Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структурный анализ мужской ролиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Глядя на людей с точки зрения развития разных функций их эго, можно с очевидностью заметить, что мужчин принуждают соответствовать определенному сценарию. От них требуется развивать своего Взрослого: они должны вести себя логично, хорошо успевать в точных науках, уметь мыслить логически. Им не рекомендуется развивать своего Заботливого Родителя — учиться заботиться о других или о самом себе. Например, большинство мальчиков не включают в свой образ Я такие способности, как способность позаботиться о другом человеке или утешить его. Желательность Я-образа мальчиков в большей степени связана с деловыми качествами и силой (как физической, так и силой характера), поэтому, когда мужчина заботится, допустим, о своей семье, он делает это не прямо, а через своего Взрослого. Его учат, что мужчине важно иметь хорошо развитого внутреннего Взрослого, но не обязательно — и даже скорее нежелательно — сильного Заботливого Родителя. Но так как мужчинам часто говорят, что им следовало бы заботиться о семье, поддерживать жизнь и участвовать в уходе за ребенком и его воспитании, они чувствуют себя виноватыми, оттого что не делают всего этого. Чувство вины подталкивает их к роли Спасителя, и тогда они делают для других то, чего не хотят делать, потому что Большой Свин говорит им что им следовало бы. Кроме того, мужчине не разрешается вступать в контакт со своим внутренним Естественным Ребенком. Он получает сообщения, которые запрещают ему чувствовать и предписывают игнорировать свои чувства. Ему лгут, что мужчине лучше не быть «слишком эмоциональным». В этом есть доля правды: если бы мальчик находился в контакте со своими чувствами, он не стал бы участвовать в спортивных состязаниях, например играть в футбол, потому что чувствовал бы свой страх перед возможной агрессией со стороны других игроков и перед болью. Мужчинам внушают, что им не нужно развивать своего Маленького Профессора, интуитивную часть Ребенка. Если бы мистер Джонс во время деловых переговоров прислушался к своему Маленькому Профессору, он почувствовал бы, что его деловой партнер, мистер Браун, очень обеспокоен тем, как ведутся переговоры. Более того, если бы мистер Джонс послушал еще и своего Заботливого Родителя, он ощутил бы эмпатию и желание вести себя честно и дал бы мистеру Брауну возможность отдохнуть и подумать. Если бы он был в контакте с перечисленными частями своей личности, у него не возникла бы потребность соперничать: он ощутил бы желание быть понимающим и сотрудничающим. Если бы мужчины чувствовали, что они чувствуют, они больше не смогли бы эксплуатировать ни других, ни себя, в частности свое тело: делать неприятную и скучную работу или рисковать своей жизнью и убивать на войне. Именно по причине отсутствия контакта с собственными чувствами мужчины чаще злоупотребляют наркотическими веществами, чем женщины. У них чаще, чем у женщин, встречается сценарий «Без радости», который выражается в сильных мышечных зажимах и отчуждении многих частей тела и его органов (см. гл. 10). Главная функция Большого Свина у мужчин — заставлять мужчину постоянно держать своего Взрослого включенным и делать то, что, по словам Свина, должны делать «настоящие мужчины»: игнорировать интуицию, свою способность заботиться о других и способность радоваться жизни. На рис. 9 вы видите структуру мужского эго, которая является результатом полоролевого программирования.
