Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Проблемы психологии Как школьного предмета: поиск целей и смыслов

Поиск

В последние годы появилось уже несколько учебников по психологии и для младших школьников, и для подростков, и для старшеклассников (хотя, напомним, такого предмета в школьной программе пока нет). Лично у меня не вызывает сомнения необходимость введения особого курса психоло­гии - и не только в старших, как считают некоторые спе­циалисты, но и во всех классах школы начиная с первого. Представляется, что психологические знания должны быть доступны детям и в буквальном смысле пропитывать собой образовательную среду и всю жизнь ребят. Подобные идеи не новы: сходной позиции придерживаются такие авторитетные психологи, как И.В.Дубровина, Е.А.Климов, А.А.Реан (кста­ти, все они - авторы недавно вышедших из печати учебни­ков по психологии для школьников).

И все-таки, несмотря на солидарность в ключевом вопросе с этими уважаемыми людьми и признанными профессиона­лами, необходимо сформулировать простой и очень важный вопрос: зачем создаются учебники для еще одного школьного предмета? Ведь стало уже общим местом говорить о бессмыс­ленной переполненности школьной программы набором по­рой вовсе ненужных дисциплин, материал которых с облег­чением будет забыт выпускником сразу за порогом школы!

Лишь попытавшись ответить на вопрос о целях препода­вания психологии, можно перейти к поискам наиболее приемлемых форм преподнесения психологических знаний и способов внедрения психологии в школьные программы.

Если основными целями и задачами психологии как школьного предмета будет являться усвоение определенного объема знаний и формирование некоторого набора навыков и умений (по типу: «уметь оперировать основными психологиче­скими понятиями» или «уметь определять важнейшие эмоции на схематическом изображении»), то - нет! Увольте. Такой психологии в школе видеть не хочется. Мне во всяком случае (при этом надеюсь не остаться одиноким). В самом деле, как-то жутковато представлять стоящего у доски отрока, судорожно ловящего подсказки одноклассников на вопрос о типах и про­цессах памяти. У него - вот беда - память подкачала, того гляди пару влепят... Но ему и в голову не приходит, что мате­риал этого скучного предмета можно с пользой применить к себе самому. А почему не приходит? Да потому что психология является для него таким же предметом, как и все остальные, содержание которых столь же далеко от его реальной жизни, как столкновение астероидов в созвездии Гончих Псов.

Или, может быть, в самом деле на уроках психологии мы будем ставить «тройки» за неадекватную самооценку и «пя­терки» за четко воспроизведенные собственные личностные качества, полученные при самотестировании?

Думается, что при введении такого школьного предмета конкурс на психологические факультеты вузов резко сокра­тится. Пока еще многим подросткам и старшеклассникам психология интересна. Боюсь, что с ней произойдет та же метаморфоза, которая, к сожалению, происходит с литерату­рой, когда она начинает восприниматься ребятами как учеб­ный предмет (может быть, современные тинэйджеры с упое­нием зачитывались бы «Мастером и Маргаритой», если бы роман не включили в школьную программу...).

Не должна становиться психология - самая увлекатель­ная из наук (ведь все - про тебя!) - очередным обязательным уроком, на котором строгий педагог будет жестко спраши­вать за невыученное определение. Нельзя превращать знание о внутреннем мире человека в материал, подлежащий обяза­тельному усвоению - наподобие таблицы умножения. Почему нельзя? Потому что животворное содержание этой области науки (искусства?) исчезнет под гнетом дидактических принципов. Вспомним, как часто исчезает волшебство пси­хологической науки в процессе преподавания ее в вузе. Не­даром одна из известнейших исследовательниц, доктор психологических наук, автор многих книг, постоянно работаю­щая психологом в школе, на одном из семинаров призналась, что никогда не сможет преподавать в университете, «потому что там надо ставить отметки»...

Собственно, рассматриваемая проблема является отголо­ском, а точнее, прямым следствием переживаемого сегодня системного кризиса психологии как науки. Одно из прояв­лений этого кризиса состоит в том, что, пойдя по пути ес­тественных наук, психология потеряла возможность понять (а не описать) душевную жизнь в ее естественности и един­стве проявлений. Психология оказалась «учением о душе без души». Сейчас об этой проблеме говорят Б.С.Братусь, В.И.Слободчиков и многие другие психологи. Об этом в на­чале XX века писал Виктор Дильтей. А еще раньше очень образно поднял эту проблему И.В.Гете в своем бессмертном «Фаусте» (перевод Н.Холодковского):

 

«...живой предмет желая изучить,

Чтоб ясное о нем познанье получить,

Ученый прежде душу изгоняет,

Затем предмет на части расчленяет

И видит их, да жаль: духовная их связь

Тем временем исчезла, унеслась!»

 

Но как же тогда ввести психологию в школу? Какая цель должна преследоваться таким введением, если не усвоение системы психологических знаний? У меня нет четкого отве­та. Могу только предположить, что, по-видимому, курс пси­хологии должен обеспечивать знакомство с системой поня­тий и лишь в той мере, в какой это действительно необходимо школьникам (не будем забывать, что не все они станут в дальнейшем профессиональными психологами). И содержание курса психологии должно отвечать запросам реальной жизни ребят, а форма - быть приемлемой для эф­фективной практической работы. Почему бы не преподносить психологические знания, например, через систему специаль­ных обучающих тренингов? При таком подходе целью психо­логии в школе становится психическое и личностное развитие детей. Эта цель представляется более привлекательной, чем бездумное усвоение детьми академических знаний.

