Перед тобой снова три волшебных зеркала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перед тобой снова три волшебных зеркала.



! Нарисуй в них себя таким...

 

 

Глава 10. Использование сказок в психологической работе с подростками и старшеклассниками

Опыт показывает, что наиболее удачной формой работы с подростками и старшеклассниками в целях развития само­сознания является психологический тренинг. Приведем при­меры некоторых тренинговых упражнений, использующих скрытые ресурсы психологической сказки.

 

Выбор пристанища для души

Идея этой игры была заимствована нами из работы Г.А.Цукерман (1995). Игру можно применять в тренингах для подростков и старшеклассников, имеющих целью разви­тие самосознания. Думается, практически без изменений ее можно применить и в тренинге с учителями, поскольку фа­була игры позволяет наполнить ее новым содержанием и обогатить смыслонаполнение.

Инструкция ведущего:

Сегодня мы с вами немного пофантазируем. Попробуем представить себя героями следующей фантастической - поч­ти сказочной - истории.

Много-много лет назад, задолго до появления на Земле человека, из далекого космоса на нашу планету попали ми­нералы, состоявшие из необычного вещества. Такого вещест­ва на Земле никогда не было. У него имелось неожиданное и страшное свойство: один раз в десятки тысяч лет эти мине­ралы начинали испускать особое излучение, длившееся три года. Это излучение было разрушительным только для одно­го типа материи - для человеческих тел. Оно рассыпало че­ловеческие тела на отдельные атомы. Когда излучение пре­кращалось, атомы человеческих тел в силу своей организа­ции вновь собирались вместе в нужную структуру, и тела восстанавливались. При этом ничего подобного не происхо­дило ни с телами птиц или зверей, ни с цветами или деревь­ями, ни с какими другими неживыми предметами.

Ученые, обнаружив случайно один из этих минералов и изучив его свойства, узнали об опасности, грозившей челове­честву, и задумались о том, как предотвратить надвигав­шуюся беду. Найти все инопланетные минералы, рассыпан­ные по Земле, и вывезти их куда-нибудь в космос или уничтожить не представлялось возможным. И тогда было найдено решение: если уж сохранить тела невозможно, надо попытаться сохранить человеческие души. Но как? Ученые пришли к выводу, что поскольку кроме человеческих тел все остальные тела и предметы сохранятся, следует найти способ «переселить» в них души людей на те три года, в течение ко­торых будет действовать излучение. А когда излучение пре­кратится и человеческие тела восстановятся, можно будет вернуть души в принадлежащие им тела.

Долго работали ученые, изобретая способы такого «пере­селения» душ, и в конце концов справились с этой трудной задачей. Всем жителям Земли было объявлено, что им необ­ходимо выбрать птицу или животное, насекомое, растение или любой неживой предмет, которые могли бы стать вре­менным пристанищем их души, пока не закончится разру­шающее действие излучения. Представьте себе, что и вы, как и другие люди, оказались перед таким выбором. Подумайте, в какое именно тело или предмет (а может быть, природное явление?) вам захотелось бы «переселиться», чтобы доста­точно комфортно провести те три года, в течение которых ваше тело будет рассыпано на атомы.

Чье тело или какой предмет вы выбрали бы, окажись в такой ситуации?

Участники группы задумываются. Выдержав небольшую паузу, ведущий продолжает:

- Не следует забывать и еще об одной важной проблеме. Когда минуют три года, ученые должны будут извлечь ваши души из их временных пристанищ и вернуть каждую в свое тело. Но как же определить, кто в каком теле или предмете «поселился»? Надо оставить ученым информацию о своем местонахождении.

Вам дается пятнадцать минут на то, чтобы написать ма­ленькое сочинение о том, в какое животное, птицу, рыбу, растение или какой-то предмет вы превратились. Объясните в этом сочинении, почему вы сделали именно такой выбор. Чем вас привлекает пребывание в течение трех лет именно в таком виде?

