­правлении правосудия является их гражданским долгом.

В соответствии с ч. 4 ст. 123 Конституции РФ в случаях, предусмотренных федераль­ным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.В настоящее время основные формы реализации гражданами права на участие в отправлении правосудия определены нормами институтов присяжных и арбитраж­ных заседателей.

Требования к лицам, имеющим право участия в рассмотрении дел в качестве присяжных заседателей установлены п. 2 ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» (далее - ФЗ о присяжных заседателях), согласно кото­рым присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные засе­датели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; при­знанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; со­стоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных пси­хических расстройств.

Статус кандидата в присяжные заседатели гражданин приобретает с момента включения его в соответствующие списки, которые каждые че­тыре года составляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при участии исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований. Положения п. 3 ст. 3 ФЗ о присяжных заседателях, устанавливающие, что к участию в рассмотре­нии судом конкретного уголовного дела в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица: подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физи­ческие или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рас­смотрении этого дела судом.

Возможности участия граждан в отправлении правосудия в статусе арбитражных заседателей ограничены по сфере действия практикой рассмотрения арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведом­ственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ»). Арбитражные заседатели, привлекаемые к рассмотрению дел по ходатайству стороны, принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравнес профессиональными судьями; при осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи, неза­висимы и подчиняются только Конституции РФ и закону (ч. 2, 4 ст. 1 ФЗ об арбитраж­ных заседателях).

Списки арбитражных заседателей формируются арбитражными судами субъек­тов РФ на основе предложений торгово-промышленных палат, ассоциаций и объединений предпринимателей, иных общественных и профессиональных объедине­ний из числа граждан, достигших 25 лет, с безупречной репутацией, имеющих выс­шее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансо­вой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее 5 лет. Целью введения института арбитражных заседателей являлось желание без привлечения дополнительного количества судей использовать преимущества коллегиального рассмотрения дел, компенсировать отсутствие у судей специальных познаний в отдельных сферах финансово-хозяйственной и иной деятельности, что способствовало бы повышению качества правосудия по экономическим спорам, росту доверия к арбитражному суду и повышению его авторитета.

Участие граждан в отправлении правосудия обеспечивается посредством установления в ст. 6 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в РФ», но настояще­го времени данная норма не используется поскольку механизм замещения должностей мировых судей не предусмотрен ни в одном из субъектов РФ.

Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

В соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (далее - ФЗ о рассмотрении жалоб) субъектами права на обращения являются: граждане РФ; иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ; государственные органы и органы местного самоуправления; должностные лица. ФЗ о рассмотрении жалоб не конкретизирует правовой статус лица, выступающего субъектом обращения в органы власти. Ст. 6 ФЗ о рассмотрении жалоб содержит гарантии безопасности гражданина, направившего обращение в орган власти. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Полномочия представителя, выступающего с обращением от имени гражданина, удостоверяются подписью руководителя организации по месту жительства, работы или учебы, лечения, скрепленной печатью, а для лиц, находящихся в местах лишения свободы - руководителями исправительных учреждений.

Согласно ст. 4 ФЗ о рассмотрении жалоб, возможны следующие виды обращений: предложение; заяв­ление; жалоба.

В соответствии со ст. 10 ФЗ о рассмотрении жалоб каждый государственный орган, орган местного самоуправления, рассматривая поступившее обращение, должен принимать меры, на­правленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных ин­тересов гражданина.

Одним из необходимых условий развития демократического гражданского общества является всестороннее развитие гражданской законодательной инициативы населения, так как именно данный институт - одна из существенных форм непосредственного выражения народом своей власти.

 

Заключение

Произошедшие в России политические преобразования обусловили переоценку прежних идей и установок. Но такая важная задача, как приведение российского законодательства и реалий в соответствие с нормами и принципами международного права в области прав и свобод человека, сохраняет и по сей день свою актуальность.

В последнее время государствен­ная власть России стала больше уделять внимания правозащитно­му движению. В ряде субъек­тов РФ появились региональные уполномоченные по правам человека, а при руководителях исполнительной власти регионов возникли комиссии по правам человека. Взаимодействие неправительственных правозащитных организаций с уполномоченными и работа в комиссиях по правам человека стали местом, где начали складывать новые взаимоотношения с властью (несмотря на сохранившееся ограничения деятельности некоммерческих организаций).

Определенный вклад в эту работу вносят и созданные в неко­торых регионах РФ общественные советы и палаты при губер­наторах, мэрах, консультативные советы при полномочных пред­ставителях Президента РФ в федеральных округах и в субъектах Федерации.

В заключении хотелось бы отметить в целом позитивную тенденцию складывающуюся в отношении совершенствования регионального законодательства (в части исправления ранее заложенных недостатков), регламентирующего политические права. Однако данную тенденцию можно так же охарактеризовать как недостаточно прогрессирующую, имеющую потенциал к более динамичному поступательному развитию в плане усиления роли политических прав, свобод и институтов гражданского общества.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.70.175 (0.006 с.)