Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Игровые технологии Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности ребенка. Целевая ориентация игр Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комуникативности. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самореализация; обучение общению; психотерапия.
Игры и упражнения на уроках изобразительного искусства Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала. Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы. Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала. Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям. Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает. Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных способностей восприятия. Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя». Включение игровых моментов на уроках позволяет корректировать психологическое состояние учащихся. Дети воспринимают психотерапевтические моменты как игру, а у учителя есть возможность своевременно менять содержание и характер заданий в зависимости от обстановки. Значительное место в системе учебных ситуаций занимают упражнения. В ходе выполнения упражнений абстрактного характера возникающие образы конкретизируются и находят индивидуальное воплощение в определенной теме. В сочетании с конкретным заданием упражнения развивают у детей сложную мыслительную деятельность, в которой анализ и синтез как два психологических процесса выступают во взаимосвязи и единстве. Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения. Зрительный диктант требует повторения за учителем каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу. Содержание упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер — предполагает варианты решения, т. е. возможность творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи. По форме упражнения могут быть: изобразительными (рисунок, живопись, лепка); устными (ответы по теоретическим вопросам); письменными (анализ произведений искусства).
Упражнения могут носить характер зрительного диктанта. Ученики копируют действия учителя. Ценность этого вида упражнений заключается не столько в результатах, сколько в самом процессе. Выполняя действия «под диктант», школьники перенимают правильные, профессиональные приемы работы. При этом вырабатываются наблюдательность, аккуратность, улучшаются темп и ритм работы класса. Зрительный диктант может применяться во всех видах работы: в рисовании, лепке, конструировании. Целесообразно проводить упражнения с использованием печатной основы: дорисовывание, закрашивание, расписывание готовых изображений, вырезанных из бумаги силуэтов. Готовая основа позволяет четко выделить учебную задачу и решить ее в кратчайший срок. При ознакомлении с цветом учащимся можно предложить упражнения на передачу цветом определенного настроения, что способствует осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета. При решении пространственных задач готовая основа помогает передать ощущение зрительной глубины на листе. Это задание целесообразно выполнить после изучения способов передачи глубины пространства. Можно предложить учащимся найти ошибки в композициях. Понятие о декоративной композиции закрепляется с помощью упражнения, которое выполняется коллективно и имеет целью создание фриза для украшения класса. Упражнения отвлеченного характера развивают мыслительную деятельность. С подобными упражнениями ученики справляются за короткий срок (3—15 минут). Таким образом, готовая печатная основа служит вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков по всем учебным темам, а также средством повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности. Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему. Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов. На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр: внимание; развивающие глазомер; тренирующие наблюдательность; развивающие творческие способности; воздействующие на эмоции и чувства; раскрывающие личностные возможности ребенка. Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
I. Игры и упражнения из готовых фигур геометрической и произвольной формы
Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур. Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику). Игра-головоломка. Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер. Восприятие искусства. Беседа «Анималистический жанр». ДПИ; форма, пропорции, конструкции. «Фантастическое животное, птица, рыба». Дополните изображение. Нитепечатанием учащиеся получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения. форма, пропорции, конструкции. «Фантастическое животное, птица, рыба». Холодные и теплые цвета. Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта. Рисование с натуры овощей и фруктов. Декоративная композиция «Платочек или рукавички». Продолжите цепочку слов. Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка... Объясните значение слова. Например: ритм — это…, дизайн — это… Вычеркните лишнее слово. Упражнение носит характер упражнение № 3, т. е. обобщающий, контролирующий. Оценка устных ответов. Сравните впечатления Учащиеся сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь учащихся. Цвет. Рисование с натуры натюрморта (овощи, фрукты). Композиция на плоскости. Человек и предметный мир. Натюрморт «Мир моей бабушки». Восприятие искусства. Беседа «Анималистический жанр». Восприятие искусства. Беседа «Человек в искусстве. Жанр портрета». Тема мифа в изобразительном искусстве. Роспись ларца в ювелирных украшениях. Восприятие искусства. Беседа «Бытовой жанр в изобразительном искусстве». Лепка фриза для здания школы или детского сада. Восприятие искусства. Беседа о взаимосвязи человека с окружающей средой. Беседа о графическом дизайне. Восприятие искусства. Беседа «Исторический и батальный жанры». Восприятие искусства. Беседа «Библейские сюжеты в живописи, графике и скульптуре». 3. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства). Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер. Игра «Угадай». Учитель подбирает стихи, загадки, по которым учащиеся должны догадаться, о каком произведении (предмете) искусства идет речь. Игра развивает логическое мышление, эмоциональную культуру восприятия, активизирует внимание, стимулирует процесс запоминания художественной информации.