Ведущий раздает участникам группы одинаковые листы бумаги и предлагает найти себе место в аудитории, где можно поработать над запиской. Важно, чтобы подро­стки писали сочинения самостоятельно, не мешая друг другу и не подглядывая в чужой текст. Драматическая ситуация, предложенная ведущим в этом упражнении, обычно глубоко затрагивает участников, заставляет переживать довольно сильные эмоции. Для усиления эф­фекта погружения в ситуацию во время написания под­ростками сочинений можно включить негромкую музыку, в которой звучали бы тревожные ноты. Когда работа закончена, участники группы сдают под­писанные листы ведущему. Ведущий продолжает: - Итак, оставив свои записки, вы превратились в кого-то или во что-то и прожили в новом для вас виде три года. На­конец, время действия излучения миновало. Ученые начали работу по возвращению душ в принадлежащие им тела. По текстам записок они стали разыскивать каждого из вас. Давайте поможем им в этом. Попробуем определить по со­держанию сочинений, кто их написал. Я буду зачитывать тексты, а вы высказывайтесь - кто, по-вашему, автор каждо­го из них. Если вы услышали собственное сочинение, не по­давайте виду, дайте возможность порассуждать другим.

Перетасовав листы, ведущий по очереди зачитывает со­чинения участников, не называя авторов. Если группа смешанная по половому признаку, то ведущему следует так переформулировать некоторые предложения, чтобы не было ясно из текста, кто автор — мальчик или девоч­ка. Например, вместо начального предложения «Я хотел (хотела) бы превратиться в...» ведущий может сказать: «Автор этого сочинения хотел бы превратиться в...». Это затруднит угадывание и придаст большее оживление про­цедуре. Интересно, что во многих группах определение авторства сочинений происходит достаточно быстро и безошибочно. Когда все участники группы найдены, веду­щий поздравляет всех с возвращением в свои тела. После завершения упражнения следует обсудить такие вопросы:

Что помогало вам определить автора сочинения? Какие сочинения понравились вам больше всего? Что именно в них привлекает?

Какие превращения оказались для вас неожиданными? - Кого вы видели в образе не того существа или предмета, который выбрал сам человек, а совершенно по-другому? Почему?

Можно ли, по-вашему, считать, что выбор человеком временного пристанища для своей души многое говорит о самом человеке?

Упражнение позволяет участникам по-новому взглянуть на себя, свои качества, определиться в своих жизненных позициях и ценностях. Обсуждение этой игры может вы­вести на разговор об очень серьезных вещах. В качестве иллюстраций приведем отрывки из некото­рых сочинений подростков — участников игры. «Я бы хотел превратиться в птицу, лучше всего в орла. Почему? Потому что у него есть возможность передвигаться по миру, бывать в новых землях. Ведь сверху можно увидеть так много интересного. Быть растением или камнем скучно. Придется три года находиться на одном и том же месте и сдвинуться невозможно. А орел свободен и независим, я хо­тел бы тоже стать независимым - хотя бы на три года. А по­том можно снова вернуться в свое тело».

«Если бы нужно было в кого-нибудь «переселить» свою душу, я бы стала рекой. Я вообще очень люблю воду, а тут можно самой стать водой. Река может быть спокойной и бурной, быстрой, стремительной и неторопливой. У нее мо­жет быть разный, многосторонний характер. А самое глав­ное - река полезна всем: водой она питает корни растений, дает пристанище рыбам, утоляет жажду животных. А ведь среди рыб, растений и животных наверняка будет много пре­вращенных людей. Значит, я смогу быть нужной людям да­же в эти три года, пока люди не имеют своих тел».

«Я стану кошкой - пушистой, изящной, красивой кош­кой. Мне это сразу стало ясно, потому что я люблю и пони­маю кошек. Мне даже кажется, что когда-то в прошлой жизни я сама уже была кошкой. Я, по-моему, по характеру похожа на кошку: на ласку отвечаю добром, но пренебрежи­тельного отношения не потерплю, могу и укусить. В кошке есть какое-то благородство, аристократизм. В теле кошки я легко смогу провести три года. А может быть, потом я и не захочу возвращаться в человеческое тело».

«Чемодан. Да, я стал бы чемоданом. Это вещь прочная, надежная, три года точно выдержит. У чемодана есть пре­имущества. В нем можно сохранить много нужных вещей. А если там будут книги, то мне три года не будет скучно, я буду читать. В чемодане может оказаться много чего инте­ресного. Я все сумею сохранить, и когда настанет срок, я по­радую людей, вернув им нужные и ценные предметы».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.005 с.)