Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектурное проектирование

Поиск

АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

Методические указания по выполнению курсового проекта

«Дошкольные образовательные учреждения»

 

Специальность – 270301 «Архитектура»

270114 «Проектирование зданий»

 

Допущено ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК»

Для использования в учебном процессе в качестве

Методических указаний для высшего

профессионального образования

 

 

Орел 2012

 

Автор: д.арх-ры, профессор кафедры «Архитектура»

Т.Н. Колесникова,

старший преподаватель кафедры «Архитектура» А.О.Скрипкина,

ассистент кафедры «Архитектура» Е.С. Новицкая

Рецензент: кандидат архитектуры, доцент кафедры

«Архитектура» Л.А. Волкова

Учебно-методическое пособие содержит теоретические данные, методические и практические рекомендации по выполнению курсового проекта «Дошкольные образовательные учреждения».

Учебно-методическое пособие предназначено студентам специальности 270301 «Архитектура».

Цель пособия – закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплины «Архитектурное проектирование».

Пособие может быть использовано при проведении практических занятий и самостоятельной работы, при выполнении курсовых и дипломных проектов студентами, обучающимися по специальности «Архитектура» и «Проектирование зданий».

 

Редактор: Г.В. Павленко

Технический редактор: О.В. Шульдешова

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Государственный университет - учебно-научно-

производственный комплекс»

 

Лицензия ИД № 00670 от 05.01.2000 г.

Подписано к печати <дата> Формат 60x90 1/16.

Усл. печ. л. <число>. Тираж ___ экз.

Заказ №________

Отпечатано с готового оригинал-макета

<наименование и адрес типографии>

 

© ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2013

СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ  
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОГО ПРОЕКТА  
2. ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ, СОСТАВ ПРОЕКТА И ЭТАПЫ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ  
  2.1. Этапы выполнения курсового проекта  
  2.2 Расчет ТЭП  
3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДОУ  
  3.1. Требования к организации и размещению сети дошкольных образовательных учреждений в жилой застройке  
  3.2. Требования к организации участка территории ДОУ  
  3.3 Требования к объемно-планировочным решениям зданий  
  3.4 Требования к проектированию помещений основного пребывания детей  
  3.5. Требования к проектированию специализированных, сопутствующих и служебно-бытовых помещений  
  3.6 Требования к внутренней среде здания  
    3.6.1 Параметры предметно - пространственной среды, стационарное оборудование и отделка помещений  
    3.6.2 Водоснабжение и канализация  
    3.6.3 Отопление и вентиляции  
  3.7. Противопожарные требования  
4. АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ. СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ И МАТЕРИАЛЫ  
  ЛИТЕРАТУРА  
  ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Примеры архитектурно-планировочных решений детских садов различного типа  
  ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Нормативы удельных показателей общей площади ДОУ  

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольные образовательные учреждения (далее в тексте - ДОУ) предоставляют педагогические и медицинские услуги по воспитанию, обучению, уходу и присмотру за детьми от 2 месяцев до 7 лет, а также методическую помощь родителям. Все виды ДОУ по Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении начинаются с традиционного названия «Детский сад».

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду.

Виды государственных ДОУ:

- детский сад;

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических оздоровительных мероприятий и процедур;

- детский сад комбинированного вида (на основе сочетания детских групп с вышеназванными направлениями обслуживания, в любом сочетании);

- центр развития ребенка - детский сад физического и психического развития, поддержки и оздоровления всех воспитанников.

Для различных видов дошкольных образовательных учреждений проектируются различные архитектурные типы зданий и комплексов, отличающиеся общей вместимостью, режимом работы, особенностью комплектации детских групп, размещением в структуре жилой застройки, возможной кооперацией с общеобразовательной школой, а также возможной централизацией некоторых функций и хозяйственных процессов.

