Данные об объемах продаж на рынках рассматриваемых строительных материалов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Данные об объемах продаж на рынках рассматриваемых строительных материалов



Введение

Программа курса «Экономика отрасли» основана на требованиях к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».

Требования приведены в таблице 1.

Таблица 1

Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки экономиста-менеджера по специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»

Индекс Наименование дисциплины и ее основные разделы Всего часов
СД.00 Специальные дисциплины  
СД.01 Экономика отрасли Понятие отрасли; отрасль и рынок; структура отрасли; экономические границы отрасли и факторы, их определяющие; место отрасли в народном хозяйстве; источники и причины рыночной власти, измерение рыночной власти; экономика размещения предприятий, причины размещения, размер предприятия и факторы, его определяющие; концентрация производства в отрасли; причины, показатели, концентрация и олигополия; концентрация и монополия; интеграция (горизонтальная и вертикальная), диверсификация; слияния и поглощения (горизонтальные и вертикальные); продуктовая дифференциация; неценовая конкуренция, структура рынка и разнообразие продукта; олигополистическое ценообразование; олигополистическая взаимосвязь и координация, ценовая дискриминация; отрасль и эффективность функционирования экономики; перспективы технического, экономического и социального развития отрасли.  

 

В соответствии с вышеуказанными требованиями изучение курса «Экономика отрасли» состоит из следующих разделов и тем (таблица 2).

 

Таблица 2

Структура дисциплины «Экономика отрасли»

 

Наименование разделов дисциплины Наименование тем, входящих в раздел дисциплины
Раздел 1. Теория и практика функционирования отрасли.   Понятие отрасли; отрасль и рынок; структура отрасли; экономические границы отрасли и факторы, их определяющие; место отрасли в народном хозяйстве.
Раздел 2. Субъекты и объекты рыночной власти. Специфика их взаимодействия. Источники и причины рыночной власти, измерение рыночной власти.  
Раздел 3. Теория размещения хозяйствующих субъектов. Экономика размещения предприятий; причины размещения; размер предприятия и факторы, его определяющие.
Раздел 4. Рыночная концентрация. Организационные формы монополий. Укрупнение хозяйствующих субъектов. Концентрация производства в отрасли; причины, показатели; концентрация и олигополия; концентрация и монополия; интеграция (горизонтальная и вертикальная), диверсификация; слияния и поглощения (горизонтальные и вертикальные).
Раздел 5. Дифференциация продукта, структура рынка и конкуренция. Продуктовая дифференциация; неценовая конкуренция, структура рынка и разнообразие продукта.
Раздел 6. Теория олигопольного ценообразования.   Олигополистическое ценообразование; олигополистическая взаимосвязь и координация, ценовая дискриминация.
Раздел 7. Тенденции развития экономических систем.   Отрасль и эффективность функционирования экономики; перспективы технического, экономического и социального развития отрасли.

 

Методические указания по дисциплине «Экономика отрасли» состоят из двух частей.

Первая часть состоит из заданий по следующим разделам:

- раздел 1: Теория и практика функционирования отрасли.

- раздел 2: Субъекты и объекты рыночной власти. Специфика их взаимодействия.

- раздел 3: Теория размещения хозяйствующих субъектов

- раздел 4: Рыночная концентрация. Организационные формы монополий. Укрупнение хозяйствующих субъектов (темы: концентрация производства в отрасли; причины, показатели; интеграция (горизонтальная и вертикальная)).

Вторая часть включает практические задания по разделам:

- раздел 4: Рыночная концентрация. Организационные формы монополий. Укрупнение хозяйствующих субъектов (тема:диверсификация; слияния и поглощения (горизонтальные и вертикальные)).

- раздел 5: Дифференциация продукта, структура рынка и конкуренция (темы: продуктовая дифференциация, разнообразие продукта).

- раздел 6: Теория олигопольного ценообразования (тема: ценовая дискриминация).

- раздел 7: Отрасль и эффективность функционирования экономики; перспективы технического, экономического и социального развития отрасли.

Практические занятия по дисциплине включают задания по всем разделам курса. Для углубления знаний по дисциплине студентам предложен комплекс заданий, который состоит из задач, практических ситуаций и вопросов для обсуждения.