Структурный анализ женской роли
Женщину программируют быть дополняющей второй половиной мужчины. Точнее, мужчины рассматриваются как неполные личности, которых женщины должны дополнять, — и ни в коем случае не наоборот. Женщин приучают быть гибкими. Кроме того, от них требуется иметь развитую заботливую часть. Их работа — растить Детей, заботиться о людях, особенно об «их» мужчинах, и быть заботливыми. Зато от женщины никто не ожидает, что у нее будет сильный Взрослый. Считается нормальным, когда женщина не может заполнить налоговую Декларацию, когда студентка или школьница не успевает по техническим предметам. Женщина не обязана уметь рассуждать логически. Для того чтобы женщина выполняла функцию помощницы мужчины, бесплатно занимаясь домом, детьми и хозяйством, ей важно не иметь развитую взрослую часть. Однако для нее (как и для мужчины) необходимым требованием считается наличие сильного Большого Свина, который будет следить, как она соблюдает «законы» своего сценария, то есть «знает свое место» (в подчинении у мужчины). Общая идея женского сценария — беспомощность. В терминах структурного анализа это значит, что у нас отсутствует сильная взрослая часть, поэтому мы ведем себя иррационально и нам трудно принять на себя ответственность за свои действия и решения. В соответствии с нашим сценарием мы должны ждать от других, особенно от мужчин, что они спасут нас, и не доверять в ответственных делах ни себе, ни другим женщинам. С другой стороны, для женщины считается нормальным иметь хорошо развитого Маленького Профессора, доверять своей интуиции, чувствовать, что происходит в душе другого человека, поэтому мы обычно знаем, как и когда позаботиться о другом. Мы настроены на помощь другим, но часто даже не задумываемся, чего хотим мы сами (что является стандартной женской ролью в игре «Спасение»). Женщины, как и мужчины, не имеют разрешения проявлять своего Естественного Ребенка, а если бы имели, то знали бы, чего они хотят. В телесном отношении сценарий предписывает женщине соответствовать стандартному образу «красивой женщины» — хорошо выглядеть (хорошо себя чувствовать при этом не обязательно). У «идеальной» женщины, или «куклы Барби», — слабые руки, длинные ногти, которые мешают ей работать руками, тонкая талия, плоский живот, длинные стройные ноги — не сильные, но красивые, узкие ступни, которые неустойчиво стоят на земле, и грудь, которая отнюдь не наполнена чувствами. Проблема женской груди особенно важна. О ней так часто судят посторонние люди и ее так часто сравнивают со стандартным образом «красивой груди», что она перестает что-либо чувствовать. Она как бы более не является частью женщины, превращаясь в собственность других людей, которые судят ее внешний вид. Кроме того, во время менструального периода женщине принято чувствовать себя плохо и подавленно вследствие повышенной чувствительности и эмоциональности, вместо того чтобы наслаждаться остротой всех чувств. На рис. 10 представлена картина развития эго у женщины, которая демонстрирует результат полоролевого программирования.
Половые роли и семья
В стандартной нуклеарной семье мужчина и женщина спасают (см. гл. 11) друг друга многими способами в различных ситуациях. Папа спасает семью тем, что содержит машину в порядке, зарабатывает деньги сорок часов в неделю на работе (которую он ненавидит); мама спасает семью, отдавая заботу и любовь, заботясь о том, чтобы каждый чувствовал себя хорошо, давая каждому то, в чем он нуждается, еще до того, как он об этом попросит, — в общем, отдавая детям больше заботы, чем они когда-либо смогут вернуть ей. Кроме того, папа спасает маму, делая больше половины всей работы в их сексуальной жизни. Он чаще всего инициирует секс и «руководит» его ходом. Мама в ответ раздражается, что он дает ей только секс (особенно если она не испытывает оргазм), потому что ей не хватает нежности с его стороны. Это происходит потому, что мужской сценарий не допускает чувствительности и не дает мужчине возможности понять, чего от него хочет женщина. С другой стороны, мама не говорит прямо о том, чего она хочет. Ее Большой Свин говорит ей, что другие не будут любить ее, если она будет прямо говорить о своих желаниях, особенно о сексуальных, поэтому мама «приспосабливается» и потихоньку начинает ненавидеть папу и преследовать его, и порочный круг спасения замыкается снова и снова. Как уже было сказано, треугольник спасения похож на карусель. Папа спасает маму, сексуальную Жертву, потом мама спасает папу, не говоря ему о своих истинных желаниях, причем они оба могут накапливать скрытое раздражение для будущего преследования. Она злится и становится «фригидной» в постели с мужем, а он изменяет ей или становится «импотентным» в постели с ней. Папа тоже игнорирует свои желания. Мужчины часто даже не замечают, как они игнорируют самих себя. Обычно они не знают точно, чего они хотят и что они чувствуют, потому что их научили быть бесчувственными, чтобы они эффективнее работали и конкурировали. Этот порочный круг трудно разорвать, потому что, когда мужчина входит в контакт со своими чувствами, первыми чувствами, которые у него возникают, оказываются страх и вина (см. гл. 27). Ему кажется легче не чувствовать ничего, лишь бы не встречаться с этими неприятными чувствами. Иными словами, папа не слушает себя, потому что ему не нравится то, что он может услышать. Как указывает Р. Д. Лэнг, игнорирование превращает людей в инвалидов, а так как женщины имеют разрешение пользоваться своей интуицией, они чаще становятся жертвами игнорирования со стороны других людей. Мэри говорит: «Мне кажется, что ты больше меня не любишь», а Фред отвечает ей: «Неправда, я тебя люблю», потому что он чувствует вину и (или) ничего не чувствует. От этого Мэри начинает терять разум. Внутри ее происходит диалог: «Я не понимаю. Я ясно чувствую, что он меня больше не любит, а он говорит, что любит. Откуда же взялось это чувство? Не понимаю!» Именно так многие женщины теряют контакт со своей интуитивной частью, впадают в депрессию и сходят с ума. Интуиция — одна из важнейших способностей человека, но ее можно использовать безопасно и с пользой для себя только в том случае, если партнер согласен быть абсолютно честным в своей обратной связи, что требует рискованного контакта со своими чувствами. О паранойе, которая на деле является обостренной чувствительностью к мотивам других людей, говорилось в главе 9. Метод, который позволяет партнерам проверять взаимные интуитивные впечатления чувствами другого, называется объяснением (см. гл. 23), и он требует полной честности, полного отказа от секретов, бесстрашия — чтобы суметь поделиться с другим своими паранойяльными фантазиями (интуитивными подозрениями) — и обязательно умения найти «зерно истины» в подозрении другого.