Архитектурную типологию зданий и комплексов ДОУ, формирующих расчетную сеть (систему) городских дошкольных образовательных учреждений в основном составляют детские сады общего типа - традиционные отдельно стоящие здания ДОУ вместимостью, как правило, от 4 до 14 детских групп, но не более 350 мест. Детские сады вместимостью до 150 мест могут предусматриваться пристроенными к торцам жилых домов, встроенными или встроено-пристроенными в нижние этажи жилых зданий (не выше 3-го). В соответствии с классификацией видов образовательных учреждений, в этих зданиях может размещаться любое ДОУ.

Архитектурная типология ДОУ определяется главным образом градостроительными условиями применения и размещения в жилой застройке. Система зданий и комплексов ДОУ и их отделений в жилых образованиях может решаться как самостоятельная, или в сочетании с учреждениями общего образования (школами).

Расчетную наполняемость детских групп следует принимать: для детей от 2 месяцев до 3 лет - 15 мест; для детей от 3 до 7 лет - 20 мест.

Расчетная вместимость зданий ДОУ (общее число мест) и соотношение детских групп разного возраста определяется, исходя из градостроительных и социально-демографических условий, расчетной наполняемости детских групп. При отсутствии данных демографических исследований общую потребность жилого района в ДОУ следует принимать в соответствии с требованиями СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» - 75-100 детей на 1000 жителей.

Рекомендуется следующее соотношение возрастных групп в здании ДОУ:

- в ДОУ общего типа на 4-6 групп - одна группа для детей раннего возраста (1,5-3 лет), одна группа детей 3-4 лет, остальные группы детей 4-5 лет и 5-7 лет;

- в ДОУ общего типа на 8-10 групп - две группы для детей 1-2 и 2-3 лет, одна-две группы детей 3-4 лет, две-четыре группы детей 4-5 лет, две-четыре группы детей 5-7 лет;

- в ДОУ общего типа на 12-14 групп: 1 группа для детей до 1,5 лет; 1 группа - для детей с 1,5 до 2 лет; 2 группы - для детей 2-3 лет; 2 группы - для детей 3-4 лет; 2 группы - дня детей 4-5 лет; 2 группы для детей 5-6 лет, 1-2 группы для детей 6-7 лет и 1-2 группы кратковременного пребывания.

Число детей в подгруппе, единовременно занимающихся в бассейне с одним инструктором по плаванию, должно быть не более 10. В бассейне с ванной 3×6 (7) м занимается одна такая подгруппа детей.

В бассейне с ванной 6×6 (7) м или 6×10 (12,5) м занимаются две подгруппы детей одновременно.

Число мест в детских группах по изучению иностранного языка и в компьютерных классах должно быть не более 10, в остальных кружках и секциях - не более 20.

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ.

Состав и площади основных помещений групповых

Ячеек ДОУ

№ № пп Помещения ДОУ Площади помещений ДОУ общего типа
Состав и площади основных помещений групповых ячеек
1. Групповая  
2. Спальня (спальная зона)  
3. Раздевальная  
4. Туалетная 3,8
5. Буфетная  

Примечания 1. Площадь спальной зоны, указанная в скобках, означает увеличение групповой, если спальня, как отдельное помещение, не предусматривается (при использовании трансформируемых кроваток).

 

Таблица 2

Состав и площади специализированных помещений в дошкольных образовательных учреждениях

№ № пп. Наименование помещений Площадь, м2 (не менее)
ДОУ общего типа на
4-6 групп 7-14 групп
       
1. Универсальный зал для музыкальных и гимнастических занятий:   100+100
Кладовая   6х2
2. Универсальные кружковые помещения:    
Кладовые    
Комната преподавателей    
3. Бассейн:
Зал с ванной бассейна 6(7)×3(4) м 60-75 60-75
Зал с ванной бассейна 6×10 (12,5) м    
Раздевальные для мальчиков и девочек 24 12×2 24 12×2
Душевые 8 4×2 8 4×2
Туалетные 4 2×2 4 2×2
Инвентарная    
Комната инструктора с кабиной для переодевания, туалетом и душем    
Комната медсестры    
Узел управления бассейном, комната анализа воды    
Техническое помещение    
4. Рекреационно-коммуникационное пространство:
Вестибюль-холл    
Гардероб верхней одежды для приходящих групп детей - -
Гардероб для детей, приходящих с родителями -  