Методические рекомендации по работе с практическими ситуациями

 

Некоторые темы из курса экономики отрасли эффективнее осваивать с применением практических ситуаций для анализа, в качестве которых предложены статьи и интервью первых лиц компаний. Студент получает возможность поставить себя на место руководителя предприятия и попробовать применить полученные знания для решения проблем компании. Ситуации для анализа в курсе экономики отрасли описывают условия целой отрасли, отдельно взятой организации или ее подразделения. Задача студента – проанализировать ситуацию и предложить свой вариант действий в предлагаемых обстоятельствах.

Каждая ситуация отлича­ется уникальными особенностями, требует уникальных решений и действий. С помощью си­туаций для анализа студенты могут попытаться решить реальные проблемы в реальных компаниях.

Ситуации для анализа содержат подробную информацию об усло­виях и проблемах отраслей и компаний, преследуя две важные цели – улучшить аналитические навыки студентов.

Ситуации для ана­лиза предлагают студенту примерить на себя роли экономиста и менеджера (а не стороннего наблюдателя), проверяют усвоение знаний об экономики отрасли, требуют разработки стратегического плана действий в предлагаемых обстоятельствах.

Существует две формы анализа практической ситуации – устная и письменная.

Подготовка письменного анализа ситуации. Не существует четких указаний для оформления и структуризации письменного анализа. Материалы, посвященные компаниям и их пробле­мам, настолько разнообразны, что нельзя каким-то образом алгоритмизировать процесс созда­ния письменного отчета, который подходил бы к работе надо всеми ситуациями для анализа.

Преподаватель может дать каждому студенту тему для письменного отчета. Возможен и другой подход – подготовка развернутого анализа всей ситуации, в ходе которого студент должен:

1) определить все проблемы, на которые руководство компании должно обратить внимание;

2) выполнить анализ и дать оценку этих проблем;

3) предложить план действий и пакет рекомендаций по результатам своего анализа.

Выполняя эти три задачи, целесообразно ориентироваться на следующие рекомендации.

1. Определение проблем. Очень важно в самом начале отчета четко охарактеризовать проблемы и ключевые вопросы, стоящие перед компанией. Необходимо определить, какие проблемы возникли на определенном этапе развития компании. Начинать свой отчет нужно с общей характеристики ситуации компании, основных проблем, ко­торые должно решить руководство компании. Описание проблем и задачи компании должно быть как мож­но яснее и конкретнее.

Если в этом нет настоятельной необходимости, не нужно дублировать факты, содержащиеся в собственно ситуации для анализа (предполагается, что и преподаватель, и студенты читали материал и хорошо знакомы как с фактическими данными, так и с организацией материала).

2. Анализ и оценка. Это наиболее сложная часть работы. По возможности (исходя из данных представленного материала) проанализируйте отчетность и оцените финан­совое положение компании. Применяйте эти данные в своем отчете для характеристики фи­нансового положения компании.

Кроме того, обратите внимание на маркетинговую полити­ку, особенности производства, качество менеджмента и прочие факторы, которые влияют на реализацию избранной стратегии. Определите, есть ли у компании конкурентно значимые ресурсы и компетенции, проанализируйте их использование.

Определите, приносит ли избранная компанией стратегия удовлетворительные результаты; подумай­те над причинами. Оцените конкурентные силы, которые действуют на компанию во внеш­ней среде. Оцените конкурентную позицию компании: укрепляется она или ослабевает? При этом ис­пользуйте средства и понятия, с которыми вы познакомились на лекционных занятиях по дисциплинам «Макроэкономика (строительства)», «Микроэкономика (строительства)», «Экономика предприятия», «Маркетинг», «Менеджмент».

Во время написания отчета по анализу ситуации необходимо помнить следующее.

1. Ваш анализ и оценки должны подтверждать ваши выводы. Избегайте неаргументирован­ных мнений, излишнего обобщения, банальностей. Ваш отчет должен быть связным, ло­гически выстроенным, а мнения подкреплены фактами и цифрами.

2. Если вам для анализа понадобились вычисления, представьте их в таблицах и диаграммах. Это понятнее и нагляднее. Не надо собирать все вспомогательные графические и таблич­ные материалы в конце отчета, разместите их в тексте по мере изложения материала, что­бы читателю было понятно, к чему они относятся и что означают. Все эти вспомогатель­ные материалы должны тесно связываться с вашими выводами. В текст включите ссылки на таблицы и диаграммы.

