Найдите среди произведений искусства такие, которые ассоциируются с определенными чувствами.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Найдите среди произведений искусства такие, которые ассоциируются с определенными чувствами.



Данный вид задания может быть использован на уроках по восприятию искусства.

V. Сюжетно-ролевые игры

1. Игра "Следствие ведут знатоки".

По описанию примет «пропавшей из музея картины (скульптуры)» знатоки искусства ищут среди репродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея». Дополнительные сведения могут сообщать «свидетели» – ученики класса.

 Восприятие искусства. Беседа об искусстве «Искусство в жизни общества и человека».

 Восприятие искусства. «Человек в искусстве. Жанр портрета».

 Беседа об искусстве «Исторический и батальный жанры».

Игра «Лучший экскурсовод».

Выбранные на соискание почетного звания ученики рассказывают о сюжете, мотиве произведения, композиции и ее элементах, средствах выразительности.

Игра такого рода способствует развитию зрительной памяти, речи, логического мышления, способности эмоционального и образного выражения, умения сделать анализ художественного произведения. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений, выводов является обязательным условием проведения таких игр-занятий. Учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

 

Пример использования игры на уроке.

Разработка (краткая) урока по теме

«Натюрморт. В музеях хранятся картины – натюрморты».

Цели и задачи

*систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт)

*ознакомить последовательностью ведения живописной работы (натюрморт)

*развивать чувство пропорции, соразмерности (размещение 2-4 предметов на листе крупно)

*формировать графические навыки в изображении объемных предметов

*развивать умение рисовать по представлению

Ход урока

1.Организация класса

2. Вводная беседа.

Учитель - Рассмотрим иллюстрации, репродукции и ответим на вопросы

-Что такое натюрморт?

-Какие вам нравятся больше и почему , назовите авторов картин.

-Какие цвета преобладают в них?

-Что объединяет все предметы одного натюрморта? (тема, принадлежность)

-Какую роль играет солнечный свет?

Работа учащихся над заданием

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла..

Далее идет беседа по содержанию произведения К.Чуковского «Федорино горе»

Игра- упражнение «Помогите Федоре»

Детям нужно расположить на листе бумаги предметы (кухонные пренадлежности, вазу с цветами…)

Группа детей может работать с муляжами.

 

 

 

Выполнение натюрморта с натуры и по представлению.

Освоение приемов изображения натюрморта.

Последовательность выполнения работы

1.Подготовительный этап – наметим контуры всех предметов светлыми линиями

2. Первый этап – приготовление малонасыщенной смеси и нанесение на все части рисунков

3. Второй этап – передаем освещенность и объем, прокладываем прозрачными , но темными красками

4. Третий этап – моделируем объем и пространство более тонкими оттенками цвета

5. Последний этап – обобщаем цвета, смягчаем контуры

Дидактическая игра «Собери картину»

Федора рада , что дети помогли навести порядок в ее доме. В благодарность она несла картины натюрмортов, но они рассыпались.

Задача ребят – собрать натюрморт из разрезанных частей.

Итоги урока

Домашнее задание составить дома натюрморт и сфотографировать.

Следующий урок начнется с фотовыставки натюрмортов.

 

Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен “увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский “в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”.

Дети, особенно младшие школьники, очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, “играть в сказку”. Почему сказка любимый детьми жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства.

Но как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства на уроках изобразительного искусства. Тем и хорош этот урок, что он соединяет воедино многие искусства.

 

Список использованной литературы

 

1. Азаров, Ю. П. Игра и труд / Ю. П. Азаров..

2. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой / Н. П. Аникеева.

3. Выготский, Л. С. Роль игры в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии

4. Газман, О. С. В школу с игрой / О. С. Газман [и др

5. Жуковская, Р. И. Воспитание ребенка в игре / Р. И. Жуковская.

6. Занько, С. Ф. Игра и учение / С. Ф. Занько [и др.]..

7. Котикова, О. П. Эстетическое воспитание старшеклассников / О. П. Котикова.

8. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин..

9. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко..

10. Шмаков, С. А. Игры учащихся — феномен культуры / С. А. Шмаков.

11. Шмаков, С. А. Культура — досуг — ребенок / С. А. Шмаков..

12. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин..