С другой стороны, процесс обучения всегда есть процесс передачи от учителя ученику смыслов и ценностей. Думает­ся, что именно через психологию - пожалуй, не в меньшей степени, чем через литературу - может и должно идти вхож­дение ребят в мир ценностей. При этом речь идет не о достаточно абстрактных «общечеловеческих ценностях», а о цен­ностях, которые явно или неявно представлены практически в любой психологической теории. Кроме того, учитель (пси­холог), способный повести с детьми откровенный (интим­ный!) разговор об их внутреннем мире, о душе, с неизбежно­стью привносит в процесс взаимодействия свои собственные ценности и смыслы, через призму которых рассматривает конкретные психологические знания. Получается, что не са­ми по себе знания, а особое ценностное отношение к этим знаниям становится предметом осмысления на занятиях. Может быть, именно в этом и должна быть главная цель вве­дения психологии в школе? Может быть, через принятие ценностей психолога и ценностей психологии (порядок тут неважен, поскольку почти всегда эти ценности совпадают) будет формироваться особая психологическая культура уча­щихся, которая поможет им жить среди людей?

Есть и третья возможность определения цели введения психологии в школе, которая не исключает, а скорее, вклю­чает в себя две предыдущие возможности. Через содержание психологии как науки, искусства и практики жизни школь­ник может прийти к осознанию содержания собственного внутреннего мира, к осознанию самости. При этом на пути самопознания учитель (психолог) должен выполнять не функции лидера и вожака, точно знающего, куда идти, и уж, конечно, не конвоира, подгоняющего понурых арестан­тов, а функции проводника, предоставляющего, когда нуж­но, необходимую информацию о возможных направлениях движения и ожидаемых трудностях. Иными словами, психо­логическая информация на занятиях должна быть не абст­рактно научной, а житейски важной, оставаясь научно обос­нованной. Тогда целью психологии в школе становится по­мощь в становлении самосознания и в саморазвитии детей... И самого учителя психологии!

Ну а теперь поговорим о том, каким должен быть учебник по психологии для школьников, реализующий названные це­ли. Каковы самые общие требования к нему? Традиционность стиля, формы и содержания материала не привлечет, как мне кажется, юного читателя. Ни в коем случае нельзя, на мой взгляд, содержание и последовательность изложения материа­ла в школьных учебниках психологии делать аналогичной ти­пичным, традиционным учебникам психологии для вузов, слегка облегчив и оживив только стиль изложения. К сожале­нию, практически все имеющиеся на сегодняшний день учебники психологии, написанные для школьников, страдают этим недостатком. Думается, что настало время новых учебников -и для старшеклассников, и для студентов вузов, кстати. Азбу­ка такой науки, как психология, должна быть необычной, яр­кой, захватывающей, парадоксальной. Может быть, ее следует преподносить как фейерверк сказок, историй, приключений, загадок и тайн? Во всяком случае, форма учебника по психоло­гии должна отличаться неклассичностью. Вместе с тем всякий учебник должен иметь определенный внутренний «стержень» - какую-то центральную концептуальную идею, которая скреп­ляла бы и объединяла весь излагаемый материал. Такой идеей, возможно, могла бы стать идея помощи в самоисследовании и саморазвитии, в повышении уровня самосознания.

Думаю, что такой учебник должен предлагать необходи­мый психологический материал ярко, доступно, компактно. Использование примеров из литературной классики особенно важно: цитаты и анализ художественных произведений мо­гут стать «мостиком», связывающим материал науки с внут­ренним миром школьника. Но ведь проблема преподавания психологии не решена и на вузовском уровне: до сих пор, например, нет у нас в стране по-настоящему хорошего учеб­ника по общей психологии, да и вся система подготовки профессиональных психологов не устраивает многих специа­листов. Так стоит ли транслировать нерешенные проблемы высшей школы в общеобразовательную?

Транслировать проблемы, конечно, не нужно. А вот заду­маться о том, как все-таки преподнести психологию школьни­кам так, чтобы она оказалась для них не просто полезной, а необходимой, чтобы сохранить живую душу в науке о душе, - вот к чему хочется призвать всех заинтересованных читателей.

Систематическое и всестороннее изучение системы психоло­гических знаний в начальной школе не является необходи­мым, и, как мы считаем, следует отказаться от стремления до­биться глубокого усвоения детьми научных психологических понятий. На этом этапе обучения вполне достаточным являет­ся «первое приближение» к смыслу научных дефиниций, ог­раниченное первичным «знакомством» (впрочем, идущее в ря­де случаев дальше их «житейского» толкования).

Через работу с материалом психологии как науки и с психологическим материалом как содержанием внутреннего мира каждого конкретного ученика — к самопознанию и личностному развитию. Таков основной принцип программы психологического сопровождения развития детей.

Изучая себя, свой внутренний мир, ребенок становится одновременно объектом и субъектом познания, что создает уникальную в своем роде ситуацию обучения. Обнаруживая некоторые индивидуальные особенности своей психики, ре­бенок узнает с помощью обратной связи от своих товарищей и из слов учителя о неспецифичности и общности тех или иных психологических феноменов, то есть реализуется ин­дуктивный переход от конкретного к абстрактному. В то же время не меньшее значение в этой работе приобретает прин­цип «восхождения от абстрактного к конкретному», находя­щий свое воплощение в логике познания от обобщенных форм психологических понятий к конкретным, индивиду­альным формам проявления психики. В сочетании с этими принципами обучения осуществляется индивидуальный под­ход к каждому ученику, базирующийся на признании учите­лем и осознании самим ребенком уникальности и своеобра­зия личностного развития любого человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.218 (0.008 с.)