3. Продемонстрируйте свое владение понятиями экономики отрасли, которые Вы применяете.

4. Интерпретация материалов ситуации должна быть обоснованной и объективной. Избе­гайте не имеющих к делу замечаний, а также заключений, в которых учитываются только те факторы, которые укладываются в Вашу модель, а остальные игнорируются. Также ста­райтесь ничего не преувеличивать и не преуменьшать.

5. Анализ должен быть взвешенным и объективным, избегайте эмоционального подхода и риторики. При первом редактировании анализа подчеркните фразы «Я думаю», «Я считаю», «Я полагаю», а при втором редактиро­вании замените их словами «Как показывает анализ» или «Как ясно из проведенного анализа».

6. Последний раздел письменного отчета посвятите конкретным рекомендациям и плану дальнейших действий компании. Ваши рекомендации должны учитывать все про­блемы и задачи, которые Вы идентифицировали в предыдущих разделах. Если рекомендации возникают «на ровном месте» и логически не вытекают из Вашего анализа, то снижается до­верие ко всему вашему пакету рекомендаций. Ясно, что рекомендуемые Вами действия долж­ны иметь заметный положительный эффект.

7. Советы, предполагающие высокую степень рис­ка и в случае неудачи ставящие компанию на грань разорения, следует давать с большой осто­рожностью. Обязательно разъясните, каким образом Ваши рекомендации помогут решить указанные Вами проблемы.

8. Проверьте, способна ли компания финансово реализовать пред­лагаемые Вами решения. Кроме того, необходимо разобраться, под силу ли реализация Ваших предложений тем людям, которые сейчас работают в компании, при наличии имеющихся у нее компетенций, в существующих условиях внешней и внутренней среды.

9. Обязательно разъясняйте свои предложения как можно подробнее, вплоть до мельчайших деталей. Избегайте общих, ничего не значащих формулировок наподобие «Этой компании больше внимания следует уделять планированию» или «Желательно избрать более агрессив­ную маркетинговую политику».

Если Вы, например, считаете, что компания должна улуч­шить свою позицию на рынке, обязательно разъясните, как, по Вашему мнению, она должна это сделать. Предложите список действий, которые следует предпринять, составьте последо­вательность их исполнения, обозначьте приоритеты, назначьте ответственных.

Предлагая план действий, помните, что в практической деятельности необходимо ответственно подходить к выбору решений, которые в случае ошибочности повлекут за собой серьезные финансовые потери, и с осторожностью предлагать любые кардинальные решения, даже если руководству не придется нести за него никакой ответственности. Разрабатывая рекоменда­ции, помните простое правило: никогда не советуйте другим делать то, чего вы сами ни при ка­ких обстоятельствах не стали бы делать, будь Вы в положении руководителя данной компании.

Ваш отчет должен быть хорошо организо­ван и грамотно написан. Даже самые замечательные идеи мало что дают, если Вы не сможете убедить слушателей в их достоинствах, а для этого требуется железная логика, четкая после­довательность, продуманная аргументация и убедительность изложения.

Подготовка устного ответа по анализу ситуации. В будущей практической деятельности от студентов потребуется умение устно излагать свои идеи и убедительно их аргументировать. Это очень полезная практика, которая позволяет студенту пре­одолеть страх перед большой аудиторией и научиться связно излагать свои мысли.

Подготовка устного ответа, по сути, мало отличается от подготовки письменного отчета. В обоих случаях необходимо выделить проблемы и задачи, стоящие перед компанией, проанализировать условия отрасли и компании, разработать продуманный план действий. Каче­ство анализа и предлагаемых рекомендаций должно быть одинаковым в устном и письмен­ном ответах.

Как и при подготовке письменного отчета, при подготовке устного студенты должны показать знание понятий экономики отрасли. Рекомендации должны быть достаточно подробны, чтобы обеспечить руководство компании чет­кими указаниями о том, что и когда делать.

Главная разница между письменным и устным ответом – в формате представления материала. Устный ответ представляет собой вербализа­цию оценок, анализа и рекомендаций и дополняется визуальными материалами (слайдами), кото­рые подкрепляют рассуждения студентов.