Роспись изделий по типу народных узоров. Викторина «Аукцион знаний». Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью викторины, вопросы к которой учитель готовит заранее. Также можно провести игру «В мастерской художника», используя специально подобранный материал. Игра «Лучший экскурсовод». Выбранные на соискание почетного звания ученики рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и ее элементах, средствах выразительности. Игра такого рода способствует развитию зрительной памяти, речи, логического мышления, способности эмоционального и образного выражения, умения сделать анализ художественного произведения. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений, выводов является обязательным условием проведения таких игр-занятий. Учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
Пример использования игры на уроке. Разработка (краткая) урока по теме «Натюрморт. В музеях хранятся картины – натюрморты». Цели и задачи *систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт) *ознакомить последовательностью ведения живописной работы (натюрморт) *развивать чувство пропорции, соразмерности (размещение 2-4 предметов на листе крупно) *формировать графические навыки в изображении объемных предметов *развивать умение рисовать по представлению Ход урока 1. Организация класса 2. Вводная беседа. Учитель - Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы -Что такое натюрморт? -Какие вам нравятся больше и почему, назовите авторов картин. -Какие цвета преобладают в них? -Что объединяет все предметы одного натюрморта? (тема, принадлежность) -Какую роль играет солнечный свет? Работа учащихся над заданием Скачет сито по полям, А корыто по лугам. За лопатою метла Вдоль по улице пошла.. Далее идет беседа по содержанию произведения К.Чуковского «Федорино горе» Игра- упражнение «Помогите Федоре» Детям нужно расположить на листе бумаги предметы (кухонные пренадлежности, вазу с цветами…) Группа детей может работать с муляжами.
Итоги урока Домашнее задание составить дома натюрморт и сфотографировать. Следующий урок начнется с фотовыставки натюрмортов.
Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен “увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский “в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”. Дети, особенно младшие школьники, очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, “играть в сказку”. Почему сказка любимый детьми жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Но как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства на уроках изобразительного искусства. Тем и хорош этот урок, что он соединяет воедино многие искусства.
Список использованной литературы
1. Азаров, Ю. П. Игра и труд / Ю. П. Азаров.. 2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева. 3. Выготский, Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии 4. Газман, О. С. В школу с игрой / О. С. Газман [и др 5. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре / Р. И. Жуковская. 6. Занько, С. Ф. Игра и учение / С. Ф. Занько [и др.].. 7. Котикова, О. П. Эстетическое воспитание старшеклассников / О. П. Котикова. 8. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин.. 9. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко.. 10. Шмаков, С. А. Игры учащихся — феномен культуры / С. А. Шмаков. 11. Шмаков, С. А. Культура — досуг — ребенок / С. А. Шмаков.. 12. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин.. 13. Юсов, Б. П. Изобразительное искусство в начальных классах / Б. П. Юсов [и др. Использование игровых технологий на уроках изобразительного искусства
Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Василий Сухомлинский
Игровые технологии Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности ребенка. Игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную: это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес; коммуникативную: освоение диалектики общения; самореализации в игре как в полигоне человеческой практики; игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показаний; межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения. Большинству игр присуще четыре главные черты (по С. А. Шмакову): свободная развивающая деятельность, принимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата; творческая, в значительной мере импровизационная, очень активная по характеру этой деятельности; эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т. п.; наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично включаются целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации. В структуру игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т. е. замещение вещей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре. Значение игры невозможно исчерпать и оценить креативно-развлекательными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с давних времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более обширных технологий; в качестве одного из методов проведения урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология проведения внеурочной работы по предмету.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций в урочной форме происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель перед учащимися ставится в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Следует разделять игры по виду деятельности: физические (двигательные); интеллектуальные (умственные); трудовые; социально-педагогические. По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотерапевтические. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
Роль учителя в проведении игр и упражнений на уроках Учитель, проводящий игру, должен уделить внимание тем ученикам, у которых что-то не получается, рекомендовать им приемы и упражнения для тренировки нужных качеств, объяснять правила проведения игры. Поскольку дети могут вносить свои коррективы в уже имеющиеся правила игры, учителю следует поддерживать их инициативу и творческий подход. При проведении игры важно обеспечить положение, при котором соревнующиеся будут равны по силам и находиться в равных условиях. Необходимо создать такую обстановку, которая предопределит правильное отношение к игре со стороны детей. Позиция взрослого в игре всегда должна быть активной. Роль арбитра, посредника, члена жюри позволяет давать оценки, характеризовать поведение учеников. Учитель может принимать участие в игре, превращая ее в воспитательный фактор, что способствует гармонизации отношений «учитель — ученик». Это основная функция игровой позиции педагога, способствующей созданию творческой атмосферы. Игровая позиция учителя представляет собой своеобразный стиль отношений между взрослыми и детьми. Учитель с помощью игры может выявить психоэмоциональное состояние ученика, дифференцировать задачу урока, учитывая творческую индивидуальность ребенка, его мироощущение, понимание окружающей действительности, тяготение к тому или иному стилю изобразительного искусства, виду материала. Более гибкому учебному процессу способствует определение психоэмоционального состояния как класса, так и отдельного ученика (в начале и в конце урока) с помощью особых приемов (например, в виде работы с цветовыми карточками). Организуя сюжетные игры, педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе через их игровые взаимоотношения путем продуманного распределения ролей. Основные функции игровой позиции педагога: гуманизация взаимоотношений педагога с детьми; повышение творческого потенциала коллективной деятельности; экономия нервных затрат педагогов и школьников; обеспечение гибкого поведения учителя.
