![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практические занятия их наименование и объем в часахСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
3. Учебно-методические материалы по дисциплине
3.1. Основная и дополнительная литература
Примечание: 1. Порядковая нумерация сквозная, двухиндексная (Л-1, Л-2, Л-3 и т.д.); 2. Дополнительная литература отделяется заголовком; 3. Условные обозначения вида пособия: У – учебник, УП – учебное пособие, Др – монография и другая литература.
3.2. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий, а так же методических материалов к используемым в учебном процессе техническим средствам.
3.2.1. Условные обозначения технических средств обучения (ТСО): электронно-вычислительная техника – ЭВМ диапроекторы: обучающие средства – ОУ диапозитивами – ДП действующие макеты – М слайдами – ДС кинофильмы – КФ диафильмами –ДФ учебное телевидение – ТВ эпидиаскопы – ЭС лингофонная техника – ЛФ наглядные пособия контролирующие устройства – КУ (макеты, плакаты, Информационная техника – ИТ схемы, графики, аудиовизуальные установки – АВУ рисунки, таблицы и т.д.) – НП кодоскопы – КС
Наглядные пособия и ТСО
Видеоматериал на темы: «Загрязнение окружающей среды», «Круговорот вещества в биосфере на примере круговорота фосфора»- ВФ
Методические пособия и указания
Примечание: Порядковая нумерация двухиндексная: М-1, М-2, М-3 и т.д.
Методические указания по использованию ТСО и ЭВМ
Примечание: Порядковая нумерация двухиндексная: Т-1, Т-2, Т-3 и т.д. 4. Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности на _______/_______ учебный год
Примечание. Рабочая программа согласуется с профилирующей (выпускающей) кафедрой и кафедрами, обеспечивающими преподавание дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину.
Дополнения и изменения в рабочей программе на ______/______ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена Заведующий кафедрой _________________________________ "_____"__________________________г.
Проректор по учебной работе Внесенные изменения утверждаю _______________________________ "____"_________________ _____ г. СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе...................................... 2. Содержание дисциплины 2.1.Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий... 2.2. Наименование тем (вопросов), целиком выделенных для самостоятельной проработки студентами............................................................ 2.3. Практические занятия, их содержание и объем в часах............................... 3. Учебно-методические материалы по дисциплине 3.1. Основная и дополнительная литература....................................................... 3.2. Перечень наглядных и других пособий......................................................... 3.2.1. Условные обозначения ТСО........................................................................ 3.2.2. Наглядные и другие пособия и ТСО 3.2.3. Методические пособия и указания.............................................................. 3.2.4. Методические указания по использованию ТСО и ЭВМ......................... 4. Протокол согласования................................................................................................ Дополнения и изменения к рабочей программе.......................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Методические рекомендации для преподавателя
Последовательность изложения вопросов и их глубина может быть различной в зависимости от реально складывающейся ситуации учебного процесса. Кроме того, преподаватель имеет право выбора способ изложения того или иного вопроса. Основные приемы изучения материала и используемый соответствующий задачный материал рассмотрен в учебниках и учебных пособиях издательства УГТУ (приведены в списках основной и дополнительной литературы).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методические указания для студентов Пример решения тестов.
После изучения соответствующих разделов в качестве инструмента проверки знаний предлагается контроль в тестовой форме.
Примеры решения тестов: Выберите правильный ответ: Силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с жизнедеятельностью ныне живущих организмов, называют: 1) условиями среды; 2) абиотическими факторами; 3) биотическими факторами; 4) антропогенными факторами.
Правильный ответ – абиотические факторы (2)
Примеры решения задач.
Задача 2.1. Оцените, на сколько лет хватит запасов лесных массивов на планете (площадь суши 1,5-1O7 км2, леса занимают около 25 % площади суши), если ежесекундно вырубается 1 га. Возобновление лесов в среднем не превышает 10 % от площади сведенных лесных массивов. Опишите основные функции лесов и главные последствия их интенсивного уничтожения. Решение В течение года с учетом возобновления вырубается: S = (Sвыр.-Sвоз.) 3600•24•365 = (1,0 - 0,1)•365•24•3600=2,8•107 га/год или S = 2,810s км2/год.