 

Таблица 3

Расчет ТЭП

Для оценки объемно-планировочного решения здания рассчитывают технико- экономические показатели (ТЭП), которые должны быть представлены с графической частью на подрамнике. (Таблица 5)

Таблица 5

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДОУ

3.1. Требования к организации и размещению сети дошкольных образовательных учреждений в жилой застройке

Дошкольные образовательные учреждения жилого района должны составлять единую сеть, предоставляющую разнообразное комплексное и приближенное к жилью обслуживание, в соответствии с потребностями и спросом семей с детьми дошкольного возраста. Оптимальным условием размещения детских садов в жилой застройке являемся радиус пешеходной доступности 300 м для ДОУ общего типа; для ДОУ общего типа в жилых районах с малоэтажной жилой застройкой - 500 м.

Здания ДОУ размещаются в составе жилых территорий - жилые группы, кварталы, микрорайоны). Их следует, как правило, проектировать отдельно стоящими, на обособленном земельном участке. В условиях реконструкции застройки, дефицита территории и при повышенной плотности застройки допускается проектирование встроенных, встроенно-пристроенных и пристроенных к торцам жилых домов ДОУ с общей вместимостью не более 150 мест.

Оптимальными величинами ДОУ для объектов, строящихся по государственному заказу, являются ДОУ общего типа, как правило, на 6, 8, 12 и 14 групп. Здания детских садов общего типа следует проектировать универсальными, с обязательным набором помещений и площадей, предусмотренным настоящими указаниями. При изменении направленности педагогических программ воспитания и обучения и при изменении вида дошкольного учреждения, как правило, изменяется назначение специализированных общевоспитательных и медицинских помещений.

Пропускная способность бассейнов при обучении детей плаванию определяется из условий обслуживания одной ванной бассейна площадью 20-30 м2 (3×6 (7) м) - 15 детских групп при одноразовом посещении и 7 детских групп - при двухразовом.

Помещения детских кружков и секций (гимнастики, хореографии, изобразительных видов творчества, иностранных языков, музыкальный, компьютерных игр) в городской системе государственных ДОУ предусматриваются дополнительно технологическим заданием из расчета 3-4 помещения на каждые 1000 жителей микрорайона.

Кружковые помещения предусматриваются, как правило, в составе ЦДВ, Центров образования и Центров развития ребенка.

 

Требования к организации участка территории ДОУ

Здания ДОУ следует размещать в жилой застройке, на обособленных участках, удаленных от транспортных магистралей городского значения, гаражей и стоянок. Расстояние от границ участка ДОУ до края проезжей части улиц необходимо устанавливать на основании расчета уровней шума в соответствии с требованиями СНиП II-12-77, но не менее 25 м на свободной территории и не менее 15 м в сложившейся и реконструируемой застройке. Уровень шума на участках для вновь строящихся ДОУ не должен превышать 60 дБА. По условиям аэрации участки ДОУ размещают в зоне пониженных скоростей преобладающих ветровых потоков, аэродинамической тени.

Площадь участка для вновь строящихся ДОУ следует принимать из расчета на одно место при вместимости:

- до 100 мест - 40 м2;

свыше 100 мест - 35 м2.

Участок территории детского сада следует проектировать огороженным с двумя самостоятельными входами и въездами для автомобилей, один из которых является хозяйственным, обеспечивающим удобную связь с хозяйственной площадкой и загрузочной пищеблока и кольцевым объездом вокруг здания.

