Назовите свойства, характерные только для отдельного организма и для популяции в целом.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Назовите свойства, характерные только для отдельного организма и для популяции в целом.



 

Организм Популяция
   
   
   

Перечислите свойства, общие для организма и популяции.

 

 

27. Перечислите факторы, которые могут оказывать влияние на рождаемость и смертность в популяциях рыб. Заполните таблицу, указывая в графах (+) причины, ускоряющие, а в графах (-) замедляющие соответствующие процессы.

 

 

Процесс Факторы (причины) его изменения
Рождаемость (+)  
Рождаемость (-)    
Смертность (+)    
Смертность (-)    

 

 

28. Во всех организмах заложена потенция размножения, выражающаяся геометрической прогрессией, графическим изображением которой является экспонента.

 

 

 

 

Неограниченный экспоненциальный рост популяции подобен взрыву, он приводит к истощению и полному разрушению ресурсов среды.

В основе существования любой популяции, подчеркивает Р. Уиттекер, лежит конфликт между свойственной организму тенденцией увеличивать свою численность и разнообразными ограничениями, которые препятствуют такому увеличению.

Опишите основные типы динамики популяций (по N.D.Levine), представленные ниже.

 

 

29. В 1884 г. на выставке хлопка в Нью-Орлеане из Венесуэлы были представлены эффектные растения с цветками, похожими на орхидеи, - водяные гиацинты. Очарованные прелестными цветами, посетители выставки приобретали рассаду и затем высаживали ее в своих прудах и реках. Гиацинты быстро распространились по рекам и каналам всей округи, разрастаясь настолько, что иногда полностью останавливали навигацию. Сейчас они стали серьезной опасностью для водных путей в Конго, найдя в этой стране прекрасные условия для размножения. Ведь у каждого растения за 50 дней появляется более 1000 потомков, и поэтому любое выкапывание с помощью драг или даже выдергивание с корнями дает лишь временный эффект. Эффективно препятствовать неограниченному росту этих растений могут гиппопотамы, которые охотно употребляют их в пищу.

Приведите известные вам примеры акклиматизации или случайного завоза видов, которые вызывали серьезные нарушения в природных комплексах.

 

30. Акулы появились на планете 400 млн. лет назад, гораздо раньше, чем динозавры. Сейчас существует свыше 350 видов акул от 15 см до 18 м в длину. Они заняли в океанах свою экологическую нишу, подавляющее большинство из них хищники.

Акулы постоянно находятся в движении. Они чутко улавливают запах падали и крови при разведении в морской воде 1:1000000; обладают превосходным слухом, прекрасно видят в темноте; ощущают электрические импульсы от сокращения мышц животных.

Акулы обладают высокоэффективной иммунной системой; их раны быстро заживают; они никогда не болеют раком. Для медицинских целей и в пищу ежегодно вылавливается свыше 100 млн. акул.

У акул есть только одно «слабое» место: многие виды акул начинают давать потомство только с 12 лет, причем одновременно рождается лишь несколько потомков; вынашивание эмбрионов длится от одного до двух лет.

Выскажите свои предположения, что произойдет, если:

а) сокращение численности акул будет идти прежними темпами;

б) акулы будут полностью уничтожены человеком.

 

 

31. Американские ученые Д. Читти и Д. Христиан обнаружили у мышевидных грызунов удивительное явление. При благоприятных условиях их численность быстро возрастает, они заселяют большинство пригодных мест. И вдруг среди мышей начинается падёж. Среди умерших мышей нет больных и истощенных животных. Что за напасть приключилась?

Оказалось, что у павших животных увеличены надпочечники; это же явление обнаруживается при стрессах. Выдвинули такое предположение: перенаселенность вызывает стрессовые ситуации, и некоторые организмы начинают гибнуть еще до истощения жизненных ресурсов. Плотность грызунов резко снижается, но сохраняются приличные условия для будущих поколений.

О каком явлении идет речь в данном примере? Каковы механизмы этого явления?

 

32. Сравните летний пищевой рацион самцов и самок лесной куницы.