13. Юсов, Б. П. Изобразительное искусство в начальных классах / Б. П. Юсов [и др.

Использование игровых технологий

на уроках изобразительного искусства

 

Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Василий Сухомлинский

 

Игровые технологии

Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности ребенка.

Игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

развлекательную: это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализации в игре как в полигоне человеческой практики;

игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показаний;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения.

Большинству игр присуще четыре главные черты (по С. А. Шмакову):

свободная развивающая деятельность, принимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

творческая, в значительной мере импровизационная, очень активная по характеру этой деятельности;

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т. п.;

наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

 

В структуру игры как деятельности органично включаются целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностью выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

роли, взятые на себя играющими;

 игровые действия как средство реализации этих ролей;

 игровое употребление предметов, т. е. замещение вещей игровыми, условными;

 реальные отношения между играющими;

сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить креативно-развлекательными возможностями. Являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с давних времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

 в качестве самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета;

 как элемент более обширных технологий;

 в качестве одного из методов проведения урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

 как технология проведения внеурочной работы по предмету.

 

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые ситуации на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования школьников к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций в урочной форме происходит по таким основным направлениям:

 дидактическая цель перед учащимися ставится в форме игровой задачи;

 учебная деятельность подчиняется правилам игры;

 учебный материал используется в качестве ее средства;

 в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

 успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Следует разделять игры по виду деятельности:

 физические (двигательные);

 интеллектуальные (умственные);

 трудовые;

 социально-педагогические.

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

 обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

 познавательные, воспитательные, развивающие;

 репродуктивные, продуктивные, творческие;

 коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотерапевтические.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

 

Роль учителя в проведении игр и упражнений на уроках

Учитель, проводящий игру, должен уделить внимание тем ученикам, у которых что-то не получается, рекомендовать им приемы и упражнения для тренировки нужных качеств, объяснять правила проведения игры.

Поскольку дети могут вносить свои коррективы в уже имеющиеся правила игры, учителю следует поддерживать их инициативу и творческий подход.

При проведении игры важно обеспечить положение, при котором соревнующиеся будут равны по силам и находиться в равных условиях. Необходимо создать такую обстановку, которая предопределит правильное отношение к игре со стороны детей.

Позиция взрослого в игре всегда должна быть активной. Роль арбитра, посредника, члена жюри позволяет давать оценки, характеризовать поведение учеников. Учитель может принимать участие в игре, превращая ее в воспитательный фактор, что способствует гармонизации отношений «учитель — ученик». Это основная функция игровой позиции педагога, способствующей созданию творческой атмосферы. Игровая позиция учителя представляет собой своеобразный стиль отношений между взрослыми и детьми.

Учитель с помощью игры может выявить психоэмоциональное состояние ученика, дифференцировать задачу урока, учитывая творческую индивидуальность ребенка, его мироощущение, понимание окружающей действительности, тяготение к тому или иному стилю изобразительного искусства, виду материала.

Более гибкому учебному процессу способствует определение психоэмоционального состояния как класса, так и отдельного ученика (в начале и в конце урока) с помощью особых приемов (например, в виде работы с цветовыми карточками).

Организуя сюжетные игры, педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе через их игровые взаимоотношения путем продуманного распределения ролей.

Основные функции игровой позиции педагога:

 гуманизация взаимоотношений педагога с детьми;

 повышение творческого потенциала коллективной деятельности;

 экономия нервных затрат педагогов и школьников;

 обеспечение гибкого поведения учителя.

 

Игра как средство самовоспитания

 

Игра — это путь к познанию своих возможностей. Самопроверка всегда побуждает к самосовершенствованию. Поэтому детские игры — важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над формированием воли, характера, положительных привычек. Приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, неутомимости, целеустремленности. Детям нравится сам процесс игры, для них — это работа, требующая усилий. Они преодолевают в игре серьезные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки.

Игры дополняют учебный процесс, способствуют развитию важнейших психических свойств, необходимых для трудовой деятельности и творчества. Большинство игр построено на самопроверке своих возможностей, на стимулировании их развития. Это важное психолого-педагогическое средство развития и воспитания.

 

Целевая ориентация игр

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие:воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комуникативности.

Развивающие:развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальное решение; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие:приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самореализация; обучение общению; психотерапия.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.01 с.)