Ответ можно сопроводить следующими слайдами:

- начальный слайд с названием темы и фамилиями авторов;

- слайд-шоу по ходу ответа (если ответ готовили несколько человек, то с указанием фами­лий всех участников);

- один или несколько слайдов с перечислением основных проблем и задач, которые ме­неджмент должен решить;

- серия слайдов, иллюстрирующих анализ ситуации;

- серия слайдов, посвященных рекомендациям, аргументам и обоснованию каждого аргумента (по слайду на каждую рекомендацию и ее обоснование).

Необходимо несколько раз прорепетировать слайд-шоу, чтобы устра­нить все возможные недостатки. Следует помнить, что слайды должны только лишь помочь слушателям понять Ваши мысли. Избыток графики, изображений, цвета могут отвлечь внимание аудито­рии от рассказа и помешать восприятию.

Не забывайте, что даже самое лучшее слайд-шоу не скроет от взыскательной аудитории недостатков анализа. Слабый анализ в сочета­нии с блестящим визуальным сопровождением столь же нежелателен, как и хороший анализ без надлежащих сопроводительных материалов.

Если студент заинтересовался деятельностью какой-либо компании или ему недостаточно данных, то можно зайти на сайт компании, получить всю необходимую информацию и ис­пользовать ее по своему усмотрению. Многие компании размещают на сайтах свои годовые отчеты и прочую документацию (или предлагают ссылки на них). Кроме того, почти всегда на сайте представлена формулировка миссии и видения компании, разъясняются ценности компании, характеризуется ее положение в отрасли, указывается курс акций. В материалах, которые компании публикуют о себе, содержится множество полезных сведений, например информация о новых товарах, соглашениях о союзах, партнерствах и приобретениях и прочих значимых событиях. Некоторые сайты содержат ссылки на другие ресурсы, где Вы най­дете дополнительные сведения, например, о размере отрасли, динамике ее роста, статистиче­ские данные и прогноз будущего развития. Поэтому любой поиск в Интернет данных о компа­нии лучше всего начинать с ее сайта.

Таким образом, можно сформулировать следующие общие рекомендации по анализу ситуации.

1. Дважды прочитайте ситуацию, первый раз – чтобы получить общее представление, вто­рой – чтобы вникнуть во все факты и данные.

2. Вдумчиво проанализируйте ситуацию компании, напишите свои комментарии.

3. Обязательно проанализируйте цифровые показатели, сопровождающие ситуацию, – это поможет лучше понять финансовое положение компании.

6. Сопроводите каждое свое суждение продуманными аргументами и цифровыми данными; заяв­ления «Я думаю» и «Я считаю» звучат не так убедительно, как «Мой анализ показывает».

7. Расположите свои рекомендации в порядке приоритетности; удостоверьтесь, что их мож­но выполнить при наличии имеющихся ресурсов и в течение приемлемого срока.

8. Подкрепите каждую рекомендацию убедительными аргументами, доказывающими целе­сообразность предлагаемых Вами действий и их результативность для улучшения положе­ния компании.

9. Просмотрите предлагаемый Вами план действий и убедитесь, что в нем учтены все проблемы и задачи, которые Вы определили на начальном этапе, иначе план будет неэффективным.

10. Не предлагайте таких действий, которые могут привести к катастрофическим последстви­ям при ненадлежащем исполнении; учитывайте не только положительные последствия своих предложений, но и возможные отрицательные.

Практические задания по разделу 4

«Рыночная концентрация. Организационные формы монополий. Укрупнение хозяйствующих субъектов»

Практические задания по теме «Диверсификация»

Диверсификация производства – расширение сфер деятельности или переход на выпуск новой, нетрадиционной для данного предприятия продукции. Основная цель таких действий – снижение коммерческого риска, стабилизация и увеличение продаж, выручки и прибыли. При этом в программу работ целесообразно включать производство новых видов продукции, работ и услуг с разнонаправленной динамикой спроса или доходности (рентабельности продаж) по отношению к основному производству. То есть, если по одним видам продукции в данном периоде спрос и, соответственно, прибыль имеют тенденцию к снижению, то по другим они в это же время растут. У организации, таким образом, постоянно будет прибыль от продаж.