 

Летний пищевой рацион куницы (в %)

Виды пищи Мужская особь Женская особь
Белка 39,8 29,6
Лесные полевки, мыши 11,8 21,2
Землеройки 4,6 4,3
Птицы 31,0 21,2
Жуки, осы, кузнечики, улитки 4,6 6,7
Кедровый орех, ягоды, плоды шиповника 4,9 7,6
Яйца птиц 3,3 9,4
Итого: 100,0 100,0

 

При этом самцы, как более крупные, охотятся в основном на крупных птиц (тетеревов, куропаток), тогда как самки питаются, в основном, мелкими воробьиными птицами, рябчиками.

Используя представленную в таблице информацию, сделайте предположение, какая группа - самцов или самок - будет более жизнеспособной.

 

33. Рассмотрите таблицу, характеризующую экологическую структуру популяций.

Приведите примеры животных, имеющих тот или иной образ жизни.

 

Экологическая структура популяций

 

Название экологической группы по образу жизни Пространственная характеристика Основные функции, выполняемые совместно Временные рамки объединения животных Примеры
Одиночные животные и семьи Закрепленный участок Активная и пассивная (мечение) защита территории Длительные, на протяжении нескольких поколений  
Стаи Встречаются на определенном пространстве временно; активно передвигаются Защита от врагов; добыча пищи; миграции Временные  
Стада Активно передвигаются в пределах большой территории Добыча корма; защита от врагов; размножение; защита молодняка; миграции Длительные или постоянные  
Колонии На ограниченной территории Защита от врагов; переживание неблагоприятных условий Постоянные или на период размножения  

 

Каков эволюционный смысл появления различных экологических групп животных?

 

34. Экологическая энергетика животных является одним из наиболее перспективных разделов экологии

Широко известно, что зимой масса тела птиц больше, чем летом. Ритмы поступления энергии с пищей регулируются уровнем энергозатрат и обеспечивают не только компенсацию расходов, но и создают необходимый стратегический запас энергии на случаи изменений условий существования.

Коэффициент усвоения пищи у воробьиных птиц составляет в среднем 0,85. Степень изменения этого коэффициента определяет способность вида к сохранению энергетического баланса в различных условиях среды.

Стратегия питания вьюрковых птиц включает способность к выбору кормов определенной калорийности переход к питанию в сумерках, более полному усвоению органических веществ из пищи за счет снижения скорости пищеварения ночью.

Предложите темы для исследований по экологической энергетике птиц; цель и задачи одного из исследований, план работы, оборудование.

Дайте объяснение представленных закономерностей с использованием знаний по биологии, химии, физике, географии.

 

 

35. Определите, какой тип взаимодействий описывается в приведенных ниже примерах.

Условные обозначения: «0» - нет влияния на данный вид; «+» - благоприятное влияние; «-» - неблагоприятное (отрицательное) влияние.

  1. Лемминги и песцы - обитатели тундры.
  2. Малярийный плазмодий в организме человека.
  3. Жгутиковые простейшие в кишечнике термитов.
  4. Сороки предупреждают об опасности крупных копытных.
  5. Рак-отшельник и актинии.
  6. Совместное гнездование крачек и цапель помогает защищаться от хищников.
  7. Многие грибы и бактерии синтезируют антибиотики, тормозящие рост других бактерий.
  8. Лев и антилопы.
  9. Насекомые и насекомоядные растения.
  10. Мальки ставриды под колоколом медуз.
  11. Грибница и корни деревьев.

 

 

Различные виды взаимодействий между популяциями видов А и Б

 

Тип взаимодействий между видами Вид А Вид Б
Конкуренция
Нейтрализм
Мутуализм + +
Сотрудничество + +
Комменсализм +
Аменсализм
Хищничество +
Паразитизм +

 

 

Постройте трофические цепи.

Попробуйте в жанре научного текста передать сущность информации из приведенного ниже отрывка произведения «Храм природы» Эразма Дарвина (1731-1802), деда Ч. Дарвина.

Охотнице-сове, средь ночи темной,

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька;

Светляк же- ночи светоч оживленный,

Всползая вверх, цветок съедает сонный.