Принципиальная схема генерального плана участка Детского сада приведена на рис. 1

Рис. 1. Принципиальные схемы решения генплана участков ДУ

а - в обычных условиях; б - при примыкании участка к зданию;

1 - здание ДУ; 2 - групповые площадки ясельных групп; 3 - групповые площадки детей 3-6 (7) лет; 4 - теневой навес; 5 - общая физкультурная площадка; 6 - специализированные площадки; 7 - плескательный бассейн; 8 - огород-ягодник; 9 - площадка для домашних животных и птиц; 10 - хозплощадка (мусоросборники); 11 - место для стоянки личных автомобилей персонала; 12 - место ожидания родителями детей; 13 - кольцевая велосипедная дорожка; 14 - кольцевой автомобильный проезд; 15 – озеленение

Участок детского сада должен быть огорожен оградой высотой не менее 2,5 м и полосой зеленых насаждений, проходящей вдоль ограды с внутренней стороны участка. Ограда не должна иметь горизонтальных членений, а также острых завершений вертикальных прутьев. Расстояние между вертикальными элементами ограждения должно быть не более 0,1 м. Полоса зеленых насаждений в общем случае предусматривается шириной 1,5-3 м, выполняется многорядной (2-3 ряда) посадкой деревьев и кустарников.

В составе участка выделяется зона игровой территории и хозяйственная зона, с разграничением соответствующих технологических процессов.

Игровая территория включает групповые площадки, индивидуальные для каждой детской группы, оснащенные теневыми навесами, и общую физкультурную площадку.

В состав хозяйственной зоны входит хозплощадка, с местом разгрузки и площадкой для мусоросборников, площадью 100 м2 для ДОУ общего типа. Хозяйственная площадка должна быть расположена у входа в загрузочную пищеблока. Мусоросборники могут размещаться на асфальтированной площадке при въезде на участок со стороны хозяйственного автомобильного проезда.

На территории участка дошкольного учреждения подъезд к хозяйственной площадке рекомендуется делать минимальной длины и таким образом, чтобы он не пересекал пешеходные дорожки к групповым площадкам.

Земельный участок с игровой территорией должен примыкать к зданию ДОУ в месте расположения выходов из здания для вывода детских групп на участок.

Групповые площадки соединяют кольцевой дорожкой шириной 1,5 м по периметру участка (для езды на велосипеде, хождения на лыжах, изучения правил дорожного движения).

При крыльце главного входа в здание ДОУ следует предусматривать пандус, запроектированный в соответствии с требованиями доступности для инвалидов (СНиП 35-01-2001).

При проектировании проездов и площадок на участке ДОУ должны быть обеспечены условия загрузки пищеблока и удаления мусора, разворота автомобиля скорой помощи при транспортировке больного ребенка из медицинского изолятора, кольцевого объезда пожарной машины вокруг здания, а также удобного проезда к главному входу в здание.

Зона игровой территории ДОУ общего типа должна включать в себя:

- групповые площадки, индивидуальные для каждой дошкольной группы (детей от 3 до 7 лет), площадью по 80 м2, то же для ясельной группы (детей от 2 месяцев до 3 лет) - по 108 м2 (если позволяет территория участка, для универсального использования здания ДОУ в перспективе все групповые площадки лучше принимать по 180 м2);

- теневые навесы при каждой групповой площадке площадью по 40 м2;

- общую физкультурную площадку, площадью 250 м2 для ДОУ вместимостью до 150 мест и две физкультурные площадки площадью 150 и 250 м2 для ДОУ вместимостью 150 мест и более;

- площадь озеленения, которая должна составлять 50% общей площади участка.

При нестандартной комплектации детских групп в частных ДОУ, площадь групповых площадок определяется из расчета не менее 7,2 м2 на 1 ребенка ясельного возраста и не менее 9,0 м2 на 1 ребенка дошкольного возраста.

Габариты площадки для двухкомандных игр в составе общей физкультурной площадки - ориентировочно принимаются 6×9 м.

В составе игровой зоны в соответствии с технологическим заданием допускается предусматривать солярий, парк крупноразмерных игрушек, лыжню, зимний каток, велосипедную дорожку, площадку для изучения правил дорожного движения.