Для того, чтобы установить, является ли тот или иной товар (продукция, вид работ или услуг) диверсифицированным по отношению к основному производству организации, следует рассчитать так называемый показатель корреляции. Его значение должно быть отрицательным (отрицательная корреляция) и минимальным из возможных вариантов:

где i = 1, …, n – номер и количество наблюдений (периодов) за поведением спроса или доходности (рентабельности продаж) на рынке рассматриваемых товаров (продукции, работ, услуг) j -го и k -го видов;

Rji – рентабельность продаж основного (j -го) товара в i -м периоде, %;

Rki – рентабельность продаж дополнительного (k -го) товара в i -м периоде, %;

Rjср – средняя за исследуемые периоды рентабельность продаж основного (j -го) товара, %. Рассчитывается как средняя арифметическая.

Rkср – средняя за исследуемые периоды рентабельность продаж дополнительного (k -го) товара, %. Рассчитывается как средняя арифметическая.

 

Задача 1.

С целью максимизации и стабилизации прибыли строительная организация диверсифицирует производство – дополнительно к выполнению строительно-монтажных работ намечает производство строительных материалов. Рассматриваются два инвестиционных проекта, схожих между собой по основным экономическим параметрам – производство кирпича или газобетонных блоков. Выберите строительный материал, на рынок которого рассматриваемой организации будет легче выйти с дополнительным продуктом. Как на рынке кирпича, так и на рынке газобетона действует по пять продавцов (таблица).

Таблица

Задача 4.

Компания, специализирующаяся на обработке древесины и изготовлении погонажных изделий (лага, рейка половая, плинтусы, обшивка и т.п.), изучает возможности диверсификации своего производства.

Обосновать, чем выгоднее дополнить основное производство организации в случае диверсификации, – производством деревоклееной плиты или выпуском оконных рам. Статистические данные за пять календарных периодов о рентабельности продаж по каждому из рассматриваемых дополнительных продуктов приведены в таблице.

Таблица

Рентабельность продаж по основному производству и по рассматриваемым вариантам диверсификации

 

Наименование продукции Рентабельность продаж по годам, %
         
Погонажные изделия          
Деревоклееная плита          
Оконные рамы          

Задача 5.

На основе приведенных в таблице данных определите степень диверсификации представленных фирм.

Для измерения степени диверсификации фирмы используют индекс диверсификации d:

,

где zi – доля объема продаж фирмы, приходящаяся на i -тый вид деятельности;

n – общее количество видов деятельности, в которых занята фирма.

Если фирма действует только в одной сфере, то d=1. слишком большая доля, приходящаяся на один вид деятельности, в том случае, если на другие приходится незначительная часть выпуска, будет давать значения индекса диверсификации, близкие к единице.

В качестве показателя диверсификации удобно рассматривать индекс энтропии, рассчитанный следующим образом:

E = ∑Yiln(1/Yi),

где i - рынки, на которых действует фирма i = 1, 2... n;

Yi - доля от реализации продукта на i-м рынке в общей выручке фирмы.

Он показывает среднюю долю фирм, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины.

Показатель энтропии будет принимать значения от нуля до бесконечности, отражая степень диверсифицированности фирмы. Число наименований производимой продукции, оказывающее существенное воздействие на значение индекса, само по себе отражает уровень диверсификации.

+ Автореферат Гребенковой

Таблица

Исходные данные для решения задачи

 

Наименование компании Выручка в тыс. руб. от реализации продукции
утеплитель кирпич бетон цемент
«СтройДвор»        
«Русский Дом»        
«ТеплоРус»     -  
«Сибирь»       -
«Север» -      

 

Поглощение соков. Журнал Fortune описывает отношения между топ-менеджерами PepsiCo едва ли не как очень близкую дружбу. «Менеджмент в PepsiCo — это не просто коллеги, а друзья, они помогают друг другу и в профессии, и в обычной жизни», — убеждала Нуйи корреспондента «Ведомостей». При таком подходе к рабочим отношениям Нуйи могла, не особо опасаясь последствий, настаивать на своем. «Она принимала активное участие во всех важных решениях PepsiCo», — говорил аналитик Citigroup Бонни Герцог.