Наездник окрыленный, чтоб запас

Питательный потомству предоставить,

Спешит, вонзая жало много раз,

Им гусениц побольше пробуравить;

Найдя в приемной матери приют,

Личинки плоть ее живую жрут.

Изобразите трофическую цепь.

 

Выберите правильный ответ:

 

37. Популяцией называется совокупность особей:

 

1) разных видов, населяющих общую территорию;

2) одного вида, которые свободно скрещиваются между собой;

3) одного вида, населяющих определенное пространство;

4) одного вида, которые имеют общее происхождение, совместно существуют в определенном местообитании, свободно скрещиваются;

5) одного вида, населяющие определенный континент.

 

 

38. Основной причиной уменьшения биологического разнообразия на Земле является:

 

1) охота;

2) сбор лекарственных трав;

3) изменение местообитаний и деградация природной среды;

4) вселение в биоценозы новых видов, которые вытесняют исходные виды;

5) использование растений и животных в пищу человеком.

 

 

39. Численность популяции из года в год остается примерно одинаковой, потому что:

 

1) каждый год погибает примерно одинаковое количество особей;

2) организмы размножаются более интенсивно при меньшей плотности и менее интенсивно при большей плотности;

3) организмы прекращают размножение, после того как численность популяции превысит средний уровень;

4) смертность и рождаемость примерно одинаковы.

 

40. Как называется совокупность организмов разных видов и различной сложности организации со всеми факторами среды их обитания?

 

1) биогеоценоз;

2) симбиоз;

3) митоценоз;

4) антропаль;

5) аридность.

 

41. Как называется минимальная самовоспроизводящаяся группа особей одного вида, населяющих определенную территорию достаточно долго?

 

1) популяция;

2) панмиксия;

3) ареал;

4) замор.

 

42. Определенное число особей на данной площади:

 

1) обилие;

2) распространение;

3) адаптация;

4) рекультивация;

5) реинтроиндукция.

 

43. Мгновенная удельная рождаемость определяем по формуле

 

1) b = ∆Nn/N ∆t

2) P = ∆ Nn/ ∆t

3) d = ∆Nm/ N ∆t

 

44. Какие виды биоценоза наиболее разнообразны:

 

1) редкие и малочисленные виды;

2) доминирующие виды;

3) массовые виды;

4) сокращающиеся виды;

5) охраняемые виды.

 

45. Как называется положение, которое вид занимает в составе биоценоза:

 

1) экологическая ниша;

2) количественные факторы;

3) биообрастание.

 

46. Тип взаимоотношения популяций, при котором представители одного вида поедают (уничтожают) представителей другого, то есть организмы одной популяции служат пищей для организмов другой. Как называется данный тип взаимоотношений?

 

1) вытеснение;

2) хищничество;

3) толерантность;

4) идиосинкразия.

 

47. Экологическая ниша- это:

 

1) совокупность тел живых организмов, населяющих Землю, вне зависимости от их систематической принадлежности;

2) любое химическое соединение или элемент, возникающие в ходе спонтанно идущих химических реакций и физических процессов и естественно входящие в природный круговорот веществ;

3) совокупность генов одной группы особей, в пределах которой они характеризуются определенной частотой встречаемости;

4) вся совокупность видов живых организмов с проявившимися и потенциальными наследственными задатками;

5) место вида в природе, включающее не только положение вида в пространстве, но и функциональную роль в сообществе и его положение относительно абиотических условий существования.

 

48. Численность роста популяции без учета лимитирующих факторов происходит по следующему закону:

 

1) R0=Nт/N0;

2) r=ln R0/T;

3) Nt=N0 ert.

 

49. Рост популяции соответствует выражению:

1) b=d;

2) b>d;

3) b<d.

 

Задания в тестовой форме по теме «Экосистемы»

 

Выберите правильный ответ.

 

1. Кто ввел в 1935 году термин «экосистема»:

 

1) В. Н. Сукачев;

2) А. Тенсли;

3) Г. Зюсс;

4) В. И. Вернадский;

5) Э. Геккель.