Пример планировки и оборудования площадки для обучения детей правилам дорожного движения приведен на рис. 2

Террасы с навесами при каждой групповой площадке детского сада предназначены для защиты от солнца, ветра и осадков. Навесы (террасы с навесами) предусматриваются огороженными с трех сторон. Высота ограждения не менее 1,5 м. Во избежание сквозняков, между ограждением и полом террасы не должно быть зазора. Пол террасы должен быть деревянным с отметкой пола па расстоянии 0,15 м от поверхности земли. Покрытие террасы может предусматриваться из современных облегченных металлических конструкций и светопрозрачных материалов, среднесерым, оранжевым либо других цветов, предпочтительно теплых оттенков.

При террасах с навесами (при одной из стен) рекомендуется предусматривать кладовую площадью 3-4 м2, с двумя отделениями для хранения игрушек, а также уборочного инвентаря и средств ухода за растениями.

 

Рис. 2 Пример планировки и оборудования площадки для обучения детей правилам дорожного движения

1 - пешеходный переход; 2 - осторожно, дети; 3 - перекресток; 4 - главная дорога; 5 - конец главной дорога; 6 - STOP; 7 - движение запрещено; 8 - место стоянки; 9 - движение направо; 10 - движение налево; 11 - указатель пешеходного перехода; 12 - светофор; 13 - металлическое ограждение; 14 - информационный стенд; 15 - физкультурная площадка; 16 - групповая площадка; 17 - бассейн; 18 - гимнастическая вышка – мост.

Террасы с навесами ясельных групп, а также иных детских групп, размещаемых на первом этаже зданий ДОУ, допускается предусматривать пристроенными к зданию как крытые террасы или остекленные веранды, а также как террасы, трансформируемые в веранды с помощью раздвижных элементов покрытия и вертикальных ограждающих конструкций. При этом теневые навесы не должны сокращать необходимую освещенность помещений групповых ячеек.

При организации вертикальных или наклонных светопрозрачных ограждений сооружений на участке (веранды, террасы, галереи, игровые павильоны) следует применять закаленное стекло, поликарбонат, другие травмобезопасные светопрозрачные материалы.

Игровые площадки должны иметь травяное покрытие. Кроме травяного покрытия, частично (но не более чем на половине площадки) может предусматриваться твердое или грунтовое покрытие, укрепленное песчаной подсыпкой или мелкой каменной крошкой.

Асфальтовое покрытие, а также покрытие с применением тротуарной плитки на групповых и общей физкультурной площадках не допускается.

На групповой площадке детей ясельного возраста до 1 года предусматривается деревянный манеж площадью 2,5×2,5 м, с ограждением высотой 0,6 м, а также деревянный настил на площади 5×6 м, с отметкой пола настила 0,15 м от уровня земли.

Площадь озеленения территории ДОУ должна составлять не менее 50% площади участка (без учета озеленения эксплуатируемой кровли, террас, веранд и т.п.). На площади озеленения предусматриваются травяное покрытие, цветники, кустарники и деревья, в том числе хвойные, обеспечивающие наличие зелени в течение всего года. При этом, следует высаживать и разнообразные лиственные, в том числе редкие породы деревьев, произрастающих в регионе. Не следует использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючками. Деревья должны высаживаться не ближе 15 м, кустарник - 5 м от стен здания ДОУ. Групповые площадки ограждают кустарником.

Общая физкультурная площадка площадью 250 м2 используется для занятий с двумя группами одновременно.На общей физкультурной площадке рекомендуется предусматривать зеленую лужайку для подвижных игр, кольцевую или прямую беговую дорожку, ямы для прыжков в длину и высоту, площадку для командных спортивных игр, зону с физкультурно-игровым оборудованием, гимнастическими и спортивными снарядами, а также «полосу препятствий».