Половые роли и отношения
Самый мощный канал коммуникации между мужчиной и женщиной кроме связи Большой Свин — Большой Свин — это связь Естественный Ребенок — Естественный Ребенок. Более того, часто отношения между Ребенком мужчины и Ребенком женщины — это единственная основа любовных отношений. Сексуальное притяжение Ребенка чаще всего является тем фактором, который сводит людей вместе. Такая связь непрочна, так как данная ситуация возлагает чрезмерную ношу на детскую часть их отношений. В такой ситуации мужчина и женщина ведут себя как двое счастливых смеющихся детей, которые вместе едят клубничное пирожное. Они наслаждаются его вкусом, не задумываясь о том, что будет после, а когда от него ничего больше не остается, для них это оказывается печальной неожиданностью. Они разочарованы, им трудно принять тот факт, что невозможно одновременно обладать пирожным и есть его. Умея лишь потреблять, партнеры не осознают свои потребности и не умеют удовлетворить их самостоятельно. Они знают, как употребить это пирожное, но еще не умеют ни сохранить часть его на будущее, ни испечь новое, еще более вкусное. Мы все умеем использовать друг друга в качестве игрушек; а когда человек использован, сломан или больше не может делать то, чего мы от него хотим, мы просто выбрасываем его и идем «покупать» нового. Мы проходим, оставляя за собой мертвые тела: партнеров, которыми мы попользовались и выбросили. Напрасная трата способности любить! Такое поведение держит нас на расстоянии друг от друга и не дает нам сотрудничать, чтобы получить то, в чем мы нуждаемся. Игнорирование (гл. 9) разрушает отношения между мужчиной и женщиной. Оно особенно вредит душевному благополучию женщины. Одна из причин этого — слабое развитие Маленького Профессора у мужчины. Когда Мэри после десяти лет брака говорит Фреду: «Фред, мне кажется, что ты больше не любишь меня. Я больше не чувствую твоей любви», а Фред отвечает: «Какая ерунда! Не будь дурочкой, я люблю тебя», или когда она говорит: «Мне страшно оставаться дома одной, когда ты уходишь», а он ей отвечает: «Не бойся. Тебе нечего бояться», — они находятся в ловушке, типичной для общения между мужчиной и женщиной. Он игнорирует ее интуитивное ощущение, и ему не приходит в голову, что в ее словах может быть зерно истины. Чувство вины, вызванное Большим Свином, который говорит мужчине, что он должен любить свою жену, удерживает его от контакта со своими истинными чувствами, в то время как она чувствует, что он чувствует. Он обесценивает ее чувства и ее интуитивное восприятие. Когда он таким образом сбивает ее с толку, она становится иррациональной, ее мысли путаются, а его чувство вины становится еще сильнее, поэтому он еще больше отчуждается. Так разрушаются многие потенциально хорошие отношения.