 

2. Экосистема – это:

 

1) сообщество живых организмов;

2) сообщество живых организмов, приспособленных к определенным условиям окружающей среды;

3) взаимосвязь живого и неживого;

4) любая экологическая система;

5) эволюционно сложившаяся, пространственно ограниченная, длительно однородная самоподдерживающаяся природная система, в которой функционально взаимосвязаны живые организмы и окружающая их абиотическая среда, характеризующаяся относительно самостоятельным обменом веществ и особым типом использования потока энергии, приходящей от Солнца.

 

3. Устойчивость экосистемы определяется способностью:

 

1) сохранять свою структуру;

2) сохранять функциональные особенности;

3) сохранять свою структуру и функции при воздействии внешних факторов;

4) переносить неблагоприятные условия;

5) изменяться под действием факторов среды.

 

4. Организмы, в процессе жизнедеятельности превращающие органические остатки в неорганические вещества, называются:

 

1) продуцентами;

2) редуцентами;

3) консументами;

4) автотрофами;

5) паразитами.

 

5. Цепи питания имеют, как правило, не более 4 - 5 звеньев. Это объясняется:

 

1) низкой продуктивностью растений;

2) недостатком кормовой базы;

3) питанием в сообществе строго определенными видами;

4) малым разнообразием видов в природном сообществе;

5) превращением энергии в цепях питания.

 

6. По правилу экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос дельфин массой 400 кг:

 

1) 400 кг;

2) 4 т;

3) 40 т;

4) 4000 т.

 

7. Выделите тезис, с которым вы не согласны. Пищевые отношения в природе типа «хищник – жертва»:

 

1) создают условия для круговорота веществ;

2) регулируют численность обоих видов;

3) создают целостность экологической системы;

4) помогают выработать приспособления к выживанию;

5) должны регулироваться человеком.

 

8. Какая из предложенных схем правильно отражает передачу энергии в пищевой цепи?

 

1) лисица - землеройка - дождевой червь - листовой опад - растения;

2) листовой опад - дождевой червь - растения - землеройка - лисица;

3) растения - листовой опад - дождевой червь - землеройка - лисица;

4) растения - землеройка - дождевой червь - листовой опад - лисица;

5) дождевой червь - землеройка - лисица - растения - листовой опад.

 

9. Каждая устойчивая экосистема включает следующие составляющие:

 

1) автотрофы, хемотрофы;.

2) автотрофы и редуценты;

3) автотрофы, гетеротрофы;

4) гетеротрофы и редуценты.

 

10. Главным ограничивающим фактором в экосистеме тундр является:

 

1) недостаток влаги;

2) бедность почв;

3) недостаток тепла;

4) сильная солнечная радиация.

 

11. Биогеоценозом называют:

 

1) строго определенную совокупность живых организмов;

2) любую совокупность совместно обитающих организмов и условий их существования в которой поддерживается круговорот веществ;

3) любую замкнутую саморазвивающуюся природную систему;

4) строго определенную систему связей в живой природе между различными ее представителями.

 

12. Основным принципом устойчивости экосистем является:

 

1) наличие энергетических источников;

2) наличие достаточного количества продуцентов;

3) круговорот веществ, поддерживаемый потоком энергии;

4) размер или объем экосистемы.

13. В каких из перечисленных ниже экосистемах консументы выедают до 70% общей надземной массы растений:

 

1) в лесных;

2) в степных;

3) в пустынных;

4) в горных.

 

14. В водных экосистемах существует большая зависимость от солнечного света, который проникает до глубины:

 

1) 10—20 м;

2) 50—60 м;

3) 100—200 м;

4) 500—600 м.

 

15. Из приведенных ниже экосистем выберите ту, которая характеризуется наибольшим ежегодным приростом биомассы:

 

1) сфагновые болота;

2) дубравы;

3) влажные тропические леса;

4) степи.

 

16. Экосистема состоит из:

 

1) атмосферы, гидросферы, литосферы, педосферы, живых организмов;

2) микробиоценоза, фитоценоза, зооценоза, микосферы;

3) гидросферы, педосферы, микосферы, фитоценоза;

4) фитоценоза, зооценоза, микробиоценоза, микоценоза.