Примерная планировка и размещение оборудования на физкультурной площадке приведены на рис. 3

Покрытие зоны с оборудованием для подвижных игр - твердое грунтовое, деревянный настил

Площадь хозяйственной площадки для ДОУ с числом детских групп 4 и более принимать равной 100 м2;

 

 

Рис. 3. Примерная планировка и размещение оборудования на физкультурной площадке:

I - беговая дорожка; II - спортивная площадка для игр в волейбол, бадминтон, баскетбол, городки; III - зеленая лужайка для подвижных игр с элементами соревнования; IV - зона с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами; V - яма для прыжков в длину и в высоту VI - полоса препятствий

1 - щит для игры в баскетбол; 2 - сетка волейбольная; 3 - ворота хоккейные или футбольные; 4 - теннисный стол; 5 - игровой гимнастический комплекс: а - разновысокие перекладины; б - канат для лазания; в - сетки; г - перекладина; д - шест и веревочная лестница; е - бум; 6 - гимнастическая стенка; 7 - фигурное вонтанирующее устройство; 8 - арка для подлезания; 9 - лиана; 10 - душ; 11 - скамьи без спинок для детей; 12 - цветочница; 13 – урна.

 

Рельеф участка: грунтовые площадки, площадки с твердым покрытием, пешеходные дорожки и автомобильные проезды, а также границы между ними - должен решаться без уступов. Перепады уровней высотой 0,15 м и более должны выполняться в виде откосов с организацией пандусов или лестниц. Лестницы, имеющие более 3 ступеней, и пандусы с перепадом уровней более 0,15 м (если они не проложены по естественному рельефу) должны иметь ограждения с поручнями для детей.

3.3 Требования к объемно-планировочным решениям

Зданий

Здания детских садов, как правило, предусматриваются высотой 2 этажа.

В условиях повышенной плотности застройки и дефицита территории допускается предусматривать здания ДОУ высотой в 3 этажа. На 3-м этаже допускается располагать групповые ячейки только детей старших возрастных групп, залы и иные специализированные помещения для работы с детьми, служебно-бытовые и рекреационные помещения.

Групповые ячейки для детей ясельного возраста, как правило, располагаются на 1-м этаже, для детей 2 лет и старше размещение групповой ячейки допускается на 2-м этаже.

ДОУ общего типа должны включать следующие функциональные группы помещений: групповые ячейки - изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе; специализированные помещения дня занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами; сопутствующие помещения (медицинские, пищеблок, постирочная) и служебно-бытовые помещения персонала. Функциональная структура дошкольных образовательных учреждений (состав и взаимосвязь функциональных элементов) приведены на рис. 4.

Все основные помещения ДОУ следует размещать в надземных этажах. Допускается размещение постирочной, кладовой овощей, кладовой садового инвентаря, дополнительных к нормируемым кладовых помещений, помещений инженерного обеспечения (кроме электрощитовой) - в подвальном этаже.

Допускается размещение административных, служебно-бытовых помещений, постирочной, кладовой овощей, кладовой садового инвентаря, дополнительных к нормируемым кладовых помещений, столярной мастерской, помещений инженерного обеспечения (кроме электрощитовой) - в цокольном этаже. Допускается также размещение в цокольном этаже пищеблока и бассейна, при выполнении всех нормативных требований гидроизоляции и естественного освещения.

 

 

 

Рис. 4. Функциональная структура дошкольных образовательных учреждений (состав и взаимосвязь функциональных элементов)

 

Высота помещений зданий детских садов в чистоте должна быть не менее 3 м.

В двухуровневых групповых ячейках, при других объемно - планировочных решениях, связанных с перепадами уровней, например, при создании более высоких помещений групповой (более 3 м), допускается снижать высоту помещений туалетной, раздевальной, буфетной - до 2,5 м.

Допускается снижать до 2,2 м высоту части дополнительных к нормируемым элементов игрового пространства групповой «домашний уголок», веранда-оранжерея, модуль-театр, модуль-сказка и т.п.), а также до 1,8 м уровни подвесных или наклонных потолков над частью помещения групповой, предусматриваемой на дополнительной площади по отношению к нормируемой площади групповой.

В зданиях детских садов следует предусматривать один вход не более чем на 4 группы.

В ДОУ общего типа ясельные группы (для детей до 3 лет) следует располагать преимущественно на 1-м этаже, с самостоятельными входами с участка. Допускается общий вход с общей лестницей для детей двух ясельных групп, размещаемых на 2-м этаже. На 1-м этаже при входе для этих групп могут предусматриваться туалеты (отдельные для каждой ясельной группы) для пользования детьми во время прогулки.

