Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме



Закрепив ряд базовых положений в сфере непосредственного народовластия, Конституция РФ предусматривает необходимость их детализации нормами федеральных законов: от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее ФЗ О гарантиях избирательных прав); от 28 июня 2004 г. № 2-ФКЗ «О референдуме РФ» (далее ФЗ о референдуме); от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»; от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ»; от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Регулирование и защита данных прав находятся в ведении РФ (п. «в», ст. 71,), а защита - в совместном ведении РФ и её субъектов (п. «б», ч. 1, ст. 72).

Согласно п. «a» ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г., каждый гражданин должен иметь право и возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей.

Избирательные права и право на участие в референдуме в силу ч. 2 и 3 ст. 3 и ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции РФ относятся к основным политическим правам, определяющим правовой статус гражданина РФ, важнейшую форму его участия в управлении делами государства. Обе высшие формы непосредственной демократии (выборы и референдум), имея собственное предна­значение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимо­связаны, дополняют друг друга[18].

Сущностная характеристика активного избирательного права заключена в сво­боде лица (гражданина) назвать того, кому из круга баллотирующихся лиц он дове­ряет представлять его в определенном публично-властном органе. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принуждения к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать их волеизъявлению.

При явке на избирательный участок гражданин имеет право проголосовать за любого из выдвинутых кандидатов (список кандидатов), но права проголосовать против всех граждане РФ лишены с 2006 года.

Выделяют следующие принципы проведения в РФ выборов и референдума: всеобщее, равное, прямое избирательное право и право на участие в референдуме (ст. 1, 2, 4 - 6 ФЗ о гарантиях избирательных прав); тайна голосования (ст. 1, 2, 7 ФЗ о гарантиях избирательных прав); свободное и добровольное участие (ст. 3 ФЗ о гарантиях избирательных прав); гарантия участия в выборах, референдуме граждан РФ, проживающих за пределами её территории (ст. 4 ФЗ о гарантиях избирательных прав); открытая и гласная деятельность комиссий (ст. 5 ФЗ о гарантиях избирательных прав); запрет вмешательства в деятельность комиссий (ст. 6 ФЗ о гарантиях избирательных прав); обязательность проведения выборов и периодичность их проведения в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, депутатов указанных органов (ст. 9 ФЗ о гарантиях избирательных прав).

Субъектами активного избирательного права являются дееспособные граждане РФ, достигшие возраста 18 лет и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Субъектами пассивного избирательного права являются: гражданин РФ не моложе 35 лет может быть избран Президентом РФ (ч. 2 ст. 81); гражданин, достигший на день голосования 21 года может быть избран депутатом Государственной Думы (ч. 1 ст. 97); граждане не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства; не являющиеся осужденными к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, преступлений экстремистской направленности, предусмотренных УК РФ.

Назначение выборов осуществляет уполномоченный на то орган или должностное лицо: выборы Президента РФ назначает Совет Федерации; Государственной Думы - Президент РФ; законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ назначается постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; согласно ч. 2 ст. 23 Закона о местном самоуправлении муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные его уставом.

Референдумы по способам реализации их решений делятся на императивные и факультативные, однако в России законодательно закреплены исключительно императивные референдумы. Конституционное Собрание может вынести разработанный им проект новой Конституции на всенародное голосование (ч. З ст. 135 Конституции РФ).

Референдарное право в силу ч. 2 и 3 ст. 3, ч. 1 и 2 ст. 32, ч. 2 ст. 130 Конституции РФ относится к основным по­литическим правам, определяющим правовой статус гражданина РФ. Особенностью права участвовать в референдуме является то, что ини­циировать конкретный референдум и обеспечить принятие решения о его назначении граждане могут только совместно, на коллективной основе участников ини­циируемого референдума, а число таких участников определяется в зависимости от уровня референдума (федеральный, субфедеральный, местный). Так, согласно ФЗК о референдуме, инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов РФ, в каждую из которых должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта РФ, где она образована. Инициатива проведения федерального референдума принадлежит не менее чем 2 млн. граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами террито­рии РФ находится место жительства не более 50 тыс. из них (ч. 1 ст. 14 ФЗК о референдуме).

Ст. 6 ФЗК о референдуме, на референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению Федерации, а также к совместному ведению РФ и её субъектов; определен перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум; вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свобо­ды человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и сво­бод.

Референдумы субъектов РФ и местные референдумы в субъектах РФ проводятся в соответствии с конституционными принципами, в том числе получившими отражение в ст. 2 ФЗК о референдуме, других федеральных законах, а также в соответствии с конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

4.3.3. Право равного доступа к государственной службе

Не может быть демократического государства без права граждан на службу в аппарате управления, составляющего одну из основ конституционного строя РФ и осуществления принадлежащей народу власти.

Равенство доступа к государственной службе - равенство конституционное, а не фактическое или формально юридическое. Такое равенство вполне соотносится с положениями Международного пакта о гражданских и полити­ческих правах (п. «с» ст. 25).

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственную гражданскую службу (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»); военную службу - особый вид федеральной государственной службы, определённый в ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; правоохранительную службу (вид федеральной государственной службы).

Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта РФ - соответствующий субъект РФ.

По отношению к гражданам, претендующим на занятие определенной должности, законодатель вправе устанавливать особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, которые обеспечили бы их способность ис­полнять возложенные обязанности[19].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.008 с.)