 

17. Схематично биогеоценоз можно представить как:

 

1) биотоп, педосферу и биоценоз;

2) биотоп (экотоп) и биоценоз;

3) педосферу и микробиоценоз;

4) экотоп и биогеоценоз.

 

18. Главным ограничивающим фактором в экосистеме песчаных пустынь является:

 

1) недостаток влаги;

2) бедность почв;

3) сильный ветер;

4) короткий день.

 

19. Любая совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой поддерживается круговорот веществ, называется:

 

1) биоценозом;

2) экотопом;

3) экосистемой;

4) биотопом.

 

20. К гетеротрофам не относятся:

 

1) паразиты;

2) сапротрофы;

3) консументы;

4) продуценты.

 

21. Наименьший ежегодный прирост биомассы осуществляется в такой экосистеме, как:

 

1) арктическая тундра;

2) дубрава;

3) степи;

4) сфагновые болота.

 

22. Для обеспечение круговорота веществ в экосистеме необходимо наличие таких составляющих как:

 

1) биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты;

2) продуценты, сапротрофы, консументы, паразиты;

3) продуценты, редуценты, консументы;

4) биогенные элементы, продуценты, консументы.

23. Наименьшая биологическая продуктивность встречается в:

 

1) таежных лесах;

2) жарких и холодных пустынях;

3) поверхностных слоях океанов;

4) замкнутых водоемах.

 

24. Биопродукцией называется:

 

1) способ образования органического вещества;

2) скорость образования органического вещества;

3) форма образования органического вещества;

4) скорость видообразования.

 

25. Продукцию растений (продуцентов) называют:

 

1) первичной;

2) вторичной;

3) третичной;

4) основной.

 

26. Отдельные звенья цепей питания называют:

 

1) трофическими уровнями;

2) трофическими факторами;

3) пищевыми базами;

4) пищевыми секторами.

 

27. Цепи разложения начинаются с:

 

1) мертвого растительного опада или помета животных;

2) живых растений;

3) редуцентов;

4) паразитов и сапротрофов.

 

28. Различают следующие цепи питания:

 

1) прямые и обратные;

2) консументов и паразитов;

3) симбиотические и сапротрофные;

4) выедания и разложения.

 

29. Цепи выедания. начинаются с:

 

1) продуцентов;

2) консументов;

3) редуцентов;

4) травоядных животных.

 

30. Растения связывают в ходе фотосинтеза в среднем около:

 

1) 1% энергии света;

2) 5% энергии света;

3) 16% энергии света;

4) 20% энергии света.

 

31. На каждом этапе передачи вещества и энергии по пищевой цепи теряется примерно:

 

1) 10% энергии;

2) 20% энергии;

3) 50% энергии;

4) 90% энергии.

 

32. Продукцию животных или других консументов называют:

 

1) первичной;

2) вторичной;

3) третичной;

4) основной.

 

33. Концентрация ядохимикатов передается и особенно усиливается по цепям питания от:

 

1) консументов 1-го порядка к продуцентам;

2) консументов к редуцентам ;

3) продуцентов к консументам 2-го порядка;

4) паразитов к редуцентам.

 

34. Общая скорость фотосинтеза называется:

 

1) цельной первичной продукцией;

2) валовой первичной продукцией;

3) основной первичной продукцией;

4) базовой первичной продукцией.

 

35. Такие экосистемы, как тропические леса, коралловые рифы и поля орошения можно объединить по степени продуктивности, которая составляет у них:

 

1) от 10 до 25 г;

2) от 3 до 10 г;

3) от 1 до 3 г;

4) менее 1 г.

 

36. Наименьшая первичная биопродуктивность существует у таких экосистем, как:

 

1) степи, мелкие озера, леса умеренной полосы;

2) глубокие моря и пустыни;

3) луга, горные леса, пашни;

4) орошаемые поля, горные леса.

 

37. Часть валовой первичной продукции, идущая на рост растений, называют:

 

1) основной биологической продукцией;

2) первичной биологической продукцией;

3) базовой биологической продукцией;

4) чистой биологической продукцией.

 

38. Закон убывающего плодородия говорит о том, что:

 

1) с/х производство ведет к истощению и деградации почв;

2) с/х производство несовместимо с природными экосистемами;

3) в природе происходит естественное вырождение почв;

4) природные экосистемы истощают свои почвы.