Раздевальные групповых ячеек детей от 4 лет, располагающихся на втором или третьем этажах, допускается размешать на первом этаже, при входе в здание. При этом раздевальная каждой такой группы предусматривается отдельным помещением.

При входах в ясельные группы следует предусматривать помещения колясочных или террасы площадью не менее 12 м2 для каждой группы. Рекомендуется предусматривать колясочные для групп дошкольного возраста.

При главном входе в здание предусматривается холл площадью не менее 18 м2, с удобной короткой связью с помещениями администрации и медицинскими помещениями.

Входы в здание следует проектировать с двойным тамбуром, каждый глубиной не менее 1,6 м. При входах в детские группы вместо одного из тамбуров допускается предусматриваться тамбур-шлюз для накопления детей всей группы перед выходом на участок. Тамбур-шлюз должен иметь естественное освещение, ширину не менее 1,6 м, глубину (по пути следования) - до 6 м.

В ДОУ на 4-5 детских групп предусматривается один зал для музыкальных и физкультурных занятий площадью не менее 100 м2, в ДОУ на 6-14 групп - два зала площадью не менее 100 м2 каждый, с кладовой при каждом зале площадью не менее 6 м2.

Планировочная структура зданий ДОУ предусматривается по принципу групповой изоляции, при котором групповая ячейка является местом основного пребывания детей каждой конкретной детской группы, с осуществлением основных занятий с детьми, игр, оздоровительных мероприятий, отдыха, дневного сна, переодевания и кормления детей.

Общие мероприятия (праздники, детские спектакли) в залах для музыкальных и гимнастических занятий ДОУ допускается предусматривать не более чем для 2 групп (с общим числом детей не более 50).

В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная для детей ясельного возраста), групповая (игровая для детей ясельного возраста), спальня, буфетная и туалетная.

В приемной для детей от 2 месяцев до 1 года выделяют место для переодевания матерей и кормления грудных детей матерями. Спальни в группах для детей от 2 месяцев до 1 года следует разделять на 2 зоны остекленной перегородкой.

Из раздевальной групповой ячейки (или помещения групповой, если раздевальная решается отдельно) должен предусматриваться удобный и короткий эвакуационный выход в коридор, лестничную клетку или наружу.

Второй эвакуационный выход из групповой ячейки может предусматриваться из любого ее помещения. Это выход со второго этажа допускается предусматривать по наружной лестнице.

Группу медицинских помещений вместе с изолятором в ДОУ общего типа вместимостью 4-6 групп рекомендуется размещать на первом этаже в непосредственной близости от входа в здание либо с организацией отдельного наружного выхода из изолятора. В ДОУ вместимостью 7 и более групп из изолятора необходимо предусматривать отдельный наружный выход.

Пищеблок в зданиях ДОУ следует предусматривать работающим, как правило, на сырье. Допускается предусматривать пищеблоки, работающие на полуфабрикатах. Пищеблок в зданиях ДОУ, как правило, размещается на первом этаже.

Производственные и складские помещения для хранения пищевых продуктов (сухих, сыпучих) не следует размещать в подвальных и полуподвальных помещениях. Кладовые для хранения сухих продуктов, овощей и охлаждаемые камеры не допускается размещать под душевыми и санитарными узлами, моечными, а также производственными помещениями с трапами.

Раздаточная в пищеблоках ДОУ предусматривается отдельным помещением.

В зданиях ДОУ в 2 и 3 этажа необходимо предусматривать грузопассажирский лифт или лифтовой подъемник для вертикальной транспортировки пищи. Лифт следует предусматривать вблизи раздаточной пищеблока с тамбуром при выходе в общее коммуникационно-рекреационное пространство здания или непосредственно примыкающим к раздаточной.

Расположение входов в пищеблок напротив входов в постирочную не допускается.