Так, она всячески убеждала гендиректора PepsiCo Роджера Энрико отказаться от ресторанного бизнеса компании, в который входили Kentucky Fried Chicken, Pizza Hut и Taco Bell. В интервью The Economic Times она рассказывала, что посещаемость ресторанов падала вслед за качеством обслуживания и PepsiCo ничего не могла с этим поделать. И женская настойчивость победила мужской скептицизм — в 1997 г. сеть была продана.

«Индра порой напоминает собаку с костью», — в 2003 г. говорил Энрико Forbes, характеризуя пробивную силу своей коллеги. Но она оказалась права. В 2008 г. Нуйи рассказывала, что, посещая проданные PepsiCo рестораны, не может не отметить резко выросшее качество сервиса: «Не то чтобы мы не заботились о клиентах ресторанов, но [новые владельцы] делают это совсем на другом уровне».

Оборот компании после продажи ресторанов упал на $10 млрд с $31 млрд, подсчитала The Economic Times. Через 10 лет он восстановился, но это, как замечает Нуйи, были «куда более прибыльные миллиарды, приносящие больше денег». По ее словам, после всех продаж и приобретений прибыль на инвестированный капитал увеличилась с 15 до 25%. Если при обороте в $30 млрд прибыль компании была более $1 млрд, то, когда оборот упал до $20 млрд, прибыль выросла где-то до $3 млрд.

В 1999 г. во время IPO было продано 60% акций ботлеров компании. Это принесло $7 млрд, пущенных на поглощения. Правда, в 2010 г. компания сообщила, что выкупила акции ботлеров на $7,8 млрд, чтобы снова приобрести контроль над ними.

Нельзя сказать, что работа давалась ей легко. «Я сидела на совещаниях и пыталась быть настоящим мачо, дегуманизировать решения, — вспоминала она в 2002 г. на организованном Fortune саммите самых влиятельных женщин мира. — Потом я возвращалась в офис, закрывала дверь и немного плакала».

Но Нуйи была уверена, что ставка на пепси-колу и снэки ошибочна. Люди все чаще будут делать выбор в пользу более здоровой продукции, твердила она. Время подтвердило ее правоту. В 2008 г. продажи прохладительных напитков в США снизились впервые за последние 50 лет. Виной тому был не только кризис. «Выбор напитков в США и многих других странах за последнее десятилетие очень серьезно увеличился <...> холодные чаи, спортивные напитки, энергетические напитки и многое, многое другое, поэтому нет ничего удивительного в том, что покупатели переключаются и на другие категории», — объясняла она в интервью «Ведомостям» в 2009 г. В погоне за здоровой пищей люди стали отказываться от продукции «империи, построенной на жире, соли и сахаре», как отзывался о PepsiCo Forbes. Порой в принудительном порядке: продажа снэков и газировки запрещена в ряде школ и кампусов США.

Нуйи в очередной раз проявила настойчивость, став одним из идеологов поглощения производителя соков Tropicana в 1998 г. «Когда на решающем совещании топ-менеджеры продолжали обсуждать, нужно ли идти на $3,3-миллиардную сделку, Нуйи и тогдашний гендиректор компании Энрико встали и положили конец спорам одной фразой: «Мы твердо намерены это сделать», — пишет газета Contra Costa Times. «Прохладительные напитки PepsiCo начинали пить с 10 утра, а с 5 до 10 утра…» — говорила она The Economic Times, намекая, что на завтрак люди предпочитают все-таки соки, а не газировку.

Друзья-конкуренты. «То, что я женщина, мигрант и у меня другой цвет кожи, делало [достижение успеха] в три раза труднее» — так рассказывала Нуйи о своей карьере в Guardian. В 2001 г. она стала президентом и главным финансовым директором PepsiCo. Работала она уже не с Энрико, который в том же году ушел в отставку из-за проблем со здоровьем, а со Стивом Рейнмундом. В паре с ним Нуйи совершила еще одну громкую сделку — слияние с компанией Quaker Oats в 2001 г., которое в том числе добавило в линейку продуктов PepsiCo бестселлер среди американских спортивных напитков — Gatorade. К тому же компании нужен был бренд, под которым можно было запустить линейку полезных для здоровья продуктов. Купить уже существующий было лучше, чем раскручивать новый, и уж точно лучше, чем пытаться изменить восприятие уже раскрученных брендов вроде Lay's. Quaker, выпускавшая известные каши и хлопья, казалась самым подходящим кандидатом, объясняла Нуйи. В день, когда должно было быть объявлено о слиянии с Quaker Oats, она отправилась помолиться. Кстати, бывая в Индии, Нуйи обязательно заходит в храм, где молились ее предки. Порой она специально улетала в Индию ради этого.