 

39. Агроэкосистемы характеризуются:

 

1) полным подобием естественных экосистем;

2) усилением естественных регуляторных связей;

3) понижением конкурентоспособности культурных растений;

4) усилением конкурентоспособности культурных растений.

 

40. Основные причины неустойчивости агроэкосистем кроются в:

 

1) небольших размерах таких систем;

2) монокультуре агроэкосистем в полной зависимости от человека;

3) неудачном территориальном размещении агросистем;

4) плохих почвах, на которых размещают агроэкосистемы.

 

41. Агроценозы отличаются от естественных биоценозов тем, что:

 

1) требуют дополнительных затрат энергии;

2) растения в них плохо размножаются;

3) всегда занимают площадь большую, чем естественные;

4) характеризуются большим количеством разнообразных популяций.

 

42. В агроценозах для борьбы с вредителями используют пищевые связи между живыми организмами (биологический метод борьбы), который заключается в:

 

1) применений сильнодействующих инсектицидов;

2) использовании хищных или паразитических насекомых, бактерий, вирусов;

3) применении особых удобрений;

4) особой обработке почвы.

 

43. Одной из причин неустойчивости агроэкосистем является:

 

1) быстрое истощение почв, вызванное сбором урожая;

2) большое разнообразие видов растений, высаживаемых одновременно;

3) плохой уход за агроэкосистемами;

4) неизученность агроэкосистем.

 

44. Большую роль в поддержании устойчивости агроэкосистем играет:

 

1) правильная организация севооборота;

2) посадка одного сорта растений;

3) увеличение площади агроценоэа;

4) усиление полива.

 

45. Устойчивость агроценозов менялась во времени:

 

1) на первых этапах развития земледелия агроценозы были более устойчивы;

2) на первых этапах развития земледелия агроценозы были менее устойчивы;

3) устойчивость агроценозов не менялась во времени;

4) агроценозы на всех этапах развития земледелия были неустойчивы.

46. К агроценозам (агроэкосистемам) относятся:

 

1) все искусственные экосистемы, созданные на месте природного ландшафта;

2) нарушенные человеком в своей деятельности природные территории;

3) сельскохозяйственные ландшафты, созданные человеком с целью ведения сельского хозяйства;

4) любые антропогенные ландшафты.

 

47. В нашей стране в качестве одного из биологических методов борьбы с вредителями в агроценозах используют:

 

1) муравьев;

2) пчел;

3) различных гусениц.

 

48. При невысокой численности сорняки могут даже приносить пользу на полях, так как:

 

1) вырастая высокими, они дают тень культурным растениям и дополнительную влагу;

2) накапливают различные элементы, защищают почву от эрозии, привлекают насекомых и, разлагаясь, удобряют почву;

3) своими корнями впитывают питательные вещества, передавая их культурным растениям;

4) многие из них находятся в симбиотических отношениях с культурными растениями.

 

49. Особую группу городских животных- спутников человека называют:

 

1) антропогенной группой;

2) урбанистической группой;

3) синантропной группой;

4) урбоавтропогенной группой.

 

50. Синантропная группа животных - спутников человека обычно имеет следующие особенности в морфологии и поведении:

 

1) яркую окраску и дневной образ жизни;

2) пеструю окраску, большие размеры, являются, в основном, хищниками;

3) незаметную окраску, относительно мелкие размеры и сумеречный образ жизни;

4) предостерегающую окраску, всеядность и дневной образ жизни.

 

51. Растения в городах из-за применения в осенне-зимний период большого количества соли (в качестве защиты от гололеда) страдают от:

 

1) избытка воды, растворяющей соль;

2) водного голодания, вызванного раствором солей в почве;

3) перегрева почвы (соль как антифриз);

4) холода, вызванного переохлаждением почвы.

 

52. В городских экосистемах наблюдается:

 

1) преобладание автотрофов;

2) преобладание консументов первого порядка;

3) недостаток паразитов и редуцентов;

4) преобладание гетеротрофов.