Заговор половых ролей
Традиционно считается, что мужчина и женщина подходят друг другу, как сладкий и кислый соус, как жара и холод, как инь и ян. Сама идея красива, но в жизни так не бывает. Мужчина и женщина в жизни чаще оказываются загадкой друг для друга. Часто говорят, что мужчина может понять женский образ мышления. Женщины тоже часто не понимают ход мысли мужчины. По мере того как отношения заходят все дальше, вера в миф о взаимном дополнении мужчины и женщины все больше препятствует истинному общению между живыми людьми. Два основных препятствия, которые стоят на пути к достижению удовлетворяющих отношений между мужчиной и женщиной, состоят в том, что, во-первых, мужчина и женщина не в состоянии построить близкие любовные отношения друг с другом и, во-вторых, мужчина и женщина часто не умеют построить равные отношения в сфере совместной деятельности. Где именно нарушается коммуникация между мужчиной и женщиной, можно увидеть на рис. 11 А, где показаны отношения между разными частями личности мужчины и женщины.
Часто открыт канал коммуникации между ее Заботливым Родителем и его Ребенком, но очень редко бывает наоборот. Так как между Взрослыми партнеров связь слаба, они не могут сформировать достаточные отношения эффективного сотрудничества. Отсутствует связь между Заботливыми Родителями, так как у мужчины данная часть не развита, а в женский сценарий заложено указание делать всю работу по воспитанию детей самой. Коммуникация между Маленькими Профессорами тоже очень слаба. Именно по этой причине становится невозможна близость (отсутствует возможность поделиться интуитивными ощущениями относительно себя и других людей). Если сложить две структуры эго вместе, мы получим меньше, чем две личности. Мужчина + женщина = один заботливый Родитель, один Маленький Профессор, две половинки Естественного Ребенка, два Больших Свина — жалкое подобие человеческой личности.
Борьба с половыми ролями
Мужчина и женщина должны научиться сотрудничать, чтобы вернуть себе свои природные возможности. Женщина должна бороться за свою взрослую часть, за свою способность мыслить логически, научиться делать то, что она сама хочет, и перестать спасать других: перестать отдавать свою любовь и поглаживания тем, кто не вернет ей их, особенно перестать любить тех, кто не отвечает ей взаимностью. В интересах женщины (и мужчины тоже, потому что тогда женщина перестанет на него раздражаться) давать любовь только себе и тем, кто отвечает ей взаимностью. Мужчине следует развивать своего Заботливого Родителя, для того чтобы научиться заботиться о себе и о других, учиться чувствовать, что они чувствуют, особенно прислушиваться к своему Естественному Ребенку и Маленькому Профессору. Мужчинам надо научиться делать те или иные вещи исключительно потому, что они сами этого хотят, а не потому, что они чувствуют вину за то, что не делают их. И мужчины, и женщины должны освободиться от власти Большого Свина. Когда и мужчина, и женщина сумеют развить в себе полноценную личность (рис. 12), они смогут общаться напрямую: Заботливый Родитель — с Заботливым Родителем, Заботливый Родитель — с Ребенком, Взрослый — со Взрослым, Маленький Профессор — с Маленьким Профессором, а Естественный Ребенок — с Естественным Ребенком. Очевидно, что на такой основе им будет легче построить сотруднические, равные, близкие отношения.
Глава 14 Наиболее распространенные женские сценарии (Ходжи Викофф)
Феномен сценарного программирования женщин связан не только с тем, что девочек воспитывают родители, а СМИ закрепляют в их сознании образец «настоящей женщины». Первые сценарии половых ролей мы обнаруживаем в греческой мифологии: Афина — это «женщина за спиной мужчины», Гера — «матушка Хаббард», а Афродита — «искусственная женщина». Карл Густав Юнг выделял соответственно женский и мужской архетипы Анима и Ангшус. Я представлю несколько самых распространенных женских сценариев, которые показывают, как нас, женщин, приучают к мысли о том, что мы неполноценны и несамостоятельны по своей природе. Я выбирала самые узнаваемые типы личности: женские судьбы, которые чаще всего встречались мне, когда я работала с женщинами в группе. Однако я хочу заметить, что в жизни часто встречается смесь двух или нескольких сценариев в одной и той же женской личности. Кроме того, общая тема сценария может совпадать с описанием при наличии расхождения в частностях. Описывая банальный сценарий, я в первую очередь буду называть тезис, или жизненный план. Он включает специфическую для данного сценария форму повреждения способностей к близости, спонтанности и познанию; способ преодоления этого сценария; времяпрепровождения, которые предпочитает женщина с таким сценарием; наконец, печальную концовку, запланированную в сценарии. Остальные признаки сценария соответствуют указанным Клодом в главе 7, в «Списке признаков сценария».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.67 (0.025 с.) |