Следовательно, запасов лесных массивов хватит на
Основные функции лесов: - стабилизация круговоротов биогенных веществ (зрелые или климаксные леса ничего не производят и ничего не потребляют); - стабилизация сообществ (устойчивость экосистем), почвенного слоя и потоков воды; - производство первичной биологической продукции.
Последствия сведения лесов: – нарушение круговоротов биогенных веществ, потеря устойчивости экосистем и биосферы в целом из-за недостаточности первичной биологической продукции; - увеличение содержания СО2 в атмосфере и как следствие - "парниковый эффект" из-за окисления биомассы и гумуса почв; - изменение влагооборота; - эрозионные потери почв.
Задача 2.2. Содержание О2 в атмосфере равно 1,2-1015 т. Способность биомассы производить О2 составляет 2* Оцените вклад населения планеты как отдельных потребителей Перечислите главные источники потребления кислорода, на что заменяется кислород в атмосфере. Решение Ежегодное уменьшение содержания О2 в атмосфере равно наблюдаемому уменьшению его содержания плюс способность биоты производить кислород то есть:
Q =
Следовательно, запасов кислорода в атмосфере, при сохранении современного уровня его потребления, хватит на:
Сравнивая этот результат с предыдущей задачей, делаем вывод, что живые организмы на планете исчезнут не из-за уменьшения содержания кислорода в атмосфере, а из-за отсутствия органического вещества (первичной биологической продукции) Население на нашей планете оценивается в 5,6 млрд. человек. Средний объем легких человека составляет 4 л, средняя частота дыхания равна 30 дыханий/минуту, средний объем газа в легких равен 30%, содержание 02 в воздухе – 21%. Следовательно, каждый человек ежеминутно потребляет кислорода: V, = 4 • 30 • 0,3 • 0,21 = 7,56 л/мин или V, = 7,56*60*24*365=3,97*106 л/год или 3,97*103 м3/год, так как плотность кислорода ровна 1,3 кг/м3, то годовое потребление 02 одним человеком составляет Q=3, 97*103*1,3=5,16*103 кг/год, а все человечество ежегодно потребляет в 5,6 млрд раз больше, а именно: Qбум=5,16*5,6*109=29 млрд. т/год, окончательно, вклад человечества в потребление кислорода равен:
Поглощаемый в процессе техногенной деятельности человека кислород замещается в атмосфере, главным образом, на СО2. Задача2.3 Поступление СО2 в атмосферу равно 7 млрд. т/год, а его содержание в тропосфере - 711 млрд. т. При отсутствии СО2 в тропосфере средняя глобальная температура на планете составляла бы 255 К, в настоящее время - 288 К. По экспертным оценкам подъем средней глобальной температуры на планете на 3,6 градуса может вызвать подъем уровня Мирового океана на 5 м. Россия находится в среднем на высоте 75 м над уровнем моря. Через какой период времени жители России могут утонуть, если сохранится существующая мощность выбросов СО2? Решение Выброс каждого 1 млрд т СО2 в атмосферу вызывает повышение температуры на: ΔТ = Поэтому, при сохранении мощности эмиссии СО2 в атмосферу на современном уровне, подъем средней глобальной температуры на 3,6 К Может произойти за время: где М = 7 млрд. т/год (М - уровень прироста СО2 в атмосфере). Таким образом, окончательно получим, что жители России утонут при этих обстоятельствах через:
11,08*
Задача2.4 Среднесуточная концентрация паров тетраэтилсвинца в воздухе по данным городской СЭС в районе жилого массива составляет 0,0005 мг/м3. Какое максимальное количество РЬ поступит в организм одного жителя за теплый период времени года (6 месяцев), если коэффициент выведения свинца яз организма не превышает 0,01? Решение Объем воздуха, поглощаемый одним человеком за б месяцев, равен:
V=v*f*t1*t2*t3*t4*d.
Где v-средний объем легких человека (4 л); f - средняя частота дыхания (30 вдохов/минуту); t1 - количество минут в 1 часе; t2 - количество часов в сутки, проводимых в жилом помещении в среднем (12 часов); t3 - количество дней в месяце (30), t4 - количество учитываемых месяцев (6); d - средний коэффициент обмена воздуха в легких (0,3).