В 2006 г. гендиректор PepsiCo Рейнмунд объявил, что уходит на пенсию. Претендентов на его пост было два: Нуйи и вице-председатель компании, отвечающий за международный бизнес, Майк Уайт. Как ни странно, когда их попросили покинуть совет директоров, чтобы не присутствовать при обсуждении своей судьбы, они вместе отправились смотреть бродвейский мюзикл «Парни из Джерси».

А потом, узнав о своем назначении, Нуйи вылетела в Кейп-Код, где отдыхал Уайт. Вот как описывает это Fortune: «Уайт встречал ее в аэропорту с поздравительной открыткой. Они гуляли по пляжу, Нуйи пела под аккомпанемент Уайта в его доме на берегу, прошлись вместе за мороженым. На прощание Нуйи спросила, что она может сделать, чтобы Уайт остался в компании. Тот не ответил, сославшись на то, что утро вечера мудренее». Над задачей удержать Уайта объединили силы Нуйи и три бывших главы компании. В конце концов им удалось убедить Уайта не уходить. Для этого в том числе пришлось убедить правление поднять Уайту зарплату почти до уровня Нуйи (в 2006 г. она заработала $7,1 млн). Во время ключевых переговоров Уайт всегда сидит по правую руку от Нуйи и она часто обращается к нему за советом. Вообще, Нуйи с ее плавной жестикуляцией и немного наивной улыбкой совсем не вписывается в стереотип железной бизнес-леди: в разговоре она очень мягка и предупредительна и охотно обращается за помощью к мужчинам.

Когда в 1994 г. Нуйи пришла в PepsiCo, у компании было три бизнеса. Первый — выпуск газировок, второй — производство вкусных, но вряд ли очень полезных снэков, третий — сеть ресторанов. Теперь рестораны проданы, а PepsiCo из производителя газировки превратилась в серьезного игрока на рынке соков и продуктов для здорового образа жизни. В результате ряда громких и не очень поглощений в ее ассортименте появились соевые напитки, фруктовые чипсы, каши и хлопья. В интервью The Economic Times в 2008 г. Нуйи признавалась, что хочет, чтобы продукция «для здоровья» составляла 50% бизнеса компании. Правда, по ее оценкам, продукция «для удовольствия» составляет 70% продаж и эта доля растет.

С легкой руки Генри Киссинджера считается, что следующим шагом в карьере Нуйи будет кресло государственного чиновника. «После Pepsi я действительно хочу поехать в Вашингтон, — сказал она Fortune. — Хочу внести свой вклад — буду работать в течение четырех или пяти лет бесплатно».

Свою тягу к работе Нуйи называет навязчивой. «Я люблю свою семью (у Нуйи две дочери), но и PepsiCo тоже мой ребенок. Я не рассматриваю работу как нудную рутину. Я считаю, что у нее есть терапевтический эффект», — говорила она в интервью Business India.

Ситуация 8 «Страховой рынок: Только слияния помогут рынку вырасти» [8]

 

В последние два года страховой рынок России подвергся настоящим испытаниям, связанным в первую очередь с кризисом в мировой экономике. Падение страховых взносов по итогам 2009 г. (без учета ОМС) составило около 7%, число страховых компаний, работающих на рынке, значительно сократилось. В 2010 г. наметилась тенденция к стабилизации ситуации. Ожидается, что 2011-й станет важным рубежом для страховщиков, число которых на рынке может уменьшиться примерно на четверть не только благодаря уходу с рынка слабых компаний, но и благодаря процессам слияний и поглощений, которые активизируются в ближайший год.

Рост после падения. В 2009 г. так называемый целевой рынок — т. е. все страховые сборы, кроме обязательного медицинского страхования, — уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 7% и составил 513,2 млрд руб. В первом полугодии 2010 г. темпы падения сократились, и наметившийся во втором полугодии рост позволяет рассчитывать на то, что итоги текущего года будут соизмеримы с показателями 2009 г. По нашим прогнозам, в будущем рост продолжится.