 

53. Городская экосистема отличается от естественной тем, что:

 

1) в городах плотность популяций всех ее обитателей ниже, чем в пригородах;

2) в городах лучше развит почвенный покров;

3) в городах богаче видовой состав животного мира, чем в пригородах;

4) городская природная среда обеднена видами живых организмов, однако плотность популяций некоторых из них выше, чем в пригородах.

 

54. По своим погодным условиям крупные промышленные центры отличаются от своих пригородов тем, что в них:

 

1) летних осадков выпадает меньше, чем в пригородах;

2) температура летом выше, чем в пригородах;

3) температура зимой ниже, чем в пригородах;

4) солнечных дней больше в течение года, чем в пригородах.

 

55. Наиболее важные антропоэкологические проблемы, вызванные урбанизацией, проявляются:

 

1) сужением профессиональных интересов людей;

2) изменением инфраструктуры города;

3) изменением количества принимаемой людьми пищи;

4) ухудшением здоровья людей.

 

56. К устойчивым экосистемам из нижеперечисленных относят:

 

1) дубраву;

2) пустошь;

3) мелководный водоем;

4) болото.

 

57. К экологическим сукцессиям, обусловленным внешними факторами, относят:

 

1) изменение луга под влиянием выпаса;

2) зарастание скал;

3) самозарастание озера;

4) самозарастание отвалов пустой породы.

 

58. Эвтрофикацией называется процесс:

 

1) повышения уровня первичной продукции водных экосистем благодаря увеличению в них кон­центрации биогенных элементов;

2) любого изменения состава водных экосистем;

3) восстановления плодородия почв на нарушенных землях;

4) дополнительного питания растений в любой экосистеме.

 

59. Мероприятия, направленные на восстановление утраченного плодородия почв, называются:

 

1) рекапитуляцией;

2) реиммиграцией;

3) реинтродукцией;

4) рекультивацией.

 

60. К неустойчивым экосистемам из нижеперечисленных относится:

 

1) ельник темнохвойной тайги;

2) дубрава;

3) мелководный водоем;

4) ковыльная степь.

 

61. К экологическим сукцессиям, обусловленным внутренними факторами, относится;

 

1) зарастание скал;

2) зарастание озера вследствие попадания избытка питательных (органических) элементов;

3) изменение луга под влиянием выпаса скота;

4) изменение в лесах, вызванное рекреационными факторами.

 

62. Под влиянием внутренних факторов в процессе сукцессии сначала:

 

1) происходят смена растений-однолетников на двулетники;

2) двулетники исчезают, заменяясь однолетниками;

3) исчезают все травы, заменяясь деревьями;

4) древесные формы растений меняются на травы.

 

63. В процессе развития сукцессии скорость изменений:

 

1) постепенно замедляется;

2) постепенно нарастает;

3) не изменяется;

4) быстро нарастает.

 

64. Быстрее всего происходят такие сукцессионные изменения, как:

 

1) зарастание мелкого водоема;

2) превращение болота в торфяник;

3) зарастание торфяника лесом;

4) смена березового леса дубовым.

 

65. Примером линейной сукцессии является:

 

1) смена зарастающего озера болотом, в дальнейшем образующим торфяник;

2) смена березовой рощи окружающим ее еловым лесом;

3) зарастание участка выгоревшего хвойного леса;

4) зарастание участка вырубки леса.

 

66. Смена растительных формаций в процессе естественной сукцессии происходит с разной скоростью, так:

 

1) озеро зарастает медленнее, чем болото превращается в торфяник;

2) болото медленнее превращается в торфяник, чем торфяник в дальнейшем зарастает лесом;

3) озеро медленнее превращается в болото, чем торфяник зарастает лесом;

4) озеро зарастает быстрее, превращаясь в болото, чем болото превращается в дальнейшем в торфяник.

 

67. Под влиянием внутренних факторов продуктивность сообщества:

 

1) нарастает;

2) уменьшается;

3) не изменяется;

4) слегка уменьшается.

 

68. К экологическим сукцессиям, обусловленным внешними факторами, относится:

 

1) зарастание скал;

2) зарастание озера вследствие попадания избытка питательных (органических) элементов;

3) самозарастание озера;

4) самозарастание отвалов пустой породы.