Постирочные в детских садах общего типа, как правило, следует проектировать из расчета стирки 1/3 объема белья. В иных случаях площади постирочных и технологическая схема стирки белья определяются технологическим заданием.

В зданиях ДОУ общего типа на 6 групп и более при построчных следует предусматривать помещение для сдачи и сортировки грязного белья, с площадью не менее 6 м2.

Если предполагается стирка белья в городской прачечной, вместо постирочной достаточно иметь только помещение для сдачи и сортировки грязного белья, площадью не менее 6 м2, с организацией отдельного наружного выхода.

Расположение входов в групповые ячейки напротив входов в постирочную и сушильную-гладильную не допускается.

Инсоляция помещений ДОУ должна предусматриваться в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Допустимая ориентация окон помещений групповых (игральных) по сторонам горизонта - в секторе от 85° до 275° при оптимальной 180°.

Для спален, медицинской и процедурной комнат, комнаты коррекции - допускается любая ориентация при оптимальной - 90°.

Для зала для музыкальных и гимнастических занятий, кружковых помещений, палат изолятора - допускается любая ориентация при оптимальной - 180°.

Для кухни, заготовочного цеха допускается любая ориентация при оптимальной - 360°.

При комбинированном (угловом, боковом и верхнем, боковом и верхненаклонном) естественном освещении требований к ориентации не предъявляется.

При ориентации окон групповых, спален, залов для музыкальных и гимнастических занятий, кружковых помещений, комнаты коррекции, палат изолятора, кухни, заготовочного цеха на азимуты 200°-275° для исключения перегрева помещений предусматривается солнцезащита.

Освещать естественным верхним (верхне-наклонным) светом допускается: раздевальные и туалетные групповых ячеек, комнаты психологической разгрузки детей («домашний уголок») и взрослых, комнаты персонала, залы для музыкальных и гимнастических занятий, зал с ванной бассейна, зал разминки при бассейне, помещения детских кружков и секций, коммуникационно - рекреационное пространство.

Туалетные в составе помещений групповых ячеек, приемные и туалетные в составе помещений изолятора допускается освещать вторым светом.

Допускается не предусматривать естественного освещения в буфетных, комнатах персонала, туалетах персонала, кладовых (в том числе в кладовой чистого белья, если в здании ДОУ предусматривается комната кастелянши).

Расположение оконных проемов групповых и спален непосредственно над окнами кухни, построчной, туалетных - не допускается.

При зданиях ДОУ допускается предусматривать не отапливаемые или отапливаемые помещения - саночные - колясочные, кладовые хранения крупноразмерных игрушек, садового инвентаря; отапливаемые помещения - остекленные веранды-оранжереи, а также открытые помещения - открытые террасы, террасы-манежи, террасы-солярии.

Открытые террасы в уровне второго или третьего этажей допускается проектировать, на эксплуатируемых кровлях, с организацией второю эвакуационного выхода с каждой террасы. Устройство второго эвакуационного выхода с эксплуатируемой кровли или с террасы в уровне третьего этажа по наружной металлической лестнице не допускается.

Требования к проектированию помещений основного пребывания детей

Площади основных помещений стандартной групповой ячейки (для зданий ДОУ общего типа, принимаются не менее: групповая - 50 м2, спальня - 50 м2 туалетная - 16 м2, раздевальная - 18 м2, буфетная - 3,8 м2.

В нестандартных групповых ячейках площади помещений групповой - из расчета, не менее: ясельной (для детей от 2 месяцев до 3 лет) - 2,5 м2 на 1 ребенка, дошкольной (для детей от 3 до 7 лет) - 2,0 м2 на 1 ребенка; спальни: для ясельных групп - 1,8 м2 на 1 ребенка, для дошкольной группы - 2,0 м2 на 1 ребенка; раздевальной - не менее 1 м2 на 1 ребенка, туалетной не менее 0,8 м2 на 1 ребенка.

Площади дополнительных помещений групповых ячеек разных типов приведены в таблице 6.

 

 

Таблица 6

Требования к проектированию специализированных,

Треб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.202 (0.015 с.)