ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники экологической информации



В научной литературе[1] выделяются следующие источники экологической информации: законы и иные нормативные правовые акты; государственный статистический учет и отчетность; мониторинг окружающей среды; государственные кадастры и реестры природных ресурсов; регистры и реестры веществ объектов и сооружений, имеющих экологическую значимость; экологическая документация предприятий; Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации»; отчеты и иные данные, имеющиеся в государственных и общественных организациях; сообщения средств массовой информации.

Государственный статистический учет и отчетность в области охраны окружающей среды осуществляет управление статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды, которое является структурным подразделением центрального аппарата Федеральной службы государственной статистики (Росстата)[2].

В числе государственных кадастров и реестров природных ресурсов можно выделить: государственный кадастр недвижимости; государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственный кадастр объектов животного мира; государственный рыбохозяйственный реестр; государственный кадастр особо охраняемых природных территорий; государственный лесной реестр; государственный водный реестр; государственный кадастр отходов; красная книга Российской Федерации[3].

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных[4] (статья 63 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются: регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды; хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды; анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений; обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы: государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды; государственного мониторинга атмосферного воздуха; государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации; государственного мониторинга земель; государственного мониторинга объектов животного мира; государственного лесопатологического мониторинга; государственного мониторинга состояния недр; государственного мониторинга водных объектов; государственного мониторинга водных биологических ресурсов; государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации; государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации; государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации; государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал; государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (статья 63.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В числе регистров и реестров веществ объектов и сооружений, имеющих экологическую значимость в научной литературе выделяются: Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ; Российский регистр гидротехнических сооружений; Государственный реестр опасных производственных объектов; Государственный реестр объектов размещения отходов[5].

К экологической документации предприятий относятся: экологический паспорт природопользователя; радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий; декларация безопасности промышленного объекта.

Экологический паспорт природопользователя – это документ, содержащий информацию об уровне использования природопользователем ресурсов и степени воздействия его производств на окружающую природную среду, а также сведения о разрешениях на право природопользования, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов[6].

Радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий являются основными документами, характеризующими радиационную безопасность организаций и территорий[7]. Радиационно-гигиеническая паспортизация организаций и территорий является государственной системой оценки влияния основных источников ионизирующего излучения (техногенных и естественных) и направлена на обеспечение радиационной безопасности населения в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности, сопряженной с другими системами наблюдения за ионизирующим излучением[8].

Разработка декларации промышленной безопасности предполагает: всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте[9].

Представляет собой документированный систематизированный свод аналитической информации о состоянии окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, о происходящих в них процессах, явлениях, результатах оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием природных и антропогенных факторов.

Подготавливается в целях обеспечения реализации прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и информационного обеспечения деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических лиц и физических лиц, направленной на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий[10]. Подготовку и распространение организует Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)


12. Оценка экологической обстановки в зонах туристско-рекреационного природопользования.

При рассмотрении туристско-рекреационных ресурсов чаще всего используются два вида оценок: качественная и количественная.

Количественная оценка включает в себя:

1) показатели объема запасов, необходимых для определения потенциальной емкости территориальных рекреационных систем, оптимизации нагрузок;

2) показатели площади распространения ресурсов, благоприятных для рекреационного использования, установления границ санитарных округов;

3) продолжительность комфортного сезона использования рекреационных ресурсов, определяющих сезонность использования и развития туризма.

Качественная оценка рекреационных ресурсов включает в себя степени благоприятных свойств для определенного вида или цикла рекреационных занятий: выразительность, контрастность, величественность, способность природных рекреационных ресурсов пробуждать положительные эмоции.

Стоимость рекреационных ресурсов, как и природных, в целом должна определяться такими же образом, как стоимость национального богатства страны, причем необходимо делать поправку на рекреационную стоимость территории. Экономические параметры продукции рекреационной деятельности и экономическая оценка рекреационных ресурсов тесно связаны с видом ресурса, его качеством, расстоянием от района спроса, технологии использования, состояния окружающей среды. Следовательно, экономическая оценка рекреационных ресурсов должна представлять собой систему показателей, отражающих экономические результаты рекреационной деятельности с учетом их качественных свойств.

Многогранная роль туризма в жизни современного общества (особенно растущая экономическая эффективность отрасли) выдвинула в число главных задач научного исследования рекреационных ресурсов разработку методики их всесторонней (в том числе и экономической) оценки.

Цель экономической оценки необходимость объективно отразить, что теряет народное хозяйство и общество в целом при уничтожении рекреационного ресурса или отказе от его использования на территории, где этот ресурс предназначен для другой хозяйственной деятельности.

Ответить на этот вопрос очень сложно: во-первых, потому, что этот ресурс может быть уникальным и его качества и ценность нельзя возместить; во-вторых, в ряде случаев интересы общества и* индивида не совпадают, что может привести к безвозвратной потере ресурса как части национального богатства.

В связи с этим общество в целом каждый раз оказывается перед выбором: как эффективней использовать ту или иную территорию независимо от ее насыщенности рекреационными ресурсами; какой из форм хозяйственного использования территории следует отдать предпочтение; какие отрасли лучше всего дополняют друг друга при использовании одной и той же территории; какое сочетание отраслей недопустимо с точки зрения использования рекреационных ресурсов, поскольку ведет к значительному сокращению экономического эффекта?

Экономический эффект рекреационной деятельности проявляется, с одной стороны, в результативности функционирования учреждений лечения, отдыха и туризма, а с другой в развитии народного хозяйства страны в целом. В связи с этим на практике в зависимости от цели применяются два основных вида оценок: отраслевая (с позиции рекреационной отрасли) и народнохозяйственная (с позиции всего общества). Отраслевая оценка строится на сопоставлении затрат и доходов отрасли, а народнохозяйственная на основе общественных издержек и выигрыша общества от использования рекреационных ресурсов.

На сегодняшний день предложены десятки различных методик расчета экономической оценки рекреационных ресурсов. Одна из них, в частности, предложена американскими специалистами: в ней за основу принимают сумму затрат, произведенную отдыхающим. Другие берут во внимание лишь транспортные расходы рекреантов на дорогу к месту отдыха и обратно, поскольку они составляют основную часть расходов. В основе такого подхода лежит закономерность, выявленная М. Клаусом в США, подтверждающая тесную связь между расстоянием, транспортными расходами и количеством посещений туристского центра (например, увеличение транспортных затрат на 1 долл. сокращает количество посещений в расчете на каждую тысячу зрителей ближайшего к туристскому центру района с 500 до 400, из среднеудаленного с 1200 до 800 и из дальнего района со 100 посещений до 0). Основываясь на этой закономерности, стоимость рекреационных ресурсов данного туристского центра можно принимать как разницу между транспортными расходами на туристскую поездку к месту отдыха и обратно и его общими затратами, умноженную на число отдохнувших в течение года.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.102.217 (0.008 с.)