Наибольший удельный вес в общей структуре сборов в 2010 г. занимают сборы в сегментах автострахования (26,2%), страхования имущества юридических лиц (19,4%), ОСАГО (17,1%), добровольного медицинского страхования и страхования при выезде за рубеж (14,9%).

По итогам 2010 г. рост отрасли в целом будет обеспечен за счет ипотеки, ОСАГО, страхования имущества физических лиц и страхования жизни. Отрицательные темпы прироста взносов в 2010 г. отмечаются в страховании от несчастных случаев и автостраховании.

Таким образом, в 2010 г. нельзя выделить какой-то один сегмент- лидер роста, каким когда-то было ОСАГО. Можно прогнозировать, что приоритетными видами страхования в 2011 г. будут автострахование (за счет увеличения объема продаж новых автомобилей), медицинское страхование (по причине реформы ОМС и растущего интереса потребителей к вопросам, связанным с медицинским страхованием) и развитие страхования жизни. Однако явного «локомотива» роста не будет, все сегменты страхования будут расти более или менее равномерно.

Крупнее. Еще крупнее! В 2010 г. Госдума приняла законопроект, обязывающий страховые компании увеличить минимальный уставный капитал с 30 млн руб. до 120 млн руб. Прежний лимит оставили только тем компаниям, которые занимаются исключительно медицинским страхованием. Это правило вступит в силу с 1 января 2012 г., и мелкие страховые компании должны будут или прекратить свою деятельность, или увеличить свой уставный капитал в четыре раза, либо же объединиться с более крупной структурой.

Таким образом, за счет объединения компаний и исчезновения целого ряда мелких игроков, общее число страховых компаний на рынке сократится. Я полагаю, что в 2011 г. с рынка уйдут примерно 150 компаний — к окончанию первого полугодия 2010 г. их насчитывалось 650. Федеральная служба страхового надзора (ФССН) дает более жесткий прогноз, ожидая ухода с рынка до 60% страховщиков. При этом доля рынка компаний-лидеров будет расти. Эта тенденция наблюдается и сейчас: по данным Департамента аналитики и развития Insurance Information Institute Inc., страховщики, входящие в Top-10, в России занимают около 40% (против 31% в 2006 г.) рынка при общем объеме страховых сборов $30 млрд. Эти же процессы отмечаются и в остальном мире. Например, в Великобритании первая десятка страховщиков удерживает 57% рынка при общих страховых сборах в $91,6 млрд.

Таким образом, 2011-й станет годом консолидации активов компаний-лидеров и исчезновения мелких игроков. Эти процессы в России идут параллельно с аналогичными процессами на европейском рынке, где ведущие компании страхового сектора также укрупняются и занимают все большую долю бизнеса. Более того, уже существует термин «единое международное страховое пространство», которое образуют наиболее крупные мировые игроки страхового рынка.

Задача 1.

На рынке конкурентами являются пять компаний: «Строй», «МаксиСтрой», «ДомСтрой», «СтройРяд» и «ТеплоСтрой». Наибольшую долю рынка занимает фирма «Строй». Определите, слияние с какой из представленных компаний будет наиболее выгодно фирме «Строй».

Показатели фирм за последние три года приведены в таблице.

Таблица

Справочный материал.

Прибыль до вычетов означает прибыль до вычетов налогов, процентов по кредитам, амортизационных отчислений.

Рыночная стоимость компании – рыночная стоимость собственного капитала и обязательств компании.

Чистая прибыль – это прибыль за вычетом налогов, используемая предпринимателями для расширения производства.

Выручка – это денежные средства, полученные (вырученные) предприятием от продажи товаров.

Различают собственный капитал, принадлежащий владельцам компании, и заемный капитал, принадлежащий кредиторам компании. Собственный капитал – это капитал, вложенный владельцем фирмы. Рассчитывается как разница между совокупными активами фирмы и ее обязательствами.

Суммарные обязательства включают финансовые обязательства (обязательные платежи, расчеты, обусловленные финансово-договорными отношениями), обязательства по оплате труда и другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.232 (0.118 с.)