 

69. Изменение продуктивности и состава водных экосистем под влиянием избыточного количества элементов питания называют:

 

1) регрессом водных систем;

2) рекультивацией;

3) полификацией;

4) эвтрофикацией.

 

70. Основным принципом устойчивости экосистем является:

 

1) многообразие форм жизни;

2) пространственный размер экосистем;

3) стабильный климат;

4) географическая широта места.

 

71. Высокое видовое разнообразие обеспечивает такие свойства природных систем, как:

 

1) взаимозаменяемость видов и усиление способности к саморегуляции;

2) ослабление связей в природных системах;

3) расширение площади, занимаемой природной системой;

4) активное накопление и развитие почвенного покрова.

 

72. Повышение плотности популяции сверх определенного уровня сказывается на:

 

1) падении рождаемости особей;

2) увеличении размеров особей внутри популяции;

3) резком и долговременном улучшении генетических признаков в потомстве;

4) резком сокращении ареала данной популяции.

 

73. Понижение плотности популяции ниже определенного уровня отражается на:

 

1) падении воспроизводительной способности особей;

2) увеличении рождаемости внутри популяции;

3) уменьшении размеров и массы особей внутри популяции;

4) резком изменении в питании и образе жизни данной популяции.

 

Тесты по теме «Биосфера»

 

Выберите правильный вариант ответа.

 

1. Живым веществом Земли В. И. Вернадский называл всю массу:

 

1) живых организмов всех видов;

2) растений и животных всех видов;

3) наземных и почвенных животных;

4) живых организмов всех видов, без бактерий и грибов.

 

2. В химическом составе атмосферы Земли и по весу, и по объему в % преобладает такой компонент, как:

 

1) кислород;

2) азот;

3) углекислый газ;

4) аммиак.

 

3. Основные водные массы гидросферы Земли сосредоточены в:

 

1) ледниках;

2) озерах;

3) реках;

4) подземных и почвенных слоях.

 

4. Область жизни - это…

 

1) биосфера;

2) экзосфера;

3) тропосфера;

4) ноосфера

5. Главными элементами, входящими в состав живого вещества, являются:

 

1) водород, углекислый газ, железо, магний;

2) углерод, азот, кобальт, медь;

3) железо, кремний, кальций, водород;

4) водород, кислород, азот, углерод.

 

6. Всю массу живых организмов всех видов В. И. Вернадский называл:

 

1) органическим веществом;

2) живым веществом;

3) некосным веществом;

4) биокосным веществом.

 

7. Количество видов, обитающих на суше по сравнению с водной средой:

 

1) меньше;

2) практически одинаково;

3) больше;

 

8. Биомасса растений и животных на континентах находится в следующем соотношении:

 

1) биомасса растений значительно меньше биомассы животных;

2) биомасса растений чуть меньше биомассы животных;

3) биомасса растений практически равна биомассе животных;

4) биомасса растений значительно больше биомассы животных.

 

9. Биомасса живого вещества континентов:

 

1) значительно превышает биомассу Мирового океана;

2) слегка уступает биомассе Мирового океана;

3) практически равна биомассе Мирового океана;

4) значительно уступает биомассе Мирового океана.

 

10. В океанах биомасса животных:

 

1) значительно превышает биомассу растений;

2) лишь немного превышает биомассу растений;

3) практически равна биомассе растений;

4) значительно уступает биомассе растений.

 

11. Самым нижним уровнем организации живой материи на Земле является:

 

1) атомный уровень;

2) молекулярный;

3) популяционный;

4) тканевый.

 

12. В. И. Вернадский выделял несколько биогеохимических функций живого вещества в биосфере. Одна из их них:

1) водная;

2) газовая;

3) литосферная;

4) ферментативная.

13. Способность к размножению- важнейшее свойство живого вещества биосферы. Особенно быстро размножаются:

 

1) грибы;

2) насекомые;

3) бактерии;

4) плоские черви.

 

14. По определению Вернадского к косному веществу можно отнести:

 

1) торф;

2) животных;

3) изв



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.011 с.)