Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Проблемы психологии Как школьного предмета: поиск целей и смысловСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В последние годы появилось уже несколько учебников по психологии и для младших школьников, и для подростков, и для старшеклассников (хотя, напомним, такого предмета в школьной программе пока нет). Лично у меня не вызывает сомнения необходимость введения особого курса психологии - и не только в старших, как считают некоторые специалисты, но и во всех классах школы начиная с первого. Представляется, что психологические знания должны быть доступны детям и в буквальном смысле пропитывать собой образовательную среду и всю жизнь ребят. Подобные идеи не новы: сходной позиции придерживаются такие авторитетные психологи, как И.В.Дубровина, Е.А.Климов, А.А.Реан (кстати, все они - авторы недавно вышедших из печати учебников по психологии для школьников). И все-таки, несмотря на солидарность в ключевом вопросе с этими уважаемыми людьми и признанными профессионалами, необходимо сформулировать простой и очень важный вопрос: зачем создаются учебники для еще одного школьного предмета? Ведь стало уже общим местом говорить о бессмысленной переполненности школьной программы набором порой вовсе ненужных дисциплин, материал которых с облегчением будет забыт выпускником сразу за порогом школы! Лишь попытавшись ответить на вопрос о целях преподавания психологии, можно перейти к поискам наиболее приемлемых форм преподнесения психологических знаний и способов внедрения психологии в школьные программы. Если основными целями и задачами психологии как школьного предмета будет являться усвоение определенного объема знаний и формирование некоторого набора навыков и умений (по типу: «уметь оперировать основными психологическими понятиями» или «уметь определять важнейшие эмоции на схематическом изображении»), то - нет! Увольте. Такой психологии в школе видеть не хочется. Мне во всяком случае (при этом надеюсь не остаться одиноким). В самом деле, как-то жутковато представлять стоящего у доски отрока, судорожно ловящего подсказки одноклассников на вопрос о типах и процессах памяти. У него - вот беда - память подкачала, того гляди пару влепят... Но ему и в голову не приходит, что материал этого скучного предмета можно с пользой применить к себе самому. А почему не приходит? Да потому что психология является для него таким же предметом, как и все остальные, содержание которых столь же далеко от его реальной жизни, как столкновение астероидов в созвездии Гончих Псов. Или, может быть, в самом деле на уроках психологии мы будем ставить «тройки» за неадекватную самооценку и «пятерки» за четко воспроизведенные собственные личностные качества, полученные при самотестировании? Думается, что при введении такого школьного предмета конкурс на психологические факультеты вузов резко сократится. Пока еще многим подросткам и старшеклассникам психология интересна. Боюсь, что с ней произойдет та же метаморфоза, которая, к сожалению, происходит с литературой, когда она начинает восприниматься ребятами как учебный предмет (может быть, современные тинэйджеры с упоением зачитывались бы «Мастером и Маргаритой», если бы роман не включили в школьную программу...). Не должна становиться психология - самая увлекательная из наук (ведь все - про тебя!) - очередным обязательным уроком, на котором строгий педагог будет жестко спрашивать за невыученное определение. Нельзя превращать знание о внутреннем мире человека в материал, подлежащий обязательному усвоению - наподобие таблицы умножения. Почему нельзя? Потому что животворное содержание этой области науки (искусства?) исчезнет под гнетом дидактических принципов. Вспомним, как часто исчезает волшебство психологической науки в процессе преподавания ее в вузе. Недаром одна из известнейших исследовательниц, доктор психологических наук, автор многих книг, постоянно работающая психологом в школе, на одном из семинаров призналась, что никогда не сможет преподавать в университете, «потому что там надо ставить отметки»... Собственно, рассматриваемая проблема является отголоском, а точнее, прямым следствием переживаемого сегодня системного кризиса психологии как науки. Одно из проявлений этого кризиса состоит в том, что, пойдя по пути естественных наук, психология потеряла возможность понять (а не описать) душевную жизнь в ее естественности и единстве проявлений. Психология оказалась «учением о душе без души». Сейчас об этой проблеме говорят Б.С.Братусь, В.И.Слободчиков и многие другие психологи. Об этом в начале XX века писал Виктор Дильтей. А еще раньше очень образно поднял эту проблему И.В.Гете в своем бессмертном «Фаусте» (перевод Н.Холодковского):
«...живой предмет желая изучить, Чтоб ясное о нем познанье получить, Ученый прежде душу изгоняет, Затем предмет на части расчленяет И видит их, да жаль: духовная их связь Тем временем исчезла, унеслась!»