V = 4*30*60*I2*30*6*0,3 = 4,67 л ИЛИ V = 4,67103m3.
Следовательно, за данный период времени в организме человека накопится соединений свинца:
М=(С-а*С)*V
где С - концентрация паров Рв в воздухе, а - коэффициент выведения Рв из организма. М Рв= (0,0005- 0,01 • 0,0005) 4,67-10' = 2,3 мг соединений свинца. Задача 2.5 Оцените средний вклад одного человека в загрязнение Мирового океана, если на 1 км2 поверхности океана приходится 17 т отходов с суши. Решение Радиус земного шара R = 6400 км, площадь шара оценивается как S = 4πR2.Так как мировой океан занимает 2/3 площади земного шара, то площадь мирового океана составит:
Вклад каждого человека в загрязнение океана равен:
q= Sм.о. *m /N,
где m - количество отходов, приходящееся на единицу площади океана; N - численность населения Земли. q = 3,43*108 *(17 /5,6*109) = 1,04 т/чел.
Задача 2.6 Годовые мировые перевозки нефти морским транспортом составляют в среднем 10 млрд. т. По оценкам экспертов при таких перевозках в Мировой океан попадает до 1 % нефти и нефтепродуктов от транспортируемого количества. Какая площадь Мирового океана ежегодно покрывается пленкой нефти? Перечислите основные последствия загрязнения Мирового океана нефтью и нефтепродуктами. Решение Площадь Мирового океана составляет:
Следовательно, количество нефтепродуктов Mнеф, попадающих в океан, равно: Мнеф = где М - объем перевозок нефти и нефтепродуктов; d - доля, теряемая при транспортировке. Примем, что средняя толщина пленки нефтепродуктов на поверхности воды (h) равна 1 мм. Плотность нефтепродуктов составляет Sн.пр=Mнеф / Основные последствия загрязнения Мирового океана нефтью и нефтепродуктами:. - уменьшение, содержания растворенного кислорода в поверхностном слое - изменение условии газообмена на границе: атмосфера - водная среда; - воздействие на морские экосистемы, вплоть до выпадения отдельных видов - изменение температуры поверхностных слоев из-за изменений условий
Задача 2.7 Оцените, чему равна доля энергии, производимой! человечеством, от всей энергии Солнца, достигающей земной поверхности, если в 1991 г. в Мире было произведено МО11 кВт . ч /год энергии. Солнечная постоянная, характеризующая полный поток энергии, поступающей в единицу времени на единицу площади, перпендикулярной направлению солнечных лучей, за пределами атмосферы, равна 8,2 Дж/(см2мин). Среднее количество радиации, поступающее в верхние слои атмосферы от Солнца, составляет 1050 кДж/(см2-год). Из этого количества радиации - 30 % отражается атмосферой и земной поверхностью (доля атмосферы около 10 %), - 25 % поглощается атмосферой, а - 45% поглощается Землей. Решение
Доля энергии от Солнца, достигающая поверхности Земли, равна:
D = Q (d, + d2)= 1050 (0,1 +,0,25) = 367,5 кДж/(см
или D = где Q - плотность потока солнечного излучения за пределами атмосферы. Полный поток солнечной энергии, достигающий поверхности Земли, равен:
Количество произведенной энергии в Мире человечеством за год:
Q Окончательно, доля энергии, производимая человечеством, равна: D или в процентах -1,9.10-3 %. Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ухтинский государственный технический университет
УТВЕРЖДАЮ Первый проректор _______________В.К. Хегай
"____"_____________ 200__ г.
Материалы, устанавливающие содержание и порядок
по _____________________________ ЭКОЛОГИИ _______________________________ наименование дисциплины для специальности ПНГ-130201; ГИС-130202; ГНГ-130304; МиГ-130306 / ФБО ГНГ-130304_ __ шифр и наименование специальности факультет_______ ГРФ_______________________________________________________________ кафедра_____ ___ПБиООС___ _______________________________________________________________ курс________ ___ _____ _2/3 _____________________________________________________________ семестр_____ ___ ________ 3/5 ________________________________________________________
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 37434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.164 (0.02 с.) |