Игра как средство самовоспитания
Игра — это путь к познанию своих возможностей. Самопроверка всегда побуждает к самосовершенствованию. Поэтому детские игры — важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над формированием воли, характера, положительных привычек. Приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, неутомимости, целеустремленности. Детям нравится сам процесс игры, для них — это работа, требующая усилий. Они преодолевают в игре серьезные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Игры дополняют учебный процесс, способствуют развитию важнейших психических свойств, необходимых для трудовой деятельности и творчества. Большинство игр построено на самопроверке своих возможностей, на стимулировании их развития. Это важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания.
Целевая ориентация игр Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комуникативности. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самореализация; обучение общению; психотерапия.
Игра-головоломка. Составьте из геометрических фигур изображения животных. Задание носит творческий характер. V класс Восприятие искусства. Беседа «Анималистический жанр». ДПИ; форма, пропорции, конструкции. «Фантастическое животное, птица, рыба». Дополните изображение. Нитепечатанием учащиеся получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения. V класс ДПИ; форма, пропорции, конструкции. «Фантастическое животное, птица, рыба». Холодные и теплые цвета. Учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта. V класс Рисование с натуры овощей и фруктов. ДПИ. Декоративная композиция «Платочек или рукавички». Продолжите цепочку слов. Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка... Объясните значение слова. Например: ритм — это…, дизайн — это… Задания для повторения. V класс Выполнение натюрморта. VI класс Беседа о графическом дизайне. Роспись ларца для ювелирных украшений. Вычеркните лишнее слово. Упражнение носит характер упражнение № 3, т. е. обобщающий, контролирующий. Оценка устных ответов. V класс Восприятие искусства. Беседа «Анималистический жанр». Рисование натюрморта с натуры. Сравните впечатления Учащиеся сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь учащихся. V класс Цвет. Рисование с натуры натюрморта (овощи, фрукты). Композиция на плоскости. Человек и предметный мир. Натюрморт «Мир моей бабушки». в жизни общества и человека». Восприятие искусства. Беседа «Анималистический жанр». Восприятие искусства. Беседа «Человек в искусстве. Жанр портрета». VI класс Тема мифа в изобразительном искусстве. Роспись ларца в ювелирных украшениях. Восприятие искусства. Беседа «Бытовой жанр в изобразительном искусстве». Лепка фриза для здания школы или детского сада. Восприятие искусства. Беседа о взаимосвязи человека с окружающей средой. Беседа о графическом дизайне. Восприятие искусства. Беседа «Исторический и батальный жанры». Восприятие искусства. Беседа «Библейские сюжеты в живописи, графике и скульптуре». 3. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства). Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер. Игра «Угадай». Учитель подбирает стихи, загадки, по которым учащиеся должны догадаться, о каком произведении (предмете) искусства идет речь. Например: Колькі год яму — хіба ўспомнішь? Уталяў ён наш голад не раз: Сырадоем бываў напоўнен, Дастаўляў на пакосы квас. (Збан.)
Быў я на канапцы, Быў я на кружанцы, Быў на пажары, Быў на базары. Малады быў — увесь свет карміў, А як стары стаў — пеленацца стаў, Давялося паміраць — Няма каму касцей пахаваць. (Гаршчочак.)
Игра развивает логическое мышление, эмоциональную культуру восприятия, активизирует внимание, стимулирует процесс запоминания художественной информации. VI класс Роспись изделий по типу народных узоров. Викторина «Аукцион знаний». Знания учащихся по теории искусства можно проверить с помощью викторины, вопросы к которой учитель готовит заранее. Также можно провести игру «В мастерской художника», используя специально подобранный материал. Например, на уроках по ДПИ. Игра «Лучший экскурсовод». Выбранные на соискание почетного звания ученики рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и ее элементах, средствах выразительности. V класс Изображение на плоскости. «Пейзаж в белорусском искусстве». VI класс «Лицо — зеркало души». Беседа «Библейские сюжеты в живописи, графике, скульптуре». Игра такого рода способствует развитию зрительной памяти, речи, логического мышления, способности эмоционального и образного выражения, умения сделать анализ художественного произведения. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений, выводов является обязательным условием проведения таких игр-занятий. Учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
VI. Практические упражнения
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Игровые технологии Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности ребенка. Игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции: развлекательную: это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес; коммуникативную: освоение диалектики общения; самореализации в игре как в полигоне человеческой практики; игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показаний; межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения. Большинству игр присуще четыре главные черты: свободная развивающая деятельность, принимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата; творческая, в значительной мере импровизационная, очень активная по характеру этой деятельности; эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т. п.; наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В структуру игры как деятельности органично включаются целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации. В структуру игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т. е. замещение вещей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре. Значение игры невозможно исчерпать и оценить креативно-развлекательными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с давних времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета; как элемент более обширных технологий; в качестве одного из методов проведения урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология проведения внеурочной работы по предмету.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций в урочной форме происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель перед учащимися ставится в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Следует разделять игры по виду деятельности: физические (двигательные); интеллектуальные (умственные); трудовые; социально-педагогические. По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотерапевтические. Обширна типология педагогических игр по ха
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.189 (0.017 с.) |