Но как же тогда ввести психологию в школу? Какая цель должна преследоваться таким введением, если не усвоение системы психологических знаний? У меня нет четкого ответа. Могу только предположить, что, по-видимому, курс психологии должен обеспечивать знакомство с системой понятий и лишь в той мере, в какой это действительно необходимо школьникам (не будем забывать, что не все они станут в дальнейшем профессиональными психологами). И содержание курса психологии должно отвечать запросам реальной жизни ребят, а форма - быть приемлемой для эффективной практической работы. Почему бы не преподносить психологические знания, например, через систему специальных обучающих тренингов? При таком подходе целью психологии в школе становится психическое и личностное развитие детей. Эта цель представляется более привлекательной, чем бездумное усвоение детьми академических знаний. С другой стороны, процесс обучения всегда есть процесс передачи от учителя ученику смыслов и ценностей. Думается, что именно через психологию - пожалуй, не в меньшей степени, чем через литературу - может и должно идти вхождение ребят в мир ценностей. При этом речь идет не о достаточно абстрактных «общечеловеческих ценностях», а о ценностях, которые явно или неявно представлены практически в любой психологической теории. Кроме того, учитель (психолог), способный повести с детьми откровенный (интимный!) разговор об их внутреннем мире, о душе, с неизбежностью привносит в процесс взаимодействия свои собственные ценности и смыслы, через призму которых рассматривает конкретные психологические знания. Получается, что не сами по себе знания, а особое ценностное отношение к этим знаниям становится предметом осмысления на занятиях. Может быть, именно в этом и должна быть главная цель введения психологии в школе? Может быть, через принятие ценностей психолога и ценностей психологии (порядок тут неважен, поскольку почти всегда эти ценности совпадают) будет формироваться особая психологическая культура учащихся, которая поможет им жить среди людей? Есть и третья возможность определения цели введения психологии в школе, которая не исключает, а скорее, включает в себя две предыдущие возможности. Через содержание психологии как науки, искусства и практики жизни школьник может прийти к осознанию содержания собственного внутреннего мира, к осознанию самости. При этом на пути самопознания учитель (психолог) должен выполнять не функции лидера и вожака, точно знающего, куда идти, и уж, конечно, не конвоира, подгоняющего понурых арестантов, а функции проводника, предоставляющего, когда нужно, необходимую информацию о возможных направлениях движения и ожидаемых трудностях. Иными словами, психологическая информация на занятиях должна быть не абстрактно научной, а житейски важной, оставаясь научно обоснованной. Тогда целью психологии в школе становится помощь в становлении самосознания и в саморазвитии детей... И самого учителя психологии! Ну а теперь поговорим о том, каким должен быть учебник по психологии для школьников, реализующий названные цели. Каковы самые общие требования к нему? Традиционность стиля, формы и содержания материала не привлечет, как мне кажется, юного читателя. Ни в коем случае нельзя, на мой взгляд, содержание и последовательность изложения материала в школьных учебниках психологии делать аналогичной типичным, традиционным учебникам психологии для вузов, слегка облегчив и оживив только стиль изложения. К сожалению, практически все имеющиеся на сегодняшний день учебники психологии, написанные для школьников, страдают этим недостатком. Думается, что настало время новых учебников -и для старшеклассников, и для студентов вузов, кстати. Азбука такой науки, как психология, должна быть необычной, яркой, захватывающей, парадоксальной. Может быть, ее следует преподносить как фейерверк сказок, историй, приключений, загадок и тайн? Во всяком случае, форма учебника по психологии должна отличаться неклассичностью. Вместе с тем всякий учебник должен иметь определенный внутренний «стержень» - какую-то центральную концептуальную идею, которая скрепляла бы и объединяла весь излагаемый материал. Такой идеей, возможно, могла бы стать идея помощи в самоисследовании и саморазвитии, в повышении уровня самосознания. Думаю, что такой учебник должен предлагать необходимый психологический материал ярко, доступно, компактно. Использование примеров из литературной классики особенно важно: цитаты и анализ художественных произведений могут стать «мостиком», связывающим материал науки с внутренним миром школьника. Но ведь проблема преподавания психологии не решена и на вузовском уровне: до сих пор, например, нет у нас в стране по-настоящему хорошего учебника по общей психологии, да и вся система подготовки профессиональных психологов не устраивает многих специалистов. Так стоит ли транслировать нерешенные проблемы высшей школы в общеобразовательную? Транслировать проблемы, конечно, не нужно. А вот задуматься о том, как все-таки преподнести психологию школьникам так, чтобы она оказалась для них не просто полезной, а необходимой, чтобы сохранить живую душу в науке о душе, - вот к чему хочется призвать всех заинтересованных читателей. Систематическое и всестороннее изучение системы психологических знаний в начальной школе не является необходимым, и, как мы считаем, следует отказаться от стремления добиться глубокого усвоения детьми научных психологических понятий. На этом этапе обучения вполне достаточным является «первое приближение» к смыслу научных дефиниций, ограниченное первичным «знакомством» (впрочем, идущее в ряде случаев дальше их «житейского» толкования). Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика — к самопознанию и личностному развитию. Таков основной принцип программы психологического сопровождения развития детей. Изучая себя, свой внутренний мир, ребенок становится одновременно объектом и субъектом познания, что создает уникальную в своем роде ситуацию обучения. Обнаруживая некоторые индивидуальные особенности своей психики, ребенок узнает с помощью обратной связи от своих товарищей и из слов учителя о неспецифичности и общности тех или иных психологических феноменов, то есть реализуется индуктивный переход от конкретного к абстрактному. В то же время не меньшее значение в этой работе приобретает принцип «восхождения от абстрактного к конкретному», находящий свое воплощение в логике познания от обобщенных форм психологических понятий к конкретным, индивидуальным формам проявления психики. В сочетании с этими принципами обучения осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику, базирующийся на признании учителем и осознании самим ребенком уникальности и своеобразия личностного развития любого человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.218 (0.008 с.) |